Звуки английских букв – 44 английские фонемы, которые разделяют на две категории: согласные и гласные. Поскольку звуки нельзя записать, то для передачи звуков на письме используют графемы (буквы или комбинации букв).
Английский алфавит
В английском языке 26 букв. Стандартный английский алфавит начинается с буквы a и заканчивается буквой z.
При классификации буквенных символов выделяют:
- 5 чистых гласных: a, e, i, o, u;
- 19 чистых согласных: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p , q, r, s, t, v, x, z;
- 2 полугласных: y, w.
Для изучения английского алфавита требуется знание как символа, представляющего каждую букву, так и фонетических звуков, связанных с этой буквой. Изучение фонетики английского языка сложное. Только малое количество букв не имеет исключений в основном звуке.
В большинстве случаев у каждой буквы есть несколько фонем. Буква B иногда звучит как bat (бэт) или не звучит, например, в словах crumb (крам), dumb (дам). Буква C звучит как «к» для cat (кэт) или «с» для ceiling (си:линг), или «тч» для church (тчё:тч). И список исключений бесконечен.
Гласные звуки
Гласные (Vowels) представляют главную категорию фонем в английской речи. В разговорном английском 20 гласных звуков. Это расхождение (по отношению к буквенным символам) лежит в основе сложности написания на английском языке.
Короткие | Длинные | Дифтонги |
a [æ] | A (ā) | |
e [ɛ] | E (ē) | |
i [ɪ] | I (ī) | [ɔɪ] |
o [ɒ] | O (ō) | [ɪə] |
u [ʌ] | U (ū) | |
[ʊə] | ||
[əʊ] | ||
Для коротких и длинных гласных используют дополнительные гласные звуки. Для звуков a и e – когда гласный сопровождает звук r. Для o варианты разнообразны.
Согласные звуки
Глухие | Звонкие | Другие |
p | b | c |
t | d | h |
k | g | j |
f | v | l |
s | z | m |
n | ||
q | ||
r | ||
w | ||
x | ||
y |
Алфавитный порядок
Транскрипция и ударение
Фонетические транскрипции рассказывают о произношении слов. В английских словарях это необходимое условие, поскольку написание не говорит о том, как произносится слово.
Фонетические транскрипции записываются в международном фонетическом алфавите (IPA), в котором каждому английскому звуку присвоен собственный символ. Например, основанная на IPA фонетическая транскрипция слова home – /hoʊm/, транскрипция come – /kʌm/, притом, что написание слов похоже (оба заканчиваются на –ome), но транскрибируются с отличиями.
Гласные | Согласные |
ʌ | b |
ɑ: | d |
æ | f |
e | g |
ə | h |
ɜ:ʳ | j |
ɪ | k |
i: | l |
ɒ | m |
ɔ: | n |
ʊ | ŋ |
u: | p |
aɪ | r |
aʊ | s |
eɪ | ʃ |
oʊ | t |
ɔɪ | tʃ |
eəʳ | θ |
ɪəʳ | ð |
ʊəʳ | v |
w | |
z | |
ʒ | |
dʒ |
Правила не охватывают полностью аспекты ударения в английских словах. Язык характеризуется наличием исключений, и сами англичане ошибаются, особенно, в многосложных словах.
Но, очевидно, что некоторые базовые правила все-таки применяются:
Префиксы в двухсложных словах не подвергаются ударению, кроме как в некоторых существительных или прилагательных. Двуслоговые существительные, начинающиеся с префикса, изучаются индивидуально.
Английские согласные звуки
Согласных букв в английском алфавите меньше, чем согласных звуков. Поэтому для расширения алфавита используются диграфы типа «ch», «sh», «th» и «zh», а некоторые буквы и орграфы представляют больше, чем только один согласный. Например, звук записанный «th» в this, транскрибируется как /ð/, и «th» в thin –/θ/.
Английские согласные звуки классифицируются по сочетанию функций:
Кроме того, есть функция «глухая альвеолярная остановка» , /t/, когда механизм воздушного потока опущен.
По способу образования согласные звуки делятся на:
- Апроксиманты: j, w, r.
- Девять фрикативных согласных звуков: f, v, θ, ð, s, z, ʃ,ʒ,h.
- Латеральный аппроксимант: l.
- Два аффрикативных звука: tʃ и dʒ.
- Шесть взрывных звуков: p,b, t, d, k, g.
- Носовые согласные: m, n, ŋ.
Звук – [x] – глухой фрикатив – для английского языка нестандартный. Хотя в некоторых оригинальных словах, типа ugh (тьфу!), является дополнительным маркером раздражения. В письменном виде фрикатив представлен как«gh».
Если Вы устали учить английский годами?
Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет! Удивлены?
Без домашки. Без зубрежек. Без учебников
Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:
- Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
- Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
- Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
- Скачаете словарик в форматах PDF и MP3 , обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз
Особенности английских согласных звуков
Комбинация согласных представляет набор из двух или трех согласных букв, которые при произнесении сохраняют исходный звук. Такие наборы встречаются либо в начале, либо в конце слова. Например, слово brave, в котором произносятся и «b» и «r» – начальная комбинация. В слове bank «-nk» – конечная комбинация.
Классификация:
- Начальные комбинации классифицируются в наборы с «l», «r», и «s». В «l» комбинация заканчивается на «l». Примером могут быть буквы «bl» в слове blind. Точно так же конечный звук в «r» в комбинации с «r», когда «br» и «cr», например, в словах bridge, crane. Напротив, в «s» начинается с s, «st» и «sn» – stap, snail.
- Конечные комбинации группируются в наборы с «s», «l» и «n»: -st, -sk, -ld, -nd, -nk. Примеры, first, desk, gold, sand, sink.
Диграфы
Согласные диграфы относятся к набору согласных, образующих один звук. Некоторые диграфы находятся как вначале, так и в конце слова – «sh», «ch» и «th». Различают и строгие начальные и конечные диграфы –«kn-» и «-ck».
Примеры диграфов:
Ch- | — ch |
Kn- | — ck |
Ph- | -sh |
Sh- | -ss |
Th- | -th |
Wh- | -tch |
Wr- |
Особенности диграфов:
Таблица произношения английских согласных звуков
b | b | bag , band , cab | бэг, бэнд,кэб |
d | d | dad , did , lady , odd [ɒd] | дэд, дид, лейди, од |
f | f, ph, иногда gh | fable , fact , if [ɪf], off [ɒf], photo , glyph | фейбл, фэкт, иф, оф, фоутоу, глиф |
g | g | give , flag | гив, флэг |
h | h | hold , ham | хоулд, хэм |
j | обычно представлен y, но иногда и другими гласными | yellow ,yes , young , neuron , cube | иелоу, иес, иянг, н(ь)юэрон, к(ь)ю:б – звук j похож на гласный звук i: . |
k | k, c, q, que, ck, иногда ch | cat , kill , queen , skin , thick [θɪk], chaos | кэт, кил, кви:н, сик, кейос |
l | l | lane , clip , bell , milk , sould | лейн, клип, бел, милк, соулд – имеет два варианта звучания: чистый /l/ перед гласной, «затемненный» /ɫ/ перед согласной или в конце слова |
m | m | man , them [ðem], moon | мэн, дзэм, му:н |
n | n | nest , sun | нест, сан |
ŋ | ng | ring , sing , finger
За [ŋ] иногда следует звук [g]. [ŋ], если «ng» находится в конце слова или родственного слова (sing, singer, thing), в «-ing», которое осуществляет перевод глаголов в причастия или герундии. [ŋg], если «ng» не на конце слова или в родственных словах, также в сравнительных степенях (longer , longest). |
/ринг/, /синг/, /фингэ/ |
p | p | pen , spin , tip , happy | пен, спин, тип, хэпи |
r | r | rat , reply , rainbow, | рэт, риплай,рейнбоу –
движение языка близко к альвеолярному гребню, но, не касаясь его |
s | s, иногда c | see , city, pass , lesson | си:, па:с, лесн |
ʃ | sh, si, ti, иногда s | she [ʃi:], crash , sheep [ʃi:p], sure [ʃʊə], session , emotion [ɪməʊʃn], leash | ши:, крэш, ши:п, шуэ, сешн, имэшн, ли:ш |
t | t | taste , sting | тейст, стинг |
tʃ | ch, иногда t | chair [ʧɛə], nature teach beach | т чэ э, ней т чэ, ти: т ч, би: т ч |
θ | th | thing [θɪŋ], teeth , Athens [æθɪnz[ | т синг, ти: т с, э т синз — глухой фрикатив |
ð | th | this [ðɪs], mother | д зис, ма д зэ – звонкий фрикатив |
v | v, иногда f | voice , five ,of [ɔv] | войс, файв, ов |
w | w, иногда u | wet , window , queen | у в ет, у в индэу, ку в и:н – [w] похож на |
z | z | zoo , lazy | зу:, лейзи |
ʒ | g, si, z, иногда s | genre [ʒɑːŋr], pleasure , beige , seizure , vision | жанр э, плежэ, бейж,си:жэ, вижэн |
dʒ | j,иногда g, dg, d | gin [ʤɪn], joy [ʤɔɪ], edge | джин, джой, едж |
Английские гласные буквы
Каждую английскую гласную произносят тремя способами:
- как длинный звук;
- как короткий звук;
- как нейтральный гласный звук (schwa).
В английском алфавите насчитывают 5 гласных, но иногда y становится гласным и произносится как i, а w заменяет u, например, в диграфе ow.
Правила чтения гласных букв
Короткие гласные, для которых характерен «краткий» звук, появляются, когда в слове присутствует одна гласная либо в начале слова, либо между двумя согласными. Например, if, elk, hop, fan. Типичный шаблон коротких гласных – согласный+гласный+согласный (СГС).
Слова преподаются в виде семейств, которые представляют группы слов с общим узором, например в шаблоне «-ag» – bag, wag, tag или «-at» – cat, bat, hat.
Звук | Буква | Примеры |
[æ] | a | rag, sag, ram, jam, gap, sap mat |
[ɛ] | e | hen, pen, wet, bet, let |
[ɪ] | i | pig, wig, dig, pin, win, tin, tin, bit |
[ɒ] | o | hop, pop, top, hot, pot, lot |
[ʌ] | u | bug, lug, tug, hut, but, cut |
Особенности чтения гласных букв:
Звук | Написание | Примеры |
A | ai, ay, a+согласный+e | name, mail, gray, ace |
E | e, ee, ea, y, ie ,ei, i+согласный+e | he, deep, beast, dandy, thief, receive, elite |
I | i, i+gn, igh, y, i+ld, i+nd | mine, sign, high, sky, wild, kind |
O | o+согласная +e, oa, ow, o+ll, ld | tone, road, note, know, roll, bold |
U | ew, ue, u+согласный+e | few, due, tune |
Гласный звук в безударных слогах выражается сокращенным нейтральным звуком («schwa»), фонемный символ / ə /, особенно если не используются слоговые согласные.
Например:
- a в about, around, approve, above [ə bʌv];
- e в accident, mother, taken, camera ;
- i в, family, lentil, officer pencil ;
- o в memory, common, freedom, purpose, London ;
- u в supply, industry, suggest, difficult, succeed, minimum ;
- и даже y в sibyl;
- schwa появляется в функциональных словах: to, from, are.
Особенности гласных звуков в английском языке
Гласные разделяются на монофтонги, дифтонги или трифтонги. Монофтонг, когда в слоге один гласный звук, дифтонг, когда в слоге два гласных звука.
Рассмотрим подробнее:
- Монофтонги – чистые и стабильные гласные , акустическая характеристика (тембр) которых не меняется в течение того времени, пока произносятся.
- Дифтонг – звук, образованный комбинацией двух смежных гласных в одном слоге. Технически язык (или другие части речевого аппарата) перемещается при произношении гласного звука – первая позиция сильнее, чем вторая. В транскрипции дифтонга первый символ представляет собой начальную точку тела языка, второй символ – направление движения. Например, следует знать, что в буквосочетании /aj/ тело языка находится в нижнем центральном положении, представленном символом /a/, и сразу начинает двигаться вверх и вперед, к позиции для /i/.
- Дифтонги часто формируются, когда отдельные гласные работают вместе при быстром разговоре . Обычно (в речи говорящего) тело языка не успевает добраться до положения /i/. Поэтому дифтонг часто заканчивается ближе к /ɪ/ или даже к /e/. В дифтонге /aw/ тело языка двигается с нижнего центрального положения /a/, затем перемещается вверх и назад к положению /u/. Хотя выделяют и единичные дифтонги, которые слышатся как отдельные гласные звуки (фонемы).
- В английском языке присутствуют и трифтонги (комбинации трех смежных гласных), включающие три звукотипа, например, fire /fʌɪə/, flower /flaʊər/. Но в любом случает все дифтонги и трифтонги образованы из монофтонгов.
Таблица произношения простых английских гласных звуков
Все гласные звуки формируются только из 12 монофтонгов. Каждое слово на английском языке, независимо от правописания, произносится с использованием некоторой комбинации этих звуков.
В таблице показаны примеры простых английских гласных с произношением на русском:
[ɪ] | pit, kiss, busy | пит, кис, бизи |
[e] | egg, let, red | ег, лет, ред |
[æ] | apple, travel, mad | эпл, трэвл, мэд |
[ɒ] | not, rock, copy | нот, рок, копи |
[ʌ] | cup, son, money | кап, сан, мани |
[ʊ] | look, foot, could | лук, фут, кулд |
[ə] | ago,away | эгэу, эвей |
be, meet, read | би:, ми:т, ри:д | |
[ɑ:] | arm, car, father | а:м, ка:, фа: д зэ |
[ɔ:] | door, saw, pause | до:, со:, по:з |
[ɜ:] | turn, girl, learn | тё:н, гё:л, лё:н |
blue, food, too | блу:, фу:д, ту: |
Таблица произношения дифтонгов
day, pain, rein | деи, пеин, реин | |
cow, know | коу, ноу | |
wise, island | ваиз, аилэнд | |
now, trout | нау, траут | |
[ɔɪ] | noise, coin | ноиз, коин |
[ɪə] | near, hear | ниэ, хиэ |
[ɛə] | where, air | вэ э, э э |
[ʊə] | pure, tourist | п(ь)юэ, ту э рист |
Учим транскрипцию английских слов
Рассмотрим некоторые особенности английской транскрипции:
В интернете онлайн имеется большое количество видео, чтобы слушать произношение звуков, а также можно потренироваться, используя упражнения.
МОУ «Школа №9» г. Рязани
27.09. 2017
Урок обучения грамоте.
Учитель начальных классов Долбня Н. В.
Тема урока: Гласный звук [о], буквы О, о; Ё, ё.
Цели урока:
Учить обозначать гласный звук [о] буквами О, о, Ё, ё.
Упражнять в чтении слогов и слов с буквами О, о, Ё, ё.
Развивать фонематический слух.
Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Воспитывать любовь к русской природе.
Оборудование: таблица с изображением букв О, о, Ё, ё, лента букв, мяч, слоговая таблица, диск с музыкальной физкультминуткой, буквы из магнитной азбуки, «звуковые домики» для слов.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Чтение наизусть выученных стихов о буквах А, Я.
Игра «Придумай слог».
– Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, и давать команду: «Согласный твёрдый или согласный мягкий», а вы будете называть слоги с гласным [а], где звук согласный твёрдый, затем – мягкий. (МА, МЯ; НА, НЯ; ЛА, ЛЯ; РА, РЯ.)
3. Чтение с доски слоговой таблицы со звуком [а].
4. Звуковая зарядка.
– Повторите за мной чистоговорку:
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Со-со-со – мы купили колесо.
– Какой звук мы учились с вами говорить? (Звук [о]).
5. Постановка цели.
– Послушаем последний звук в слове колесо. Какой он? (Гласный [о]).
– Сегодня мы узнаем, какая буква нужна, чтобы его обозначить.
III . Знакомство с буквами О, о, Ё, ё.
Беседа о буквах по таблице на доске.
– На таблице вы видите буквы. Они называются О, о, Ё, ё. Их две. Одни – заглавные, другие – строчные. На что они похожи? (Ответы детей).
Послушайте стихи об этих буквах.
О знакомо нам давно:
Круг, баранка, колесо.
А у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
– Когда гласные буквы выполняют свою работу? (Когда перед ними стоят согласные).
Посмотрите на таблицу в учебнике на странице 40 и проследите: когда слышим согласный твёрдо, после него стоит гласный [о], то работает буква О, о. Когда слышим согласный мягко, после него стоит звук [о], то работает буква Ё, ё.
– Так для чего нужны буквы О, о, Ё, ё? (Чтобы обозначать гласный звук [о] и отдавать команду согласному о «мягкости» и «твёрдости».)
– Давайте повторим хором буквы гласного звука: О, о, Ё, ё.
2. Звуковой анализ.
Работа на странице 40 учебника.
– Посмотрите на схемы рядом с рисунком детей. как здесь работают буквы О и Ё? (О обозначает гласный звук [о] и даёт команду «твёрдости» согласному звуку, а Ё обозначает звук [о] и даёт команду «мягкости» согласному звуку).
– Правильно. Теперь без труда озвучим имена детей. (Тоня, Сёма.)
– Сколько слогов в этих именах? (Два.)
– Почему? (Потому что в них два гласных звука.)
– Какой из них ударный слог? (Первый.)
– Эти дети идут в гости. Посмотрите, как Сёма мечтает об угощении. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, чем их будут угощать.
(Сок, мёд, торт.)
– Чем сходны эти слова? (В них один слог. Один гласный звук [о].)
– Чем отличаются? (Звук [о] обозначен разными буквами.)
– В каких словах буква отдаёт команду «твёрдости»? (Сок, торт.)
В каком слове буква отдаёт команду «мягкости» согласному звуку? (Мёд.)
IV . Физкультминутка. (Используется диск с музыкальной физкультминуткой.)
Стая птиц летит на юг.
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.
(Потягивания – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед.)
И опять пора в дорогу. Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут руками.)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся за парты.)
V . Упражнение в чтении.
1. Чтение слогов по табличке на странице 40.
2. Чтение по слоговой «дорожке» в разных позициях: бо, бё, во, вё, и т.д.
3. Составление и чтение детьми слогов с буквами о и ё на магнитной доске.
4.Чтение имён: Рома, Лёня.
– Почему слова начинаются с заглавной буквы? (Это имена людей.)
VI . Закрепление материала.
1. Звуковой анализ «Засели домик для звуков».
Задание выполняется по рядам. Каждому ряду нужно заселить один «звуковой домик». У доски работает «представитель» с каждого ряда. Затем проверка с места. Дети дают пояснения и характеристику звуков.
2. Чтение слоговой таблицы на странице 41.
3. Упражнение в чтении.
– Сегодня в нашей физкультминутке говорилось о том, что птицы улетают на юг. В какое время года это бывает? (Осенью.)
Чтение стихотворения «Осень» К. Бальмонта на странице 39.
– Какие слова использует поэт для того, чтобы показать, почему изменяется природа? («Стали дни холоднее». «Солнце реже смеётся».)
– Что он говорит о птицах? («От птичьего крика стало грустнее». «Стаи птиц улетают прочь за синее море».)
– А что ещё вы знаете об осенних изменениях в природе? (Листья на деревьях изменяют свой цвет.)
– Какого цвета бывают листья? (Жёлтые, красные, оранжевые.)
– Какими становятся деревья? (Красивыми.)
Чтение стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» на странице 39.
– Что он говорит о плодах рябины? (Кисти ярко-красные.)
– Что общего в этих стихотворениях? (Грустное настроение.)
– Почему оба поэта грустят в свои стихотворениях? (Им жаль уходящую красивую осень. Они не хотят прощаться с птицами. Грустят потому, что впереди долгая холодная зима.)
– Передалось ли вам грустное настроение поэтов? (Да.)
VII . Итог урока.
– Какие буквы мы узнали сегодня? (О, о, Ё, ё.)
– Какой звук обозначают эти буквы? (Звук [о]).
– Какие команды дают согласным буквы О и Ё? (Команду «твёрдости» и «мягкости».)
– Чем занимались на уроке сегодня, зная эти буквы? (Упражнялись в чтении слогов и слов с этими буквами.)
– О каком красивом времени года мы поговорили? (Об осени.)
При произнесении долгого закрытого [о:] задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу и язык оттянут назад, губы сильно округлены и выдвинуты вперед, мускулы сильно напряжены. Установка речевых органов не изменяется от начала до конца артикуляции. При произнесении краткого открытого [o] язык несколько меньше оттянут назад, чем при долгом закрытом [о:]; рот открыт, губы слегка округлены и мало выдвинуты вперед, мускулы мало напряжены.
Русский звук «о» не однороден, так как установка органов речи не сохраняется от начала до конца артикуляции звука. При его произнесении происходит скольжение языка и губ в нейтральное положение, поэтому при произнесении русского «о» сначала слышится «у», а затем открытое «о» и в конце артикуляции «а», т.е. [у-о-а]. При произнесении русского «о» губы не напряжены. Сравните русский звук «о» с немецким звуком [о:] в словах: rot - «рот», Ton - «тон», произнесенных преподавателем.
Буквенное обозначение звуков [о:], [o]
Звук |
Буква |
Примеры |
Ofen, Boot, Ohr oft, morgen, kornmen |
Прочтите слова. Следите за длительностью и чистотой звука [о:], не допускайте изменения в его произношении. Обратите внимание на произношение звука [о:] в начале слов с твердым приступом:
Прочтите следующие слова. Следите за краткостью произнесения звука [o]:
Упр. 3 [- пропуск - ]
Прочтите слова с закрытым [о] в безударном открытом слоге. Следите за тем, чтобы этот безударный гласный не переходил в звук [а]:
(die) Pho"netik |
||||
(der) Pro"fessor |
||||
(der) No"vember |
2. Звук [r] после смычных согласных и кратких гласных 1
Звонкий щелевой согласный [r] или язычковый вибрант [r] произносится после смычных согласных (р, b, t, d, k, g, m, n) перед гласным и после кратких гласных звуков.
1 См. фонетический справочник.
Прочтите слова со звуком [r]:
3. Согласные звуки [j], [ç]
Звук [j] является звонким согласным, а звук [ç] - соответствующим ему глухим согласным. При произнесении этих звуков средняя спинка языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель; шум трения воздуха о края щели образует глухой согласный [ç].
Для постановки звука [ç] следует исходить из русского «й» (мой, твой, свой, май, дай, злой), произнесенного шепотом.
Звук [ç] произносится после i, ä, ü, ö, ei, ai, äu, eu, после согласных b, n, r, l и в суффиксах -chen, -ig, -lich. Не следует смешивать немецкий звук [ç] с русским смягченным звуком |х"], так как в русском языке это заднеязычный согласный. Сравните немецкий согласный [ç] с русским согласным [х"] в словах Chemie: «химия», произнесенные преподавателем.
В немецком языке звук [ç] обычно называют Ich-Laut.