Где находится Лоно Авраамово? Где находится "лоно Авраамово".

ГДЕ НАХОДИТСЯ «ЛОНО АВРААМОВО»?

Церковь учит, что только после Христа для людей открылись ворота Рая. Есть мнение, что даже все библейские праведники и пророки неизбежно оказывались в аду после своей смерти. Но в Библии ясно сказано, что ветхозаветный пророк Илия вознесся на Небо. А в известной притче о богаче и Лазаре Христос говорит, что после смерти лишь богач попал в муку, Лазарь же утешился. Как все эти утверждения соотносятся друг с другом? Олег Антипов, г. Тула

Куда неслась огненная колесница

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова - в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду. Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения.
Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:19-31).
И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь - в Рай, или в ад?

Загадочное место

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона».
Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев):
После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. Здесь снова возникает неопределенность - богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако… не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство. По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» - некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?
Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое - Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека. И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях - как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными. Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Преподобный Исаак Сирин пишет: Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами. Но удивительное дело - рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад - это действие божественной любви: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания. По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности - любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.
Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией. Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова: Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению. У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.
В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит: Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».
Поэтому даже до Искупительного подвига Спасителя посмертная участь людей могла быть для них и утешительной, хотя бы в ту меру, которая была тогда доступна падшему, не исцеленному человеческому естеству. Лоно Авраамово не было местом блаженства в христианском понимании. В Евангелии ясно сказано, что Лазарь не блаженствует, а лишь утешается. А о том, что смерть и до пришествия Христова могла быть для человека утешением, есть множество свидетельств в Церковном Предании. Например, Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой - избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Лазарь много страдал в своей жизни, но смерть прекратила его страдания и поэтому послужила для него утешением. Однако не стоит видеть в различии судеб Лазаря и богача лишь принцип голой симметрии по принципу: «страдал в земной жизни - наслаждаешься в загробной, и - наоборот».

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того - в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия. Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе - почему бы Бог дал ему это богатство? Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других - в утешение?
Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.
Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно. Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.
Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение. В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства - абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…
Согласно преподобному Григорию Синаиту, огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха. Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.
Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь - зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других - своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый - благополучием ближнего: что может быть гнуснее всего?

…Только удали его от блаженства

Богач просит Авраама: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой. Но ведь совершенно очевидно, что это не принесет ему облегчения, капля воды на пальце Лазаря не сможет утолить его жажды к чувственным наслаждениям, которых он оказался лишен. В чем же причина такой странной просьбы?
Святитель Илия Минятий объясняет это следующим образом:
«…И вот почему он требует, чтобы пришел Лазарь к нему хотя бы на время, чтобы и Лазарь пришел разделить с ним муки, чтобы он удалился от лона Авраамова. И если бы удалось ему это, он, вероятно, почувствовал бы некоторую отраду. Чтобы удостовериться в этом, обратите внимание на следующее: когда богач услыхал от Авраама, что Лазарю идти в ад к нему нельзя, ибо между ними установлена великая пропасть, он стал говорить: молю тя убо, отче, да пошли его в дом отца моего (Лк 16:27). Этими словами он как бы говорил: если нельзя прислать его сюда, чтобы он стал участником моих мучений, то пошли его хотя бы в мой дом, то есть в мир, в прежнюю жизнь, в прежние несчастья, только удали его от блаженства в твоем лоне. Да, повторяю, завистью он распаляется более, нежели геенной. Казалось бы, богачу следовало скорее проситься самому на лоно Авраамово, а не Лазаря привлекать на муку. Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти - видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет - сознавать, что на веки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».
Понятно, что человек с таким страшным устроением души и Любовь Божию воспринимал как неугасимый огонь, опаляющий его совесть.

Небо и ад

Так было ли лоно Авраамово частью Рая? В христианском понимании - нет. Дело в том, что Рай, Царство Божие, - это та полнота единения твари и Творца, к которой призваны все люди. А всю высоту этого призвания прекрасно выразил святитель Афанасий Великий в своей знаменитой формуле: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Но до исправления Христом человеческого естества больная природа человека в принципе была не способна к столь тесному единению со своим Создателем. Поэтому никакое состояние человека в дохристианский период невозможно считать в полной мере - райским. И Авраам, и Илия, и Лазарь, и все прочие праведники Ветхого Завета в посмертном своем бытии уповали на пришествие Спасителя, после которого они смогли бы, наконец, соединиться с Господом в той мере, которую Евангелие называет - Царствием Небесным.
Но и «филиалом ада» однозначно считать лоно Авраамово все же не следует. Линейная логика здесь вообще неприменима, поскольку в данном случае мы говорим не о пространстве, а скорее - о состоянии души умершего человека. Вот как писал об этом Блаженный Феофилакт: “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предложат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. Поэтому на вопрос: «является ли лоно Авраамово частью ада или Рая?» можно ответить лишь парадоксом: часть Неба всегда находится в аду. По слову святителя Иоанна Златоуста, рассуждавшего о темницах адовых: Они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости и не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо.

ЛОНО АВРААМОВО ЛОНО АВРААМОВО

(евр. hejq šel" "abraham, греч. Ό χόλπος или οίχόλποι "Αβραάμ), в позднеиудейских и христианских религиозно-мифологических представлениях потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников (см. Рай). Образ Л. А. связан со взглядом на Авраама как на «отца верующих», не только породившего физически «избранный народ», но как бы усыновляющего лично каждого прозелита (в христианстве - каждого уверовавшего ); «сидеть на Л. А.» - значит быть интимно соединённым с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой или даже мистически входящее в его «недра». Таким блаженным приютом, к которому умершего страдальца относят ангелы, выступает Л. А. в новозаветной притче о Лазаре убогом (Лук. 16, 19-31). В христианской иконографии Л. А. - чаще всего принадлежность композиций страшного суда (пример - фреска 12 в. в западном своде южного нефа Дмитриевского собора во Владимире); изображался восседающий Авраам, на коленях или за пазухой которого сидят души в виде детей.
С. А.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Фрагмент фрески Даниила Чёрного.
1408.
Владимир.
Успенский собор.


Смотреть что такое "ЛОНО АВРААМОВО" в других словарях:

    - (миниатюра Киевской псалтыри) Авраамово лоно выражения из евангельской притчи Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк.16:22). Обычно считается, что это является символом рая, однако традиционное христианское богословие утверждает, что в… … Википедия

    Лоно Авраамово, обозначение защищенности, к рая, по представлениям иудеев, ожидает умерших праведников в царстве мертвых (Лк 16:22). В основе образа лежит картина праздничного пира. При этом Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (евр. heq set abraham, греч.), в позднеиудейских и христианских представлениях потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников (см. Рай). Образ Л. А. связан со взглядом на Авраама как на «отца верующих», не только породившего… … Энциклопедия культурологии

    Библейское выражение, означающее место блаженства праведников. Так, в евангельской притче о Богатом и Лазаре говорится, что последний по смерти блаженствовал на лоне Авраамовом (Лук. XVI, 23) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Книжн. Архаич. Об особо приятном, безопасном и уютном месте пребывания или успокоения. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 349 … Большой словарь русских поговорок

Преисподняя, ад, геенна огненная, лоно Авраамово, рай!

Глава 1

Не редко возникают, особенно последнее время, вопросы, а что такое ад, преисподняя, рай и где они находятся. Эти слова в основном используются в религиозном мире, иногда в художественной литературе. Интерес к этим словам всегда был, есть и будет. Это не всегда праздное любопытство. Эти слова о чём-то говорят. И поэтому многих волнует, а есть ли загробная жизнь, есть ли параллельный духовный мир, о котором последнее время много говорят и пишут.

Особенно этот интерес подогревается сообщениями людей, которые прошли через клиническую смерть. И они свидетельствуют, что не только видели, но и побывали в аду или в раю. Разговаривали с ангелами, общались с родственниками, святыми, и даже с Иисусом Христом. Не мало здесь, конечно, фантазий людей желающих привлечь к себе внимание, или показаться особо святыми, удостоившимися такой чести. Но как бы то ни было, а поразмышлять есть над чем. Давайте сразу определимся, что эти слова используются в основном, в религиозном мире. И в Библии не мало мест где эти слова записаны. Но вот понимают их, не всегда правильно, какой смысл вкладывается в данном месте повествования в эти слова, зависит от того, что где услышали, или кому что понравилось из толкований. А учителей хватает.

Пожалуй, начнём со слова “ПРЕИСПОДНЯЯ” , что оно означает?

Слово “преисподняя”, в русской Библии сопоставимо греческому слова “гадес”, которому в свою очередь соответствует еврейское слово ”шеол”. Эти слова, могут обозначать место, находящееся в глубине земли, лишенное света царство мёртвых, для всех умерших. Всё это обобщалось словом – ад . Но в некоторых случаях эти слова обозначают, гроб, могилу, смерть, глубину, бездну. Но чтобы понять, что в данный момент под словом ад подразумевается, не надо выхватывать отдельные стихи или слова из текста. Надо читать все, в контексте с другим повествовате льным текстом, окружающим данное слово или фразу. В тоже время “шеол” и “гадес”, могут разниться по смысловому значению в некоторых случаях. Переводчики Библии иногда были непоследовательны, но это объясняется непониманием некоторых мест, описываемых в Библии. И всё же они старались, чтобы читающим было ясно, о чем говорит данный текст. Для этого могли вставить слова, которые не давали лучшего понимания мест, в Священном Писании. Сейчас также появляются переводы, которые вообще не согласуются со Священным Писанием. Одним словом, если приложить усилия, то при более внимательном изучении Священного Писания, всё проясняется и становится на свои места.

И так, одно из значений, слова “ПРЕИСПОДНЯЯ”, это обозначение места находящегося, где-то в глубинах земли. Где нет света, и является царством мёртвых.

Книга Бытие, глава 37, стих 35: “И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его”. Сказанное “сойду к сыну моему”, указывает на то, что сходить , это опускаться, куда то вниз. Также можно предположить, что речь идет, не о каких то глубинах преисподней в земле, а просто о могиле. Ведь используется в нашей жизни такое выражение: “сведёте меня в могилу” или “сведёте меня в гроб”. Да и могилы в основном находятся в земле. Такой пример записан в книге Бытие, 42 глава, 38 стих: “…то сведете вы седину мою с печалью во гроб….”. В греческом подстрочном переводе написано: “…низринете мою старость с печалью в ад…”. В данном случае “ад” имеет значение как гроб.

Книга Числа, глава 16, стих 30: “…а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа…”. Слова “земля разверзнет уста свои и поглотит их” и “они живые сойдут преисподнюю”. В этом случае подразумевается глубина преисподней, а не могила, и это говорит о том, что преисподняя находится, где-то внизу в глубинах земли. И таких мест не мало, указывающих, что преисподняя находится в глубинах земли. Хочу обратить внимание на то, что слово преисподняя, от начала взята из старославянского языка. И имело значение – “находящийся в самом низу”. Раньше даже нижнее белье называли – исподнее. В греческом подлиннике слово “преисподняя” не употребляется, вместо него используется слово “гадес”, то есть – ад. В таком случае надо понимать, что “ад” не всегда имел значение, как место страданий грешников, ведь слово “гадес“ имело значение и как могила и как гроб. Но очевидно, что для лучшего понимания, переводчики применили слово “преисподняя”, как бы разделяя смысловое и практическое значение слова – ад, и царство всех умерших, в глубинах земли.

Если мы согласны на основании Священного Писания с тем, что всё-таки преисподняя находится в глубинах земли, то эти глубины можно ещё назвать бездной. Так написано в Псалме 87 глава, 7 стих: “Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну”. Приведу ещё несколько примеров для большего подтверждения, что преисподняя, это бездна или глубина внутри земли.

Книга Иова, глава 11, стихи 7-8: “Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать?”.

Книга Притчей, глава 15, стих 24 “Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу”.

Надеюсь, что этих мест из Библии достаточно, для того чтобы понять, преисподняя находится внизу земли. Так написано.

Следующий вопрос, что такое “АД”? И где он находится, и существует он или нет?

Это самая не интересная тема и довольно таки опасная для нас. Пренебрегать знаниями о существовании ада не стоит. А вдруг ест возмездие за грехи и ад существует. Стоит изучить этот вопрос, чтобы потом не возмущаться, что не разъяснили и не предупредили. Вообще-то моральное состояние человечества дошло до такого момента, что верить в Бога, в ад и вообще в загробный мир не выгодно. Ведь это беспокоит совесть, думаешь, что делаешь не всё так правильно как нужно, и вообще не очень комфортно себя чувствуешь. А вот отрицать Бога, отрицать возмездие за грехи, отрицать ад, это нормально. Никакого неудобства тогда и не возникает в нашей повседневной жизни. Бери от жизни всё, что только можешь, используя при этом любые средства. Плевать на беззакония, совершаемые нами, всё равно умрём, и потом ничего не будет. А пока будем поддерживать друг друга в преступлениях, в беззакониях. Куда приятнее гладить друг друга по головке и убеждать, что никаких последствий за грехи наши в будущем не будет.

Замечательно, приятное заблуждение, и как это нам необходимо для спокойствия души. А душа есть у каждого человека, это его не материальная, но основная сущность, находящаяся в теле. Это наше “Я”, это наши мысли, эмоции, желания, чувства, одним словом личность. Так что недаром некоторые религиозные конфессии не хотят признать существование ада. Стараются исказить некоторые места Священного Писания на эту тему и не только на эту. Почему? Думаю, что это выгодно с практической стороны. В какую церковь люди пойдут с удовольствием? Туда где не будут убеждать изменить свой образ жизни, и не будут говорить о неизбежности наказания за совершённые и нераскаянные грехи. Так записано во втором послании Тимофею, глава 4, 3-4 стихи: “…Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням…”. Ещё во время первохристианской церкви Апостол Павел предупреждал Тимофея, что будут такие люди. Да и сейчас их хватает. Среди них не мало проповедников отрицающих существование ада и мучений в аду. Правда не мало легенд и каких то свидетельств очевидцев о том, что происходит в аду, но это уже художественные домыслы. Постараемся более внимательно исследовать эту тему, пользуясь только Библией.

И так, со словом “ад” вроде должно быть всё ясно, выше мы рассуждали на эту тему. Это перевод от еврейского слова “шеол” и греческого слова “гадес”. Но вот в книге Второзакония, глава 32, стих 22 написано: “…ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего…”. Эти слова указывают на то, что Бог прогневался на народ свой, за его отступничество. И гнев Божий был так силён как огонь, и жжет до ада преисподнего. А это уже указывает на то, что ад существует и находится в преисподних местах. В книге пророка Исаия, глава 14, стих 15, также говорится, где находится ад в преисподней: “…Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…”. Пророк повествует о падшем ангеле, который был низвержен в глубины преисподней, в ад. Так написано. Отсюда можно сделать заключение, что ад находится в глубинах преисподней. Что происходит в аду, и что об этом говорит Библия? Очень подробно, что происходит в аду записано в Евангелии от Луки, глава 16, стихи 22-23: “…Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках…”. Ясно написано, что богач в аду мучился. Что это за история, обязательно рассмотрим.

И так, ад находится в глубинах преисподней и находящиеся там, пребывают в мучениях, во всяком случает так произошло с богачом. Так написано. Давайте подробнее порассуждаем на тему о “богаче и Лазаре” записанную в Евангелии от Луки в 16 главе. Это ещё больше приоткроет картину того, что происходит в преисподней. Многие говорят, что это притча. Но это не так. Дело в том, что Иисус в притчах имен не называет. Потом, как мы увидим в дальнейшем, будут процитированы слова Авраама, Иисусом. Если Иисус сказал то, что Авраам не говорил, то это будет неправдой. Но так как были приведены дословно высказывания Авраама, то, значит, говорил он, и это реальность духовного мира, которую нам не так легко понять.

Евангелие от Луки 16 глава, стихи с 20 по 31: “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”.

Лазарь был нищий и очевидно, мечтой его было напитаться хотя бы крошками, со стола богача. И как часто бывает, богача не интересовал, какой то нищий, с которым общались собаки. Но возмездие, хоть и не сразу, но всё-таки приходит. Умер нищий Лазарь и отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Вот ещё новое место в преисподней, лоно Авраамово. Почему в преисподней? Потому, что все умершие на земле, как мы и рассуждали выше, отправлялись в царство мертвых, в глубины преисподней. Но здесь есть разница. Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово. Что такое “лоно Авраамово”, это аллегория. Лоно, это грудь, и Лазарь как бы у груди Авраама имеет покой. А где богач? О, о нём не сказано, что его ангелы отнесли на лоно Авраамово. А сказано, что похоронили его, и он оказался в аду. А в аду он оказался в муках, сильнейших переживаниях. Значит, преисподняя делится на две части, в одной есть те, кто мучается в аду, а в другой те, кто находятся в покое. Судя по всему это, есть ничто иное, как разделение и между людьми. Те, кого называют грешниками, отправляются в ад, а те, кто праведники, ангелы относят на лоно Авраамово. Как мы видим, ангелы имеют доступ в преисподнюю, так как души праведников они относят на лоно Авраамово. Но лоно Авраамово не называется здесь раем. А просто место успокоения для ветхозаветных святых, праведников. И так можем представить такую картину. Преисподняя, это глубины земли и делится на две части в одной ад, где грешники, в другой части место называемое лоно Авраама, где находятся праведники.

Продолжение следует.

Н.Н.К.

Вопрос: Церковь учит, что только после Христа для людей открылись ворота Рая. Есть мнение, что даже все библейские праведники и пророки неизбежно оказывались в аду после своей смерти. Но в Библии ясно сказано, что ветхозаветный пророк Илия вознесся на Небо. А в известной притче о богаче и Лазаре Христос говорит, что после смерти лишь богач попал в муку, Лазарь же утешился. Как все эти утверждения соотносятся друг с другом? Олег Антипов, г. Тула

Куда неслась огненная колесница

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова - в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду. Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения.

Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре , где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:19-31).

И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь - в Рай, или в ад?

Загадочное место

Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он …был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Но вряд ли мы сможем найти у различных толкователей Библии единое мнение о местонахождении этого загадочного «лона».

Самый типичный вариант объяснения дает архиепископ Аверкий (Таушев): «После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач, и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. Здесь снова возникает неопределенность - богач оказался в аду, а Лазарь заслужил «вечные кровы», которые, однако… не являются Раем. И посмертный жребий Авраама (а вместе с ним и Лазаря) заключается лишь в утешительных надеждах на будущее блаженство. По-прежнему остается непонятно: что же такое «лоно Авраамово» - некая часть ада, специально оборудованная для избранных, или же вообще какое-то третье, неизвестное Церковной традиции место, которое невозможно идентифицировать ни с адом, ни с Раем?»

Наверное, главной сложностью в понимании этого непростого вопроса является отсутствие у нас ясного представления о том, что же такое - Рай и ад. Даже в святоотеческом наследии можно найти весьма различные определения этих реалий посмертного бытия человека. И если мыслить об аде и Рае лишь в пространственных категориях - как о территориях, которые в принципе не соприкасаются друг с другом, то все противоречия, уже рассмотренные здесь, становятся просто неизбежными. Но существует и другое понимание, которое позволяет эти противоречия успешно разрешить.

Два действия Любви

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами ». Но удивительное дело - рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: «ад - это действие божественной любви: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания. » По мысли преподобного, ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности - любви Божией. И это далеко не единичное мнение, пускай даже и очень почитаемого Отца.

Святитель Григорий Палама тоже настаивал на таком понимании действия любви Божией. Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем » (Мф 3:11 ; Лк 3:16), святитель Григорий полагает, что люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. Вот его слова: «Он, говорит Предтеча, будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению. » У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.

В самом деле, даже если рассматривать ад как некое пространство, которое Господь по своему милосердию выделил в мироздании для тех разумных существ, которые не захотели иметь общение со своим Создателем, то все же неизбежно придется признать факт присутствия Вездесущего Бога и в этом пространстве. Псалмопевец Давид говорит: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты .» А уж после сошествия Христова во ад было бы и вовсе странно говорить об аде как о «месте, лишенном Бога».

Поэтому даже до Искупительного подвига Спасителя посмертная участь людей могла быть для них и утешительной, хотя бы в ту меру, которая была тогда доступна падшему, не исцеленному человеческому естеству. Лоно Авраамово не было местом блаженства в христианском понимании. В Евангелии ясно сказано, что Лазарь не блаженствует, а лишь утешается. А о том, что смерть и до пришествия Христова могла быть для человека утешением, есть множество свидетельств в Церковном Предании. Например, Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой - избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. » Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Лазарь много страдал в своей жизни, но смерть прекратила его страдания и поэтому послужила для него утешением. Однако не стоит видеть в различии судеб Лазаря и богача лишь принцип голой симметрии по принципу: «страдал в земной жизни - наслаждаешься в загробной, и - наоборот ».

Адские мучения

В муку после смерти вполне мог попасть нищий, а утешаться мог и богатый человек, ведь и сам Авраам был далеко не беден в своей земной жизни. Причина столь разной участи вовсе не в имущественном цензе и не в социальной принадлежности. Более того - в притче о богаче и Лазаре Христос предложил фарисеям ситуацию, которая полностью противоречила всем их представлениям о соотношении богатства и благочестия. Дело в том, что древние иудеи считали богатое имение человека прямым указанием на его праведную жизнь: иначе - почему бы Бог дал ему это богатство? Но Христос вопреки этому убеждению рассказывает им об утешающемся на лоне Авраамовом бедняке и о страдающем в мучениях состоятельном человеке. Так что же становится причиной, которая одних людей после смерти приводит в муки, других - в утешение?

Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.

Каким было устроение Лазаря, предположить совсем нетрудно. Он всю жизнь провел в нищете, болезнях, лишениях, но при этом, очевидно, не роптал на Бога и людей, не осуждал никого, и даже богача, который равнодушно проходил мимо его беды каждый день, он просил лишь о мизерном пропитании в виде объедков. Говоря языком православной аскетики, Лазарь сумел использовать свое бедственное положение для борьбы со страстями. И после смерти оказался свободным от действия этих страстей.

Но что сделал со своей душой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение. В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства - абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации…

Согласно преподобному Григорию Синаиту, «огонь, тьма, червь и тартар, составляющие ад, есть разнородное сладострастие, всепоглощающая тьма невежества, неутолимая жажда чувственного наслаждения, трепет и зловонный смрад греха .» Все эти адские состояния души несчастный богач старательно развивал в себе всю свою жизнь, а после смерти они стали для него мучительным пламенем страстей, которые совершенно невозможно удовлетворить человеку, лишенному тела. Такое существование нельзя назвать иначе как адской мукой.

Но, кроме чувственных страстей, этот бедный человек развил в себе еще одну страшную духовную болезнь - зависть. Которая, по определению Иоанна Златоуста, есть… почитание чужих несчастий своим счастьем, а благополучие других - своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый - благополучием ближнего: что может быть гнуснее всего?

…Только удали его от блаженства

Богач просит Авраама: «Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой .» Но ведь совершенно очевидно, что это не принесет ему облегчения, капля воды на пальце Лазаря не сможет утолить его жажды к чувственным наслаждениям, которых он оказался лишен. В чем же причина такой странной просьбы?

Святитель Илия Минятий объясняет это следующим образом: «…И вот почему он требует, чтобы пришел Лазарь к нему хотя бы на время, чтобы и Лазарь пришел разделить с ним муки, чтобы он удалился от лона Авраамова. И если бы удалось ему это, он, вероятно, почувствовал бы некоторую отраду. Чтобы удостовериться в этом, обратите внимание на следующее: когда богач услыхал от Авраама, что Лазарю идти в ад к нему нельзя, ибо между ними установлена великая пропасть, он стал говорить: молю тя убо, отче, да пошли его в дом отца моего (Лк 16:27). Этими словами он как бы говорил: если нельзя прислать его сюда, чтобы он стал участником моих мучений, то пошли его хотя бы в мой дом, то есть в мир, в прежнюю жизнь, в прежние несчастья, только удали его от блаженства в твоем лоне. Да, повторяю, завистью он распаляется более, нежели геенной. Казалось бы, богачу следовало скорее проситься самому на лоно Авраамово, а не Лазаря привлекать на муку. Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти - видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет - сознавать, что на веки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».

Понятно, что человек с таким страшным устроением души и Любовь Божию воспринимал как неугасимый огонь, опаляющий его совесть.

Небо и ад

Так было ли лоно Авраамово частью Рая? В христианском понимании - нет. Дело в том, что Рай, Царство Божие, - это та полнота единения твари и Творца, к которой призваны все люди. А всю высоту этого призвания прекрасно выразил святитель Афанасий Великий в своей знаменитой формуле: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Но до исправления Христом человеческого естества больная природа человека в принципе была не способна к столь тесному единению со своим Создателем. Поэтому никакое состояние человека в дохристианский период невозможно считать в полной мере - райским. И Авраам, и Илия, и Лазарь, и все прочие праведники Ветхого Завета в посмертном своем бытии уповали на пришествие Спасителя, после которого они смогли бы, наконец, соединиться с Господом в той мере, которую Евангелие называет - Царствием Небесным.

Но и «филиалом ада» однозначно считать лоно Авраамово все же не следует. Линейная логика здесь вообще неприменима, поскольку в данном случае мы говорим не о пространстве, а скорее - о состоянии души умершего человека. Вот как писал об этом Блаженный Феофилакт: “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предложат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. Поэтому на вопрос: «является ли лоно Авраамово частью ада или Рая?» можно ответить лишь парадоксом: часть Неба всегда находится в аду. По слову святителя Иоанна Златоуста, рассуждавшего о темницах адовых: Они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости и не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо.

Александр Ткаченко

Фраза «Лоно Авраама, Исаака и Иакова» в еврейских манускриптах используется для обозначения обители мертвых . Данная концепция находится в четвёртой книге Маккавеев и в Апокалипсисе Софонии .

В христианстве

Выражение встречается в Библии единожды (Лк. ). Некоторые богословы считали, что "лоно Авраамово" есть либо синоним рая (Стефан Яворский) , либо "отделение рая" (Игнатий Брянчанинов) . Однако другие настаивали, что в ветхозаветные времена рай был закрыт для людей:

По смерти Лазаря , душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа , но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама , разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

- Аверкий (Таушев) ,

Напишите отзыв о статье "Авраамово лоно"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1896. - Т. XVIIa. - С. 959.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1905. - Т. доп. I. - С. 16.

Отрывок, характеризующий Авраамово лоно

В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.