Генетический ряд металлов примеры с уравнениями реакций. Генетическая связь между классами неорганических веществ


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Генетические ряды металлов и их соединений

Каждый такой ряд состоит состоит из металла, его основного оксида, основания и любой соли этого же металла:

Для перехода от металлов к основным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:

2Сa + O 2 = 2СaO; 2Mg + O 2 = 2MgO;

Переход от основных оксидов к основаниям в первых двух рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:

СaO + H 2 O = Сa(OH) 2 .

Что касается последних двух рядов, то содержащиеся в них оксиды MgO и FeO с водой не реагируют. В таких случаях для получения оснований эти оксиды сначала превращают в соли, а уже их – в основания. Поэтому, например, для осуществления перехода от оксида MgO к гидроксиду Mg(OH) 2 используют последовательные реакции:

MgO + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 O; MgSO 4 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 .

Переходы от оснований к солям осуществляются уже известными вам реакциями. Так, растворимые основания (щёлочи), находящиеся в первых двух рядах, превращаются в соли под действием кислот, кислотных оксидов или солей. Нерастворимые основания из последних двух рядов образуют соли под действием кислот.

Генетические ряды неметаллов и их соединений .

Каждый такой ряд состоит состоит из неметалла, кислотного оксида, соответствующей кислоты и соли, содержащей анионы этой кислоты:

Для перехода от неметаллов к кислотным оксидам во всех этих рядах используются реакции соединения с кислородом, например:

4P + 5O 2 = 2 P 2 O 5 ; Si + O 2 = SiO 2 ;

Переход от кислотных оксидов к кислотам в первых трёх рядах осуществляется путём известной вам реакции гидратации, например:

P 2 O 5 + 3H 2 O = 2 H 3 PO 4 .

Однако, вы знаете, что содержащийся в последнем ряду оксид SiO 2 с водой не реагирует. В этом случае его сначала превращают в соответствующую соль, из которой затем получают нужную кислоту:

SiO 2 + 2KOH = K 2 SiO 3 + H 2 O; K 2 SiO 3 + 2HСl = 2KCl + H 2 SiO 3 ↓.

Переходы от кислот к солям могут осуществляться известными вам реакциями с основными оксидами, основаниями или с солями.

Следует запомнить:

· Вещества одного и того же генетического ряда друг с другом не реагируют.

· Вещества генетических рядов разных типов реагируют друг с другом. Продуктами таких реакций всегда являются соли (рис. 5):

Рис. 5. Схема взаимосвязи веществ разных генетических рядов.

Эта схема отображает взаимосвязь между различными классами неорганических соединений и объясняет многообразие химических реакций между ними.

Задание по теме:

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

1. Na → Na 2 O → NaOH → Na 2 CO 3 → Na 2 SO 4 → NaOH;

2. P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 → K 3 PO 4 → Ca 3 (PO 4) 2 → CaSO 4 ;

3. Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCl 2 → CaCO 3 → CaO;

4. S → SO 2 → H 2 SO 3 → K 2 SO 3 → H 2 SO 3 → BaSO 3 ;

5. Zn → ZnO → ZnCl 2 → Zn(OH) 2 → ZnSO 4 → Zn(OH) 2 ;

6. C → CO 2 → H 2 CO 3 → K 2 CO 3 → H 2 CO 3 → CaCO 3 ;

7. Al → Al 2 (SO 4) 3 → Al(OH) 3 → Al 2 O 3 → AlCl 3 ;

8. Fe → FeCl 2 →FeSO 4 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe 3 (PO 4) 2 ;

9. Si → SiO 2 → H 2 SiO 3 → Na 2 SiO 3 → H 2 SiO 3 → SiO 2 ;

10. Mg → MgCl 2 → Mg(OH) 2 → MgSO 4 → MgCO 3 → MgO;

11. K → KOH → K 2 CO 3 → KCl → K 2 SO 4 → KOH;

12. S → SO 2 → CaSO 3 → H 2 SO 3 → SO 2 → Na 2 SO 3 ;

13. S → H 2 S → Na 2 S → H 2 S → SO 2 → K 2 SO 3 ;

14. Cl 2 → HCl → AlCl 3 → KCl → HCl → H 2 CO 3 → CaCO 3 ;

15. FeO → Fe(OH) 2 → FeSO 4 → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO;

16. CO 2 → K 2 CO 3 → CaCO 3 → CO 2 → BaCO 3 → H 2 CO 3 ;

17. K 2 O → K 2 SO 4 → KOH → KCl → K 2 SO 4 → KNO 3 ;

18. P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 → Ca 3 (PO 4) 2 → H 3 PO 4 → H 2 SO 3 ;

19. Al 2 O 3 → AlCl 3 → Al(OH) 3 → Al(NO 3) 3 → Al 2 (SO 4) 3 → AlCl 3 ;

20. SO 3 → H 2 SO 4 → FeSO 4 → Na 2 SO 4 → NaCl → HCl;

21. KOH → KCl → K 2 SO 4 → KOH → Zn(OH) 2 → ZnO;

22. Fe(OH) 2 → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4 → Fe(NO 3) 2 → Fe;

23. Mg(OH) 2 → MgO → Mg(NO 3) 2 → MgSO 4 → Mg(OH) 2 → MgCl 2 ;

24. Al(OH) 3 → Al 2 O 3 → Al(NO 3) 3 → Al 2 (SO 4) 3 → AlCl 3 → Al(OH) 3 ;

25. H 2 SO 4 → MgSO 4 → Na 2 SO 4 → NaOH → NaNO 3 → HNO 3 ;

26. HNO 3 → Ca(NO 3) 2 → CaCO 3 → CaCl 2 → HCl → AlCl 3 ;

27. CuСO 3 → Cu(NO 3) 2 → Cu(OH) 2 → CuO → CuSO 4 → Cu;

28. MgSO 4 → MgCl 2 → Mg(OH) 2 → MgO → Mg(NO 3) 2 → MgCO 3 ;

29. K 2 S → H 2 S → Na 2 S → H 2 S → SO 2 → K 2 SO 3 ;

30. ZnSO 4 → Zn(OH) 2 → ZnCl 2 → HCl → AlCl 3 → Al(OH) 3 ;



31. Na 2 CO 3 → Na 2 SO 4 → NaOH → Cu(OH) 2 → H 2 O → HNO 3 ;

  • Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
  • Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
  • Выяснить генетическую связь между классами неорганических соединений.
  • Продолжить формировать умения пользоваться таблицей растворимости и периодической системой Д.И.Меделеева для прогнозирования возможных химических реакций, а также применять полученные знания по темам свойства классов веществ.
  • Повторить основные классы неорганических соединений и их классификацию.
  • Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
  • Продолжать формировать умения логически мыслить, работать с учебником, работать с полученной информацией.
  • Закрепить и систематизировать знания по данной теме.

Оборудование: Периодическая система Д.И. Менделеева, кодоскоп, таблица “Кислоты”, схема “Генетическая связь”, карточки для игры “Конвейер”, “Творческое задание”.

Реактивы: В штативах 3 пробирки с растворами HCI, NaCI, NaOH, универсальная индикаторная бумажка. На столе учителя: Na, H 2 O кристаллизаторе, фенолфталеин, H 2 SO 4 .

Класс разбит на 4 микрогруппы: “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Дисциплина.
2. Готовность класса к уроку.
3. Постановка цели урока, мотивация.

II. Основная часть.

1. Целевая установка урока

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него руками трогай.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: “Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны?” Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удавалось ни одному человеку. Лишь самым, умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!

Итак, изучив тему “Важнейшие классы неорганических соединений” вы получили представление о том, что неорганические соединения многообразны и взаимосвязаны. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.

Задача нашего урока – обобщить сведения о веществах, об отдельных классах неорганических соединений и их классификации в целом, закрепить знания о генетических рядах, генетической связи, взаимодействии вещества разных классов, научиться умению применять знания на практике.

Запишите в тетрадях тему нашего урока “Генетическая связь между неорганическими соединениями”.

Но, сначала скажите о каких веществах идет речь (название, формула)?

  1. На суку сидит сова,
    Выдыхает _____________________________
  2. Сапоги мои того,
    Пропускают ___________________________
  3. Его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин -
    В малых дозах в блюдах нужен ___________
  4. Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Ею искупают в ванночке с _________
  5. Что за чудо посмотри,
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет. ____________________
  6. Если нет у вас для теста разрыхлителя
    вы вместо него.
    Положите в пироги. ________________________

Переведите с химического языка на

  1. Не все то аурум, что блестит.
  2. Куй феррум, пока горячо.
    _____________________________________________________________
  3. Слово – аргентум, а молчание – аурум.
    _____________________________________________________________
  4. 5.Купрумного гроша не стоит.
    _____________________________________________________________
  5. Стойкий станумный солдатик.
    _____________________________________________________________
  6. С тех пор много Н 2 О утекло.
    _____________________________________________________________

Все эти вещества относятся, к какому то классу неорганических веществ. Ответьте на вопрос:

– Как распределяются по классам на основе состава и свойств неорганические вещества?
– Назовите известные вам классы неорганических соединений

По микрогруппам:

– Дайте определения.
Ученики дают определения веществам.

Классификация данных классов веществ.
Ученики дают ответы.

На слайде:

Из предложенного перечня неорганических соединений выберите формулы:
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания.

Назовите эти вещества.

Ученики выполняют задание в тетрадях по микрогруппам.

Правильный ответ:

А теперь поиграем с вами в игру “крестики – нолики”.

Слайд 19. Приложения 1.

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого

Формулы Оксиды Кислоты Основания Соли
K 2 O М А Ш А
H 2 CO 3 П Е Т Р
P 2 O 5 Н И М А
CuSO 4 П О С Д
Ca(OH) 2 Л И Е С
Fe(NO 3) 3 А Н У Л
SO 2 Е Л З А
H 3 PO 4 Н Е Л С
Na 3 PO 4 Ч У М В

Ответ: Менделеев.

Проблемное задание.

Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Выделить признаки генетического ряда:

Ca Ca(OH) 2 CaCO 3 CaO CaSO 4 CaCl 2 Ca ?

  1. вещества разных классов;
  2. разные вещества образованы одним химическим элементом;
  3. разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Генетическим называют ряд веществ – представителей разных классов неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же химического элемента, связанного взаимопревращениями и отражающего общность происхождения этих веществ.

Генетический ряд отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которых положен один и тот же химический элемент.

Генетическая связь – связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Среди металлов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл--основный оксид--щелочь–соль

Например: K--K 2 O--KOH--KCl.

2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл.

Например: Cu--CuO--CuCl 2 --Cu(OH) 2 --CuO-->Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота.

Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например:
P--P 2 O 5 --H 3 PO 4 --Na 3 PO 4 .
2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид–неметалл

Например: Si--SiO 2 --Na 2 SiO 3 --H 2 SiO 3 --SiO 2 --Si.

Осуществить превращения по микрогруппам.

Физкультминутка “Рыжий кот”.

Решение задачи.

Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SO 4 и AgNO 3 . На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl 2 . Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает в пробирках образцы:

1 – кусочек кальция, 2 – негашеная известь, 3 – гашеная известь, 4 – гипс задает вопрос:

“Что общего между этими образцами?” и записывает цепочку из формул представленных образцов.

Ca CaO Ca(OH) 2 CaSO 4

Хорошо, ребята! Подумайте, как с помощью химических реакций можно перейти от простого вещества к сложному, от одного класса соединений к другим. Давайте проведем эксперимент, доказывающий присутствие атомов меди в разных ее соединениях. По ходу эксперимента запишите цепочку превращений. Назовите типы химических реакций.

Работа выполняется по инструктивной карте.

Соблюдайте правила техники безопасности!

Инструктивная карта.

Лабораторная работа: “Практическое осуществление цепочки химических превращений”.

Проверьте наличие оборудования и реактивов на рабочих местах.

Оборудование: штатив для пробирок, спиртовка, спички, зажим для пробирок, тигельные щипцы.

Реактивы и материалы: раствор соляной кислоты (1:2), медная проволока, железный гвоздь или скрепка, нитки.

Выполнение работы.

Проведите реакции, в которых осуществляются химические превращения.

Медная проволока оксид меди(II) хлорид меди(II) медь

Прокаливайте медную проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки (1–2мин). Что наблюдаете?

Аккуратно удалите черный налет с проволоки и поместите его в пробирку. Отметьте цвет вещества.

Прилейте в пробирку в пробирку 1 мл раствора соляной кислоты (1:2). Для ускорения реакции слегка нагрейте ее содержимое. Что наблюдаете?

Осторожно (почему?) погрузите в пробирку с раствором железный гвоздь (скрепку).

Через 2–3 мин извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения.

Образованием какого вещества они вызваны?

Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.

Приведите рабочее место в порядок.

Внимание! Раствор с оксидом меди нагревать очень осторожно, держа пробирку высоко над пламенем спиртовки.

III. Заключение.

Учитель. Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?

V. Домашнее задание.

Слайды 30, 31.

VI. Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия.

Учитель. Ребята, пришло время подводить итоги. Чему вы сегодня научились, что узнали нового, что вы делали на уроке?

Ученики дают ответы.

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока :

    Познакомиться с понятием «генетическая связь».

    Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

    Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

    Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

    Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

    Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

    Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

    Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

    Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения : систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения : осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения : строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока :

    по дидактической цели: урок актуализации знаний;

    по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя

Ответы: MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S слайд 3

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Дают название выбранному веществу («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

Ответы: слайд 5

1. медь, магний;

4. фосфорная;

5. карбонат магния, сульфат натрия

7. соляная

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

(для сильных уч-ся)CaO, Р 2 O 5 , MgO, Р, H 3 РO 4 , Ca, Na 3 РO 4 , Ca(OH) 2 , NaOH, CaCO 3 , H 2 SO 4

(Для слабых уч-ся)CaO, CO 2 , C, H 2 CO 3 , Ca, Ca(OH) 2 , CaCO 3 слайд 6

Ответы: слайд 7

Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8 . Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O 2 → 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI 2 3. СuCI 2 +2NaOH→ Сu(OH) 2 +2NaCI

4.Сu(OH) 2 CuO +H 2 O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Сa 3 (PO 4) 2
1. 4P+5O 2 → 2P 2 O 5 2. P 2 O 5 + H 2 O→ 2H 3 PO 4 3. 2H 3 PO 4 +3 Ca(ОН) 2 → Ca 3 (PО 4) 2 +6 H 2 O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

О 2 , +Н 2 О, + НCI

4K+О 2 = 2K 2 O K 2 O +Н 2 О= 2KOH KOH+ НCI= KCl слайд 15

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

Si+O 2 = SiO 2 SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16



Самопроверка.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3 AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О слайд 17

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

Самопроверка.

2Ca+О 2 =2CaO CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2 Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI слайд 19

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 или облегченный вариант

S+ О 2 = SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3 +NaOH =

SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3

H 2 SO 3 +2NaOH = Na 2 SO 3 +2H 2 O

IV . Закрепление ЗУН

Вариант 1.

Часть А.

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

а) CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а) Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г) Cu (OH ) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в) P г)Cl

Часть В.

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

1 Б,2 А,3Д,4Е

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С.

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

2Fe+O 2 =2FeO FeO+2HCI= FeCI 2 + H 2 O FeCI 2 + 2NaOH= Fe(OH) 2 +2NaCI

Fe(OH) 2 + H 2 SO 4= FeSO 4 +2 H 2 O

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а) P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

а)Ca б) CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г) Mg (OH ) 2 и MgO

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

1Б, 2В,3 А,4Г

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

S+ О 2 = SO 2 2SO 2 + О 2 = 2 SO 3 SO 3 +Н 2 О= H 2 SO 4 H 2 SO 4 +Сa(OH) 2 = CaSO 4 +2 Н 2 О

CaSO 4 + BaCI 2 = BaSO 4 +CaCI 2

V. Итоги урока . Выставление оценок.

VI .Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII . Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SO 4 и AgNO 3 . На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl 2 . Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

Приложение 1

9»Б» класс Ф.И._______________________(для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия.

(«4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

О 2 , +Н 2 О, + НCI

Например, K→ K 2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

Задание 4.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3

или облегченный вариант

H 2 SO 3 +NaOH =

Вариант 1.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO 3

а)CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г)Cu(OH) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:

Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

Приложение 2

9»Б» класс Ф.И._______________________ (для сильный уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Задание 4. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».



Задание 5. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а)P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH) 2

а)Ca б)CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г)Mg(OH) 2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Э → ЭО 2 →ЭО 3 → Н 2 ЭО 4 → Na 2 ЭO 4 а)N б) S в)P г)Mg

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    NaOH +CO 2 Б) Na 2 CO 3 + H 2 O

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

    Осуществить схему превращения веществ:S →SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → CaSO 4 → BaSO 4

Приложение 3

Лист ответов «4-5»:

Задание 1. MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S

Задание 2.

1. медь, магний;

3. оксид кремния, оксид магния;

4. фосфорная,

5. карбонат магния, сульфат;

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

7. соляная натрия

Задание 3.

SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI

H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

Задание 4.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3

AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О

AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О

Задание 5.

CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2

Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О

CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI

Лист самооценки.

Ф.И.учащегося

№ задания

Тема: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ металлами и неметаллами и их соединений. 9-класс.

Цели: образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций; воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.

Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости», «Ряд активности металлов», инструкции для студентов, задания для проверки знаний.

Ход работы: 1) Орг. момент

2) Проверка д/з

3) Изучение нового материала

4) Закрепление

5) Д/З

1) Орг. момент. Приветствие.

2) Проверка д/з.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K 2 O→KOH→KCl

2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4

2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

кислотный оксид→неметалл

Например, Si SiO 2 Na 2 SiO 3 H 2 SiO 3 SiO 2 Si

Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь?Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять?Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K 2 O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

Например: P→ P 2 O 5 → H 3 PO 4 →Na 3 PO 4

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

Например: Si→ SiO 2 → Na 2 SiO 3 → H 2 SiO 3 → SiO 2 → Si

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Вариант 1

Вариант 2

CaO

HNO 3

Fe(OH) 3

N 2 O

Zn(NO 3 ) 2

Cr(OH) 3

H 2 SO 3

H 2 S

PbO

LiOH

Ag 3 PO 4

P 2 O 5

NaOH

ZnO

CO 2

BaCl 2

HCl

H 2 CO 3

H 2 SO 4

CuSO 4

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO 4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH) 2 : II вариант: Na 2 SO 4, NaOH , Na , Na 2 O 2 , Na 2 O

4) Закрепление1. Al Al 2 O 3 AlCl 3 Al ( OH ) 3 Al 2 O 3

2. P P 2 O 5 H 3 PO 4 Na 3 PO 4 Ca 3 ( PO 4 ) 2

3. Zn→ZnCl 2 →Zn(OH) 2 →ZnO→Zn(NO 3 ) 2

4.Cu →CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

5.N 2 O 5 →HNO 3 →Fe(NO 3 ) 2 →Fe(OH) 2 →FeS→FeSO 4

5)Домашнее задание: составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция и подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу).