Г э лессинг свинья дуб.

Текущая страница: 8 (всего у книги 10 страниц)

Дома школьники готовятся к уроку внеклассного чтения, читают произведение Куприна «Белый пудель», размышляют над вопросами на с. 38.


Урок № 43. К уроку внеклассного чтения А. И. Куприн «Белый пудель»

Урок ведется в логике вопросов и заданий, помещенных на с. 38.

Учитель может провести урок по произведениям А. И. Куприна, которые учащиеся прочли, руководствуясь списком в рубрике «Книжная полка» на с. 39. Дети воспроизводят сюжет прочитанного произведения, определяют и обосновывают свое отношение к нему, зачитывают фрагменты, характеризуют и сопоставляют героев одного или разных произведений, выделяют проблемы, показавшиеся особенно важными и актуальными сегодня.

Дома читают статью о М. М. Пришвине (с. 39–41), выполняют задание под рубрикой «Вспоминаем прочитанное и изученное» (с. 41), читают рассказ «Как заяц сапоги съел».


Урок № 44. М. М. Пришвин «Как заяц сапоги съел»

Учащиеся говорят о произведениях Пришвина, прочитанных ранее, сообщают о том, что особенно запомнилось и понравилось. Обращаемся к биографии писателя. Ребята рассказывают об интересном, значительном, с их точки зрения, в жизни Пришвина, зачитывают фрагменты статьи, с которой познакомились дома.

Затем называют произведения о войне, изученные ранее и прочтенные самостоятельно. Называют качества героев этих произведений.

Переходим к рассказу Пришвина «Как заяц сапоги съел», дети прочли его дома.

Отвечают на вопрос: «О каких тяготах войны рассказал писатель?»

Затем читают или пересказывают эпизоды, в которых соединилось смешное и суровое, страшное.

Рассказывают о людях, с которыми встретились в рассказе, дают им характеристику, определяют отношение автора и обосновывают сделанный вывод.

Приступая к заданию № 4 (с. 48), напоминаем, что рассказ был написан в 1942 году, тогда же, когда происходят описанные в нем события. Дети перечитывают строки дневника Пришвина (с. 41): «В сердцах людей во время войны складывается будущий мир».

Вопрос: «Какие качества людей, живущих в деревне, по мнению автора, должны сохраниться в них, чтобы строить будущий мир?»

Фрагменты ответов: «Чтобы построить мир после войны, у этих людей есть такие качества, как мужество, чувство юмора». Если у человека есть юмор, он не будет впадать в панику, он, по-моему, более стойкий в любых трудностях».

«Очень важно, чтобы люди любили все живое, животных, тогда после войны будет построена добрая жизнь».

«Очень важно, чтобы сохранилось чувство дружбы, заботы друг о друге. Это качество есть у героев рассказа».

Дома учащиеся вспоминают известные им произведения А. П. Платонова, читают статью о жизни писателя и его рассказ «Никита» (с. 49–59), размышляют над заданиями № 1–3 (с. 59).


Урок № 45. А. П. Платонов «Никита» (Два урока)

В начале урока учащиеся воспроизводят факты биографии писателя, о которых узнали из статьи, помещенной в учебнике. Изучавшие в начальных классах произведение писателя «Разноцветная бабочка» могут вспомнить его сюжет, то, как любовь мастера «стала силой и жизнью сына».

Обращаемся к рассказу «Никита», прочтенному учащимися дома. Пятиклассники воспроизводят сюжет произведения. Просим детей не включать описания в рассказ о последовательности событий.

Вариант ответа:

«Мать уходит на работу. Никита остается дома один. Он обходит избу, беседует с человечком в бочке, с солнцем, с жителями колодца, угощает змей, беседует с баней, кольями, пнем. Потом Никита убегает в поле, засыпает у околицы. Вечером возвращается вместе с пастухом. Дома видит за столом мать и незнакомого человека, который оказывается его отцом.

На другой день Никита вместе с отцом работает во дворе».

Затем учащиеся рассказывают о признаках конкретного (военного) времени, которые открываются в произведении (задание № 2 с. 59).

Из ответов учащихся:

«В начале рассказа говорится о том, почему отца нет дома: он «давно ушел на главную работу – на войну, и не вернулся оттуда. Мы даже не знаем, жив ли он».

«В конце рассказа «старый» солдат, каким отец кажется Никите, сам говорит, что пять лет назад, когда сын был еще грудной, ушел на войну. Он говорит, что «врага-неприятеля уже «погубили». Понятно, что война продолжалась пять лет; после победы отец вернулся».

Приступаем к освоению своеобразной манеры повествования, использованной Андреем Платоновым. Читаем три первых предложения рассказа (с. 50). Выясняем, кто, с точки зрения учащихся, ведет повествование: взрослый или ребенок.

Обычно говорят о том, что слышится интонация, с которой взрослый говорит с ребенком или ребенок по-своему передает слова взрослого. «Отец давно ушел на главную работу – на войну».

Читаем задание № 3 (с. 59). Учащиеся перечитывают текст на с. 50–55, находят фрагменты текста, когда автор ведет повествование с позиции Никиты, и комментируют их.

Фрагмент ответа:

«Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом», – это говорит взрослый человек, но в его словах я слышу голос ребенка, которому кажется, что солнце похоже на умершего дедушку и глядит на него, как его любимый человек.

Обращаемся к заданию № 5. Выясняем, как относился Никита к разным людям, которые прошли через его жизнь, какие качества мальчика открываются в его общении с окружающим миром.

Фрагменты ответов:

«Никита фантазер. Но фантазии у него возникают не только потому, что он выдумщик, ему еще очень одиноко. Он совсем один дома, поэтому его фантазии усиливаются».

«Никита добрый человек– он очень хорошо вспоминает про деда, он даже его с солнцем соединил, ему жалко бабушку. Он хочет накормить змей, чтобы они маму не ужалили».

«Никита – самостоятельный, ответственный. Он выполняет поручения матери».

Можно размышлениями над этим вопросом завершить первый урок.

Дома выполняют задание № 4, № 6–8; желающие выполняют задания 9А или 9Б (с. 60–61).


Урок № 46. А. П. Платонов «Никита»

Читаем последнюю часть рассказа по ролям.

После этого приступаем к обсуждению первого впечатления, произведенного на Никиту отцом.

Фрагменты ответов: «Еще до того, как Никита узнал, что «старый солдат» – его отец, он почувствовал добрые качества этого человека: «пахло теплом», он был «добрый и смирный».

Можно спросить о том, какой смысл, по мнению учащихся, вкладывает Никита в слово «смирный». Пятиклассники говорят, что мальчик почувствовал в отце «спокойствие», «миролюбие». Следует подчеркнуть, что Никите открылись уверенность, жизнестойкость отца и одновременно – свет, чистота его души, что выразил эпитет «ясные», применительно к пуговицам.

Затем обращаемся к заданию № 4. Учащиеся рассказывают о том, как в представлении Никиты изменился окружающий мир, и объясняют эти перемены.

Фрагмент ответа: «Отец победитель. Он защитит его от всех злых существ, поэтому они исчезают».

Следует обратить внимание на то, что Никита жалеет об уходе предметов, связанных с памятью близких людей: «Даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и ее больше не будет».

Глубокая связь отца с сыном обнаруживается в том, что взрослый человек понимает состояние ребенка:

«Это ты всех хотел сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

Следует подчеркнуть, что отец понял главное – воображение Никиты «подпитывается» добротой его сердца.

Завершить урок можно размышлением над вопросом № 8 (с. 60). В конце рассказа входит тема созидающего труда, творящего добро и жизнь.

Обращаемся к содержанию понятия «труд». Это древнерусское слово, обозначает целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Можно обсудить смысл слов «целесообразная деятельность», «духовные ценности».

Учащиеся перечитывают слова отца: «Давай все трудом работать и все живые будут», – высказывают отношение к ним, обосновывают свою позицию.

Дома читают статью о жизни В. П. Астафьева и его рассказ «Зачем я убил коростеля?», выполняют задание № 1 (с. 65), продумывают задание 7А или 7Б (с. 66).


Урок № 47. В. П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Учащиеся рассказывают о жизни Виктора Петровича Астафьева. Можно предложить сопоставить жизнь Платонова и Астафьева (в пределах полученной информации).

Говорим о впечатлении от прочитанного дома рассказа «Зачем я убил коростеля?». Учащиеся объясняют свое впечатление.

Затем обращаемся к заданию № 1: выясняем, на сколько частей дети разделили рассказ и как озаглавили их.

Примеры проделанной учащимися работы:

1. Убийство коростеля (Убита раненая птица)

2. Ожидание птиц (Непроходящая память об убитой птице)

3. История французского города (Герб французского города)

4. Непроходящее страдание (Застарелое мученье)

Обращаемся к заданию № 2 (с. 65). Учащиеся рассказывают

о чувствах, которые испытал мальчик к убитой им птице. Наблюдаем за тем, как передал автор изменения, происходящие в отношении мальчика к коростелю. В процессе этой работы продолжаем развивать внимание детей к слову в контексте произведения.

Так, объясняя происшедшее в начале рассказа, Астафьев пишет: «От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать». Сопоставление с собакой объясняет происшедшее: в человеке господствует звериное, подавлена человеческая душа.

– «слепой от погони», т. е. не контролирует себя;

– «охотничья страсть» – в данном случае, крайнее увлечение, опять же человек не контролирует себя;

– «захлестал ее сырым удилищем» – добил ее, опять действие, не контролируемое сознательным движением души.

Вопрос: «В каких словах, характеризующих птицу, проявляются изменения во внутреннем состоянии мальчика?»

Учащиеся говорят о том, что после того, как стало понятно, почему коростель не смог уйти – «у него не было одной лапки» – в душе мальчика что-то открылось: он увидел и сказал ласково «тельце» птицы.

«Когда мальчик захлестал птицу и увидел ее мертвой, он как будто прозрел, а когда взял в руку тельце, то оно показалось ему «завядшим», а «шейка», очень нежно сказал, «будто прихваченный морозом лист».

«В конце концов, мальчик почувствовал жалость и беспощадно оценил свой поступок: «сдуру загубил жизнь».

Обращаемся к заданиям № 4 и № 5 (с. 66). Учащиеся размышляют над вопросом: «Почему человек, прошедший страшную войну, помнит поступок, совершенный в детстве. Что вы думаете об этом человеке?»

Варианты ответов:

«Во время войны рассказчик сражается с беспощадным врагом, а в детстве он убил беспомощное слабое существо. Это другое дело. Это себе простить трудно».

«Рассказчик не стал зверем, он остался человеком, который любит природу. У него есть совесть, и она не умерла на войне. Поэтому я считаю, что он настоящий человек».

Размышляем над названием рассказа (задание № 6): «Какое из слов в названии рассказа следует выделить? Что изменится в смысле названия, если не будет вопросительного знака?»

Фрагменты ответов:

«Если бы не было вопросительного знака, то получилось бы, мне кажется, что он понимает, может объяснить цель убийства».

«Главное слово названия – «зачем». Ведь этим словом Астафьев закончил рассказ».

«В слове «зачем» как будто упрек самому себе. Это главное чувство всего рассказа».

Завершить урок можно выступлениями учащихся, подготовивших рассказ по одному из заданий 7А или 7Б (с. 66).

Урок № 48. Внеклассное чтение Детектив и фантастика

Урок может быть проведен по произведениям современных писателей, героями которых стали подростки (список книг под рубрикой «Книжная полка» на с. 66). Учащиеся могут представить одно из прочтенных произведений, передать его сюжет, охарактеризовать героев, выделить мысли, показавшиеся особенно значительными, определить и обосновать свое отношение к прочитанному.

Может быть проведен урок по произведениям одного жанра (детектив, фантастика), помещенным в «Читальном зале»: по рассказам Конан Дойла, Чапека или Брэдбери, Каверина, по произведениям других создателей подобных жанров, названных в списках на с. 85, 101, 106.

Записи в Читательском дневнике ведутся в соответствии с рекомендациями на с. 106.

Дома читают статью о басне, выполняют задание под рубрикой «Вспоминаем прочитанное и изученное» (с. 107–108).


Урок № 49. Эзоп «Волк и ягненок»

Урок начинается определением особенностей басни как эпического жанра. Выясняем, чем отличается басня от рассказов, сказок, героями которых бывают люди, животные, предметы.

Уточняем смысл понятий аллегория, мораль.

Проводим беседу о прочтенных ранее баснях по вопросам на с. 107–108.

Читаем биографию Эзопа. Учащиеся определяют качества баснописца, показавшиеся особенно значительными.

Читаем басню «Волк и ягненок». Беседа начинается с размышления над понятиями: «благовидный» – приличный с виду; «предлог» – внешний, ненастоящий повод к чему-либо.

Выясняем, с какой целью, по мнению учащихся, обращаются люди к благовидным предлогам.

Варианты ответов:

«Люди хотят оправдать свой поступок», «хотят обмануть других, чтобы не мешали им что-то сделать». Обращаемся к жизненному опыту учащихся, просим вспомнить, не приходилось ли им или их знакомым ребятам придумывать «благовидный предлог», чтобы совершить какой-то поступок (задание № 1 с. 109).

Спрашиваем, зачем волк в басне придумал «благовидный предлог».

Фрагменты ответов:

«Волку, наверное, было стыдно просто так съесть ягненка.»

«Волк хотел показаться справедливым, но главное для него совсем не честность, ему по-настоящему все равно, что будут думать другие. Главное – это желание поесть».

Выясняем, как Эзоп относится к людям, подобным волку. Учащиеся указывают на эпитет «злое», определяющий «дело», совершенное волком, на которое он «заранее решился».

Дома читают статью об И. А. Крылове, выполняют задание раздела «Вспоминаем прочитанное и изученное» (с. 110–111).


Урок № 50. И. А. Крылов «Волк и Ягненок»

Учащиеся рассказывают об особенно значительном, с их точки зрения, в биографии Крылова. Называют изученные и самостоятельно прочитанные басни писателя. Пересказывают сюжет одной из них или читают ее наизусть, объясняют смысл морали. Ребята говорят о человеческих пороках, которые обличал Крылов в своих произведениях.

Затем читаем басню «Волк и Ягненок» (возможно чтение по ролям). Предваряя чтение, напоминаем о необходимости выделять слова, стоящие на отдельной строке, делая паузы до и после них.

Размышляя над басней «Волк и Ягненок», обращаем внимание на умение Крылова показать особенности поведения конкретного животного и выделить определенные аспекты отношений между людьми, принадлежащими к разным социальным группам.

Учащиеся выделяют слова, характеризующие действия хищного зверя, волка: «голодный рыскал Волк», «в темный лес Ягненка поволок». Говорят о типичных для подобного зверя врагах – «псы» и «пастухи», которые названы в басне.

Обращаемся к социальным отношениям, о которых пишет в басне Крылов. Уже в морали он говорит о «сильных», для которых «бессильный» всегда виноват. Учащиеся объясняют, о какой «силе» идет речь: «Крылов говорит не о физической силе, а о положении в обществе». У сильного есть власть, его Ягненок называет «светлость».

Вопрос: «Почему волк хочет дать делу «законный вид и толк?»

Фрагменты ответов:

«Он хочет, чтобы его уважали, думали, что он справедливый».

«Крылов пишет о человеке, который занимает высокое положение в обществе – ведь он «светлость», хочет показать, что все делает честно».

Ребята выделяют слова, которые говорят об отношении Волка к Ягненку: «наглец», «нечистое рыло», «негодный», грозит «сорвать голову», говорит с ним на «ты».

Дети, определяя отношение Волка к Ягненку, используют слова, предложенные в задании № 3 и находят свои: «презрение», «брезгливость», «неприязнь» и т. д.

Затем выполняют задание № 4, говорят об отношении Ягненка к Волку.

Перечитываем и сопоставляем мораль басен Эзопа и Крылова «Волк и Ягненок».

Следует подчеркнуть, что Эзоп обращает внимание на нравственные отношения между людьми. Крылова волнует безнравственность отношений между представителями разных социальных групп.

Дома читают басни Лессинга «Свинья и дуб» и Крылова «Свинья под Дубом», выполняют задания на с. 114–116.


Урок № 51. Г. Э. Лессинг «Свинья и дуб» И. А. Крылов «Свинья под Дубом»

В начале урока перечитываем текст, посвященный Лессингу (с. 114). Фиксируем внимание учащихся на содержании понятия «нравственность», определении Лессингом цели искусства.

Учащиеся читали басни дома, размышляли над вопросами. Можно сразу спросить, в чем сходство и различие этих произведений. Сопоставляя сюжет, ребята отмечают, что в баснях Лессинга и Крылова «свиньи поедают желуди под дубом, но в басне «Свинья под Дубом» свинья делает и другое дело – подрывает корни дерева, разговор с ней начинает ворон, а не дуб, как у Лессинга».

Прослушав ответ, читаем басни и приступаем к их анализу. Перечитываем два первых предложения басни Лессинга. Учащиеся выделяют слова, характеризующие свинью и отношение автора к ней: «прожорливая», «пожирала глазами» (а не «искала») другой желудь.

Перечитываем первое предложение (5 строк) басни Крылова, определяем его отношение к свинье.

Фрагмент ответа:

«Крылов пишет не «открыла» глаза, а «продрала», потом он говорит «рыло», даже не «морда». Тут чувствуется отвращение, презрение к свинье». «Свинья у Крылова тупая, ей бы лишь поесть и поспать. Она даже не понимает, где растут желуди».

Учащиеся перечитывают про себя реплики дуба в обеих баснях. Определяют чувства, с которыми произносятся они, затем читают их вслух.

Фрагменты ответов:

«У Лессинга дуб говорит с гневом, презрением, называет свинью тварью. Он требует от нее благодарности».

«У Лессинга дуб «крикнул», он «в гневе», а у Крылова он «промолчал». Ему как будто даже жалко глупую свинью. Ведь она своей пользы не понимает».

Перечитываем ответ свиньи в баснях.

Фрагменты ответов:

«У Лессинга свинья высокомерная. Она хочет, чтобы внимание оказывали только ей».

«Свинья неблагодарная и нахальная, пользуется тем, что создал кто-то другой и никакой благодарности не чувствует».

«У Крылова свинья ни о чем, кроме еды, думать не умеет. Она страшно глупая».

«Свинья видит только то, что у нее под носом, что можно сожрать. Все остальное ее не интересует. Она не хочет знать, откуда что берется».

Выясняем, что тревожит Лессинга и Крылова, какие нравственные уроки хотят дать читателям авторы.

Высказывания учащихся:

«Лессинга возмущает неблагодарность, высокомерие, а Крылова больше волнует невежество».

«Лессинга тревожит отношение людей друг к другу. Крылов знает, что невежество очень опасно, оно может разрушить природу. Вообще невежество приносит много зла людям».

В конце урока обсуждаются варианты морали, сочиненной учащимися к басням Лессинга и Крылова.

Дома читают басню Крылова «Квартет», выполняют задания № 1–4 устно, № 5 (с. 117–119) письменно; можно предложить подготовить сообщения о музыкальных инструментах – скрипка, альт, контрабас; ансамблях – дуэт, квартет, квинтет.


Урок № 52. И. А. Крылов «Квартет»

Учащиеся, подготовившие сообщения о музыкальных инструментах и ансамблях, рассказывают о скрипке, контрабасе, альте, дуэте и т. п.

Затем ребята читают по ролям басню «Квартет».

Учащиеся определяют словами басни цель, с которой собрались звери («пленять своим искусством свет»), в чем они видят причину неудачи («не так сидите»), как они оценивают свои музыкальные возможности («ноты есть… и инструменты есть»). Ребята называют качества «музыкантов», открывшиеся в их самооценке: «глупость», «невежество», «самовлюбленность», «самонадеянность», «самомнение».

Зачитывают слова, ставшие, с их точки зрения, крылатыми: «дерут, а толку нет», «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Затем учащиеся зачитывают свои варианты морали басни. Один из вариантов: «Не берись за дело, коли уменья нет».

Дома учат наизусть любую басню И. А. Крылова, не только из помещенных в учебнике; по желанию выполняют задания 8А или 8Б (с. 119); читают басни, помещенные в Читальном зале, размышляют над вопросами (с. 123).


Урок № 53. Завершающий урок по теме «Басня»

Учащиеся читают выученные наизусть басни Крылова, демонстрируют инсценировки басен.

Читаем басни о стрекозе, помещенные в Читальном зале: И. И. Хемницер «Стрекоза». И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», А. Бирс «Стрекоза и муравей».

Беседа ведется в логике вопросов, помещенных на с. 123.

В конце урока учащиеся, сочинившие басню (задание 8А с. 119), читают ее.

Дома читают статью о лирике, выполняют задания из рубрики «Вспоминаем прочитанное и изученное» (с. 124–125), подготавливают чтение стихотворений Пушкина, выученных ранее наизусть.

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом - анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Предварительный просмотр:

Урок 8 6 класс

Тема: Эзоп «Ворон и лисица», «Жук и муравей», Ж.Лафонтен «Желудь и тыква», Г.Э.Лессинг «Свинья под дубом». История жанра басни.

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о русской басне как эпическом жанре и ее особенностях, развитию интереса к художественному слову, выявлению общечеловеческих нравственных ценностей, утверждающихся в баснях; создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, Лафонтена, Лессинга.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: воспринимать ключевые проблемы басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга. ; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в произведении нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (принадлежность к литературному жанру, понимание и формулировка темы, идеи, нравственного пафоса литературного произведения, характеристика героев, сопоставление героев нескольких произведений); определять в произведении элементы сюжета, композиции; владеть элементарной литературоведческой терминологией;

ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; проявлять собственное отношение к произведениям русской литературы, оценивать их; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

коммуникативная сфера: воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать и адекватно воспринимать; отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог; готовить сообщения на общекультурную тему;

эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, духовно-нравственные качества, уважительное отношение к русской литературе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

∙ познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;

∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении ; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Сценарий урока

1. Актуализация опорных знаний с элементами домашнего задания.

– Послушайте выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе».

Дайте ответ на 3-й вопрос: «Почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?».

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Постановка целей и задач урока.

4. Работа над темой урока.

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» (Н.В.ГОГОЛЬ)

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

В басне высмеиваются пороки людей. Со времен античности и до наших дней басня служит образцом житейской мудрости и средством обучения. Басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда в животных стали видеть символы людских достоинств и пороков.

Басня в мировой басенной традиции являлась преимущественно моральной аллегорией. Лишь Лафонтену удалось выйти за пределы этого аллегоризма. Но полностью превратил этот условно-дидактический жанр в социальную сатиру, придал басенным образам реальность и типичность великий русский баснописец Крылов.

Мораль – краткий вывод нравоучительного характера, раскрывающее замысел басни. Обычно мораль бывает в начале или в конце басни, иногда в середине.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.

Животные басни - это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове - мудрость. Гусь считается глупым, лев - мужественным, змея - коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.

5. Выступление ученика «Жизнь Эзопа и его басни».

ЭЗОП

(VI век до н.э., Древняя Греция)

Эзоп - родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Басни Эзопа сначала использовались как материал для школьных риторических упражнений, но постепенно приобрели характер популярной массовой литературы. Тексты просты и кратки; сюжет передается без второстепенных подробностей; мораль не остается скрытой в образах, а отчетливо формулируется; язык прост и близок к разговорному; редко встречается диалог (Ворон и лисица).

Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа - плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.

Позднее имя Эзопа стало символом.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде.

Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопe - она даже и не греческого происхождения.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

6. Выразительное чтение басен Лафонтена «Желудь и тыква», Лессинг «Свинья и дуб».

7. Вопросы для анализа:

– Какое впечатление произвела на вас эта басня?

– Как вы думаете, откуда взялся сюжет басни?

– Какую картинку вы рисуете в своем воображении после прочтения этих басен.

– Какие пороки высмеиваются?

– Какая мораль?

– Какое выражение стало крылатым и всем известным?

– В чем заключаются особенности литературного языка XVIII века?

8. Рефлексия.

– На уроке сегодня произошло несколько встреч. Какая из них вам запомнилась? Чем?

– Что нового вы узнали на уроке?

9.Домашнее задание.