Расширяющееся фабричное производство требовало квалифицированных специалистов. Эту задачу успешно решал коллектив педагогов и мастеров производственного обучения школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданного в 1924 году и позднее преобразованного в профессиональное училище.
Мастерами и инструкторами производственного обучения были С.И.Ветрова, В.М.Ветрова, Н.М.Лаврентьева, М.К.Белозерцева, Л.П.Анисимова, М.Л.Можаева, А.Г.Вечернина, долгое время руководил училищем Д.Т.Шатали.
За годы существования из стен училища вышло немало помощников мастеров, ткачей, мотальщиц, прядильщиц, проборщиц, тростильщиц и других специалистов. Получив первоначальное профессиональное образование, многие выпускники в дальнейшем стали специалистами высшего класса.
Историческая справка:
Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно - фабрично-заводское училище ) - основной тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.
Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3?4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.
В 1930-1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5?2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В 1959-1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих.
Из воспоминаний Г.Г. Осипова:
В 1924 г. фабрика работала только в 1 смену, и было задействовано лишь 2/3 оборудования. Для того, чтобы запустить простаивающее оборудование, требовалась квалифицированная рабочая сила по всем профессиям.
В ноябре 1924 была организована Школа ФЗУ. В нее принимались дети рабочих фабрики и из окрестных деревень.
Первое время теоретические занятия проводились в детской школе. В последние годы занимались в узком корпусе фабрики. Срок обучения был 2,5 года. По спецпредметам преподавали главный инженер С.В. Мазурин, зав. ткацким производством А.Г.Смирнов и другие руководители цехов.
Общеобразовательные предметы преподавали педагоги детской школы. Практические занятия проводились на рабочих местах в цехах. Были выделены участки, комплекты, закреплены лучшие инструкторы по ткачеству А. Андреева, М. Дворецкова, Т.М. Легкова, с поммастерами занимался И.П. Калинин.
Перед выпуском из школы поммастера проходили стажировку на действующем комплекте под наблюдением поммастера.
Девушки на станках и машинах первое время работали под наблюдением инструкторов.
Школа ФЗУ с 1924 по 1941 г. в среднем ежегодно выпускала по 100-120 учеников по разным специальностям – ленточницы, банкаброшницы, прядильщицы, мотальщицы, ткачи и поммастера. По неполным данным с 1927 по 1941 г. было выпущено около 1500 человек.
С 1927 г. в школу ФЗУ ежегодно поступали девушки и парни из детских домов. Первые годы из-за отсутствия общежитий и квартир на территории фабрики, девушки жили в деревне Лепешки, а парни в деревне Путилово в частных домах. По мере строительства жилплощади на фабрике, ученики ФЗУ из детских домов и завербованные девушки из Рязанской, Курской, Воронежской и других областей расквартировывались в общежитиях в казармах и в домах по ул. Чкалова.
Ученики школы ФЗУ. 1926.
В центре - инструктор Калинин Иван Павлович
Группа ФЗУ. Сновальный отдел фабрики. 1925
Выпускники школы ФЗУ Вознесенской фабрики. Первый выпуск. 1927На фото: на переднем плане слева - Смирнов А.Г., зав. ткацким производством (преподавал ткачество), Мазурин Сергей Васильевич, главный инженер фабрики (крайний справа).
На снимке также: Борис Платонов, заведующий школой ФЗУ.
Ученики, слева-направо: Михайлов И., Макаров С., Ягодкина Д., Табакова М., Тихонова (Лебедева) Зинаида Кононовна, Иванов Н., Колокольников Ф., Осипов Георгий Георгиевич, Булкина, Е., Блинников Г., Иванова В., Стихарев В., Плотникова Е., Ветрова С., Колокольникова М., Плешаков Федор Андреевич, Майоров Степан Васильевич, Белов Н., Карташов А., Шапкина А., Соснова, Малышева П., Новикова, неизвестн., неизвестн., неизвестн., Никифоров Б.
Школа ФЗУ
Группа учеников ФЗУ на южном курорте. 1929
Сидят: Юшкин, Малышев, Болясников Алексей, Орлов Геннадий Федорович
Стоят: Прохоров, Коршунов В., Сидоров В., Хромов А., Васильев Н.
Ученики школы ФЗУ. 1931-1933
В первом ряду слева-направо сидят: Бесфамильнов, Глазов, Бахурин, Лебедев Н.;
2 ряд: Трусов Петр Иванович, Валентин Матвеевич Николаев (2-й слева), Полыгушин А., Шишкин;
3 ряд: Лодкин Л., Тюлюкин Н., Кулаков Т., И
гнатьев
Ученики ФЗУ. 1930Слева-направо стоят: Серисев, Ильин. С, Фомичев, Федоров,
сидят - Маркин, Кудрявцев, инструктор Иван Павлович Калинин, Якшин, В, Коршунов, неизвестный, Ильиных, Фомичев, неизвестный, Федоров
Группа фабзавуча в тренировочном цехе. 15 апреля 1937Сидят слева-направо: Мещанинов, неизв., Баскаков, Козычкин, Павлов, неизв., Плешаков Ф.А. (преподаватель), Майоров С.В. (инструктор), неизв., Воронин, Завьялов А., неизв., Андреев Ф.
Ученики ФЗУ. 1938
Слева-направо стоят: Майоров С.В. - инструктор, Кулагин, Елизаров, Прошин, Голубков, Мягков, Бохвалов, Тимофеев, Завьялов А.
Педагоги Школы Фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
Ветрова София Ивановна Ткачиха |
Иванова Валентина Дмитриевна Политвоспитатель ФЗУ |
Юдин Иван Сергевич Начальник прядильного цеха, преподаватель ФЗУ |
Монахов Семен Ильич В 1928 г. окончил школу ФЗУ. |
Майоров Степан Васильевич Входил в агитбригаду "Синяя блуза" в конце 1920-начале 1930-х годов. |
Новиков Петр Васильевич Окончл ФЗУ в 1933 г. |
Петрова Зинаида Николаевна Воспитанница детского дома. |
Плешаков Федор Андреевич Начальник II ткацкого цеха, |
Трусов Петр Иванович Окончил ФЗУ в 1933 г. |
Лучшие выпускники Школы ФЗУ
Крылов Петр ДмитриевичОкончил ФЗУ на фабрике в 1928 г.
С 1929 по 1934 окончил Московский текстильный техникум.
По окончании техникума с 1934 по 1937 г. работал мастером приготовительно-прядильного цеха фабрики им. КРАФ.
С 1938 г. заведующий прядильным производством в Ореховском комбинате. В этот период окончил заочно текстильный институт.
В 1941 г. направлен в г. Ленинакан на должность зав. прядильной фабрикой.
С 1946 г. - главный инженер на комбинате в г. Ногинске.
С 1968г. главный инженер текстильного комбината г. Егорьевске.
С 1970 по 1972 г. директор фабрики "Красная поляна".
С 1972 - пенсионер по болезни
Орлов Геннадий ФедоровичУчился в ФЗУ с 1927 по 1929 г.
По окончании работал поммастера ткацкой фабрики на станках систем "Платт", "Иванова".
С 1939 - начальник 1-го ткацкого цеха.
С 1939 г. в армии, участник финской и Великой Отечественной войн. Пришел с войны в звании капитана.
С 1948 г. работал в РМО ткацкого цеха. В 1947-1949 гг. председатель фабкома.
С 1949 по 1952 г. секретарь партийной организации фабрики.
С 1952 по 1955 зам. директора фабрики, с 1955 по 1964 - начальник отдела снабжения.
С 1964 по 1967 - мастер производственого обучения ФЗУ.
С 1967-1972 - механик топливно-транспортного отдела фабрики.
С 1972 - на пенсии
М.К. Янгель
Смирнов |
Толотов |
Сморчков ФЗУ окончил в 1933. |
Полисонова |
Фетисова |
Лобова Тростильщица |
Осипов Работал ткацким поммастера в 1930 г. |
Потапов |
Барц Окончил ФЗУ в 1937 |
Чистяков Инженер, работал на прядильной фабрике, был начальником цехов, главным инженером. |
Панкратова Инженер-ткач. |
Панкратов Инженер-ткач, преподаватель по предмету "Ткачество" |
Бушуев В 1930 окончил ФЗУ |
Коноплев С 1950 работал возильщиком и заправщиком основ, в это же время учился в заочном текстильном техникуме |
Уколов С 1924 по 1929 - ткач фабрики |
Вечернее отделение Московского текстильного техникума было открыто в 1951 году. Большой вклад в его отделения внесла его руководитель Варвара Павловна Скуратова. За учебные парты сели начальники цехов, бригадиры и другие руководители, не имевшие специального образования
Малинкин Владимир Алексеевич
техник, преподавал в техникуме предмет "Прядение"
Девушки готовятся к урокам в вечерней школе рабочей молодежи
Здесь находилось профессиональное училище и общежитие девушек.
Здание бывшей школы в Заречном тупике (Отбельная казарма)
Занятие в классе Школы рабочей молодежи на фабрике им. КРАФ
В комнате общежития в Заречном тупике
На занятии в ФЗУ по предмету "ткачество".
Прядильщицы на занятии в ФЗУ
В комнате общежития. Ул. Чкалова, д.12
Хромов Н.Удивительные контрасты
Рейд «КП»
Есть у нас четыре удобных, благоустроенных общежития, в которых живут девушки, работающие на нашей фабрике. В общежитиях есть все: комнаты для жилья с современной удобной мебелью, помещения для учебы и отдыха, прекрасные бытовки.
11 ноября штаб «Комсомольского прожектора» провел рейд по общежитиям. И что же мы увидели?.. На первый взгляд, все вроде бы хорошо – отремонтированные здания, светлые чистые коридоры. В красных уголках уютно, на стенах плакаты, стенды, стенгазеты. В бытовых комнатах порядок и чистота. Задаем вопрос представителям администрации общежитий, кто же убирается, наводит порядок в этих помещениях? Оказалось, что девушки составляют график и сами убираются во всех помещениях.
Создавалось мнение, что мы зря сюда пришли. Но, увы, к нашему удивлению и сожалению «порядок» в некоторых жилых комнатах сразил нас наповал, но не всех. Вперед пошли самые стойкие и выдержанные.
Пробиваясь сквозь завесу сигарного дыма, мы вошли в комнату №2 общежития на улице Свердлова. Ребята открыли окна этого «вагона для курящих». Дым немного развеялся, но стены и мебель пропитались запахом никотина. И что же мы видим... Время 16 часов. Хозяев нет. В комнате беспорядок, кровати не убраны, всюду валяются белье, одежда, обувь и мусор. На столе гора грязной посуды. И завершает этот «ансамбль» ничем незаметная, обычная тарелка, переполненная окурками и пеплом.
Живет в этой комнате недавние выпускницы фабричного профессионального училища А. Дробина, В. Ляхова, Н. Зуденко, Г. Султанов. В комнате №14 аналогичная картина, и проживают в ней тоже недавние выпускницу ПУ фабрики Гросс, Батурина, Рыженко.
Можно еще привести примеры таких эффектных «комнат-курилок».
А вот Зося Маркович из комнаты №7 удивила нас своим поведением. Она грубо и бесцеремонно вытолкала из комнаты членов штаба «Комсомольского прожектора» и закрыла ее. Кстати, Зося Маркович – председатель совета общежития.
В общежитии на улице Чкалова перед глазами «прожектористов» предстала иная картина. В общежитии 22 комнаты, и во всех царит чистота и порядок. Чистота комнаты, ее уют – это лицо проживающих в ней людей. Девушки провели нас по всем комнатам, показали бытовки, красный уголок общежития, альбомы.
Завершили мы рейд «КП» в общежитии на Заречной улице. Это общежитие заняло первое место в смотре-конкурсе общежитий фабрики. Но и здесь были обнаружены некоторые изъяны. К примеру, комнату №88 можно представить, как эталон беспорядка и хаоса. В комнате чисто, но вещи, начиная от расчесок и бигудей и кончая одеждой, развешены, разбросаны, разложены в страшном беспорядке. Ну, а комната №73, в которой живут девушки В. Погорелова, Т. Тонкошкурова, В. Малинкина, В. Молчанова, явно относятся к серии уже известных «комнат-курилок». В такую комнату даже заходить неприятно. Войдя в комнату №90, «прожектористы» были окончательно сломлены нецензурным приветственным монологом Лиды Кот и решили закончить рейд по общежитиям фабрики.
По итогам рейда проведено заседание штаба «КП» и выпущено фотообвинение.
Воспитателям общежитий и ПУ следует улучшить эстетическое воспитание учащихся ПУ и девушек, живущих в общежитиях.
Хромов Н., начальник штаба «КП»
Сегодня я начну новый, и, если будет читательский интерес, длинный цикл статей о повседневной жизни людей в сталинском СССР. И не за весь период, а только за предвоенный. Точнее – это 1939, 1940 и начало 1941 года. Объясню свой выбор. В процессе работы над книгой «Повседневная жизнь первоуральцев в годы Великой Отечественной войны» я накопил большое количество материала о стране в целом. И однажды у меня возникла мысль: а каким бы был сталинский СССР не случись второй мировой войны?
Я думаю ответить на этот вопрос в полном объеме невозможно. Но основные черты увидеть можно в том каким был Советский Союз в 1939 – 1940-м и начале 1941 года.
Почему этот период?
Потому что начало 1939 года было по существу последним периодом, когда СССР ещё не проводил масштабных мобилизационных мероприятий готовясь к войне. Летом 1939 года мобилизационные мероприятия масштабно ощутило население. Далее мобилизационные мероприятия шли по нарастающей.
Даже многие профессиональные советские историки начинают отсчет мобилизационных мероприятий в СССР с создания Государственного комитета обороны летом 1941 года.
Это не правильно.
Народ мобилизационное напряжение почувствовал ещё летом 1939 года. Незадолго до нападения 1 сентября 1939 года Германии на Польшу, хотя наиболее чувствительные для населения довоенные мобилизационные мероприятия произошли всё же в 1940-м году.
Это в полной мере касается и школ фабрично – заводского ученичества (ФЗУ).
В 1939 году ФЗУ были очень популярными среди молодежи.
Учеба в ФЗУ была исключительно добровольной, учащиеся жили интересной общественной и культурной жизнью.
Учащиеся ФЗУ обеспечивались питанием, стипендией и общежитием.
Кого попало в ФЗУ не брали.
Право учиться в ФЗУ надо было заслужить!
Чтобы читателю было понятно какими соблазнами заманивали подростков в ФЗУ приведу несколько объявлений из первоуральских газет 1939 года:
«ФЗУ Новотрубного завода объявляет набор учащихся: токарей – 30, слесарей – 60, волочильщиков – 30, электриков – 60. Принятые обеспечиваются общежитием, стипендией от 55 до 143 рублей. Принимаются лица от 15 до 18 лет с образованием 7 классов. Подавшие заявление должны пройти испытания по русскому языку, математике, физике и химии».
А вот как принимали в школу ФЗО Динасового завода:
«Обучение слесарей, прессовщиков, дробильщиков. Принимаются лица от 16 лет с образованием не ниже 6 классов. А так же (школа) готовит счетоводов. Образование – не ниже 7 классов. Принимаются лица от 17 лет. Срок обучения 6 месяцев. Стипендии счетоводам – 125 рублей».
Заметьте в ФЗУ Новотрубного завода тогда было поступить сложнее, чем в современный университет!!! Аж четыре экзамена!
Помимо того, что учащиеся ФЗУ обеспечивались хорошей стипендией, жильем, спецодеждой и питанием, предприятия ещё организовывали их досуг.
Вот еще несколько выдержек из первоуральских газет:
«Ребята из ФЗУ ПНТЗ посетили Кунгурскую пещеру с экскурсией на деньги завкома».
И ещё:
«60 ребят из ФЗУ Динасового завода летом 1939 года ездили отдыхать в различные дома отдыха. Несколько человек из них побывали в прославленном всесоюзном пионерском лагере «Артеке», а еще несколько человек – в санатории им. Октябрьской революции в Одессе».
К сожалению международная обстановка продолжала ухудшаться и 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР издал указ согласно которому наркоматы и предприятия получили возможность мобилизовывать молодежь в железнодорожные училища, ФЗУ, ремесленные училища в порядке призыва.
Принудиловка сразу изменила отношение населения к ФЗУ.
Из ФЗУ участились случаи самовольных уходов. Государство отреагировало карательными мерами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года предписывалось учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища, а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергать по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года .
Именно поэтому школы фабрично-заводского ученичества до сих пор в исторической литературе имеют столь неоднозначную репутацию – до осени 1940-го года – это было дело добровольным, престижным, а потом – принудительным и не желанным.
Современному читателю преподносят данные негативные обстоятельства вне контекста. И пропагандистский прием срабатывает – подавляющее большинство не знает реалий довоенного СССР.
Кстати, я именно поэтому и назвал данную серию постов «Забытый СССР» .
Надо сказать и современники воспринимали эти шаги государства крайне не однозначно. Внешняя политика СССР в тот момент была двойственной. С одной стороны фашизм признавался главным врагом всех советских людей, с другой – СССР всячески старался задобрить Германию, чтоб избежать войны.
Многие в то время международных реалий не понимали и к шагам сталинского правительства относились крайнее критически. Писатель Юрий Слепухин в автобиографическом романе «Перекресток» приводит такой эпизод, якобы записанной старшеклассницей, комсомолкой в своем личном дневнике:
«Вчера вышел приказ No 1 Главного управления трудовых резервов: о распределении контингентов призываемых по областям. На нашу область падает 15 тысяч - 7000 человек в ремесленные училища, 700 в железнодорожные и 7300 в школы фабрично-заводского обучения. Все гадают - кто попадет в число тех «пятнадцатитысячников». Впрочем, призывать будут, кажется, гл. обр. шести- и семиклассников. Девочек тоже!
Вечером мы с Сергеем и Володей были у Николаевых. Таня начала говорить, что это жестоко - призывать насильно таких детей, не считаясь с их планами на будущее, и т.д. В конце концов Алекс. Сем. на нее накричал - я еще никогда не видела его таким возмущенным. Он сказал, что нужно же хоть немного понимать, чем это вызвано. Мы живем сейчас как на вулкане, оборонной промышленности нужны миллионные кадры специалистов, и вообще это не идет ни в какое сравнение с тем, что переживает сейчас молодежь в Западной Европе. Мне от его слов стало жутко. Я действительно до сих пор просто и не подумала, что эта мера вызвана подготовкой к войне, и вообще совершенно не думала о том, что война может захватить и нас».
Если бы не война, то учащиеся ФЗУ и в 1940-м и в 1941 и во все последующее года, ездили бы на пляжи Черного моря, получали нехилые стипендии, и ребята ломились бы в ФЗУ, как сейчас на самые престижные факультеты…
Я думаю, что даже из этих немногих примеров можно понять каким бы был сталинский СССР, если бы европейцы при активном содействии американцев и японцев не разожгли второй мировой войны.
Продолжение следует…
Одним из вопросов при изучении истории семьи становится вопрос о том, как тот или иной человек, живя в одном населенном пункте, вдруг оказывается в другом. Многие, конечно, знают это из семейных преданий, от ближайших родственников и так далее. Но как быть тем, кто однажды упустил это из виду, а потом вдруг захотел выяснить обстоятельства, приведшие его предка в совершенно новое место жительства.
Причин, конечно, масса как в советские времена, так и в настоящее время.
Причины перемещения людей по стране
Раньше это было переселение крестьян из Малороссии и центральных губерний страны в поисках свободной земли, столыпинская аграрная реформа, потом пресловутое распределение, раскулачивание, репрессии, отток жителей малых населенных пунктов в города в поисках заработка, грандиозные стройки страны, поднятие целины, насильное переселение лиц немецкой национальности из западных регионов нашей страны, введение спецпоселений и т. д.
Набор в школы ФЗО
Но немногие знают, что в сороковые годы проводился процесс набора юношей в школы ФЗО в рамках обязательной трудовой мобилизации. Вот об этом сегодня и пойдет речь. Я расскажу вам, куда и откуда мобилизовывались подростки.
6 мая 1941 года исполнительный комитет Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся решил следующее: в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП (б) от 22 апреля 1941 года номер 1108 «О подготовке государственных трудовых резервов в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах в 1941 году» обязать городские и районные исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся призвать (мобилизовать) с 5 по 20 июня городскую, колхозную и другую сельскую молодежь мужского пола в возрасте 17 лет в школы ФЗО №№ 1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,15,18 и в возрасте 16-17 лет в школы ФЗО №№ 5,10,14.
Был утвержден план распределения призывной городской, колхозной и другой сельской молодежи по городам и районам Чкаловской области.
Согласно этому плану определялись районы, из которых шла вербовка молодежи и школы, которым требовалась эта молодежь. Итак, вчитайтесь внимательно, возможно, ваш родственник попал в Орск, Оренбург, Домбаровку и другие населенные пункты именно так.
Орские ФЗО
В школу № 10 нефтепромышленности г. Орска призывались парни из Александровского, Екатериновского, . Школе нужно было 170 человек.
В школу ФЗО № 14 металлистов Орска планировали набрать 155 учеников из самого города и Курманаевского района.
При плане 325 человек школа № 18 ФЗО строительного дела Орска набирала юношей из Асекеевского, Ташлинского, и Мордово-Боклинского районов.
В школу ФЗО № 9 горно-рудной промышленности города Орска мобилизации подлежали жители и Матвеевского районов.
А в школу № 1 строительного дела Орска требовалось аж 760 учащихся, поэтому и география мобилизуемых районов обширна -Бугурусланский сельский район, а также Буртинский, Гавриловский, Грачевский, Державинский, Краснопартизанский, Октябрьский, Мустаевский, Ново-Орский, Пономаревский районы.
В школы ФЗО города Чкалов (Оренбург) также набирали молодежь
В 11-ую железнодорожного транспорта шли работать жители районов Чкалова — Кировского, Дзерджинского, Кагановичского, а в 3-ю строительного дела -жители Чкаловского сельского района, а также Ново-Сергиевского, Переволоцкого, Покровского районов.
Соль-Илецкая школа фабрично-заводского обучения
В Соль-Илецке тоже была своя школа ФЗО № 6 угольной промышленности. В нее призывались мальчишки из Соль-Илецкого, Буранного, Ак-Булакского, Илекского и Краснохолмского районов.
ФЗО ст. Колтубанка Бузулукский район
Школа ФЗО № 15 строительного дела станции Колтубанка распахивала свои двери для юношей города Бузулука.
Медногорск
Город Медногорск и его школа ФЗО № 4 горно-рудной промышленности стала новым домом для мальчишек из Медногорска, Бугуруслана, Саракташского, Кувандыкского, Тоцкого районов.
Кваркено и ФЗО
Из молодежи Кваркенского и районов пополнились ряды школы ФЗО № 12 горно-рудной промышленности Кваркено.
Халилово
А школа ФЗО № 7 горно-рудной промышленности Халилово обрела своих учеников в , Сакмарском, Секретарском районах.
Адамовка
Школа № 8 горно-рудной промышленности Адамовки пополнилась из жителей и Бузулукского сельского районов.
Домбаровка
Школы ФЗО горно -рудной промышленности рабочего поселка Домбаровка набирали учащихся: 13-ая из Домбаровского и Сок-Кармалинского районов, 2-ая из Сорочинского, Троицкого, Шарлыкского районов.
Рассматривая процессы переселения в наш город жителей других населенных пунктов Оренбургской области, я первоначально недоумевала, так как в основном это были жители западных районов нашей области, вставал вопрос, почему они не осели в Оренбурге, например? Но Советский Союз вносил свои коррективы в планы граждан, распоряжаясь их судьбой как своей. Многие из мобилизованных тогда в июне 1941 года уже не вернулись ни в родные села, деревни, ни даже в Орск, Чкалов, Домбаровку, Адамовку, Халилово и другие населенные пункты, куда они призывались в порядке трудовой мобилизации — полегли на полях сражений. Но были и те, кто, пройдя все ужасы войны, все же вернулся. И такие в Орске, наверняка, были. Пришли с войны, встали у станка, проработав на предприятии, ставшем родным, уже до заслуженной пенсии.
Прадед моего мужа родом из Ивановского района Чкаловской области (ныне Красногвардейский район) по данным obd-memorial: obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6521185 .
Был ли его сын и дед мужа в числе мобилизуемых в 1941 году, еще предстоит выяснить, но, по крайней мере понятно, как житель Ивановского района мог оказаться у нас в Орске.
Примечание: не все районы сейчас существуют в тех границах, к которым мы привыкли. Некоторых МО вообще в данный момент в области не существует. На многие такие районы я сделала ссылки в статье. Но про некоторые, например, Екатериновский, Сок-Кармалинский, Секретарский я, к сожалению, еще не писала. Планирую это сделать в дальнейшем.
Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) , проф.-тех. уч. заведения. Созданы в окт. 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами. Готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков и т. д. Срок обучения 6 мес. В школы ФЗО принималась в основном сел. молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая нач. образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизац. призывов. Осн. кол-во уч. времени отводилось на производственное обучение, общеобразоват. подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехн. принципами произ-ва, общетехн. сведениями, осн. понятиями технол. процессов, чтением чертежей и т. д. В окт.-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся).
В годы Вел. Отеч. войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной пром-сти. Сокращая уч. время на теоре-тич. обучение и сохраняя полностью программу производств, практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 мес. В 1940-41 они выпустили св. 645,2 тыс. рабочих, за годы войны - св. 1792,8 тыс. чел. (почти в 3 раза больше, чем ремесл. уч-ща). Школы ФЗО предоставляли учащимся полное гос. содержание, что было особенно важно в условиях воен. времени. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного х-ва.
В нач. 50-х гг. в школы ФЗО стали поступать в основном выпускники школ 7-леток; в связи с этим школы претерпевали серьёзные изменения. По их типу в 1953 открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации с. х-ва с 6-месячным сроком обучения. В 1949-54 обучение в школах ФЗО и типа ФЗО продлено до 10 мес. При поступлении в них стали обязательными знания в объёме 7 классов. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. они были преобразованы в проф.-тех. уч. заведения.
Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)
В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности.
Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.
Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).
Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.
Ремесленное училище (РУ) - профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.
Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) - низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.
В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. - с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.
В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам - в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.
Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.
Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов.
Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.
Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения - 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой.
Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов - на 50 %, по сверлильным станкам - на 40 %, по машинным тисам - на 20 %.
Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.
Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами.
Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.
Библиографический список
1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. - Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.