Героическая история. первым героем ссср стал лётчик, а последним — водолаз

О чем может рассказать сухая статистика о числе удостоенных звания Героя Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы
Сколько героев Великой Отечественной войны было в Советском Союзе? Казалось бы, странный вопрос. В пережившей страшнейшую трагедию XX века стране героем был каждый, кто защищал ее с в руках на фронте или у станка и в поле в тылу. То есть каждый из ее 170-миллионного многонационального народа, который вынес тяжесть войны на своих плечах.

Но если отвлечься от патетики и вернуться к конкретике, то вопрос можно сформулировать иначе. Каким образом в СССР отмечалось, что человек - герой? Верно, званием «Герой Советского Союза». А спустя 31 год после войны появился еще один знак героизма: с Героями Советского Союза уравняли полных кавалеров ордена Славы, то есть удостоенных всех трех степеней этой награды. Получается, что вопрос «Сколько героев Великой Отечественной войны было в Советском Союзе?» точнее сформулировать так: «Сколько человек в СССР были удостоены звания Героя Советского Союза и стали полными кавалерами ордена Славы за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны?».

На такой вопрос можно получить совершенно конкретный ответ: в общей сложности 14 411 человек, из них 11 739 Героев Советского Союза и 2672 полных кавалера ордена Славы.

Первые Герои Советского Союза в годы войны

Число Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны, - 11 739. Звание это было присвоено посмертно 3051 из них; 82 человека были лишены звания в дальнейшем по решению суда. 107 героев были удостоены этого звания дважды (семеро - посмертно), трое - трижды: маршал Семен Буденный (все награждения произошли после войны), подполковник Александр Покрышкин и майор Иван Кожедуб. И лишь один - маршал Георгий Жуков - стал четырежды Героем Советского Союза, причем одну награду он заслужил еще до Великой Отечественной войны, а в четвертый раз получил ее в 1956 году.

Среди удостоенных звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны были представители всех родов и видов войск в званиях от рядового до маршала. И каждый род войск - будь то пехотинцы, летчики или моряки - гордится первыми сослуживцами, получившими высшее почетное звание.

Летчики

Первые звания Героя Советского Союза летчикам были присвоены 8 июля 1941 года. Причем и тут пилоты поддержали традицию: шестеро летчиков были первыми Героями Советского Союза в истории этой награды - и трое летчиков первыми удостоены этого звания в годы Великой Отечественной войны! 8 июля 1941 года оно было присвоено летчикам-истребителям 158-го истребительного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии Северного фронта. Младшие лейтенанты Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов получили награды за совершенные в первые дни войны тараны. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, Михаил Жуков погиб в январе 1943 года в схватке с девятью немецкими истребителями, а Петр Харитонов, тяжело раненный в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 уничтоженных самолетов противника.


Летчик-истребитель у своего самолета P-39 «Аэрокобра». Фото: waralbum.ru



Пехотинцы

Первым Героем Советского Союза среди пехотинцев 22 июля 1941 года стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии Западного фронта полковник Яков Крейзер. Он был награжден за успешное сдерживание немцев на реке Березина и в боях за Оршу. Примечательно, что полковник Крейзер стал и первым среди военнослужащих-евреев, получивших в годы войны высшую награду.

Танкисты

22 июля 1941 года высшую награды страны получили сразу три танкиста - командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта старший сержант Александр Борисов, командир отделения 163-го разведывательного батальона 104-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта младший сержант Александр Грязнов (ему звание было присвоено посмертно) и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта капитан Иосиф Кадученко. Старший сержант Борисов через полторы недели после награждения скончался в госпитале от тяжелых ран. Капитан Кадученко успел побывать в списках погибших, в октябре 1941-го попал в плен, трижды безуспешно пытался бежать и был освобожден только в марте 1945-го, после чего воевал вплоть до Победы.

Саперы

Среди бойцов и командиров саперных частей первым Героем Советского Союза стал 20 ноября 1941 года помощник командира взвода 184-го отдельного саперного батальона 7-й армии Северного фронта рядовой Виктор Карандаков. В бою под Сортавалой против финских частей он огнем из своего пулемета отразил три вражеские атаки, чем фактически спас полк от окружения, на следующий день возглавил контратаку отделения вместо раненого командира, а еще через два дня вынес раненого командира роты из-под огня. В апреле 1942 года потерявший в боях руку сапер был демобилизован.


Саперы обезвреживают немецкие противотанковые мины. Фото: militariorgucoz.ru



Артиллеристы

2 августа 1941 года первым артиллеристом - Героем Советского Союза стал наводчик «сорокопятки» 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Кольчак. 13 июля 1941 года он за час боя сумел поразить из своей пушки четыре вражеских танка! Но о присвоении высокого звания Яков не узнал: 23 июля он был ранен и попал в плен. Освободили его в августе 1944 года в Молдавии, и до победы Кольчак дошел в составе штрафной роты, где воевал сначала стрелком, а потом командиром отделения. А высокую награду бывший штрафник, на груди которого уже красовались орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги», получил в Кремле только 25 марта 1947 года.

Партизаны

Первыми Героями Советского Союза из числа партизан стали предводители партизанского отряда «Красный Октябрь», действовавшего на территории Белоруссии: комиссар отряда Тихон Бумажков и командир Федор Павловский. Указ об их награждении был подписан 6 августа 1941 года. Из двух героев до Победы дожил только один - Федор Павловский, а комиссар отряда «Красный Октябрь» Тихон Бумажков, успевший получить в Москве свою награду, погиб в декабре того же года, выходя из немецкого окружения.

Морские пехотинцы

13 августа 1941 года звания Героя Советского Союза был удостоен командир отделения морского добровольческого отряда Северного флота старший сержант Василий Кисляков. Высокую награду он получил за свои действия в середине июля 1941 года, когда возглавил взвод вместо убитого командира и сначала вместе с товарищами, а потом один удерживал важную высоту. К концу войны на счету капитана Кислякова были несколько десантов на Северном фронте, участие в Петсамо-Киркенесской, Будапештской и Венской наступательных операциях.




Политруки

Первый указ о присвоении звания Героя Советского Союза политработникам Красной армии был издан 15 августа 1941 года. Этим документом высшей награды были удостоены заместитель политрука радиороты 415-го отдельного батальона связи 22-го Эстонского территориального стрелкового корпуса Северо-Западного фронта Арнольд Мери и секретарь партийного бюро 245-го гаубичного артиллерийского полка 37-й стрелковой дивизии 19-й армии Западного фронта старший политрук Кирилл Осипов. Мери был награжден за то, что, дважды раненый, сумел остановить отступление батальона и возглавил оборону штаба корпуса. Осипов в июле-августе 1941 года фактически работал связным командования дивизии, сражавшейся в окружении, и несколько раз переходил линию фронта, доставляя важные сведения.

Медики

Среди армейских медиков, получивших звание Героя Советского Союза, первым стал санитарный инструктор 14-го мотострелкового полка 21-й мотострелковой дивизии войск НКВД Северного фронта рядовой Анатолий Кокорин. Высокая награда была присвоена ему 26 августа 1941 года - посмертно. Во время боя с финнами он остался последним в строю и подорвал себя гранатой, чтобы не попасть в плен.

Пограничники

Хотя советские пограничники первыми приняли на себя вражеский удар 22 июня 1941 года, Герои Советского Союза среди них появились только два месяца спустя. Зато сразу шесть человек: младший сержант Иван Бузыцков, лейтенант Кузьма Ветчинкин, старший лейтенант Никита Кайманов, старший лейтенант Александр Константинов, младший сержант Василий Михальков и лейтенант Анатолий Рыжиков. Пятеро из них служили в Молдавии, старший лейтенант Кайманов - в Карелии. Все шестеро получили награды за свои героические действия в первые дни войны - что, в общем, неудивительно. И все шестеро дошли до конца войны и продолжали службу после Победы - в тех же погранвойсках.

Связисты

Первый Герой Советского Союза среди связистов появился 9 ноября 1941 года - им стал командир радиоотделения 289-го истребительно-противотанкового полка Западного фронта младший сержант Петр Стемасов. Награжден он был за свой подвиг 25 октября под Москвой - во время боя заменил раненого наводчика орудия и вместе с расчетом подбил девять вражеских танков, после чего вывел бойцов из окружения. А потом воевал до Победы, которую встретил уже офицером.


Полевая связь. Фото: pobeda1945.su

Кавалеристы

В тот же день, что и первый герой-связист, появился и первый герой-кавалерист. 9 ноября 1941 года звание Героя Советского Союза посмертно присвоено командиру 134-го кавалерийского полка 28-й кавалерийской дивизии Резервной армии Южного фронта майору Борису Кротову. Высшей награды он был удостоен за подвиги во время обороны Днепропетровска. Какими трудными были те бои, можно представить себе по одному эпизоду: последним подвигом комполка стал подрыв вражеского танка, прорвавшегося в глубину обороны.

Десантники

«Крылатая пехота» обрела своих первых Героев Советского Союза 20 ноября 1941 года. Ими стали командир отделения роты разведки 212-й воздушно-десантной бригады 37-й армии Юго-Западного фронта сержант Яков Ватомов и стрелок той же бригады Николай Обухов. Оба получили награду за подвиги в августе-сентябре 1941 года, когда десантники вели тяжелые бои на востоке Украины.

Моряки

Позднее всех - только 17 января 1942 года - первый Герой Советского Союза появился в советском Военно-морском флоте. Посмертно высшей награды был удостоен стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота краснофлотец Иван Сивко. Свой подвиг, который так высоко оценила страна, Иван совершил в составе печально знаменитого десанта в губу Большая Западная Лица. Прикрывая отход сослуживцев, он, сражаясь уже в одиночку, уничтожил 26 врагов, а потом подорвал себя гранатой вместе с окружившими его гитлеровцами.


Советские моряки, герои штурма Берлина. Фото: radionetplus.ru



Генералы

Первым удостоенным звания Героя Советского Союза генералом Красной армии стал 22 июля 1941 года командир 19-й танковой дивизии 22-го мехкорпуса 5-й армии Юго-Западного фронта генерал-майор Кузьма Семенченко. Его дивизия принимала активное участие в самом крупном танковом сражении Великой Отечественной войны - битве под Дубно - и после тяжелых боев попала в окружение, но генерал смог вывести своих подчиненных через линию фронта. К середине августа 1941 года в дивизии остался всего один танк, и в начале сентября она была расформирована. А генерал Семенченко провоевал до конца войны и в 1947 году ушел в отставку в том же звании, в котором начинал воевать.

«Бой идет не ради славы…»

В годы Великой Отечественной войны существовала самая почетная солдатская награда - орден Славы. И ее лента, и ее статут очень напоминали другую солдатскую награду - знак отличия ордена Святого Георгия, «солдатский Егорий», особо почитавшийся в армии Российской империи. Всего орденом Славы за полтора года войны - с момента его учреждения 8 ноября 1943 года и до Победы - и в послевоенное время были награждены больше миллиона человек. Из них почти миллион - орденом третьей степени, свыше 46 тысяч - второй, и 2672 человека - первой степени, они стали полными кавалерами ордена.

Из 2672 полных кавалеров ордена Славы 16 человек в дальнейшем по разными причинам были лишены награды по решению суда. Среди лишенных был и единственный кавалер пяти орденов Славы - 3-й, трех 2-й и 1-й степени. Кроме того, 72 человека были представлены к четырем орденам Славы, но, как правило, не получали «избыточную» награду.


Ордена Славы 1-й, 2-й и 3-й степени. Фото: Центральный музей Вооруженных Сил


Первыми полными кавалерами ордена Славы стали сапер 1134-го стрелкового полка 338-й стрелковой дивизии ефрейтор Митрофан Питенин и командир отделения 110-й отдельной разведывательной роты 158-й стрелковой дивизии старший сержант Шевченко. Ефрейтор Питенин был представлен к первому ордену в ноябре 1943 года за бои в Белоруссии, ко второму - в апреле 1944-го, а третьему - в июле того же года. Но получить последнюю награду не успел: 3 августа он погиб в бою. А старший сержант Шевченко все три ордена получил в 1944 году: в феврале, апреле и июле. Он закончил войну в 1945 году в звании старшины и вскоре демобилизовался, вернувшись домой не только с тремя орденами Славы на груди, но и с орденами Красной Звезды и Отечественной войны обеих степеней.

А еще были четыре человека, которые получили оба знака высшего признания воинского героизма - и звание Героя Советского Союза, и звание полного кавалера ордена Славы. Первый - старший летчик 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии гвардии старший лейтенант Иван Драченко. Звание Героя Советского Союза он получил в 1944 году, а полным кавалером ордена Славы стал после перенаграждения (двойное награждение орденом 2-й степени) в 1968 году.

Второй - командир орудия 369-го отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона 263-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта старшина Николай Кузнецов. В апреле 1945 года он получил звание Героя Советского Союза, а после перенаграждения в 1980 году (двойное награждение орденом 2-й степени) стал полным кавалером ордена Славы.

Третьим был командир орудийного расчета 175-го гвардейского артиллерийско-минометного полка 4-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Белорусского фронта старший сержант Андрей Алешин. Героем Советского Союза он стал в конце мая 1945 года, а полным кавалером ордена Славы - после перенаграждения (двойное награждение орденом 3-й степени) в 1955 году.

Наконец, четвертый - старшина роты 293-го гвардейского стрелкового полка 96-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Белорусского фронта гвардии старшина Павел Дубинда. У него, пожалуй, самая необычная судьба из всех четверых героев. Моряк, он служил на крейсере «Червона Украина» на Черном море, после гибели корабля - в морской пехоте, защищал Севастополь. Здесь и попал в плен, из которого бежал и в марте 1944 года был вновь зачислен в действующую армию, но уже в пехоту. Полным кавалером ордена Славы стал к марту 1945 года, а в июне того же года получил и звание Героя Советского Союза. Кстати, среди его наград был редкий орден Богдана Хмельницкого 3-й степени - своего рода «солдатский» полководческий орден.

Многонациональный героизм

Советский Союз был действительно многонациональной страной: в данных последней предвоенной переписи 1939 года фигурируют 95 национальностей, не считая граф «другие» (другие народности Севера, другие народности Дагестана). Естественно, среди Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы были представители почти всех советских народностей. Среди первых - 67 национальностей, среди вторых (по явно неполным данным) - 39 народностей.

Число героев, отмеченных высшими званиями, среди той или иной национальности в целом соответствует и отношению числа соплеменников к общей численности довоенного СССР. Так, лидерами во всех списках были и остаются русские, за ними следуют украинцы и белорусы. А вот дальше ситуация разная. Например, в первой десятке награжденных званием Героя Советского Союза за русскими, украинцами и белорусами следуют (по порядку) татары, евреи, казахи, армяне, грузины, узбеки и мордва. А в первой десятке полных кавалеров ордена Славы после русских, украинцев и белорусов идут (также по порядку) татары, казахи, армяне, мордва, узбеки, чуваши и евреи.


Залогом победы над фашизмом были единство и сплоченность народов СССР. Фото: all-retro.ru



Но судить по этим статистическим данным, какой народ был более героическим, а какой менее, бессмысленно. Во-первых, многие национальности героев были случайно, а то и преднамеренно указаны неверно или отсутствовали (скажем, национальность зачастую скрывали немцы и евреи, а варианта «крымский татарин» в документах переписи 1939 года просто не было). А во-вторых, даже сегодня сведены воедино и учтены далеко не все документы, касающиеся награждения героев Великой Отечественной войны. Эта колоссальная тема еще ждет своего исследователя, который наверняка подтвердит: героизм - это свойство каждого отдельного человека, а не того или иного народа.

Национальный состав Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны*

Русские - 7998 (в том числе 70 - дважды, 2 - трижды и 1 - четырежды)

Украинцы - 2019 (в том числе 28 - дважды),

Белорусы – 274 (в том числе 4 - дважды),

Татары - 161

Евреи - 128 (в том числе 1 - дважды)

Казахи - 98 (в том числе 1 - дважды)

Армяне - 91 (в том числе 2 - дважды)

Грузины - 90

Узбеки - 67

Мордва - 66

Чуваши - 47

Азербайджанцы - 41 (в том числе 1 - дважды)

Башкиры - 40 (в том числе 1 - дважды)

Осетины - 34 (в том числе 1 - дважды)

Марийцы - 18

Туркмены - 16

Литовцы - 15

Таджики - 15

Латыши - 12

Киргизы - 12

Карелы - 11 (в том числе 1 - дважды)

Удмурты - 11

Эстонцы - 11

Аварцы - 9

Поляки - 9

Буряты и монголы - 8

Калмыки - 8

Кабардинцы - 8

Крымские татары - 6 (в том числе 1 - дважды)

Чеченцы - 6

Молдаване - 5

Абхазы - 4

Лезгины - 4

Французы - 4

Карачаевцы - 3

Тувинцы - 3

Черкесы - 3

Балкарцы -2

Болгары - 2

Даргинцы - 2

Кумыки - 2

Хакасы - 2

Абазинец - 1

Аджарец - 1

Алтаец - 1

Ассириец - 1

Испанец - 1

Китаец (дунганин) - 1

Кореец - 1

Словак - 1

Тувинец – 1

* Список неполный, составлен с использованием данных проекта «Герои страны» (http://www.warheroes.ru/main.asp) и данных писателя Геннадия Овруцкого (http://www.proza.ru/2009/08/16/901).

Национальный состав полных кавалеров ордена Славы, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны**

Русские - 1276

Украинцы - 285

Белорусы - 62

Татары - 48

Казахи - 30

Армяне - 19

Мордва - 16

Узбеки - 12

Чуваши - 11

Азербайджанцы - 8

Башкиры - 7

Киргизы - 7

Удмурты - 6

Туркмены - 5

Буряты - 4

Грузины - 4

Марийцы - 3

Поляки - 3

Карелы - 2

Латыши - 2

Молдаване - 2

Осетины - 2

Таджики - 2

Хакасы - 2

Абазинец - 1

Кабардинец - 1

Калмык - 1

Китаец - 1

Крымский татарин - 1

Литовец -1

Турок-месхетинец - 1

Чеченец - 1

** Список неполный, составлен с использованием данных проекта «Герои страны» (http://www.warheroes.ru/main.asp).

Самое время написать про героя, прославившегося в Великой Отечественной войне своими ратными подвигами. Ведь такие люди ковали победу. Иван Кожедуб стал героем Советского союза три раза подряд! В истории страны такая почесть была оказана только трем людям: собственно, Кожедубу, маршалу и министру обороны Семену Буденному и летчику Александру Покрышкину. Герой этой статьи был самым результативным среди летчиков Советского союза и летчиков союзных войск во Второй Мировой войне. На его счету 64 победы в воздушных баталиях. Первую свою звезду героя Иван Никитович получил почти 70 лет назад — 4 февраля 1944 года. На тот момент ему было 24 года. Трижды герой Советского союза показывал своим примером, что один в поле может быть воином.

Родившийся в селе в бедной семье церковного старосты, Иван Никитович был самым младшим из пяти детей. Мальчик родился после ужасающего голода. Отец Вани был человеком для своего низкого происхождения на удивление образованным и умным. В перерывах между тяжелой работой он читал детям книги и даже сочинял стихи. Но не только хорошее домашнее образование дал своему сыну церковный набожный староста. Отец держал мальчика в строгости, но в рамках разумного. В пять лет Ваня уже караулил сад от воров, не смыкая всю ночь глаз. Это казалось странным поступком: воры в то время были редкими гостями. В более сознательном возрасте Кожедуб поинтересовался у отца, зачем он посылал его охранять сад, который никому толком был не нужен. Староста отвечал, что это только для того, чтобы воспитать в сыне стойкость к испытаниям.

После окончания школы будущий герой поступил в химико-технологический техникум, параллельно он подрабатывал в библиотеке. Иван Кожедуб, как и , относился к авиации как к увлечению. Также, как и первый человек в космосе, он ходил в аэроклуб, где показывал себя подающим надежды летчиком. Служба в армии окончательно дала Ивану уверенность в выборе дальнейшей профессии. Он оканчивает с отличием летную школу и ему, как одному из лучших курсантов, было предложено остаться на должности лётчика-инструктора. В то время он летал на «УТ-2» и «И-16».

Во время войны молодого летчика эвакуировали вместе со всей его летной школой в Казахстан. Кожедуб страстно просил командование отправить его на фронт бить немцев. Просьба была удовлетворена только в 1942 году. В ноябре этого же года Иван Никитович прибыл в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. Спустя полгода Кожедуб вылетел на войну, на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой прошел для будущего аса достаточно неудачно. Он был сбит очередью «Мессершмитта-109», в довершение ко всему прочему советские зенитки случайно попали по его «Ла-5». С большим трудом Кожедуб посадил самолет, но восстановлению боевая машина не подлежала. Знаменитого летчика даже хотели отстранить от полетов, переведя его на пост оповещения. За молодое дарование вступился командир эскадрильи. Летчик не подвел доверие начальства, и летом Ивану было присуждено звание младшего лейтенанта, а чуть позже он стал заместителем командира. 6 июля 1943 года на Курской дуге Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет. Им был бомбардировщик «Юнкерс» «Ю-87». На следующий день Иван повторил свой подвиг, а 9 июля сбил сразу два истребителя. В августе 1943 года великого летчика назначили командиром эскадрильи.

30 сентября 1943 года Иван сопровождал переправу войск через Днепр. Молодой летчик, оставшийся в воздухе без прикрытия, заметил вдалеке немецкие «Юнкерсы». Пусть это и было безрассудно, но Кожедуб направил свой самолет в их стройный клин. Будущий прославленный ас сумел вторгнуться в звенья противников. Немецкие бомбардировщики порядком растерялись, перестали бомбить колону войск и перегруппировались для нападения. Вовремя собравшись, летчик заметил отбившийся от «стаи» «Юнкерс» «Ю-87», который и сбил. Бомбардировщикам пришлось отступить. После боя Иван Никитович сказал фразу, которую после повторял довольно часто: «Воюют не числом, а умением!»

Но спустя всего три дня Ивану пришлось действительно несладко. Кожедуб вместе со своими сослуживцами прикрывали плацдарм на берегу реки на девяти самолетах «Ла-5» (летчики называли их «лавочкины»). В небе показалась колонна бомбардировщиков «Юнкерс-87» из девяти самолетов, прикрываемых шестью истребителями «Ме-109». Кожедуб с товарищами не растерялся и набросился на значительные силы противника, которые не ожидали подобной прыти. Были сбиты два бомбардировщика, колонна повернула назад, теряя боевые единицы. К октябрю 1943 года командир эскадрильи совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 немецких самолётов.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с захватчиками, Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза. Несмотря на частый обстрел силами противника, Кожедуб умудрялся выживать в любых условиях. После очередного разрушения боевой машины на деньги местного колхозника-пчеловода был построен гибридный самолет, на котором ас летал с мая 1944 года. Продолжалось это до августа, когда герою выделили новый истребитель «Ла-7». 19 августа за исключительную дисциплину и воинское ремесло командование присудило Кожедубу звание героя Советского союза во второй раз. За ним числилось 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В середине февраля 1945 года на Ивана Кожедуба напал неизвестный в то время самолет. Это был новейший немецкий истребитель-бомбардировщик «Люфтваффе» или «Me-262». Боевая машина была чуть ли не самым передовым чудом военной промышленности того времени за счет впечатляющей скорости. Но и она была сбита в ходе продолжительного боя нашим знаменитым летчиком, привыкшим атаковать с дальнего расстояния.

В апреле 1945 года с Иваном произошла довольно странная история. Отгонявший от самолетов союзников немецкие истребители, Кожедуб был атакован американскими боевыми машинами, спутавшими его с немцем. Иван подбил два самолета, которые действительно принадлежали ВВС США.

18 августа 1945 года за исключительное мастерство Кожедуб получает третью «Золотую звезду» героя Советского союза. За всю свою летную карьеру ас был сбит много раз, но всегда он старался посадить самолет, что ему удавалось. Отличавшийся исключительным мастерством, нечеловеческой точностью и умением выполнять сложнейшие фигуры летного пилотажа, Кожедуб редко переходил в ближний бой, стараясь попасть с дальней дистанцией. В 1985 году он получил звание маршала авиации. Скончался герой 8 августа 1991 года.

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Не знаю как сейчас,но в советское время практически каждый школьник знал о выдающихся советских асах Иване Никитовиче Кожедубе,сбившем 62 немецких самолета,и Александре Ивановиче Покрышкине,свалившем на землю 59 фашистов,и удостоенных за свои выдающиеся подвиги трижды высокого звания Героя Советского Союза.

Покрышкин Александр Иванович (21.02(06.03)1913-1985 гг.) - летчик-истребитель, маршал авиации (1972 г.), трижды Герой Советского Союза (24 мая, 24 августа 1943 г., 19 августа 1944 г.).

Родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск) в семье рабочего. После окончания 7-летней школы работал слесарем, затем окончил Пермскую авиашколу техников (1933 г.), Курсы усовершенствования технического состава и Качинскую авиашколу (1939 г.).

Великую Отечественную войну встретил заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи, помощником командира и командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, а с мая 1944 г. - командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-1 воздушной армии Северо-Кавказского фронта.

За участии в 54 сражениях, в которых лично было сбито 13 самолетов противника, награжден Звездой Героя Советского Союза. Вторым званием Героя Советского Союза Покрышкин был отмечен за участие в воздушных боях на Кубани (совершено 455 боевых вылетов, сбито 30 самолетов противника).

За командование дивизией в боях над Прутом, Яссами и участие в Львово-Сандомирской операции (к маю совершил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных боях, лично сбил 53 самолета) первым был удостоен третьей «Золотой Звезды».

В 1968 -1971 гг. был заместителем главнокомандуещего ПВО страны, а в 1972-1981 гг. - председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден многими орденами и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кожедуб Иван Никитович - был пятым ребенком в бедной крестьянской семье.Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. К шести годам Иван пошел в школу. После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г. судьба привела его в аэроклуб.

В начале войны сержант Кожедуб еще более настойчиво занимается "истребительным" самообразованием. Осенью 1942 г. после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб был направлен в Москву, откуда попал в 240-й иап.В августе 1942 г. 240-й иап был вооружен новейшими в то время истребителями Ла-5. Переучивание провели наспех, и полк понес на Сталинградском направлении тяжелые потери.

Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 г. после напряженной месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями летчики приступили к полетам на новых машинах. В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлета из-за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолет и спланировал на край летного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома он попал под удар вражеских истребителей, пытаясь атаковать группу бомбардировщиков, а затем попал в зону огня своей же зенитной артиллерии. Самолет его получил тяжелые повреждения, Кожедуб чудом остался жив.

Во время 40-го боевого вылета на Курской дуге в паре со своим неизменным ведомым В. Мухиным, Кожедуб сбил своего первого немца — "лаптежника". Кожедуб одержал 4 официальные победы. Он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы. Из его машин наиболее известны две. Одна — Ла-5ФН с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам имела удивительную фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал май — июнь 1944 г., сбил 7 самолетов. Вторая — Ла-7, с бортовым номером 27. На этом истребителе Иван Никитович летал в "маршальском" гиап, на нем закончил войну, на нем сбил 17 вражеских машин.

19 февраля 1945 г. над Одером в паре с Дмитрием Титаренко он встретил Ме-262. Это была одна из первых в мировой авиации побед в воздухе над реактивным самолетом. В апреле 1945 г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского Б-17 и заметил группу приближающихся самолетов. Советский ас обстрелял ведущего — тот взорвался в воздухе.

Этот бой был одной из первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой воздушной войны в Корее. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. После войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче.

Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.

Буденный Семён Михайлович (13 апреля (25 апреля) 1883 — 26 октября 1973) - один из первых Маршалов Советского Союза в истории революции в России. Буденный был призван на службу в дореволюционную русскую армию в возрасте 20 лет. Он происходил из семьи безземельного батрака. Потом - «мальчик на побегушках» у купца, подручный кузнеца, кочегар...

В армии Буденный был зачислен в конницу, участвовал в русско-японской войне. Империалистическая война началась для него с боя под Варшавой. Через несколько дней он проявил себя в разведке и был награжден Георгиевским крестом. Закончил войну на русско-турецком фронте с полным "бантом" георгиевских крестов всех четырех степеней и четырьмя медалями. Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.

1918 год: Буденный - командир отряда. добровольцев, командир эскадрона, кавалерийского дивизиона, помощник командира полка, бригады, исполняющий обязанности начдива. 1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии... Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника. Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами. В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились. В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено. В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета). Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину". Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии.

Тремя медалями “Золотая Звезда” награждены три человека: маршал Советского Союза Буденный С.М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968), генерал-полковник авиации Кожедуб И.Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945) и маршал авиации Покрышкин А.И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).