Где проходит разделение европы и азии. Где проходит граница между Европой и Азией: любопытные факты

Граница Европы и Азии. Что можно представить при этом? И где она идёт? Мнения географов не совпадают. Кто-то проводит границу по водоразделу Уральского хребта, кто-то - по его восточному склону. Но все согласны, что Уральский хребет - самая протяженная часть границы: общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км (из них вдоль Уральского хребта 2000 км). И действительно, стоя на главном водоразделе Уральского хребта, отчётливо видно - вот она, граница. Почти сплошной полосой тянется где пологий, а где и скалистый Урал. Конечно, на всём протяжении Урала знаки границы не поставишь. Много знаков поставлено в местах пересечения автомобильных и железнодорожных дорог с границей, но есть места, где дорог нет или они почти непроезжие, но знаки там есть.

Первый знак Европа-Азия расположен на Полярном Урале, рядом с железнодорожной веткой Сейда - Лабытнанги. Там расположен самый низкий перевал через Уральские горы, его высота менее 200 м.

Продолжим рассмотрение границы на Приполярном Урале. Это один из самых труднодоступных участков границы. Знаков практически нет. Да и как их туда притащить? На многие перевалы и пешком подняться тяжело. Так выглядит граница между Европой и Азией от середины перевала Центральный (высота перевала 1350 м). Видно собственно перевал (слева) и скалистый гребень, по которому идёт граница дальше, ведущий к горе Янченко (справа).

А так выглядит сам перевал в его высшей точке - граница идёт вверх, по скальным выходам, к вершине высшей точки Урала, горы Народная, её заснеженный массив проглядывает на заднем плане. Слева от гребня - Европа, справа - Азия.

Граница на самом перевале обозначена туром из камней.

Но не везде на Приполярном Урале можно достаточно точно определить место, где проходит граница. Например, водораздел идёт по плато Оленеводов. Это действительно плоское место большой протяжённости. И только по подробной карте можно определить, где же граница. Естественно, что никаких знаков там нет.

Но в основном граница идёт по вершинам хребтов и выглядит вот так:

Перенесемся на 300 километров южнее, на Северный Урал. Этот знак стоит на перевале между истоками реки Печора и ручьём Янысос. Относится к немногим знакам, которые стоят не в месте пересечения дороги с Уральским хребтом, а просто так. Видно, что характер гор изменился и они стали более пологими. Кстати, это единственный знак, на котором надпись "Европа" смотрит в Азию.

Рядом с горой Моттевчахль, немного не доходя, на перевале между притоком реки Сульпа и рекой Тумпья прямо на границе (и на дороге) расположена избушка.

Если в ней заночевать, то в случае удачного расположения можно спать одновременно и в Европе, и в Азии.

Если идти по этой дороге то слева, то справа от неё, то можно постоянно переходить из Европы в Азию. Если не надоест, то можно набрать не менее 100 переходов с одной части света в другую.

По границе расположены не только искусственные знаки границы, но и естественные. Вот такие каменные столбы расположены на южном склоне горы Холат-Сяхль, прямо на осевой линии хребта.

Повесь на столб табличку - и всё, монумент готов.

Ещё километрах в 20 южнее расположена гора Саклаимсори-Чахль. Тут уже начинается Пермский край, и пермские туристы затащили небольшой знак "Европа-Азия".

Рядом с этим знаком расположен памятник человеческому чванству и дурости. Его, конечно, надо видеть.

Южнее горы на хребте по осевой линии расположены природные отдельно расположенные останцы. Они могут быть очень замысловатыми, и их можно разглядывать долго. Конечно, около таких вычурных природных построек хочется сделать и фото на память.

Дальше хребет идёт такими же плавными волнами, но граница видна отчётливо. Километров через двадцать хребет становится более расчленённым, перевалы между вершинами становятся более выраженными и на них уже начинает появляться лес. На плоских (по большей части) вершинах некоторых гор тоже появляются карликовые деревья.

Идти по осевой линии становится тяжелее, так как приходится всё время двигаться вверх-вниз с рюкзаком. Появляются дороги через хребет. На одной из них, ведущей на Сибирёвский прииск, есть уже и самодельный знак.

Очень впечатляет это творение неизвестного художника.

Очень популярное у туристов место - это водопады на реке Жигалан. Если ехать от Североуральска, то дорога идет через водораздел. Практически все едущие останавливаются у знака, чтобы сделать фотографию на память.

Вот такой грандиозный знак можно увидеть на автодороге недалеко от города Качканар.

Здесь можно найти и более старые знаки границы. Вот, например, один из чудом сохранившихся знаков от царских времен. Знак остался с 1868 г, возведен в честь проезда великого князя Владимира Александровича, построен на средства золотопромышленников. Находится между пос. Верхняя Баранча и д. Кедровка.

Один из самых скромных знаков, который мне доводилось видеть, расположен в нескольких километрах от посёлка Карпушиха.

Знаки около Екатеринбурга рассматривать не будем. Там даже поездка из Екатеринбурга в Полевской (на 50 км) сопровождается выездом из Азии в Европу и дальнейшим возвращением в Азию.

Закончим рассмотрение знаков на границе Европа - Азия в Башкирии, где граница идёт по реке Урал. Здесь знаки уже расположены на разных берегах - на одном берегу - Европа, на другом - Азия.

В Азии есть тоже интересные поселения - например, здесь можно увидеть указатель "МАСКАУ".

«Что за странный вопрос?» — спросите вы. В школьном учебнике географии об этом написано ясно и понятно. Да и не только в учебниках. На главнейших железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых написано «Европа», на друга — «Азия». Здесь и проходит граница между двумя частями света.

Но оказывается, что вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Если вы сравните целый ряд различных географических изданий, то увидите, что на этот счет имеются самые разноречивые указания. Больше всего расходятся ученые в точках зрения на проверив европейско-азиатской границы в районе Кавказа. Чаще всего ее проводят по главным водоразделам Кавказского хребта, реже — по его северному склону, а в Большом Советском атласе мира эта граница совпадает с государственной границей СССР. Отсюда, естественно, возникает немало спорных опросов. Какова точная площадь Европы и Азии? Что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Особенно много затруднений создается при различных статистических подсчетах.

В прошлом году вопрос о проведении границы между Европой и Азией был вынесен на обсуждение Московского отделения Всесоюзного географического общества.

В ходе этого обсуждения выяснилось, что, оказывается, вообще европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра. Почему? Потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы. Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же точно провести границу? Ведь ширина Урала доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией терпели картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили, что такое положение должно быть исправлено и что нужно договориться о таких границах между Европой и Азией, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к тому из материков, с которым они больше связаны геологической историей. В связи с этим рекомендуется границу Европы и Азии проводить по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии будет отражено во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Б.Н. Можаев, кандидат географических наук

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

Четко написано, что граница между Европой и Азией пролегает непосредственно по Уральскому хребту и вниз к Кавказу. Данный факт еще больше привлекает внимание к горам, которые итак полны тайн и загадок.

Непосредственно в горах стоят пограничные столбы, которые сигнализируют о том, что на одной стороне Европа, на другой Азия. Однако столбы поставлены весьма неудачно. Дело в том, что они не совсем соответствуют историческим данным.

Разные подходы к определению границ

Кроме этого, при сравнении нескольких источников, можно прийти к выводу, что по поводу Кавказа вообще нет единого мнения о том, где проходит граница. Самое распространенное мнение – она проходит по главным водоразделам хребта. Другие же источники указывают на то, что граница проходит по северному склону. Кстати, если посмотреть атлас Советских времен, то там евро-азиатская граница проходит непосредственно по границе СССР.

Такое отношение к прохождению границы привело к спорам относительно территорий Азии и Европы, что для некоторых научных кругов является чуть ли не первостепенной задачей. До сих пор спорят, к Азии или Европе относить Монблан и тот же Эльбрус.

Ведущие ученые уверяют, что нельзя с точностью до километра провести границу между частями света. Дело в том, что между ними нет резких переходов. Если подходить с точки зрения разницы климата, никакой разницы нет, то же касается растительности, животного мира и строения почвы.

Единственное, на что можно опираться – это строение земной поверхности, которая отражает геологию. Именно на это в свое время опирались ведущие географы, пытаясь провести границу между Азией и Европой. Они взяли за основу Урал и Кавказ.

Условная и реальная граница

Тут возникает естественный вопрос – каким образом проводить границу в горах? Известно, что ширина Уральских гор около 150 километров, Кавказские горы еще шире. Именно поэтому границу провели по основным водоразделам, которые расположены в горах. То есть, граница совершенно условная и не может считаться точной, даже если считать в километрах. Однако впоследствии было принято грамотное решение, согласно которому современная граница имеет более четкие контуры.

Для обычного жителя ответ на вопрос: «Где проходит граница между Европой и Азией?», может быть дан следующим образом: «По Уралу и Кавказу». Он станется вполне довольным подобным ответом. А как быть картографам? Ведь, проводить границы Европы можно было по реке Урал как слева, так и справа. Подобных примеров можно привести много. По этой причине в научных кругах было принято решение границу считать проходящей по восточному склону Урала и Мугоджар. После она идет по реке Эмбе, до северного берега Каспия до
Керченского пролива.

То есть, с недавних пор Урал целиков входит в состав Европы, а Кавказ – в Азии. Что касается Азовского моря, то оно «европейское».

Евразийский континент не имеет четких границ внутри себя. Расположение Европы и Азии часто пересматривалось, оспаривалось, изменялось. На сегодняшний день граница между континентами обозначена официально, однако многие ученые не совсем согласны с принятым решением.

Официальная граница между Азией и Европой

Границу по континенту провести очень непросто. Между Азией и Европой она постоянно изменяла свои очертания. Происходило это из-за постепенного освоения гор и земель Сибири.

Официальное разделение одного континента на два (по направлению Север-Юг) было осуществлено в 1964 году. На 20-м конгрессе Международного географического союза ученые провели четкую линию-границу между Азией и Европой. По этим данным было зафиксировано следующее положение.

Начало граница берет в Карском море, в Байдарацкой губе. Далее линия раздела проходит по восточной части Уральских гор и следует вниз по востоку Пермского края. Таким образом, и Челябинск, и Екатеринбург оказываются расположенными в Азии.

Дальше граница идет вдоль реки Урал, переходит в Оренбургскую область и спускается к северной части Казахстана. Там ее «подхватывает» река Эмба и спускает прямиком в Каспийское море. Оставляя северное побережье Каспия в Европе, граница доходит до реки Кума и вместе с ней пересекает северную часть Кавказских гор. Далее путь проходит по Дону к Азовскому морю, а, затем, и к Черному. Из последнего граница между Азией и Европой «вытекает» в пролив Босфор, где и заканчивается.

Заканчиваясь в Босфорском проливе, граница разделила на два материка Стамбул. В результате, в нем существует две части: европейская и азиатская (восточная).

На пути границы встречается несколько государств, которые она благополучно «делит» на два континента. Это относится к России, Украине, Казахстану, Турции. Необходимо отметить, что последней «досталось» больше всех: граница разделила на две части ее столицу.

Однако после проведения официальной границы, споры и рассуждения нее не утихли. Ученые уверяют в невозможности четкого проведения линии по каким-либо внешним/внутренним параметрам. Например, по растительности, климату или почвам. Единственное реальное мерило – геологическая история местности. Поэтому Урал и Кавказ оказались главными пограничными ориентирами.

Сегодня Кавказ и Урал не разделяются границей на части. Она проходит лишь по их подножиям, оставляя горы нетронутыми. Такой подход значительно упростил работу геологов.

Но такая ситуация сказалась сложностями в работе картографов. Воспроизводя один , ученым приходилось разделять горные массивы на неравные части. Провести такую процедуру точно практически невозможно. Данная ситуация негативно сказалась на работе геологов, часто использующих карты: части гор были «раскиданы», хотя исторически являлись едиными массивами.