Гдз по русскому языку упр 10.

    Задания по русскому языку для 10 класса.

    Задание 1.

    Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.

    Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

    Ответ

    Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.


    Задание 2.

    Ответ


    Задание 3.

    Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

    Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

    Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

    Ответ

    Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).


    Задание 4.

    Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

    1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
    2. Скажи, который час?
    3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
    4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

    Ответ

    1. Прямое дополнение.

    2. Согласованное определение.

    3. Обстоятельство места.

    4. Дополнение.


    Задание 5.

    Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».
    В каких словах встречается эта приставка?

    Ответ

    Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг

    Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.

    Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).

    Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания: выражение, близкое к данному слову (около него)


    Задание 6.

    Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

    Столовая – стая

    Портной – герой

    Рыбачий – рабочий

    Лекторий - лисий

    Ответ

    Пара лекторий, лисий .


    Задание 7.

    В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования.
    Объясните, на каком основании оно является лишним.

    1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

    2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

    Ответ

    1. Выспаться . От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.

    2. Белоствольный . От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.


    Задание 8.

    Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?

    - Чем заняты таланты?

    Возвести!

    - Да продолжают славный воз везти!

    - А бездари?

    - Те мнят,

    Что делают погоду.

    - А критики?

    - Темнят

    Или молчат по году.

    Ответ

    1. Омофоны.

    2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.


    Задание 9.

    М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? Каково её значение?

    Ответ

    Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
    Письмена.
    Письмена – древние буквы.

    Задание 10.

    В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

    Имя твоё – птица в руке,

    Имя твоё - льдинка на языке.

    Одно-единственное движенье губ.

    Имя твоё – пять букв.

    Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

    Ответ

    Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.


    Задание 11.

    В каких словах ударение поставлено верно?

    БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

    Ответ

    ПулОвер, жалюзИ.


    Задание 12.

    Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

    а) В то время был еще жених

    Её супруг, но поневоле

    Она вздыхала по другом,

    Который сердцем и умом

    Ей нравился гораздо боле.


    б) Хотел писать – но труд упорный

    Ему был тошен; ничего

    Не вышло из пера его,

    И не попал он в цех задорный

    Людей, о коих не сужу,

    Затем, что к ним принадлежу.

    Ответ

    а). (Она) вздыхала по другом - форма предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.

    Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более

    б) Не вышло из пера - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера.

    Людей, о коих не сужу - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова ; современное относительное местоимение которые.

    Затем, что – подчинительный причинный союз? затем что ,
    которому соответствует современный потому, что.

    Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.


    Задание 13.

    О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

    Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

    Слова выходят коротки и смачны.

    Ветра не ветры сводят нас с ума

    Из палуб выкорчевывая мачты.

    Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.

    Ответ

    1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.

    2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.

    Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.

    Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


    Задание 14.

    Определите лексическое значение выделенных слов.

    «Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

    Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика , он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

    Ответ

    Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.


    Задание 15.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

    Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

    Ответ

    1- 2. Стипендиальный, изморось/зь, отдохнуть, синее (море), удостоен – в соответствии с морфологическим (фонематическим) принципом, который требует, чтобы фонемы одной морфемы, находящиеся в слабой позиции, обозначались теми же буквами(1), что и фонемы этой же морфемы в сильной позиции = сохраняется графическое единообразие морфем, независимо от позиционных чередований гласных и согласных фонем, находящихся в одной и той же морфеме в слабой и сильной позиции.

    Розыгрыш – в соответствии с фонетическим принципом, при котором фонема в слабой позиции обозначается адекватной ей буквой. = написание соответствует произношению.

    Корзина, палисадник – традиционный (исторический) принцип, при котором выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии и сложившейся традиции написания слова.

    Поджёг (сарай) – дифференцирующие написания, различающие написание слов-омофонов.

    3. Большинство написаний в русском языке подчиняется морфологическому принципу, поэтому он является ведущим.


    Олимпиада по русскому языку 10 класс:

Русский язык – один из наиболее важных предметов в школьной программе, который имеет огромное практическое значение. Многие дети, не желая учиться, аргументируют это словами: «а это в жизни нам не пригодится». В данном случае, все эти отговорки неуместны – человек, который не умеет правильно писать и связно выражать свои мысли, не сможет сделать карьеры или добиться значительного успеха в жизни.

Поэтому, русский язык нужно учить и желательно делать это не из «под палки», а добровольно. Хорошим подспорьем в этом деле станут ГДЗ по русскому языку 10-11 класс Грекова, которые пользуются значительной популярностью у многих школьников и учителей. При этом нужно помнить, что данное пособие нужно применять не для того, чтобы прилежно и бездумно списать задание, а для того, чтобы проверять правильно ли идет освоение нового материала.

В каких случаях нужно использовать решебник по русскому языку за 10-11 класс Грекова

В старших классах у многих школьников появляется мотивация к обучению. Они понимают, что от результатов ЕГЭ и баллов в аттестате зависит очень многое. Кто-то хочет поступить учиться в престижный ВУЗ или просто получить возможность бесплатного обучения на бюджетном отделении.

Следует отметить, что русский язык является обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, поэтому изучать его нужно особенно старательно.

  • Большое внимание уделяйте объяснениям учителя. Если что-то осталось не ясно – попросите уделить время этому вопросу.
  • Ответственно относитесь к выполнению домашних заданий. Перед началом выполнения упражнения или другой работы изучите тему, на основании которой было задано задание.
  • Используйте готовые ответы только после выполнения домашнего задания.
  • При обнаружении ошибок вернитесь к ранее изученному материалу для его повтора.
  • Не стесняйтесь демонстрировать учителю свою заинтересованность в изучении предмета.

На нашем сайте можно найти решебник по русскому языку за 10-11 класс Греков

Мы собрали на своем сайте все варианты готовых ответов по различным учебным дисциплинам, которые изучаются в российских школах.

В их числе и решебник Грекова по русскому языку за 10-11 класс. Он создан коллективом авторов, которые имеют большой опыт в разработке различных методик преподавания в школе данного предмета.

Все ответы доступны в онлайн режиме. Все возможности сайта полностью бесплатны для посетителей. Вы можете зайти на него в любое время, используя ПК или смартфон. Теперь возможность проверить свои знания есть повсюду.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Часть 1.

1. Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли - сельские клубы, мастерски, положить, упрочение; апартаменты, двоюродный, медикаменты, откупорить, понял, статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог, ходатайствовать, шприцы; лавровый венок - лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка, хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор, столяр, языковые законы - языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?

3. Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский - героический; абонент – абонемент; хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести - занести.

4. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания .

1. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей.

3. Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

6. Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10. В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году.

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу

преклонить голову, склонить колени

долгий период

круглый час, неделя, месяц

бархатный месяц, период, время

повысить кругозор

усилить внимание

справиться с указаниями.

завершить обязательства

уделить значение

улучшить уровень

страстно сопротивляться

безысходное положение.

8. Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

2. После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3. Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, - сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6. Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7. Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12. Выросло целое поколение, для которых война – история.

Часть 2.

1. На примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

2. Отредактировать предложения.

1. Жители Калинова живут однообразной монотонной жизнью.

3. Нам показали новую игрушку для детей из пластмассы.

4. На линейке, посвящённой окончанию школы, мы спели свою лебединую песню.

5. Спортивные общества выполняют большую роль.

6. Необходимо увеличивать кругозор и улучшать культурный уровень.

7. Надвигались радостные события.

8. В местной газете написали о наших вопиющих достижениях.

9. Когда он приезжал к нам в гости, он обязательно привозил подарки.

10. В нашем институте с каждым годом увеличивается контингент студентов.

3. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

1.Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2.У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).