Где лучше получить образование по специализации судовождение. Кафедра судоходства на внутренних водных путях

Профессия судоводитель


Судоводитель (навигатор) - это специалист по кораблевождению, основной задачей которого является безопасное ведение судна по необходимому маршруту. Он не только осуществляет навигацию, но и управляет деятельностью экипажа. Кроме знания лоции и технических средств судовождения, такой специалист должен владеть основами мореходной астрономии и метеорологии.

История судовождения насчитывает не одно десятилетие, ведь именно вплавь в доисторические времена люди достигали удалённых берегов, постепенно населяя их. В отличие от современных мореходов, обладающих солидной теоретической базой, их предки познавали основы судовождения на практике. Пласт знаний, содержащийся сейчас в учебниках и доступный даже любителям, накапливался со времён финикийцев, считающихся первым народом мореплавателей. Ещё в 15 веке Ибн Маджид, лоцман в команде Васко да Гамы, говорил, что желающий справляться с морской стихией должен иметь понятие о «фазах луны, румбах, направлениях и расстояниях».…

Несмотря на то, с какой лёгкостью человек научился передвигаться в трёх измерениях, морской транспорт нисколько не устарел. Более 70% Земли покрыты водой, и для успешного преодоления этих пространств необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» непостоянной стихии.

Профессия судоводителя востребована не только на морских просторах, но и на местных предприятиях речного пароходства. Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать техническим мышлением и умением производить быстрые расчёты, иметь не только достаточные физические качества, но и хороший глазомер.

Несмотря на то, что благодаря современному навигационному оборудованию количество аварий и посадок на мель в последнее время уменьшилось, основной причиной аварий остаются недостатки в управлении судами. Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений.

Для получения профессии достаточно среднего общего или начального профессионального образования. Тарифицируют специалистов-судоводителей соответствующие учебные заведения и капитаны морских портов. Аттестуются на право управления судами лица, достигшие 18 лет и прошедшие медицинскую комиссию. Получив аттестат судоводителя маломерного судна, можно впоследствии повысить квалификацию в одном из учреждений профессионального образования.


Судовождение - древнейшая профессия человечества. Люди сотни лет до нынешнего времени приобретали навыки управления кораблями, лодками, ладьями. И сейчас весь тысячелетний опыт, подкрепленный точными науками и географическими познаниями, используют в судовождении. Эта профессия считается не только важной и ответственной, но и немного романтичной, ведь большинство времени судоводители проводят на водных просторах, а семья с нетерпением ждет каждой встречи дома.

Но для того, чтобы стать квалифицированным судоводителем, важно получить должное образование.

По направлению судовождение есть возможность получить образование высшее и среднее специальное.

Специальность 26.02.03 судовождение рассчитана для колледжа. Зачисление происходит на базе среднего и неполного среднего образования при предъявлении аттестата. По окончанию колледжа студенту выдают диплом о среднем специальном образовании.

Для тех, кто мечтает освоить специальность судовождение в вузе, существует отдельный код специальности судовождения 26.05.05, который присваивает квалификационный уровень специалист.

Для поступления в ВУЗ требуется сдать экзамены по предметам русский язык, физика и профильная математика. В разных вузах проходной бал отличается, но в среднем результаты ЕГЭ не должны быть ниже 45. В ВУЗы на судовождение принимают после 11 класса.

На выбор студентам предлагают обучение по трем формам:

  • Стационар, срок обучения составляет 5 лет;
  • Смешанная, срок обучения 6 лет;
  • Заочная, обучение 6 лет.

Специальность судовождение ВУЗы

В России ВУЗов, которые обучают судовождению, не так и мало, и есть среди чего выбрать. Помимо этого, некоторые предоставляют возможность получить образование бесплатно, то есть учиться на бюджете и при этом получать стипендию.

Среди популярных ВУЗов со специальностью судовождение можно выделить:

  • Государственный университет речного и морского флота имени адмирала Макарова ;
  • Московская академия водного транспорта;
  • Мурманский технический университет;
  • Морской университет имени адмирала Невельского .

Этот перечень не полный, и, кроме этого, по стране много филиалов вышеописанных ВУЗов, которые готовят судоводителей.

Работа по специальности судовождение

Специальность судовождение кем работать:

  • Судоводитель или штурман;
  • Судовой механик;
  • Судовой корпусный ремонтник;
  • Судоводитель-инженер.
  • Капитан судна.

Получив диплом по судовождению специалист имеет право занимать руководящие должности на судне и это может быть как мужчина, так и представительница прекрасного пола!
Получив специальность судовождение где работать:

  • военные корабли;
  • речной транспорт, занимающийся перевозками грузов;
  • рыболовецкое речное или морское судно;
  • организации, занимающиеся контролем водного транспорта;
  • плавучие буровые.

Специальность не только востребована на морских просторах, речные перевозки также нуждаются в опытных специалистах, потому как только настоящий профи сможет управлять судном на небольших реках России. Оплачивается эта профессия очень хорошо, но главным плюсом является возможность увидеть много нового, побывать как во многих уголках родной страны, так и в зарубежье.

Историческая справка

Кафедра судоходства на внутренних водных путях создана в 2015 году на базе кафедры судовождения и кафедры управления судном судоводительского факультета Санкт-Петербургского государственного Университета водных коммуникаций (СПГУВК). В 2016 году в состав кафедры судоходства на внутренних водных путях была введена кафедра инфокоммуникационных систем морского и речного флота информационного факультета Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (ранее кафедра технических средств судовождения и связи судоводительского факультета СПГУВК). Таким образом, в составе кафедры в настоящее время объединены три кафедры бывшего судоводительского факультета СПГУВК, ранее обеспечивавшие обучение по дисциплинам профессионального цикла специальности «Судовождение».

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

Фото ФИО, должность, ученая степень, ученое звание Направление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплины Сведения о повышении квалификации
Каретников Владимир Владимирович, Заведующий кафедрой судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание - доцент
16 лет / 17 лет
1. Информационные технологии на водном транспорте
2. Безопасность судоходства на ВВП (Использование РЛС на ВВП)
Дмитриев Владимир Иванович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание - доцент Судовождение, инженер-судоводитель
49 лет / 50 лет
1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2. Правовые основы управления экипажем судна
Подготовка по программе А-2 «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова; курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рудых Сергей Витальевич, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание отсутствует Гидротехническое строительство, инженер по специальности «Гидротехническое строительство»
10 лет / 0 лет
1. Судовождение в условиях отсутствия видимости Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Шахнов Сергей Федорович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание - доцент Авиационное приборостроение, инженер-электромеханик
25 лет / 45 лет
1. Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения (мониторинга)
2. Системы мониторинга и управления транспортными объектами
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Андреев Юрий Геннадьевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствуют
31 год / 32 года
1. Общая лоция внутренних водных путей РФ



Андрюшечкин Юрий Николаевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение, инженер-судоводитель
12 лет / 16 лет
1. Управление работой флота
2. Менеджмент
Подготовка по программе А-2 «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков», 2018 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Зайцев Алексей Иванович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение на морских путях, инженер-судоводитель
6 лет / 9 лет
1. Коммерческая эксплуатация судна
2. Экономика отрасли
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Козик Сергей Викторович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.в.н., ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, офицер с высшим военным образованием инженера-штурмана
35 лет / 37 лет
1. Технология перевозки груза
2. Начальная подготовка по безопасности
3. Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам
4. Борьба с пожарами по расширенной программе
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Лысенко Юрий Николаевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, военный инженер-штурман
36 лет / 39 лет
1. Судовождение на внутренних водных путях, ч. 1 Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Использование инновационных технологий в учебном процессе», 2018 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Мокрозуб Олег Иванович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, военный инженер-штурман; инженерная оперативно-тактическая штурманская, офицер с высшим военным образованием
31 год / 32 года
1. Безопасность судоходства на ВВП (Использование РЛС на ВВП) Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Пащенко Иван Владимирович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание - доцент Судовождение, инженер-судоводитель
16 лет / 17 лет
1. Специальная лоция
2. Гидрография
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Прохоренков Андрей Александрович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение, инженер по специальности «Судовождение», старший помощник капитана
5 лет / 11 лет
1. Судовождение на внутренних водных путях, ч. 2 Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Ефимов Константин Иванович, Старший преподаватель кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствуют Судовождение, инженер по специальности «Судовождение»
4 года / 5 лет
1. Безопасность судоходства на внутренних водных путях
2. Судовождение в условиях отсутствия видимости
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Учебная работа

Кафедра является выпускающей по специальности 26.05.05 «Судовождение» (специализация «Судовождение на морских и внутренних водных путях»). Преподавателями кафедры ведется обучение по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Правовые основы управления экипажем судна», «Управление работой флота», «Менеджмент», а также профессионального цикла: «Нави-гация и лоция», «Безопасность судоходства», «Предотвращение столкновений судов», «Радиосвязь и телекоммуника-ции» (базовая часть профессионального цикла), «Технология перевозки грузов», «Судовождение на внутренних водных путях», «Безопасность судоходства на внутренних водных путях», «Общая лоция внутренних водных путей РФ», «Спе-циальная лоция», «Гидрография», «Коммерческая эксплуатация судна», «Экономика отрасли», «Судовождение в усло-виях отсутствия видимости» (вариативная часть профессионального цикла). Кроме того, преподаватели кафедры про-водят лекционные и практические занятия по дисциплинам профессионального цикла специальности 25.05.03 «Техни-ческая эксплуатация транспортного радиооборудования»: «Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения (мо-ниторинга)», «Информационные технологии на водном транспорте».

Поиск оптимальных средств и методов профессиональной подготовки судоводителей привел к разработке и вне-дрению тренажеров - технических средств, предназначенных для формирования у судоводителя профессиональных на-выков и умений, необходимых ему для управления судовыми системами. Тренажер представляет собой модель управ-ляемой системы, с помощью которой воспроизводится процесс ее функционирования, взаимодействия с внешней сре-дой и предметом труда.

В настоящее время на кафедре задействованы в учебном процессе:

  • планетарий на 25 мест;
  • тренажерный комплекс «Судоходство на ВВП» на 24 места;
  • Лаборатория радиосвязи на ВВП;
  • депо навигационных карт и книг.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками пре-дусматривает, что кандидат на получение диплома вахтенного помощника капитана кроме теоретической и практиче-ской подготовки в учебном заведении должен иметь одобренный стаж работы на судне. Решению этой задачи призваны способствовать предусмотренные ГОС ВО и учебным планом практики. Кафедра руководит штурманскими и преддипломными практиками студентов. Основными целями практик является приобретение студентами знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности вахтенных по-мощников капитана (Таблица А II/I Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (уровень эксплуатация)).

Штурманская практика предусматривает:

  • закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности и специализации;
  • изучение прав и обязанностей судовых специалистов;
  • ознакомление с организацией и планированием производственных и технологических процессов;
  • выполнение (дублирование) функций вахтенного помощника капитана;
  • изучение вопросов обеспечения жизнедеятельности на судне и экологической безопасности;
  • выработка первоначальных производственных навыков старшего помощника капитана;
  • закрепление знаний морского английского языка.

На преддипломной практике дополнительно предусматривается выполнение студентом индивидуального задания в соответствии с темой дипломной работы.

Итоговая государственная аттестация студентов, в которой активно принимает участие кафедра судоходства на внутренних водных путях, состоит из защиты выпускной квалификационной работы и междисциплинарного государст-венного экзамена, обязательно включающего в себя аттестацию по практической подготовке.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с программой подготовки специалиста выполняется в виде дипломной работы.

Дипломная работа будущего инженера-судоводителя имеет практическую направленность и способствует закреп-лению профессиональных навыков, которые потребуются ему в работе по специальности.

Учебно-методическая работа

Преподавателями кафедры подготовлены и изданы учебники и учебные пособия, а также монографии, отражающие последние достижения в области торгового мореплавания, обеспечения безопасности судоходства и связи на внутрен-них водных путях: учебники «Навигация и лоция» (В.И. Дмитриев, 2015), «Автоматизация судовождения» (В.В. Карет-ников, А.А. Сикарев, С.Ф. Шахнов, 2014), «Технические средства судовождения» (В.В. Каретников, Ю.Н. Лысенко, С.Ф. Шахнов [и др.], под общ. ред. А.А. Сикарева, 2013), «Морская радиосвязь и телекоммуникации» (Ю.Г. Вишнев-ский, А.А. Сикарев, 2013), учебные пособия «Коммерческая эксплуатация судна», «Практика мореплавания» (В.И. Дмитриев, 2009), «Основы морской практики» (В.И. Дмитриев, 2008), «Пособие по изучению МППСС-72, ППВВП РФ, системы навигационного оборудования МАМС, навигационного оборудования ВВП РФ и МСС-65» (В.И. Дмитриев, 2007), «Обеспечение безопасности плавания» (В.И. Дмитриев, 2005), «Навигационное обеспечение су-довождения» (В.И. Дмитриев, 2006), «Морские происшествия и их документальное оформление» (В.И. Дмитриев, С.В. Латухов, 2004), «Пиратство, разбой и терроризм на море» (В.Л. Григорян, В.И. Дмитриев, 2004), «Обработка и размещение груза на уровне управления» (Ю.Н. Андрюшечкин, В.И. Дмитриев, 2009), «Перевозка опасных грузов в упаковке и навалом» (Ю.Г. Андреев, Ю.Н. Андрюшечкин, В.В. Каретников, 2013), «Использование судовых радиоло-кационных станций для обеспечения безопасности судовождения на внутренних водных путях» (В.В. Каретников, В.С. Сухоруков, П.П. Хохлов, 2008), описание лабораторных работ по дисциплине «Радионавигационные приборы» (В.В. Каретников, В.Ф. Зуев, В.В. Красников, 2012), методические пособия «Перевозка опасных грузов в упаковке и нава-лом» (В.В. Каретников, Ю.Г. Андреев, П.Д. Семенов, 2008), «Точность показаний технических средства судовождения» (В.В. Каретников, И.В. Пащенко, С.Ф. Шахнов), монографии «Топология дифференциальных полей и дальность дейст-вия контрольно-корректирующих станций высокоточного местоопределения на внутренних водных путях» (В.В. Ка-ретников, А.А. Сикарев, 2008, 2013), «Архитектура зон действия локальных дифференциальных подсистем, работаю-щих для нужд внутреннего водного транспорта» (В.В. Каретников, 2010), «Особенности использования судовой радио-локационной станции для обеспечения безопасности судоходства применительно к внутренним водным путям» (В.В. Каретников, А.Г. Замятин, И.А. Сикарев).

В 2017 году изданы учебник для вузов «Безопасность судоходства на внутренних водных путях» (В.И. Дмитриев), учебное пособие «Аварийные и нештатные ситуации на судах. Спасание на море» (В.И. Дмитриев), а также монография «Защита окружающей среды при эксплуатации судна» (В.Е. Леонов, В.И. Дмитриев). Учебник «Навигация и лоция» (В.Л. Григорян, В.И. Дмитриев, В.А. Катенин, 2004) награжден Дипломом в номинации «Лучшее учебное издание по техническим наукам» IV Общероссийского конкурса учебных изданий для высших учеб-ных заведений «Университетская книга-2008». Монография «Навигационное обеспечение судовождения» (В.И. Дмитриев, 2006) стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образова-ния.

Профессор кафедры В.И. Дмитриев принимает участие в разработке федеральных государственных образователь-ных и профессиональных стандартов средних и высших образовательных учебных заведений по специальности «Судо-вождение». В 2016 году при его участии разработаны профессиональные стандарты «Лоцман», «Судоводитель» и «Ме-ханик и командир плавучего крана».

Научно-исследовательская работа

На кафедре ведется научно-исследовательская работа, связанная с областью интересов преподавателей кафедры по следующим направлениям: обеспечение безопасности судоходства в морских районах и на внутренних водных путях; развитие и внедрение ГНСС ГЛОНАСС/GPS и ее функциональных дополнений на водном транспорте; развитие совре-менных инфокоммуникационных технологий на водном транспорте; разработка принципов построения и функциони-рования роботизированных объектов водного транспорта (РОВТ), функционирующих на основе беспилотных техноло-гий.

Профориентационная работа

Доцент кафедры С.В. Козик на протяжении ряда лет участвует в организации и проведении в ГУМРФ имени адми-рала С.О. Макарова олимпиады «Газпром», олимпиады «Паруса надежды» и «Морской олимпиады» для школьников, а также конкурса исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего», проводимого под руководством Мини-стерства транспорта.

  • В первую очередь в деньгах. Особенно учитывая, что у моряков зарплата в долларах, то с повышением курса, зарплата выросла в 2 раза на пустом месте, считай. Если хочешь путешествовать заграницей, не надо менять рубли по ужасному курсу, валюта уже есть. Что бы там не говорили, но деньги открывают большие возможности перед тобой, как в плане улучшения условий жизни, так и в путешествиях, саморазвитии и т.д.
  • Во-вторых: перспектива развития в профессии. Мало того, что у тебя есть стабильный рост с приличной прибавкой к зарплате, так став старпомом/капитаном перед тобой еще новые возможности открываются: можно стать лоцманом, суперинтендантом в офисе, преподавателем, капитаном порта и тд
  • В-третьих: много свободного времени, которое ты можешь тратить на путешествия, семью, друзей, свое хобби, доп. работу на берегу и т.д. Да, 4 месяца тебя не будет дома, ты можешь пропустить первые шаги ребенка, дни рождения дорогих людей, праздники. Но те же 4 месяца ты будешь дома и так же можешь увидеть первые шаги ребенка и побыть с близкими.
  • В-четвертых: романтика. Не для всех это плюс, кто-то просто не обращает на это внимание либо настолько задушен работой.
  • В-пятых: возможность посмотреть мир и пообщаться с американцами/азиатами/индусами и т.д. Если капитан нормальный и разрешит увал, то будучи кадетом можно уйти в город с утра и до вечера, пока судно в порту.
  • В-шестых: осознание того, что ты не какой-нибудь офисный клерк. У тебя настоящая мужская интересная профессия + моряк во всех неморских городах вызывает большой интерес, ровно как и летчик или космонавт и все разинув рот будут слушать твои морские байки.
  • В-седьмых: ты не привязан к конкретному городу. После рейса можешь хоть в деревню жить уехать, хоть в США, лишь бы была возможность у крюинга вызвать тебя в рейс
  • Во-первых: тяжело найти достойную девушку, которая согласится ждать тебя по 4-6 мес. с рейсов. У девушки моряка должен быть сильный характер: ванильная принцесса или любительница мужского внимания в таких отношениях долго не продержится. Девушка моряка должна уметь и лампочку поменять, и воду перекрыть, если в 2 часа ночи кран прорвет
  • Второй минус в том, что ты будешь скучать по любимой, друзьям, родным. Их всех не хватает.
  • Третий: здоровье. Судно -- это постоянные вибрации, шум, психологическое влияние жизни в консервной банке с 20 людьми, которых видишь каждый день. Малоподвижный образ жизни, если ты штурман, постоянные перелеты, вдыхание паров груза. Это все не очень полезно.
  • В-четвертых: очень много бумажной работы и с каждым годом ее все больше. Этим и душится морская романтика.