Где находится город ленинград. Каком году был переименован ленинград

Санкт-Петербург (с 18 (31) августа 1914 по 26 января 1924 - Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 - ) - город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел. Административный центр Ленинградской области и Северо-Западного Федерального Округа и центр Санкт-Петербургской городской агломерации.

Город основан 16 (27) мая 1703 Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове.

Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки - Неве и Большой Невке. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт.

До закладки Петропавлоской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Стрельна и Ниеншанц. Последняя находилась при впадении в Неву реки Охты и была (по правому берегу Невы) окружена посадом - поселениями людей, обслуживавших нужды крепости.

Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. С 1712 по 1918 город являлся столицей Российской Империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

В 1719 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России публичный музей - Кунсткамера, в 1724 году основана Петербургская Академия наук, первая российская газета также начала выпускаться здесь.

В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года. В 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург - Царское село (ныне город Пушкин). начались революция 1905 - 07, Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную блокаду немецко-фашистскими войсками.

Военно-политическое руководство фашистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидировать колыбель пролетарской революции.

Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Враг имел превосходство над советскими войсками по личному составу в 2,4 раза, орудиям - в 4, минометам - в 5,8, танкам - в 1,2, самолетам - в 9,8 раз, но ему не удалось сходу ворваться в Ленинград.

8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве.

Ленинградцы, как и все советские люди, вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи. В городе было построено свыше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. С 4 сентября 1941 г. начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.

С 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.

В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением.

Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин. 18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.

Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.

За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек - дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль <За оборону Ленинграда>, которой награждены около 1,5 миллионов человек.

1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Ленинград назван в числе первых городов-героев. Девятисотдневная защита осажденного города - легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений.

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-герой», вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Звание присвоено «за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне»

Блокада Ленинграда длилась 871 день с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

От голода погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Группа немецких армий «Север» должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля 1941 года овладеть Ленинградом.

Родственники везут на кладбище умершего от голода ленинградца

Блокада Ленинграда, 1942
Борис Кудояров
Жители блокадного Ленинграда на уборке улиц от снега

Ленинград, 1942
Всеволод Тарасевич
Тела убитых гитлеровцев в районе Шлиссельбурга

Ленинградский фронт, 1943
Борис Кудояров
Волково кладбище. Блокадники везут хоронить трупы умерших от голода мирных_жителей

Ленинград, 1942
Борис Кудояров Тяжелые танки КВ-1 выходят с Дворцовой площади на Невский проспект и следуют на_фронт

Ленинград, 1942
Борис Кудояров
Морские пехотинцы Балтийского флота ведут бой в ледяных торосах Финского залива

Ленинград, 1942
Александр Бродский
Морской патруль у Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде, 1942

Александр Бродский
Пустые рамы в залах Эрмитажа после эвакуации экспозиции

Блокадный Ленинград, 1941
Александр Бродский
Раненые дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города

Блокадный Ленинград, 1942
Борис Кудояров Жители блокадного Ленинграда на Невском проспекте. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище

Ленинград, 1942
Михаил Трахман
Бойцы местной противовоздушной обороны дежурят на крыше здания Академии наук

Ленинград, 1942
Григорий Чертов
Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги

Ленинград, 1942
Борис Кудояров
Разрушенный гитлеровцами детский сад в городе Тихвине

Ленинградская область, 1941
Георгий Зельма
Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте блокадного Ленинграда, 1941

Борис Кудояров 21 августа 1941 года немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно.

В окружение попало 2 миллиона 544 тысяч гражданского населения, 343 тысячи жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены, их должно было хватить на один-два месяца. 8 сентября 1941 года в результате авиационного налёта и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева.

Эвакуироваться удалось не всем. Когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, действовала военная цензура.

Ледовая дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной Дорогой Жизни, приобрела особое значение, когда связь с Большой землёй прекратилась.

Остановился общественный транспорт. Зимой 1941 года не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Продовольствие стремительно заканчивалось. В январе 1942 года на человека приходилось только по 200/125 граммов хлеба в день. К концу февраля 1942 года в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тысяч человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридоре за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

14 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда.

К 27 января 1944 года советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Сколько жизней унесла блокада Ленинграда, сколько слёз и крови было пролито в те страшные дни. Память о человеческом подвиге священна, и всё же молодому поколению необходимо знать и понимать, какой ценой он давался. В наше время есть люди, для которых история - это не просто параграфы в учебниках. Они не просто хотят, чтобы помнили, они приближают нас к истории, воссоздавая события военных лет, чтобы можно было прочувствовать и хоть немного ощутить, каково было людям в те годы. Чтобы не было страшных повторений в будущем.

В Санкт-Петербурге военно-историческая реконструкция событий Великой Отечественной войны - важная часть жизни города. Николай Шокин занимается реконструкцией уже не первый год. Как и другие участники Санкт-Петербургской Региональной общественной организации ЭПОХА, он настоящий энтузиаст и предан своему делу.

Николай Шокин

«В общественной организации ЭПОХА я занимаю должность руководителя направления. В мои обязанности входит организация сложно-технических мероприятий. Например, организация реконструкции высадки морского десанта, где задействовано много техники и людей в сложных условиях.

Кроме военных реконструкций мы проводим лекции для школьников, студентов и кадетов. Мы обязательно приносим с собой военную форму, артефакты, ребятам всегда интересно потрогать, посмотреть. В музее нельзя, а у нас - можно. Если мы проводим лекцию по инженерно-сапёрному делу, то у нас с собой всегда полный набор инструментов: кирки, мотыги, лопаты большие, лопаты маленькие, всякие приспособления - кошки, сумка подрывника, специальные оборудование.

Я увлёкся реконструкцией, как и многие, случайно. До военной реконструкции я занимался моделизмом, а один мой товарищ уже участвовал в таких мероприятиях. Мне стало интересно посмотреть, как это происходит. Он ответил - зачем смотреть, просто приходи и участвуй. Когда человек приходит первый раз, ему всё выдают: одежду, оружие. И этот первый опыт показывает, твоё это занятие или нет.

Первое моё мероприятие - реконструкция Советско-финской войны под городом Выборгом. 13 марта на Восточно-Выборгских укреплениях снега было по пояс, и когда нам дали команду «В атаку!», все встали и утонули в снегу. Наступать было невозможно: строчит пулемёт, на тебе навешаны гранаты, сумки, подсумки, ранец. И ты понимаешь на собственной шкуре, что воевали совсем не так, как нам показывают в фильмах и написано в книгах.

Была волна желающих участвовать в реконструкциях в конце 1980-х годов, в конце 1990-х. Каждые семь-десять лет приходит новая волна молодёжи. Кто-то уходит, кто-то вживается ещё сильнее в реконструкцию и остаётся навсегда.

Если ты хочешь просто покрасоваться, фотографироваться - это одна мотивация. Есть люди, которые приходят, потому что им интересно ковыряться с железом, смотреть, какие системы вооружения были, узнавать, как всё утроено. Есть люди, которым интересен оборот вещей, - это коллекционеры. У одного моего товарища было около 20 видов военных бескозырок, такое хобби».

Участники военно-исторической реконструкции, посвящённой 72-й годовщине прорыва блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне. Ленинградская область, Россия

«Реконструкция - это вершина айсберга. Это действие, которое видят люди. Сначала для создания необходимо изучить все источники, как правило, мы обращаемся к архивным документам. В 90% случаев все реконструкции мы проводим на местах боёв. Мы готовим техническое задание для себя и для администрации города, которая нам помогает. Потом мы подготавливаем местность, находим места, где воевали. Необходимо понять, какое вооружение и какая техника были у людей в то время.

Везде всегда всё решают люди. У реконструкции есть два направления - есть костюмное, а есть форменное. Есть люди, которые пытаются заработать на этом деньги, вот у них костюмы. Мы же не пытаемся этого сделать. Для нас это не форма отдыха, а настоящая жизнь в чужой шкуре. Когда ты надеваешь на себя снаряжение времён войны, бежишь по пояс в снегу, ты прекрасно понимаешь, что чувствовали наши деды, прадеды, отцы.

Следующая стадия увлечения реконструкцией, когда ты начинаешь изучать документы, что должно быть надето на бойце.

Идём в музей, записываемся в архивный фонд, изучаем экспонаты, потом уже всё это восстанавливаем по чертежам. Изучаем наставления, приказы.

Самая большая проблема с архивами, когда нужно достать исторические военные документы. Например, я специально брал отпуск, приехал на десять дней в Москву. Заказал описи в Российском государственном военно-историческом архиве. На следующий день получил описи. Заказал дела, через три дня получил дела. Заказал, чтобы их посмотреть, они в другом корпусе, а четверг санитарный день. Я за десять дней успел посмотреть только пять дел - три из них это были журналы боевых действий 197-го Лесного пехотного полка за 1915–1916 годы. Мы сейчас занимаемся его реконструкцией. Из пяти дел только три я успел изучить за десять дней.

В 1990-е годы выходило очень много сборников по Советско-финской войне, по Польской кампании 1919–1921 гг., по Великой Отечественной войне. В наше время люди пишут книжки, чтобы на этом заработать и собирают друг у друга информацию, ссылаются на источник из интернета. Конечно, хочется более точных данных, а это требует кропотливой работы, не всегда хватает времени на поиски. Тогда мы привлекаем интересующихся студентов для изучения архивов и поисков данных».


«Музеи и архивы, с которыми мы давно сотрудничаем, охотно идут нам навстречу. Бывают, конечно, разные ситуации. В Центральном музее связи имени А. С. Попова один реконструктор петровской эпохи попросился в фонды, и там совершенно случайно исчезли оригинальные пуговицы с камзола. Может, это и не он, может, их и не было. Например, часто заказываешь опись, а там целой коробки с чертежами нет, она пропала ещё при транспортировке.

Высшая стадия реконструкции для нас - это поход.

В праздники или большие выходные мы собираемся, оставляем всё гражданское, берём всё для реконструкции с собой, вплоть до нижнего белья. Сухпайки - брикетированные концентраты гороха и гречки, их выпускают ещё с войны. У нас такие пайки начали выпускать по итогам Советско-финской войны, армию снабжали продуктами неважно, поставка была такая, что должны были доставлять свежий хлеб, а морозы сильные, пока подвода на лошадках по заснеженным разбитым дорогам с хлебом доедет, его уже есть нельзя. Поэтому в армии вернулись к царским сухарям и стали делать концентраты.

На местах боёв, например в Карелии, посмотреть на военную реконструкцию приезжает очень много людей. В окрестностях города Суоярви, на 30-м километре шоссе Суоярви-Лоймола, ежегодно проходит военно-историческая реконструкция «Карельские рубежи. Суоярви», посвящённая годовщине окончания Советско-финской (Зимней) войны. Реконструкция событий проходит на историческом месте, рубеже Кола, именно в тех местах, где зимой 1940-го года РККА и финская армия вели ожесточенные бои. Большие потери были с обеих сторон - и русской, и финской.

Люди туда приезжают каждый год в марте, там в это время морозы до –20. Самое интересное, что собирается тысяча человек и больше, не только русские, но и финны. В прошлом году с финской стороны были финские военные в отставке, наши ребята выдали им форму».

Участник военной реконструкции, посвященной Советско-финской (Зимней) войне, Ленинградская область, Россия

«Главная проблема - это материалы. Для нас имеет значение даже толщина ниток, хотя зритель часто не видит разницы. Например, есть такой шлем СШ36 - это шлем образца 1936 года, с гребешком. Он ещё называется «халхинголка». Люди, которые не знают, спрашивают, что это вы фашистскую каску надели?

Или, например, знаменитый наш Пистолет-пулемёт Судаева (ППС). Кто не разбирается, говорит, что это Шмайсер (немецкий травматический пистолет).

А вот когда человек приходит и говорит: «Ничего себе, это у вас СВТ-38! (самозарядные и автоматические винтовки системы Токарева)», вот такой человек понимает, что это такое.

Технику мы сами реконструируем, сейчас, например, собираемся делать аэросани, уже нашли чертежи. И всё это по крупицам собирается.

Чертежи бронеавтомобилей наши ребята достали в Самарском центральном техническом архиве. Там нашли заводские чертежи аэросаней со всеми печатями.

Когда мы восстанавливали бронеавтомобиль Б-64-Б, использовали фотографии с Абердинского испытательного полигона в США. Очень подробно отснято. Шины к нему покупали в США, от американского армейского автомобиля повышенной проходимости времён Второй мировой войны Willys MB. Переправляли через друзей - из Америки их доставили в Голландию, потом в Финляндию, а оттуда мы съездили и забрали. Восстановление машины заняло три года».


Студенты Санкт-Петербургского Политехнического университета на лекции, Санкт-Петербург, Россия

«Специализированных баз для хранения восстановленной военной техники и формы у нас нет. Одни участники реконструкций хранят вещи дома или на даче, кто-то на работе. Многое мы храним в мастерских Санкт-Петербургского Политехнического университета. У ребят, которые там работают, учатся, очень серьёзное отношение к патриотизму. На базе университета есть свой музей военной техники. Многие учащиеся ездят к ветеранам, в мастерских при университете собирают модели времён Второй мировой войны. Большая часть нашей организации – это бывшие студенты Политехнического университета.

Во время Великой Отечественной войны студенты и преподаватели Санкт-Петербургского Политехнического университета вошли в состав дивизии народного ополчения Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Каждый год студенты и преподаватели ездят на гору в д. Сяндеба, места боевой славы, где дивизия приняла бой и понесла тяжёлые потери. Часть укреплений восстановлена реконструкторами и студентами университета».


«Нашу организацию никто не финансирует. У нас всё на общественных началах, нет обязанностей в приказном порядке, только чувство долга. Нас привлекают к историческим военным фильмам. В фильме «Сталинград» режиссёра Фёдора Бондарчука снималось 200 человек реконструкторов и около 150 человек массовки.

В 2012 году президентом Российской Федерации был подписан указ о создании Российского военно-исторического общества (РВИО). Теперь можно участвовать в конкурсах на проведение исторических мероприятий. Организация, которая сможет наиболее интересно представить свой проект, получает финансирование и поддержку от РВИО.

Кроме РВИО есть администрации городов, комитеты по работе с молодёжью, и все они проводят разные конкурсы. Объявляют тендеры на проведение мероприятий. Как правило, в администрациях есть энтузиасты, которым не безразлично историческое прошлое.

В одном мероприятии может принимать участие разное количество участников. Если администрация предлагает нам для проведения футбольное поле, то там мало места для реконструкции. Как правило, это платные мероприятия, и мы стараемся в них не участвовать.

Официально в нашей организации состоит около 250 человек.

Нам подают заявки, мы рассматриваем. Важно соответствие военной формы участника и немаловажный фактор - отношение к алкоголю. У нас на мероприятиях совершенно запрещено употребление спиртных напитков. После окончания реконструкции, пожалуйста, это личное дело каждого.

Клубов военной реконструкции много, они все разного качества, с разными целями. Жёсткого реестра клубов военной реконструкции нет. Мы дружим с клубами Москвы, Волгограда, Калининграда, Белоруссии. Везде есть два лагеря – клубы, которые точно и неукоснительно тащат лямку исторической точности и те клубы, которые допускают некоторые вольности. Некоторые могут выйти на начало войны в погонах, которых тогда ещё не было, или в брежневской шапке».

Квартира-мастерская Дмитрия Колышева - лучшего мастера по пошиву военной формы в Санкт-Петербурге. Представлен образец формы Лейб-гвардии Преображенского полка, Дмитрий отшивал их в качестве образцов для президентского полка в Кремле Николай Шокин

«Всегда встаёт вопрос точности копийности. У нас все детали родные, оригинальные - двигатель, мосты, коробка передач, только бензонасос пока ещё не удалось нам восстановить. В нашем клубе историчность стоит на первом месте. От предметов одежды до крупных вещей стараемся соответствовать.

У нас лет десять был провал по флоту из-за отсутствия оригинальных тканей, а теперь благодаря Белоруссии наладили производство тканей.

Знаменитый мастер по пошиву военных головных уборов Александр Баллай даже имеет свою печать. Для многих реконструкторов это означает высокое качество и гарантия историчности. Некоторые мастера принципиально не будут шить из неправильной ткани».


«Дело в том, что у нас нет правовой базы. Мы уже давно хотим предложить юридический статус. Ни один закон не говорит, кто такой реконструктор, какие у него права. В своё время у казачества была такая проблема. Наши макеты мы сдаём на экспертизу в полицию, чтобы они подтвердили, что мы не можем использовать их в качестве боевого оружия.

Заряды делают специальные пиротехники, у которых есть лицензия, или с Ленфильма приглашаем ребят, работающих с пиротехникой. Как, например, делается граната: берётся промышленная петарда, помещается в промышленный корпус, красится, чтобы издалека это казалось гранатой, бросается и взрывается.

В руках у нас у всех оригинальные изделия, но они выведены из боевого состояния, чтобы не причинить ни себе, ни окружающим повреждений. Эффект выстрела виден, но причинить вреда он не может.

Есть семьи, где все занимаются реконструкцией. Одежда пошита на всех членов семьи, на все эпохи, они вместе выезжают на мероприятия. Дети допускаются не везде, там, где много стрельбы - запрещено. Только если это реконструкция, как гражданское население покидает город».

Семья Николая Шокина (слева направо): Николай Шокин, сын Владислав, жена Елена, дочь Ульяна.
Санкт-Петербург, Россия

«У меня двое детей. Мой сын занимается парусным спортом в Академии парусного спорта, летом у него тренировки 6 дней в неделю, зимой пять раз. Дочка совсем маленькая, ходит в садик. Жена переводчик с итальянского языка. Мы не выпускаем детей в бой, пока им не исполнится 18 лет.

Моя супруга относится с пониманием к моему увлечению военной реконструкцией. Кто-то любит рыбалку, охоту, употребляет горячительные напитки. Моё хобби достаточно безобидно, единственное, бывает, что я пропадаю на несколько дней из дома».

Ленинград – колыбель пролетарской революции 1917 года, был особым городом для СССР, поэтому в планах гитлеровского командования было полное его уничтожение и истребление населения. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1041 г. Численное превосходство изначально было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз – самолетов, в 1,2 раза – танков и почти в 6 раз – минометов. В итоге 8 сентября 1941 г. года гитлеровцам удалось захватить Шлиссельбург и таким образом, взять под свой контроль исток Невы. В результате Ленинград был блокирован с суши (отрезан от Большой земли).

С этого момента началась печально известная 900-дневная блокада города, продолжавшаяся до января 1944 г. Несмотря на начавшийся ужасный голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей Ленинграда, они показали себя настоящими героями, все свои силы направлявшими на борьбу с фашистскими захватчиками.

Примечательными фактами в истории военной летописи города на Неве стали следующие цифры: более 500 тысяч ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены 35 км баррикад и противотанковых препятствий, а также более 4 000 дзотов и дотов; оборудовано 22 000 огневых точек. Ценой собственного здоровья и жизней мужественные ленинградцы-герои дали фронту тысячи полевых и морских орудий, отремонтировали и выпустили с конвейера 2 000 танков, изготовили 10 млн. снарядов и мин, 225 000 автоматов и 12 000 минометов.

Первый прорыв блокады Ленинграда произошел 18 января 1943 г усилиями войск Волховского и Ленинградского фронтов, когда между линией фронта и Ладожским озером был образован коридор 8-11 км шириной. А через год Ленинград был полностью освобожден. 22 декабря 1942 г. Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоились около 1,5 млн. защитников города. Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 г. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.

Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов. 9 мая 1975 г, в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне, был открыт Мемориал героям - защитникам Ленинграда. Он представляет собой территорию, площадью 1200 кв. м, с величественным гранитным обелиском в центре разорванного кольца, внутри расположены скульптурные композиции «Защитники города», «Блокада». В подземной части размещен музей, содержащий вещественные экспонаты и документы, отражающие подвиг мужественных защитников Ленинграда и его жителей во время войны.


Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 г. Монумент «Родина – мать» - его центральная фигура. Он представляет собой величественную фигуру женщины с гирляндой из дубовых листьев в руках, оплетенных траурной лентой. Так «Родина – мать» оплакивает своих героев. Частью Пискаревского кладбища стала и траурная стелла с горельефами, изображающими эпизоды из жизни и борьбы героев города Ленинграда.

Звание Города-Героя Ленинграду было присвоено в 1965 году. А через 20 лет, 8 мая 1985 года, в ознаменование 40-летия Победы на самой большой площади Ленинграда – Площади Восстания установлен обелиск «Городу-Герою Ленинграду». Представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, украшенный бронзовыми горельефами и увенчанный «Золотой Звездой Героя». В нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда - «Блокада», «Тыл - фронту», «Атака», «Победа». На декоративном картуше Орден Ленина и надпись - «Городу-Герою Ленинграду». Это второй по величине гранитный монолит в Санкт-Петербурге после Александровской колонны на Дворцовой площади.


В 1965-1968 годах создан комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград, известный как «Зелёный пояс Славы». Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни. Состоит из Большого и Малого блокадного кольца. На бывшей линии фронта расположено свыше 80 памятников, обелисков, стел и других сооружений, объединённых в мемориальные комплексы. Символическим центром «Зелёного пояса Славы» является монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

Одним из самых ярких памятников этого комплекса них является «Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух, согнутых полукругом железных арок, была открыта в 1966 г. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Другим мемориалом Зеленого пояса славы, воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволжском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 г. и посвящена погибшим детям блокадного города. На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

В августе 1941 года, финская армия, проведя успешное наступление в районе северной Ладоги, перерезала Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь. В последних числах августа германские войска захватили станцию Мга в 50 км восточнее Ленинграда, а 8 сентября 1941 года немцы захватили город Шлиссельбург на берегу Ладожского озера. Была перерезана последняя железная дорога, связывавшая город с остальной территорией СССР. Кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось. Единственным наземным путем, по которому шло снабжение города, стала транспортная магистраль через Ладожское озеро, известная как Дорога Жизни. В период чистой воды снабжение происходило водным транспортом, в период ледостава, через озеро работала авто-гужевая дорога. От западного побережья Ладоги, контролируемого осажденными войсками Ленинградского фронта по Ириновской железной дороге грузы доставлялись непосредственно в Ленинград. Параллельно железной дороге проходила автомобильная.

В память о событиях тех лет, в городе Всеволожске, через который проходила Дорога Жизни на Румболовской горе в 1967 году установлен мемориал. Памятник очень выразителен - большие, устремлённые ввысь листья дуба, лавра и желудь возле них, как символы силы, славы и продолжения жизни. В 2012 году там же установлена бронзовая скульптура в натуральную величину грузовика «Газ-АА» с надписью «Памяти машины-солдата».

Одним из памятников «Зелёного пояса Славы» является мемориал «Катюша». Сооружен в 1966 году, на возвышенности рядом с деревней Корнево Всеволожского района. Здесь располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Представляет собой пять 14-метровых стальных балок, установленных на бетонном основании под углом к горизонту, и символизирует собой машину реактивной артиллерии, носившую среди солдат прозвище «Катюша». Рядом - стела с памятной надписью. Архитектором памятника был Л. В. Чулкевич, который во время блокады командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы. За этот проект он получил премию ВЛКСМ.

Еще один памятник «Зелёного пояса» «Ижорский таран» находится в Колпино. Установлен в 1967 году, на переднем крае обороны Ленинграда. Состоит из двух вертикальных железобетонных балок и одной горизонтальной, направленной острием в сторону, где находились позиции врага. Посвящен бойцам Ижорского батальона Ленинградского фронта. Рядом установлено 85 мм зенитное орудие.


Огромную роль в деле обороны Ленинграда сыграл Ораниенбаумский плацдарм (еще известен как Приморский плацдарм или Малая земля). Представлял собой участок суши, прилегающий к финскому заливу длиной 65 км и глубиной 25 км от береговой линии к западу от Ленинграда. Плацдарм от Ленинграда отделяли части 18-й немецкой армии. Западная точка плацдарма - на реке Воронке - являлась самой западной точкой СССР, не занятой войсками вермахта.

В сентябре 1941 года войска 8-й армии при поддержке корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота остановили немецкое наступление в районе Керново-Петергоф. Однако попытка советской 8-й армии, одновременно с встречным ударом 42-й армии из Ленинграда (Стрельнинско-Петергофская операция 5-10 октября 1941), установить прямое сообщение с городом, не удалась. Потерпев неудачу, советские войска перешли к устойчивой обороне. Этот небольшой анклав советских войск более чем за два года войны немцам так и не удалось ликвидировать. Благодаря Ораниенбаумскому пятачку, советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду и создавать напряжённость в тылу немецких войск. Именно с Ораниенбаумского плацдарма 14 - 30 января 1944 года началась Красносельско - Ропшинская операция (еще известная как «Январский гром»), результатом которой было полное снятие блокады Ленинграда от немецких войск.

В честь защитников плацдарма установлено ряд памятников и мемориалов. В 1961 году на 32-й км Петергофского шоссе установлена гранитная стела с выбитым посвящением на лицевой стороне. С 1967 года, на 103-м километре шоссе Ленинград - Усть-Луга, стоит бетонная стела с надписью о подвиге воинов 8-й армии и моряков Балтийского флота, длиной 30 метров с латунными барельефами защитников Ленинграда. Рядом установлены подлинные бетонные противотанковые надолбы, свезённые к мемориалу с рубежей обороны.

Еще один значительный мемориальный комплекс «Зеленого пояса» находится в Петергофе, на месте Большой слободы, стертой с лица земли во время боевых действий. В 1961 году здесь установлен гранитный обелиск с барельефами защитников приморской границы Ораниенбаумского плацдарма. Позже, в 1964 - 1971 годах сформирован ансамбль Братского мемориального кладбища. В 1967 году на другой стороне шоссе на Ораниенбаум высажено 350 туй, подобно морякам-балтийцам, цепями ходившими здесь в штыковую атаку.

Еще одной твердыней, где решалась судьба Ленинграда, стала старинная русская крепость Орешек, расположенная на острове у истока Невы на Ладоге напротив Шлиссельбурга. Небольшой гарнизон из бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота оборонял крепость от немецких войск, которым так и не удалось переправиться на правый берег Невы, замкнуть кольцо блокады Ленинграда и перерезать Дорогу Жизни. Если бы немцам удалось взять крепость, то остров стал бы для них удобным плацдармом для высадки частей для движения вдоль восточного берега Ладожского озера на соединение с финскими войсками. Почти 500 дней продолжалась героическая оборона крепости до января 1943 года, когда был освобожден Шлиссельбург. Защитникам острова посвящён мемориальный комплекс, в виде трех фигур бойцов на постаменте, открытый в крепости 9 мая 1985 года.

Город, который называют Северной столицей, в 1914 году был переименован в Петроград. Спустя десять лет - в Ленинград. Город-герой - звание, полученное Санкт-Петербургом в 1965 году. Почти девятьсот дней продолжалась блокада Ленинграда. По разным оценкам, за годы войны погибло от шестисот тысяч до двух миллионов жителей города. Героям Ленинграда посвящено множество книг, фильмов. О событиях из истории Санкт-Петербурга, относящихся к советскому периоду, рассказано в статье.

В 1924 году произошло наводнение, которое стало вторым по величине за всю историю города. До 1941-го это было главным событием в истории Ленинграда. Городов-героев в России девять, включая Керчь и Севастополь. На всей территории бывшего Советского Союза населенных пунктов, имеющих высшую степень отличия, всего двенадцать. Блокада - страшная страница в истории Санкт-Петербурга. Начался период, принесший Ленинграду звание города-героя, 8 сентября 1941 года. День освобождения города от фашистской блокады - 27 января 1944-го.

Нападение Гитлера

Согласно плану "Барбаросса", подписанному фюрером, захват Советского Союза должен был осуществляться в трех направлениях: ГА "Север", ГА "Центр", ГА "Юг". Нападение на Москву гитлеровское командование планировало произвести после захвата Ленинграда. Но планы изменились. Москву немцы так и не взяли. Город, который по величине в Советском Союзе занимал второе место и в котором была сосредоточена четверть тяжелого машиностроения страны, выдержал длительную блокаду.

Территория, взятая немцами в кольцо в сентябре 1941 года, имела площадь пять тысяч квадратных километров. Большая часть войск Ленинградского фронта была блокирована. Это около миллиона человек, не считая жителей Ленинграда. Героями города на Неве стали не только солдаты и офицеры, но и простые люди. В те страшные дни подвиги совершали даже дети.

Нам в 43-м выдали медали и только в 45-м – паспорта.

Это слова поэта Юрия Воронова, пережившего в 12 лет блокаду Ленинграда. Почему город-герой? За что Санкт-Петербург получил это звание? Ответы на эти вопросы - в фактах, представленных ниже.

Безнадежное положение

Именно так назвал ситуацию, сложившуюся в сентябре 1941 года, Сталин. Уже спустя несколько дней после начала блокады генералиссимус сказал: "Ленинград, вероятно, скоро придется считать потерянным".

Георгий Жуков прибыл в город 9 сентября. По другим данным, 13-го числа. За самовольное оставление рубежа обороны он применял жесткие меры, вплоть до расстрела. Американский публицист Солсбери, написавший книгу о блокаде Ленинграда, сказал: "Жуков в те сентябрьские дни был ужасен. Он требовал одного: атаковать, атаковать и атаковать!" Советские войска наступали, несмотря на недостаток винтовок, патронов и физических сил.

Немецкий генерал-фельдмаршал фон Лееб тем временем продолжал успешные действия на подступах к городу. Враг остановился в четырех километрах от Ленинграда, линия фронта проходила вблизи Кировского завода, который, несмотря ни на что, продолжал работать. 21 сентября началась операция по уничтожению кораблей Балтийского флота. Серьезные повреждения были нанесены линкору "Марат", на котором погибло более трехсот человек.

Но тогда еще не начались самые страшные дни в истории города-героя Ленинграда. Кратко тогдашние планы немецкого командования можно изложить, приведя цитату генерал-полковника Франца Гальдера:

Положение будет напряженным до тех пор, пока на помощь нам не придет наш союзник - голод.

И он действительно пришел. Но город не сдался даже спустя год после уничтожения всех продовольственных запасов.

Бадаевские склады

Через две недели после начала блокады немцы изменили тактику. Они приступили к разрушению города - сбрасывали на Ленинград зажигательные бомбы с целью организовать массовые пожары. Главной мишенью были продовольственные склады. Самый крупный из них был уничтожен уже в сентябре. На Бадаевских складах хранилось три тысяч тонн муки.

Дорога жизни

Нехватку продовольствия жители Ленинграда почувствовали в октябре. В ноябре начался голод. Продовольствие доставлялось в Ленинград через Ладожское озеро, по "Дороге жизни". По понятным причинам, этот путь возможен был только в зимние морозы. Впрочем, и в декабре, и в январе машины, в которых перевозились продукты, нередко проваливались под лед, чему способствовали немцы, обстреливающие и "Дорогу жизни". По сей день на дне Ладожского озера покоятся грузовики, которые так и не достигли пункта назначения.

В дни блокады в городе находились и советские, и зарубежные корреспонденты. Страх наводят сделанные ими фото. Герои города Ленинграда - это не только солдаты, пытавшиеся прорвать кольцо, но и местные жители, выдержавшие голод.


Смерть на ленинградских улицах

В ноябре 1941 года похоронные службы подбирали на улице города ежедневно сотни трупов. Смертность приобрела массовый характер. Умирающий на улице человек никаких эмоций у прохожих, обессиленных от голода, не вызывал.

К зиме 1941-го похоронные службы уже не справлялись со своей задачей. Тела ленинградцев лежали в подворотне, на улице. Их некому было убирать. Период с ноября 1941-го по январь 1942-го стал самым тяжелым в истории блокады Ленинграда. Каждый день в городе погибало от голода около четырех тысяч человек.

Целью фашистов было сделать блокаду столь прочной, чтобы "мышь не проскочила ни туда, ни обратно". Но к зиме 1941 года мышей в городе не было…

Суровая ленинградская зима

Несмотря на то что в январе Ладожское озеро покрывалось толстым слоем льда, и по нему начинали медленно двигаться грузовики с продовольствием, именно в холода число жертв от голода увеличивалось. Морозы истощенным ленинградцам переносить было особенно тяжело. А зима 1941-1942 годов оказалась продолжительнее и холоднее обычного.


Таня Савичева

О жутких днях в истории Санкт-Петербурга известно благодаря дневникам, которые вели умирающие блокадники. Истощенные люди надеялись выжить. Некоторые из них делали записи в своих дневниках из последних сил. На стене доме №13, расположенного на 2-й линии Васильевского острова, установлена мемориальная доска в память Тани Савичевой. В дни блокады девочка вела дневник, ставший одним из символов города-героя Ленинграда. ВОВ Таня Савичева не пережила. Ее вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла от истощения уже в эвакуации.

Таня Савичева родилась в многодетной семье в 1930 году. В мае 1941 года девочка окончила третий класс. На ее глазах умирали родственники. Она, так же как и две старшие сестры, была эвакуирована в августе 1942 года в Нижегородскую область. Таня Савичева пережила блокаду Ленинграда, но умерла в поселке Шатки от туберкулеза кишечника.


Артобстрел

Гитлер издал приказ, согласно которому, немецкое командование должно было стрелять в мирных жителей. При помощи артиллерийского обстрела население предполагалось принудить к бегству. Таким образом Гитлер надеялся создать беспорядок в центральной части России. В книге Картье Раймонда "Тайны войны" сказано, что немецкие военачальники первоначально протестовали против этого приказа. Они отказывались стрелять в мирное население. Однако фюрер был непреклонен.

Во время блокады в Ленинграде не было безопасных районов. Каждый из них в любой момент мог быть уничтожен вражеским снарядом. Но на определенные улицах риск стать жертвой артиллерии был особенно велик. На стенах домов в таких опасных местах имелись особые надписи-предупреждения. Они, конечно, не сохранились до наших дней, но в память о блокаде некоторые из них воссозданы. Так, на улице Аммермана, на стене дома №25, можно видеть табличку с предупреждением. Эта мемориальная доска - один из многочисленных памятников города-героя Ленинграда.


Освобождение города

14 января 1944 началась Ленинградско-Новгородская наступательная операция. Уже спустя пять дней Красная армия добилась значительных успехов. 27 января 1944 года город-герой Ленинград был освобожден от вражеской блокады. В этот день здесь прогремел салют.

Эвакуация началась летом. Как ни странно, многие жители отказывались покидать свои дома. Но из тех, кто согласился ехать, выжили немногие. Истощенные ленинградцы умирали в дороге и в больницах от недугов, вызванных многолетним голодом.

Памятники

В городе очень много мест, напоминающих о жертвах блокады. Один из наиболее известных памятников - Обелиск "Городу-герою Ленинграду". Он расположен на Площади Восстания, установлен в 1985 году. Обелиск представляет собой гранитный монолит высотой 36 метров. Украшен бронзовыми барельефами и увенчан звездой. Проект памятника создан архитектором Владимиром Лукьяновым.


На севере Санкт-Петербурга расположено Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь воздвигнут памятник героям Ленинграда. Кладбище основано до войны - в 1939-м. В годы блокады оно превратилось в место массовых захоронений. Здесь несколько братских могил. В них похоронены и воины Ленинградского фронта, и мирные жители, умершие от голода.

Погибших в годы войны также хоронили на Невском кладбище, которое спустя два десятилетия после Великой Победы сровняли с землей. На его месте в 1977 году сооружен мемориал "Журавли".

Дорога, которая снабжала город продовольствием, расположена была вблизи линии фронта. Она находилась под охраной особых воинских подразделений. На льду в декабре 1941 года соорудили оборонительные полосы, состоящие в основном из ледовых укреплений. Сегодня там, где проходила "Дорога жизни", установлено семь монументов и более сорока памятных столбов.

Другие известные памятники: "Разорванное лицо", мемориальная трасса "Ржевский коридор", скульптура "Скорбящая мать". Всего достопримечательностей, связанных с блокадой Ленинграда, в Санкт-Петербурге более двадцати.


Музей Блокады

Открыт он в 1946 году. Но до 1990-го назывался Музеем обороны Ленинграда. Правда, несколько десятилетий это учреждение было закрыто. В результате так называемого "Ленинградского дела" помещение передали Министерству военно-морского флота. Многие экспонаты были уничтожены. Восстановление началось только в годы перестройки.

Музей находится по адресу: Соляной переулок, дом 9. В состав экспозиции входит около 20 тысяч предметов, среди них мебель, вещи, которые дают представление о быте ленинградцев в период 1942-1944 года.

Послевоенное время

Восстановление города началось сразу же после освобождения. В 1950 году был утвержден план развития Ленинграда, который предполагал расширение территории вокруг исторического центра. В 50-е в Северной столице появились новые архитектурные ансамбли. В 1960 году началось строительство на западной части Васильевского острова, изменившее облик исторического района. Центр Ленинграда вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990-м. Спустя год город был переименован в Санкт-Петербург.

В 1990 году я поступила в Ленинградскую Академию Художеств, а со второго курса училась и окончила уже Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры. При этом я не переходила из одного вуза в другой, а случилось так, что сам город поменял название . И произошло это 6 сентября 1991 года . Девяностые вообще были сложными и противоречивыми, а уж в Питере в эти годы в дополнение ко всем трудностям переходного периода была еще и невообразимая путаница с наименованиями организаций, оформлением документов и прочими бумажными вопросами. В течение нескольких лет повсюду было столько споров, митингов и обсуждений, не передать. А потом все привыкли и успокоились, и сейчас многие дети и подростки даже и не знают, что был такой город – Ленинград .

Когда Ленинград переименовали в Санкт-Петербург

Петербург за триста с небольшим лет своего существования не единожды менял название , и каждый раз в истории нашей страны в эти моменты происходило что-то важное. Вкратце хронологию можно представить таким образом:

  • в 1703 году возникла крепость Санкт-Питер-Бурх , прозванная так в честь Святого Петра и «на голландский манер»;
  • в 1720 году уже разросшийся город решили называть Санкт-Петербургом ;
  • в начале 1 мировой войны в 1914 году в пику всему немецкому его переименовали в Петроград ;
  • смерть Ленина в январе 1924 года превратила Петроград в Ленинград ;
  • в 1991 году , а именно 6 сентября, городу возвращено имя Санкт-Петербург - самое подходящее по мнению большинства жителей.

Важно, что во все времена для простых людей Санкт-Петербург был и остается Питером . Это упрощенное имя возникло в народе почти сразу после рождения города и не только сохранилось на протяжении веков, но в последние годы его используют на всех уровнях чаще, чем официальное название.


Как еще называли и называют Питер

Много копий сломано было вокруг названия города чуть ли не с самого года его основания, и эти баталии продолжаются до сих пор. Писатели и поэты дарили Питеру красивые сравнения, а исторические деятели и различные политические группировки доказывали необходимость переименовать город и предлагали свои варианты. Поэтому в литературе мы можем встретить такие многочисленные обозначения Петербурга, как Петрополис, Ниен, Невоград, Град Петров, Северная Венеция и Северная же Пальмира, Новая Москва, Колыбель 3-х Революций, Город на Неве, Город Белых ночей и множество других. Современная молодежь тоже не обошла стороной эту традицию и придумала для города много новых имен и сокращений: СПб, Пит, Сантик.