Германские племена. Мир с римлянами

Германцы как народ сформировались на севере Европы из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии в 1 веке до н.э. Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда они начали продвигаться на юг. При этом они входили в соприкосновение с коренными жителями - кельтами, которых постепенно вытесняли. От южных народов германцы отличались высоким ростом, голубыми глазами, рыжеватым цветом волос, воинственным и предприимчивым характером.

Название «германцы» кельтского происхождения. Римские авторы заимствовали этот термин у кельтов. Сами германцы не имели собственного общего для всех племён названия. Подробное описание их строя и образа жизни дает древнеримский историк Корнелий Тацит в конце I века н.э.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Часть древних германских племен - северные германцы продвигались вдоль океанского побережья на север Скандинавии. Это предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев.

Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна из них - это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, херуски и другие племена.

Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья . Это кимвры, тевтоны, фризы, саксы, англы и др. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов , куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Эти группы древнегерманских племен конфликтовали между собой и это приводило к частым распадам и новообразованиям племён и союзов. В III и IV веках н. э. многочисленные отдельные племена объединились в крупные племенные союзы алеманнов, франков, саксов, тюрингов и баварцев.

Главная роль в хозяйственной жизни германских племён этого периода принадлежала скотоводству , которое было особенно развито в районах, изобилующих лугами - Северной Германии, Ютландии, Скандинавии.

У германцев не было сплошных, тесно застроенных деревень. Каждое семейство жило в отдельном хуторе, окруженном лугами и рощами. Родственные семьи составляли отдельную общину (марку) и сообща владели землей. Члены одной или нескольких общин сходились вместе и проводили народные собрания. Тут же они совершали жертвоприношение своим богам, решали вопросы о войне или мире с соседями, разбирали тяжбы, судили уголовные преступления и выбирали предводителей и судей. Юноши, достигшие совершеннолетия, получали в народном собрании оружие, с которым потом уже не расставались.

Как и все необразованные народы, древние германцы вели суровый образ жизни , одевались в звериные кожи, вооружались деревянными щитами, секирами, копьями и палицами, любили войну и охоту, а в мирное время предавались праздности, игре в кости, пирам и попойкам. Еще с древности любимым напитком у них было пиво, которое они варили из ячменя и пшеницы. Игру в кости они любили так сильно, что часто проигрывали не только все имущество, но и собственную свободу.

Забота о домашнем хозяйстве, о полях и стадах оставалась на долю женщин, стариков и рабов. Сравнительно с другими варварскими народами положение женщины у германцев было лучшим и многоженство было у них мало распространено.

Во время битвы женщины находились позади войска, они ухаживали за ранеными, приносили пищу сражающимся и своими похвалами подкрепляли их мужество. Нередко германцев, обращенных в бегство, останавливали крики и упреки их женщин, тогда они вступали в битву с еще большим ожесточением. Больше всего они страшились, чтобы их жены не попали в плен и не стали рабынями у неприятелей.

У древних германцев уже было деление на сословия: благородных (эдшзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги, графы. Предводители во время войн обогащались добычей, окружали себя дружиной из храбрейших людей и с помощью этой дружины приобретали верховную власть в отечестве или завоевывали чужие земли.

У древних германцев развивалось ремесло , в основном - оружие, орудия труда, одежда, утварь. Германцы умели добывать железо, золото, серебро, медь, свинец. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Были развиты выделка кож и обработка дерева, керамика и ткачество.

Торговля с Древним Римом играла значительную роль в жизни древнегерманских племен . Древний Рим поставлял германцам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие германские племена имели специальную привилегию посреднической торговли.

Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени.

Во главе племени стоял предводитель, которого избирало народное собрание. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, что соответствует общегерманскому термину könig - король.

Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины, которые формировались не по родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю.

Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам или наживе, обладающий способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что выйти живым из боя в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь.

Первое крупное военное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов, когда в 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. В 102-101 гг. до н.э. войска римского полководца Гая Мария разгромили тевтонов при Аквах Секстиевых, затем кимвров в битве при Верцеллах.

В средине I в. до н.э. несколько германских племён объединились и сообща выступили на завоевание Галлии. Под предводительством конунга (племенного вождя) Ареовисты германские свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем, который и изгнанал Ариовиста из Галлии, а союз племён распался.

После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число германских племён попадает в зону военных конфликтов с Древним Римом. Эти события описаны Гаем Юлием Цезарем в

При императоре Августе была предпринята попытка расширить границы Римской империи на восток от Рейна. Друз и Тиберий покорили племена на севере современной Германии и построили лагеря на Эльбе. В 9-м году н.э. Арминий - вождь германского племени херусков разгромил римские легионы в Тевтонском лесу и на какое-то время восстановил прежнюю границу по Рейну.

Римский полководец Германик отомстил за это поражение, но вскоре римляне прекратили дальнейшее завоевание территории Германии и установили пограничные гарнизоны по линии Кёльн-Бонн-Аусбург до Вены (названия современные).

В конце I в. определилась граница - "Римские рубежи" (лат.Roman Lames) отделявшая население Римской империи от разноликой "варварской" Европы. Граница проходила по Рейну, Дунаю и Лимесу, который соединял эти две реки. Это была укреплённая полоса с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска.

Часть этой линии от Рейна до Дуная протяженностью 550 км существует до сих пор и как выдающийся памятник древних фортификационных сооружений внесен ЮНЕСКО в список "Всемирного наследия" в 1987 году.

Но вернемся в далекое прошлое к древним германским племенам, которые объединялись, когда у них начались войны с римлянами. Так постепенно образовалось несколько сильных народов - франки на нижнем течении Рейна, алеманны к югу от франков, саксы в Северной Германии, далее лангобарды, вандалы, бургунды и прочие.

Самым восточным германским народом были готы, которые подразделялись на остготов и вестготов - восточных и западных. Они покорили соседние народы славян и финнов, и в царствование своего короля Германариха господствовали от Нижнего Дуная до самых берегов Дона. Но готы были вытеснены оттуда диким народом, пришедшим из-за Дона и Волги - гуннами. Нашествие последних и было началом Великого переселения народов.

Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения народов →

Имя германцев возбуждало в римлянах горькие ощущения, вызывало в их воображении мрачные воспоминания. С той поры, как тевтоны и кимвры перешли Альпы и ринулись опустошительной лавиной на прекрасную Италию, римляне с тревогой смотрели на малоизвестные им народы, волновавшиеся непрерывными передвижениями в Древней Германии за хребтом, ограждающим с севера Италию. Даже храбрые легионы Цезаря были охвачены страхом, когда он повел их против свевов Ариовиста. Боязнь римлян была увеличена ужасным известием о поражении Вара в Тевтобургском лесу , рассказами воинов и пленников о суровости германской страны, о дикости её жителей, высоком росте их, о человеческих жертвоприношениях. Жители юга, римляне имели самые мрачные представления о Древней Германии, о непроходимых лесах, которые тянутся от берегов Рейна на девять дней пути к востоку до верховья Эльбы и центр которых – Герцинский лес, наполненный неведомыми чудовищами; о болотах и пустынных степях, которые простираются на севере до бурного моря, над которыми лежат густые туманы, не пропускающие до земли живительных лучей солнца, на которых болотная и степная трава много месяцев бывает покрыта снегом, по которым нет путей из области одного народа в область другого. Эти представления о суровости, мрачности Древней Германии так глубоко вкоренились в мыслях римлян, что даже беспристрастный Тацит говорит: «Кто покинул бы Азию, Африку или Италию, чтоб идти в Германию, страну сурового климата, лишенную всякой красоты, производящую неприятное впечатление на каждого, живущего в ней или посещающего ее, если она не родина ему?» Предубеждения римлян против Германии укреплялись тем, что они считали варварскими, дикими все те земли, которые лежали за границами их государства. Так, например, Сенека говорит: «Подумай о тех народах, которые живут за пределами римского государства, о германцах и о племенах, кочующих по низовью Дуная; не тяготеет ли над ними почти непрерывная зима, постоянно пасмурное небо, не скудна ли та пища, какую дает им недоброжелательная бесплодная почва?»

Семья древних германцев

А между тем подле величественных дубовых и густолиственных липовых лесов уже росли тогда в Древней Германии фруктовые деревья и были там не только степи и покрытые мхом болота, но и нивы, изобильные рожью, пшеницей, овсом, ячменем; древнегерманскими племенами уж добывалось из гор железо для оружия; уже были известны целебные теплые воды в Маттиаке (Висбадене) и в земле тунгров (в Спа или Ахене); и сами римляне говорили, что в Германии очень много рогатого скота, лошадей, очень много гусей, пух которых германцы употребляют на подушки и перины, что Германия богата рыбой, дикой птицей, дикими животными, пригодными для пищи, что рыболовство и охота доставляют германцам вкусную еду. Не были еще известны только золотые и серебряные руды в германских горах. «В серебре и золоте боги отказали им, – не знаю, как сказать, по милости ли к ним или по неприязни», – говорит Тацит. Торговля в Древней Германии была только меновая, и лишь у соседних с римским государством племен были в употреблении деньги, которых они получали много от римлян за свои товары. У князей древнегерманских племён или у людей, ездивших послами к римлянам, были золотые и серебряные сосуды, полученные в подарок; но, по словам Тацита, они ценили их не выше глиняных. Страх, который первоначально внушали римлянам древние германцы, перешел потом в удивление их высокому росту, физической силе, в уважение к их обычаям; выражением чувств этих служит «Германия» Тацита. По окончании войн эпохи Августа и Тиберия сношения римлян с германцами стали тесными; образованные люди ездили в Германию, писали о ней; это сгладило многие из прежних предубеждений, и римляне стали судить о германцах лучше. Понятия о стране и климате остались у них прежние, невыгодные, внушенные рассказами купцов, авантюристов, возвратившихся пленников, преувеличенными жалобами воинов на трудности походов; но сами германцы стали считаться у римлян людьми, имеющими в себе много хорошего; и наконец, явилась у римлян мода делать свою наружность, по возможности, похожей на германскую. Римляне восхищались высоким ростом и стройным крепким телосложением древних германцев и германок, их развевающимися золотистыми волосами, светло-голубыми глазами, во взгляде которых высказывалась гордость и отвага. Знатные римлянки искусственными средствами придавали своим волосам тот цвет, который так нравился им у женщин и девушек Древней Германии.

В мирных сношениях древнегерманские племена внушали римлянам уважение мужеством, силой, воинственностью; те качества, которыми были они страшны в битвах, оказывались почтенными при дружбе с ними. Тацит превозносит чистоту нравов, гостеприимство, прямодушие, верность слову, супружескую верность древних германцев, их уважение к женщинам; он до такой степени хвалит германцев, что его книга об их обычаях и учреждениях кажется многим ученым написанной с той целью, чтобы преданные наслаждениям, порочные соплеменники его стыдились, читая это описание простой, честной жизни; думают, что Тацит хотел ярко характеризовать, испорченность римских нравов изображением быта Древней Германии, представлявшего прямую противоположность им. И действительно, в его похвалах прочности и чистоте супружеских отношений у древнегерманских племён слышится печаль об испорченности римлян. В римском государстве повсюду был виден упадок прежнего прекрасного состояния, видно было, что все склоняется к погибели; тем светлее рисовалась в мыслях Тацита жизнь Древней Германии, еще сохранившей первобытные нравы. Его книга проникнута смутным предчувствием, что Риму грозит великая опасность от народа, войны с которым врезались в память римлян глубже, чем войны с самнитами, карфагенянами и парфянами. Он говорит, что «над германцами больше праздновалось триумфов, чем было одержано побед»; он предчувствовал, что черная туча на северном краю италийского горизонта разразится над римским государством новыми ударами грома, более сильными, чем прежние, потому что «свобода германцев могущественнее силы парфянского царя». Успокоением ему служит только надежда на раздоры древнегерманских племён, на взаимную ненависть между их племенами: «Пусть остается у германских народов если не любовь к нам, то ненависть одних племен к другим; при опасностях, угрожающих нашему государству, судьба не может дать нам ничего лучшего, чем раздор между нашими врагами».

Расселение древних германцев по Тациту

Соединим те черты, какими, обрисовывает Тацит в своей «Германии» образ жизни, обычаи, учреждения древнегерманских племён; он делает эти заметки отрывочно, без строгого порядка; но, собрав их вместе, мы получим картину, в которой находится много пробелов, неточностей, недоразумений или самого Тацита, или людей, сообщавших ему сведения, многое заимствовано из народного предания, не имеющего достоверности, но которое все-таки показывает нам основные черты жизни Древней Германии, зародыши того, что развилось впоследствии. Те сведения, какие дает нам Тацит, пополненные и разъясненные известиями других древних писателей, преданиями, соображениями о прошлом по позднейшим фактам, служат основанием нашего знания о быте древнегерманских племён в первобытные времена.

Племя хаттов

Земли на северо-восток от маттиаков населяло древнегерманское племя хаттов (Chazzi, Hazzi, гессы – гессенцы), страна которых шла до границ Герцинского леса. Тацит говорит, что хатты были плотного, крепкого телосложения, что взгляд у них был отважный, ум более деятельный, чем у других германцев; если судить по германской мерке, то у хаттов много рассудительности и сообразительности, говорит он. У них юноша, достигнув совершеннолетия, не стриг волос, не брил бороды, пока не убьет врага: «только тогда считает он себя уплатившим долг за свое рождение и воспитание, достойным отечества и родителей», – говорит Тацит.

При Клавдии отряд германцев-хаттов сделал хищнический набег на Рейн, в провинцию Верхнюю Германию. Легат Луций Помпоний послал вангионов, неметов и отряд конницы под начальством Плиния Старшего отрезать этим грабителям путь отступления. Воины пошли очень усердно, разделившись на два отряда; один из них застиг возвращавшихся с грабежа хаттов, когда они стали на отдых и напились так, что были неспособны обороняться. Эта победа над германцами была, по словам Тацита, тем радостнее, что при этом случае были освобождены из рабства несколько римлян, взятых в плен за сорок лет перед тем при поражении Вара. Другой отряд римлян и союзников их пошел в землю хаттов, разбил их и, набрав много добычи, возвратился к Помпонию, который стоял с легионами на Тауне в готовности отразить германские племена, если они захотят мстить. Но хатты опасались, что когда они пойдут на римлян, то херуски, их враги, вторгнутся в их землю, потому отправили в Рим послов и заложников. Помпоний был более знаменит своими драмами, чем военными подвигами, но за эту победу он получил триумф.

Древнегерманские племена узипетов и тенктеров

Земли на север от Лана, по правому берегу Рейна, населяло древнегерманские племена узипетов (или узипийцев) и тенктеров. Племя тенктеров славилось своей превосходной конницей; ездою верхом забавлялись у них дети, любили ездить верхом и старики. Боевой конь отца отдавался в наследство храбрейшему из сыновей. Дальше к северо-востоку по Липпе и верховью Эмса жили бруктеры, а за ними на восток до Везера хамавы и ангривары. Тацит слышал, что была у бруктеров война с соседями, что бруктеры были прогнаны из своей земли и почти совершенно истреблены; это междоусобие составляло, по его словам, «радостное зрелище для римлян». Вероятно, в той же части Германии жили прежде и марсы, храбрый народ, истребленный Германиком .

Племя фризов

Земли по берегу моря от устья Эмса до батавов и канинефатов были областью расселения древнегерманского племени фризов. Фризы занимали и соседние острова; эти болотистые места были никому не завидны, говорит Тацит, но фризы любили свою родину. Они долго подчинялись римлянам, не заботясь о своих единоплеменниках. В благодарность за покровительство римлян фризы давали им определенное число воловьих шкур на надобности войска. Когда эта дань стала обременительна по алчности римского правителя, это германское племя взялось за оружие, победило римлян, свергло с себя их власть (27 г. по Р. Х.). Но при Клавдии отважный Корбулон успел возвратить фризов к союзу с Римом. При Нероне началась (58 г. по Р. Х.) новая ссора из-за того, что фризы заняли и стали возделывать некоторые местности на правом берегу Рейна, лежавшие пустыми. Римский правитель велел им уйти оттуда, они не послушались и отправили двух князей в Рим просить, чтоб эта земля была оставлена за ними. Но римский правитель напал на поселившихся там фризов, часть их истребил, другую увел в рабство. Земля, занятая ими, снова стала пустыней; воины соседних римских отрядов пускали на нее пастись свой скот.

Племя хавков

На восток от Эмса до нижней Эльбы и в глубину страны до хаттов жило древнегерманское племя хавков, которых Тацит называет благороднейшими из германцев, ставившими основой своего могущества справедливость; он говорит: «У них нет ни жадности к завоеваниям, ни надменности; они живут спокойно, устраняясь от ссор, не вызывают никого на войну обидами, не опустошают, не грабят соседних земель, не стремятся основать свое преобладание на обидах другим; это самым лучшим образом свидетельствует о их доблести и силе; но они все готовы к войне, и когда бывает надобность, войско у них всегда уж под оружием. У них очень много воинов и коней, их имя знаменито и при миролюбии». С этой похвалой плохо вяжутся сообщаемые самим Тацитом в «Летописи» известия, что хавки на своих лодках часто ездили грабить суда, ходившие по Рейну, и соседние римские владения, что они выгнали ансибаров и завладели их землей.

Германцы-херуски

На юг от хавков лежала земля древнегерманского племени херусков; этот храбрый народ, геройски защищавший свободу и родину, уже утратил во времена Тацита свою прежнюю силу и славу. При Клавдии племя херусков призвало Италика, сына Флавия и племянника Арминия, красивого и храброго юношу, и сделало его царем. Он сначала правил ласково и справедливо, потом, изгнанный противниками, он одолел их при помощи лангобардов и стал править жестоко. О дальнейшей судьбе его мы не имеем известий. Ослабленные раздорами и утратившие воинственность от продолжительного мира, херуски во время Тацита не имели могущества и не пользовались уважением. Их соседи германцы-фозы тоже были слабы. О германцах-кимврах, которых Тацит называет племенем малочисленным, но знаменитым подвигами, он говорит только, что во времена Мария они нанесли римлянам много тяжелых поражений и что обширные станы, оставшиеся от них на Рейне, показывают, что они тогда были очень многочисленны.

Племя свевов

Древнегерманские племена, жившие дальше к востоку между Балтийским морем и Карпатами, в стране очень малоизвестной римлянам, Тацит, подобно Цезарю, называет общим именем свевов. У них был обычай, которым отличались они от других германцев: свободные люди зачесывали свои длинные волосы кверху и перевязывали над теменем, так что они развевались подобно султану. Они полагали, что это делает их более страшными для врагов. О том, какие племена назывались у римлян свевами, и о происхождении этого племени было очень много исследований и споров, но при темноте и разноречивости известий о них у древних писателей вопросы эти остаются не решенными. Самое простое объяснение имени этого древнегерманского племени то, что «свевы» значит кочевники (schweifen, «бродить»); римляне называли свевами все те многочисленные племена, которые жили далеко от римской границы за густыми лесами, и полагали, что эти германские племена постоянно передвигаются с места на место, потому что чаще всего слышали о них от племен, прогнанных ими на запад. Известия римлян о свевах сбивчивы и заимствованы из преувеличенной молвы. Говорят, что у племени свевов было сто округов, из которых каждый мог выставлять многочисленное войско, что их страна окружена пустыней. Эти слухи поддерживали боязнь, какую имя свевов внушало уже и легионам Цезаря. Без сомнения, свевы были федерациею многих древнегерманских племен, близко родственных между собою, у которых прежняя кочевая жизнь еще не совершенно заменилась оседлою, скотоводство, охота и война еще преобладали над земледелием. Тацит называет древнейшими и благороднейшими из них семнонов, живших на Эльбе, а лангобардов, живших к северу от семнонов, самыми храбрыми.

Гермундуры, маркоманы и квады

Область к востоку от Декуматской области населяло древнегерманское племя гермундуров. Эти верные союзники римлян, пользовались большим доверием их и имели право свободно торговать в главном городе ретийской провинции, нынешнем Аугсбурге. Ниже по Дунаю к востоку жило племя германцев-нарисков, а за нарисками маркоманы и квады, сохранившие ту храбрость, которая доставила им обладание их землею. Области этих древнегерманских племен образовали оплот Германии со стороны Дуная. Царями маркоманов довольно долго были потомки Маробода , затем иноплеменники, получившие власть по влиянию римлян и державшиеся, благодаря их покровительству.

Восточные германские племена

Германцы, жившие за маркоманами и квадами, имели своими соседями племена не германского происхождения. Из народов, живших там по долинам и ущельям гор, некоторых Тацит причисляет к свевам, например, марсигнов и буров; других, как например, готинов, он считает кельтами по их языку. Древнегерманское племя готинов было подвластны сарматам, добывало для своих господ железо из своих рудников и платило им дань. За этими горами (Судетами, Карпатами) жили многие племена, причисляемые Тацитом к германцам. Из них самую обширную область занимало германское племя лигийцев, жившее, вероятно, в нынешней Силезии. Лигийцы составляли федерацию, к которой принадлежали, кроме разных других племен, гарийцы и нагарвалы. К северу от лигийцев жили германцы-готы, а за готами ругийцы и лемовийцы; у готов были цари, которые имели больше власти, чем цари других древнегерманских племен, но все-таки не настолько, чтобы свобода готов была подавлена. Из Плиния и Птолемея мы знаем, что на северо-востоке Германии (вероятно, между Вартой и Балтийским морем) жили древнегерманские племена бургундионов и вандалов; но Тацит о них не упоминает.

Германские племена Скандинавии: свионы и ситоны

Племенами, жившими на Висле и южном берегу Балтийского моря, замыкались границы Германии; на севере от них на большом острове (Скандинавии) жили германцы-свионы и ситоны, сильные, кроме сухопутного войска, и флотом. Корабли их имели носы с обоих концов. Эти племена отличались от германцев тем, что цари их имели неограниченную власть и не оставляли оружие в их руках, а держали его в кладовых, охраняемых рабами. Ситоны, по выражению Тацита, унизились до такого раболепства, что ими повелевала царица, и они слушались женщины. За землёй германцев-свионов, говорит Тацит, находится другое море, вода в котором почти неподвижна. Это море замыкает собою крайние пределы земель. Летом, после захода солнца, сияние его там сохраняет еще такую силу, что всю ночь затемняет звезды.

Негерманские племена Прибалтики: эстии, певкины и финны

Правый берег свевского (Балтийского) моря омывает землю эстиев (Эстонию). По обычаям и одежде, эстии походят на свевов, а по языку они, согласно Тациту, ближе к британцам. Железо у них редкость; обыкновенное их оружие булава. Они занимаются земледелием усерднее ленивых германских племён; они плавают и по морю, и они единственный народ, который собирает янтарь; они называют его glaesum (немецк. glas, «стекло»?) собирают они его на отмелях в море и на берегу. Долго они оставляли его лежать между другими предметами, какие выбрасывает море; но римская роскошь, наконец, обратила на него их внимание: «сами они не употребляют его, вывозят в необделанном виде и дивятся, что получают плату за него».

После того, Тацит приводит имена племён, о которых говорит, что не знает к германцам ли должно причислять их или к сарматам; это венеды (венды), певкины и фенны. О венедах он говорит, что они живут войною и грабежом, но отличаются от сарматов тем, что строят дома и сражаются пешие. О певкинах он говорит, что некоторые писатели называют их бастарнами, что они по языку, одежде, но виду своих жилищ похожи на древнегерманские племена, но что, смешавшись путем брачных союзов с сарматами, они усвоили себе от них леность и неопрятность. Далеко на севере обитают фенны (финны), самый крайний народ населенного пространства земли; они совершенные дикари и живут в чрезвычайной нищете. У них нет ни оружия, ни лошадей. Финны питаются травой и дикими животными, которых убивают стрелами, имеющими заостренные костяные наконечники; они одеваются в звериные шкуры, спят на земле; в защиту от непогоды и хищных зверей делают себе плетни из ветвей. Это племя, говорит Тацит, не боится ни людей, ни богов. Оно достигло того, чего достичь всего труднее человеку: им не нужно иметь ни каких желаний. За финнами, по словам Тацита, находится уж баснословный мир.

Как ни велико было число древнегерманских племен, как ни велико было различие общественного быта между племенами, имевшими царей и не имевшими их, проницательный наблюдатель Тацит видел, что все они принадлежат к одному национальному целому, что они – части великого народа, который, не смешиваясь с иноземцами, жил по обычаям совершенно самобытным; коренная одинаковость не была сглажена племенными разницами. Язык, характер древнегерманских племен, образ жизни их и почитание общих германских богов показывали, что все они имеют общее происхождение. Тацит говорит, что в старых народных песнях германцы восхваляют родившегося из земли бога Туискона и его сына Манна, как своих прародителей, что от трех сыновей Манна произошли и получили свои имена три коренные группы, которыми охватывались все древнегерманские племена: ингевоны (фризы), герминоны (свевы) и истевоны. В этом предании германской мифологии уцелело под легендарной оболочкой свидетельство самих германцев, что они при всей своей раздробленности не забыли общности своего происхождения и продолжали считать себя соплеменниками

Материал является продолжением статьи .

1929 год, юго-запад Германии. Рядом с деревушкой Вурмлинген строится новая ветка железной дороги. Рабочим велели быть очень осторожными: предполагают, что где-то здесь было кладбище германцев .

И в самом деле вскоре работы пришлось остановить. Рабочие наткнулись на захоронение и сделали удивительное открытие: они нашли наконечник копья, на него были нанесены – загадочные германские письмена. Кто нацарапал эти знаки и что они означают?

Кладбище германцев на болоте возле Иллерупа

Неизвестно, кому принадлежало копье, потому что германские племена не оставили нам ни одной личной биографии , но археологические находки и исторические источники дают нам возможность составить представление о жизни германского воина в те времена. Назовем его Грифо, возможно, именно такой была его жизнь.

«Я несколько часов преследовал добычу и теперь чувствую, что она уже недалеко. Я жил со своим племенем на границе с . Мы жили в мире. Но в этот день все изменилось. Дом моих предков был в огне. Что случилось? Всадники напали на моих соплеменников, чтобы продать их в рабство».

В 3 веке н.э. германский мир распадался : германские племена враждовали друг с другом, банды разбойников стали постоянной угрозой. Их предводители окружали себя молодыми воинами и обещали им богатство и приключения. Они снабжали своих сторонников оружием, их главными занятиями были разбой и торговля рабами .

Крупнейшая находка оружия 3 века, очевидно, свидетельствует о том, какими воинственными были германцы в те времена: части щитов, наконечники копий, мечи – полное оснащение для отряда больше, чем в тысячу воинов. В те времена в Германии это была сильная армия.

Оружие нашли в болоте возле Иллерупа на севере . Когда-то это место было священным, здесь германцы приносили жертвы своим богам. Теперь это настоящий клад для археологов .

Оружие, найденное у Иллерупа, помогло ученым впервые получить четкое представление о том, каким было германское войско в 3 веке. Они нашли больше 15 тысяч предметов от седел до богато украшенных пряжек для поясов.

Почему так много оружия оказалось в этом болоте и что оно может рассказать нам о его владельцах?

Археологи предполагают, что отряд был разбит и победители сломали дорогое оружие и принесли его в жертву богам в знак благодарности.

Если представить отряд больше, чем в тысячу воинов и подробнее рассмотреть их оснащение, становится очевидным, что у них была определенная иерархия . У них должен был быть предводитель, в противном случае с такой армией невозможно вести войну.

Там, на севере Дании, некогда добывали железо, но золото, бронзу и серебро приходилось импортировать. Эти ценные металлы, которые нашли археологи, очевидно, принадлежали предводителями армии .

Значит, эти боевые отряды не были просто толпами варваров? У них была четкая структуры. Около трех четвертей воинов были пешими, это четко показало распределение золота, бронзы и железа. У их предводителей были хорошие контакты с Римской империей, там они добывали свое оружие. Кто были эти воины?

Помочь разобраться в этом должны наконечники копий: каждый тип копья можно четко классифицировать . Археологи считают, что этот отряд прибыл из Норвегии, а нападение было хорошо подготовлено и тщательно спланировано.

С помощью луны удается найти важное свидетельство – рунические символы , сообщения открытым текстом. Руническая надпись хорошо читается, одно и то же написано на трех предметах – это имя. Одна из рунических надписей нанесена в виде клейма, значит, производство копий уже было массовым .

Это вооружение для целой армии, больше тысячи человек, которые пришли в Данию воевать, но они потерпели поражение. Это их оружие, оружие проигравших, которое победители бросили в озеро как жертву богам войны .

Лимес – граница Римской империи

Боевое оружие, найденное у Иллерупа, свидетельствует о больших переменах в Германии. В 3 веке многие старые германские племена распадаются . Постепенно из маленьких воинственных отрядов образуются новые крупные племена, такие как саксы , , и . Они воевали не только между собой: военачальники этих крупных племен вскоре бросили вызов Римской империи .



«Охотники за головами преследовали меня по пятам. Много часов я бежал от них. Неожиданно я оказался на римской границе. Здесь кончалась наша земля. Но что мне было терять? У меня не было выбора, пришлось все поставить на карту. Работорговцы не могли преследовать меня на той стороне».

В одной римской хронике говорится: «император Адриан велел вкопать глубоко в землю толстые деревянные колья и связать их вместе, чтобы установить границу с землями варваров».

В начале 2 века римляне укрепили северную границу империи. Пограничный вал назывался , он состоял из частоколов, рвов и 900 сторожевых башен. Он должен был защитить империю от германских племен. Лимес простирался больше, чем на 500 километров. После это было самое длинное сооружение на свете. Для германских племен это было четким сигналом: здесь начинаются владения римской империи.

На севере Англии была построена вскоре после лимеса. До сих пор она является впечатляющим свидетельством того, как пограничные укрепления римлян господствовали на местности. Это новая внешняя политика , выраженная в камне. Рим прошел высшую точку в своем развитии и теперь держал оборону в пределах своих границ .


Остатки лимеса в Германии можно заметить только при ближайшем рассмотрении. В отличие от Англии, лимес в строили только из дерева и глины.

Частоколы и сторожевые башни были важной составной частью лимеса. Какие задачи выполняли пограничные укрепления?

После разгромного поражения в Рим к 16 году н.э. навсегда отступил за и . Лимес закрыл проход между этими двумя реками, при этом империя аннексировала самую плодородную область Германии.

Но лишь некоторые остатки почти 2-х тысячелетней пограничной стены можно заметить с земли.

Существует так называемая авиационная археология . С высоты 300 метров опытный эксперт может распознать следы на земле, такие как захоронения, фундаменты и стены, даже если им уже тысячи лет.

Сто лет назад люди считали, что лимес был границей активным боевых действий , т.е. его построили для защиты от противника, в основном германцев. Но теперь известно больше, и можно сказать, что лимес был средством территориального и политико-экономического контроля. Это значит, что римляне контролировали перемещение населения , а также направляли потоки товаров, поступающих в империю, через особые пропускные пункты и взимали за них налоги , а люди должны были зарегистрироваться.

«Я хотел перейти границу, но попал прямо в руки римских стражников. Они сказали мне, что в империю запрещено провозить оружие. Так как у меня не было денег, меня арестовали».

С германцами, которые незаконно проникали на римские территории, римляне обращались как с военнопленными. Риск оказаться пойманным был велик, потому что римская граница контролировалась с помощью хитроумной системы .

Основным элементом пограничной линии были сторожевые башни . Их строили в зоне прямой видимости так, что солдаты могли держать под наблюдением всю границу. В лесу римляне вырубили просеки, чтобы можно было осматривать местность перед лимесом.

В гарнизоне каждой башни было до 8 солдат. Они находились на своих постах по нескольку недель. Сами пекли хлеб.

Главная задача этих войск – подать сигнал тревоги : в случае нападения – трубить в горн.

Ночью они зажигали факелы, чтобы поддерживать контакт с соседними башнями и с небольшими отдаленными фортами, где находилась конница. Это была простая, но эффективная система раннего предупреждения . В качестве древнего радара лимес был важным элементом римской системы пограничной обороны от германских племен.

Конечно, римляне держали на линии границы и свои войска. С лимеса они вели наблюдение за приграничными областями на несколько километров от стены. И если там что-то назревало, войска знали об этом и могли реагировать: они выходили за лимес на вражескую территорию и пытались восстановить мир .

Если какой-то отряд германцев прорывался через лимес, стража подавала сигнал тревоги . Тогда кавалерийские части, находящиеся дальше за линией лимеса, преграждали путь противнику. Если же германским племенам все же удавалось пройти вглубь римской территории и вернуться с награбленной добычей, римская система предупреждения снова оповещала об этом конные войска: кавалерия могла призвать нападавших к ответу , когда они пытались вернуться в Германию.

Правительственная комиссия Германии по лимесу реконструировала один из фортов, в котором находился конный отряд – Зальбург в Гессе. Здесь всадники днем и ночью были готовы по первому сигналу отбить атаку.

Но долгое время бои вдоль линии лимеса были исключением – перевозки через границу, как правило, были вполне мирными. На снимках аэрофотосъемки хорошо виден проход в лимесе. За этим проходом находилась сторожевая башня, это типичный пограничный переход лимеса.

Можно представить себе, что какая-то группа германцев, возможно, торговцев, хочет проехать в империю, в Римскую провинцию. Солдаты проверяют, что они везут, и взимают пошлину . Когда формальности закончены, торговцам разрешают ехать дальше, на рынки, и продавать свои товары. А потом они возвращались в Германию через этот же пограничный переход.

В древних источниках есть живые примеры такой мирной приграничной торговли, например, стражникам лимеса продавали скот. Обмен товарами был выгоден для обеих сторон: римским солдатам было нужно свежее мясо, а германцам были интересны изысканные римские товары.

Отношения между римлянами и германскими племенами

Одно из богатейших германских захоронений – могила вождя в Гомерне в Тюрингии . В нем нашлись подтверждения тому, что германская знать очень любила римские предметы роскоши. Это сокровище невероятной ценности : римские монеты и тонко отделанные украшения, великолепные столовые приборы из чистого серебра и золота. Это знаки высокого положения, они не оставляют сомнения в привилегированном статусе их владельцев.


Но почему германский вождь почти в 400 километрах от границы из всех вещей взял с собой в могилу римское столовое серебро?

Это впечатляющее доказательство интенсивным связей между римскими и германскими племенами в третьем веке.

Римские находки дают возможность представить повседневную жизнь германской аристократии. Отношения между римлянами и германскими племенами определялись не только военными столкновениями и набегами, но и тесными мирными связями . Это могли быть торговля, обмен, а возможно, подарки и боевые трофеи.

Находки в захоронении Гомерна ясно показывают, что германцы пытались имитировать римский образ жизни : вождь из Гомерна пользовался за столом римской посудой, и возможно, во время общих пиров также следовал римским образцам, с которыми мог познакомиться в империи. У себя дома он подражал им и демонстрировал возвышенный образ жизни остальным германцам. Простые люди могли лишь мечтать о такой роскоши, будь это в Германии или в Римской империи .

Гладиаторы – кумиры народа

По обеим сторонам лимеса люди, которые были способны отстоять свою свободу, могли считать себя счастливчиками: рабство было теневой стороной древних обществ .

«Мне удалось бежать от германских охотников за головами, но теперь меня продали в римский бродячий цирк. Я оказался среди гладиаторов . Скоро мне придется сражаться за жизнь в качестве – гладиатора с сетью. Среди бойцов были пленники, такие же, как я, а также профессиональные гладиаторы. Уже было известно, кто будет моим соперником: это был тяжело вооруженный и хорошо обученный – воин с мечом. Есть ли у меня хоть один шанс против него?».

«Хлеба и зрелищ» — вот, что предлагали римляне всем подданным империи, в том числе, в городе Августа-Треверорум , современном . Зрители старались занять свои места с самого утра.

На аренах продавали разные предметы повседневного обихода с изображениями гладиаторов: бутыли со сценами боев, стаканы в виде шлемов, разукрашенные лампы. Судя по ним, гладиаторы были кумирами народа .

Ворота амфитеатра называли вомитории или плевательницы. Через них зрители входили и выходили. Отсюда люди расходились по своим местам, с радостью ожидая начало представления.

Многие гладиаторы в Августа-Треверорум были германскими пленниками с другой стороны лимеса.

«Настал день игр. Кто из нас покинет эту арену живым, а кто уже не вернется?».

В выхода гладиаторов начинались кровавые игры не на жизнь, а на смерть, с помощью которых римские правители старались вызвать симпатии народа .

«Моритури те салютант» — идущие на смерть приветствуют тебя. Именно так гладиаторы приветствовали аристократов , которые устраивали эти игры, сенаторов и влиятельных лиц провинции.

Германские гладиаторы ценились особенно высоко, поэтому богатые знатные жители часто брали германцев в личную охрану. «До конца античной эпохи германские телохранители были очень популярны, особенно у императоров. Будучи иностранцами, они не интересовались внутренними римскими интригами и заговорами убийц», — императорский биограф восхищался германскими стражниками как самыми лояльными из всех боевых частей.

Увлечение этими опасными играми было широко распространено во всех слоях римского общества.

«Я ждал своей очереди. Возможно, я ждал своей смерти. Я слышал шум боя и яростные крики толпы. Зрители жаждали крови, и они получили, что хотели».

Гладиаторы ждали своей очереди в небольших камерах. Должно быть, их отчаянье было велико. Один из источников упоминает от 30 германских военнопленных из племени саксов : они задушили друг друга. Последний из выживших проглотил губку. Они совершили самоубийство , чтобы не участвовать в кровавом представлении на арене. Но игры продолжались благодаря все новым поставкам живого товара.

«Я поклялся, что моя кровь в этот вечер не прольется на арену. Мой противник был ветераном, одним из первоклассных бойцов. Мой единственный шанс выжить в бою – скорость и ловкость».

Почти никто не выступал против гладиаторских боев. Единственным исключением был римский философ : «Это настоящее убийство. У бойца нет ничего, чтобы защититься. Да и зачем ему? Это лишь продлит его страдание. Почему же он так не хочет умереть?».

Когда раненый гладиатор падал на землю, зрители кричали: «Ему конец! Теперь ему конец!». Публика решала, жить ему или умереть.

«Меня уже списали со счетов, но я не сдался: как молния я воспользовался удобным моментом, и вознаградил меня победой. Я победил и получил свободу!».

Деревянный меч – награда для самых мужественных гладиаторов. Они получали свободу . Говорят, им давали и призовые деньги . Но гладиаторов, счастливо закончивших карьеру, было совсем не много.

Колония Агриппины

«Мне рассказали о большой городе на Рейне – Колония Агриппины . Если у тебя есть деньги, там можно получить все, что пожелаешь. Я еще никогда не видел такого большого города. Мне стало любопытно».

Можно прямо сказать, что без Агриппины не было бы современного Кельна , по крайней мере, с таким названием, потому что Агриппина родилась в этом убийском городе. Когда в 48 году н.э. она вышла замуж за своего дядю императора , она хотела уравнять свой авторитет с авторитетом мужа. Сам Клавдий родился в , римской колонии, также названной его именем – Клавдий был и частью названия Лиона. Так что Агриппина пожелала, чтобы и место ее рождения возвысилось до статуса колонии и носило ее имя. Отсюда Колония Клавдия Ара Агриппиненсия. Интересно то, что это была единственная римская колония во всей империи названная женским именем .

Империя была терпима к верованиям и культуре своих подданных, благодаря этому Колония Агриппины успешно развивалась. Убии могли по-прежнему покланяться своей богине-матери Матроне . Позднее этот культ даже был принят самими римлянами.

В Кельне археологи раскопали огромный дворец римского губернатора . Представитель императора в колонии на Рейне жил в претории, который в то время был центром губернаторского квартала.

В те времена огромные залы постоянно были заполнены потоками просителей, дипломатов и императорских курьеров. Но преторий имел и глубоко символическое значение: везде, где возможно, Рим старался продемонстрировать свое величие . Эту задачу выполнял и преторий, в частности, его 180-метровый фасад, обращенный к Рейну. Теперь представьте, что посланники германских племен, желающие поговорить с губернатором, сначала видели перед собой это огромное здание. Внутри оно было таким же роскошным, так и снаружи. Представьте себе это здание, украшенное мрамором и мозаиками. Для иностранцев, приезжающих сюда, это строение в самом деле было воплощением римской мощи .

Очевидно, эта демонстрация силы была прежде всего предназначена для варварских германских племен на другом берегу Рейна. Рим считал себя носителем цивилизации , вот, как это описывает древний поэт: «Все города в империи очаровывают своим блеском и изяществом, словом римляне теперь называют единый народ. Все собрались вместе подобно тому, как собираются на рыночной площади, чтобы получить то, что им причитается».

«Я дошел до Колонии Агриппины и остановился у таверны. За одним из столов сидели римские солдаты и играли в кости. Римляне думали, что легко справиться с германцем, таким, как я. Они не знали, что игра в кости – одно из наших любимых занятий».


Тацит писал: «Германцы играют в кости хладнокровно , как будто занимаются очень серьезным делом».

«В этот день моя счастливая полоса не заканчивалась, я выигрывал одну игру за другой. Когда римляне проиграли все свои деньги, они положили на стол последнее, что у них было: камни желтого цвета. Легионеры называли его золотом Германии. Но и камни тоже оказались в моих руках.

Вот, что римский натуралист рассказывает о происхождении этих очень популярных в Риме камней: «Точно известно, что янтарь происходит с островов в северных морях , и германцы называют его «глезум». Этимология английского слова «глас» — стекло – восходит к германскому слову «глезум».

В древнем Риме янтарь покупали и продавали по самым высоким ценам.

После обработки и полировки в римских мастерских янтарь становился и украшением богатых германских женщин, таких, как принцесса из Хасследена .

Монетка между зубов свидетельствует о том, что она приняла римскую веру – это плата за перевозку через в мир мертвых. В 3 веке германская знать считала похороны в соответствии с римскими обычаями признаком богатства и власти.

Колония Агриппины – современный Кельн – был важным центром торговли дорогими ювелирными изделиями .

«Я искал, где продают янтарь. Но потом увидел, что здесь продавали и рабов. Я увидел молодую женщину, которая мне понравилась, и мне стало жалко ее. Продавец хотел торговаться со мной, как будто мы были на скотном рынке. Но я долго не раздумывал и дал ему столько, сколько он просил. Ее звали Фара. Она была родом из Германии, как и я».

Большой спрос на рабов в основном покрывался за счет военнопленных из Германии с другой стороны лимеса. Если кто-то попадал в руки работорговца, у него почти не было шанса снова стать свободным.

Руны и брактеаты



«Она была напугана. Но когда поняла, что я не сделаю ей ничего плохого, стала доверять мне. Вместе мы отправились домой через границу. Мы шли много дней, пока, наконец, не оказались на земле моих отцов. Неожиданно на нас напали – разбойники сидели в засаде. Но оказалось, что это молодые воины из моего клана. Судьба идет разными путями: велика была наша радость от неожиданной встречи с друзьями.

Я рассказал молодым воинам о моих приключениях в Римской империи по ту сторону лимеса. Как и мне, им удалось ускользнуть от работорговцев, и теперь они жили в лесу. Той ночью мы создали отряд, и я стал его предводителем. Наш договор был скреплен рунической надписью. Этими магическими символами я взывал к Водану – нашему главному божеству. Эти руны должны были передать нам его силу».


– это письменные знаки, но они имели и культовое значение . Лингвисты еще не всегда могут расшифровать руны, некоторые слова утратили прежнее значение, стали непонятными, другие можно перевести и спустя 1700 лет.

Очень важными для дешифровки являются слова, которые сохранились в немецком языке, потому что он развивался в основном из германских языков.

Бывает, что смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Руны на костях часто имели и магическое значение . Древнее германское слово «руна» имеет значение надпись, а также послание или секрет.

Руна состоит из трех графических элементов: ветка, палка и крючок . Символы часто писали на дощечках и бука — по-немецки «бухе», отсюда возникло немецкое слово «бухштабе» — буква.

Наконечник копья из захоронения в Вурмлингене также был исписан рунами. «Идори» значит «дай мне силу и славу» — руны подкрепляли просьбы о божественной помощи.


В германском мире было много богов, но как германцы представляли себе высшие силы?

До нас дошло очень мало изображений. Амулеты из золота, которые называли – единственные находки, на которых изображены германские боги. Всадник, идущий в бой – на крупе лошади изображена фигура, направляющая его копье, это – божественный повелитель победы, он позаботится о том, чтобы это копье победило врагов.

На брактеатах божественный мир изображен таинственным языком рисунков . Важность этих находок еще не оценили по достоинству.

Удивительно то, что все германские племена – в Скандинавии или на Рейне – рассказывают одни и те же истории и легенды о Водане . Легенды о богах передавались только устно, пока некоторые из них не были записаны во времена раннего «Дай мне силу и славу. С благословением Водана мы решили найти какую-нибудь легкую добычу. Я показал моим товарищам последнюю золотую монету, которая у меня осталась. И я рассказал им о несметных богатствах, которые ждали на с Римской империи. Но для этого нам нужно было незаметно пройти лимес».

Отряды германцев совершали организованные набеги на римскую территорию. Они забирали все, что могли унести.

Сокровища варваров в – один из таких кладов, его нашли в Рейне. Его ценность невозможно подсчитать: более тысячи отдельных предметов общим весом больше 700 килограммов.

Как далеко вглубь римской территории удавалось проникнуть отрядам германцев?


Археологи нашли некоторые ответы благодаря еще одной находке из Рейна – Хагенбахскому кладу . Дощечки, украденные из храма, дают ясный ответ: на них указаны имена жертвователей, так как такие дощечки делали в знак благодарности богам или писали на них молитвы. Археологи выяснили, что большая часть имен встречается только в у подножия . Значит в своих набегах по Римской империи германские племена могли пройти почти 2 тысячи километров от лимеса?

Если речь шла об изделиях из ценных металлов, германских налетчиков интересовали не столько сами изделия, которые часто были богато украшены, а лишь материальная ценность предмета .

Налетчики хотели перевезти добычу через Рейн как минимум на двух плотах. Возможно, плоты перевернулись, а возможно их потопили римские патрульные суда.

Набеги на империю были рискованным предприятием для германцев, но соблазны римской цивилизации заставляли их забыть об опасности.



«Добыча, которая манила нас, находилась по ту сторону границы Римской империи, но мы не были уверены, удастся ли нам перейти лимес. Ни одного римского солдата не было видно. Может это ловушка? Мы не хотели рисковать, мы разведали обстановку. Я не верил своим глазам: сторожевая башня была пуста, там не было ни одного стражника. Но почему?».

Долгое время историки считали, что лимес был разрушен во время одного масштабного нападения германцев , но теперь известно, что все было иначе.

В 260 году н.э. римский император попал в плен к . Это была первая серия катастроф, которые потрясли империю. Все пограничные части вывели из лимеса. Теперь во время серьезного кризиса, какого империя еще не видела, войска были нужны в другом месте. Началась гражданская война за императорский трон, который теперь пустовал.

Было принято решение относительно лимеса: в 260 году н.э. граница с Германией была заброшена , Рим отступил от Рейна и Дуная. На брошенные земли за лимесом пришли . Империя закрылась за новыми границами, проходящими вдоль рек.


«Когда настало утро, мы увидели перед собой подходящую цель – римское поместье. Но кто-то уже опередил нас».

Когда лимес был прошен, набеги германцев на римскую территорию участились . Об этом свидетельствую многочисленные разрушения, датированные этим временем.

Главной целью римских набегов были богатые римские поместья . Какая судьба ждала семьи римских поселенцев? Без защиты солдат на границе они были брошены на милость всех проходивших мимо разбойников.

Во время раскопок археологи постоянно натыкаются на ужасные находки, датируемые 3-м веком: скелеты и черепы римлян с признаками жестокого насилия.

В институте судебной медицины в ученые исследовали, как погибли эти римляне. Судмедэксперты попытались ответить на вопрос, что происходило между германскими захватчиками и римскими поселенцами после того, как лимес был брошен.


На черепе ребенка хорошо видна вмятина в лобно-височной области. Она могла быть нанесена твердым тупым предметом вроде дубинки.

На черепе римской женщины ученые обнаружили любопытную деталь, почти незаметную невооруженному глазу: под лупой видны маленькие насечки на черепной кости в области скул. Можно предположить, что она была скальпирована , и волосы женщины со скальпом унесли как трофей.

Мужской череп несет следы ударов справа и слева в височной области. По форме они похожи на букву V и идут спереди назад. Они были нанесены оружием, таким как меч, видны глубокие трещины. Можно говорить о том, что человек не мог увернуться. Возможно, он был привязан за шею, и его убили этими двумя ударами.

Но убийства и грабежи не были правилами при столкновении культур у лимеса. Большинство германцев не желали разрушать мир римлян, они хотели жить в нем, конечно, не как подчиненные и рабы, но как свободные воины.

«Мы с Фарой завладели римским поместьем за линией лимеса. Римляне бросили его. Когда-нибудь оно станет домом для наших детей».

После того, как лимес был оставлен, правление римлян на правом берегу Рейна закончилось. Плодородные земли между Рейном и Дунаем вернулись в руки германцев. Римские поселенцы были поставлены перед выбором : они могли договориться с алеманнами или навсегда оставить свои поместья.

В Вурмлингене, там, где было найдено копье с нанесенными на него рунами, на раскопках виллы рустика археологи сделали открытие, которое многое объясняет: они обнаружили ямы от столбов – типичный признак германской архитектуры. Значит, посреди каменных руин виллы рустика германцы построили свое здание.

Постепенно они стали по-своему обживаться среди руин римской цивилизации.

После того, как был брошен лимес, началась новая эра . Вскоре германские племена приняли римское наследство и повели Европу в будущее под знаком креста.

На протяжении многих веков главными источниками знаний о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых церковных писателей. Наряду с достоверными сведениями эти книги и записки содержали домыслы и преувеличения. Кроме того, античные авторы не всегда углублялись в политику, историю и культуру варварских племён. Они фиксировали главным образом то, что «лежало на поверхности», или то, что производило на них самое сильное впечатление. Конечно, все эти труды дают вполне неплохое представление о жизни германских племён на рубеже эпох. Однако в ходе позднейших было выяснено, что античные авторы, описывая верования и быт древних германцев, многое упустили. Что, впрочем, отнюдь не умаляет их заслуг.

Происхождение и распространение германских племён

Первые упоминания о германцах

О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря. Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э.: племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.

Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н. э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже - до Везера. Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание. Происхождение слова - кельтское. «Германец» - это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название - «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.

Германцы и их соседи

На западе и юге с германцами соседствовали кельты. Их материальная культура была более высокой. Внешне представители этих народностей были похожи. Римляне их зачастую путали, а иногда и вовсе считали одним народом. Однако кельты и германцы не родственники. Схожесть их культуры обуславливается близким соседством, смешанными браками, торговлей.

На востоке германцы граничили со славянами, балтийскими племенами и финнами. Само собой, все эти народности оказывали влияние друг на друга. Оно прослеживается в языке, обычаях, способах ведения хозяйства. Современные немцы являются потомками славян и кельтов, ассимилированных германцами. Римляне отмечали высокий рост славян и германцев, а также светлые или светло-рыжие волосы и голубые (или серые) глаза. Кроме того, представители этих народов обладали схожей формой черепа, что обнаружилось в ходе археологических раскопок.

Славяне и древние германцыпоражали римских исследователей не только красотой телосложения и черт лица, но и выносливостью. Правда, первых всегда считали более миролюбивыми, в то время как вторых - агрессивными и азартными.

Внешний облик

Как уже было сказано, германцы представлялись изнеженным римлянам могучими и рослыми. Свободные мужчины носили длинные волосы и не брили бород. В некоторых племенах было принято связывать волосы на затылке. Но в любом случае они должны были быть длинные, так как стриженые волосы - верный признак раба. Одежда германцев была преимущественно простая, поначалу довольно грубая. Они предпочитали кожаные туники, шерстяные накидки. И мужчины, и женщины были закалёнными: даже в холода они носили рубашки с короткими рукавами. Древний германец небезосновательно полагал, что лишняя одежда сковывает движения. По этой причине у воинов даже не было доспехов. Шлемы, тем не менее, были, хотя и не у всех.

Незамужние германские женщины ходили с распущенными волосами, замужние покрывали волосы шерстяной сеткой. Этот головной убор был чисто символическим. Обувь у мужчин и женщин была одинаковая: кожаные сандалии или сапоги, шерстяные обмотки. Одежду украшали фибулами и пряжками.

древних германцев

Социально-политические институты германцев не отличались сложностью. На рубеже веков у этих племен существовал родовой строй. Его еще называют первобытнообщинным. В этой системе значение имеет не отдельная личность, а род. Его образуют кровные родственники, которые живут в одном селении, сообща обрабатывают землю и приносят друг другу клятву кровной мести. Несколько родов составляют племя. Все важные решения древние германцы принимали, собирая тинг. Так называлось народное собрание племени. На тинге принимали важные решения: перераспределяли общинные земли между родами, судили преступников, разбирали споры, заключали мирные договоры, объявляли войны и собирали ополчение. Здесь же посвящали юношей в воины и избирали по мере надобности военных вождей - герцогов. На тинг допускались только свободные мужчины, но далеко не каждый из них имел право произносить речи (это было дозволено только старейшинам и наиболее уважаемым членам рода/племени). У германцев существовало патриархальное рабство. Несвободные обладали некоторыми правами, имели собственность, жили в доме хозяина. Их нельзя было убить безнаказанно.

Военная организация

История древних германцев насыщена конфликтами. Мужчины уделяли много времени ратному делу. Еще до начала систематических походов на римские земли у германцев сформировалась племенная элита - эделинги. Эделингами становились люди, отличившиеся в бою. Нельзя сказать, что у них были какие-то особые права, но зато они обладали авторитетом.

Поначалу германцы выбирали («поднимали на щит») герцогов только в случае военной угрозы. Но в начале Великого переселения народов они стали избирать королей (конунгов) из эделингов пожизненно. Конунги стояли во главе племен. Они обзаводились постоянными дружинами и наделяли их всем необходимым (как правило, по окончании удачного похода). Верность вождю была исключительной. Древний германец считал бесчестьем вернуться из битвы, в которой пал конунг. В этой ситуации единственным выходом было самоубийство.

В армии германцев существовал родовой принцип. Это значило, что родственники всегда сражались плечом к плечу. Возможно, именно этой особенностью обуславливается свирепость и бесстрашие воинов.

Германцы сражались пешими. Конница появилась поздно, римляне были о ней невысокого мнения. Главным оружием воина было копьё (фрамея). Широкое распространение получил знаменитый нож древнего германца - сакс. Затем появились метательный топор и спата - обоюдоострый кельтский меч.

Хозяйство

Античные историки нередко описывали германцев как скотоводов-кочевников. Более того, бытовало мнение, что мужчины занимались исключительно войной. Археологические исследования 19-20-го веков показали, что все обстояло несколько по-иному. Во-первых, образ жизни они вели оседлый, занимались скотоводством и земледелием. Община древних германцев владела лугами, пастбищами и полями. Правда, последние были немногочисленными, поскольку большую часть подвластных германцам территорий занимали леса. Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Но разведение коров и овец было приоритетным занятием. У германцев не было денег, их богатство измерялось количеством голов скота. Разумеется, германцы отлично умели обрабатывать кожи и активно торговали ими. Также они делали ткани из шерсти и льна.

Они освоили добычу меди, серебра и железа, но кузнечным ремеслом владели немногие. С течением времени германцы научились выплавлять и делать мечи очень высокого качества. Впрочем, сакс, боевой нож древнего германца, не вышел из употребления.

Верования

Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.

Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцев (тех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством. О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья ("Старшей Эдде" и "Младшей Эдде").

Культура и искусство

С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.

Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.

По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.

Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение. С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме. У скандинавов руны просуществовали до 16-го века.

Взаимодействие с Римом: война и торговля

Germania Magna, или Великая Германия, никогда не была римской провинцией. На рубеже эпох, как уже было сказано, римляне покорили племена, жившие к востоку от реки Рейн. Но в 9 году н. э. под командованием херуска Арминия (Германа) были разбиты в Тевтобургском лесу, и этот урок имперцы надолго запомнили.

Граница между просвещенным Римом и дикой Европой стала пролегать вдоль Рейна, Дуная и Лимеса. Здесь римляне расквартировали войска, возвели фортификационные сооружения и основали города, которые существуют и по сей день (например, Майнц - Могонциакум, и Виндобону (Вену)).

Древние германцы и не всегда воевали друг с другом. До середины 3-го века н. э. народы сосуществовали относительно мирно. В это время получила развитие торговля, а точнее обмен. Германцы поставляли римлянам выделанные кожи, пушнину, рабов, янтарь и получали взамен предметы роскоши и оружие. Мало-помалу они даже привыкли пользоваться деньгами. Отдельные племена имели привилегии: например, право торговать на Римской земле. Многие мужчины становились наёмниками у римских императоров.

Однако нашествие гуннов (кочевников с востока), которое началось в 4-м веке н. э., «сдвинуло» германцев с насиженных мест, и те вновь устремились на имперские территории.

Древние германцы и Римская империя: финал

К моменту начала Великого переселения народов могущественные германские конунги стали объединять племена: поначалу с целью защиты от римлян, а затем - с целью захвата и разграбления их провинций. В 5-м веке вся Западная империя была захвачена. На её руинах воздвиглись варварские королевства остготов, франков, англосаксов. Сам Вечный город в течение этого неспокойного столетия несколько раз был осажден и разграблен. Особенно отличились племена вандалов. В 476 году н. э. последний римский император, был вынужден отречься от престола под давлением наёмника Одоакра.

Общественный строй древних германцев окончательно поменялся. От общинного уклада варвары перешли к феодальному. Наступили Средние века.