Гештальтпсихология основные положения и законы. Что такое гештальт простыми словами

Определение «гештальт» в психологии произошло от немецкого слова «образ», «форма», «структура». Оно означает цельность восприятия или равновесие сил, влияющих на элементы окружающего мира. Гештальт психология исходит из принципа: незавершенные дела и непроизошедшие события мешают человеку получать удовольствие от жизни.

Понятие гештальтпсихологии появилось приблизительно в 1912 году, когда Макс Вертхаймер описал феномен несводимости восприятия целого к совокупности отдельно взятых элементов.

Что же такое - гештальт? Под этим термином подразумевается понятие единого целого, представляющего собой нечто отличное от суммы его отдельных частей. Общего между двумя терминами - только слово гештальт. Основатель терапии Перлз имел о гештальтпсихологии поверхностное представление, освоив лишь часть фундаментальных трудов, посвященных этому вопросу. Он использовал некоторые идеи, но не более того.

Гештальт - это , а терапия содержит в себе лишь малую часть его элементов. Она представляет собой смесь психодрамы, аналитики и биоэнергетики.

Гештальт психология - что это такое простыми словами? Это научное направление, нацеленное на изучение особенностей человеческого восприятия. Экспериментальным путем было найдено несколько любопытных особенностей психики, таких как законы соотношения и группировки объектов.

Основной принцип психологии гештальт: целое не просто сумма его частей, а нечто более значительное. Человек воспринимает окружающее целостно, то есть он видит не совокупность отдельных линий и точек (дерево, а не набор из листьев, веток и ствола).

Защитные механизмы

Основной гештальт подход в психологии - это понимание и уважение защитных механизмов человека, необходимых для комфортного взаимодействия с окружающим миром. Они требуются индивидууму для прерывания психотравмирующего контакта и сохранения своей целостности.

Еще в бессознательно создает защитные механизмы, рассматриваемые в гештальт психологии. Они позволяют выйти из травмирующей ситуации, прервать контакт с окружающей средой. С другой стороны, их появление ведет к тому, что ситуация не имеет своего завершения, поскольку дискомфорт слабо осознается и психотравмирующие события повторяются вновь.

Что такое в гельштат психологии защитные механизмы? Это невротические процессы и особенности поведения, неосознанно используемые человеком для прерывания болезненного контакта. Переживания и болезненные чувства являются сигналом о насущной потребности. Однако особенности человеческой психики таковы, что он часто неосознанно прибегает к самоманипуляции и саморегуляции.

Самоманипуляция - что это в гештальт психологии? Метод прекратить выявление чувств и удовлетворение определенной нужды. Часто человек не способен ориентироваться в своих переживаниях и делает вывод, что его потребность должна удовлетворяться окружающими, или же, напротив, направляет негативные чувства на себя, а не во внешнюю среду. Так выглядит защитный механизм: происходит избегание, прерывание контакта со средой.

Основные защитные механизмы в гештальт психологии это:

  • интроекция представляет собой состояние, при котором человек без внутренней оценки впускает внутрь себя какие-либо установки или моральные принципы других людей, слепо принимая их на веру;
  • конфлюенция (слияние с кем-либо) проявляется в том, что человеку сложно разграничить себя с другими или выделить свое основное переживание. В этом случае в речи субъекта будет постоянно прорываться местоимение «мы»;
  • эготизм представляет собой преувеличение эго, когда субъект закрывается в себе и не может позволить полностью раствориться в происходящем (человек в футляре);
  • проекция - это когда человек приписывает другим объектам что-то, свойственное его внутреннему миру;
  • ретрофлексия - это когда человек адресует себе то, что предназначалось окружающей среде (проекция наоборот).

Гештальт терапия проводится длительно и осторожно, под руководством Человек с психологическими проблемами еще в детстве привыкает существовать в определенных эмоциональных рамках (тоннеле защитных механизмов) и форсированный вывод за пределы этого ограничения может осложниться психосоматическими заболеваниями или даже декомпенсаций. Лучше будет, если насыщенные переживания и «страсти» войдут в жизнь клиента постепенно.

Гештальт психолог поможет человеку обрести осознанность, для этого в арсенале терапии имеются специальные техники и приемы, позволяющие постепенно адаптироваться и выйти из сложного состояния и добиться полноценного контакта с окружающей средой.

Гештальт-терапия: техники, чему учит гештальт-терапия

Ведущими методами терапии являются ролевые игры. Эти практики помогают клиенту найти решение проблемы, найти выход из тупиковой ситуации. Ф. Перлз нашел эффективную технику, которая позволяет освободиться от негатива и найти решение проблемы. Она называется «пустой стул». Человеку предлагают представить, что на нем сидит конкретный человек. Воображаемому собеседнику легче «высказать» претензии и освободиться от психологического груза.

Часто применяемой техникой гештальт-терапии является анализ сновидений. Считается, что методика позволяет определить индивидуальные особенности клиента, а также восстановить в памяти любые психотравмирующие Человеку предлагают в течение 2 недель вести дневник, в котором записывать сновидения. После чего надо выбрать самый яркий из них и разыграть его в присутствии специалиста. Предполагается, что это поможет воссоединиться с эпизодами прошлого, которые до этого клиент отказывался признавать.

Известным гештальт-методом является битье подушек, освобождающее от невысказанного гнева. Клиент представляет объект, который вызывает у него агрессию и избивает его, избавляясь от сдерживаемого гнева.

Повысить осознанность помогает следующая гештальт-техника:

Клиент вслух произносит фразу, четко определяющую его самость, например:

  • я осознаю, что я нахожусь в этой комнате и сижу на стуле;
  • я осознаю, что я в данный момент ощущаю грусть.

Этим способом субъект отделяет свои внутренние ощущения от субъективных оценок и интерпретаций. Эта простая и очень распространенная методика помогает создать представление о том, как пациент осознает себя.

Незавершенный гештальт

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз определил главную причину внутреннего ощущения неудовлетворенности жизнью (иначе говоря, отсутствие счастья). По его мнению, фактором, создающим невроз, является не закрытый гештальт. Для его завершения необходимо добиться индифферентного отношения к нему. Чем больше негатива клиент ощущает к ситуации, тем сложнее добиться закрытия гештальта.

Что такое незавершенный гештальт в психологии? Это не достигнутая цель, провоцирующая повторение жизненных ситуаций и связывающая клиента с определенными людьми. Иначе говоря, это:

  • невоплощенные желания;
  • незавершенные дела и планы;
  • непредвиденный и болезненный разрыв личных отношений.

Любой эпизод из жизни, который периодически всплывает в памяти и при этом вызывает сильные негативные переживания, представляет собой незавершенный гештальт.

Избавиться от него следует по двум причинам:

  1. Ситуация вызывает внутреннее напряжение, Создает неудовлетворенность жизнью и снижение самооценки.
  2. Становится серьезной преградой на пути к достижению остальных целей. Человек чувствует неуверенность в своих силах.

Часто такие люди не могут налаживать контакты с окружающими, изматывая их постоянными экскурсами в прошлое и жалобами на неудовлетворенность жизнью. В этом случае помогут сознательные действия по завершении гештальта. Психологи рекомендуют реализовать самую незамысловатую и даже нелепую мечту, на достижение которой не уйдет много сил и времени. Например, можно научиться готовить какое-нибудь экзотическое блюдо, танцевать вальс или плавать брасом. Замечено, что после этого начнут закрываться остальные, более важные гештальты.

Проекция и интроекция в гештальт-терапии

Для повышения осознанности психологи учат клиентов работать с двумя основными защитными механизмами - проекцией и интроекцией:

  • Проекция - это особенность психики, когда человек склонен приписывать живым и неживым объектам свойства, присущие собственному внутреннему миру. Человек по своей природе склонен предвосхищать события, опираясь при этом на свой негативный опыт. В речи клиента это проявляется изобилием местоимений «они», «ты». Человек не в состоянии признать в себе злость или неприязнь, жалуется на других, проецируя на них свои эмоции: «я не нравлюсь им», «ты меня не ценишь».
  • Состояние, когда человек переносит на других качества или эмоции, которыми он обладает сам или хотел бы иметь, называется зеркальная проекция. Нередко эта ситуация не позволяет индивидууму признать свои ценные черты или качества, приписывая их посторонним людям, а себя считая недостойным обладания.
  • Ситуация, когда человек переносит на других свойства или эмоции, которые не желает признать в себе, именуется проекцией катарсиса.
  • Также существует дополнительная проекция, когда индивидуум придает другим надуманные свойства, установки, эмоции, которые каким-нибудь образом оправдывают его собственные неприглядные качества.
  • Механизм, при помощи которого человек усваивает чужие идеи или принципы без критической оценки и осмысления, называется интроекция. Такие вещи носитель транслирует безапелляционным тоном. Например: «старших нужно уважать», «опаздывать некрасиво», «недопустимо причинять человеку боль».

В процессе развития дети усваивают поведенческие паттерны, установки, представления об окружающих, верования и способы . Они воспринимают их без понимания ответственности и проецируют в свою жизнь, получая обратную связь. Здоровая позиция взрослого человека заключается в ясном видении мира, осознании своих проекций, проявлении ответственности и сочувствия к другим. В процессе терапии специалист помогает клиенту обрести осознанность и взять на себя ответственность за жизненные события.

Кому может быть полезна гештальт психология и терапия?

Гештальт-терапия обладает широчайшим радиусом применения, который значительно больше, чем у других направлений психологии. Возможна индивидуальная, семейная и групповая терапия, работа с клиентами детского возраста, семинары и др. Этот вид терапии используется в частных и государственных медицинских учреждениях, а также центрах личностного роста.

Что такое гештальт психология и кому она рекомендуется? Это направление психологии представляет интерес для клиентов, работающих над расширением самосознания, развитием ответственности и самосовершенствованием. Гипнолог и гипнотерапевт Никита Валерьевич Батурин проводит очные и заочные консультации, тренинги и сеансы. Его деятельность направлена на помощь людям, страдающим депрессиями, фобиями, повышенной тревожностью, пониженной самооценкой.

Гештальт терапия применима для работы с разновозрастными группами людей, клиентами с тяжелыми психологическими нарушениями. Наилучшую эффективность метод проявляет в терапии клиентов с фобиями и депрессиями, нарушением внутренних ограничений, повышенной тревожностью и склонностью к перфекционизму.

Также терапия с успехом применяется в устранении психосоматических заболеваний, например, нарушений функций ЖКТ, мигренозных головных болей, спазмов мышц спины и шеи. Гештальт-терапевты также работают с семейными парами, разрешая психологические конфликты. Сеансы способны помочь при некоторых психических отклонениях и тяжелых эмоциональных нарушениях.

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет Психологии образования

Курсовая работа

по курсу: Общая психология

Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Студента группы (ПОВВ)-31

Башкиной И.Н.

Преподаватель: д. п. наук

Профессор

Т. М. Марютина

Москва, 2008 г

Введение

1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии

1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии

1.2Основные идеи гештальтпсихологии

2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии

2.1 Постулаты М. Вертгеймера

2.2Теория «Поля» Курта Левина

Заключение

Введение

Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX- начала XXвека.

Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).

Эти учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.

4. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

1. Возникновение и развитие гештальтпсихологии

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

1.1 История возникновения гештальтпсихологии

гештальтпсихология психология вертгеймер левин

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира - физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона (1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(PsychologischeForschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.

Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

1.2 Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеория возникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Человек может осознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, и для психологии личности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.


2. Основные идеи и факты гештальт-психологии

2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые привели его к обоснованию положений новой психологической школы.

В 1910 году в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне он встречается с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой, которые становятся вначале испытуемыми в опытах Вертгеймера по исследованию восприятия, а затем его друзьями и коллегами, в содружестве с которыми были разработаны основные положения нового психологического направления – гештальт-психологии. Перейдя в Берлинский университет, Вертгеймер занимается преподавательской и исследовательской деятельностью, уделяя значительное внимание исследованию мышления и обоснованию основных принципов гештальт-психологии, которые излагаются в основанном им (совместно с Келером и Коффкой) журнале “Психологическое исследование”. В 1933 году ему, как и Левину, Келеру и Коффке пришлось уехать из фашистской Германии. После эмиграции в США он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, однако создать новое объединение единомышленников ему не удалось.

Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия.

Остановимся подробнее на этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом . Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы нового подхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймер обосновывал совместно с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левиным.

Таким образом в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальт-психологии, Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.”

Исследования восприятия, а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальт-психологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем “полем” действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и дает возможность соотнести и структурировать между собой отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношения образов предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Считая перцептивные процессы врожденными, и объясняя их особенностями организации коры головного мозга, Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическим гештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся психические образы. Таким образом вводилась необходимая объективность, которая превращала психологию в объяснительную науку.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.

Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:

1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения - инсайт.

5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.

Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.

Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Изучением его развития занимался главным образом К. Коффка, который стремился соединить генетическую психологию и гештальт-психологию. Он, также как и Вертгеймер, окончил Берлинский университет, а затем работал под руководством Штумпфа, написав докторскую диссертацию о восприятии музыкального ритма (1909).

В своей книге «Основы психического развития» (1921), и других работах Коффка доказывал, что от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуации. К такому выводу он пришел потому, что считал, что процесс психического развития - это рост и дифференциация гештальтов. Это мнение разделяли и другие гештальт-психологи. Изучая процесс восприятия, гештальт-психологи утверждали, что его основные свойства появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.

Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (1-2 месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон. Это неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) - окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное (фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции , был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения . Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коффка изложил в работе «Принципы гештальт-психологии» (1935). В этой книге описываются свойства и процесс формирования восприятия, на основании которых ученым сформулирована теория восприятия, не потерявшая значения и в настоящее время.

Исследованием развития восприятия у детей занимался еще один ученый (представитель Лейпцигской группы гештальт-психологов) Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования геометрических фигур детьми разного возраста. Так при рисовании конуса 4-5 летние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожими гештальтами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводил и сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети видели и тех, которые они не видели, а только ощупывали. При этом оказалось, что в том случае, когда дети ощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передавая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило, как и доказывали гештальт-психологи, схватывание целостного образа предмета, его формы, а затем его просветление и дифференциация. Эти исследования гештальт-психологов имели большое значение для отечественных работ по исследованию зрительного восприятия в школе Запорожца, и привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о том, что в процессе восприятия существуют определенные образы - сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов.

Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал В. Келер. Свою научную деятельность он начинал в Берлинском университете, обучаясь у известного психолога, одного из основателей европейского функционализма К. Штумпфа. Наряду с психологическим получил физико-математическое образование, его учителем был создатель теории квантов Макс Планк.

После встречи с Максом Вертгеймером, Келер становится одним из его горячих сторонников и сподвижником в разработке основ нового психологического направления. За несколько месяцев до начала первой мировой войны Келер, по предложению Прусской академии наук, отправился на испанский остров Тенериф (на Канарских островах) для изучения поведения шимпанзе. Его исследования, легли в основу его знаменитой книги “Исследование интеллекта человекообразных обезьян” (1917). После войны Келер вернулся в Берлинский университет, в котором в это время работали и другие члены научного содружества - Вертгеймер, Коффка, Левин, возглавив кафедру психологии, которую до него занимал его учитель К. Штумпф. Таким образом Берлинский университет становится центром гештальт-психологии. В 1933 году Келер, как и многие другие немецкие ученые, эмигрирует в США, где продолжает научную работу.

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию “инсайта” (озарение). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы “двухфазными”, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия, получить другое, которое было необходимо для решения проблемы - например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки. Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели - например, для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Вопрос, на который отвечал эксперимент, состоял в выяснении того, каким способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути. Объясняя феномен “инсайта” он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, а только от способа расположения предметов в поле. Именно это “переструктурирование” и происходит в момент “инсайта”.

Доказывая универсальность открытого им процесса решения задач, Келер, по возвращении в Германию, провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям подобную проблемную ситуацию. Например, детям предлагалось достать машинку, которая была расположена высоко на шкафу. Для того, чтобы ее достать детям надо было использовать разные предметы - лесенку, ящик или стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик, но наибольшие затруднения вызывал вариант, где в комнате был только стул, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается как предмет, помогающий достать что-то, расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудностей. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как он может осознаваться в нескольких функциях, что же касается стула, то он осознается ребенком уже включенным в другой гештальт - со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить прежде целостный образ - стол-стул на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую роль. Именно поэтому этот вариант является самым сложным для решения.

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая этот вопрос, он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих в коре головного мозга. Изоморфизм, то есть идея о соответствии между физической, физиологической и психологической системами, давал возможность привести сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним, физическим гештальтам, соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь, связаны психологические образы и понятия.

Изучение изоморфизма привело его к открытию новых законов восприятия – значения (предметности восприятия) и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции ), изложенных им в книге “Гештальт-психология” (1929). Однако теория изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальт-психологии в целом.

2.2 Динамическая теория личности и группы К. Левина

Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля ". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные проявления. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в другом виде деятельности. Но некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность росли.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, и они вошли в его фильм «Хана садится на камень». Это сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером (за предметом с отрицательной валентностью), следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных и завершенных действий. Эксперименты подтвердили его прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда.

Подход К. Леви отличало два момента.

Во-первых, он ушел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

Во-вторых, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус и она не сводилась только к удовлетворению своих биологических потребностей.

Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и «аффект неадекватности», который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Заключение

Наконец, в заключение, остановимся на общей оценке гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий.

Введенный гештальтпсихологией структурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как «великое незыбленное завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.

Среди других достижений гештальтпсихологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“.

Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию,

Теория гештальтпсихологии, в основном интерпретация в ней интеллекта, была предметом специального рассмотрения в трудах Ж.Пиаже.

Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципах основывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии –гештальттерапия, основателем которой является Ф.Перлз (1893-1970).

Отсюда ясно, какое огромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.

Список использованной литературы

1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994.

2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, М, 1982.

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1999.

5. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1999.

6. Левин К, Дембо, Фестфингер Л, Сире П. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты.М., 1982.

7. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

8. Марцинковская Т.Д. История психологии., М. Академия,2004.

9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Питер.2008.

11. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 2000.

12. Шульц Д, Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 1998

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Много вы помните таких ситуаций, когда, например, общение с вашими клиентами на работе прошло на позитивных нотах, и вы при этом сумели очень легко договориться о сделке? Немного? Смутно? Помните что было, но детали в памяти не сохранились?

А когда, наоборот, всё закончилось ссорой, непониманием? Намного лучше и ярче отображается в воспоминаниях? Все верно, именно так оно и бывает у большинства людей. Это и есть гештальт .

Пока он не закрыт и «это все вертится у вас в голове», вам трудно будет обрести покой, равновесие и почувствовать себя счастливым. Методы гештальтпсихологии как раз и помогают избавиться от всего «застрявшего в голове» и продолжить счастливо жить, получая от этого удовольствие.

Что такое гештальт и почему он нас преследует

Слово само по себе происходит от немецкого (кто бы сомневался, исходя из его звучания) Gestalt . В буквальном переводе оно означает фигуру, образ, форму или структуру (можете сами в Гугл переводчике глянуть). Другими словами, это целостный образ, который является чем-то большим, чем сумма его составляющих.

Ввел его в обиход немецкий философ более века назад, и дал более точное, но менее понятное объяснение (оно приведено в размещенном ниже ролике).

Хотите пример такого образа (гештальта)? Ну, возьмите мелодию. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики — искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению . Наверняка у вас в памяти сохранился лучше образ фильма, который вам не удалось досмотреть. Покопайтесь в своей голове. А сколько раз вы видели, когда травмированный спортсмен все равно стремиться хотя бы доковылять до финиша. Стремление к завершению — оно присуще всем нам.

Все это происходит на уровне подсознания и обычный человек (не умеющий профессионально копаться в своей голове) всего этого просто не осознает. Однако, некоторые незавершенные гештальты очень глубоко «заседают в голове» и преследуют нас (порой всю жизнь), накладывая свой отпечаток на поведение. Больше всего склонны к этому люди , то есть с .

Человек раз за разом вытягивает из памяти какую-то проблемную, так до сих пор и не разрешенную ситуацию, и она его терзает. Это может длиться годами, уходя корнями зачастую в самое детство. Вся загвоздка в том, что причина проблемности этой ситуации (незавершенность гештальта) нами попросту не осознается , что и мешает выйти из нее.

Это как заноза, от которой мы чувствуем дискомфорт, но понять первопричину не можем. Гештальтпсихология как раз и признана указать человеку на эту занозу и помочь от нее избавиться. Нет, даже не так. Не указать, а научить самим находить эту взаимосвязь и избавляться от таких душевных заноз в дальнейшем уже самостоятельно.

Такая терапия призвана научить человека самостоятельно избавляться от деструктивных гештальтов , чтобы он мог идти по жизни не хромая на обе ноги, а спокойно и конструктивно строя свое будущее (без лишних незавершенных психологических проблем за плечами).

Первопричиной всех проблем в гештальтпсихологии признается то, что данный конкретный человек не может жить настоящим и тащит с собой из прошлого все незакрытые гештальты. Постоянно их извлекает из памяти, прокручивает и страдает оттого, что сделал тогда что-то не так. Закрыть все эти проблемы и научить человека жить настоящим — это и есть задача терапевта практикующего эту методику.

Взгляд в историю гештальтпсихологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

«Гештальт-терапия : возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами , поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более . Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными , на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы

Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.

Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.

Примеры

Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.

Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг . Потом целую неделю ходит грустным по квартире.

Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.

Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.

Эта ситуация останется незакрытой , если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как проходит сеанс гештальт-терапии

Терапия-гештальт – это, простыми словами, попытка закрыть те вещи и жизненные ситуации, которые не дают человеку покоя .

Если это индивидуальный сеанс, то клиент рассказывает психологу о том, что его тревожит. И терапевт помогает найти выход. Главное здесь слово – «помогает», а не «указывает» на решение проблемы.

Если психотерапевт сразу укажет, как стоит поступить, что делать, как мыслить, то гештальт закроется, да. Но при дальнейших похожих ситуациях человек снова не будет знать, что делать, как совладать с собой и окружающим миром. Поэтому психолог учит правильно мыслить , самостоятельно выходить из лабиринта неурядиц.

В арсенале терапевта не только обычная беседа с клиентом, но и много методик. Например, есть методика, подходящая для людей, у которых остался незакрытый гештальт с каким-то человеком, с которым уже невозможно физически поговорить и решать проблему. Допустим, он не желает с ним видеться, выехал в другую страну либо скончался.

В этом случае, напротив клиента ставят стул и просят представить, что на нём сидит тот, с кем произошло непонимание или на него таят сильную обиду. Это может занять некоторое время, поскольку нужно углубиться в ситуацию. После чего клиент должен сказать образу, что он его прощает, отпускает, больше не держит негативные чувства. Перед этим может «ему» высказать весь негатив – выпустить пар.

Принцип «Здесь и сейчас» в гештальтпсихологии

Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым . А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру.

Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами:

  1. А какие у вас сейчас отношения?
  2. Что вы чувствуете, когда это говорите?
  3. Как можно исправить данную ситуацию сегодня?
  4. Как эта ситуация влияет на вас сейчас?

Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад.

Понимание того, что человек должен жить в данный момент и час, даётся нам очень сложно. Мы часто застреваем то ли в прошлом, то ли в мечтах о будущем.

Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас.

Когда стоит обратиться к гештальт-психологу?

Разные направления психотерапии подходят для какого-то типа людей и определённой сферы проблем, а для каких-то не подходят. Как понять, что нужно вам и нужно ли вообще?

При каких обстоятельствах нужно обращаться к профессионалу , который разбирается в гештальт-терапии? Ответ вовсе не очевиден, но честные ответы на ряд вопросов (они приведены ниже), помогут вам разобраться.

Если вы нашли в себе какой-то их приведенных ниже симптомов (или несколько из них сразу), то стоит всерьез задуматься о методах гештальтпсихологии:

  1. У вас часто случаются стрессовые ситуации;
  2. Имеются трудности общения с родителями/детьми/друзьями/мужем/женой;
  3. Сложно адаптироваться к новому окружению;
  4. Вы погружены в длительное депрессивное состояние;
  5. Вы жертва морального или физического насилия;
  6. Периодически возникает непонятное чувство грусти или пустоты;
  7. Вы пережили тяжёлую потерю и нуждаетесь в поддержке;
  8. У вас есть фобии, которые ухудшают качество жизни;
  9. Вы не можете достичь поставленной цели;
  10. Вы не можете удовлетворить своё желание;
  11. Вы не можете начать жить сегодняшним днём;
  12. Вам сложно определить, что чувствуете.

Нужно подобрать психотерапевта, с которым будем комфортно общаться. Не бойтесь поменять нескольких, пока не найдёте подходящего. Тогда эффективность сеансов будем намного выше, и вы останетесь довольны результатом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ипохондрия - это обычное нытьё или серьёзное заболевание Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой Депрессия - это плохое настроение или психическое заболевание Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения

Гештальтпсихология возникла в двадцатых годах двадцатого века и носит ярко выраженный интегративный характер. М. Вертгеймер, В. Кёлер и К. Коффка (основатели нового направления) решили, что поведение человека, его сознание невозможно изучать отдельно, это тупиковый путь. Сознание человека собирает части опыта в некую целостную структуру, которую назвали гештальтом. Если назвать предмет, которым занимается гештальтпсихология, кратко, это и будет сам гештальт.

Целое не является просто суммой своих частей. Задачей психологов ставится не изучение отдельных процессов восприятия, а объяснение, по каким принципам эти части группируются. Это знание используется терапевтом, чтобы объяснить пациенту его поведение, помочь стать более гармоничной личностью.

Структурные закономерности восприятия

Гештальтпсихологам удалось открыть несколько принципов, согласно которым организуется восприятие человека. Вот они:

  1. Схожесть. Вместе воспринимаются те объекты, которые схожи: по форме, цвету или очертаниям.
  2. Целостность. Мы упрощаем сложные объекты, объединяя их в знакомую форму.
  3. Близость. Объекты, расположенные рядом, привычно группируются.
  4. Замкнутость. Чаще всего нам хочется завершить фигуру, чтобы она имела целостную форму.
  5. Завершенность. Наш мозг умеет дорисовывать, заполнять пробелы, чтобы предмет обрел цельный вид.
  6. Фигура и фон. При восприятии объекта он выступает фигурой, остальное – фон, на который мы не обращаем внимания. В связи с этим принципом есть ряд картин, которые мы можем воспринять как одним, так и другим образом.

Восприятие, конечно, штука интересная, но как мы можем на практике применить эти знания? Для чего они могут пригодиться?

Терапия с помощью гештальта

Через двадцать лет после основания гештальтпсихологии супруги Пёрлз основали новое направление в психотерапии – гештальттерапию. Они считали, что организм, представляющий собой единство функций психики, обладает способностью приспосабливаться к окружающей среде, а также поддерживать саморегуляцию. Терапевты помогали пациентам рассмотреть свое «я» на фоне всего остального, понять собственную суть, отрешаясь от фона: конфликтных ситуаций, неприятных эмоций.

Методы гештальттерапии:

  1. Ролевые игры, техника «пустого стула». Пациенту предлагается увидеть оппонента, сидящим на стуле и высказать ему все, что накипело. Это помогает избавиться от негатива, а также увидеть новое решение проблемы.
  2. Анализ сновидений. Чаще всего человеку предлагают записывать все свои сновидения, а потом выбрать наиболее значительное, разыграть его в жизни. Это позволяет соединиться с тем прошлым, которое пациент отрицал.
  3. Битье дивана палками – забавно звучит, но работает, чтобы выпустить пар.
  4. Техника «Я знаю, что я…» повышает уровень осознанности, приближает к самости, позволяет оставаться в настоящем.

Советую один из методов попробовать самостоятельно. Навредить не должно! Спасибо за внимание, делитесь статьей в социальных сетях, и до новых встреч!

С уважением, Александр Фадеев!

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.