Герои смуты. Герои, победившие смуту

Герой смутного времени

Книга первая. Начало

© В. Б. Ли, 2017


ISBN 978-5-4483-6209-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В выходной день выбрался на дачу в Каменском плато, у подножия Заилийского Алатау. Место чудесное, чистый прозрачный воздух, приятная свежесть в жаркий майский день, прямо передо мной красивые горы, от разноцветных склон до снежных вершин. Отдыхаю душой после трудной рабочей недели, вся моя группа с большим напряжением сил и нервов готовила презентацию проекта Восточной объездной дороги перед акиматом города – заказчиком работы. Мы смонтировали на демонстрационных стендах макеты, графику, расчетные таблицы, красочные проспекты, скомпоновали техническую документацию. Руководство института осталось довольно нашим проектом, похвалило меня, как руководителя темы, и моих помощников. На следующей неделе ожидаем прибытия заказчика, у нас все готово к встрече с ним. Теперь расслабляюсь на свежем воздухе, понемногу копошусь на огороде, обрабатываю плодовые деревья и кустарники.

Вечером после ужина решил почитать, просмотрел в шкафу старые книги, заинтересовала потрепанная, без части листов историческая повесть о Смутном времени, почти забытом герое тех лет Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском. В нашей памяти о той переломной эпохе Русского государства остались Борис Годунов и Лжедмитрий, Минин и Пожарский, а о юном, но зрелом не по летам государственном и военном деятеле мало что известно. Начал читать и увлекся, не смог оторваться, пока не закончил. Да, герой повести личность уникальная, в 23 года сумел добиться великих побед, всенародной любви. Неизвестно, как сложилась бы история Руси, если бы коварные враги не погубили его так рано. Под впечатлением от книги не смог еще долго заснуть, короткая и трагичная судьба народного героя заняла мои мысли, так и незаметно в думах о нем ушел в забытье.

Мне снится босоногое детство в родительском доме, старый отец, читающий Священное Писание, рассказывающий о своих походах в Ливонской войне, детские забавы – летом игры в тычку или свайку, качели, жаркие схватки со сверстниками деревянными мечами, зимой катание на санках с гор, живейшее участие со взрослыми в обороне «снежного городка». Передо мной проходит отрочество, учеба с приглашенным учителем грамоте по рукописному букварю, счету и письму по прописям, чтение Часослова и Псалтиря. Смерть и погребение отца, воспитание с детьми дяди по матери Бориса Петровича Татева, начало воинской службы под началом дяди в чине царского жильца, в семнадцать лет уже стал стольником. Затем служение Лжедмитрию, сопровождал Марию Нагую, признавшую самозванца за своего сына. После прихода к власти Василия Шуйского назначен им воеводой.

Переживаю свое боевое крещение в сражении против Болотникова под Москвой, на реке Пахре, первый успешный опыт командования отрядом, когда остановил превосходящие силы противника. Победа далась нелегко, потери были велики с обеих сторон, однако мятежников к Москве не пустили. Пришлось испытать горечь поражения под Троицком в составе объединенного войска под руководством брата царя – Дмитрия Шуйского, бездарного и трусливого воеводы. Затем оборона подступов Москвы у Яузских ворот, решительный бой у деревни Котлы, успех полка под командованием воевод Андрея Голицына, Бориса Татева и моим. За выдающееся командование и победы мне пожаловано боярство, редкое в столь молодом возрасте, особенно за военные заслуги.

Между ратными делами решилась моя семейная доля, матушка выбрала мне невесту, Александру Васильевну из рода Головиных. Провела смотрины, девушка мне понравилась, ладная, скромная, лицом приятная, потом свои чередом прошли сватовство, помолвка, а на рождество сыграли свадьбу, пировали три дня. Провели по принятому обычаю, заместо отца посажен двоюродный дядя Иван Андреевич Татев, венчались в Успенском соборе, потом был пир горой, пришла вся родня, соратники. Второй день начинали с омовения – мы с Сашенькой ходили «в мыленку», после свахи надели невесте кику – головной убор замужней женщины. Нам преподнесли подарки, одаривали дорогими тканями и вышитыми платками дружек, сватов, а потом вновь сели пировать. На третий день свадьбы до и после застолья «были потехи», со скоморохами, хороводами, игрищами.

Вспоминаются последующие схватки с «воровскими» отрядами Болотникова под Калугой, Тулой, командование большим полком, что означало общее руководстве всем государевым войском, взятие мятежного атамана и освобождение Тулы военной хитростью, затопили город построенной на реке плотиной. Царь щедро вознаградил меня, одарил богатой Важской областью, а также селами Чарондой и Тотьмой, что на реке Сухоне. Не успела Москва возрадоваться окончанию мятежа, как пришла новая беда, объявился очередной Лжедмитрий. С пленением Болотникова в Туле гражданская война не закончилась, наоборот – вспыхнула с новой силой. Смутные времена и впрямь напоминали море, взбаламученное штормом. Увидев слабость законной власти, многие авантюристы и честолюбцы возжелали властвовать и править по своему усмотрению.

Когда в самозванце признали «Дмитрия Ивановича, праведное солнце», то к нему стали стекаться из окраинных мест «люде рыцерские», «охотные», «люд гулящий, люд своевольный». Казаки донские и запорожские, наемники из Польши, беглые холопы и остатки войска Болотникова и «царя Петрушки» – такова была пестрая армия нового самозванца, которых он привлекал главным образом тем, что «гроши давал». Поляки не скрывали, что новый самозванец не только испечен в польской печке, но и слеплен их руками: «Этого Дмитрия воскресил Меховецкий, который, зная все дела и обыкновения первого Дмитрия, заставлял второго плясать по своей дудке», так писал в своем дневнике «Тушинский вор» польский дворянин Самуил Маскевич, непосредственный участник и очевидец тех событий.

Увидев, что в России зарождается новая волна Смуты, из Польши за легкой наживой потянулись шляхтичи. Самуил Тышкевич, Роман Ружинский, Николай Меховецкий, Адам Вишневецкий, Александр Лисовский, Ян Петр Сапега – каждый из них вел с собой отряд, чтобы воспользоваться смутой и междоусобицей в Руси. Их появление в России было несравненно опаснее мятежа болотниковцев: ведь это были не чем попало вооруженные и плохо обученные крестьяне и вчерашние холопы, а опытные, профессиональные вояки, имевшие за спиной не один выигранный бой. Если удалось в России посадить на престол первого самозванца, рассуждала падкая до вольницы и наживы шляхта, отчего бы не попытать счастья и со вторым?

Война шла с переменным успехом, победа под Брянском и освобождение города, а вслед сокрушительное поражение под Болховом, опять же по вине Дмитрия Шуйского, давшего в критический момент приказ отступить. Объединенные войска самозванца и поляков, захватив царский обоз, спешно двинулись к московской столице. После встречных боев с царскими войсками расположились лагерем в Тушино. Так летом 1608 года в России появились два правителя – «царик» Дмитрий и «полуцарь» Василий, две столицы – Москва и Тушино, а со временем – две Думы, и даже два патриарха – в Тушине им станет доставленный сюда под стражей митрополит Филарет – в миру Федор Романов.

В середине июня царское войско вышло из Москвы в направлении Тушина, я назначен главным воеводой, встали под Ходынкой. Царь начал переговоры с послами Сигизмунда III об условиях их ухода из Руси, но они вероломно были прерваны внезапным нападением польских войск на потерявших бдительность войска царя. Разгром оказался страшным, с огромными потерями, полного краха избежали только мужеством большого полка, сумевшим справиться с паникой и отбросить врага. Василий Шуйский стал стремительно терять бразды правления в государстве, все больше городов, бояр, даже войска отказывались исполнять его указы. Самозванец же, напротив, набирал силу, многие земли отходили под его руку. Для государства наступил самый тяжелый момент с начала Смуты.

Царь решил обратиться за военной помощью к шведам в обмен на территориальные уступки, отправил меня вести переговоры с послами Карла IX, назначил наместником Новгорода и командующим всего будущего войска. Не просто сложились обстоятельства в Новгороде, тянувшие с переговорами шведы, волнения в городе, нападения войск Тушинского вора. Допустил ошибку, поддавшись на уговоры воеводы Татищева, сбежал с ним и казной из города. После по просьбе новгородчан вернулся, но угрызения в малодушии или излишней доверчивости остались. Постепенно со всего северного Поморья собиралась рать, в марте 1609 года прибыло шведское войско под командованием Якоба Делагарди.

В мае началось «очищение Московского государства», совместное русско-шведское войско под моим общим командованием освободило от противника Старую Руссу, Торжок, Порхов, подступило к Пскову. Не стали его осаждать, продолжили освободительный путь в направлении Москвы. Почти год понадобилось пройти от Новгорода до Москвы, одерживая победы или терпя неудачи с неверными наемниками. Наше войско обрастало уже своей ратью, к завершению похода набрали уже достаточно сил для снятия осады Москвы Тушинским вором. 12 марта 1610 года наше войско вошло в Москву. Город встретил нас великими почестями, ликованием народа, во всех церквах звонили колокола, радостные москвичи высыпали за деревянные стены Скородома встречать победителей.

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте.

В 2012 году будет отмечаться 400-летие освобождения России от интервентов. Начало XVII века было одним из самых тяжелых периодов в истории нашего Отечества. Страна находилась на грани развала. Столица государства – Москва – была в руках польских интервентов, по стране в поисках поживы бродили отряды иноземных наемников, Православная Вера подвергалась гонению со стороны католических проповедников. На российский престол должен был взойти польский королевич Владислав. В истории этот период получил название Смутного времени.
В этой сложной обстановке одним из главных центров борьбы с иноземцами стала Рязанская земля. В 1611 году в Рязани было сформировано 1-ое народное ополчение, участники которого решили положить конец Смуте. Возглавил ополчение Прокопий Петрович Ляпунов.

Прокопий Ляпунов происходил из знатного рязанского дворянского рода. Во время Смуты имя Ляпунова становится известно всей стране. Он руководит вооруженными отрядами не только в Рязани, но и в других областях, повсюду проявляя себя истинным патриотом Отечества. Видя, сколь высок авторитет Прокопия Петровича среди дворянства и служилых людей, Патриарх Гермоген, находящийся под стражей, благословляет его стать лидером общерусского движения по изгнанию чужеземцев, вверяя, таким образом, судьбу России в руки Ляпунова.

Прокопий Петрович начинает сбор 1-го народного ополчения. Кроме рязанцев в его состав вошли и вооруженные отряды из других русских городов. Среди помощников Ляпунова мы видим будущего героя, князя Дмитрия Пожарского, бывшего в то время воеводой в Зарайске. Летом 1611 года ополчение подошло к Москве и стало там лагерем. Таким образом, Прокопий Ляпунов становится общенациональным лидером. Современник так писал об этом: «Всего Московского воинства властитель Ляпунов скачет по полкам всюду».

Однако освободить Москву и увидеть спасение Отечества, Прокопию Петровичу было не суждено. Виною тому явились не интервенты, а конфликт, возникший среди участников ополчения. К ополчению примкнули казачьи отряды под руководством Трубецкого и Заруцкого. Казачество в XVII веке было еще не тем героическим сословием, которое мы знаем по его делам в XIX-XX веках. Казаки в тот период были склонны к грабежу и разбою. Ляпунов нещадно решил с этим бороться, чем вызвал недовольство казачества. Казаки обвинили Ляпунова в попытке извести казачество и пригласили его на круг. Приближенные Ляпунова отговаривали его от поездки в стан казаков и предлагали взять охрану. Однако не чувствовавший за собой никакой вины Прокопий Петрович решился ехать один. В результате он был предательски убит, несмотря на обещанные атаманами гарантии безопасности.

Гибель Ляпунова окончательно расколола ряды ополчения. Городовые воеводы с отрядами не захотели быть в одном стане с казаками и разошлись по городам. Многие из них через год вновь окажутся под стенами Москвы в составе 2-го народного ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.

Единственным местом, связанным с Прокопием Ляпуновым на Рязанской земле, является храм Воскресения Словущего в селе Исады Спасского района, построенный в XVII веке родственником героя Л.В. Ляпуновым.

Еще одним замечательным представителем Рязани, ярко проявившем себя в период Смуты, стал архиепископ Феодорит. Владыка Феодорит в 1605 году был поставлен Патриархом Гермогеном в епископы Рязанские и Муромские.

В 1609 году архиепископ Феодорит открыл мощи Святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новоотстроенный Успенский собор в Рязани. Во время заточения патриарха Гермогена владыка был одним из руководителей Русской Православной Церкви.

Он был участником Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года, собравшегося после окончания Смуты для решения судьбы страны. Именно архиепископ Феодорит 21 февраля 1613 года вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос: «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Он возглавил посольство Великого Собора в Костромскую землю, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Скончался владыка Феодорит 10 сентября 1617 года и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. В настоящее время мощи пребывают в Борисо-Глебском соборе. Архиепископ Феодорит почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых.

Игорь МИТРОФАНОВ,

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте.

В 2012 году будет отмечаться 400-летие освобождения России от интервентов. Начало XVII века было одним из самых тяжелых периодов в истории нашего Отечества. Страна находилась на грани развала. Столица государства – Москва – была в руках польских интервентов, по стране в поисках поживы бродили отряды иноземных наемников, Православная Вера подвергалась гонению со стороны католических проповедников. На российский престол должен был взойти польский королевич Владислав. В истории этот период получил название Смутного времени.

В этой сложной обстановке одним из главных центров борьбы с иноземцами стала Рязанская земля. В 1611 году в Рязани было сформировано 1-ое народное ополчение, участники которого решили положить конец Смуте. Возглавил ополчение Прокопий Петрович Ляпунов.

Прокопий Ляпунов происходил из знатного рязанского дворянского рода. Во время Смуты имя Ляпунова становится известно всей стране. Он руководит вооруженными отрядами не только в Рязани, но и в других областях, повсюду проявляя себя истинным патриотом Отечества. Видя, сколь высок авторитет Прокопия Петровича среди дворянства и служилых людей, Патриарх Гермоген, находящийся под стражей, благословляет его стать лидером общерусского движения по изгнанию чужеземцев, вверяя, таким образом, судьбу России в руки Ляпунова.

Прокопий Петрович начинает сбор 1-го народного ополчения. Кроме рязанцев в его состав вошли и вооруженные отряды из других русских городов. Среди помощников Ляпунова мы видим будущего героя, князя Дмитрия Пожарского, бывшего в то время воеводой в Зарайске. Летом 1611 года ополчение подошло к Москве и стало там лагерем. Таким образом, Прокопий Ляпунов становится общенациональным лидером. Современник так писал об этом: « Всего Московского воинства властитель Ляпунов скачет по полкам всюду ».

Однако освободить Москву и увидеть спасение Отечества, Прокопию Петровичу было не суждено. Виною тому явились не интервенты, а конфликт, возникший среди участников ополчения. К ополчению примкнули казачьи отряды под руководством Трубецкого и Заруцкого. Казачество в XVII веке было еще не тем героическим сословием, которое мы знаем по его делам в XIX-XX веках. Казаки в тот период были склонны к грабежу и разбою. Ляпунов нещадно решил с этим бороться, чем вызвал недовольство казачества. Казаки обвинили Ляпунова в попытке извести казачество и пригласили его на круг. Приближенные Ляпунова отговаривали его от поездки в стан казаков и предлагали взять охрану. Однако не чувствовавший за собой никакой вины Прокопий Петрович решился ехать один. В результате он был предательски убит, несмотря на обещанные атаманами гарантии безопасности.

Гибель Ляпунова окончательно расколола ряды ополчения. Городовые воеводы с отрядами не захотели быть в одном стане с казаками и разошлись по городам. Многие из них через год вновь окажутся под стенами Москвы в составе 2-го народного ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.

Единственным местом, связанным с Прокопием Ляпуновым на Рязанской земле, является храм Воскресения Словущего в селе Исады Спасского района, построенный в XVII веке родственником героя Л.В. Ляпуновым.

Еще одним замечательным представителем Рязани, ярко проявившем себя в период Смуты, стал архиепископ Феодорит. Владыка Феодорит в 1605 году был поставлен Патриархом Гермогеном в епископы Рязанские и Муромские.

В 1609 году архиепископ Феодорит открыл мощи Святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новоотстроенный Успенский собор в Рязани. Во время заточения патриарха Гермогена владыка был одним из руководителей Русской Православной Церкви.

Он был участником Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года, собравшегося после окончания Смуты для решения судьбы страны. Именно архиепископ Феодорит 21 февраля 1613 года вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос: « Природного Царя Михаила Феодоровича! ». Он возглавил посольство Великого Собора в Костромскую землю, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Скончался владыка Феодорит 10 сентября 1617 года и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. В настоящее время мощи пребывают в Борисо-Глебском соборе. Архиепископ Феодорит почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых.

Игорь МИТРОФАНОВ,

Сегодня имя человека, получившего от современников официальный титул «Спасителя Отечества», почти забытого. Это, конечно, не Кузьма Минин и не Дмитрий Пожарский. Они таких титулов при жизни не удостоились, зато их больше прославили потомки. А нашего героя позднейшие историки как раз и невзлюбили - отчасти заслуженно, потому что биографией он обладал далеко не кристальной. Хотя именно он был «и.о.» царя до решения об избрании Михаила Фёдоровича Романова, а после был награждён щедрее любого другого.

Это князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. О его жизни до Смуты мы почти ничего не знаем, но в 1608 году он всплывает в окружении «тушинского вора» - второго самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося (в очередной раз) царевича Дмитрия. В лагере Лжедмитрия II Трубецкой и получил свой боярский чин. На всякий случай отметим, что в начале XVII века боярство - это не статус в феодальной иерархии, а министерская должность.

Проверка на патриотизм

…С тех пор, как пресеклась законная династия, прошло уже десять лет. В стране было две Думы, два царя и две валюты. На севере активно действовали шведы, которые в обмен на «помощь» в гражданской войне в секретном протоколе вытребовали себе Корелу с уездом. Польша готовилась к прямому вторжению, а пока оттуда потоком шли наёмники и авантюристы.

Но даже в такой ситуации московская аристократия успевала позаботиться о собственных перспективах. До России докатилась европейская волна повторного издания крепостного права, а элита собиралась стать главным выгодополучателем этого процесса, оттеснив в сторону монархию.

Сияющим ориентиром тогдашней интеграции в мировое сообщество были золотые вольности шляхты соседней Речи Посполитой. Никаких обязательств перед королём и державой, зато абсолютное всевластие над своими рабами. Рабство в данном случае - не метафора, а юридически точное определение состояния несвободной прослойки населения, что называлась холопами.

Как ни странно, но значительная часть русского народа надежды на традиционалистскую реакцию против лихих бояр связывала с «дмитриями-наследниками» Ивана Грозного. Хотя второй самозванец точно так же, как и первый, шёл к власти как раз при поддержке иностранцев, но он был больше свой, чем свои же бояре. Тот же Лжедмитрий II даже на русского не особо был похож. Предположительно, «вор» был выкрестом из евреев. Но люди хотели верить. Эти ожидания обрели силу самосбывающегося пророчества: патриотическое крыло сторонников Лжедмитрия II привело его к разрыву с поляками. Он бежал из их лагеря в телеге, прикрывшись дранкой. Самозванец поклялся, что он умрёт за православную веру, но не отдаст ни пяди русской земли. Призыв нашёл отклик среди многих.

Простые люди, беглые крестьяне, «воры», как называли всех сторонников самозванца, оказались большими патриотами, чем столичные бояре и дворяне, в решающий момент предавшие страну. Московские заговорщики свергли ими же венчанного на царствование Василия Шуйского, поломались немного с выбором наиболее перспективной кандидатуры, а потом всё-таки открыли ворота полякам и присягнули королевичу Владиславу. Действительно, с кем же ещё идти к благословенным порядкам Речи Посполитой, если не с польским принцем.

Хотя через полгода Лжедмитрий II был убит в ссоре с татарским князем Петром Урусовым, однако Семибоярщине и Владиславу Сигизмундовичу всё равно ничего не светило. Наоборот, его смерть открыла возможность для объединения всех патриотических сил России. Одним из вождей восстания как раз и стал князь Дмитрий Трубецкой, приведший под Москву «воров» - армию покойного самозванца.

Испытание победой

На протяжении полутора лет Первое земское ополчение с переменным успехом осаждало Москву и блокировало попытки поляков прислать подкрепления своему гарнизону. За это время земцы успели перессориться и передраться между собой, большинство ополченцев разошлось по домам, но всё-таки к лету 1612 года они контролировали 90% Москвы. У поляков оставался только Кремль и Китай-город.

Осаждённые оголодали настолько, что готовили суп из пергамента русских и греческих рукописей (вот куда делась легендарная библиотека Ивана Грозного - её съели поляки в 1612 году). Солили человеческое мясо. Дохлая ворона в гарнизоне стоила рубль - цена коровы в те времена.

Ожидая падения Кремля, Трубецкой начал подумывать о царской короне. Поэтому, когда к Москве подошли силы Второго ополчения во главе с Дмитрием Пожарским, князь проявил не самые лучшие черты своего характера.

Трубецкой понимал, что ему нужна помощь, чтобы отразить деблокирующий удар поляков, идущих к Москве с подкреплением. С другой стороны, он не собирался делиться славой за взятие столицы. Поэтому при всяком удобном случае подставлял Пожарского под удар. Вожди двух русских армий были в таких отношениях, что опасались встречаться друг с другом и поначалу общались только в переписке.

Москву, впрочем, они всё-таки освободили. Когда поляки сдались, ополчение вступило в Кремль двумя колоннами: Пожарский вёл свои полки со стороны Арбата, Трубецкой - от Покровских ворот. Соединились на Лобном месте и вместе вошли через Спасскую башню. На три месяца Дмитрий Трубецкой занял кремлёвскую резиденцию и возглавил временное правительство. Вскоре собрался Земский собор для выборов нового царя.

Летописец, явно не симпатизирующий князю Трубецкому, свидетельствовал, что Дмитрий Тимофеевич тяжело переживал своё поражение на выборах: лицо у него будто бы почернело, он впал в недуг и несколько месяцев не выходил со двора. Может и так, но как минимум он вышел на коронацию. Трубецкой держал скипетр, Пожарский, который тоже был в списке несостоявшихся претендентов на монарший венец, - яблоко. Дядя Михаила Романова нёс шапку Мономаха.

Кому слава, кому - прибыток

К чести всех участников избирательной кампании, ни один из них не оспорил результаты Земского собора. Это и означало конец Смуты. Интервенция не закончилась, значительная часть России была всё ещё занята шведами и поляками. Но внутренний конфликт был исчерпан. А это означало, что решение проблем с соседями, когда внутри страны есть мир и согласие, вопрос лишь времени и армии. Урок, актуальный сейчас точно так же, как и четыреста лет назад.

Князь Трубецкой не получил посмертной славы, но при жизни вознаграждён был более чем щедро. Среди многих прочих пожалований Дмитрию Тимофеевичу от новой власти числилась Важская область со всеми сёлами и городами. Этот регион на севере европейской части России протяжённостью 400 км с востока на запад и 200 км с севера на юг ранее входил в опричнину Ивана Грозного, потом его держали Годуновы, затем Шуйские. Большой, богатый уезд, к тому же не пострадавший во время Смуты. Кому-то мирская слава и памятник на Красной площади, а кто-то взял деньгами. Такое в жизни тоже бывает.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ШТРАФБАТОМ И КАЗАКАМИ

Это, пожалуй, самый тяжелый и постыдный момент в официальной истории возвращения независимости Московскому государству в 1611 - 1612 годах.

Крупнейшие отечественные историки смогли безосновательно внушить своим читателям, что после убийства вождя 1-го Ополчения Прокофья Ляпунова ополчение распалось и с августа 1611 года вокруг Москвы не осталось земского стана, а были только казачьи таборы. Как будто казаки не люди, не наши соотечественники! По сложившейся царской и советской исторической традиции казаки - или враги, или воры, или просто подозрительная братия: как же можно показывать их героями? Но и без героев нельзя! А презрение к казакам и умаление их роли – аналогичное презрению и умалению роли штрафных батальонов в Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Оно столь высоко, что полуторогодовая непрерывная осада и борьба за Москву 1-го Ополчения, закончившаяся взятием - по большей части казаками! - московской цитадели, старательно запрятана за тоже героическое, но кратковременное участие в битвах с поляками 2-го Ополчения Пожарского и Минина, в котором тоже было множество казаков.

Дошло до того, что при учреждении нового государственного праздника - Дня народного единства - даже Госдума РФ, принявшая поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)», была введена в заблуждение. Она доверилась пояснительной записке к проекту закона. А в той утверждалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Это жесточайшая несправедливость перед другими истинно героическими персонажами возвращения независимости нашей стране 400 лет назад – перед воеводами 1-го Ополчения князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и думным дворянином Прокофьем Петровичем Ляпуновым, Троицко-Сергиевского монастыря архимандритом Дионисием и келарем Аврамием Палицыным. Не включая в этот ряд одного из вождей 1-го Ополчения атамана Ивана Мартыновича Заруцкого, следует, однако, указать на снятие с него пятна в замысле убийства Ляпунова, надолго поставленного историографом Карамзиным, пользовавшимся отечественными источниками. Современник событий поляк Станислав Кобержицкий, знавший весь ход дел и не могущий быть в данном случае пристрастным, приписывал злодейство только одному Александру Гонсевскому - командиру гарнизона московского Кремля, своему соотечественнику.

Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой

ПОЛТОРА ГОДА ВОЙНЫ ПЕРВОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Утверждаю это, потому что факты таковы.

Факт первый. 1-е Ополчение (Ляпунова, Трубецкого, Заруцкого) вело непрерывную войну как с засевшими внутри Москвы интервентами, так и с пришедшими снаружи на помощь осажденным польско-литовско-немецко-венгерско-украинскими войсками – с 4 апреля 1611 года по 26 октября 1612 года (19 месяцев). Эту непрерывность подтверждает и Кобержицкий в своей «Истории Владислава I»: «В продолжение шести месяцев со времени отъезда короля в Польшу, то есть, с июля по декабрь , обе стороны сражались храбро; но, не смотря на мужество поляков, неприятель беспрестанно нападал живее и живее». И до прихода 2-го Ополчения были уже взяты Девичий монастырь, Земляной город, Белый город, а оккупанты заперты в Китай-городе и Кремле. Видя невозможность победить ополченцев уже в течение полугода, король Сигизмунд III послал в сентябре 1611 года к Москве новое войско литовского гетмана Яна-Карла Ходкевича. Только приход Ходкевича спас польско-литовский гарнизон Кремля от сдачи, но доставить припасы осажденным не удалось. Октябрьские сражения вынудили отступить и войско Ходкевича, и внекоролевское войско внезапно умершего Яна Петра Сапеги. Зимой ополченцы отбивали попытки внешних врагов доставить продовольствие своим в Москву, отбивали и вылазки осажденных. 2-е Ополчение (Минина, Пожарского) вело войну с августа 1612 года по 26 октября 1612 года – (2,5 месяца).

Факт второй. Численность 1-го ополчения составляла 100 тысяч человек по мемуарам польского ротмистра Николая Мархоцкого или 145 тысяч (15 тысяч Андрея Просовецкого, 80 тысяч Прокофья Ляпунова, 50 тысяч Ивана Заруцкого) по дневнику литвина Самуила Маскевича. Затем, с побегом Заруцкого, численность еще уменьшилась. Считается, что к приходу 2-го Ополчения у Трубецкого оставалось 2500 человек. Это сомнительно. На момент освобождения Москвы у Трубецкого оставалось, вероятно, более 40 тысяч человек. Такое число можно вывести из «Повести о Земском соборе 1613 года», где рассказывается, что Трубецкой кормил и поил 40 тысяч своих казаков, агитируя их за избрания его царем России: «Князь же Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой учрежаше столы честныя и пиры многая на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысящ, зазывая к собе на двор по вся дни, чествуя, кормя и поя честно и моля их, чтоб быти ему на Росии царем и от них бы казаков похвален же был». Что же это за свои казаки, как не соратники по ополчению? Но 1-е Ополчение – это не только казаки. Численность 2-го Ополчения была 7 - 8 тысяч человек.

Факт третий. Распада 1-го Ополчения и «дыры» между двумя ополчениями не было. Убийство Ляпунова 22 июля 1612 года нанесло огромный удар 1-му Ополчению. Его покинула большая часть ратников. Но блокада Москвы и бои продолжались вплоть до прихода 2-го Ополчения. За это время ополченцы, в частности, сожгли Китай-город (сентябрь), отбили атаки первого прихода литовского войска гетмана Ходкевича (октябрь). Последняя битва фиксируется 25 июля, то есть всего за 8 дней до прихода к Москве передового отряда Михаила Самсонова (2-го Ополчения). Поэтому временной интервал между обоими ополчениями – бессовестная фальсификация!

Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий

МОНАХИ-ПЕРЕГОВОРЩИКИ

Факт третий. Вожди обоих ополчений Трубецкой и Пожарский еще с марта 1612 года находились в конфронтации. Огромные неоднократные усилия по их воссоединению проявили Троице-Сергиевого монастыря архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Их неоднократными усилиями незадолго до решающей битвы войска князей Пожарского и Трубецкого принесли взаимные присяги. Осажденный Ходкевичем Трубецкой молил архимандрита Троицкого монастыря Дионисия прислать свинца с зелием и посылать письма по городам с просьбой о помощи. В отличие от Гермогена, разродившегося в августе грамотой к земщине всего лишь с озабоченностью склонением соотечественников к Воренку (сыну Лжедмитрия II) и без малейшего упоминания в ней поляков и отношения к ним, Дионисий занял ясную прагматичную позицию. Поняв, что подмосковные таборы 1-го Ополчения – единственная сила, на которую можно опереться, он отправил Трубецкому свинец с зелием, а по городам послал грамоты и послов для сбора ратных людей и казны на борьбу с ляхами и изменниками, сидевшими в Кремле. Причем в грамотах призывал идти не просто к Москве, а на помощь таборам, на соединение с подмосковным 1-м Ополчением – на «единый с ними подвиг».

Именно Троицкие воззвания подтолкнули Козму Минина сына Захарьина к сбору 2-го Ополчения в сентябре 1611 года. И в начале марта 1612 года 2-е ополчение выступило, но не к Москве, а в Ярославль собирать ратников с разных городов и формировать правительство. Видя безнадежность воззваний, 28 июня в Ярославль из монастыря был послан келарь Авраамий уговаривать Пожарского идти к Москве. Тогда Пожарский выслал к Москве передовые отряды Михаила Самсонова и Дмитрия Пожарского-Лопаты. 14 августа подошло к Москве и главное 7 - 8-тысячное ополчение Минина и Пожарского. Трубецкой снова просил быстрого соединения, боясь, что его казаки могут разбежаться. И вновь лишь монахи уладили ситуацию.

Фальсификации в картографии: армии Трубецкого нет и в помине!

Факт четвертый. Историки XIX и XX веков вознесли до предела заслуги ополчения Минина и Пожарского и до предела запрятали героизм и даже участие ополчения Трубецкого с его казаками в битве с гетманом Ходкевичем 21 - 24 августа 1612 года, в освобождении Москвы. Дошло даже до именования армия Трубецкого «дворянским резервом Пожарского, отданным под командование Трубецкого» (ж. «Родина», №11, 2005)! Однако огромная роль казаков – причем на самом прорывном участке – в Замоскворечье, отражена в источниках. Особенно ее подчеркивал Авраамий Палицын: казаки - мало бе их [казаков] числом, - и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его, литовских людей всех острию меча предаша и запасы их поимаша. Прочие же литовские люди устрашишася зело и вспять возвратишася: овии во град Москву, инии же к гетману своему; казаки же гоняще и побивающе их…». «Приуспевшим же всем казаком к обозу у великомученицы христовы Екатерины, и бысть бой велик зело и преужасен; сурово и жестоко нападоша казаки на войско литовское: ови убо боси, инии же нази, токмо оружие имущие в руках своих и побивающие их немилостивно. И обоз у литовских людей розорвали».

Карта, близкая к реальным событиям. В последний день 24 августа Ходкевич пошел через оборону Трубецкого и здесь был разгромлен

АРМИЯ ТРУБЕЦКОГО КАК КЛЮЧ К ПОБЕДЕ

Факт ключевой роли армии Трубецкого в последнем решающем сражении просматривается и в дневнике одного из руководителей интервентского гарнизона московского Кремля Осипа Будилы: «… гетман[Ходкевич], одушевленный великою заботливостию об осажденных, напрягал все свои силы, чтобы выручить их. Он сдвинул весь свой обоз и хотя его войско было небольшое, но он должен был разделить его на две части, потому что и у русских было две армии; одна - Пожарского наступавшая на гетмана из своего лагеря, а другая Трубецкого, нападавшая на него из своего табора. Одна часть войска гетмана, обратившись к Пожарскому, долго билась с ним, наконец сломала русских, вогнала в реку и овладела полем битвы. Удалившись за реку, русские опустили руки и смотрели, скоро ли гетман введет в крепость продовольствие. Другая часть войска гетмана делала тоже свое дело. Далее, так как нашим мешал еще один городок [имеется в виду Климентовский острожек – один из опорных пунктов Трубецкого], то гетман послал … и наши взяли этот городок и вырубили в нем русских; но так как они отошли от него, не оставив в нем людей для защиты, то русские, как только это увидали, сейчас же пришли и заняли его своими людьми. …

Между тем, русские, выбив силою изтаборов всех своих, кто только был в таборах, и спешив конницу в садах на пожарище, всею силою стали налегать на табор гетмана. Гетман, как человек чрезвычайно храбрый, не убоялся их, и долго с ними перестреливался; затем, видя беду, принимая также во внимание, что у него мало людей и что многие ранены и изнурены, так как сражались с неприятелем целый день, приказал обозу потихоньку отступать назад, а сам с войском сдерживал русских больше часу, пока возы не вышли на открытое место, куда гетман вывел и своих людей. Русские дальше своих ям не вышли; они там торжествовали свою победу…».

После совместной победы 24 августа было официально заключено (предположительно 22 сентября) «единачество» между обоими Дмитриями и учреждено на Трубной площади единое правительство - «Розряд и всякие Приказы».

22 октября совершен штурм Китай-города, и защищавшихся оккупантов вогнали в Кремль. Кто же участвовал в этом последнем перед капитуляцией бою?

Ответ сообщает еще один памятник русского летописания «Пискаревский летописец»: «И в ту пору некой смотрением божиим крикнув казаки князя Дмитреева полку Трубецково с десницами на город-Китай с Кулишек от Всех Святых с Ыванова лушку. И город взяли октября в 22 день, в четверг перед Дмитревского суботою. И литву и немец многих побили, и казну поймали», и вогнали поляков в Кремль. То есть первыми, кто захватил Китай-город, были казаки князя Трубецкого, не вытерпевшие умышленного затягивания переговоров о капитуляции.

Взятие Китай-города

То же подтверждает и Будило: «…в полдень с великою силою пошли на приступ из батарей Трубецкого на Китай-город и с великою потерею для несчастных осажденных втоптали их в Китай-город».

26 октября поляки сдались и покинули Кремль. 27 октября был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого.

СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА

В отличие от историков XIX и XX веков современники событий высоко оценивали роль лидера обеих стадий освободительной борьбы 1611 - 1612 годов – воеводы князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Начиная с дней освобождения Москвы от поляков и вплоть до избрания на Земском соборе царем Михаила Федоровича Романова Юрьева (с октября 1612 до конца февраля 1613 года) Трубецкой был хотя и временным, но главным и единственным правителем Российского государства. Он же был одним из претендентов на царский престол. Именно у Трубецкого был особый титул – «Спаситель Отечества».

Со временем, однако, российскими историками превозносился все более Пожарский - «высокоидейный, честный патриот, пр.», а Трубецкой все более унижался - «крайне тщеславный, упрямый и в то же время ничтожный человек, …бездарный боярин» и т.п. (Бибиков Г.Н.). Мнение же врагов-современников о Тубецком иное - «осторожный, искусно умевший пользоваться случаями к нападениям» (Кобержицкий).

В итоге высокоидейному и честному Пожарскому с Мининым при наличии двух им памятников в центре Москвы и Нижнего Новгорода недавно решено установить еще один памятный знак в Москве, а ничтожный, бездарный «Спаситель Отечества» снова запрятан современными галимами.

Закладной камень памятнику князю Трубецкому и казакам-героям в Гребневе

И все же Трубецкому повезло больше, чем Ляпунову. В усадьбе Гребневе Щелковского района Московской области в 2012 году в память о его бывшем владельце установлена памятная доска и заложен памятник казакам Трубецкого.

Будем надеяться, что всех истинных героев Смутного времени вспомнят и достойно отблагодарят будущие поколения.

Сергей Саначин