Галия злачевская шитье и крой. Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок

Дорогие любители шитья! Я старалась написать эту книгу как можно более доходчиво, излагая основные идеи конструирования и моделирования одежды простым и понятным языком. Но все-таки эта книга – не художественная литература.

Я не дизайнер одежды и не художник-модельер, я конструктор по духу, по содержанию своих мыслей, по отношению к одежде. Я никогда не витала в облаках в поисках нового образа женщины в моде, нового положения рельефных линий или сногсшибательного фасона. Меня мало интересует мода как искусство. Я отношусь к моде как к возможности комфортно и красиво одеть конкретную фигуру. Моя область – это практическое воплощение предлагаемой идеи в одежду на конкретного человека.

Вот почему эта книга отличается от обычных книг по конструированию и моделированию одежды. Здесь разбор моделей и основных законов конструирования и моделирования ведется всегда на конкретной фигуре с ее неповторимым рельефом. И ваша задача – понять эти закономерности, а не искать себя среди разбираемых типажей.

Как пользоваться книгой?

Если вы читали мою первую книги «Шьем без примерки на нестандартную фигуру» и имеете опыт работы по методике «Генетика кроя», то можете начинать с любого раздела, выбирая ответы на свои вопросы.

Но если это ваше первое знакомство с новой методикой, то подход должен быть другой. Во-первых, тщательно изучите разделы по снятию мерок и построению чертежа. Инструкции надо не только прочитать, но и попробовать выполнить на практике. А что касается самой книги – ее нужно прочитать до конца, чтобы представлять материал в целом.

Многие главы книги перекликаются друг с другом и требуют время от времени возвращаться назад, сопоставлять построение выкройки, прибавки, типы фигур и особенности построения. Наверное, в некотором роде эта книга может считаться справочным пособием по конструированию на индивидуальные фигуры, написанным в художественной форме.

Простое чтение книги вряд ли принесет вам большую пользу. Чтобы понять и прочувствовать особенности построения выкройки на те или иные фигуры, необходимо выполнить эти чертежи самостоятельно. Это можно сделать в масштабе 1: 4 с помощью линейки закройщика. Вы сможете увидеть особенности фигур изнутри, поймете взаимосвязь фигуры и чертежа. Тогда вы действительно научитесь кроить на любые фигуры изделия любой сложности.

Конструирование одежды – это увлекательное занятие. Стоит только начать.

Я желаю вам удачи и надеюсь, что моя новая книга принесет пользу и удовольствие.

Введение

Мода проходит, стиль остается.

Коко Шанель

Стоит ли сейчас шить дома?

Магазины, бутики, торговые центры переполнены разного рода одеждой. Известные бренды наперебой предлагают все самое современное, модное и из «последней коллекции». Они заманивают нас скидками, распродажами, привлекают клубными картами, называют «другом компании». Делается много для того, чтобы приручить нас и приучить пользоваться готовой продукцией. На это направлена вся современная индустрия: предложить человеку готовый продукт.

Телевидение и радио с утра до вечера внушают нам, что мы должны пить, есть, чем лечиться, какой косметикой пользоваться и какую одежду мы должны купить. И надо сказать, что они добиваются в этом значительного успеха.

Последние 5-10 лет все реже и реже мы печем дома вкусные булочки, все меньше вяжем для своих близких уютные свитера и почти не подходим к швейной машинке. Мы экономим свое время и забываем о том, что булочки создают особую атмосферу в доме, потому что содержат часть вашей души. Свитера ручной работы хранят тепло ваших рук, а не процентное содержание шерсти и синтетики.

Мы думаем, что экономим время, но теряем что-то более ценное и важное. В наш век, когда жизнь заорганизована, время расписано на дни и недели вперед, когда нас стискивают рамки планов и расписаний, – тем более необходимо выделять время для того, чтобы остановиться и обдумать, свои ли желания вы воплощаете в жизнь.

Рукоделие – это не только полезное занятие, но и хорошее средство борьбы со стрессом. Когда вы шьете, вяжете или вышиваете – если для вас это не просто дополнительный заработок, а вы занимаетесь этим для себя и своих близких, – значит, вы посвящаете это время им и себе. То есть вы заботитесь о них.

Эта забота начинается с мимолетного желания что-то сделать. И вы пытаетесь листать журналы и каталоги, искать что-то интересное в последних показах мод, а иногда обращаетесь к книгам и рукописным тетрадям своих бабушек, пытаясь найти в одежде прошлого что-то созвучное для себя. Некоторые из вас начинают этот творческий процесс с похода в большой швейный магазин. Вы ходите между тканей, смотрите, трогаете их, прикладываете к лицу, прикидываете, как это будет выглядеть в готовом виде. И из сотен возможностей останавливаетесь на одной, прислушиваясь к чему-то внутри себя.

А дальше – еще интереснее. Вы начинаете заниматься фигурой. Вы анализируете свои формы, вы решаете, что на своей фигуре вы подчеркнете, а что постараетесь скрыть от посторонних глаз. Вы уточняете фасон, вы определяете окончательное положение рельефных линий – другими словами, вы решаете, насколько вы расскажете о себе своей моделью.

Так постепенно, день за днем вы вкладываете частицу себя в свои изделия. Можем ли мы после этого поставить в один ряд вещи, созданные своими руками и купленные в магазине?

Так сложилось, что многие россияне в своих устремлениях ориентируются на Европу. Без тени сомнения считая, что «там» все только лучшее, более современное и качественное. Так ли это? Если мы двигаемся в этом направлении, давайте убедимся, что нам надо именно туда.

Для этого достаточно выехать за границу и посмотреть на людей на улицах. Давайте посмотрим не на те глянцевые каталоги, которые они нам присылают, а на практический результат, на воплощение их идей и теорий по поводу того, как и во что должны одеваться люди.

Что же мы видим? Основная масса женского населения одета более чем скромно. Точнее, такое отношение к одежде можно назвать безвкусно-примитивным. Оправдываясь спортивностью и стремлением к комфорту, женщины забыли о своей женственности. Одежда похожа на робу: джинсы, футболки, рубахи, бесформенные куртки.

Прослеживается не только нежелание, но уже и неумение одеваться, потеря вкуса. Эта ситуация насаждается искусственно.

Мы знаем, что пословицы и поговорки – это душа народа. Русская пословица гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Мы воспитываемся на этом, это наша отправная точка в отношениях с одеждой.

А вот финская пословица: «Только урод будет украшать себя одеждой». Почувствовали разницу? Вот они и не занимаются такой ерундой, как одежда.

Так же обстоит дело и в других странах. В одном из своих путешествий я познакомилась с двумя приятными и умными женщинами из Германии. Мы обсуждали разные вопросы жизнеустройства в наших странах. Не обошли вниманием и тему моды. На мой вопрос, какие журналы мод распространены у них на родине, они задумались, посовещались между собой, а затем ответили, что они не знают ни одного журнала, так как мода – это не их специализация. Они не назвали даже распространенную у нас «Бурду».

Вы можете найти в нашей стране женщину, которая бы не знала этого журнала? С ним знакомы даже те, кто не имеет к шитью никакого отношения. Мы интересуемся нарядами, мы стараемся быть в курсе дел, мы стараемся не выпасть из темы, следить за новинками, обсудить эту тему с подругами, узнать о новых книгах и приобрести новые навыки. Этим мы выгодно отличаемся от женщин других стран.

И перед нами стоит важный вопрос, который каждая россиянка должна решить для себя сама. Примерять ли на себя чужие «одежки», брести ли к чуждым для нас идеалам?

Пятница, 29 Июня 2012 г. 00:35 + в цитатник

Вообще, я очень скептически отношусь ко всем методикам конструирования одежды.Но методика Злачевской это исключение! Твёрдо решив,что:"Лучше поздно,чем никогда!"- своими руками сконструировала инструмент для снятия мерок из трёх линеек(как я могла раньше без него обходиться?), изучила все её издания, мечтаю и планирую приобрести домашнюю версию программы"Генетика кроя"

Галия Мансуровна Злачевская разработала авторскую методику конструирования одежды «Генетика кроя». В Казани создала Центр конструирования и дизайна одежды «Галия». Уникальность методики заключается в строгом учете индивидуальных особенностей фигуры на этапе построения выкройки, а не в процессе подгонки, как в классических методиках. Без примерки, естественно, не обойтись (название книги и обложка - дело маркетологов) Но это будет уже не подгонка, а лишь небольшое уточнение.

Книги Галии Злачевской

Книги написаны очень доступным языком, где-то с юмором, читаются на одном дыхании, почти как художественная литература, несмотря на то, что в них рассказываются серьёзные вещи, много чертежей и объяснений.

Я бы рекомендовала их изучать с самого начала и поэтапно, от конструкции к конструкции, набираться опыта в построении. С наскока, открыв книжку в середине, вряд ли получится сделать что-то путное.

Из книги Злачевской:"Клиент "созрел", дело остается за малым... подготовим инструменты для снятия мерок. С гибкой сантиметровой лентой обычно нет проблем: проверьте на ней наличие "нуля". У некоторых "мастериц" лента начинается с других цифр: то мыши съедят, то дети оторвут. Осторожней с чужими лентами!"

«Лучшие модели на любую фигуру без примерок и подгонок»

В феврале 2008г. вышла в свет компьютерная программа "Генетика кроя".

Программа имеет две версии: «Домашняя» и «Профессиональная». Программа настраивается под любой формат бумаги и имеет конвертирование в формат обмена чертежами DXF.

Руководство пользователя: http://www.dmtalm.ru/Ruk/Ruk.htm

Классический вариант линейки Злачевской

Линейка Злачевской не продаётся в магазинах, её необходимо сделать самостоятельно, причём вариации её изготовления я уже видела самые разные. Классический вариант — самый простой и быстрый, его ещё называют «женским». Если берутся за дело мужчины, то, как правило, они делают более серьёзные конструкции. Самое главное при снятии мерок — прямой угол между линейками, это обязательно нужно постараться учесть при изготовлении. Кроме этого, линейка должна быть достаточно лёгкой, чтобы можно было с ней управляться одной рукой.

Классический вариант изготовления линейки Злачевской. Как её сделать, наглядно показано на фотографиях. Для её изготовления понадобятся 3 деревянные линейки, алюминиевая банка, скотч. В итоге вы должны получить одну линейку со скошенным концом и 2 линейки с петелькой из алюминия. Конструкция не должна болтаться, между линейками должен соблюдаться прямой угол — это важно для правильного снятия мерок.

С иголкой я дружу, по молодости лет подгоняла под себя вещи которые нам отдавали знакомые, да и подгоняла сильно сказано, так вдоль старого шва новый проложить и готово, ну или юбки себе шила - взяла прямоугольник, прострочила вот и юбка, одела, где оттопыривается лишнее сделала вытачку, без расчетов без постороений и нормально.

Но все чаще мне хотелось себе конкретную вещь, в магазине нет, казалось бы можно сшить, но выкройки то тоже нет, перекапывания тонны Бурды ничего не давали. И тут счастливое стечение обстоятельств, натыкаюсь на группу ВК "Постороение выкроек на любую фигуру" - оно, то что мне надо. Записалась и пошла.

С самого начала начались интересности и рукоделки, для снятия мерок нужна хитрая линейка, затарилась необходимым поделочным материаломм и начала ее собирать пара дней неторопливой работы и она у меня есть.

Уф теперь можно и учиться начать.

Начали с простого - с юбки. Как оказалось не так то просто на юбку снять мерки по Злачевской, а уж рассчетов там, вагон. Мелким подчерком исписала пол листа А4, казалось бы почему так много, а потому что учитываются все особенности фигуры и каждый сантиметр надо обсчитать, чтобы юбка села ка влитая. Следующий этап - постороение выкройки в масштабе, дело не простое, трудоемкое, главное в циферках не запутаться и отложить все куда надо)))) Ну и на последок домашка - сделать выкройку юбки по своим размерам. Выходишь с занятия думаешь - ха плевое дело, выкройку нарисовать, не сложно, но к призходу домой, а все знания то выветрились, и когда доходит дело до рисования выкройки обкладываешься всем - лекцией, книгой, плюс масштабный рисунок и самая сложность УСТРАНИТЬ ДЕТЕЙ НА ВРЕМЯ РИСОВАНИЯ И РАСЧЕТОВ
(как юбку рисовала не сфоторгафировала, зато есть процесс рисования лифа)

И вот приносишь довольная рассчеты, думаешь отделалась, фигушки - шьем юбку, можно пробник, можно вещь. Ну чтож шьем так шьем


кривенько корявенько, но зато точно по тебе и уже понятен принцип, как это должно выглядеть в идеале.
Затем следующий этап - моделирование, посмотреть на изоббражение юбки и сообразить, как же ее выкроить, пара тройка секунд раздумий и ты уже знаешь как это сделать
хочешь складочки так

а хочешь, вот так

И вот в таком бодром режиме - лекция, практика на бумаге, практика в масштабе, вещь/пробник мы отшивали брюки, лиф, рукава разной формы


лиф мягкой формы и реглан мягкой формы

Как оказалось, процесс обучения, затрагивал не только меня, но и домочадцев. Девочка на курсах поделилась идеей - строить выкройки в автокаде, ведь гораздо удобнее сидеть на стуле за компом, чем ползать с линейкой по бумаге расстеленой на полу. Знаний автокада у меня нет, зато они есть у мужа, а тут как раз и тема - юбка-брюки, нужна выкройка, но она же большая!!!, срочно нужен муж для помощи.

у мужа под конец рисования уже дергался глаз, от моих "отложи тут сантиметр, там десять, а вот тут сопряжение, а эта линия вспомогательная, ее сотри", но оон умничка стоически все вытерпел, выкройку нарисовал, распечатал и нейтрализовал детей, на время склейки выкроки

В таком веселом режиме я жила три месяца, пока длился курс обучения, очень здорово было. Курсы ведь дали мне не только знания которые так мне были нужны, но и отдых, новых друзей, новые впечатления, а главное какой простор для творчества. И как теперь легко, прийдя в магазин или увидя вещь на фото в интернет-магазине за бешеные деньги, сказать "ха! да я себ сама сошью точно такое же, только с перламутровыми пуговицами"

А это мои итоги, котрыми я могу хвалиться и гордится.
брюки мужу

На страницах этой книги вы найдете подробные описания и пояснения к разбору моделей и основным законам конструирования и моделирования, начиная со снятия мерок и кончая созданием завершенного варианта чертежа выкройки. Автор виртуозно привязывает каждое изделие к индивидуальной фигуре с ее неповторимым рельефом. Благодаря советам Галии Злачевской вы сможете понять и повторить ее действия и в итоге комфортно и красиво одеть любую фигуру. Цель работы автора – практическое воплощение предлагаемой идеи в одежду на конкретного человека.

«Облипка, облипочка!».
Нет на свете двух одинаковых фигур, ни мужских, ни женских, ни детских. Посмотрите в лицо друг другу: ваши лица открыты, и вы увидите, какие вы разные. Вы не сможете найти двух одинаковых по форме и рельефу лиц.Посмотрите на фигуры и тела людей, когда их маскирует одежда. Одежда прячет фигуру, и вы заблуждаетесь, думая, что фигуры похожи. Даже стройные молодые люди, которые в одежде кажутся нам образцом стандарта, без одежды выглядят по-разному. Чем больше на нас одежды и чем более она свободна по крою, тем меньше мы видим фигуру человека. В тех ситуациях, где на людях минимум одежды, например на пляже, мы можем увидеть все многообразие форм человеческого тела.Многие методики конструирования идут по пути классификации фигур, предлагая для изучения 9, 12 и более типажей. Для каждого случая предлагаются свои рекомендации по построению конструкций, применению прибавок и внесению изменений в крой в связи с особенностями фигуры.Но сколько ни увеличивай количество рассматриваемых типов фигур, всегда найдутся те, кто не вписывается в предлагаемые рамки классификаций.Мы предлагаем другой путь. Каждую фигуру рассмотрим как единственную, неповторимую и уникальную геометрическую форму, независимо от того, мужская это или женская фигура.Главное внимание уделим анализу и описанию неповторимого рельефа формы тела. Первая и основная наша задача – научиться получать точную копию этого рельефа на плоскости в виде выкройки основы.

Для обозначения такой выкройки основы в нашей методике мы ввели понятие «облипки».«Облипка» не содержит никаких припусков на свободу облегания и модельных особенностей, она призвана повторить форму вашего тела.При этом точную копию поверхности тела, «облипку», вы должны научиться получать расчетным путем, опираясь на мерки данной фигуры. А не муляжным способом и не путем подгонки пробника к фигуре.В этом состоит основное отличие данной методики от всех остальных методик конструирования одежды.Только имея качественную основу, другими словами «облипку», вы можете начать думать о модели, фасоне, положении рельефных швов, декоративных элементах. При этом ваши мысли должны иметь правильное направление. А правильное направление для мыслей по моделированию задает ваша основа, «облипка». Именно она направляет и ведет вас в выборе модели изделия, а не журналы, в которых на фото изображены женщины с совершенно другими формами.Второй момент, который вы получаете, моделируя от своей «облипки», носит чисто практический характер. Моделируя от точного построения на свою фигуру, вы и получаете точную аккуратную модельную конструкцию.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок, Злачевская Г.М. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - epub
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.