Герой советского союза а маресьев подвиг. Краткая биография Маресьев А

Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь - подвиг.

Алексей Маресьев родился на Волге, в Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца - тот умер от ран вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. Были серьёзные проблемы с суставами. Сильные боли приводили к тому, что мальчик зачастую просто не мог ходить. Страдал он и от мигреней. Другой бы сдался, опустил руки. Маресьев был не из таких.
После окончания ФЗУ Алексей работал токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого предложения-приказа - казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета, но всё обошлось. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.

В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война.

Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта.

Четвёртого апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Алексей огляделся, вокруг - безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Во что бы то ни стало. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены.

Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли - началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину.

Замерзавшего в лесу пилота нашли и спасли сельские мальчишки. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.
Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце.

Тогда, в госпитале, Маресьев вряд ли мог знать об истории русского лётчика Александра Прокофьева-Северского, который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе. Воспитанные на романтике боевых походов Красной армии, об этом факте наверняка не слышали и другие советские лётчики, лишившиеся на фронтах одной или двух ног. Помимо А. П. Мересьева, снова смогли подняться в воздух ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии полковник А. И. Грисенко, гвардии подполковник И. С. Любимов, майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, гвардии капитан З. А. Сорокин, гвардии капитан Г. П. Кузьмин, старший лейтенант И. М. Киселёв. Один авиатор, старший лейтенант И. А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации.

В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А. М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты.

Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. Есть версия, что писатель не решился дать герою своего произведения настоящее имя, так как опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь серьёзный проступок, и повесть не напечатают. Так появился известный читателям Мересьев. События, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романтических отношений с девушкой, образ которой, несмотря на писательский вымысел, понравился прототипу.

«Повесть о настоящем человеке» была опубликована уже после войны, через три года после того, как Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Говорят, советские идеологические работники боялись, что немцы подумают, будто в Красной Армии совсем уж плохи дела, раз сажают за штурвалы самолётов инвалидов. Впрочем, это, скорее, домыслы. Сразу после войны Борис Полевой на встрече с читателями в Доме г. Калинина сообщил, что недавно закончил рукопись повести об удивительном лётчике, а значит, в военные годы она ещё не была написана.

Эта книга стала настольной для миллионов людей. После издания в СССР в 1946 году её перевели почти на все языки мира. По ней был снят художественный фильм, а в Большом театре поставлена одноимённая опера С. С. Прокофьева.
В художественное произведение не вместишь все штрихи биографии настоящего человека. Об одних только воздушных боях Маресьева можно написать целую книгу. Однажды отважный лётчик спас от гибели двоих сослуживцев и сбил два вражеских истребителя. За этот подвиг 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. На его счету - 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника, причём 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майора Маресьева назначили инспектором-лётчиком управления высших учебных заведений ВВС.
1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С того же времени был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга «На Курской дуге».
Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. Незадолго до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания.

Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества.

(16 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области) в семье рабочего.

Об этом свидетельствует запись в метрической книге Свято-Троицкой церкви Камышина. Впоследствии в документах Маресьева ошибочно написали день рождение 20 мая, на что он не стал обращать внимания.

В три года он остался без отца , который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать одна растила троих сыновей.

Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.

Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом - осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.

В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.

В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.

После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.

5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.

Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.

В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.

Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.

В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.

В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.

Он создал и возглавил региональный общественный фонд "Инвалиды Великой Отечественной войны".

Маресьев — автор мемуаров "На Курской дуге" (1960).

Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.

Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.

В честь Алексея Маресьева малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.

В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева "За волю к жизни". Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.

Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).

ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.

Семья

  • Отец - Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
  • Мать - Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
  • Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
  • Старший сын - Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды ВОВ".
  • Младший сын - Алексей (1958–2002).

Учеба

  • В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным - семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
  • В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
  • В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. - Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).

Работа и служба

  • В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
  • В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере "Партизан". Занимался в аэроклубе.
  • Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
  • В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
  • С 1940 г. - летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
  • С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. направлен на Юго-Западный фронт (первый боевой вылет - 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога).
  • Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.

Подвиг

  • 4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования - 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
  • В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там - русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли. Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть

Николай Малин

Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

  • С июня 1943 г. - в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
  • В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
  • 20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь - после ампутации.

После войны

  • В 1944–1946 гг. - инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
  • В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
  • В 1948–1949 гг. - начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
  • В период с 1956 по 1983 г. - ответственный секретарь, а с 1983 г. - 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. - Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. - первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
  • 8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
  • В 1997–2001 гг. - руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды Великой Отечественной войны".
  • Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Звания и регалии

  • Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
  • Полковник (1978).
  • Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
  • Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
  • Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
  • Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
  • Лауреат Российской национальной премии "Олимп" (титул "Национальный герой", 2000).
  • Автор брошюры "На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы" (1960).

Повесть о настоящем человеке

  • Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
  • Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
  • Подвиг пилота лег в основу спектаклей "Упавший с неба" (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, "Геликон-опера", 2012) и "Алексей Маресьев" (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.

Именем Маресьева названы улицы в Камышине, Горно-Алтайске, Ибреси, Актюбинске (Казахстан), Стара-Загоре (Болгария) и Ташкенте (Узбекистан); малая планета 2173 Maresjev; школы в Москве и Орле.

Памятники и бюсты установлены в Камышине, Комсомольске-на-Амуре. Мемориальные доски - в Москве (Тверская, 19), Батайске, Ибреси.

С 2006 г. постоянная экспозиция, посвященная жизни Алексея Маресьева, действует в Камышинском историко-краеведческом музее. 13 мая 2016 г. на месте обнаружения летчика жителями деревни Плав открыт памятный знак с копией винта истребителя Як-1. 22 июня 2016 г. в Камышине открыли памятник самолету Як-1 .

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье".

  • Легендарный летчик Алексей Маресьев - настоящая история спасения

Биография которого описана в статье, - знаменитый советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека - это правдивая повесть о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать - Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья - Петр, Алексей и Николай, - они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит отваге и пошел в общеобразовательную школу в родном городке. После ее окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу у юного Алексея душа не лежала. В мыслях он всегда рисовал себе непостижимое небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень упорен и целеустремлен. Вдохновленный мечтами о небе, он дважды посылал свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа была перенесенная в детстве Алексеем малярия в тяжелой форме. Из-за этой болезни у юноши развился ревматизм уже в молодом возрасте, и был довольно сильно подорван иммунитет.

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправляют на строительство города Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой синих небес. В этом году А.П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиационном погранотряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его круто изменилась.

Война

К сожалению, и на безоблачное небо находят тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором, в авиационном училище встретил Вторую мировую войну. Уже летом 1941 он был направлен в военный истребительский полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. Во время боевых действий летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и бесстрашно бросался на врага, проявляя чудеса храбрости. Менее, чем за полгода, Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Случилось это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи сильно раненым, летчик был вынужден экстренно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться смерти. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью, 18 суток добирался до линии фронта. Когда он уже совсем потерял надежду на спасение, его, окровавленного и обессиленного, недалеко от населенного пункта нашли двое ребят. Мальчишки позвали на подмогу старших. Маресьева довезли до деревни и поселили в одном из домов. Добрые люди всячески пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждения были очень серьезные. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не брался его оперировать. От смерти летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь его была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения он продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Уже после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогали протезы, на которых Маресьев не только научился ходить и летать, но и танцевать вальс! За свое мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. - это образец невероятного мужества и поразительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе Военно-Воздушных Сил. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавал, катался на коньках, лыжах, велосипеде. Поставил личный рекорд по плаванью и переплыл Волгу под Куйбышевом (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных граждан Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. О нем рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А. П. был женат. Супруга Галина родила ему двух сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал инженером-автомобилистом, а вот Алексей, к сожалению, был инвалидом с самого детства. Семья жила довольно мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович - Герой Советского Союза. Он был удостоен множеством наград. Получил Орден «За заслуги перед Отечеством», за социальную работу и воспитание патриотизма у молодежи был удостоен Ордена Дружбы, награжден и Красного Знамени. Его невероятная отвага и сила духа были отмечены Орденом Отечественной Войны. Получил еще многие другие награды, а также особую благодарность Президента Российской Федерации.

Уход из жизни

Умер Маресьев 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия был организован концерт в Театре Российской армии в Москве, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но к несчастью, у Алексея Петровича остановилось сердце перед самым началом торжественной части. Герой скончался. Концерт в его честь был начат минутой молчания.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП.

К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.

После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника.

25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, Красной Звезды, "Знак Почёта", "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени; медалями. Почётный солдат воинской части.

* * *

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, солдат - окопник Первой Мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего 3 года. Мать, Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу с детства приучала к труду, честности и справедливости.

Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился на далёкий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться лётному делу.

В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный отряд (на острове Сахалин). Но там, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. "Взлетел" Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. Маресьев в составе звена истребителей вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиационного полка, лейтенант А. П. Маресьев выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Именно здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолёт противника, им стал трёхмоторный транспортный Ju-52.

Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг "Юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались осколки...


Военно - транспортный самолёт Junkers Ju-52. Основная "рабочая лошадка" Люфтваффе.

К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счёт сбитых вражеских самолётов до 4-х (некоторые источники указывают на 6 побед, возможно с учётом групповых), а 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...


Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.

Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Брянский фронт. Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут лётчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой лётчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал поднимаясь с ним в небо.

Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников".

Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск капитан Александр Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием Гвардии майора А. А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил 2 истребителя FW-190.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием Гвардии капитана И. М. Березуцкого провели воздушный бой с 25 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6 истребителя FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один "Юнкерс", другой поджёг Алексей Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К. И. Короткова атаковала пара FW-190. Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему "Юнкерсу" и поспешил на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточённые схватки с врагом в небе Прибалтики...

Боевая слава о нём стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда - то и встретился с Маресьевым корреспондент "Правды" Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала - "Огонёк" появился крупным планом портрет героя.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляя героя к награде, командир полка H. П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

Однако, нагрузки всё время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 побед лётчика.]

[Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Мересьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками - истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.

Г. П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.]

В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда.

Я так хотел полетать на "Аэрокобрах" ! - признался он однажды. - Но у них тормоза ногами управляются - мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то что чувствовал, я знал! Я все движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял всё расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали - чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...

Со свойственной ему неукротимой волей Маресьев взялся за учёбу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.

Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с "Золотой Звездой" Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почётный солдат одной из воинских частей, Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" и других.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания...

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. П. Маресьева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 19.07.1943 г. 1 Ju-87 Титово - Винница И-16, Як-1, Ла-5.
2 20.07.1943 г. 2 FW-190 Спасское - Сомово
3 15.12.1943 г. 1 Ju-87 Студенка

Всего сбитых самолётов - 8 ; боевых вылетов - 87.