Генетическая память: описание явления. в) А.Н

Цели урока:

  • Познакомить студентов с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
  • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
  • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала, с психодиагностиками процесса памяти.
  • Развивать у студентов общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

Оборудование:

1) Таблица “Головной мозг”,

2) Индивидуальные карточки на каждого студента:

а) схема головного мозга,

б) опорная карта урока по видам памяти,

в) индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

Словарь урока: память, гипоталамус, лимбическая система, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, кратковременная, долговременная, механическая, смысловая память, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, припоминание, психоактивные вещества.

1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в психической жизни человека.

2. Физиологический механизм памяти.

3. Виды памяти:

a) от волевой регуляции;

b) от объекта запоминания;

c) от длительности сохранения;

d) от способа запоминания;

4. Основные процессы памяти.

5. Условия успешного запоминания.

6. Психодиагностика видов и процессов памяти.

Студенты по ходу урока заполняют опорную карту по вышеуказанному плану.

Содержание изучаемого на уроке материала .

1. Память – основа психической деятельности человека, без нее человек не может ориентироваться в окружающей действительности, без нее невозможны ощущения и восприятие, через память закрепляется наш прошлый опыт, знания, умения и навыки.

Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении того, что он делал, чувствовал, воспринимал. Все, чем человек овладел в жизни, он обязан памяти - это его знания, умения и навыки, без нее невозможно овладение ни одним видом деятельности. Человек лучше запоминает то, что имеет для него особое значение, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями.

На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно. Таким образом, память связана с особенностями личности, ее направленностью, память обладает свойством избирательности, т.е. человек запоминает не все, а то что связано с его деятельностью, потребностями и интересами.

2. Физиологический механизм памяти. (Одновременно с рассказом педагога студенты делают обозначения на схеме головного мозга тех его частей, которые отвечают за процессы памяти).

Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.

Так древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. В связи с развитием науки анатомии, молекулярной биологии, генетики появились современные представления о механизме памяти.

Память – это результат сложного динамического взаимодействия различных структур мозга. (Студентам предлагается обозначить на раздаточных карточках с изображением головного мозга в разрезе те структуры мозга, которые участвуют в формировании памяти).

Это таламус, лимбическая система и различные области коры: височная доля, лобная доля, теменная доля. Лимбическая система – это сложное сетчатое образование из ядер промежуточного мозга, поясной извилины и гиппокампа.

Механизм памяти заключается в том, что при получении нервных импульсов от раздражителя в коре головного мозга образуются кольцевые структуры из нервных клеток, по которым многократно проходят эти нервные импульсы. Замкнутые цепи в основном создаются нейронами III и IV слоев коры. Это биохимический процесс, так как появляются стойкие изменения на синаптическом и клеточном уровнях. Известно, что в клетках коры и подкорковых образованиях нервные импульсы стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к уже знакомым импульсам.

Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку и таким образом событие фиксируется в мозге.

3. Виды памяти.

а). Непроизвольное и произвольное запоминание возникает от степени волевого усилия. Непроизвольное запоминание возникает без цели, без волевого усилия, без применения специальных приемов. Например: увидел что-то яркое, новое, необычное и оно запоминается непроизвольно. Произвольное запоминание: человек ставит перед собой цель, прикладывает волевое усилие. На этом виде памяти строится вся учебная деятельность.

б). Виды памяти возникают в зависимости от запоминаемого объекта: предмет, движения, чувства или мысли и выделяют 4 вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

1) Образная - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений ранее воспринимавшихся.

Этот вид памяти различают по анализаторам и выделяют слуховую, зрительную, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Например: слуховая – запоминаем мелодии песен, голос знакомых; зрительная – представляем образ знакомых, любой ранее воспринимаемый предмет: дерево, яблоко; обонятельная – запоминаем запах фруктов, духов; осязательная - мягкий, твердый, колючий, гладкий и т.д.; вкусовая - запоминаем вкус фруктов, овощей.

2) Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений и их систем. Любое движение: танцы, спорт, любая деятельность – все это примеры двигательной памяти. Все люди обладают двигательной памятью, но развита она по-разному. Ее развитие зависит от тренировки, упражнений, от физических особенностей организма. Двигательная память развивается у ребенка с первых месяцев.

3) Эмоциональная память - это память на чувства человека. Пережитые чувства не исчезают бесследно, а при определенных условиях воспроизводятся – человек радуется или огорчается вспомнив что-то. Эмоциональная память лежит в основе воспитания нравственных и моральных черт. Эта память помогает регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств.

Например: человек испытывает радость при совершении хорошего поступка, поэтому стремится к положительным поступкам и воздерживается от отрицательных.

4) Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.

Все эти виды памяти тесно между собой взаимосвязаны и никогда не возникают изолировано. Например: пишем - участвуют образная память, двигательная, словесно-логическая; учим танец – двигательная, образная.

в). От длительности сохранения выделяются кратковременная и долговременная память. Кратковременная память – это память на только что состоявшееся событие. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа. При необходимости она либо переходит в долговременную память, либо события забываются. Точно установлено, что этот вид памяти связан с работой гиппокампа.

Долговременная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидум. Она образуется из кратковременной памяти в результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам нейронов лимбической системы. Долговременная память является основой условно рефлекторной деятельности человека. В этой памяти хранятся все образы, события, знания, умения, навыки. В настоящее время механизм долговременной памяти пока до конца не изучен.

Особый вид памяти – оперативная. Это запоминание каких-то сведений на время. Например: формулу для решения задачи, расписания уроков на полугодие, день, неделю.

г). От способа запоминания выделяется механическая и смысловая память.

Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

Смысловое запоминание основано на понимании смысла, осознании внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

4. Процессы памяти.

В определении памяти перечислены ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

1. Запоминание.

Запоминание – закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом опыте.

Протекает запоминание в 2-х формах:

а) непроизвольное – зависит от чувств, интересов, потребностей, деятельности и физического состояния человека.

б) произвольное запоминание – зависит от его организации, интересов человека, волевого усилия, специальных приемов.

Этот вид запоминания может осуществляться механически и осмыслено.

Механическое запоминание – целенаправленное заучивание текста (стихи, правило, теорема).

Осмысленное запоминание – запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей.

2. Сохранение.

Сохранение – удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Сохранение зависит от деятельности человека, его потребностей, интересов, от повторения материала.

Забывание – угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов. Забывается то, что не связано с деятельностью, потребностями, интересами, что не повторяется.

3. Воспроизведение.

Воспроизведение – это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия).

Может протекать в форме:

а) узнавание;

б) припоминание.

5. Условия успешного запоминания.

1. Наличие установки на запоминание – на длительное запоминание, а не просто прочитать материал.

2. Активность мыслительной деятельности:

а) разбить материал на части;

б) выделить основные опорные пункты, героев, события, даты, правила, законы и т.д.

в) составить план.

3. Организация запоминания:

а) учить менее сходный материал;

б) сначала учить более трудный материал;

в) включать все виды памяти;

г) учить вслух;

е) регулярно повторять.

4. Форма преподнесения и содержание материала:

а) интересный, доступный, подкрепляется примерами;

б) использование наглядности, ауди-, видеоматериалов.

5. Организация повторений:

а) прочитал – перескажи сразу;

б) перескажи через несколько часов;

в) перескажи через несколько дней.

6. Использование мнемических приемов запоминания – приемов, помогающих и облегчающих запоминание (сопоставление, сравнение).

7. Хорошее самочувствие и здоровье.

8. Ведение здорового образа жизни:

а) отсутствие вредных привычек;

б) достаточный сон;

в) хорошее питание.

9. Наследственные типологические особенности ВНД.

Для закрепления изученного материала предлагаем выполнение тестовых заданий и практических работ.

Тестовые задания для опроса по анатомии.

1. В лимбическую систему не входят ядра:

  1. больших полушарий
  2. промежуточного мозга
  3. продолговатого мозга
  4. среднего мозга

2. Гиппокамп – это:

  1. одна из извилин больших полушарий
  2. ядро среднего мозга
  3. ядро промежуточного мозга
  4. пучки ассоциативных нервных волокон

3. Промежуточный мозг находится:

  1. между продолговатым и средним мозгом
  2. под продолговатым мозгом
  3. за поясной извилиной
  4. над средним мозгом

4. В основе памяти лежит:

  1. синтез особого вида белка
  2. синтез РНК
  3. синтез ДНК
  4. синтез углеводов

5. Основой долговременной памяти является:

  1. многократное прохождение нервных импульсов по кольцевым структурам нейронов
  2. задержка нервных импульсов в лобной доле коры
  3. прохождение нервных импульсов через таламус к спинному мозгу
  4. нет нужного ответа

6. Раздражители из окружающей среды воспринимаются:

  1. зрительными буграми
  2. 3-4 слоями нейронов коры
  3. 5-6 слоями нейронов коры
  4. поверхность коры

7. Сложные структурные объединения ядер, включающие ядра больших полушарий, называются:

  1. ретикулярной формацией
  2. гипоталамусом
  3. лимбической системой
  4. мозолистым телом

8. Высшая нервная деятельность – это:

  1. работа ствола головного мозга
  2. работа всей центральной нервной системы
  3. работа коры и подкорковых ядер
  4. работа мозжечка

Тестовые задания для опроса по психологии.

1. Память – это …

2. Установите соответствие

Виды памяти

3. Основание разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) активность субъекта

г) вид деятельности

4. Генетически первичной считается память:

а) двигательная

б) образная

в) эмоциональная

г) логическая

5. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная

б) образная

в) эмоциональная

г) логическая

6.Виды памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется:

а) механической

б) логической

в) эмоциональной

г) оперативной

7. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, лица, цвет и т.п. – это память:

а) долговременная

б) образная

в) эмоциональная

г) оперативная

8. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства:

а) образная

б) феноменальная

в) эмоциональная

г) словесно-логическая

Практическая работа.

Тема: выявление объема кратковременной памяти.

Цель : определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.

Ход работы.

В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчетности.

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

Оценка полученных результатов.

По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.

Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Определение характеристик объема памяти.

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.
7 – 12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.
13 – 17 Объем памяти хороший.
18 – 21 Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.
Свыше 22 Ваша память феноменальна.

Не многие задумываются над тем, что такое генетическая память и что она хранит в себе. Еще меньше людей вообще знают о ее присутствии в подсознании. Давайте же посмотрим, что подразумевается под термином «генетическая память человека».

Обратившись к науке за ответами, можно найти определение, что генетическая память человека – это память (опыт, воспоминания), которая хранит в себе всю информацию, заложенную некогда прежними носителями . Это сведения, которые могли передаваться от поколения к поколению в роду человека и проявляться в виде неясных образов. Под генетической памятью также можно понимать способность подсознания человека сохранять данные, которые не могли быть приобретены индивидом в течение его жизни.

Основные термины и понятия

Говоря научным языком, генетическая память – не что иное, как совокупность реакций, обусловленных наследственностью и передающихся индивиду при помощи генов. При этом понятие памяти употребляется для обозначения закодированной в генах склонности субъекта к тем или иным видам поведения, которые он может реализовывать в повседневной жизни бессознательно.

«Память рода» (биологическая, генная или расовая память) находится в глубинах нервных структур человеческого мозга и проявляется лишь изредка. Человек может чувствовать ее, например, когда его посещают какие-то смутные картинки, непонятные ощущения или эмоции.

Понятие генной памяти можно рассматривать на самом ярком примере, когда ребенок, будучи еще в материнской утробе, видит сновидения. Подобные проявления относятся к сфере генетической памяти и позволяют объяснить все те навыки, которые малыш демонстрирует при появлении на свет.

Обучаясь во время просмотра снов, ребенок способен овладеть определенными навыками. Достаточно вспомнить случаи, когда недавно появившиеся на свет дети демонстрируют свою способность удерживаться на воде. Думаете, их учили плавать? Нет. Приобретение этого навыка новорожденными полностью объясняется теорией о наличии в подсознании генной памяти. И самое удивительное, что без дополнительной поддержки и развития через какое-то время этот навык будет утрачен.

В ходе многолетних исследований и экспериментов ученые выяснили, что пользоваться наследственно-генной памятью младенцы способны до 2-летнего возраста. В дальнейшем часть воспоминаний и образов постепенно отходит на задний план, а некоторые исчезают и вовсе. По мере взросления ребенка и приобретения им новых знаний родовая память становится для него практически закрыта.

Более того, для взрослого человека «закрома» его подсознания с воспоминаниями предков будут недоступными, пока он пребывает в осмысленном состоянии. Человеческий мозг будет блокировать любые проявления наследственных реакций, чтобы исключить дисбаланс психического здоровья. Все дело в том, что успешные попытки подсознания выплеснуть наружу воспоминания предыдущих поколений чреваты раздвоением личности человека.

Как правило, генетическая память проявляется в условиях эмоциональных всплесков, когда человек действует неосознанно, а также во время сна. Но также проявление генной памяти можно стимулировать искусственно, введя субъекта в состояние транса либо , «отключив» при этом его сознание. В остальных случаях подобное явление возникает, если человеческому подсознанию требуется воспроизвести закодированные данные, скрытые в генах и полученные «в наследство» от предыдущих поколений.

Из истории

Впервые определение генетической памяти в психологии появилось в контексте учения о «коллективном бессознательном» психиатра Карла Юнга. По его мнению, «память рода» не зависит от опыта и чувств, которые приобретает и переживает индивид в реальном времени. В ней сохраняются первичные образы, которые Карл Юнг назвал « ».

В психологии под данным термином подразумеваются опыт и воспоминания о каждой индивидуальной ситуации, которую переживал человек в течение своей жизни. И согласно теории Юнга, такая информация не стирается из памяти, а наоборот, накапливается в генах и передается следующему носителю.

Моменты и ситуации, переживаемые вновь и вновь индивидом, сформируются в его сознании как форма определенного поведения без смысла, а не как наполненный смыслом образ. Получается, что архетипы являются результатом функционирования генетики, а не свидетельством культурного наследия. Таким образом, приобретенные в течение жизни человеком опыт и знания будут переданы на генном уровне следующему поколению в виде образов и реакций, которые будут воздействовать на своего носителя через подсознание.

Понятие генетической памяти часто используется также парапсихологами в рамках метода регрессии предыдущей жизни, хотя при этом они отрицают теорию о том, что такие способности человека могут считаться состоятельными. К слову, тот же термин можно встретить и в различных областях культуры (кинематографе, литературе). В этих сферах он используется обычно при упоминании о реинкарнации и перерождении душ.

Факты или мифы

Отвечая на вопрос о том, существует ли генетическая память, достаточно привести примеры, актуальные и для современного мира:

1. Наиболее яркий и доступный — кольца деревьев, которые можно увидеть на их срезах. Учитывая то, что деревья год за годом сохраняют свои «воспоминания» и историю в виде кругов, а также то, что они схожи с человеческим организмом по психическим и психологическим свойствам, их можно считать отличным примером проявления генетической памяти. Следуя за воспоминаниями предков, хранимыми в подсознании человека, можно проследить исторические этапы развития человечества.

Это подтверждает один из экспериментов экстрасенса Валерия Авдеева. Психологический опыт, представленный в виде шоу, которое продемонстрировал знаменитый экстрасенс некогда в Новосибирске, позволил многим осознать значимость генной памяти.

Авдеев, погрузив испытуемого в состояние гипноза, попросил его вернуться в детство, а затем перейти к периоду до своего зачатия. Удивительно, но человек на сцене стал двигаться, имитируя деятельность крестьянина из прошлого века. Через некоторое время Авдеев попросил пребывающего в гипнотическом состоянии человека «нырнуть» еще глубже в свое подсознание и показать, что происходило с ним в доисторические времена. Человек под гипнозом, опустившись на четвереньки, воспроизвел стойку волка, при этом весьма реалистично завыл.

Получается, что генетическая память не просто существует, — она представляет собой бесчисленное множество воспоминаний, которые присущи каждому человеку. Разумеется, этот пример не является неопровержимым доказательством, и выбор, верить ли подобным экспериментам, остается за каждым из нас.

2. Очередное доказательство существования генной памяти — опыт с медом. Удивительно, но этот продукт тоже может иметь свои воспоминания. Если капнуть медом на блюдце, а потом добавить к нему каплю родниковой воды, растворяясь, он проявит на поверхности необычный рисунок из идеально ровных и одинаковых шестиугольников. Подобная картина будет очень напоминать соты в улье с их точным расположением. Следовательно, даже пищевые продукты способны хранить закодированную информацию.

Подобные примеры есть практически в каждой научной области. Однако наиболее ярко демонстрируют существование генной памяти эксперименты, проводимые психотерапевтами, медиками, а также людьми, практикующими медитацию и применяющими для самопознания аудиотренинги. Автор: Елена Суворова

Не задумывались ли вы когда-то о том, что в каждом человеке есть память его предков, то есть то, что было заложено в его роду. Научными словами это называется «генетическая память».

Генетически первичной является память, носителем которой в человеческом организме есть нуклеиновые кислоты, обеспечивающие стабильность в хранении информации.

Она расположена глубоко в подсознании каждого человека, в области ощущений. Иногда вы можете ее прочувствовать. Генетически первичная память дает о себе знать виде впечатлений, неясных образов. Так, в большинстве случаев ребенок в материнской утробе видит сны, которые и являются проявлением памяти его рода. В результате просмотра таких снов, мозг ребенка, как бы просматривая, обучается. После рождения малыш наделен всеми необходимыми знаниями. Вспомните даже тот факт, что малыши от рождения хорошо плавают, но вскоре теряют этот навык. До 2-х лет дети хранят в себе эту генетическую память.

Взрослым людям сложно увидеть этот вид памяти потому, что сознание препятствует этому, оно стремится защитить нас, нашу психику от раздвоения личности.

Генетическая память изучалась Карлом Юнгом и психология отнесла ее к «коллективному бессознательному». Считалось, что она не зависит от опыта личности. Эта память хранит в себе много первоначальных образов, называемые Юнгом как « ». Он считал, что опыт каждого человека не стирается после его смерти, а наоборот накапливается в генетической памяти.

Генетическая память человека - примеры

Всегда ценилось «право первой ночи», супруга должна была «чиста» и . В этом скрывается не только нравственность, но и биологический смысл. Ведь существует генетическая память матки. Это свидетельствует о том, что у ребенка будут преобладать черты сходства с тем партнером его матери, который у нее был впервые. Поэтому не зря испокон веков целомудрие ценится превыше всего.

Генетическая память женщины также проявляется в привычках современной женщины, в ее внешнем виде. Женщине, как хранительнице очага, приходилось делать несколько дел одновременно (что очень похоже на женщин и в наше время): они присматривали за детьми, собирали ягоды и при этом смотрели, чтоб не напали враги. Кстати, не зря длинная шея у многих народов считается красивой. В древние времена она была ценна тем, что такой женщине легче было спасаться от опасностей.

Каждая личность обладает этой необычной памятью и стоит помнить, что наш жизненный опыт будет передаваться из поколения в поколение.