Геннадий айги биография. Стихи-автографы геннадия айги

Айги Gennady Aigi Карьера: Поэт
Рождение: Россия с.Шаймурзино, 21.8.1934 - 21.2
Геннадий Айги - чувашский и русский поэт и переводчик. Родился 21 августа 1934 года.Геннадий Айги является одним из лидеров советского авангардного искусства 1960-1970-х годов, создателем русского поэтического сюрреализма. Неоднократно выдвигался номинантом Нобелевской Премии по литературе.

Геннадий Николаевич Айги родился 21 августа 1934 г. в селе Шаймурзино в Чувашии. До 1969 г. носил фамилию Лисин, которую его папа, сельский преподаватель, переводчик А.С.Пушкина на чувашский язык, получил в советское время в процессе русификации. Дед Айги по материнской линии был последним в деревне жрецом. Один из предков поэта произносил чувашское словечко хайхи (вон тот), опуская начальный звук, так возникло семейное кликухо Айги, ставшее позднее для поэта программным художественным именем.

Геннадий Айги начал чиркать вирши по-чувашски, испытывал воздействие М.Сеспеля (18991922) и П.Хузангая (19071970). С 1949 г. печатался в чувашской периодике. В 19491953 гг. учился в Батыревском педагогическом училище, в 1953 г. по совету Хузангая поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где занимался в семинаре М.А.Светлова.

В 1958 г. вышла его первая книжка стихов на чувашском языке, и в том же году он был исключен из института за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы способа социалистического реализма. Год через получил диплом института, представив к защите переводы. Большое роль для Г. Н. Айги имели встречи с Б.Л.Пастернаком, посоветовавшим молодому поэту перейти на российский язык. Поселившись в Москве, Айги в 19611971 гг. работал в Государственном музее В.В.Маяковского старшим библиографом, заведующим изосектором. Геннадий Айги составил полное отображение иконографии Маяковского, участвовал в организации экспозиций К.Малевича, В.Татлина и других мастеров русского авангарда. С 1972 г. занимается только литературным трудом, сочетая поэтическое творчество с переводческой и составительской работой. В 1968 г. выпустил в переводе на чувашский язык антологию Поэты Франции, где представлены вирши 77 авторов 1520 вв. (удостоена в 1972 премии Французской Академии). В 1974 г. выпустил антологию Поэты Венгрии, в 1987 г. Поэты Польши. Составленная Геннадием Айги и снабженная его предисловием антология чувашской поэзии выходила в переводах на венгерский, итальянский и британский языки.

Долгое время русские вирши Геннадия Айги печатались только за рубежом. Первая большая книжка Стихи 19541971 вышла в 1975 г. в Мюнхене; в 1982 г. парижское издательство Синтаксис выпустило собрание стихотворений Айги Отмеченная зима. С 1962 г. его вирши стали публиковаться в переводах на иностранные языки вначале в периодике, а с 1967 г. книжными изданиями в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии и других странах.

С 1987 г. Геннадий Айги начал печататься на родине, в 1991 г. вышла первая в России книжка его стихов Здесь. В 1990 г. он был удостоен Государственной премии Чувашии им. К.В.Иванова, в 1994 г. стал народным поэтом Чувашии. В 1997 г. в Чебоксарах состоялась международная конференция, посвященная творчеству поэта, своеобычный съезд айгистов всего мира. В 2000 г. Геннадий Айги стал первым лауреатом учрежденной в России Пастернаковской премии. Среди его международных наград европейская премия имени Петрарки (1993), звание Командора Ордена искусств и литературы (Франция, 1998).

Новаторское творчество Айги прямо выбивается из контекста отечественной литературы второй половины XX в. Р.Якобсон назвал его экстраординарным поэтом современного русского авангарда. Именно Геннадий Айги в современной поэзии представляет не модернистское и не постмодернистское, а собственно авангардное начало (ещё одним носителем которого является В.А.Соснора). Своими творческими предшественниками Геннадий Айги считает В.А.Хлебникова, Маяковского, К.С.Малевича, пробудивших в нем влечение предельно заострять поэтический язык.

В поэзии Геннадия Айги органично осуществился переход к верлибру, тот, что Ю.Н.Тынянов предсказывал для русской поэзии ещё в середине 1920-х годов. Свободный стих Айги начисто лишен оттенка экспериментальности, это не усложнение стиха метрического, а первородная форма поэзии, достигающая порой предельной простоты в минималистских произведениях автора. Геннадий Айги придает большое значимость поэтической графике: оформление текстовой страницы входит в художественную структуру произведения.

Так же читайте биографии известных людей:
Геннадий Красников Gennady Krasnikov

Поэт, критик, публицист, литературовед, доцент Литературного института им. А. М. Горького.

Тема: “Мир Геннадия Айги – мир духовности”.

Тип урока: урок-открытие.

Цели:

    познакомить учащихся с творчеством Г. Айги;

    отметить художественные особенности поэтического мира Г. Айги;

    воспитать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: портрет поэта, книжная выставка, медитационная музыка, репродукция Чюрлениса “Истина”, Малевича “Черный квадрат”, экспонаты для музея-символа.

Методические приемы: беседа по вопросам домашнего задания, ролевая игра – пресс-конференция, приглашение в музей деталей, представление стихотворений, анализ произведений.

ХОД УРОКА

Жизнь есть тишина
Поэзия есть молчание

Г.Айги

I. Организационный момент

II. Слово учителя

– Мы приглашаем вас на урок-открытие. Имя Г. Айги для нас ново, незнакомо, загадочно. Эпиграфом к уроку послужат высказывания самого художника слова “Жизнь есть тишина. Поэзия есть молчание”. Мир Г. Айги в этих строках. У каждого человека, независимо от его вкусов и взглядов, бывают минуты, когда наступает в прямой диалог с мирозданием, с космосом, с Абсолютом, когда он явственно слышит тишину и отвечает ей Молчанием. Мир Г. Айги! Какой он? Пустит ли Г. Айги в свое поэтическое пространство? (Ознакомление с целями урока).

– Наш поэт известен всей Планете, 59 его книг изданы в Европе, США, Японии. Г. Айги – лауреат премии Французской Академии, Чувашской Госпремии им. К.Иванова, премии им. Франческо Петрарки, премии “Золотой венец” Стружских поэтических вечеров, премии им. Б. Пастернака.
В 1994 году присвоено звание Народного поэта Чувашии, в 1998 г. был удостоен высшей Французской премии в области культуры – звания “Командор Ордена Искусств и литературы”. В 2006 г. был одним из номинантов на получение Нобелевской премии в области литературы.

III. Ролевая игра “Пресс-конференция с поэтом”

– Представим себе, что мы на пресс-конференции с поэтом Г. Айги (подготовленный ученик отвечает на вопросы класса, где раскрываются биография и творчество Г. Айги). Рекомендации: ученик должен владеть чувашским языком, предварительно посмотреть DVD-фильм и изучить критические статьи. Примерные вопросы, предлагаемые на пресс-конференцию:

– Расскажите, где Вы родились?

– Кто были Ваши родители?

– Айги – это псевдоним или фамилия?

– Как назывался Ваш первый сборник?

– Кто из писателей или поэтов оказал влияние на становление Вашего литературного творчества?

– Не находите ли Вы, что Ваше творчество является абсурдным?

– Прочитайте Ваше любимое стихотворение.

Один из учеников читает из раннего Г. Айги “Тепер юра”.

V. Книжная выставка. Рассказ библиографа

VI. Аналитическая беседа

– Когда-то Г. Айги писал: “В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от чувашского и русского языков, пытался сотворить собственный язык. Это “иероглифы Бога”. Мои стихи – это язык в языке. Как можно найти к ним ключ? Через интуицию, мгновение, вздох. Мое искусство – синтез искусств: поэзия + музыка + живопись”.
Стихи Г. Айги необычные. Поэтому так долго творчество Г. Айги не было признанным. Его творчество называли абсурдным (работа с литературоведческими терминами “авангардизм”, “символ”, “верлибр”).

1. Анализ стихотворения “Стихотворение – название”

Бабочка,
перелетающая через сжатое поле…

– Как вы понимаете это стихотворение?

2. Работа с ключевыми словами “Что есть бабочка? (душа человека).

3. Цветовая символика, перелет и т.д.

Репродукция картины Чюрлеониса “Истина”. На этом полотне изображены мотыльки, они летят к огню и сгорают. Есть исходные и конечные истины. У каждого своя дорога к истине, многие сгорают на пути к ней. Эта бабочка ощущает мгновение бытия. Она понимает: для конечной истины нет границ.

VII. Представление стихотворений

Каждый ученик работает над произведениям поэта, выбирая символы, выходит на идею произведения.

– Погружаясь в слова-строки под необычную музыку (медитационную) учащиеся открывают неизведанное “Я”. Ключевое слово пишем на листочке, прикрепляем его на доске, объясняем Ваш выбор. Таким образом, мы видим, в творчестве Г. Айги преобладают мотивы Света и Тени, Снега и Поля, Яви и Сна, Звуков А и И, Знаков “:”, “-” и “+”, Свечи и Круга, Розы и Ромашки и др. У Г. Айги нет черного цвета. Этот цвет он заменяет Тенью. Поле – населено божественностью, оно приближено к небесным богам – Султи Тура, на Поле приносились жертвы. Богиня Ана была святой. У Г. Айги Поле – земля отцов, место свободного духа.
А.П. Хузангай, один из исследователей творчества Г. Айги, отмечает: “Звук “А” – это начальная буква его родового имени. “А” – полнота дыхания, открытость, ослепительность мира. “А” - это бесконечность всея жизни”.

VIII. Приглашение в музей художественных особенностей творчества Г. Айги.

Слово “экскурсоводу” музея.

– Наш музей необычен. Через детали и символы наши экспонаты расскажут о художественном мире поэта. Первым экспонатом является широкая дубовая доска. Это символ тяжелой судьбы “неугодного” поэта. Она воплощает в себе широкую душу, мощь языка и представляет собой преграду, препятствие на пути познания духовного мира поэта.
В музее представлена хроника жизни Г.Н. Айги. Не менее интересна портретная галерея нашего музея. Вы видите самых близких товарищей: П. Хузангай, В. Митта, Б, Пастернак. Они сыграли значительную роль в становлении литературного творчества.
А теперь обратимся к картине-символу: открытое окно. Что изображает этот рисунок? Для нас это возможность войти в мир поэта. Он манит своей неизвестностью. Он ведет нас к познанию жизни, красоте природы, любви, счастью.
Следующими экспонатами нашего музея являются картины известного художника нашей школы, ученицы 11 класса Г. Мишиной. Ее видение творчества Г. Айги легло на лист бумаги.
Бесспорно, шедевром творчества Г. Айги является произведение “А”. Есть возможность познакомиться с оригиналом (репродукция картины к произведению самим автором).

IX. Знакомство с творческими работами.

Рождение поэта. Стихотворение Саши Федотовой.

“Начиная знакомиться с произведениями Г. Айги, я по-настоящему испугалась, настолько они были мне непонятны. Но благодаря произведению “Стихотворение – название” я влюбилась в его творчество. Это позволило написать несколько стихотворений, одно из которых я хочу прочитать”.

Старый дуб молчит,
кричат вороны,
ветер бьет, дождь хлещет
а-а-а-а-а – вырвалось
боль, обида, горечь,
черный, черный…
белый
свет
Радуга, облако, белый
Свет
Звезды, пространство
Далеко-о…
А здесь жизнь, тепло
Светло-о…

Белый лист –
Красота…
бабочка вдруг –
улетела.
Ты видишь
Там
Ребенок плачет
Ой, нет
его уж нет,
А там
Смотри
облако плывет,
плывет и
утонуло.
Какая красота…

X. Итог урока

– Художественная деталь и символика в творчестве Г. Айги многогранна и многолика. Символы – это ключ к произведению поэта. Работа над составлением синквэйном (это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к теме). Первая строка – одно ключевое слово. Вторая – два прилагательных, характеризующих творчество Г. Айги. Третье – три глагола, показывающие действия, понятия. Четвертое – короткое предложение. Пятое – одно слово-символ, ассоциация к имени Г. Айги.

Заканчивается урок стихотворением на чувашском языке “Качка тураче” Г. Айги.

XI. Домашнее задание.

– Ответьте письменно на вопрос “Почему Г. Айги называют поэтом будущего?”

Биография.

    Геннадий Николаевич Айги родился 21 августа 1934 г. в селе Шаймурзино в Чувашии. До 1969 г. носил фамилию Лисин, которую его отец, сельский учитель, переводчик А.С.Пушкина на чувашский язык, получил в советское время в процессе «русификации». Дед Айги по материнской линии был последним в деревне жрецом. Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вон тот»), опуская начальный звук, – так возникло семейное прозвище «Айги», ставшее впоследствии для поэта «программным художественным именем».




Знакомство с Пастернаком.

    После окончания института работал в Государственном музее В.В. Маяковского старшим библиографом. Геннадий Айги начал писать стихи по-чувашски, испытывал влияние М.Сеспеля (1899–1922) и П.Хузангая (1907–1970). Большое значение для Г. Н. Айги имели встречи с Б.Л.Пастернаком, посоветовавшим молодому поэту перейти на русский язык. Сближение с Борисом Пастернаком привлекло к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в 1958 г. отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма».


Личные сведения.


Издания в России.

    Первые стихи Г.Айги напечатаны в журнале "Ялав" в 1949 году, первая книга стихов "Аттесен ячěпе" ("Именем отцов") опубликована в 1958 году. В 1961 году стихи молодого поэта появляются в переводе на русский язык на страницах "Литературной газеты". В 1991 году в российском издательстве “Современник” с предисловием Евгения Евтушенко вышла книга избранных стихотворений Айги “Здесь”, а годом позже “Советский писатель”, “Теперь всегда снега”.


Издание произведений заграницей.

    Долгое время русские стихи Геннадия Айги печатались только за рубежом. Первая его большая книга - “Стихи 1954-1971” была издана Вольфгангом Казаком в Мюнхене в 1975 году. В 1982 году М.В.Розанова выпустила в издательстве “Синтаксис” (Париж) собрание стихотворений Айги “Отмеченная зима”. С 1962 года стихи Айги стали публиковаться в переводах на иностранные языки, сначала в периодике, а с 1967 года - и книжными изданиями в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии, Польше, Венгрии, Югославии, Нидерландах, Швеции, Дании, Болгарии, Японии. Наиболее полное к сегодняшнему моменту издание текстов поэта - собрание сочинений в двух томах, вышедшее в немецком переводе в Вене в 1995 и 1998 годах. Будучи хорошо известен за границей, Айги впервые смог побывать за рубежом только в 1988 году и с тех пор принимал участие во многих поэтических фестивалях симпозиумах, культурных акциях.


Книги поэта.


    В творчестве Айги сильное влияние чувашского и иного поволжского фольклора, вообще народной культуры; постоянно обращается Айги к древнейшим архетипам народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает традицию русского и особенно европейского поэтического авангарда, что видно, в частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии играют визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации, резко отличный от разговорного синтаксис..


Наставления отца.

  • Первый свой рассказ Геннадий Айги написал еще в детстве и показал своему отцу. Он одобрил его и дал ему несколько советов чтобы стать писателем: много знать, стремиться к цели, целиком посвятить себя этому.

  • На стихи Айги писали музыку София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Александр Раскатов, Ираида Юсупова и др.

  • У Геннадия Айги был всего один сын Алексей- известный композитор и музыкальный деятель.


Премии поэта.

    В 1990 г. Г.Айги удостоен Государственной премии Чувашии имени К.В.Иванова, в 1994 г. он становится Народным поэтом Чувашии, в 1997 г. - почетным доктором Чувашского университета. Среди его международных наград - премия имени Ф.Петрарки (Германия, 1993), "Золотой венец" Стружских поэтических вечеров (Македония, 1993), премия имени Норберта Казера (1996, Италия), звание Командора Ордена Искусств и Литературы (Франция, 1998), лауреат первой премии Б.Пастернака (Москва, 2000 г.).


Стихотворение «Снег»

  • Стихотворение «Снег» было одним из первых стихов Геннадия Айги написанным на русском языке. Это стихотворение Геннадий Айги писал долго, после он перевел этот стих на чувашский язык.

  • Небольшой анализ стихотворения «Снег».

  • 1. Существительные: стул, снег, ресницы, лампа,

  • хлопья, мои, я, их.

  • 2.Прилагательные: белые, близкого

  • 3.Глаголы: кружиться(снег), вспоминают(тебя), остановить(снег).

  • 4.Свободное предложение: От близкого снега цветы на подоконнике странны.


Похороны поэта.

    Поэт Геннадий Айги был похоронен 24 февраля на кладбище деревни Шаймурзино Батыревского района Чувашии рядом с могилой своей матери и деда. Попрощаться со своим прославленным земляком, несмотря на холодную погоду, вышла вся деревня. Сельчане несли Геннадия Айги до кладбища на руках по той улице, где 71 год тому назад родился поэт. В прощальном слове сестра поэта Ева Лисина попросила прощения у деревни за то, что Геннадий Николаевич не мог быть на родине часто, однако его творчество без Шаймурзино было бы иным: не было бы того орешника и тех полей. Ева Николаевна отметила, что не народ был виной тех гонений, которые преследовали семью Айги.




Варианты ответов:

  • Идею дала его мать Мария Петровна Лисина. Она отправила его учиться в Литературный институт им. А.М.Горького.

  • Идею предложил его отец Николай Федорович Лисин. Он дал ему много важных наставлений – что делать, чтобы стать писателем: много знать, стремиться к цели, целиком посвятить себя этому.

  • Идею предложила его сестра Ева Николаевна Лисина. Она читала ему “Дон Кихота”, “Пиквиккский клуб”, “Калевала”, тем самым привлекла его к литературе.

  • Идею предложил его дед Федор Игнатович Айги. Он первый заметил что у Геннадия был талант к поэзии.


Бортовой журнал.


Генна́дий Никола́евич Айги́ (фамилия при рождении Ли́син , далее сменил фамилию на родовую Айги , Геннадий Николаевич Айхи (Лисин); 21 августа 1934, Шаймурзино, Батыревский район, Чувашская АССР - 21 февраля 2006, Москва) - чувашский и русский поэт и переводчик, по национальности чуваш. Старший брат чувашской писательницы Евы Лисиной , отец композитора, скрипача и музыкального деятеля Алексея Айги, а также актрисы и виджея Вероники Айги.

Один из лидеров советского авангардного искусства 1960-1970-х годов, создатель русского поэтического сюрреализма2011. Внёс огромный вклад в популяризацию чувашской поэзии и чувашской культуры в мире. Народный поэт Чувашии (1994). Лауреат премии Андрея Белого (1987), Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской Академии (1972), премии имени Петрарки (1993) и др. Командор Ордена литературы и искусства (1998). Неоднократно выдвигался номинантом Нобелевской Премии по литературе.

Биография

Родился в деревне Шаймурзино Чувашии, в семье учителя. Отец погиб в годы Великой Отечественной войны. С юных лет писал стихи на чувашском языке, в 1953 г. окончил Батыревское педагогическое училище и поступил в Литературный институт имени Горького, где занимался в творческом семинаре Михаила Светлова . Сближение с Борисом Пастернаком привлекло к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в марте 1958 г. отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма» («Обыденность чуда». В оригинале впервые: «Дружба народов», 1993, № 12). Под влиянием Пастернака Айги стал писать и по-русски, а также принял решение остаться в Москве - и в течение 10 лет (1961-1971) заведовал изосектором в Государственном музее В. В. Маяковского. Параллельно оригинальному поэтическому творчеству на русском языке Айги много занимался переводом мировой поэзии на родной чувашский, создав уникальные антологии «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши». Трудно недооценить и роль Айги в мировой пропаганде чувашской поэзии и чувашской культуры. С начала 1960-х гг. стихи Айги широко публикуются во многих странах мира по-русски и в переводах на разные языки; однако на Родине первая книга русских стихов Айги появляется только в 1991 г. - и с этого времени Айги прочно занимает место наиболее спорного и противоречивого среди русских поэтов старшего поколения.

Особое место в жизни и творчестве Айги занимал российский художник Игорь Вулох. Их дружба началась в 1961 году. В 1988 году в предисловии к монографии, изданной Троельсом Андесеном, и посвящённой известному художнику-нонконформисту Игорю Вулоху, были напечатаны стихи Геннадия Айги «Двенадцать параллелей к Игорю Вулоху».

В 1997, 2001 годах на персональных выставках Вулоха в Москве была организована совместная с Айги экспозиция «Росчерки огня», посвященная 70-летию нобелевского лауреата Тумаса Транстрёмера.

В творчестве Айги сильно влияние чувашского и иного поволжского фольклора, вообще народной культуры; он постоянно обращается к древнейшим архетипам народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает традицию русского и особенно европейского (прежде всего французского, но также и немецкого, особенно в лице Пауля Целана) поэтического авангарда, что видно, в частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии играют визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации, резко отличный от разговорного синтаксис, система сквозных мотивов и ключевых слов, переходящих из текста в текст (это последнее свойство парадоксальным образом роднит поэзию Айги уже не с футуризмом, а с символизмом).

Через творчество Айги проходит философское противопоставление идеи предмета и его воплощения, соотношения, зачастую именуемого им самим «двойником». Айги - поэт абстрактных метафор, которые далеко не всегда поддаются расшифровке, оставляя возможность индивидуального толкования. В его стихах сталкиваются фрагментарные образы и мысли, часто выраженные лишь отдельными словами, которые в силу своей изолированности затрудняют попытки интерпретации. Необычайное, новаторское в поэзии Айги заключается не в семантической игре, а в серьёзных поисках новых, современных средств языковой выразительности, направленной против пустой, выхолощенной функциональности, против низведения стиха к механистичности. Поэзия Айги - духовный протест во имя подлинной человечности.

На стихи Айги писали музыку София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Валентин Бибик, Александр Раскатов, Виктория Полевая, Ираида Юсупова и др.

Скончался Г. Н. Айги 21 февраля 2006 года в Москве, похоронен на кладбище деревни Шаймурзино в Батыревском районе Чувашии.

Геннадий Николаевич Айги родился 21 августа 1934 г. в селе Шаймурзино в Чувашии. До 1969 г. носил фамилию Лисин, которую его отец, сельский учитель, переводчик А.С.Пушкина на чувашский язык, получил в советское время в процессе «русификации». Дед Айги по материнской линии был последним в деревне жрецом. Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вон тот»), опуская начальный звук, – так возникло семейное прозвище «Айги», ставшее впоследствии для поэта «программным художественным именем».

Геннадий Айги начал писать стихи по-чувашски, испытывал влияние М.Сеспеля (1899–1922) и П.Хузангая (1907–1970). С 1949 г. печатался в чувашской периодике. В 1949–1953 гг. учился в Батыревском педагогическом училище, в 1953 г. по совету Хузангая поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где занимался в семинаре М.А.Светлова.

В 1958 г. вышла его первая книга стихов на чувашском языке, и в том же году он был исключен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма». Год спустя получил диплом института, представив к защите переводы. Большое значение для Г. Н. Айги имели встречи с Б.Л.Пастернаком, посоветовавшим молодому поэту перейти на русский язык. Поселившись в Москве, Айги в 1961–1971 гг. работал в Государственном музее В.В.Маяковского старшим библиографом, заведующим изосектором. Геннадий Айги составил полное описание иконографии Маяковского, участвовал в организации выставок К.Малевича, В.Татлина и других мастеров русского авангарда. С 1972 г. занимается исключительно литературным трудом, сочетая поэтическое творчество с переводческой и составительской работой. В 1968 г. выпустил в переводе на чувашский язык антологию «Поэты Франции», где представлены стихи 77 авторов 15–20 вв. (удостоена в 1972 премии Французской Академии). В 1974 г. выпустил антологию «Поэты Венгрии», в 1987 г. – «Поэты Польши». Составленная Геннадием Айги и снабженная его предисловием антология чувашской поэзии выходила в переводах на венгерский, итальянский и английский языки.

Долгое время русские стихи Геннадия Айги печатались только за рубежом. Первая большая книга «Стихи 1954–1971» вышла в 1975 г. в Мюнхене; в 1982 г. парижское издательство «Синтаксис» выпустило собрание стихотворений Айги «Отмеченная зима». С 1962 г. его стихи стали публиковаться в переводах на иностранные языки – сначала в периодике, а с 1967 г. книжными изданиями в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии и других странах.

С 1987 г. Геннадий Айги начал печататься на родине, в 1991 г. вышла первая в России книга его стихов «Здесь». В 1990 г. он был удостоен Государственной премии Чувашии им. К.В.Иванова, в 1994 г. стал народным поэтом Чувашии. В 1997 г. в Чебоксарах состоялась международная конференция, посвященная творчеству поэта, – своеобразный съезд «айгистов» всего мира. В 2000 г. Геннадий Айги стал первым лауреатом учрежденной в России Пастернаковской премии. Среди его международных наград – европейская премия имени Петрарки (1993), звание Командора Ордена искусств и литературы (Франция, 1998).

Новаторское творчество Айги явно выбивается из контекста отечественной литературы второй половины XX в. Р.Якобсон назвал его «экстраординарным поэтом современного русского авангарда». Именно Геннадий Айги в современной поэзии представляет не модернистское и не постмодернистское, а собственно авангардное начало (еще одним носителем которого является В.А.Соснора). Своими творческими предшественниками Геннадий Айги считает В.А.Хлебникова, Маяковского, К.С.Малевича, пробудивших в нем стремление «предельно заострять поэтический язык».

В поэзии Геннадия Айги органично осуществился переход к верлибру, который Ю.Н.Тынянов предсказывал для русской поэзии еще в середине 1920-х годов. Свободный стих Айги начисто лишен оттенка «экспериментальности», это не усложнение стиха метрического, а первородная форма поэзии, достигающая порой предельной простоты в «минималистских» произведениях автора. Геннадий Айги придает большое значение поэтической графике: оформление текстовой страницы входит в художественную структуру произведения.