Генеалогия, история семьи. Ревизские сказки


Образованный человек обычно плохо знает историю Византии (в общем, там и нечего знать). Но он имеет представление о крестовых походах и о взятии Константинополя турками. По его мнению, на территорию Анатолии вторглись орды кровожадных кочевников и завоевали ослабелые византийские провинции. Затем Константинополь какое-то время мужественно держался на последнем клочке и, наконец, после драматического штурма, пал. Турецкий султан устроил резню и отнял у жителей Второго Рима знаменитый православный храм Святой Софии, где приказал сделать мечеть. После этого Константинополь превратился в Стамбул, орды турок хлынули дальше на Балканы, и весь 16-18 век Европа ожесточённо сражалась против огромной Оттоманской империи.

На самом деле всё было не так, причём не так по официальной версии истории. Но перед изложением этого «не так» хотелось бы остановиться ещё на одном аспекте.

Я уже писал, что в 7 веке произошла эллинизация Византии. Вроде бы греки замкнулись на себе и «забыли» латинский сектор античной культуры. Но самая новая (и следовательно самая достоверная) часть византийской истории вопиет об обратном. Греки НИКОГДА не были предоставлены сами себе. Там всегда существовал всё тот же греко-латинский дуализм.


Вот карта на момент взятия Константинополя крестоносцами. Как видим, в регионе (довольно небольшом) присутствуют две силы: латиняне (считается, что это французы, немцы, испанцы и жители итальянских полисов – у всех официальный язык латинский) и греки Никейской и Трапезундской империй, а также Эпирского деспотата. Причём расстояние между главным городом латинян Константинополем и главным городом греков Никеей всего 100 км.

Никейская империя в 1261 году завоевала Константинополь и поглотила латинскую империю. Но «латиняне» с Балкан не ушли:

Афины принадлежали латинянам в 1204-1458
Эвбея (Негропонте) – 1204-1470 (с перерывами)
Южный Крым 1206-1484
Родос 1309-1522
Кипр 1191-1571 год.
Крит 1204-1669, а базы до 1715
Пелопоннес 1204-1460, 1684-1715
Тинос 1204-1715
Ионические острова с 1186 и до независимости Новой Греции

Это далеко не полный список.

Но главное, в самом Константинополе все время существовала большая колония латинян (это если не считать прямого управления 1204-1261).

Поэтому греки всегда были частью западного мира и имели своё представительство в рядах европейской аристократии.

Вот характернейший пример из эпохи достоверного знания - венецианский чиновник греческого происхождения Иоанн Каподистрия.


Каподистрия родился в 1776 году на Корфу, окончил Падуанский университет. В 1797 году Наполеон аннексировал Венецию. Тогда русский флот освободил венецианские территории в южной Адриатике и учредил республику Ионических островов. Республика была под русско-турецким протекторатом и рассматривалась в качестве базы для последующего восстановления Венеции. У неё был венецианский флаг, а население греческое. Это и есть заключительная фаза существования независимой Венеции. От венецианской стороны смотрящим на островах был Каподистрия.

В 1807 году Александр I уступил острова французам в рамках общего соглашения с Наполеоном. Однако вскоре там высадились англичане, и в 1815 году по решению великих держав республика Ионических островов была воссоздана под английской протекцией. Это греко-итальянское государство просуществовало до 1864 года, и было передано англичанами Греции (редчайший пример, когда Англия кому-то что-то относительно добровольно отдала).

При этом сам Каподистрия в 1807 году перешёл на русскую службу и вместе с Нессельроде возглавил министерство иностранных дел (1816-1822). Фактически российскую дипломатию возглавлял сам Александр, а Каподистрия и Нессельроде были его заместителями. Одновременно, в рамках тогдашней англо-российской кооперации Каподистрия стал основателем греческого масонства, носящего террористический характер.

Приём в ложу «Филики этерия». На лице неофита отражён богатый
внутренний мир и несложная программа организации.

В 1827 году ещё до достижения Грецией независимости Каподистрия был избран греческим президентом. В 1831 году англичане, опасавшиеся русского влияния в Греции, его убили.

Судьба Каподистрии хорошо иллюстрирует контекст, в котором происходило формирование нового греческого государства. Это был паневропейский проект, и не случайно Греция стала членом ЕС раньше Испании, Швеции и Австрии, не говоря уже о других балканских государствах.

А вот другой пример:


В центре будущий адмирал Канарис. (Кликабельно.) До начала второй мировой войны он утверждал, что является потомком греческого адмирала Константина Канариса, потом что итальянца Канариси, переселившегося в Германию в 17 веке. В принципе возможно и то и другое одновременно, так как в Италии всегда жило много греков.

Поскольку Аристотель рекомендовал перемежать длинные лекции шуточными рассказами, расскажу немного о Канарисе-старшем. Это греческий пират, живший на острове Псара. Псариотов было 6000, все были моряками. В 1821 году турки устроили знаменитую Хиосскую резню. Хиос был автономным образованием, вроде Гонконга. Богатые жители всячески открещивались от начавшегося греческого восстания, но накрученные континентальными евреями османы высадились на остров и в несколько приёмов уничтожили всё 150000-ое население. После этого на острове поселились турки и евреи, а численность обитателей Хиоса не восстановлена до сих пор. Убили, конечно, не всех – несколько десятков тысяч успело убежать, еще несколько десятков тысяч продали в рабство. Кто-то принял мусульманство (перед тем как перерезать глотку, молодым предлагали). Псара находилась рядом, из-за неё Хиос и попал под раздачу. 32-летний Канарис-старший в отместку взорвал брандерой флагман турецкого флота – погиб главнокомандующий и 2000 матросов. Через несколько месяцев таким же способом он взорвал второй адмиральский корабль (позже малограмотный Канарис стал адмиралом и премьер-министром независимой Греции). Тогда султан приказал принести карту Эгейского моря и соскрёб Псару ногтём. Кроме всего прочего там выжгли все деревья и кустарники, и после этого в национальной мифологии новогреков появилось понятие «холокост» (ὁλοκαύστος). Холокосту европейские торговцы радовались неподетски и частично были его инициаторами – пираты, бывшие, разумеется, в доле с османами, достали всех.

Но англичане использовали хиосскую резню и псарский холокост для массированной пиар-кампании общеевропейского филоэллинства. Греческие события 20-х годов 19 века стали первым «национально-освободительным движением». Дальше «НОДы» штамповались английской разведкой на конвейере с заранее готовым набором аксессуаров. Почему-то НОДы обязательно должны были быть связаны с коммунистическими картинками про инопланетянок в лифчиках (подростковые «коммиксы») и обязательно содержали пункт «собрать все вещи в кучу и отдать Англии».

В 20 веке антисемитский «холокост» был англичанами же превращён в холокост еврейский, а Канарис-младший возглавил фашистскую разведку. По результатам плодотворной работы в апреле 1945 был повешен сослуживцами. Как английский шпион.

Вот такая история про «грустную канарейку» (кстати, «канарейка» это «собачка»). Про колоритный греко-турецкий конфликт в современной Европе предпочитают не вспоминать. Про резню армян начала прошлого века ещё туда-сюда, а про Хиос молчат как рыба об лёд. Люди даже не понимают, что греческие острова были экстерриториальными «гонконгами». А когда рассказывают про происхождение слова «холокост», то долго звонят про Библию.

Однако хватит птичьего кинизма. Вернёмся к нашей Византии.

Стамбул, пересечение акведука Валента и бульвара Ататюрка. Кажется что эти сооружения
построены в одно и то же время.

Я так много говорю про греко-латинские отношения потому, что, что историки Ренессанса любят рассказывать про удивительную греческую культуру, привнесенную на Запад после гибели Византии. Мол, после Катастрофы образованные греки с древними рукописями под мышкой появились в Европе и стали объяснять древнюю науку. Все были поражены.

Но к этому времени западные европейцы жили бок о бок с греками столетиями, существовала масса смешенных греколатинских семей и т.д. и т.п.


(Кликабельно.) Но это не так. Акведук Валента снабжает водой гигантское подземное водохранилище в центре Константинополя – Цистерну Базилику. Штука довольно страшная – потолок цистерны поддерживают 336 восьмиметровых колонн. Работало до 16 века, то есть ещё примерно лет 50-100 после убийства техников. В конце прошлого века цистерна очищена и приведена в божеский вид, вода по эстетическим соображениям поддерживается на низком уровне. Там аквариумных рыбок разводят.

Но мрачность цистерны не в масштабной колоннаде, уходящей в сумрачную бесконечность, и не в гулком залитом водой пространстве, а в том, ИЗ ЧЕГО она, если приглядеться, сделана. Это функциональное помещение, невидимое публике, и для его строительства использовались старые, бракованные и некондиционные материалы.

Например, две колонны стоят на головах Медузы Горгоны. Головы благодаря этому
и уцелели. А туристы ходят и восторгаются «античным искусством».
Теперь о собственно падении Византии.

Во-первых, турки-османы не были пришельцами. В исторической перспективе это несомненно тюркская орда, идентичная тюркскому населению северного Ирана. Но такая орда неизбежно очень маленькая величина с точки зрения демографической. Скопление кочевых племён может дать 50 000 первоклассных всадников. Это огромная сила. Но с точки зрения демографии, что эти 50 000 могут сделать против хотя бы пятимиллионного народа? Это ОДИН ПРОЦЕНТ. При достижении военного и политического господства этот процент может разрастись до 5%, пускай 10%. Через сто лет. Но эти 10% уже не будут кочевниками, и они будут ЭТНИЧЕСКИ другими людьми. Всё, «конец ига». Это, повторяю, при самом благоприятном раскладе для кочевого нашествия.

Что произошло с тюрками в находящемся рядом Иране (который включал в себя и современный Ирак)? Они заняли социальные верхи, но интегрировались в общую структуру населения. Это те же иранцы, точно так же как кочевые маньчжуры стали китайцами.

Очевидно, в случае вторжения в Византию должна была произойти такая же метаморфоза. Считается что ЦЕНТР турок-османов это район, непосредственно прилегающий к Константинополю. То есть это ассимилированная византийцами кочевая орда, уже перешедшая к полуоседлому быту и выполняющая функции защиты от враждебных Византии племён, а также неизбежно принимающая участие во внутренних политических разборках. В качестве дикарей, которые таскают каштаны из огня.

1300 год. Османская орда – маленькое пятнышко у восточных границ Византии.
Первой столицей турок-османов была Брусса (1326-1365). Это греческий город в Малой Азии, в тех же сакраментальных 100 км. от Константинополя. Примечательно, что османы сначала жили вокруг Бруссы и лишь через 10 лет захватили сам город. Этот район - ядро политической организации османов. (Интересно, что османы выделились в отдельное государство якобы после развала в 1307 году султаната Рум, занимавшего 2/3 Анатолии.)

1350. Османское государство и Византия по территории 1:1. Но у Византии огромный Константинополь. Поэтому 1:3.
В 1345 году османы используются будущим императором Иоанном VI против действующего императора Иоанна V, причём их глава Орхан женится на дочке Иоанна VI Феодоре. ПОНИМАЕТЕ? Какие же это «пришельцы»? Это СВОИ. Точнее, «свои татары».

В это же время османы проникают в Европу (в сущности, не имея серьёзной опоры в Азии – им не принадлежит даже Анкара), причём в качестве ВИЗАНТИЙСКИХ НАЁМНИКОВ. С их помощью ведется война с варварскими славянскими государствами (Сербией и Болгарией).

В 1365 году османы переносят столицу в Адрианополь, то есть в ЕВРОПУ. И это опять очень близко от Константинополя – 200 км.

В 1373 году наследник и соправитель Иоанна V Андроник IV объединяется с наследником турецкого султана Мурада, ЧТОБЫ ОДНОВРЕМЕННО СМЕСТИТЬ ЗАКОННЫХ МОНАРХОВ В ВИЗАНТИИ И ТУРЦИИ.

Они берут Константинополь, но Мурад спасает Иоанна V, вводит турок в Константинополь (караул!) и ослепляет своего сына, требуя чтобы Иоанн V также поступил со своим гадёнышем. Но добрый Иоанн соглашается вынуть сынишке только один глаз.

Не кажется ли вам, что подобного рода истории, есть истории политики внутренней, но отнюдь не внешней?


Теперь посмотрите на общую карту роста Османской империи и найдите границы 1400-1450 года (они примерно одинаковы). Ареал, контролируемый османами, имеет своим центром Константинополь. Сам город еще не контролируется османами, как не контролировалась Брусса перед 1325 годом. При этом столица османов находится В ЕВРОПЕ. 60% османской территории – В ЕВРОПЕ. И будущий поход на Константинополь будет идти ИЗ ЕВРОПЫ.

Много говорится по поводу разгрома султаном Баязидом (1389-1402) варварской Сербии, но мать Баязида гречанка, а в жёны он берёт дочь погибшего князя. В это время сербское войско сражается в составе османских войск против латинских интервентов - крестоносцев.

В 1391 году в Константинополе вводится должность судьи для местного мусульманского населения, (в городе есть специальный мусульманский квартал с мечетью), также в городе размещается турецкий гарнизон. Византийский император является данником турок.

Но в самом начале 15 века османы спотыкаются. Дело в том, что их… обижают азиаты.

В Анатолию вторгается Тамерлан, татарская конница переходит на его сторону и Баязиду наносится страшное поражение. Самого султана пленяют, возят с собой в клетке, используют как подставку для ног и насилуют жену. Когда надоедает – убивают.

Историческая фантазия Станислава Хлебовского (он 12 лет работал придворным художником в Константинополе). Бедный турецкий султан и его азиатский друг.
Османская империя распадается на несколько частей и будущему султану Мехмеду I византийцы оказывают существенную помощь в борьбе с конкурентами.

После его прихода к власти возникает новая напасть. Один из высших османских чиновников придумывает новую религию – в ней нет иудея и нет эллина, а есть единый бог для всех. Войско фанатиков разбили, а самого чудака повесили на базаре в европейской части Турции, недалеко от Салоник. Где-то в 1416-1420 году.

Турки взяли Константинополь. Ура, товарищи!
Наконец в 1453 году происходит взятие Константинополя вновь консолидировавшимися турками. С этого времени и до 1918/1922 года турецкий султан носит титул «цезарь Рима» (Рума).

Но вплоть до 20 века Второй Рим-Рум так и не стал турецким городом.

В 1885 году в Константинополе жило 385 000 мусульман, 150 000 греков, 155 000 армян, 45 000 болгар, 45 000 евреев и 130 000 иностранных подданных (из которых 50 000 греки и 40 000 евреи, в т.ч. европейские).

При этом мусульмане это не только турки – это в значительной степени выходцы из Болгарии, Албании, Кавказа, Боснии и др. областей (т.н. «мухаджиры»).

За исключением внутренней Анатолии, в других городах ситуация была ещё хуже. Например, в древней османской столице Адрианополе турок насчитывалось от силы 15%.

При этом прирост турецкого населения из-за господствующего положения, агрессивной мусульманизации и этнических чисток всегда шёл большими темпами. То есть первоначально турки были ордой, живущей в юртах МЕЖДУ городами (частично турки-кочевники существовали ещё в 19 веке), затем они стали переходить к оседлому образу жизни в деревнях и размещать в городах гарнизоны. И постепенно-постепенно где-то в веке 18 сформировался тип турецкого горожанина. Как правило, живущего в ЧУЖОМ городе. (И в условиях Оттоманской империи городе КОСМОПОЛИТИЧЕСКОМ.) «Своя» земля для османов даже в начале 19 века это– 2/3 внутренней Анатолии, т.е. примерно половина современной Турции. Турок всегда было МАЛО. В Иране их (т.е. азербайджанцев) было гораздо больше. Поэтому Турция и Иран всегда воевали почти на равных. Воевали-то в основном тюрки.

Вывод из этого простой. Османская империя сохранила гораздо больше черт Римской империи, чем это принято думать. Османы изначально были связаны с Византией и Византией порождены, а после завоевания политического господства их культурное влияние не было определяющим уже из-за незначительной численности. Следовательно, анализ оптического периода турецкой истории может многое дать для понимания истории античной.

О «во-вторых» поговорю в отдельном посте.

Ревизские сказки

Коллекция материалов и переписей населения XVIII века "Ландратские книги и Ревизские сказки" (Ф. 350) содержит материалы ряда подворных переписей 1707-1718 годов, первых трех подушных переписей - I, II и III ревизий 1719-1767 гг., а также делопроизводственные документы учреждений, проводивших I и II ревизии: Канцелярии генерального ревизора В.Н. Зотова, губернских и провинциальных канцелярий переписи и свидетельства населения 1719-1764 гг.
Материалы переписей 1709-1718 гг. концентрировались в воеводских и губернских канцеляриях, а после реформы центральных учреждений России 1711-1714 гг. были переданы в Камер-коллегию - учреждение, ведавшее раскладкой и сбором государственных доходов.
Впоследствии в Камер-коллегию (по мере их создания), поступали сказки и переписные книги первых трех ревизий, а вместе с ними части делопроизводства учреждений, проводивших I и II ревизии. Таким образом, на протяжении XVIII века сложилась коллекция материалов переписей населения, вошедшая впоследствии в научный оборот под названием "Ландратские книги и ревизские сказки" (ф. 350).
Вместе с фондом Камер-коллегии коллекция поступила на хранение в Государственный архив старых дел, фонды которого в настоящее время являются составной частью Центрального государственного архива древних актов.
В настоящее время фонд 350 насчитывает 4816 ед. хр., которые систематизированы по трем описям в соответствии с характером содержания и единства происхождения.
Оп. 1 содержит - материалы переписей 1707-1718 гг., проведенных по образцу переписей XVII в., в основе которых лежал подворный учет населения;
Оп. 2 содержит - материалы переписей населения I, II и III ревизий 1719-1767 гг., в основе которых лежал подушный учет населения, в связи с изменением принципов налогового обложения.
Оп. 3 содержит - делопроизводственные материалы учреждений, проводивших перепись населения I и II ревизий.
Опись I cодержит материалы переписей населения России за 1707, 1710, 1712, 1715-1718 гг. Все переписи этого периода сходны между собой однородностью поставленных перед ними задач и техникой их выполнения.
Главная задача переписи - учет податного населения, а так как основой налогового обложения являлся двор, то и структура всех переписей однородная - "подворная". Население учитывалось строго по дворам и в итогах подсчитывалось не только количество людей, но и дворов.
Организация переписей связана с особенностями местного управления - периода учреждения губерний, становления новых органов власти на места. Переписи проводились по именным указам не "переписчиками", посланными из центра, а представителями новой местной администрации ландрихтерами, ландратами, а в некоторых случаях губернаторами. Переходный период от старой системы управления к новой сказался на переписи 1709 г. - первой переписи проведенной после учреждения губерний. В некоторых губерниях она была проведена по старому образцу - переписчиками, посланными из Разрядного приказа. Естественно, что книги, составленные ими, содержат элементы росписных списков городов: описание городовых строений, "зелейной казны" и др.
Техника проведения переписей традиционна: сбор сказок, составление на их основе переписных книг, затем, по переписным книгам, составлялись перечневые книги, которые повторяли структуру переписной книги и являлись сборником итогов переписи уезда или его части по каждому населенному пункту.
Все переписи учитывали не только "жилые" дворы, но и "пустоту". Переписные статьи сравнивались с данными предыдущих переписей в основном 1678 и 1710 гг. При всех переписях этого периода (кроме переписи 1709 г.) переписи подлежали не только мужчины, но и женщины.
По широте охвата переписи этого периода делятся на общие "валовые": 1709, 1710, 1715 гг. - задачей которых являлся сбор сведений о населении и другим вопросам всей или большей части России, и частные, которые учитывали население отдельных районов или определенных групп населения.
К категории частных переписей относятся: перепись 1713-1714 гг. черкес и населения новопоселенных деревень Казанской и Азовской губерний, территорий, приписанных к Адмиралтейству и ряда уездов Петербургской губернии, не включенных в перепись 1710 г., а также перепись 1718-1719 гг. проведенная по указу Камер- коллегии в Киевской, Азовской, Казанской губерниях. Вследствие того, что задачей последней переписи являлся анализ существовавших и изыскание новых источников доходов, эти материалы содержат подробные сведения о налоговом обложении населения, наличия оброчных статей и условиях их содержания, помещичьем и крестьянском хозяйствах и другим вопросам экономики.
Опись II содержит материалы переписей податного населения I, II и III ревизии за 1719-1767 гг.
В связи с необходимостью увеличения доходов государства правительство обратилось к перестройке системы взимания прямых налогов: подворное обложение заменяется подушным; с этой целью в 1719 г. начинается новая перепись населения, которая завершилась в 1727 г., впоследствии эта перепись получила название I-ая ревизия. О проведении переписи в январе 1719 г. был опубликован указ Сената "Об учинении общей переписи людей податного состояния". По этому указу переписи подлежали (только мужчины) - "дворцовые, государственные, патриаршие, архиерейские, монастырские, церковные, помещичьи, ясачные крестьяне и однодворцы"; переписи не подлежали "до особого определения впредь завоеванные города, астраханские и уфимские татары, башкиры и сибирские ясачные иноверцы".
На протяжении 1720-1721 гг. был издан ряд новых указов, расширявших круг учитываемого населения. Первичный документ переписи- сказка. Сказки подавались владельцами, старостами и выборными, церковно-служителями и главами семейств. На основании сказок составлялись переписные книги, перечни, табели и другие итоговые документы. для проведения переписи и обработки ее материалов было создано специальное учреждение - Канцелярия генерального ревизора В.Н. Зотова. В губернии и провинции для сбора сказок были посланы штаб и обер-офицеры.
В 1721-1722 гг. на основании сказок, собранных в 1719-1721 гг. были составлены переписные книги, которые должны были служить основой для подушного обложения населения. К этому времени стало очевидно, что сведения в сказках не точны, владельцы и сказко-податели утаивали значительную часть податного населения, не были поданы сказки о ямщиках, мастеровых и работных людях, подьячих и ряде других категорий населения, подлежавших подушному обложению. С целью "ревизии" сведений поданных в 1719-1721 гг. на места были посланы офицеры, которые должны были учесть наличное население, проверить правильность данных в сказках 1719-1722 гг. и собрать сказки о крестьянах и других податных сословиях, прибывших после подачи сказок 1721 г. От этого периода переписи отложились сказки, содержащие частные сведения о населении: о "прибылых и убылых", "утаенных и прописных", новорожденных и наконец общая смотровая сказка, в которую включались данные о податном населении за весь период переписи с 1719-1723 гг.
Кроме названных сказок, в опись 2 вошли сказки "свидетелей". Эти сказки собирались с церковнослужителей, чтобы проверить правильность данных полученных от мирских властей. На основе сказок переписные канцелярии составляли переписные книги и книги переписи населения на содержание полков.
II ревизия (1744-1747 гг.) проводилась под руководством Сената, на основании именного указа имп. Елизаветы Петровны и инструкции офицерам, посланным на места в качестве ревизоров-переписчиков. В помощь им на местах создавались уездные и провинциальные переписные канцелярии.
Перепись проводилась в центральных районах России и в Сибири; в Прибалтике и Малороссии перепись не проводилась.
Вторая ревизия так же, как и первая учитывала только мужчин. В переписные канцелярии подавали сказки о податном населении, на основе собранных сказок были составлены переписные книги следующих видов:
1) Переписные книги податного населения (общие).
2) Книги переписные "убылых" после I-ой ревизии.
3) Книги переписные населения неположенного в подушный оклад (богодельцы, отставные, служилые люди и др.).
4) Книги переписные прибылых населения II-ой ревизии. Все виды переписных книг отправлялись в Кмер-коллегию и вошли в состав ф. 350, сказки 2-ой ревизии остались в местных учреждениях (см. фф. губернских и провинциальных канцелярий и ф. 905)
III-я ревизия (1762-1767 гг.) проводилась по указу Сената от 28 ноября 1761 г. воеводскими, провинциальными и губернскими канцеляриями. В сказки 3-ей ревизии были включены податные сословия (крестьяне, однодворцы, посадские люди, разночинцы и бывшие служилые люди) и небольшая часть неподатных категорий (ямщики), кроме того 3-ья ревизия включила в сказки женщин.
Подлинные ревизские сказки остались на местах - в воеводских провинциальных и губернских канцеляриях, а копии сказок были отосланы в Камер-коллегию и в настоящее время вошли в состав ф. 350 и лишь по Ярославскому и Хлыновскому уездам включены подлинные сказки 3-ей ревизии.
В ф. 350 включены также сказки, собранные в 1772-1774 гг. по г. Москве и уезду после эпидемии чумы.

При ревизии операций по бюджетным и текущим счетам ревизор должен установить: какие счета открыты в проверяемом учреждении, учесть, что осуществление расходных операций с бюджетных счетов производится органами казначейства по спецификам экономической классификации расходов в пределах выделенных лимитов, открытых на текущий финансовый год.

Ревизия операций по счетам осуществляется сплошным методом.

В связи с этим после проверки законности открытия счетов приступить к проверке сохранности выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства и приложенных к ним оправдательных платёжных документов. Сохранность выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства, проверяется путём сличения остатков денежных средств в них на конец дня (выписки), переходящих на начало следующего дня. При этом ревизор особое внимание обращает на возможные случаи переноса рабочих дней по решению Правительства на выходные и субботние дни, в которые на одинаковую сумму могут быть совершены как приходные, так и расходные операции, в результате чего, ревизор по остаткам средств в выписке не всегда может убедиться в их сохранности. Поэтому, чтобы удостовериться в правильности переноса остатка средств, обращается внимание на первую строку выписки, в которой банком указывается кроме входящего остатка, дата осуществления предыдущих операций. В необходимых случаях целесообразно провести встречную проверку.

Проверяется правильность заполнения реквизитов в выписке и нет ли подлога или исправлений, неоформленных должным образом, в дате выписки, номерах документов, являющихся основанием для записи операций, шифре операций по коду классификатора банка, сумме и наличии на выписке штампа банка и территориального органа казначейства.

Ревизор должен удостовериться в наличии оправдательных документов по каждой сумме, отражённой в выписке. Это делается путём сопоставления каждой записи построчно в выписке с приложенными к ней платёжными документами записям отражённых в мемориальном ордере № 2 – накопительной ведомости формы 381.

Для проверки правильности расчётов в государственных учреждениях осуществляющих учёт исполнения плана финансирования самостоятельно следует проверить аналитический учет открытых лимитов, кассовых расходов которая ведется в книге учета лимитов (ассигнований) и расходов ф.294 по программам, подпрограммам и спецификам бюджетной классификации.

При наличии в проверяемом учреждении внебюджетных счетов необходимо проверить есть ли разрешение на образование специальных средств с установленным источником доходов и определением целей, на которые они могут расходоваться.

Проверка внебюджетных счетов аналогична проверке бюджетных счетов, разница лишь в том, что остатки внебюджетных средств не счетах переходят на следующий год.

Кроме того, в процессе проведения контроля банковских операций необходимо проверить:

    Соблюдение погашения кредиторской задолженности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе»

    Нет ли случаев перечисления государственными учреждениями средств из счета спонсорской и благотворительной помощи на текущий счет средств, получаемых от реализации платных услуг

    Нет ли случаев необоснованных перечислений, не допускается ли акцепт бестоварных счетов, не скрываются ли на счёте «денежные средства в пути», недостачи денег, местонахождение которых неизвестно

    Нет ли перечислений денежных средств в конце квартала, года сторонним организациям за невыполненные работы, неоказанные услуги, неполученные материальные ценности и возврат этих средств в начале следующего квартала, года

    Имеются ли факты безвозмездного поступления денежных средств от кого либо и в каких количествах. Каким образом они использованы

    Использование бюджетных средств не по целевому назначению. При выявлении таких фактов подробно осветить механизм образования и указать по чьей вине это произошло.

    Своевременность отражения в бухгалтерском учёте переводных операций

    Тождественность остатков денежных средств по учётным данным с остатком в книге «Журнал - главная», балансом, отчётом об исполнении плана финансирования.

Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?

Контроль

Ревизская сказка - это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.

Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.

Уточнения

Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».

Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».

Исторические события

Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.

Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.

Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.

Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.

Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.

Хранение

Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.

В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.

Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.

Писательские труды

Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения - афера Чичикова.

Другие варианты

Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы - это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.

Театральный смысл

Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось - «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию - «Гоголь-сюита».

Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.

Спектакль «Ревизская сказка» - это очень активная постановка, которая содержит фрагменты из произведений Гоголя. Здесь зритель увидит и «Мертвые души», и «Шинель», и «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Нос», и другие известные и не очень произведения. Спектакль являлся обширным, он использовал все средства сценической выразительности, актеры не просто показывали пьесы, а прежде всего их автора.

Музыкальное сопровождение

Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.

Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.

Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».

Значение

Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.

Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.