Гексаграмма 12 толкование. Структура обоих гуа

Символ обозначает непростой период вашей жизни, который скоро закончится. Уже начались скрытые позитивные перемены.

В жизни многое вам не ясно и не понятно. Проблемы в общественной жизни вас волнуют и тревожат.

Вас окружают недостойные люди, которые тянутся к вам, они не понимают вас; вы без достаточных причин ссоритесь с друзьями.

Будьте предусмотрительны и внимательны, не принимайтесь за слишком важные дела. Слушайте советы начальства, но принимайте решения по своему усмотрению.

В эти дни следите за деньгами и кошельком.

Желания ваши исполнятся, но не полностью и не сразу. Перемены будут скоро.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 12.Упадок

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Пи — Упадок.

Иероглиф изображает в сочетании человеческий рот и знак запрета, что символизирует препятствие для общения.

Закрывать, преграждать путь, останавливать. Неспособность преуспеть в деле или продвинуться вперед. Препятствие. Отказывать, выражать неодобрение, отрицать. Дурной, неудачливый, порочный, злой, несчастный.

Смысловые связи гексаграммы 12.Пи

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую время, когда возможность творчества сводится к минимуму. Ситуация для вас неблагоприятная. У вас на пути препятствие из ничтожных людей со своими мелкими целями. Ваши попытки действовать встретят сопротивление и неудачу, будут осуждены и отвергнуты. Все ваши слова и поступки будут встречены с неодобрением. Это время, когда уходит важное и великое. На это место сразу приходит все связанное с сиюминутной выгодой, лишь малое и незначительное.

Сейчас вы не сможете воплотить свои планы. Время избегать брать на себя ответственность. Надо приспособиться к обстоятельствам и отступить в тень. Не теряйтесь среди других людей, не становитесь одним из группы. Если вы измените представления о себе и окружающих, тогда можно извлечь выгоду из своего положения в тени. Для вас наступило время разрыва прежних связей и вынужденной изоляции. Это не зависит от вас, ситуация возникла не по вашей вине. Люди, которые сейчас главенствуют, реализуют свои мелкие планы и думают о своей выгоде. Пока что их линия действий преобладает.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании двенадцатой гексаграммы.

[Великое отходит, малое приходит. Не благоприятна благородному человеку действовать]

I. В начале шестерка.

Когда рвут тростник, то [другие стебли] тянутся за ним, так как он растет пучком.

— Стойкость — к счастью! Развитие.

II. Шестерка вторая.

Охвати примыкающих к тебе.

— Ничтожным людям — счастье.

— Великому человеку упадок. [И дальнейшее] развитие [этого.]

III. Шестерка третья.

Будешь полон стыда.

IV. Девятка четвертая.

Будет веление свыше, — хулы не будет.

— Во всех, кто с тобою, проявится благословение [неба.]

V. Девятка пятая.

Останови упадок.

— Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет [упадок]!

[И это укрепи, точно] привяжи к буйно растущей шелковице.

VI. Наверху девятка.

Низвержение упадка.

— С начала упадок, а потом веселье.

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.

(Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как он (растет) пучком. - Стойкость - к счастью. Развитие.
Охвати примыкающих (к тебе). - Ничтожным людям - счастье. Великому человеку - упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
(Будешь) охвачен стыдом.
Будет веление свыше - хулы не будет. - Во всех, кто с тобою, появится благословение (неба).
Останови упадок. - Великому человеку - счастье. Да погибнет, да погибнет (упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
Низвержение упадка. - Сначала упадок, (а) потом веселье.

Название

Пи (Упадок): закрывать, останавливать, преграждать путь; препятствие; неспособность продвинуться вперед или преуспеть в деле; отрицать, отказывать, выражать неодобрение; дурной, злой, неудачливый, порочный, несчастный. Иероглиф изображает человеческий рот в сочетании со знаком запрета, что указывает на препятствие для общения.

Образный ряд

Это время, когда возможность творческого общения сводится к минимуму. Вам препятствуют ничтожные люди с мелкими целями. В ситуации нет ничего благоприятного. Если вы попытаетесь действовать, то встретите сопротивление и потерпите неудачу. Ваши слова будут отвергнуты. Ваши поступки могут быть встречены с неодобрением и осуждением. Великое и важное уходит; малое и незначительное, связанное лишь с сиюминутной выгодой, приходит. Это означает, что вы не сможете реализовать свои планы. Вы должны приспособиться к обстоятельствам и отступить в тень. Не смешивайтесь с другими людьми, не становитесь частью группы. Избегайте брать на себя ответственность. Измените свои представления о себе и окружающих. Если вы останетесь в тени, то сможете извлечь выгоду из своего положения. Это время вынужденной изоляции и разрыва прежних связей. Ситуация возникла не по вашей вине. Те, кто сейчас главенствуют, думают только о своей выгоде. Пока что их линия преобладает.

Внешний и Внутренний миры

Небо и Земля

Внешняя борьба препятствует внутреннему росту и ограничивает его.

Осознание препятствия содержит скрытую возможность постепенного приближения к цели.

Последовательность

За расцветом приходит упадок. Осознание этого позволяет выждать время.

Определение

Расцвет и упадок меняют ваши ценности на противоположные.

Символ

Небо и Земля не соединяются. Упадок.

Благородный человек бережливо пользуется своей силой, чтобы изгнать косность.

Благородный человек не допускает роскоши и потому может пользоваться своими преимуществами.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним,
Так как он растет пучком.
Стойкость - к счастью. Развитие.

Упадок еще только начинается. Сейчас пора отступить вместе с теми, кто подобен вам. Стойкость и выдержка открывают путь.

Шестерка вторая

Охвати примыкающих к себе.
Ничтожным людям - счастье.
Великому человеку - развитие в упадке.

Принимайте даже ничтожное для использования в будущем. Малому путь открыт, но великий человек, который ведет за собой меньших, осознает неблагоприятность ситуации. Однако даже упадок может быть использован для развития.

Шестерка третья

Будешь полон стыда.

Кризис вступает в решающую фазу. Все усилия оказываются тщетными; осознание этого приводит к чувству стыда. Ваши поступки несвоевременны. Займитесь самоанализом.

Девятка четвертая

Будет веление свыше - и хулы не будет.
Все, кто с тобой, придут к благословению Неба.

Вам предоставляется возможность исправить нанесенный ущерб. Это веление свыше. Однако вы еще не можете улучшить положение самостоятельно, поэтому заручитесь поддержкой - тогда исход будет благоприятным.

Девятка пятая

Останови упадок.
Великому человеку - счастье.
Да погибнет, да погибнет упадок!
Укрепи счастье, точно привяжи к растущей шелковице.

Упадок должен быть остановлен. Это произойдет не произвольно, а благодаря активному вмешательству в ситуацию. -Путь открыт. Но усилия необходимо прикладывать постоянно, чтобы новое положение вещей могло укрепиться.

Наверху девятка

Низвержение упадка.
Сначала упадок, а потом радость.

Упадок не только преодолен, но и низвержен. Это вполне достаточная причина для радости. Пусть прошлое пройдет; к чему сожалеть о вещах?

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля», т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме «О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок - наибольшая противоположность. Там - единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь - полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет - великое - здесь отходит, а тьма - малое - приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы следующий: Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека. Великое отходит; малое приходит.

1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред «почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так: В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость - к счастью. Развитие.

2
Данная ситуация - ситуация упадка. Но текст - не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так: Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям - счастье. Великому человеку - развитие в упадке.

3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой «творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса: Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.

4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова: Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, - и хулы не будет. Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).

5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие - резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить - словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой): Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку - счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей шелковицы.

6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка выражено следующими словами: Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом радость.


Несогласованность

Социальная неприспособленность есть следствие чувства неполноценности и стремления к превосходству.
Альфред Адлер

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Застой. Упадок. Работа через силу. Дисгармония. Прерывание. Препятствия.

Объяснение структуры

Небо и Земля в оппозиции. От несогласованности - все дурное. Инь внутри. Ян снаружи. Внутри мягкость, вне - твердость. Что толку в выдержке, в разумности, когда нарушен порядок, структура?

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НИЖНИЙ ИНЬ

Не на своем месте. Волеизъявление только по приказу высшего чина, государя. Своя воля отсутствует. Мягкость.

ВТОРОЙ ИНЬ

На месте. Маленький человечек может добиться успеха трудом, но для больших дел недостаточно размаха.

ТРЕТИЙ ИНЬ

Не на месте, мягкость внутри. Стремление объять необъятное не приносит пользы. Границы, препоны.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН

Не на месте, опять дисбаланс в действиях. Живешь подачками сильных мира сего, принимая дань, - условно; стремишься к себе подобным, нет роста, развития, застой.

На месте правителя. Большому человеку - успех, положение обязывает, он привязан к своему долгу. Личное не в его власти.

ВЕРХНИЙ ЯН.

Рост замедлен, полный переворот системы ценностей.

Главное в гуа

Искать гармонии в отношениях с людьми, не пренебрегая малым, несмотря на трудность преодоления.

Основной тезис

От несогласия и несогласованности в отношениях возникают негативные аспекты, необходимо связывать то, что возможно связать, не пренебрегая единомышленниками.

Прорицательный аспект

Состояние дел неудовлетворительное, равно как и отношения с людьми, в том числе с начальством.
Препятствия временные, возможно незаслуженные.
Со временем неприятности пройдут.
Неудачи, произошедшие в настоящий период времени, возымеют влияние на вашу судьбу.
Возможно, все изменится, повернется на его восемьдесят градусов, но нынешнюю ситуацию необходимо пережить достойно.

Соответствие с Таро

В соответствие этому гуа можно поставить Аркан XV, Дьявол, но в перевернутой позиции, ибо неудачи, катастрофы, несчастья все же переживаемы, временны. Неудачи и в карьере, и в личной жизни, перевороты, измены.

Аркан XV, Дьявол. Каждый расплачивается за свои ошибки, но всему есть оправдание, в том числе и греховным деяниям, совершенным человеком как будто бы лаже против его воли. И хотя современный психоанализ в своих научных разработках имеет обыкновение взваливать вину человека на общество, на условия жизни, на отношение к нему окружающих, на все, что угодно, лишь бы только защитить самого виновника, все же ссылка на его беспомощность перед лицом обстоятельств не что иное, как простая отговорка. Если кто-то по отношению к нам ведет себя плохо, мы виним в том не себя, а прежде всего этого человека. Но ведь на самом деле это наш индивидуальный магнетизм притягивает к себе все плохое, ибо все обстоятельства жизни мы создаем сами, и не важно, понимаем мы это или нет. Только абсолютная честность с собой и усилия воли помогут человеку устранить влияние сатанинских заблуждений. Сатана невежества превращает монаду, созданную по образу и подобию Божию, в исчадие ада.

Для предметов не может быть несогласованности до конца, поэтому принимают это посредством знака ТУН ЖЭНЬ, ОБЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Неуспехи во всех сферах бытия. Отсутствие воли, слабость. Дела не решаются, кругом препятствия. Политическая карьера обречена на провал. Препятствия временные, иногда - неудачи не по заслугам.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

В бизнесе дела идут не так, как хотелось бы. Необходимы переговоры, разумные взаимоотношения с конкурентами. Большой бизнес, крупные проекты временно невозможны. Временные неудачи циклического характера предопределены кармически. Черная полоса невезения.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения тормозятся, двое влюбленных не понимают друг друга, говорят на разных языках. Возможно, это и непоправимо.

4. Межличностные отношения.

Отношения с родственниками напряженные, с сослуживцами натянутые. Отношения с обществом в целом требуют пересмотра позиций, дипломатии и такта.

Вам многое неясно, волнуют проблемы общественной жизни. К вам тянутся люди, недостойные вас. Будьте бдительны и предусмотрительны, не принимайтесь ни за что существенное. Ваше окружение не понимает вас; вы без достаточных на то оснований ссоритесь с одним из друзей. Желания ваши исполнятся процентов на восемьдесят, но и то не сразу. В эти дни следите за своими кошельком. Прислушивайтесь к советам начальства, но решение принимайте по собственному усмотрению. Положение скоро изменится.

Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля», т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме «О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними.

Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое — приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов.

Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины.

Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы следующий:

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека. Великое отходит; малое приходит.

Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред «почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так:

В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то [другие] тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.

Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — развитие в упадке.

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой «творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.

Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию.

Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:

Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет. Все, кто с тобою, придут к благословению [неба].

Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой):

Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку — счастье. Не погибло бы, не погибло бы [оно]! Укрепи [его] у буйно растущей шелковицы.

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предстоящая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка выражено следующими словами:

Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом радость.

Расцвет всех жизненных сил, обозначенный предыдущей гексаграммой, закончился, и на смену ему пришла следующая ступень - упадок . Это состояние отражено в самом названии двенадцатой гексаграммы. Еще совсем недавно вы стояли на вершине горы и испытывали удивительное чувство радости и вдохновения от достигнутого.
Но куда может вести путь с вершины горы? Да, только вниз, к ее подножию. Вы не в состоянии вечно оставаться на уровне уже завоеванных успехов. Для того чтобы подняться на следующую вершину, необходимо прежде спуститься вниз. Иного пути просто нет.
И вот в вашей жизни начался период такого «спуска». Творческие силы, прежде бившие в вас ключом, на данный момент почти иссякли и уже не могут обеспечить новый взлет вдохновения. Сейчас вас увлекает сила инерции, которая безостановочно тянет все ниже и ниже от занятых ранее вершин.
Однако не сетуйте на судьбу за кажущуюся несправедливость: она лишь поторапливает вас и следит за тем, чтобы вы не застыли на уровне однажды достигнутого. Позже, уже взойдя на следующую вершину горы и добившись куда более значительных, чем ранее, результатов, вы искренне и от всего сердца поблагодарите эту бесценную наставницу за ее помощь.
Но это все в будущем. А что же вы можете сделать сейчас, чтобы «упадок» не казался столь катастрофичным? Во-первых, как уже было сказано, не теряйте бодрости духа и, потерпев поражение в одном деле, тут же принимайтесь за другое. Через некоторое время вы и сами поймете, в чем именно сейчас способны добиться максимального успеха.
Во-вторых, одной из самых важных задач на данном этапе будет умение не оборачиваться ежеминутно назад, с тоской глядя на покинутые высоты - так вы далеко не уйдете (вспомните к тому же, что бывает с теми, кто не смотрит себе под ноги...). Постарайтесь побыстрее завершить уже начатый спуск, но не превращайте ваше движение в бессмысленную суету.

Строя свои отношения с окружающими , старайтесь не раскрывать перед ними конечные цели вашей деятельности. Люди вокруг вас еще живут прежними нормами и идеями, и вряд ли они должным образом оценят ваши желания и замыслы.
Не обязательно совсем закрываться в свою «раковину», но известная степень осторожности будет только на пользу. Не отказывайтесь от предложенной вам помощи, но поставьте на все контакты с окружающими своеобразный «ограничитель времени». Вы сейчас находитесь на том этапе, когда особенно следует опасаться пустых затрат времени и сил.

Занимаясь делами, помните, что ваша работа должна быть по-прежнему достаточно эффективной, иначе через какое-то время (по-видимому, очень скоро) вы почувствуете большой упадок сил и настроения. Вам сейчас особенно необходимо регулярно видеть плоды своих трудов - только так вы сможете благополучно добраться до «подножия горы».

Исполнение желания от вас сейчас, к сожалению, не зависит. Это вовсе не значит, что вы немедленно должны забросить уже начатое и махнуть на все рукой. Когда было сказано «от вас не зависит», имелось в виду нечто совсем иное. Вы не просто можете, но и обязаны продолжать попытки добиться желаемого.
Поверьте, рано или поздно все усилия окупятся. Но добьетесь ли вы именно тех результатов, о которых мечтаете, и когда конкретно это произойдет - определенно сказать невозможно.