Гексаграмма 15 толкование. «Те кто, как считается, являются самыми суровыми и смиренными, обычно наиболее амбициозны и завистливы», — Барух Спиноза


Смирение. Скромность

Свершение. Благородному человеку - обладать законченностью.

***

1. Начальная шестерка.

Почтительный и скромный человек без труда перейдет вброд большую реку. Счастье.

2. Шестерка вторая.

Подчеркнутая скромность. Счастливое гадание.

3. Девятка третья.

Трудолюбие и скромность. Завершение дел благородного человека. Счастье.

4. Шестерка четвертая.

Не будет неприятностей. Скромность.

5. Шестерка пятая.

Не разбогатеешь из-за своих соседей. Благоприятно идти войной. Неприятностей не будет.

6. Верхняя шестерка.

Подчеркнутая скромность. Благоприятно использовать войска для карательного похода на вассальные княжества.

***

1. Начальная шестерка.

Самое трудное дело осуществится, если быть скромным, учтивым со старшими и начальством, терпеливым и трудолюбивым.

2. Шестерка вторая.

Скромность и незаметность приветствуется как никогда. Ждите удачи.

3. Девятка третья.

Трудолюбие, смирение - залог фантастического успеха.

4. Шестерка четвертая.

Ситуация продолжает оставаться спокойной, стабильной; вы чувствуете себя уверенно.

5. Шестерка пятая.

Будьте внимательны: соседи, конкуренты готовы навредить, нечистоплотны на руку. Не бойтесь, активно выясняйте отношения, боритесь за свое имущество. Ставьте на место другое.

6. Верхняя шестерка.

Скромность и такт, уважение к окружающим - продолжайте придерживаться выбранной тактики, продолжится и успех. Если нужно отправиться в путь для разбирательств и выяснений отношений, поезжайте. Смело беритесь за правое дело.

***

Естественным продолжением гексаграммы? 14 - успеха и взлета, является тема скромности и умеренности в своем поведении и распоряжении материальными благами.

В Книге Перемен есть четкая, жесткая градация всех людей на "благородных" и "низких". Человек, имеющий оп-ределенный набор положительных черт характера и выполняющий определенные нормы поведения, считается благородным, и поэтому изначально счастлив.

В "Рассуждениях о ста болезнях" Лао-Цзюнь отмечает, что причина всех недугов кроется в прегрешениях, которые могут быть вначале незначительными и кажутся неопасными, но, накапливаясь, превращаются в катастрофу и приобретают форму серьезных физических недугов. В "Рассуждениях" перечислено 100 негативных поведенческих нарушений, 100 причин болезней. Вот некоторые из них:

"1. Не соблюдать постоянство в радости и гневе - это болезнь.
2. Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-дэ - это болезнь.
3. Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.
4. Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.
5. Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.
6. Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени - это болезнь.
7. В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.
8. Считать людей кривыми, а себя прямым - это болезнь.
9. Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.
10. Выставлять напоказ свою моральную силу - это болезнь.
11. Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.
12. Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь".

Иначе говоря, любое отклонение от правил в мышлении, рассуждениях или действиях, отсутствие смирения и терпимости приносят вред, прежде всего самому человеку. Его судьба уже не может быть счастливой и гармоничной. Поэтому ответом на любой заданный вопрос может служить формулировка: "Вы достигли высокого уровня благополучия, вы умеете подать себя в выгодном свете, вы научились защищать свою территорию и не боитесь идти навстречу новым победам, покровители и влиятельные люди рады общаться с вами, вы вхожи в избранные круги. Будьте скромны, не завышая свое "Я".

Вежливость, простота, благородство, уважение к менее удачливым - основные правила вашего поведения.

В личной жизни ждите успешных отношений, взаимности и доверительности, вы понимаете друг друга без слов. Меньше хвалитесь и демонстрируйте окружающим любовное счастье. Как часто молодые люди сожалеют о том, что вызвали зависть у друзей неумеренными рассказами о своем везении, о внимании, подарках. В результате появлялись соперники, интриганы, желающие разбить союз, готовые дойти до применения ритуальной магии.

Расшифровка гексаграммы №15 «Смирение»

(Цянь)

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения.

Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения, если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать помощью других, ваше желание исполнится.

Стремление познать свое будущее присуще человеку во все времена. По какой причине грядущее вызывает такой интерес? Что это, стремление подготовиться к неизбежному или чистое любопытство? Пожалуй, оба варианта не являются ошибочными. Однако, чаще всего человек обращается к Высшим силам, дабы разобраться в сложившийся ситуации, решить возникшую проблему или попросить о помощи в исполнении желаемого.

По этой причине на протяжении тысячелетий знаменитая китайская книга перемен не теряет своей актуальности и продолжает притягивать своей оригинальность и способностью отвечать на самые главные вопросы. В этой статье речь пойдет о значении и толковании смысла гексаграммы 15.

Гексаграмма 15 представляет собой две нижние прерывистые линии, одну сплошную и затем три прерывистые. Другими словами, вначале две или все три монеты дважды легли решкой вверх, затем один раз большинство монет или все показали орла и далее трижды две или три монеты выпали решкой. Для начала мысленно разделим гексаграмму на две равные части, то есть рассмотрим отдельно верхнюю и нижнюю триграммы.

Так верхняя часть отвечает за внешний мир, его способность к разрушению и отступлению. Нижняя часть символизирует собой мир внутренний, одновременно наступающий и созидающий. Помимо того каждая триграмма носит свое название, а так же обладает рядом присущих ей характеристик. В данном конкретном случае гексаграмма цянь состоит из нижней триграммы гэнь, что означает пребывание и верхней части кунь - исполнение. Символом гэнь считается гора и ее незыблемость. Для кунь присущи качества земли, ее самоотдача.

В случае, когда выпадает гексограмма 15, китайская книга перемен проводит аналогию с заснеженной ветвью, которая вынуждена склониться под весом белых хлопьев настолько низко, что касается самой земли. Тем не менее, вскоре, когда весенние лучи пригреют ласковым теплом, снег растает и ветвь снова обретет свое место и выпрямится.

Так же как и положение ветки, дела в данный момент складываются не самым лучшим образом. Прежде всего, речь здесь идет о финансовой составляющей жизни. Скорее такую ситуацию можно назвать умеренно благоприятной. Да, некоторые затруднения имеются, но это лишь временные неудобства, подобные дискомфорту от навалившегося снега.

Что бы в дальнейшем взять ситуацию в свои руки и в полной мере ощутить себя хозяином положения сейчас требуется проявить сдержанность и умеренность во всем. Помимо финансовых неурядиц в настоящее время возможны и прочие причины, которые в своей совокупности приносят массу неудобств и общую неуверенность. Но для волнения абсолютно нет причин.

Совсем скоро обстоятельства претерпят ряд изменений и последуют значительные изменения к лучшему. Желание исполнится лишь при условии, что помощь друга не будет отвергнута, а воспримется со всей серьезностью и благодарностью. Как и все прочее, финансовые дела так же поправятся.

Несмотря на свой почтенный возраст, насчитывающий более четырех тысяч лет, ицзин книга перемен не теряет своей притягательности и сегодня. Толкование гексаграмм, хоть я бывает слегка запутанным и несколько непонятным, все же достаточно полно отвечает на поставленный вопрос, а также помогает найти выход из сложившейся ситуации.

Подбрасывание монет и расшифровка получившихся гексаграмм не только увлекательное и необычное времяпрепровождение, но и возможность заглянуть в будущее и узнать наиболее вероятное развитие событий. Классическая китайская книга перемен переведена на десятки языков мира, ей доверяют политики, звезды эстрады и кино, спортсмены и бизнесмены по всему миру.

У нее просят помощи в трудную минуту, ей открывают свои тайны и раскрывают планы. К советам книги внимательно прислушиваются и четко придерживаются ее наставлениям, ведь за время своего существования она не раз доказывала свою правоту и сверхъестественные способности.

Гадание на имя суженого "Мой возлюбленный"

На имя гадают довольно часто. Любой девушке хочется знать, как будут звать её будущего мужа, и нет ли среди знакомых ей людей с таким именем. Способов тут великое множество. Например, все...


Скромность

Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред своим врагам и своим друзьям.
Джозеф Аддисон

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ГЭНЬ. ГОРА. НЕДВИЖНОСТЬ. МЛАДШИЙ СЫН. СЕВЕРО-ВОСТОК. РУКА.

Ключевые слова

Уступчивость. Счастливый характер. Скромность. Смирение гордыни. Самоуничижение. Покладистость. Вежливость.

Объяснение структуры

В равнинности Земли величие горы теряется. Многое отнимается, малое прибавляется, это - скромность.

Структура обоих гуа

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ИНЬ.

Обет бедности, его исполнение. Человек - сам себе пастырь.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Воспитание скромности с малых лет, гордость скромностью.

ТРЕТИЙ ЯН

На месте. Трудом создаются ценности, общностью, этим достигается счастье.

ГУА НИЖНИЙ, ГЭНЬ. ГОРА. НЕДВИЖНОСТЬ. МЛАДШИЙ СЫН. СЕВЕРО-ВОСТОК. РУКА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Исполнение всех заповедей, сохранение моральных ценностей, не действие в целях личной выгоды, делание для других, для общества, общественный труд. Созвучность с городом Солнца Кампанеллы.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Неповинующихся можно наказать, восставших против скромности - в том числе.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Военные действия могут помочь соседним государствам; культивирование скромности любыми способами.

Главное в гуа

Любая ситуация имеет начало и конец. Чтобы добраться до конца ситуации, необходимо иметь выдержку, без которой трудно перейти от одной ситуации к другой. Начало всегда связано с концом.

Основной тезис

Процесс созидания и преображения налицо. Духи-бесы и Духи-божества. Трудись в смирении и делись благами другими. Если нужно, защищай свое добро.

Прорицательный аспект

Главное - созидательная позиция, труд во благо общества, социума.
Все начинания заканчиваются счастливо.
Те, кто превращаются без остатка в скупых рыцарей, не заслуживают миролюбивого отношения. Возможны пугающие события - экспроприация богатства вооруженными методами.
Те, кто использует богатства не во благо, могут быть заключены в тюрьму, подвергнуты карательным операциям.

Соответствие с Таро

Здесь налицо разумное согласование материального и духовного. Верное использование ценностей, которые дает жизнь. Это - Аркан III, Императрица. На уровне Малых Арканов - это масть Пентаклей и Жезлов: Туз Жезлов - Свершения благого и Туз Пентаклей - Воздаяния.

Налицо защита ценностей нации или личных. Это - Аркан VII, Колесница, с намерениями перемен. Туз Мечей - Аркан защиты и Десятка Пентаклей - Аркан материального.

Если, воспитав в себе скромность, имеешь большое состояние, будь готов тратить его по указанию свыше, отсюда происходит гуа шестнадцатый, ЮЙ, ГОТОВНОСТЬ, НАСТРОЙ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Во всех сферах - созидательная позиция. Труд во благо общества. Успехи в политике. Но и здесь - во имя идеалов, нравственных устоев, во благо ближнего, а не ради довольства собой, престижа.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Успехи в бизнесе весьма скромны, начинания удачливы, но не более того. Сад бизнеса требует, чтобы его лелеяли и берегли до тех пор, пока не наступит время сбора урожая.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

В личных отношениях, любовных - "пробуксовка", требуется большая решительность. Отношения на уровне "нравится".

4. Межличностные отношения.

С людьми отношения спокойные, доверительные, уважительные. Гадающий может требовать к себе уважения и ждать его от других.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Возможны проблемы со щитовидной железой, поджелудочной железой, но в начальной стадии. У женщин возможен бартолинит (воспаление бартолиновой железы).

Вам очень тяжело, на вас навалился груз проблем, но скоро все трудности останутся позади. Если вы сможете быть достаточно умеренным и сдержанным, вы возьмете положение под свой контроль. По ряду причин, в том числе и материального характера, вы испытываете растерянность и беспокойство, но не волнуйтесь - изменения к лучшему уже не за горами. Вам следует научиться отказываться от вещей недостижимых или недоступных по тем или иным причинам.

ваше желание

Ваше желание исполнится, но лишь частично.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 15-й гексаграммы → Цянь: Смирение

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется "смирение" и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения. В этом смысле в тексте говорится: Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.

На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение; с другой стороны, оно, судя по композиции "Книги Перемен", присуще человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает это так: В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему надо переходить вброд через великую реку. Счастье.

На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит, но это свойство - смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого свойства - смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение, или, как об этом говорит текст: Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость - к счастью.

Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе "гора" третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение "горы" с "землей", и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так, содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение. Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть выражено в образе горы (смысл ее - возвышаться), но склонившейся ниже земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все, что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример другим. Поэтому и в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному человеку предстоит завершение [его дел]. Счастье.

Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему и в тексте сказано: Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее смирение.

Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем окружении. Изнутри там действовало "созвучное смирение", создающее резонанс, извне действовало "манящее смирение", которое является лишь дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции, обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная собственных сил, а вовне - шестая, которая, как правило, символизирует уже утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать поддержки из окружения, от "соседей". Деятельность здесь возможна лишь как совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для действий, противоположных действию смирения, последнее все же является наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего ей. Это находит в тексте следующее выражение: Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих. Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего неблагоприятного.

На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это выражено следующим образом: Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости двинуть войска и пойти на города и царства.