Гексаграмма 12 любовное толкование. Подробное значение гексаграммы

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире под бесконечным голубым небом переливается на солнце громадная золотая плита. Уже сейчас в реальности максимально проявлена вибрация Бога, вибрация Любви. Больше в настоящий момент вместить невозможно.

Человек нашёл плиту золота, оставил все дела, стал закапывать, чтобы никто не увидел. Пришли страхи, как бы не утратить это замечательное положение, как бы не потерять столь прекрасную любовь.

Совсем потерял покой человек, все ему кажется, что кто-то может найти его сокровище. Вся жизнь его превратилась в закапывание золотой плиты. Страхи усиливаются. Забота о сохранении своего положения начинает вытеснять саму Любовь и Бога.

Там где раньше на солнце сияло золото, завтра там будет много земли. Стремление обезопасить свою любовь от любых случайностей приведёт к обратному результату. Останется только прочное и безопасное состояние, в котором очень мало любви.

На ПОДСОЗНАНИИ дерево проникло корнями глубоко в землю, а тонкими ветвями устремилось в голубое небо. Течет жизнь богатая самыми разными событиями. Духовные искания в ней сочетаются с заботой о материальном достатке.

Прямо под деревом начинает расти гора. Обеспечение незыблемого положения становится главным жизненным мотивом.

Чем выше гора, тем сильнее порывы ветра на ее вершине. Подсознательное стремление к безопасности своего положения несет реальную угрозу для самой жизни.

Дерево не выдержит ветра и упадет с горы вниз. Там, где раньше цвело дерево, завтра будет уходить вершиной в облака мощная гора. Жизнь, как опасное и непредсказуемое приключение, будет вытеснена прочным и безопасным положением. Жизнь закончится, начнётся пребывание.

Общее толкование гексаграммы №12

В проявленной действительности ракурс восприятия и оценки реальности смещается в сторону материального плана. Приход большой Земли означает увеличение требований к безопасности, стабильности, жизнеобеспечению, достатку. Страхи о возможной утрате своего нынешнего положения, нынешней любви, вытеснят любовь божественную на второй план. РЕВНОСТЬ. На подсознательном плане происходит смещение фокуса внимания от тонких явлений (утончение, проникновение дерева) в сторону прочного, незыблемого существования (гора). Везде усиливается вибрация стабильности и сопротивление всяким переменам, духовному поиску, творчеству. Забота о сохранении любви уничтожит саму жизнь и любовь. РЕВНОСТЬ.

РЕВНОСТЬ - это доминантная вибрация этого плана и она не обязательно относится лично к вопрошающему. Вполне может быть всё наоборот: ревновать могут самого вопрошающего, его достижения и блага.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №12)

НЕПРИВЯЗАННОСТЬ

НЕПРИВЯЗАННОСТЬ – можно обладать любыми благами, любой прекрасной любовью, но оставаться независимым от них, готовым в любую минуту все утратить. НЕПРИВЯЗАННОСТЬ уничтожает саму основу РЕВНОСТИ. Если НЕПРИВЯЗАННОСТЬ возводится в канон, в категорическое требование, то она по сама становится очень сильной привязкой и порождает РЕВНОСТЬ..

__________________________________________________________________________________

РЕВНОСТЬ

СВЕТ УХОДИТ, НАСТУПАЕТ ТЬМА.

ГРОМ СОТРЯСАЕТ ГОРУ.

Позиции для осознания:

1. Ревность — это свидетельство любви. Совсем не ревнует, значит, не любит.

2. Ревность — это проявление эгоизма в любви.

3. Отсутствие ревности при наличии любви — это полное отсутствие всяких эмоций вообще. Это порабощение своего сердца разумом!

4. Отсутствие ревности при наличии любви — это состояние истиной безусловной любви, это сближение с Богом!

5. Ревность – это страх утратить своё нынешнее положение, страх, что моя любовь предпочтет другого (другую). Страх должен быть отброшен, ревность должна быть преодолена.

6. Ревность — это прежде всего низкая оценка самого себя в сравнении с кем-то другим. Соединяясь со своим Высшим Я, со своим божественным ядром, человек становится абсолютно неревнивым.

7. «Человек ревнив не тогда, когда любит, а когда хочет быть любимым», — Бенджамин Джонсон

8. «Ревность – это мероприятие, направленное на расставание с партнером», - Берт Хеллингер.

9. «Любовь – это не количество, это качество, и качество особой категории, которое растёт через отдачу и умирает, если вы удерживаете его», - Ошо.

10. «Любовь не может быть ревнивой, потому что любовь не может владеть. Ты кем-то владеешь – это значит ты кого-то убил и превратил его в собственность», - Ошо.

11. «Любить значит делиться; быть жадным значит накапливать. Жадность только хочет и никогда не отдаёт, а любовь умеет только отдавать и ничего не просит взамен; она делится без условий», - Ошо.

12. «Любовь — это сотрудничество, а не конкуренция», — Уэйн Дайер.

13. «Женщины сразу угадывают, с кем мы можем им изменить. И иногда угадывают еще до того, как это придет к нам в голову», - Бернард Шоу.

14. «Ревность – это боязнь сравнения», — Макс Фриш.

15. «Тоскующий по любви, преданный и ревнивый пахнут одинаково», — Сидони Габриэль Колетт.

16. «Человек, не перегоревший в аду собственных страстей, не может их победить. И они прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает. А пламя в любой момент может перекинуться и сжечь дом, который он считает своим», — Карл Юнг.

17. «Больше мужчин умирают от ревности, чем от рака», — Джозеф П. Кеннеди.

18. «Ревность — это собачий лай, который лишь приманивает вора», — Карл Краус.

19. «Никогда не недооценивайте разрушительную силу ревности и силу зависти. Никогда не недооценивайте это», — Оливер Стоун.

20. «Ревность направлена на других, но мучит самого ревнивца», — Уильям Пенн.

21. «Ядро всякой ревности составляет отсутствие любви», - Карл Густав Юнг.

22. «Я не ревную, просто так сильно люблю», - Лион feat. Триада — Ревность.

23. «Кокетка ревнует из самолюбия, куртизанка - по привычке, женщина, любящая искренне и страстно, ревнует потому, что сознает свои права», - Фредерик Стендаль. Сан-Франческо-а-Рипа.

24. «Ревность - это не доказательство любви, это доказательство эгоистичной претензии на обладание», - Макс Люшер. Закон гармонии в нас.

25. «Можно влюбиться из одной только ревности», - Станислав Ежи Лец.

26. «Человек ревнив не тогда, когда любит, а когда хочет быть любимым», - Бенджамин Джонсон (Бен Джонсон).

27. «Мужчина ревнует, когда любит; женщина - даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников», - Иммануил Кант.

28. «Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине; мания величия: считать, что она любит вас одного», - Борис Юзефович Крутиер.

29. «Ревность - остроумнейшая страсть и, тем не менее, всё ещё величайшая глупость», - Фридрих Вильгельм Ницше.

30. «Женщина, никого не любящая, ни в ком не может вызвать ревности», - Мигель де Сервантес.

31. «В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность», - Федор Михайлович Достоевский.

32. «Самые простые чувства - это и есть самые сильные чувства. И одно из них - ревность», - Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы.

33. «Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия», - Оноре де Бальзак.

34. «Не верь игре «мы друзья», не рассказывай про прошлых женщин», - Екатерина Герасичева.

35. «Женщина не выносит ревнивца, которого не любит, но сердится, если не ревнует тот, кого она любит», - Нинон де Ланкло.

36. «Женщины редко прощают мужчинам ревность, но никогда не прощают её отсутствия», - Габриэль Сидони Колетт.

37. «Ах, гораздо лучше знать, что мой любовник лежит в могиле на Кламарском кладбище, чем в постели соперницы!» - Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа.

38. «Мужчина ревнует, потому что слишком любит себя самого; женщина ревнует, потому что недостаточно любит себя», - Жермен Грир.

39. «Отсутствие чувства ревности объясняется избытком самоуверенности и недостатком воображения», - Марк Агеев. Роман с кокаином.

40. «Ревнивцы изменяют чаще», - Кэрол Ботуин.

41. «Ревность в маленьких дозах укрепляет любовь. В больших - разрушает», - Эльчин Сафарли. Сладкая соль Босфора.

42. «Всякая настоящая любовь - на девяносто пять процентов страсть плюс щепотка ревности», - Фрэнсис Скотт Фицджеральд. По эту сторону рая.

43. «Ревность - сестра любви… Так же, как Люцифер - брат всех Ангелов», - Станислав Жан де Буффле.

44. «Ревнивец сомневается на самом деле не в своей жене, а в себе самом», - Оноре де Бальзак.

45. «Мужчина ревнует к своим предшественникам, женщина - к тем, кто придёт после неё», - Марсель Ашар.

46. «Кто не ревнует, тот не умеет любить», - Анн и Серж Голон. Анжелика.

47. «Ревность слепа ко всем доводам», - Махатма Ганди. Моя жизнь.

48. «Ревность - чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее», - Уильям Шекспир. Отелло.

49. «Ревность - это так некрасиво! Страдать из-за самолюбия и слишком живого воображения!» - Альбер Камю. Калигула.

50. «Тот, кто ревнует, всегда находит больше, чем ищет», - Мадлен де Скюдери.

51. «Каждая женщина считает себя обкраденной, когда любовью одаряют другую», - Альфонс Жан Карр.

52. «Ревность - это источник мук для любящего и обид для любимой», - Карло Гольдони.

53. «Ревнивый человек в душе желал бы быть не больше не меньше, как богом для предмета своей любви», - Бенджамин Джонсон (Бен Джонсон).

54. «Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви. Не имея еще предмета для ревности, она отыскивала его», - Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина.

55. «Можно ревновать к самой любви, отвернувшейся от тебя, но не к её предмету», - Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка.

56. «Иногда только ревность способна проявить истинную силу чувства. Именно она покоряет женское сердце вернее, чем тысяча признаний в любви», - Крем.

57. «Мужчины больше всего ревнуют женщин к их мыслям. Ни один мужчина не может точно сказать, о чём думает женщина», - Эльчин Сафарли. …нет воспоминаний без тебя.

58. «Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви», - Публий Овидий Назон.

59. «Мы хотим быть единственным источником радости и счастья для тех, кого вожделеем. Мы хотим, чтобы всё его восхищение, внимание и обожание принадлежали нам. Мы хотим владеть его душой всецело, а когда понимаем, что это невозможно, становимся жертвами своей безумной ревности», - Крем.

60. «Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя», - Фридрих Вильгельм Ницше. Так говорил Заратустра.

61. «Увы, я слишком хорошо знаю, что такое ревность с первого взгляда», - Сильвия Чиз.

62. «Одни из самых распространённых проявлений агрессии - ревность и зависть», - Уте Эрхардт. Почему послушание не приносит счастья.

63. «Есть ревность грубая - когда не доверяешь тому, кого любишь; есть ревность утончённая - когда не доверяешь самому себе», - Филиппо Пананти.

64. «Абсолютная неревнивость – это то же самое безразличие», - Олег Рой. Мужчина и женщина. Секреты семейного счастья.

65. «Ничто так не привязывает, как ревность», - Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака.

66. «Сильна, как смерть, любовь. Страшна, как преисподняя, ревность», - Эйфория.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №12

Пи. Упадок

Пожалуй, ни в одной паре гексаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что их названия создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему "как небо и земля", т.е. "совершенно не схожи". Это выражение засвидетельствовано уже в поэме "О жене Цзяо Чжун-цина", крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что эта идиома существовала и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок – наибольшая противоположность. Там – единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь – полное отсутствие связи между ними: Небо (триграмма Творчество) – наверху и стремится все выше, Земля (триграмма Исполнение) – внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет – великое – отходит, а тьма – малое – приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но они – низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет "негодными людьми". Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, тогда при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, "почти истина" бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь самое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы – следующий:

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости
благородного человека. Великое отходит, малое приходит.

1. Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред "почти истины" и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так:

В начале слабая черта.
[Когда] рвут тростник, [другие] стебли [тянутся за ним],
так как он [растет] пучком.
Стойкость – к счастью. Развитие.

2. Данная ситуация – ситуация упадка. Но текст не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще "ничтожества", символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущего за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к "почти истине" здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может называться искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором [месте].
Охвати примыкающих [к тебе].
Ничтожным людям – счастье.
Великому человеку – развитие в упадке.

3. Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение, в ситуации упадка становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике "Книги" это выражено тем, что они заняты триграммой Творчество, полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за саму истину. Такое положение здесь приобретает наибольшую силу. Ничто его не может изменить, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и "Книга перемен" указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем [месте].
[Будешь] полон стыда.

4. Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы Исполнение, уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой Творчество. Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке), воля неба и судьба совпадают. Вступление в период данной триграммы Творчество обозначает "наличие воли неба", благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит поддержку и в том, что все силы света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Эта возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:

Сильная черта на четвертом [месте].
Будет веление [свыше], – и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению [неба].

5. Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Подобная энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме Творчество. Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие – резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы в нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще присутствует, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить – словно привязать к бурно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так, познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой):

Сильная черта на пятом [месте].
Приостанови упадок.
Великому человеку – счастье. Не погибло бы, не погибло бы [оно]!
Укрепи [его] у буйно растущей шелковицы.

6. На этой последней позиции кончается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к его ликвидации. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины "почти истиной" и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь вначале. После этого наступает радость преодоления упадка. Она ведет к следующей ситуации, для которой характерна коллективность работы. Окончание процесса упадка выражено следующими словами:

Наверху сильная черта.
Низвергнутый упадок.
Сначала упадок, [а] потом радость.

Двенадцатая пиктограмма представляет собой интересное расположение традиционных триграмм Неба и Земли, которые приводят к неудаче.

Гексаграмма 12 — толкование бесконечного отдаления, оппозиции и упадка, поскольку единства противоположностей здесь нет, как и необходимого мира. Небо и Земля совершенно не согласованы друг с другом по китайской книге, поэтому Инь или мягкость внутри, а Ян или твёрдость — снаружи.

Гексаграмма 12, Пи, Упадок.

  • Цянь (Небо) сверху. Напряжённость. Отец. Северо-запад. Голова.
  • Кунь (Земля) снизу. Послушность. Мать. Юго-запад. Живот.

Неудача. Потерпевший неудачу грабитель. Неблагоприятное гадание благородному человеку. Большое уходит, малое приходит.

В системе данного символа выдержка и разумность не играют никакой роли в условиях разрушенной структуры и отсутствия порядка. Пара из 11 и 12 гексаграмм — самая противоположная в книге. Совершенная разница заключается в динамике развития, поскольку Свет и Тьмы не имеют никакой связи, они стремятся в разные стороны. Великое отходит, а малое появляется.

Этот символ рассказывает нам о наступлении осени. Деятельность не останавливается совсем, но активность набирают только силы низшего уровня. На данном этапе по книге Ицзин очень активны негодные люди, т.е. предатели и ничтожества. Если в момент Расцвета отрицательные элементы принимались творческим процессом, то сегодня силы творчества слишком слабые, а это укрепляет самостоятельность негатива.

После высот познания наступил срыв, и ему уже не подчиняются тормозящие силы. А происходит это потому, что иллюзия признана действительностью и истиной из-за недостаточно ясных мыслей. Расшифровка пиктограммы говорит, что заблуждение нарастает, а самостоятельное развитие личности подходит к завершению. Теперь она будем проявлять себя в дальнейшем только в рамках коллективной работы.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Шестерка вначале. Алчные и вредные личности предлагают возможности по зарабатыванию денег. Лучше быть бедным и мечтать о высоком. Следуйте благой природе. Помните, что у людей отличные от ваших желания. Они не хотят быть кем-то, кто нравится вам.
  • Вторая шестерка . Люди принимают хорошего человека и остаются с ним. Наступает период удачи для личностей низшего порядка. Самое время для уединения. К великому человеку тянутся дурные, чтобы осуществить свои планы. Конечно, хороший человек хочет помочь, но он должен решить идти собственным путём. Не нужно ввязываться в тяжбы.
  • Третья шестерка . Люди стыдятся себя, но не показывают этого. Человек низкого сорта получает большой пост, но он понимает, что является обманщиком. Даже самые порочные и распущенные личности осознают свою глупость и испорченность. Плохое предзнаменование для пациента.
  • Девятка четвертая. По книге судеб это Яо говорит о безупречности человека, действующего согласно командам. Личность воплощает в реальность свои мечты и не ошибается. Так же поступают и коллеги. Не обязательно следовать разработанному плану, надо подстраиваться под ситуацию. Заслуживший похвалы человек ведет себя скромно.
  • Девятка пятая. Застой заканчивается. Успех надо сохранить. Необходимо накопить сильный резерв. Если наступила неудача, можно начать всё заново. Главное, быть проницательным. Великий человек должен беспокоиться, как можно связать свою работу.
  • Девятка верхняя . Многомерное изучение гексаграммы говорит о наступлении мёртвой точки, за которой следует удача. Если выстоять в трудные времена, можно сохранить мечты и увидеть результаты работы. Отличное время для больших усилий, которые помогут избавиться от дальнейших затруднений.

Подробное значение гексаграммы

  1. Начинается процесс упадка. Его можно преодолеть без труда. Индивидуальная обособленность сторон не слишком выражена, а значит, есть шансы на совместную деятельность. Коллективная работа единомышленников спасёт ситуацию, которую можно будет сохранить. В процессе познания совместными усилиями можно осознать, насколько опасна ложная истина.
  2. Книга перемен толкование гексаграммы 12 сводит не только к самому упадку, но и к описанию его преодоления. Дельные советы встречаются именно на этой стадии. Центральная позиция занята слабой чертой. Это значит, что все ничтожества могут примкнуть к великому человеку, если он разрешит. Идущий вперёд должен принять такие силы, чтобы подарить им счастье и возможности правильного роста. Подлинный искатель истины сталкивается с серьезными трудностями, но они побуждают к преодолению препятствий.
  3. Кризис достигает максимальной точки. Человек попадает в самое плохое положение из-за активности сил Тьмы. Процесс познания характеризуется тем, что человек снова уверовал не в ту истину. Положение нельзя изменить и активное вмешательство невозможно. Если личность осознает своё положение, она будет смущена и пристыжена. Всю свою деятельность надо направить на мужественное перенесение этих ощущений.
  4. В книге Ицзин толкование этой черты снова связано с отсутствием шансов на самостоятельное спасение. Помощь от человека с более благоприятным положением возможно только в качестве милости. Иными словами, силы Света действуют в одной триграмме, а это позволяет улучшить ситуацию. На этом этапе можно избавиться от ложных убеждений и уменьшить ущерб от них. Главное, чтобы возможность исходила от прогрессивных познавательных элементов или от впереди идущего человека.
  5. Можно осуществить некоторые шаги, которые приостановят упадок. Это доступно благодаря максимальному развитию творческих сил. Автоматических улучшений не произойдет, поэтому нужно энергично вмешиваться и проявлять бдительность. Бездеятельность с положительным исходом здесь невозможна. Надо следить, чтобы начало ликвидации упадка не исчезло бесследно. Так, укрепляется сознание в процессе очищения от иллюзия.
  6. Упадок заканчивается. Подмена истины все равно чувствуется, ощущается радость преодоления. Начинается переход к следующей стадии коллективной работы.

Расширенное толкование знака

Китайская книга перемен значение данной гексаграммы связывает с обетом молчания и скромности. Не следует показывать свои материальные блага, таланты и ум. Льстецы, хитрецы и завистники постараются выведать секреты и загубить авторитет, отняв должность. В этой ситуации не стоит рисковать деньгами в бизнесе.

Напряжение остается даже при благоприятных условиях. Не вмешивайтесь в конфликты, если хотите сохранить свою правду. Проявляйте терпение и благородство души. Лучше не стремиться к обществу избранных, потому что там не все в порядке с моральной точки зрения. Просто занимайтесь любимым делом, и прибыль увеличится.

Символ говорит о проверке человека судьбой. Ему необходимо проявить стойкость к соблазнам жизни и погасить излишнюю эмоциональность. Только зрелая и опытная личность сможет мудро поступить с глупцами и суровыми законами. Лучше во всем сохранять дистанцию.

Возможно разочарование и в сфере личных взаимоотношений. Новые люди и чувства появляются, но доверять им не нужно. Со временем все откроется в истинном свете. Даже у друзей и воздыхателей могут быть корыстные намерения. Общение с такими людьми ведет к беде.

Сложно положиться на кого-либо, потому что ссоры возникают даже с близкими друзьями. Однако и в такой ситуации можно получить дельный совет от подчиненного или юного человека. Не стоит начинать новые проекты в период неопределенности. Скоро все изменится в лучшую сторону.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Зеркало разбито. Образ невозможного восстановления.
  • Болезнь приковала человека к кровати. Символ сильного честолюбия.
  • Сидящий силуэт у дороги. По книге перемен это выражение долгого предстоящего пути.
  • Стрела упала перед выстрелом. Нет возможности оказаться у цели.
  • Рот с языком. Образ поцелуя или свежей сплетни.
  • Человек смеется и хлопает в ладоши. Полное рассмотрение пиктограммы подсказывает, что за огромным счастьем всегда идет печаль.
  • Центральный образ — люди не могут жить вместе.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Символ рассказывает об успехе злых людей. У хорошего человека нет поддержки.
  2. Это время для всего второстепенного и обыденного. Снизу поднимаются слабые черты и вытесняют сильные линии.
  3. Гексаграмма июля. Подходит для весны, но плоха зимой и летом.
  4. Не хватает силы, чтобы предотвратить разрушения. Пережидайте плохие времена в сторонке.
  5. Если эксплуататор предлагает помощь, лучше улыбнуться и отказаться.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Политическая деятельность сопряжена с провалом. Правда, неудачи могут быть случайными, а препятствия — временными. Общественное продвижение невозможно по причине слабости и недостаточной силы воли. Дела не спешат решаться.
  • В бизнесе следует уделить внимание переговорам, как советует Ицзин. Книга перемен толкование этой сферы сводит к небольшим неудачам определенным кармой. Не нужно начинать большие проекты. Лучше выстраивать отношения с конкурентами.
  • Любовная сфера в стадии торможения. У партнеров нет понимания. Есть вероятность полного финиша отношений. Такая же ситуация в общении с родственниками и коллегами. нужно пересмотреть свою позицию, проявить больше дипломатии и такта.
  • В области здоровья наблюдается дисбаланс. Велика вероятность венерических и инфекционных болезней.

Затаиться и подстроиться под общее настроение ситуации советует именно гексаграмма 12. Толкование её не слишком тревожное, поскольку любые неудачи заканчиваются, а иногда из них можно извлечь жизненный опыт.


Упадок. Неудача

Неудача. Потерпевший неудачу грабитель. Неблагоприятное гадание благородному человеку. Большое уходит, малое приходит.

***

1. Начальная шестерка.

Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним, так как он растет пучком. Гадание к счастью. Развитие.

2. Шестерка вторая.

Охваченность лестью. Ничтожным людям счастье. Великому человеку - упадок. Развитие этого.

3. Шестерка третья.

Унижение. Будешь полон стыда.

4. Девятка четвертая.

Будет веление свыше. Хулы не будет. Во всех, кто с тобою, проявится благословение Неба.

5. Девятка пятая.

Закончились несчастья, благородному человеку - счастье. Опасность. Скрывайся у тутового дерева.

6. Верхняя девятка.

Переворот несчастья: сначала несчастье, потом счастье.

***

1. Начальная шестерка.

Знакомая из 11 гексаграммы ситуация. Сейчас удается распутать клубок проблем: разбирая недоразумения в одной области, по цепочке разрешаются другие. Не бойтесь избавляться от ненужных связей.

2. Шестерка вторая.

Сейчас везет скользким, льстивым людям, а искренним, правдивым не стоит заявлять о своем присутствии, их не примут, их мнение будет отвергнуто. Если вы относитесь к лагерю льстецов, то вам повезет, а если наоборот, то выдержите паузу. Не верьте сладким речам и излишней похвале.

3. Шестерка третья.

Не везет, все отвернулись. Возможны оскорбления, унижения, принижение достоинства и свержение вашего авторитета.

4. Девятка четвертая.

В вашей судьбе присутствует защита высокопоставленных людей, вы благословлены Небесами. Как бы ни складывались, на первый взгляд, обстоятельства, не бойтесь, вы получите выгоду, материальное вознаграждение, даже не рассчитывая на него вначале.

5. Девятка пятая.

Вы имеете завидное имущество. Благодаря своим душевным качествам, моральным принципам, вы смогли преодолеть трудности. А сейчас важно сохранить приобретенное, реальна опасность все потерять. Будьте последовательны в своих планах, не доверяйте случайным людям, лжецам.

6. Верхняя девятка.

Ситуация заканчивается благополучно. Полоса неудач скоро останется в прошлом. Испуг и волнение не вечны и на самом деле не так велики. Важен не процесс - итог. А он принесет радость и успокоение.

***

Обратите внимание на расположение триграмм Земли И Неба. Казалось бы, в данной гексаграмме они находятся правильно: Небо вверху, а Земля внизу. Почему же в таком случае она называется "Упадок, Неудача"? Дело в том, что Земля и Небо отдаляются друг от друга в бесконечном стремлении первой вниз, а второго вверх, нет единства двух противоположностей, о котором было рассказано в начале книги, значит, нет и Мира, и невозможно сотворение "10000 вещей в Поднебесной".

Данная гексаграмма предупреждает о строгом обете молчания и скромности. Нельзя показывать свои ум, таланты, материальные блага. Рядом много завистников, хитрецов, которые лестью стараются выведать у вас ваши тайны и даже погубить, растоптав ваш авторитет и забрав у вас пост или должность. "На слабо" нельзя реагировать действиями и переменами в бизнесе, рисковать деньгами.

Такое напряжение будет сохраняться даже при стабилизации обстановки. Старайтесь не вмешиваться в конфликты, не уподобляйтесь "низким людям". Правда обязательно будет на вашей стороне. Вы еще посмеетесь над произошедшим, а пока терпите и храните благородство души.

В бизнесе дается предсказание прибылей, но не стремитесь попадать в незнакомую вам среду "избранных". В ней не все благополучно с моралью, вас не примут за своего, посмеются и оскорбят. Возможно, они вам просто завидуют, не умея работать, как вы, или не имея иных ваших положительных качеств. Занимайтесь своим любимым делом и копите имущество. Победа окажется за вами.

Гексаграмма поэтапно описывает проверку вашей способности быть непроницаемым эмоционально, быть стойким к разного рода соблазнам суетного бытия. Это сложно, но это необходимый опыт для зрелой личности: быть терпеливым, вежливым, учтивым к суровым законам и разного рода глупцам. Учитесь держаться на дистанции и "называть всех на "Вы". Именно вы окажитесь личностью сильнее и мудрее, чем ваши оппоненты.

Личные отношения приносят разочарования. Если в вашу жизнь входят новые люди и чувства, не спешите им доверять, особенно если комплименты слишком сладкие, а глаза при этом холодные и злые. Будьте молчаливы и сдержаны, вы увидите, как раскроются в истинном свете завистники и хитрецы. Вы определите нечистоплотность намерений "воздыхателей" или "друзей".

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.

1. (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
2. Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
3. (Будешь) охвачен стыдом.
4. Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится благословение (неба).
5. Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет (упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
6. Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.

________________________________________________

Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля», т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме «О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое — приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы следующий: Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека. Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред «почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так: В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то [другие] тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так: Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой «творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса: Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова: Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет. Все, кто с тобою, придут к благословению [неба].
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой): Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку — счастье. Не погибло бы, не погибло бы [оно]! Укрепи [его] у буйно растущей шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка выражено следующими словами: Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом радость.