Геология и ее связь с другими науками. I

«Литосфера Земли» - Схема образования земли. Действующие вулканы. 5. Образование Мирового океана. 4. Атмосфера из вулканических газов. Внутреннее строение земли. Лава. Потухшие вулканы, Литосфера – антропогенное воздействие. Вулканы. АНДЫ – самые длинные горы на Земле. Образование горных хребтов. Коралловые рифы. Слои земной коры.

«Движение земной коры» - Урок № 22. Разнообразие в залегании горных пород. 5-6 баллов-легкие повреждения зданий. 1-2 балла-слабые толчки, не ощущаются человеком. Грабен. Движение вещества. Горст. 3-4 балла-толчки ощущаются, но разрушений не происходит. 11-12 баллов-разрушается все на земной поверхности. С и л а з е м л е т р я с е н и й.

«Экзогенные процессы» - Распространяются на небольшую глубину – до 20-30 метров. 19. Седиментация – осаждение, накопление перемещённого вещества. Результатом является образование всё большего и большего числа трещин. Транспортировка – перенос продуктов разрушения на другое место. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования.

«Материки» - Африка. География Познание материков. Слайды Шульц Татьяны Сергеевны. Природные зоны Северная Америка. Евразия. Природные зоны Евразия. Африка- второй материк по величине После Евразии. Км. Южная Америка. Тема: Северная Америка. Южная Америка Природные зоны.

«Геологическая история Земли» - А) четвертичный Б) неогеновый В) палеогеновый Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего. 2. Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

«Складки» - Форма складок зависит также от соотношения крыльев и замка. Размеры складок характеризуются длиной, шириной, высотой. Классификация складок по положению осевой плоскости. Построение структурной карты методом схождения и профилей структур. Структурная геология и геологическое картирование. Строение надвига или шарьяжа.

Всего в теме 6 презентаций

Введение

Науки о Земле

Человек – существо любопытное. Его всегда интересовал субстрат, на котором он живет, по которому ходит, за счет которого кормится. Кроме того, человек просто не проживет, если не будет ориентироваться в окружающей среде. Отсюда появилось много различных наук, изучающих Землю: география, геология, геофизика, геохимия, геометрия, геодезия.

У всех этих наук объект общий – Земля .

На греческом языке слово «гео» означает Земля.

Но предметы разные. Каждая из этих наук изучает какую-то определенную сторону данного объекта.

Геометрия – размеры, форму.

Геодезия – формы рельефа.

География – устройство поверхности Земли, ее внешних оболочек.

Геофизика – физические свойства и физические поля.

Геохимия – химический состав.

Предметом изучения геологии является верхние оболочки Земли – земная кора и верхняя часть мантии. Состав, строение, процессы, закономерности размещения полезных ископаемых.

В таком понимании геология включает в себя и геофизику и геохимию. Геология – наука более широкая. Это отражается и в самом термине «геология».

Слово «логос» означает «знание». Т.е. «знание о Земле».

Связи с другими науками о Земле и не только

Внутренние процессы Земли отражаются в строении и составе ее поверхности, ее внешних оболочек – гидросферы, атмосферы, биосферы, поэтому геология теснейшим образом переплетается и с такими науками как география, геодезия, биология . Например, вулканический конус – это элемент рельефа, но в то же время он образовался за счет глубинных процессов.

Или моря и океаны. Вода заполняет впадины на поверхности – элементы рельефа и сама формирует рельеф, но появилась то она из глубин Земли и принимает активнейшее участие в формировании осадочной оболочки. Большая часть осадочных пород осаждается в морях и океанах. Вода является главным агентом выветривания.

Животный мир (или биосфера) существует на поверхности Земли и изучается наукой биологией. Но после отмирания остатки организмов становятся частью осадочных пород, в том числе такие ценнейшие полезные ископаемые как нефть и каменный уголь полностью формируются за счет органического вещества.

Органические остатки, содержащиеся в древних осадочных породах, используются для определения возраста этих пород. Организмы, их жизнедеятельность активно участвуют и в процессах выветривания.

В общем, Земля представляет собой единую природную систему, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют.

Науки геологического цикла

Геология разнородная наука. Процессы, которые она изучает, различны. Используются самые различные методы. Одному человеку все это охватить не под силу. Поэтому в рамках геологической науки постепенно выделялись отдельные направления, изучающие ту или иную сторону предмета, пользующиеся собственными методами. Называются они науками геологического цикла.

Наука о минералах – природных химических соединениях называется минералогией . Петрография и петрология изучает магматические и метаморфические горные породы, их состав и происхождение, литология – то же, но относительно осадочных пород. Геохимия занимается распределением, миграцией химических элементов, кристаллография – закономерностями образования кристаллического вещества.

Структуру земной коры и литосферы, их эволюцию изучает наука геотектоника , геологические тела, их структуру и состав – структурная геология .

Стратиграфия занимается проблемами последовательности образования горных пород. Палеонтология изучает древние, ископаемые организмы, палеогеография – физико-географические условия, существовавшие когда-то.

Закономерности формирования месторождений полезных ископаемых, их распространение изучает металлогения и минерагения , угольная геология , геология нефти и газа .

К геологическому циклу относятся и такие науки как гидрогеология – происхождение, условия залегания и миграции, состава подземных вод и инженерная геология , изучающая геологические условия и эксплуатации различных инженерных сооружений.

Появилась даже наука со смешным, нелогичным названием – космическая геология (Геология Луны, Марса и т.д).

С развитием геологической науки в целом, с появлением новых методов, в рамках существующих наук обособляются новые, в значительной мере самостоятельные научные подразделения.

В рамках геохимии выделилась изотопная геология .

В рамках литологии – седиментология .

В рамках минералогии – физика минералов, биоминералогия.

В рамках петрологии – вулканология .

В рамках геотектоники – геодинамика .

Геологи пользуются еще и такими подразделениями как:

Прикладная геология, Теоретическая геология, Региональная геология, Историческая геология, Динамическая геология, Промысловая геология, Экспериментальная геология и т.д

А наш предмет называется общая геология.

« Общая» потому, что мы должны получить представление, пусть в самых общих чертах, о большинстве направлений и сторон геологической науки. Должны заложить основу для дальнейшего углубленного изучения отдельных направлений.

Методология

У геологии, как и у других естественных наук в основе лежит историческая методология. В целом это историческая наука. Каждая из наук геологического цикла рассматривает свой предмет (объект) в исторической перспективе: зарождение – жизнь – смерть.

Основу этой методологии составляет принцип актуализма – «настоящее есть ключ к познанию прошлого » (сформулировано знаменитым английским геологом 19 века Ч. Лайелем). Признается, что прошлые геологические процессы, хотя и отличаются от современных, но не настолько, чтобы нельзя было бы их реконструировать, используя аналогию с современными процессами. Исследователь не может непосредственно наблюдать, как протекал тот или иной процесс, например 50 млн. лет назад. Но он может изучить во всех подробностях, как аналогичный процесс протекает сегодня, на наших глазах и распространить свои выводы на геологическое прошлое. Только пользуясь принципом актуализма, геологи смогли создать стройные теории эндогенных и экзогенных процессов.

Необходимо, однако, помнить, что принцип актуализма имеет определенные ограничения. Чем дальше от нашей эпохи отстоит та или иная геологическая эпоха, тем больше условия той эпохи могли отличаться от современных.

На ранних стадиях развития Земли, температура ее поверхности могла быть существенно выше современной, в атмосфере не было свободного кислорода, органическая жизнь была примитивной. С этой точки зрения для геолога важны данные о других планетах Солнечной системы, данные сравнительной планетологии.

В ходе развития Земли эволюционировали состав и строение земной коры. Появлялись новые минералы и горные породы и исчезали другие, менялся тип деформаций горных пород, менялся рельеф и климат.

Особенно быстро эволюционировал органический мир, оказывая все большее влияние на геологические процессы. Все это должно учитываться при использовании принципа актуализма, который должен применяться в рамках более широкого сравнительно-исторического метода .

Методы

В геологии используются большое количество различных методов, как собственно геологических, так и методов других наук. Прямые, косвенные, экспериментальные, математические

К прямым геологическим методам относится непосредственные наблюдения над горными породами и минералами, над геологическими структурами в естественных обнажениях, искусственных горных выработках и кернах буровых скважин.

Большая часть обнажений дает возможность изучить разрез на глубину десятки и сотни метров. Глубокие шахты и глубокие скважины (до 3-4 км) относительно редки. Единичные скважины достигают 8-9 км и лишь одна – Кольская – немногим более 12 км.

Косвенные методы основаны на изучение геофизических полей – естественных и искусственных. Они дают возможность проанализировать внутреннее строение Земли, ее отдельных геосфер и геологических структур. Это сейсмические, гравиметрические, электрические, магнитометрические методы.

Экспериментальные методы направлены на моделирование геологических процессов: искусственный рост кристаллов и пород, изучение расплавов и фазовых переходов из искусственных смесей минералов, изучение термодинамических условий образования пород и минералов и т.д.

Математические методы, в том числе математическое моделирование.

Геология √ одна из фундаментальных естественных наук, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли. Она исследует сложные явления и процессы, протекающие на ее поверхности и в недрах. Современная геология опирается на многовековой опыт познания Земли и разнообразные специальные методы исследования. В отличии от других наук о Земле, геология занимается исследованием ее недр. Основные задачи геологии состоят в изучении наружной каменной оболочки планеты √ земной коры и взаимодействующих с ней внешних и внутренних оболочек Земли (внешние √ атмосфера, гидросфера, биосфера; внутренние √ мантия и ядро).

Объектами непосредственного изучения геологии являются минералы, горные породы, ископаемые органические остатки, геологические процессы.

2. Цикл геологических наук.

Геология тесно связана с другими науками о Земле, например с астрономией, геодезией, географией, биологией. Геология опирается на такие фундаментальные науки как математика, физика, химия. Геология является синтетической наукой, хотя в то же время распадается на множество взаимосвязанных отраслей, научных дисциплин, изучающих Землю в разных аспектах и получающих сведения об отдельных геологических явлениях и процессах. Так, изучением состава литосферы занимаются: петрология, исследующая магматические и метаморфические породы, литология, изучающая осадочные горные породы, минералогия √ наука, изучающая минералы как природные химические соединения и геохимия √ наука о распределении и миграции химических элементов в недрах земли.

Геологические процессы, формирующие рельеф земной поверхности, изучает динамическая геология, частью которой являются геотектоника, сейсмология и вулканология.

Раздел геологии, занимающийся изучением истории развития земной коры и Земли в целом, включает стратиграфию, палеонтологию, региональную геологию и носит название ╚Историческая геология.

Есть в геологии науки, имеющие большое практическое значение. Такие, как о месторождениях полезных ископаемых, гидрогеология, инженерная геология, геокриология.

В последние десятилетия появились и приобретают все большее значение науки связанные с исследованием космоса (космическая геология), дна морей и океанов (морская геология).

Наряду с этим есть геологические науки, находящиеся на стыке с другими естественными науками: геофизика, биогеохимия, кристаллохимия, палеоботаника. К таковым относятся также геохимия и палеогеография. Наиболее близкая и разносторонняя связь геологии с географией. Для географических наук, таких как ландшафтоведение, климатология, гидрология, океанография, более всего важны геологические науки, изучающие процессы, влияющие на формирование рельефа земной поверхности и историю образования земной коры всей Земли.

3. Методы изучения земных недр.

В геологии применяют прямые, косвенные, экспериментальные и математические методы.

Прямые √ это методы непосредственных наземных и дистанционных (из тропосферы, космоса) изучений состава и строения земной коры. Основной √ геологическая съемка и картирование. Изучение состава и строения земной коры производится путем изучения естественных обнажений (обрывы рек, оврагов, склоны гор), искусственных горных выработок (каналы, шуффы, карьеры, шахты) и буровых скважин (мах √ 3,5 √ 4 км. в Индии и ЮАР, Кольская скважина √ более 12 км., проект 15 км.) В горных районах можно наблюдать естественные разрезы в долинах рек, вскрывающих толщи горных пород, собранных в сложные складки и поднятых при горообразовании с глубин 16 √ 20 км. Таким образом, метод непосредственного наблюдения и исследования слоев горных пород применим лишь к небольшой, самой верхней части земной коры. Лишь в вулканических областях по извергнутой из вулканов лаве и по твердым выбросам можно судить о составе вещества на глубинах 50 √ 100 км. и больше, где обычно располагаются вулканические очаги.

Косвенные √ геофизические методы, которые основаны на изучении естественных и искусственных физических полей Земли, позволяющие исследовать значительные глубины недр.

Различают сейсмические, гравиметрические, электрические, магнитометрические и др. геофизические методы. Из них наиболее важен сейсмический (╚сейсмос╩ √ трясение) метод, основанный на изучении скорости распространения в Земле упругих колебаний, возникающих при землетрясениях или искусственных взрывах. Эти колебания называются сейсмическими волнами, которые расходятся от очага землетрясений. Бывают 2 типа: продольные Vp, возникающие как реакция среды на изменения объема, распространяются в твердых и жидких телах и характеризуются наибольшей скоростью, и поперечные волны Vs, представляющие реакцию среды на изменение формы и распространяются только в твердых телах. Скорость движения сейсмических волн в разных горных породах различна и зависит от их упругих свойств и их плотности. Чем больше упругость среды, тем быстрее распространяются волны. Изучение характера распространения сейсмических волн позволяет судить о наличии различных оболочек шара с разной упругостью и плотностью.

Экспериментальные исследования направлены на моделирование различных геологических процессов и искусственное получение различных минералов и горных пород.

Математические методы в геологии направлены на повышение оперативности, достоверности и ценности геологической информации.

4. Строение Земли.

Выделяют 3 оболочки Земли: ядро, мантию и земную кору.

Ядро √ наиболее плотная оболочка Земли. Полагают, что внешнее ядро находится в состоянии, приближающемся к жидкому. Температура вещества достигает 2500 √ 3000 0 С, а давление ~ 300Гпа. Внутреннее ядро, предположительно находится в твердом состоянии. Состав внешнего и внутреннего ~ одинаков √ Fe √ Ni, близкий к составу метеоритов.

Мантия √ самая крупная оболочка Земли. Масса √ 2/3 массы планеты. Верхняя мантия характеризуется вертикальной и горизонтальной неоднородностью. Под континентами и океанами ее строение существенно отличается. В океанах на глубине ~ 50 км., а материках √ 80 √ 120 км. начинается слой пониженных сейсмических скоростей, который носит название сейсмического волновода или астеносферы (т.е. геосфера ╚без прочности╩) и отличается повышенной пластичностью. (Волновод распространяется под океанами до 300 √ 400 км., под материками — 100- 150 км.) К ней приурочено большинство очагов землетрясений. Полагают, что в ней возникают магматические очаги, а также зона подкорковых конвекционных течений и зарождение важнейших эндогенных процессов.

В. В. Белоусов объединяет земную кору, верхнюю мантию, включая астеносферу в тектоносферу.

Промежуточный слой и нижняя мантия отличаются более однородной средой, чем верхняя мантия.

Верхняя мантия сложена преимущественно ферро-магнезиальными силикатами (оливин, пироксены, гранаты), что соответствует перидотитовому составу пород. В переходном слое С основной минерал √ оливин.

Химический состав: оксиды Si, Al? Fe (2+, 3+), Ti, Ca, Mg, Na, K, Mn. Преобладают Si и Mg.

5. Земная кора.

Земная кора √ это верхняя оболочка Земли, сложенная магматическими, метаморфическими и осадочными породами, мощностью от 7 до 70 √ 80 км. Это наиболее активный слой Земли. Для нее характерен магматизм и проявления тектонических процессов.

Нижняя граница земной коры симметрична поверхности Земли. Под материками она глубоко опускается в мантию, и под океанами приближается к поверхности. Земная кора с верхней мантией до верхней границы астеносферы (т.е. без астеносферы) образует литосферу.

В вертикальном строении земной коры выделяют три слоя, сложенных различными по составу, свойствам и происхождению породам.

1 слой √ верхний или осадочный (стратосфера) сложен осадочными и вулканогенно-осадочными породами, глинами, глиняными сланцами, песчаными, вулканогенными и карбонатными породами. Слой покрывает почти всю поверхность Земли. Мощность в глубоких впадинах достигает 20 √ 25 км., в среднем √ 3 км.

Для пород осадочного чехла характерна слабая дислоцированность, сравнительно низкие плотности и небольшие изменения, соответствующие диагенетическим.

2 слой √ средний или гранитный (гранито √ гнейсовый), породы имеют сходство со свойствами гранитов. Сложена: гнейсами, гранодиоритами, диоритами, окализами, а так же габбро, мраморами, силинитами и др.

Породы этого слоя разнообразны по сотаву и степени их дислоцированности. Они могут быть неизменными и метаморфированными. Нижняя граница гранитного слоя называется сейсмический раздел Конрада. Мощность слоя √ от 6 до 40 км. На отдельных участках Земли этот слой отсутствует.

3 слой √ нижний, базальтовый состоит из более тяжелых пород, которые по свойствам близки к магматическим породам, базальтам.

В отдельных местах между базальтовым слоем и мантией залегает так называемый эклогитовый слой с более высокой плотностью, чем базальтовый.

Средняя мощность слоя в континентальной части ~ 20 км. Под горными хребтами достигает 30 √ 40 км., а под впадинами снижается до 12 √ 13 и 5-7 км.

Средняя мощность земной коры в континентальной части (Н. А. Белявский) √40,5 км., мин. √ 7 √ 12 км. в океанах, макс. √ 70 √ 80 км. (высокогорье на континентах).

Геологические циклы

Геологические циклы - это самая крупная единица установленной периодичности Калесник С.В. Общие географические закономерности земли: учебное пособие для географических факультетов университетов / С.В. Калесник. - М.: Мысль, 1970. - С. 85.. Они отразились в смене режимов осадконакопления, вулканизма и магматизма, эпохах расчленения и выравнивания рельефа, периодах формирования кор выветривания и элювиальных образований, в чередовании морских трансгрессий и регрессий, ледниковий и межледниковий, в изменении климата планеты и содержании атмосферных газов.

Вся известная нам геологическая история Земли обнаруживает циклы в несколько сотен миллионов лет, служащих фоном для более коротких (десятки миллионов, миллионы, сотни тысяч лет и др.) циклов, природа которых различна. Наиболее продолжительным астрономическим периодом является галактический год - время между двумя последовательными прохождениями Солнца через одну и ту же точку галактической орбиты. Этот период составляет 180-200 миллионов лет Там же. С. 86.. Колебательными движениями земной коры и обусловленными ими изменениями распределения суши и моря определяется геологическая периодичность с ритмом 35-45 миллионов лет, который положен в основу выделения периодов. Указанные отрезки времени представляют собой своеобразные «сезоны» галактического года, к которому приурочены различные феномены планетной системы: крупные тектоно-магматические циклы, эпохи трансгрессий и регрессий, выравнивания и расчленения суши, возникновение глобальных ледниковых эпох и др.

Существует цикл продолжительностью 85-90 миллионов лет (космическое полугодие, или драконический период у астрономов), обусловленный сменой положения плоскости эклиптики Солнечной системы относительно такой же плоскости Вселенной. При анализе крупных деформаций земной коры и ее поверхности намечается периодичность в 500-570 миллионов лет (утроенный галактический год), причина которого пока не ясна.

История развития Земли за последние 570 миллионов лет делится на три этапа: каледонский (кембрий, ордовик, силур), длительностью около 200 миллионов лет, герцинский (девон, карбон, пермь), длительностью 150-190 миллионов лет, альпийский (мезозой, кайнозой), длительностью около 240 миллионов лет. Последний часто разделяется на раннеальпийский (киммерийский) продолжительностью около 170 миллионов лет и позднеальпийский (альпийский), начавшийся около 70-90 миллионов лет назад Селиверстов Ю.П. Указ. соч. С. 98..

При некотором различии в длительности эти этапы обладают общими чертами, которые позволяют говорить о цикличности: начало каждого этапа ознаменовано общим опусканием земной коры, а завершение ее поднятием. В эпоху опускания господствуют морской режим и однообразный климат, в эпоху поднятий широко распространены суша, мощные складкообразовательные и горообразовательные движения, разнообразные климаты. Средняя (170-190 миллионов лет) продолжительность этих этапов примерно соответствует длительности галактического года. Прямого отражения во времени быть не может, так как надо учитывать запаздывание отражения воздействия на конкретный объект. Существуют предположения о возможном сопоставлении цикличности великих оледенений, повторявшихся примерно через 150-160 миллионов лет, и длительности галактического года (рис. 1) Селиверстов Ю.П. Указ. соч. С. 99..

Сложность проблемы геологических циклов состоит не только в установлении их причин, но и в степени достоверности их существования. Кроме того, отдаленные друг от друга регионы развиваются в тектоническом отношении по-разному. Например, в некоторых областях Южной Сибири проявления складчатости в каледонскую эпоху были разновременны: основная складчатость в Туве была в раннем ордовике, в Западном Саяне - в середине силура, в Кузнецком Алатау - на границе среднего и позднего кембрия.

Механизм, управляющий ритмическими движениями земной коры, еще не выяснен и может быть связан с внутренними особенностями развития Земли или обусловлен длительностью галактического года.

На рисунках 2 и 3 отражена общая картина наиболее существенных геологических ритмов Калесник С.В. Указ. соч. С. 86..


ВВЕДЕНИЕ

Геология и цикл геологических наук

Стремление к познанию окружающего мира столь же свойствен­но человеку, как и его стремление использовать ресурсы природы для удовлетворения своих жизненных потребностей. С отдаленных времен люди использовали камни для изготовления орудий труда, охотничьего и боевого оружия, осваивали горные пещеры для ук­рытия от непогоды, возводили из каменных глыб оборонительные и культовые сооружения. Опыт, накопленный в дальнейшем при по­иске руд, выплавке из них металлов, разработках камня для строи­тельства, проведении земляных работ, а также наблюдения за извер­жениями вулканов, землетрясениями и следами вековых колебаний поверхности Земли способствовали становлению науки о Земли - геологии. Начиная с XVIII в. геология активно развивается в тесной связи с развитием других естественных наук.

Главным объектом изучения геологии служила и служит земная кора - наружная каменная оболочка планеты, хотя во второй поло­вине XX в. все большее внимание геологов привлекает состав и со­стояние подкорового вещества планеты в связи с тем, что происхо­дящие в нем процессы оказывают мощное влияние на земную кору.

Развитие геологии происходило в разных направлениях. Изучал­ся состав минералов и горных пород, геологическое строение отдельных регионов, геологические процессы, происходящие на по­верхности Земли и в ее недрах. В результате этого внутри геологии образовалась разветвленная система геологических наук. Процесс дифференциации геологических наук продолжается по мере углуб­ления наших знаний и обнаружения новых фактов. Примером может служить история развития геологических наук, изучающих вещест­венный состав земной коры.

Эти науки складывались постепенно, причем научная мысль раз­вивалась в тесном взаимодействии с практикой. Еще в глубокой древности для получения металлов было необходимо уметь распо­знавать различные камни, изучать и систематизировать их свойст­ва. Так зародилась минералогия, наука о природных химических со­единениях - минералах. Минералогия изучает их происхождение, свойства и изменения под влиянием различных факторов. Само сло­во «минерал» имеет латинский корень «minera», т.е. руда. Первые крупные минералоги были одновременно и горными инженерами, и металлургами, и химиками.

Изучение минералов, многие из которых встречаются в виде хорошо образованных кристаллов, породило кристаллографию (от греч. к rystallos - лед) - науку, предметом изучения которой вначале была геометрия внешних форм, а затем и внутреннее строе­ние кристаллов. Открытие рентгеновских лучей было использовано для выяснения закономерностей расположения атомов в кристал­лическом веществе. Полученные данные способствовали формиро­ванию нового научного направления - кристаллохимии.

В результате различных геологических процессов минералы об­разуют закономерные скопления - горные породы. Наука, изучаю­щая слагающие земную кору горные породы, их состав, структуру, условия образования и залегания, называется петрографией (от греч. petra - скала, камень, grafo - пишу, описываю), причем выделяются петрография горных пород глубинного (магматического и метаморфического) происхождения и литология (от греч. litos - камень) - петрография осадочных пород.

Изучение вещественного состава земной коры происходило па­раллельно с развитием физики и химии, на основании достижений которых создавались новые приборы и разрабатывались специаль­ные методы исследования. Так, на основе законов волновой теории света и технологии изготовления тонких (толщиной 0,03 мм) про­зрачных шлифов из массивных горных пород был изобретен поля­ризационный микроскоп и разработан кристаллооптический метод исследования, который открыл новый мир структуры горных по­род и способствовал общему прогрессу петрографии.

Простое описание свойств минералов и установление их химическо­го состава к концу XIX в. уже не отвечали общему уровню науки. Тре­бовалось выяснение процессов и условий генезиса (от греч. genesis - происхождение, образование) минералов. Благодаря постепенно на­капливающимся новым фактам описательная минералогия уступила место генетической. Успехи в области генетической минералогии соз­дали основание для возникновения еще одной науки - геохимии, ос­новоположниками которой были выдающиеся ученые XX в. В.И.Вер­надский (Россия) и В.М.Гольдшмидт (Норвегия), а в дальнейшее ее развитие внес крупный вклад русский минералог и геохимик А.Е.Ферсман. Эта наука изучает историю химических элементов, закономерно­сти их миграции и распределения в земной коре и на планете в целом. Так, в процессе изучения вещественного состава земной коры сложились три, тесно связанные между собой науки, одна из которых имеет объектом изучения химические элементы (геохимия), другая - их при­родные химические соединения (минералогия), а третья - различаю­щиеся процессами образования, минералогическим и химиче­ским составом горные породы.

В настоящее время для выяснения состава и строения минералов, руд и горных пород, закономерностей их образования используются новейшие достижения естественных наук и техники. Широко при­меняются методы химического, спектроскопического, рентгеноструктурного, термического, кристаллоптического, флюоресцентного анализов.

Не менее активно развивались науки, изучающие строение зем­ной коры и протекающие в них процессы. Таковы вулканология - наука, изучающая извержения вулканов, их строение и состав про­дуктов вулканических извержений, сейсмология (от греч. seismos - землетрясение) - наука, изучающая землетрясения и причины их вызывающие, а также геофизика, изучающая сейсмическим, грави­метрическим, магнитометрическим и геотермическим методами строение глубинных частей земных недр.

Исключительно важное значение имеет геотектоника (от греч. tektonike - строительное искусство) - наука о закономерностях строения и движения земной коры и их порождающих процессах, происходящих в подкоровых глубинах Земли. С геотектоникой не­разрывно связаны структурная геология, изучающая геологические структуры, образуемые горными породами, и региональная геоло­гия, обобщающая и уточняющая данные о строении отдельных ре­гионов.

Сложную научную проблему представляет оценка геологического времени, на протяжении которого происходило становление и разви­тие земной коры, образование и преобразование материков и океа­нов, климатические изменения и развитие органического мира. В процессе исследований в этой области постепенно сформировались следующие геологические науки. Стратиграфия (от лат. stratum - слой) изучает последовательность залегания слоев горных пород и устанавливает их относительный возраст. Стратиграфия опирается на данные палеонтологии (от греч. palaios - древний; ontos - существующие) - науки, находящейся на грани биологии и геоло­гии, изучающей окаменелые остатки древних животных и растений, по которым воссоздается история развития органического мира и вместе с тем устанавливается относительный возраст отложений, со­держащих остатки определенных организмов. Геохронология - нау­ка, изучающая с помощью точных физических и геохимических ме­тодов абсолютный возраст разных геологических объектов. Благо­даря достижениям этих наук мы имеет обоснованную хронологию главных событий геологической истории Земли.

Наконец, в комплексе геологических наук существуют такие, ко­торые имеют определенную практическую направленность. К ним относится геология нефти и газа, геология угля, изучающие обра­зование, строение и закономерности размещения месторождений указанных полезных ископаемых. Металлогения - наука о закономерностях распространения и геологических эпохах образования месторождений металлов, тесно связанная с геологией рудных месторождений, изучающей особенности вещественного состава, об­разование и геологическое строение залежей руд разных металлов. Гидрогеология изучает условия залегания, формирования и хи­мический состав подземных вод. Инженерная геология изучает гор­ные породы в качестве основания при строительстве гражданских и промышленных сооружений, прокладке железных и автодорог, ма­гистральных трубопроводов, плотин и других гидротехнических объ­ектов.

Современные представления о строении, составе Земли, ее образовании и возрасте

Земля входит в состав системы, где центром является Солнце, в котором заключено 99,87% массы всей системы. Характерной осо­бенностью всех планет Солнечной системы является их оболочечное строение: каждая планета состоит их ряда концентрических сфер, различающихся составом и состоянием вещества.

Земля окружена мощной газовой оболочкой - атмосферой. Она является своеобразным регулятором обменных процессов между Землей и Космосом. В составе газовой оболочки выделяется не­сколько сфер, отличающихся составом и физическими свойствами. Основная масса газового вещества заключена в тропосфере, верхняя граница которой, расположенная на высоте около 17 км на экваторе, снижается к полюсам до 8-10 км. Выше, на протяжении стратосфе­ры и мезосферы, нарастает разреженность газов, сложно меняются термические условия. На высоте от 80 до 800 км располагается ионо­сфера - область сильно разреженного газа, среди частиц которого преобладают электрически заряженные. Самую наружную часть га­зовой оболочки образует экзосфера, простирающаяся до высоты 1800 км. Из этой сферы происходит диссипация наиболее легких L атомов - водорода и гелия.

Строение и состав Земли. Еще более сложно стратифицирована сама планета. Масса Земли оценивается в 5,98-10 27 г, а ее объем - в i 1,083-10 27 см 3 . Следовательно, средняя плотность планеты составляет около 5,5 г/см 3 . Но плотность доступных нам горных пород рав­на 2,7-3,0 г/см 3 . Из этого следует, что плотность вещества Земли неоднородна.

Главнейшими методами изучения внутренних частей нашей планеты являются геофизические, в первую очередь наблюдения за скоростью распространения сейсмических волн, образующихся от взрывов или землетрясений. Подобно тому, как от камня, брошен­ного в воду, в разные стороны расходятся по поверхности воды волны, так в твердом веществе от очага взрыва распространяются упругие волны. Среди них выделяют волны продольных и попе­речных колебаний. Продольные колебания представляют собой чередования сжатия и растяжения вещества в направлении распро­странения волны. Поперечные колебания можно представить как чередующиеся сдвиги в направлении, перпендикулярном распро­странению волны.

Волны продольных колебаний, или, как принято говорить, про­дольные волны, распространяются в твердом веществе с большей скоростью, чем поперечные. Продольные волны распространяются как в твердом, так и в жидком веществе, поперечные - только в твер­дом. Следовательно, если при прохождении сейсмических волн через какое-либо тело будет обнаружено, что оно не пропускает попе­речные волны, то можно считать, что это вещество находится в жид­ком состоянии. Если через тело проходят оба типа сейсмических волн, то это - свидетельство твердого состояния вещества.

Скорость волн увеличивается с возрастанием плотности веще­ства. При резком изменении плотности вещества скорость волн будет скачкообразно меняться. В результате изучения распространения сейсмических волн через Землю обнаружено, что имеется несколь­ко определенных границ скачкообразного изменения скоростей волн. Поэтому предполагается, что Земля состоит из нескольких концентрических оболочек (геосфер).

На основании установленных трех главных границ раздела выде­ляют три главные геосферы: земную кору, мантию и ядро (рис. 1).

Первая граница раздела характеризуется скачкообразным увели­чением скоростей продольных сейсмических волн от 6,7 до 8,1 км/с. Эта граница получила название раздела Мохоровичича (в честь серб­ского ученого А. Мохоровичича, который ее открыл), или просто гра­ница М. Она отделяет земную кору от мантии. Плотность вещества земной коры, как указано выше, не превышает 2,7-3,0 г/см 3 . Граница М расположена под континентами на глубине от 30 до 80 км, а под дном океанов - от 4 до 10 км.

Учитывая, что радиус Земного шара равен 6371 км, земная кора представляет собой тонкую пленку на поверхности планеты, состав­ляющую менее 1% ее общей массы и примерно 1,5% ее объема.

Мантия - самая мощная из геосфер Земли. Она распространяет­ся до глубины 2900 км и занимает 82,26% объема планеты. В мантии сосредоточено 67,8% массы Земли. С глубиной плотность вещества мантии в целом возрастает с 3,32 до 5,69 г/см 3 , хотя это происходит неравномерно.

На контакте с земной корой вещество мантии находится в твер­дом состоянии. Поэтому земную кору вместе с самой верхней частью мантии называют литосферой.

Агрегатное состояние вещества мантии ниже литосферы недос­таточно изучено и по этому поводу имеются различные мнения. Предполагается, что температура мантии на глубине 100 км состав­ляет 1100-1500°С, в глубоких частях - значительно выше. Давление на глубине 100 км оценивается в 30 тыс.атм., на глубине 1000 км -1350 тыс. атм. Несмотря на высокую температуру, судя по распро­странению сейсмических волн, вещество мантии преимущественно твердое. Колоссальное давление и высокая температура делают не­возможным обычное кристаллическое состояние. По-видимому, вещество мантии находится в особом высокоплотном состоянии, которое на поверхности Земли невозможно. Уменьшение давления или некоторое повышение температуры должны вызвать быстрый переход вещества в состояние расплава.

Мантию подразделяют на верхнюю (слой В, простирающийся до глубины 400 км), промежуточную (слой С - от 400 до 1000 км) и нижнюю (слой Д - от 1000 до 2900 км). Слой С именуют также слоем Голицина (в честь русского ученого Б.Б.Голицина, установив­шего этот слой), а слой В - слоем Гутенберга (в честь выделившего его немецкого ученого Б.Гутенберга).

В верхней мантии (в слое В) имеется зона, в которой скорость поперечных сейсмических волн значительно уменьшается. По-ви­димому, это связано с тем, что вещество в пределах зоны частично находится в жидком (расплавленном) состоянии. Зона пониженной скорости распространения поперечных сейсмических волн предпо­лагает, что жидкая фаза составляет до 10%, что отражается на более пластичном состоянии вещества по сравнению с выше и ниже рас­положенными слоями мантии. Относительно пластичный слой пониженных скоростей сейсмических волн получил название астеносферы (от греч. asthenes - слабый). Мощность ослабленной зоны достигает 200-300 км. Располагается она на глубине пример­но 100-200 км, но глубина меняется: в центральных частях океанов астеносфера располагается выше, под устойчивыми участками ма­териков опускается глубже.

Астеносфера имеет весьма важное значение для развития гло­бальных эндогенных геологических процессов. Малейшее наруше­ние термодинамического равновесия способствует образованию огромных масс расплавленного вещества (астенолитов), которые поднимаются вверх, способствуя перемещению отдельных блоков литосферы по поверхности Земли. В астеносфере возникают маг­матические очаги. Исходя из тесной связи литосферы с астеносфе­рой эти два слоя объединяют под названием тектоносфера.

В последнее время внимание ученых в мантии привлекает зона, расположенная на глубине 670 км. Полученные данные позволяют предполагать, что эта зона намечает нижнюю границу конвективно­го тепломассообмена, который связывает верхнюю мантию (слой В) и верхнюю часть промежуточного слоя с литосферой.

В пределах мантии скорость сейсмических волн в целом воз­растает в радиальном направлении от 8,1 км/с на границе земной коры с мантией до 13,6 км/с в нижней мантии. Но на глубине около 2900 км скорость продольных сейсмических волн резко уменьшает­ся до 8,1 км/с, а поперечные волны глубже вообще не распространя­ются. Этим намечается граница между мантией и ядром Земли.

Ученым удалось установить, что на границе мантии и ядра в ин­тервале глубин 2700-2900 км, в переходном слое Д 1 (в отличие от нижней мантии, имеющей индекс Д) происходит зарождение гигант­ских тепловых струй - плюмов, периодически пронизывающих всю мантию и проявляющихся на поверхности Земли в виде обширных вулканических полей.

Ядро Земли - центральная часть планеты. Оно занимает только около 16% ее объема, но содержит более трети всей массы Земли. Судя по распространению сейсмических волн, периферия ядра на­ходится в жидком состоянии. В то же время наблюдения за проис­хождением приливных волн позволили установить, что упругость Земли в целом очень велика, больше упругости стали. По-видимо­му, вещество ядра находится в каком-то совершенно особом состоя­нии. Здесь господствуют условия чрезвычайно высокого давления в несколько миллионов атмосфер. В этих условиях происходит пол­ное или частичное разрушение электронных оболочек атомов, веще­ство «металлизируется», т.е. приобретает свойства, характерные для металлов, в том числе высокую электропроводность. Возможно, что земной магнетизм является результатом электрических токов, воз­никающих в ядре в связи с вращением Земли вокруг своей оси.

Плотность ядра - 5520 кг/м 3 , т.е. это вещество в два раза тяже­лее каменной оболочки Земли. Вещество ядра неоднородно. На глу­бине около 5100 км скорость распространения сейсмических волн вновь возрастает с 8100 м/с до 11000 м/с. Поэтому предполагают, что центральная часть ядра твердая.

Вещественный состав разных оболочек Земли представляет весь­ма сложную проблему. Для непосредственного изучения состава дос­тупна лишь земная кора. Имеющиеся данные свидетельствуют, что земная кора состоит преимущественно из силикатов, а 99,5% ее мас­сы составляют восемь химических элементов: кислород, кремний, алюминий, железо, магний, кальций, натрий и калий. Все осталь­ные химические элементы в сумме образуют около 1,5%.

О составе более глубоких сфер Земного шара можно судить лишь ориентировочно, используя геофизические данные и результаты изучения состава метеоритов. Поэтому модели вещественного со­става глубинных сфер Земли, разработанные разными учеными, раз­личаются. Можно с большой уверенностью предполагать, что верх­няя мантия также состоит из силикатов, но содержащих меньше кремния и больше железа и магния по сравнению с земной корой, а нижняя мантия - из оксидов кремния и магния, кристаллохимическая структура которых значительно более плотная, чем у этих соединений, находящихся в земной коре.

Еще более гипотетичны представления о составе ядра Земли. Учитывая высокую плотность (9,4- 11,5 г/см 3) и невозможность рас­пространения поперечных сейсмических волн, ученые предполага­ют, что периферия ядра находится в состоянии расплава и состоит из оксидов или сульфидов железа с примесью кремния, углерода и некоторых других элементов. По причине еще большей плотности центральной части ядра можно ожидать, что она близка к составу железных метеоритов и состоит из никелистого железа. В таблице 1 сопоставлены химический состав земной коры, метеоритов и услов­но рассчитанный средний состав Земли в целом.


^ Образование Земли и ее возраст. Земля, как и другие планеты, возникла из солнечного вещества. Документальными свидетелями допланетной стадии развития вещества и ранних этапов существо­вания Земли служат соотношения изотопов и радиоактивность хи­мических элементов, из которых состоят Земля и метеориты. На ос­новании данных астрофизики и космохимии можно предполагать, что задолго до формирования планет Солнечной системы их веще­ство прошло звездную стадию, включавшую синтез ядер атомов в недрах звезд, одна из которых была предком Солнечной системы. В результате Большого Взрыва этой звезды в плоскости ее экватора образовалась дисководная протопланетная туманность.

Исходным материалом для образования планет был так называе­мый звездный газ - разобщенные ионизированные атомы. По мере охлаждения в соответствии с температурными условиями из него возникали твердые частицы и происходила их консолидация. Древ­нейшими твердыми телами Солнечной системы являются метеори­ты. Их возраст по данным ядерной геохронологии составляет 4,5- 4,7 млрд. лет. Абсолютный возраст вещества Луны - 4,7 млрд. лет. Земля как планета имеет близкий к этим данным возраст.

С момента становления планеты начался процесс образования горных пород, слагающих земную кору. Абсолютный возраст наи­более древних горных пород следующий: граниты Кольского полу­острова - 3,1 млрд лет; гнейсы Украины - 3,5; граниты Африки -3,5; амфиболиты Гренландии - 3,75; чарнокиты Антарктиды - 3,9 млрд лет.

Таким образом, становление планеты Земля совершилось на протяжении примерно 0,5 млрд. лет. Около 3,9-4,0 млрд. лет назад происходит образование первых горных пород и, следовательно, начинается геологическая история Земли.

^ Роль геологии в обеспечении развивающейся экономики минеральным сырьем

Значение минеральных ресурсов для развития человеческого об­щества трудно переоценить. Наличие минерального сырья - необ­ходимое условие любой цивилизации, степень его использования отражает уровень развития общества. Недаром ступени развития человечества получили название по составу использовавшегося ми­нерального сырья - каменный век, бронзовый век, железный век.

Использование каждого вида минерального сырья, с одной сто­роны, предполагает определенный уровень развития общественно­го производства. Известно, какое важное значение имеет каменный уголь в современной экономике. Но еще в начале XIX в. владельцы угольных шахт в Америке проводили демонстрационное сжигание каменного угля, рекламируя это непривычное в то время топливо. (" другой стороны, использование нового вида сырья вызывает оп­ределенные изменения в промышленном производстве. Например, одним из основных факторов создания и развития авиационной промышленности явилось открытие и освоение нового металла - алюминия. В 1885 г. во всем мире было добыто всего 3 т алюминия. Этот металл представлял собой лишь интересную редкость. Но с почала XX в. выработка алюминия нарастает быстрыми темпами: перед Первой мировой войной - 50 тыс. т, перед Второй мировой войной - 500 млн. т, в середине XX в. - более 10 млрд. т.

Некоторые минералы были известны и использовались в глубокой древности, практическое использование других происходило по м. ре их открытия и изучения свойств и состава. С изобретением паровой машины приобрел значение каменный уголь, а производство машин обусловило возрастающий спрос на железные руды. Прогресс машинного производства, создание двигателей внутреннего сгорания и появление новых видов транспорта, применение минеральных удобрений в сельском хозяйстве - все это способствовало уве­личению разнообразия используемых видов минерального сырья и возрастанию их добычи. Особенно ярко этот процесс проявился в росте добычи металлов на протяжении XX в. (рис. 2).


На рисунке 3 совмещены две кривые. Одна из них показывает число открытых, другая - число используемых химических элемен­тов в общественном производстве от начала новой эры до нашего времени. Хорошо видно, как резко возрастают обе кривые со второй половины XIX в., причем кривая использования химических эле­ментов приближается к количеству известных элементов.


Для России, благодаря ее обширной территории и разнообразию геологического строения, роль геологии в выявлении природных бо­гатств недр особенно ответственна, так как минеральные ресурсы страны являются важным фактором ее экономического развития. Важнейшие отрасти государственного производства базируются на использовании минерального сырья. Достижения наук геологиче­ского цикла, творчески использованные государственной геоло­гической службой, обеспечили существенную минерально-сырьевую базу России. Открытие геологами залежей железных руд обуслав­ливают производство черных металлов, служащих основой тяжелой индустрии. Обнаруженные месторождения каменного угля, нефти и газа являются главными источниками энергетического сырья, а также поставщиками сырья для химической промышленности. Из месторождений руд цветных металлов поступают химические элемен­ты, необходимые для самых различных отраслей промышленности: машиностроения, приборостроения, промышленности средств транспорта и обороны, для энергетического хозяйства и пр. Без об­наружения месторождений редких и рассеянных химических эле­ментов были бы невозможны такие новые отрасти производства, как радиотехника, электроника, ракетная техника.

Говоря о жизненной важности минерально-сырьевых ресурсов для развивающейся экономики, нельзя обойти проблему экологичес­ких последствий технического прогресса.

Нарастающее потребление минеральных ресурсов в значитель­ной мере связано с несовершенством современных технологий, при которых существенная часть исходных продуктов выходит из про­изводственных циклов и поступает в окружающую среду. По срав­нению с XIX в. в настоящее время мировое потребление одних видов минерального сырья увеличилось в десятки раз (например, каменно­го угля, железа, меди и др.), а других - в сотни раз (например, нефти, алюминия, молибдена и др.). Во всем мире ежегодно извлекается около 100 млрд. т минеральных ископаемых, включая строительные мате­риалы, балласт для дорог и т.п. Если это количество отнести к пло­щади всей мировой суши, то окажется, что с каждого квадратного километра суши ежегодно извлекается около 700 т.

Среди многих негативных последствий хозяйственной деятель­ности современного общества одно из наиболее опасных - про­грессирующее загрязнение биосферы металлами. Техногенные металлы поступают в окружающую среду в иных соотношениях по сравнению с их соотношениями в земной коре, применительно к которым на протяжении длительного времени развивались и адап­тировались живые организмы. При этом значительная часть вы­брасываемых с технологическими и бытовыми отходами металлов выпадает в непосредственной близости от источников загрязнения, создавая антропогенные геохимические аномалии на площади ин­дустриальных центров и больших городов. Это оказывает негатив­ное действие на природу и здоровье населения.

Проблема нейтрализации загрязнения окружающей среды, сба­лансированности использования минеральных ресурсов, совершен­ствования производственных технологий - одна из кардинальных проблем начала 3-го тысячелетия новой истории человечества. Науки геологического цикла, изучающие закономерности рас­пределения и миграции химических элементов, в первую очередь геохимия, должны внести свой вклад в решение этой насущной про­блемы.

^ Краткий обзор истории изучения и освоения недр России

Издавна люди использовали доступные им богатства недр. Из­вестны довольно глубокие шахты для добывания кремней эпохи не­олита. Скифы добывали золото, кельты - выплавляли медь и оло­во. Наши непосредственные предки - славяне - использовали не медь и бронзу, а железо. Железная руда в изобилии находилась на дне озер в виде бобовой руды, которую сгребали черпаками, стоя на плоту. Добывали также дерновые железные руды, срезая лопатой дерн. О железорудных промыслах свидетельствуют до сих пор со­хранившиеся названия населенных пунктов. Например, возле Череповца есть город Устюжна с добавлением «Железопольская», в Мещере - поселок Гусь Железный и т.д. К XVII в. железный про­мысел получил широкое распространение.

Первая попытка государственной организации поиска руд в Рос­сии была предпринята при Петре I. В 1700 г. был создан Приказ Рудокопных дел, который в 1719 г. был преобразован в государственную Берг-Коллегию. Петром был издан указ «Берг-привилегии», в котором, в частности, говорилось: «Соизволяется всем и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы, сиречь золото, серебро, медь, оло­во, свинец, также и минералы». Образцы минералов собирались в "созданную в 1716 г. Кунсткамеру, из которой потом был образован Минеральный кабинет, а еще позже - Минералогический музей Академии Наук. При Петре I были построены железоделательный завод в Карелии (Петрозаводск), заводы Демидовых на Урале, уси­лены тульские заводы. Россия сразу вышла на одно из первых мест по производству железа. Отметим, что в XVIII в. Россия занимала первое место в мире по выплавке черного металла, а по выплавке меди уступала лишь Англии.

К этому времени, помимо железных руд, были открыты многочис­ленные небольшие месторождения меди в Предуралье в медистых песчаниках пермо-триаса, из которых почти два века выплавлялась основная масса меди России.

Вскоре за освоением Урала с его железом, медью, золотом, само­цветами началось освоение в Сибири. Люди Демидова обнаружили на Алтае медные, а затем серебро и свинцово-цинковые руды. Почти одновременно поиски руд начались в Забайкалье в Нерчинском крае. Еще при Петре I был издан приказ строить Нерчинский серебро-свинцовый завод. На протяжении XVIII-XIX вв. за Уральским хреб­том было открыто более тысячи рудных месторождений.

В 1773 г. в Петербурге было организовано Горное училище. Это третья высшая горная школа: первая была создана в 1716 г. в г. Остраве (Чехия), вторая - в 1765 г. во Фрайберге (Саксония).

В дальнейшем оно было преобразовано в Горный кадетский корпус. Во времена Бориса Годунова светлую нефть в бочках привозили и Москву из Печорских лесов. На Апшеронском полуострове с глу­бокой древности известны «вечные огни», с которыми был связан культ огнепоклонников. Строились храмы, где вечно горели нефтяные газы. Нефть и ее продукты использовались для строительства, в медицинских целях, а также в качестве горючего материала. Од­нако только после того, как научились выделять из нефти ценные вещества, нефть стала важнейшим полезным ископаемым. Активная добыча нефти путем бурения началась в мире во второй полови­не XX в. Первая скважина в районе Баку была пробурена в 1869 г. Начало научного изучения минералов и руд связано с деятель­ностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова (1711-1765 гг.). Первым трудом Ломоносова по минералогии был каталог Минералогического музея, напечатанный в 1745 г. В 1742 г. он написал работу «Первые основания металлургии или рудных дел», которая была издана лишь в 1763 г. с добавлением статьи «О слоях земных». В1757 г. Ломоносов на заседании Академии наук зачитал доклад «Слово о рождении металлов от трясения земли». Незадолго до смерти он планировал описание минералов России и составил план этой работы («Известие о сочиняемой Российской минералогии»).

Основы минералогии как самостоятельной науки в России были заложены академиком В.М.Севергиным (1765-1826). Им был на­писан первый на русском языке курс минералогии («Первые осно­вания минералогии»), составлен оригинальный справочник - опре­делитель минералов и горных пород («Новая система минералов») и выполнено задуманное Ломоносовым описание минералов России («Опыт минералогического землеописания Российского государ­ства»).

На протяжении XIX в. в России сложились крупные научные школы в области геологии, кристаллографии, петрографии, палео­нтологии.

В конце XIX в. в России в связи с развитием капитализма начал­ся промышленный подъем. Резко возросла потребность в минераль­ном сырье - металлах, каменном угле, нефти. Для успешного их об­наружения стало необходимо планомерное изучение геологическо­го строения страны. С начала XIX в. геологическими работами ру­ководил Ученый Комитет Военного корпуса горных инженеров. Те­перь возникла необходимость создать специальную государст­венную геологическую службу. С этой целью в 1882 г. был орга­низован Геологический комитет, в который вошли крупнейшие геологи России. Геологический комитет сыграл важную роль в из­учении геологии нашей страны. Он организовал составление обзор­ной геологической карты Европейской России, детальных геоло­гических карт Донбасса, Криворожского района, рудных районов Урала. Геологические исследования были проведены на отдельных рудоносных площадях Сибири, в нефтеносных районах Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, а также вдоль линии Сибирской желез­ной дороги.

Однако возможности Геологического Комитета были небольши­ми. Первоначально в его составе было всего восемь человек (дирек­тор, шесть геологов и делопроизводитель). Этот состав, конечно, не мог обеспечить объема предстоящих работ.

После окончания Первой мировой и гражданских войн вновь начались настойчивые геологические поиски. В 20-х годах откры­ваются уникальные по своим запасам месторождения калийных солей в Соликамске и Хибинское месторождение апатитов. Начина­ются поиски нефти Второго Баку, Ухты, железных руд Курской маг­нитной аномалии, детально изучаются рудные месторождения на Урале.

Геологическая служба была укреплена. На базе Геологического Комитета было создано Геологическое управление, преобразован­ное затем в Комитет по делам геологии, а позже - в Министерство геологии.

Открытие месторождения вольфрама и молибдена, ртути и сурь­мы, ванадия и германия, циркония и бериллия, олова и алмазов - увлекательная история развития целеустремленной научной мыс­ли и беззаветного напряженного труда геологов. Крупные успехи в изучении месторождений минерального сырья связаны с деятель­ностью научных коллективов под руководством крупных ученых: залежей нефти - под руководством И.М.Губкина (1871-1939), месторождений угля - С.И.Степанова (1880-1947), рудных место­рождений – В. А. Обручева (1863-1956), Ю. А. Билибина (1901-1952), С. С. Смирнова (1895-1947) и др.

В настоящее время в нашей стране потребляется около 90 видов минерального сырья, разведанные запасы которых весьма значи­тельны.

^ Геологические знания, современная культура и образование

Как бы ни было велико значение геологических наук для тех­нического прогресса и развития мировой экономики, не меньшее, а может быть и большее значение имеют геологические знания для формирования культурного уровня современного человека. Волна суеверий и предрассудков, всколыхнувшаяся на исходе XX в., свиде­тельствует о существенных пробелах в естественно-научной просве­щенности широких масс населения. В преодолении невежественных заблуждений весьма ответственная роль принадлежит геологи­ческим знаниям. Всеми своими положениями геология свиде­тельствует о материальной реальности окружающего мира, научно объясняет причины землетрясений, вулканических извержений и других внушающих ужас катастрофических природных явлений, раскрывает длительную и сложную историю Земли, многочислен­ными фактами доказывает эволюцию органического мира и проис­хождение человека. Таким образом, геологические знания, наряду со сведениями из области других естественных наук - физики, хи­мии, биологии, географии - являются неотъемлемой частью совре­менной культуры.

Как показано выше, некогда единая наука геология по мере своего развития дифференцировалась на многочисленные науки и направ­ления геологического цикла. Это нашло отражение в организации пре­подавания геологии в системе высшей школы. В высших учебных заведениях геологического профиля каждая из наук геологического цикла преподается в виде самостоятельной учебной дисциплины. Тако­вы курсы минералогии, петрографии, геотектоники, региональной гео­логии и др. Для специалистов не геологического профиля, подготовка которых нуждается в обеспечении определенным объемом геологиче­ских знаний, обычно используется учебная дисциплина, традиционно сохраняющая название «геология». В этом курсе обобщены основопо­лагающие сведения и достижения большей части наук геологического цикла. Сказанное имеет прямое отношение к высшему географичес­кому образованию, в структуре которого предусмотрен значительный объем знаний из области геологических наук, необходимых для важ­нейших физико-географических курсов - геоморфологии, физичес­кой географии России и мира, а в части закономерностей распростра­нения месторождений различных видов минерального сырья - для курсов экономической географии.

Вместе с тем преподавание сведений из области геологии в гума­нитарных, медицинских и многих других вузах по вполне понятным причинам не проводится. Следовательно, большая часть специали­стов с высшим образованием обладает геологическими знаниями, полученными в средней школе. Это накладывает особую ответст­венность на организацию преподавания в средней общеобразова­тельной школе геологических сведений, необходимых для современ­ного культурного уровня.

В настоящее время геология как самостоятельный предмет в про­грамме средней общеобразовательной школы отсутствует. Элемен­ты геологических знаний сообщаются учащимся преимущественно на уроках географии и лишь отдельные данные на занятиях по химии и биологии. Именно на уроках географии учащиеся могут получить общие сведения о строении Земли и земной коры, о минералах и горных породах, о примечательных событиях геологической исто­рии. По этой причине основательная геологическая подготовка учителей географии является необходимой и ответственной частью высшего географического педагогического образования.

Контрольные вопросы к самостоятельной работе студентов

1. Какие науки входят в цикл наук о Земле?

2. Изложите современные представления о строении планеты Земля.

3. Какое значение имеют науки о Земле для современной экономики? Пе-1ечислите главные виды минерального сырья.

4. Кратко охарактеризуйте основные этапы истории освоения недр России.

5. Какие выдающиеся отечественные ученые-геологи Вам известны? В чем включается их вклад в развитие наук о Земле?

6. Каковы роль и значение геологических знаний для современной культуры?