Где дорога, там и путь. «Где дорога, там и путь

    Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно. См. ПУТЬ ДОРОГА …

    Где стал, там и стан. См. ПУТЬ ДОРОГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Куда господь Бог несет? Попостись, помолись, да и в путь соберись! Николу в путь! Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли. Домашняя дума в дорогу не годится. Дорожному Бог простит. Путнику посты разрешены. Избным теплом недалеко… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жен. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: | самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают:… … Толковый словарь Даля

    И, м. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы; дорога. Проложить новый путь. □ Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Лермонтов, Выхожу один… Они, видите, поехали прямой дорогой, только ухабистой, где коням настоящего… … Малый академический словарь

    The Road to Serfdom Обложка первого издания книги … Википедия

    Путь Святого Иакова, Эль Камино де Сантьяго (исп. El Camino de Santiago) знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго де Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Благодаря своей… … Википедия

    Glory Road … Википедия

    Путь Святого Иакова, Эль Камино де Сантьяго (исп. El Camino de Santiago) знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго де Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Благодаря своей… … Википедия

Книги

  • Спутники Волкодава. Путь Эвриха , Павел Молитвин. Два мира сплетены воедино, и долог путь, далека дорога скитаний. А сколько человеку отмерено - никому не ведомо. Но, стиснув зубы, ты пробиваешься вперед, зная, что где-то там, за волшебными…
  • Я - сталкер. Зов Армады , Левицкий, Андрей Юрьевич, Коротков, Сергей Александрович. Роман из межавторского цикла «S. T. A. L. K. E. R.». Четвертый год после Судного дня - катаклизма, погубившего пять шестых жителей планеты. В Пади оставшиеся в живых люди гибнут под натиском…

Куда господь бог несет?

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

Николу в путь! Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.

Избным теплом недалеко уедешь.

Ночлега с собой не возят.

В дорогу идти - пятеры лапти сплести.

Хлеб в пути не тягость.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Не ходи в море без одежи; море удорожить.

Нож в пути товарищ. Топор дорогой товарищ (игра слов дор огой и дорог ой).

В дороге и ворога назовешь родным отцом.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

В дороге и отец сыну товарищ.

Умный товарищ - половина дороги.

Одному ехать - и дорога долга.

В игре да в попутье людей узнают.

Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).

Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.

Нужный путь бог правит. Бог пути кажет.

Язык до Киева доведет. Спрос все укажет.

Не ищут дороги, а спрашивают.

На дороге стоит, а дороги спрашивает.

Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно.

Красна дорога ездоками (а обед пирогами).

Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).

Долог путь, да изъездчив.

И круты горы, да забывчивы.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

Едут - дуга на дуге (много).

При большой дороге и гурт пасется.

Дорога - хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).

Ночь, как день; дорога, как скатерть - садись да катись!

Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).

Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.

Саночки самокаточки: садись да катись!

Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).

Купи, не скупись, езди - веселись (то же).

Что нукнешь, то и уедешь. Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.

Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.

Ни конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.

Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.

По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).

На воде ноги тонки (жидки).

Тихо не лихо, да гребля лих а.

Кама усучивает по сту, да по девяносту; Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).

Мелок брод - по самый рот.

Мужик скажет сухо - подымайся под самое ухо!

В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (т. е. укорачивая путь, часто плутают).

Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. кто прямой дороги ищет вместо торной).

Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).

Дор огой пять, а прямо десять (т. е. верст).

Ехал дор огой, да верть целиком.

Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Не торопись ехать, торопись кормить! Не кнутом погоняй, мешком!

Поезжай скорее, так будет спорее!

Под гору без хомута, а в гору в три кнута. Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.

Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).

Едет, как горшки везет. Как по яйца (т. е. тихо).

Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.

Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.

Дуй по пеньям - черт в санях (ямская).

Тело довезу, а за душу не ручаюсь.

Тут свет клином сошелся. Стой! белу свету край.

Где стал, там и стан.

Не день дневать, а час часовать.

Кто на море бывал, тот и страху видал.

Кто в море не бывал, тот горя не видал.

Кто в море не бывал, тот досыта богу не маливался.

Не видавши моря, не видал и горя.

Путь водою - проходить бедою. Море вчуже хвали!

Хорошо море с берегу. Море - что горе: красно со стороны.

Водою плывучи, что со вдовою живучи.

Волга добрая лошадка: все свезет.

На море погоду видишь, да едешь - сам себе убивец (убийца).

Видючи н епогодь, не пошто з а реку.

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.

По способу пешего хождения.

За неволю хода, когда ноги болят.

По колени ноги оттоптал.

Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.

Плохая стоянка лучше доброго похода.

Один раз (Однов а) перевозиться (домом) - полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться - весь пожар выстоять.

Хоть охлябь (без седла), да верхом.

Поехал верхом на палочке.

Сам в корню, две ляжки в пристяжке.

Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.

Заложил пару сапожного товару.

Божья коровка, полетай на Волгу: там тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться). Поезжай на теплые воды!

На людей посмотреть и себя показать.

Звонки бубны за горами. Хвали заморье, на печи сидючи.

Каков поехал, таков и приехал.

Поехали с орехами (т. е. проводили).

Дорый путь, да к нам больше не будь.

Стоячая вода гниет (киснет).

Под лежач камень и вода не течет.

И камень лежа мохом обрастает.

На алтын товару, а на рубль раструски.

За морем телушка - полушка, да рубль перевозу.

Будет ли реализован проект «Южной железной дороги Армении»?

В конце февраля в Армении произошли интересные события, связанные с проектами строительства железной дороги в Иран и автомагистрали «Север-Юг», которые имеют стратегическое значение для республики.

Калькулятор строительства

Сперва в Ереване состоялось довольно примечательное событие — президент компании «Расиа ФЗЭ» Жозеф Борковски представил премьер-министру Тиграну Саркисяну проект строительства «Южной железной дороги Армении», а также его экономическое и техническое обоснование. Неизвестно, насколько красноречив был Борковски на встрече с премьером, однако на следующий день он уже встречался с армянскими журналистами и с пылом убеждал их в реальности грандиозного проекта их компании.

По его словам, строительство «Южной железной дороги Армении» планируется начать в 2016 и завершить в 2022 году. Стоимость оценивается в $3,2 млрд, протяженность составит около 300 км, а в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,6 км, 60 тоннелей, общая протяженность которых составит 102,3 км (40% от всей дороги) и 27 станций. По железной дороге планируется ежегодно перевозить 18,3 млн тонн грузов (но будет проектироваться с расчетом на 25 млн тонн) и 1,2 млн пассажиров, а проектная скорость дороги составит 80 км/ч. При этом для товарных вагонов средняя скорость составит 40 км/ч, а для пассажирских 70 км/ч.

Строительство «Южной железной дороги Армении» планируется начать в 2016 и завершить в 2022 году

Оператором новой железной дороги может стать ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», 100% дочка РЖД, которая осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами.

Президент компании «Расиа ФЗЭ»: «Мы не требуем и не ожидаем от правительства Армении какого-то финансирования»

При этом Борковски намекнул, что стоимость проекта, которая сейчас оценивается в $3,2 млрд, может колебаться в пределах $2,4 - 4 млрд, так как пока неизвестно, во сколько обойдутся предстоящие сложные туннельные работы, которые составляют более 1/3 проекта.

Китай заплатит

Но самое главное - при осуществлении подобного крупного проекта «Расиа ФЗЭ» не ожидает никакой финансовой поддержки от властей Армении. «Мы не требуем и не ожидаем от правительства Армении какого-то финансирования, и на сегодня предварительная оценка проекта составляет примерно $3,2 млрд, что для правительства Армении не создает каких-либо финансовых обязательств или необходимость софинансирования», — подчеркнул Борковски .

По его словам, компания ведет предварительные переговоры с китайскими банками, от которых ожидает получить минимум 60% финансирования под 3,5% годовых, а остальные 40% планирует получить от заинтересованных в транзитных перевозках по этой железной дороге стран — России, Китая, Индии, Туркменистана, Казахстана.

Последнее слово за Ираном

При этом Борковски все геостратегические преимущества армянского проекта по сравнению с другими региональными проектами транспортного коридора «Север-Юг». Особо он подчеркнул зависимость реализации проекта от позиции Ирана. По его словам, если в Иране будет две параллельные конкурирующие дороги, то армянский проект не будет жизнеспособным. Он также добавил, что большим риском является возможный отказ Ирана от строительства участка железной дороги на своей территории до границы с Арменией.

Скепсис журналистов

Несмотря на все ораторское мастерство Борковски, у журналистов возник определенный скепсис в отношении как самого проекта, так и возможностей «Расиа ФЗЭ».

«Этот проект не реалистичен, и об этом говорю не только я, но и бывший директор «Южно-Кавказской железной дороги» Шевкет Шайдуллин, который ставил под вопрос инвестиции в проект и их окупаемость. Железная дорога будет проходить по сложному горному рельефу, и хоть там будут туннели, однако ее средняя скорость будет 40км/ч, что очень мало. И еще вопрос окупаемости этих инвестиций - откуда эти 18,5 млн тонн грузов?» — заявил в интервью КАВПОЛИТУ один из ведущих армянских экономических журналистов Арменак Чатинян.

Он также обратил внимание на то, что несмотря на якобы 6-летнюю деятельность «Расиа ФЗЭ», в интернете упоминается лишь последние 4 года, и то в связи лишь с «Южной железной дорогой Армении». При этом компания находится в оффшорной зоне - в Дубае, а два ее представительства находятся в Сингапуре и на Виргинских островах, которые также являются офшорами.

«Они хотят привлечь инвестиции из китайских банков, но я не знаю банк, который под такой проект без какого-либо залога или государственных гарантий предоставит офшорной компании 2 млрд долларов», — заметил Чатинян.

Прорыв блокады

Однако, помимо возможных проблем с будущей железной дорогой на Иран, уже возникли проблемы со строительством автомагистрали «Север-Юг» протяженностью в 556 километров, которая обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри-Капан-Горис-Ереван-Аштарак-Гюмри-Бавра) и Грузии. Общие затраты на автомагистраль оцениваются в $967 млн, из которых $500 млн собирается предоставить Азиатский банк развития.

Как сообщила Армянская служба радио«Свободы» , строительство дороги уже несколько месяцев как приостановлено, из 556 километров построено лишь 15-20 км, и это в том случае, когда строительство автомагистрали должно быть полностью завершено в 2019 году.

В ответ на эту информацию армянские власти в лице премьер-министра Тиграна Саркисяна заявили, что каких-либо финансовых препятствий для строительства автомагистрали нет, и строительство было задержано из-за того, что испанский подрядчик Corsan Corviam ждал заключения инженеров для продолжения работ. Премьер также добавил, что ожидаются дополнительные капитальные вложения в эту сферу, поскольку $900 млн будет недостаточно для завершения строительства автомагистрали.

Можно заметить, что строительство транспортного коридора «Север-Юг», в частности железной дороги с Ираном, является для Армении не только экономическим, но и политическим проектом. Ведь его реализация позволит Армении свести на нет потери от блокады республики Азербайджаном и Турцией, что помимо мощного толчка развитию армянской экономики, значительно укрепит ее позиции в переговорном процессе по карабахской проблеме.

В этой связи довольно странными выглядят как задержки в строительстве автомагистрали «Север-Юг», так и непонятная компания, занимающаяся проектом железной дороги. Ведь если в итоге это окажется аферой, то, помимо серьезных имиджевых потерь для Армении, это грозит тем, что надолго могут затормозить реализацию в будущем стратегически важного для Армении проекта.

Чингиз ОРДАБАЕВ,
магистрант 1 курса КазНПУ им. Абая

Как известно, существуют различные средства репрезентации концепта: лексические, морфологические, фразеологические, синтаксические. Основным средством, которым чаще всего манифестируется концепт, являются лексические единицы. Ими осуществляется базовая вербализация концепта, т. е. лексемы - базовые языковые репрезентации концепта.1

Репрезентантами же концептуальных полей в языковой картине мира являются семантические поля, а также лексико-тематические группы. Полагают, что ядро семантического поля образуют элементы, характеризующиеся меньшим количеством дифференциальных признаков, в то время как периферию составляют элементы с большим числом таких признаков.2
Одним из способов репрезентантации концепта «путешествие» является использование паремиологических единиц - пословиц, афоризмов, поговорок, крылатых выражений, притч. Всего анализируется 66 пословиц и поговорок, из которых 29 на русском языке, 23 на английском языке и 14 на казахском языке. Анализ их содержания позволяет разделить их на паремиологические единицы, в составе которых есть вербально выраженный компонент («The journey is the reward», «Кто путешествует, тот познает», «Жол қадірін, жүрген біледі»), и паремиологические единицы, в составе которых нет вербально выраженного компонента, но он подразумевается («Allow yourself to seek out rich and satisfying experiences», «Едешь на день, а хлеба бери на неделю», «Үйінен қырық қадам ұзап шыққан адам мүсәпір»). Рассмотрим их по отдельности:
I. В английском языке:
Пословица «A journey of a thousand miles begins with a single step» («Путешествие в тысячу шагов начинается с одного») имеет два значения. Во-первых, каждое путешествие, независимо от его величины, имеет свое начало, так называемый «первый шаг». Во-вторых, чтобы совершить путешествие, прийти к назначенному пункту, нужно сперва его начать, т. е. набраться решимости и смелости совершить «первый шаг». Этот шаг зачастую является самым сложным, что мы и видим в пословицах «The most difficult step of any journey is the first» («Самый сложный шаг любого путешествия - это самый первый шаг») и «All the world’s Great Journeys begin with the first step» («Все величайшие путешествия начинались с первого шага»).
В пословице «One step at a time. And so the most arduous journey is completed» («Один шаг за раз. И тогда самый сложный путь будет пройден») мы наблюдаем важность терпеливости. Отправляясь в путешествие, нужно идти не спеша, обдумывая каждый свой шаг, и тогда даже самое сложное путешествие будет совершено. То же значение мы можем наблюдать и в «The careful foot can walk anywhere» («Кто ходит осторожно, тот может пройти, где угодно»). Торопливость в пути нежелательна, о чем говорится в пословице «He who runs fastest doesn’t always arrive first» («Тот, кто бежит быстрее всех, не всегда приходит первым»). В пословице «Walk too fast or be too impatient and you will miss much» говорится о том, что нетерпеливость может привести к тому, что ты многое пропустишь на своем пути. Пословица «Don’t be so intent upon your own journey that you forget to stop and help others along the way» («Не будь так сосредоточен на своем путешествии, чтобы не забыть помогать другим на своем пути») так же говорит о терпеливости, добавляя важность помощи другим людям во время своего путешествия.
Пословица «A traveler without observation is a bird without wings» говорит о важности такого качества как «наблюдательность», ее отсутствие приравнивается к отсутствию «крыльев у птицы». В свою очередь, пословица «A hopeful heart and an open mind are the best travelling companions» («Надеющееся сердце и открытый разум - лучшие спутники в путешествии») высоко оценивает такие качества, как «надеющееся сердце» и «открытый разум», которые способствуют успешному получению нового опыта, связанного с путешествием. Быть готовым к получению этого опыта призывает пословица «Allow yourself to seek out rich and satisfying experiences» («Позволь себе искать богатый и вознаграждающий опыт»). Схожий смысл и у пословицы «You can travel all over the world, but unless you have a receptive mind you might as well save your fares and stay at home» («Ты можешь путешествовать по всему миру, но если у тебя нет открытого к новому разума, то тебе следует сохранить свои пожитки и остаться дома»), в которой говорится о том, что без открытого к новому опыту разума не стоит начинать путешествие вообще.
Важность самого процесса путешествия, а не его конечной цели можно увидеть в пословице «It’s not the finishing point, but the act of travelling which is important» («Не конечная цель, но само путешествие, вот что важно»). Нередко человек забывает об этом. Тот же смысл и у пословицы «Somewhere on your journey don’t forget to turn around and enjoy the view», где говорится о том, что, время от времени, не надо забывать оборачиваться и наслаждаться уже пройденным путем. Схожий смысл и у пословицы «The journey is the reward», в которой говорится, что «путешествие само по себе является наградой».
Смысл пословицы «The best journeys are not always in straight lines» заключается в том, что во время путешествия вы можете столкнуться с трудностями, что дорога не всегда будет вести «прямыми путями» к конечной цели. Тот же смысл мы можем наблюдать и в пословице «Along the way there will be thorns. But if you look above them you will discover roses», где также отмечается и тот факт, что за всеми трудностями («шипами») всегда следует конечная цель («розы»). Пословица «He who stops at every stone never gets to his journey’s end» также говорит об этих трудностях, которые сравниваются с «камнями», и те, кто отвлекается на них, не доходят до конечной цели путешествия. А пословица «The further your journey takes you, the more dangers you will encounter» повествует о том, что, чем дальше ты заходишь в своем путешествии, тем сложнее оно становится. «The more you dare, the more you win» («Чем больше вызов, тем больше и награда») говорит о том, что чем дальше тебя заводит твое путешествие, тем сложнее оно становится, но и награда за его завершение так же увеличивается. «The further your journey takes you, the more dangers you will encounter»
Значение пословицы «Travel broadens the mind, and raises the spirits» («Путешествия расширяют разум и питают дух») заключается в том, что во время путешествия человек сталкивается с различными культурами и народами и посредством этого расширяет свою языковую картину мира. Тот же смысл и у «Travel teaches how to see» («Путешествия учат видеть»). Чем больше путешествуем, тем больше узнаем о мире и народах его населяющих «He that travels far knows much» («Тот, кто путешествует далеко, знает много»).
В пословице «The happiest asks directions, even though he knows the way» («Счастливейшие спрашивают дорогу, даже если они знают, куда им надо идти») говорится о том, что познание бесконечно, ответы на заданные вопросы расширяют кругозор. Противоположное значение имеет пословица «Don’t rely on others to show you the way, carry your own map» («Не полагайся на других и не спрашивай у них дорогу, всегда носи свою собственную карту»), нужно все делать самому, и не полагаться на помощь других.
В пословице «Love to travel, but do not make the road your home» (Люби путешествовать, но не делай дорогу своим домом») отмечается значимость родины.3
II. В русском языке:
В пословицах «Кто путешествует, тот познает», «Кто много видел, тот много знает» и «Каждый шаг пути прибавляет частицу мудрости» подразумевается то, что через путешествие человек сталкивается с различными культурами и народами, и через это человек расширяет свою языковую картину мира. Тот же смысл имеет и пословица «Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил». В ней подчеркивается важность знания полученного в дороге, которое важнее знания, полученного в течение жизни. То же значение и у поговорки «Если любишь своего сына, отправь его путешествовать». В поговорке «Если ты можешь взобраться на гору, не оставайся в долине» и пословице «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать» учат постоянно развиваться, чему способствует постоянное пребывание в движении. Лучше пройти весь путь самому, полученный опыт и знания будут намного богаче, чем рассказы о чужих путешествиях, и эти знания стоят того, чтобы «забраться на гору». Схожий смысл и у поговорки «Где дорога, там и путь», которая добавляет значение «какие бы трудности не попадутся на пути, вы сможете найти способ («дорогу») их преодолеть».
Значение поговорки «Дорогу осилит идущий» заключается в том, что только тот, кто прикладывает должные усилия, тот и придет к конечной цели своего путешествия. Но как мы видим в поговорке «Не бойся дороги, были б здоровы ноги», путешествие не является чем-то недостижимым. Отправиться в путь может практически каждый. Как мы видим в поговорке «Если не достает сил, то похвально, по крайней мере, желание», одним из важнейших факторов является «желание», т. е. решение отправиться в путешествие должно быть твоим собственным. В противовес «желанию» идет «лень» «Незнайка лежит, а знайка далеко бежит».
Во время путешествия, как мы можем наблюдать в пословице «Хочешь ехать далеко - начинай с близкого», нельзя быть опрометчивым, нужно идти осторожно, обдумывая каждый свой следующий шаг, и только тогда ты достигнешь конечной цели. Сходное значение и у поговорки «Сперва подкуй коня, а потом уж прикидывай дорогу». Прежде чем отправиться в путешествие, нужно тщательно к нему подготовиться. Тот же смысл и у пословицы «Едешь на день, а хлеба бери на неделю».
Смысл поговорки «Красна дорога ездоками, а обед - пирогами» заключается в том, что от путешествия нет проку, если нет людей, готовых отправиться в путешествие.
Как и для английского, так и для русского народов важнее само путешествие, а не конечный пункт назначения «Не хвались отъездом, хвались приездом» «It’s not the finishing point, but the act of travelling which is important».
В паремии также отмечается значимость спутника, с которым отправляешься в путешествие вместе. Мы можем наблюдать это в пословице «Хочешь узнать человека - соверши с ним путешествие».
Большую значимость для русского народа имеет «судьба», «предназначение», «рок» - как мы можем видеть в поговорке «Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу». Она не призывает к бездействию, наоборот, ты должен приложить все возможные усилия, но все равно конечный результат будет зависеть от «судьбы». В отличие от русского народа, англичане полагают, что все надо делать самостоятельно и не полагаться на других «Don’t rely on others to show you the way, carry your own map». В английской лингвокультуре также встречаются и пословицы, относящиеся положительно к помощи в дороге «The happiest asks directions, even though he knows the way», хотя это и не так сильно выражено как в русской лингвокультуре «Язык до Киева доведет», «В дороге и ворога назовешь родным отцом», «Умный товарищ - половина дороги», «В путь выйдешь - спутники найдутся».4
Отправившись в путешествие и столк-нувшись с другой культурой и народом, надо с уважением относится к их традициям и обычаям. Об этом и говорится в поговорке «В какой народ придешь, таку и шапку наденешь». Схожий смысл и у поговорок «Избным теплом недалеко уедешь», «Домашняя дума в дорогу не годится» и «Если сидишь в лодке, не дерись с лодочником».5
III. В казахском языке:
Путешествия могут быть большими и маленькими. В пословице «Үйінен қырық қадам ұзап шыққан адам мүсәпір» («Отошедший от дома на сорок шагов - уже путник») говорится о том, что можно узнать многое, совершив даже небольшое путешествие.
В поговорке «Жол қадірін - жүрген біледі» («Дорогу оценит идущий») говорится о том, что только тот, кто отправился в путешествие, может оценить дорогу. Этого нельзя сделать, оставшись дома.
Тщательные приготовления, прежде чем отправиться в путешествие, и осторожность в пути - часто встречаются в пословицах и поговорках казахской лингвокультуры: «Жүрместен бұрын - жолыңды байқа, Киместен бұрын тоныңды байқа» («Прежде чем отправиться в путь, оцени дорогу, прежде чем надеть, оцени шубу»), «Алыс жүрсең де, жолмен жүр» («И в дальний путь иди дорогой»).
Понимание того, что может случиться по неосторожности во время путешествия, можно увидеть в пословице «Жол жаман болса, атаң да сүрінеді, атан да сүрінеді» («Если дорога плоха, то и дед твой споткнется, и верблюд споткнется»).
Пословица «Асыққан жолаушы, атына теріс мінеді» («Торопящийся путник и на лошадь садится наоборот») предостерегает от торопливости в путешествии.
У поговорки «Жолаушыны жол сынайды» («Путника испытывает путь») два значения: 1) во время путешествия человек сталкивается со многими трудностями; 2) путешественником можно стать, только отправившись в путь.
Очень важна роль людей, с которыми отправляешься в путешествие - «Жалғыз жүрсең, жолмен жүр, жолдан жолдас қосылар. Жолдан жолдас қосылса, жолың болмас несі бар?!» («Идешь один - иди дорогой, в дороге попутчика встретишь, а если встретишь попутчика, то и невезение нипочем»), «Жолдасың жақсы болса жолым ұзын деме, жолдасың жаман болса, қолым ұзын деме» («Если попутчик хорош - не говори, что путь далек, если попутчик плох - не говори, что все по плечу»). Попутчики должны помогать друг другу «Жолға шықсаң жолдасыңның жүгі болма, жұбы бол» («Попутчику твоему будь не обузой, а напарником»). Схожий смысл и у поговорки «Жолдасы көбейсе - жол кеңейеді» («С увеличением количества друзей и путь становится шире»). Проще и веселее путешествовать со своими друзьями - «Әңгіме жол қысқартады» («За беседой и дорога короче»).
У пословицы «Жол сұраған кісі адаспайды, жөн сұраған кісі жаңылыспайды» («Спросивший дорогу не заблудится, спросивший - не ошибется») два значения: 1) просить помощи в дороге это правильно; 2) каждый, кто попросит помощи получит ее.
Поговорка «Жолаушының ақысы - жүрсе өнеді» («Плата путника прибывает в дороге») говорит о том, что само путешествие, а не его конечный пункт назначения, является наградой. Тот опыт, что был приобретен, и те знания, что были получены о культурах и народах, с которыми сталкиваешься во время путешествия, и являются полученной «платой».6
Таким образом, концепт «путешествие» репрезентуется различными языковыми средствами. Одним из них является паремиологические средства, в которых сосредоточена многовековая мудрость носителей различных языков и культур.

ЛИТЕРАТУРА
1. Стернин И. А. (науч. ред.) Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001, с. 182.
2. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: 2001, с. 189.
3. Collis Harry. 101 American English Proverbs. Published by Passport Books, NTC/Contemporary Publishing Group, Inc., 1992.
4. Бодрова Ю. В. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги. Издательство: АСТ, 2007, с. 160.
5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Диамант, 1998, с. 544.
6. Смайлова А. Т. Қазақтың мақал-мәтелдері. Алматы: Издательство «Көшпендiлер», 2002, с. 271.