Фурор на аттестации или как некомпетентный управленец позорит школу. Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу

Промежуточную аттестацию 2018 все московские «нешкольники» будут сдавать в Московском центре качества образования. Слух, который несколько месяцев ходил в родительских сообществах, получил подтверждение в сентябре. Когда руководители государственных школ получили письмо от московского Департамента образования, подписанное заместителем руководителя Департамента Алимовым Г.Т. В этом письме школам предписывают направлять учеников 9 и 11 классов (семейное, самообразование и заочная форма) на промежуточные аттестации в тот самый Центр независимой диагностики МЦКО.

Там же в письме Департамент объясняет эту меру желанием снизить нагрузку на школьных учителей и психологически подготовить школьников к итоговой аттестации. Ещё к письму приложен проект Положения о проведении аттестации, которое школы должны принять.

Мы постарались выяснить, какие последствия может иметь это письмо.

С точки зрения закона

Промежуточная аттестация – это условие допуска к итоговым аттестациям в 9 и 11 классах, пройти итоговую аттестацию и получить документ об образовании без промежуточной аттестации невозможно. Значит, промежуточную аттестацию за 9 класс (и за 11 – если вы выбираете полное среднее образование) сдавать придётся в любом случае.

Федеральный закон об образовании даёт право родителям учеников самим выбирать образовательные организации (часть 3 статьи 44). Определяем учебный план (сроки, порядок, объём, предметы, аттестации) ребёнка на семейном образовании тоже мы, родители. Департамент образования и любая другая организация ограничить нас в этом праве не может. А вот учебный план детей на заочном обучении определяет школа.

Письмо не может быть обязательным к исполнению, во-первых, потому что у Департамента образования нет полномочий вмешиваться в образовательный процесс. И во-вторых, потому что письмо не было оформлено как нормативный акт, не опубликовано официально и не зарегистрировано в Минюсте. Пока документ не опубликован как положено, он не является обязательным и может носить только рекомендательный характер.

Ответ Департамента образования

С просьбой прокомментировать ситуацию и ответить на несколько вопросов мы обратились в Департамент образования города Москвы. Получили обстоятельный, но малопонятный обычному родителю ответ. И попросили юриста Марию Меркурьеву объяснить ситуацию более простым языком.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией в осуществлении образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Комментарий юриста
Здесь декларируется автономия школы – она самостоятельно определяет порядок аттестаций. То есть, с точки зрения закона, школы не обязаны принимать письмо к исполнению.

Государственная образовательная организация, подведомственная Департаменту образования города Москвы, принимает решение о проведении промежуточной аттестации обучающихся 9 и 11 классов, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, с использованием ресурсов Центра независимой диагностики МЦКО, и соответствующим образом регламентирует это в своём локальном акте о формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся.

Комментарий юриста
А в этом пункте мы видим противоположную позицию: школе не оставили возможности выбора. Утверждение «школа принимает решение» вместо «школа может принять решение» означает, что Департамент действительно пытается заставить школы принять указания из письма к действию. Школы зависимы от Департамента, потому что определение размера выплат школам за аттестации учеников на семейной и заочной формах конкретно не регламентируется, только в общих чертах. Если школа не выполняет условия Департамента, она может не получить деньги за организацию аттестаций.

Безвозмездное использование образовательной организацией ресурсов Московского центра качества образования снизит нагрузку на педагогический коллектив по проведению процедуры промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся, обеспечит современный уровень надёжности и технологичности оценки образовательных результатов, положительно скажется на формировании психологической готовности данных категорий обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации.

Комментарий редакции
Аттестации в Центре независимой диагностики МЦКО бесплатны, но по закону аттестации для учеников бесплатны везде в любом случае. Цель всей затеи с переводом туда аттестаций в том, чтобы разгрузить школьных учителей и помочь ученикам психологически подготовиться к итоговой аттестации. С разгрузкой учителей всё понятно, а вот с психологической подготовкой, наоборот, совсем не ясно, как это будет реализовано.

Организационное обеспечение промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, регулируется локальным актом образовательной организации (положение, порядок и т.п.), с которым должны быть ознакомлены обучающиеся и (или) их родители (законные представители).

25 сентября 2018 года директор школы Ляпина Е.А. №1279 вышла на аттестацию руководителей образовательных организаций города Москвы:

Сказать, что аттестация произвела фурор на членов аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы– это значит не сказать ничего. Но, если для них это удивительно, то педагогам и родителям школы давно не удивительно, а скорее грустно наблюдать данного директора, ни по каким параметрам не подходящую на должность руководителя образовательной организации вообще, а рейтинговой и бывшей Грантовой школы, в частности.

Немногочисленные вопросы, поступившие от членов комиссии к Е.А. Ляпиной остались без ответов.

Вопрос по работе над поступившими обращениями (все-таки первое место в городе по жалобам) решается, по словам аттестуемой, общением в Фейсбуке в группе или на странице (из ответа неясно) с живыми родителями, эти же живые родители приходят к директору в 7:30 (вероятно, сразу после обращения родителей о том, что директор днями не появляется на рабочем месте), эти же живые родители приходят на круглые столы, их мало, но они пишут немногочисленные обращения, которым директор рада, потому что они помогают ей в работе, но в целом с сентября 2017 количество обращений растет. Просто загадка, почему это происходит, и почему родители на круглых столах или в 7:30 в кабинете директора не озвучивают директору проблемы, а пишут обращения вне системы Департамента образования? Непонятно. Загадочно. Веерные рассылки…

Ответ на вопрос о дорожной карте, о планах на будущее вообще ушел в сторону описания новой управленческой команды, которая разбежалась летом, как крысы с тонущего корабля, почуяв неладное, оставив нам Ерохина на директорство, который, кстати, второй год не может написать программу развития школы, какая уж тут дорожная карта?

Ответ по травмам непонятен в принципе. Травмы предупреждаются обучением учителей оказать первую медицинскую помощь….

Вопрос о Международном сотрудничестве – просто вверх коварства! Елена Александровна забыла, что музей сотрудничает с Посольством Индии. Дух Тагора, потревоженный и рассерженный разгромом музея, который создавался 55 лет, явился в зал коллегии отомстить Елене Александровне. Другого объяснения просто нет. Как это можно забыть?

Аттестационную справку составляла Дроздова, еще один член новой команды, поэтому Елена Александровна, слепо доверившись ей, подписала у себя отсутствие кружка, наличие которого начала доказывать уже на трибуне. Надеюсь, кружка не будет: ни время 12:00 неудобно для 4-х классов, ни рабочей программы в базе ЕСЗ нет.

В целом, конечно, жуткое впечатление. И что с речью? Елена Александровна позиционировала себя как учителя русского языка и литературы, словесник…

Позор на весь город. Как после такого позора можно остаться в школе? Не знаю…

Елена Александровна, Ваше имя не сходит с уст в профессиональном и родительском сообществе, покиньте Вы уже нашу школу, дайте педагогам работать, наконец!

СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

Аттестация директора школы №1279

ЛЯПИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Романова Т.Н.: Елена Александровна, Вам слово.

Новокрещенов И.В.: Е.А., сразу бросается в глаза какое-то очень огромное количество обращений, направленных вне системы Департамента образования. За два года – 377 обращений, я понимаю, что Вы работаете с 17 года, и, может быть, обращения были не в связи с Вашей работой, и, очевидно, что в школе есть дефицит доверия родителей к самой школе. Каким образом Вы работаете с этим?

Е.А.: Вы знаете, у нас как раз на этой неделе прошли родительские собрания, и мы провели анкетирование как раз-ка вот по этой теме: «Испытываем ли мы дефицит доверия, и насколько родители получают от нас ту информацию, которую хотели бы». И по результатам этих анкет, большинство этих анкет, по крайней мере, те, которые мы уже получили обратно, говорят о том, что родители получают информацию. Мы открыли страницу на Фейсбуке, и, если вы посмотрите, у нас достаточно подписчиков, не каждая школа может этим похвастаться. Пока мы не можем получить статус официальной страницы, но это группа, там идет активное обсуждение, это наши живые родители, которых мы знаем, видим, и которые знают нас, это клубные дни, на которые они приходят, получают свои ответы, за год уже родители привыкли, что в 7:30 я уже на месте, и можно прийти и обсудить любой вопрос; это вопросы на сайте, которые вы видите, это тоже, вот скажем так, наши живые обращения, но наша команда управленческая, которая с…образовалась с прошлого года, работает по сей день, ну, достаточно, такой…сложную работу э-э-э провела, и мы благодарны тем немногочисленным, скажем так, э-э-э обращениям, т.е., вернее не скажет так, которые позволили нам обратить внимание на какие-то моменты, которые э-э-э в общем-то тех-то реальных и живых обращений, подтвержденных проверками, дирекцией или службой финансового контроля мы не имеем на сегодняшний день.

Романова Т.Н.: Можно продолжение вопроса. Если сравнить сентябрь прошлого года и сентябрь этого года: динамика обращений вне системы Департамента образования?

Е.А.: Динамика обращений, могу сказать, больше.

Романова Т.Н.: Вне системы обращений стало больше? В этом году?

Е.А.: Да. Они имеют некоторую ангажированность. Это такие веерные рассылки. Я бы так назвала их.

Романова Т.Н.: Понятно.

Жданова И.Д.: Елена Александровна, у Вас большая школа и большие возможности для каждого ученика, есть ли у Вас планы или дорожная карта по вступлению в проекты предпрофильного развития для детей?

Е.А.: Конечно. Как я уже сказала, наша команда была новая, год – это, прежде всего, аналитической, прежде всего, работы а-э-а, и, скажем так, увидеть в школе и технические ресурсы, и кадровые ресурс, соответственно, мы на данный момент видим, что мы можем развивать инженерное направление, и у нас план вступления в инженерный класс в Московской школе, у нас с этого года есть оборудование робокласс, у нас есть уже результаты за прошлый год, вот, в JuniorSkills, э-э-э, соответственно, у нас есть такой план в связи с тем, что наша школа традиционно углубленно изучает иностранные языки, у нас есть такая мысль э-э-э развивать кадетское направление именно с уклоном в углубленное изучение иностранных языков, и э-э-э а-а-а мы планируем, но не в ближайшей перспективе, а вот два года, мы планируем такой создать.

Горбун С.В.: У Вас в 18 году было около 10 травм. Что Вы делаете для профилактики детского травматизма?

Е.А: Но, во-первых, мы включили в план финансово-хозяйственной деятельности увеличение камер как в рекреациях, соответственно, так и а-а-а у нас есть здание, где, ах, камеры не подключены к ЦХД в спортивном зале, это новое здание, соответственно, этот вопрос тоже будет решен, также наши учителя э-э-э физкультуры э-э-э прошли курсы, скажем так, первой медицинской помощи, да? Это на тот случай, если, не дай Бог, травма все-таки случится э-э-э ну, и опять же институт классного руководства, у нас все учителя еще в прошлом году прошли курсы «Эффективный классный руководитель», в том числе, мы там также затрагивали эту тему в плане профилактики.

Анатолий Сергеевич В.: В пункте 18 справки «Дополнительная активность образовательной организации» Вы сообщаете о том, что Ваша школа активно осуществляет международное сотрудничество с образовательными организациями стран Азии и Европы.

Е.А.: Я, да. Я так громко это назвала, на самом деле просто такой спектр получился. Традиционно в школе есть музей имени Рабиндраната Тагора, и здесь у нас также налажены связи с-с, ух, вылетело из головы, значит, ну, лучше расскажу про международное сотрудничество с Сербией, соответственно, у нас с ними есть Договор, э-э-э наши школьники посещали фестиваль э-э-э уже в Сербии в прошлом году, э-э-э театральный фестиваль, также приезжала делегация сербских школьников к нам, причем мы сначала себя позиционировали как м-м-м волонтерами русского языка, а получилось так, что мы еще оказались волонтерами Московского образования, потому что та экскурсия, которую мы организовали для сербских школьников совместно, естественно, с нашими в Темоцентре, ну, это произвело такой фурор, и есть даже сюжет на mos.obr.tv, и в этом отношении традиционное изучение углубленно английского языка, да, нам также способствует также и развитию этого сотрудничества, и участие детей опять же в практике того же английского языка, потому что хоть, несмотря на то, что сербский похож на наш, но дети в основном общались на английском языке.

ГЛУБОКОМЫСЛЕННОЕ МОЛЧАНИЕ В ЗАЛЕ КОЛЛЕГИИ Департамента образования

Коротких В.П.: С удивление обнаружила для себя, что Вы имеете возражения по пункту 12, оно тут либо данные есть в ЕСЗ, либо нет, не могли бы Вы прокомментировать, с чем связаны Ваши возражения?

Е.А.: Ну, на тот момент м-м-м на тот момент чисто технически э-э-э а-а-а данные действительно были таковыми, которые э-э-э отражены сейчас вот тут в справке, но с октября месяца я буду вести кружок немецкого языка, и на данную секунду у меня уже записано 10 человек.

Романова Т.Н.: На момент составления справки информация верна?

Е.А.: Чисто технически я уже с ней не согласилась. Да?

Коротких В.П.: Не совсем понимаю.

Е.А.: На момент подписания мною справки у меня уже в ЕСЗ кружок был, и дети были записаны.

Романова Т.Н.: Тогда нужно было внести изменения в справку. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Если вопросов нет, мнение Председателя межрайонного совета директоров, Норенко Е.И.

Норенко Е.И. : Аттестовать на три года.

Романова Т.Н.: Мнение инспектора округа?

Ермолова М.А.: Аттестовать на три года.

Вы не аттестованы, Елена Александровна.

В прошлом месяце Минобрнауки России утвердило . В целом идея данной системы предполагает, что в школах появятся должности старшего и ведущего учителей при сохранении существующего сегодня деления на учителя первой и высшей категорий. Пока находится на стадии формирования, но некоторые регионы, в частности, столичный, стараются идти по пути совершенствования существующей системы аттестации учителей.

Речь идет не об аттестации, которая проводится раз в пять лет для подтверждения соответствия учителя занимаемой должности ( ; далее – Порядок). Новый подход в столице применяется к аттестации, по итогам которой педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория (). Разница между данными видами аттестации заключается в том, что первая – обязательная, а вторая – добровольная.

Может ли считаться платной дополнительной образовательной услугой снижение установленной наполняемости классов? Ответ – в"Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперты сообщили, что сегодня московские учителя практически избавлены от "бумажной работы" и сосредоточены на образовательном процессе. Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин рассказал, что в прошлом педагогу для получения категории нужно было собирать портфолио в бумажном виде, ехать в городскую аттестационную комиссию, сдавать его, выстаивая большую очередь. После этого к нему на урок приезжал эксперт и оценивал качество его проведения. "Система действовала много лет, в ней, правда, не было самого главного – прямой привязки к динамике результатов учащихся", – указал на недостаток эксперт.

Сегодня, как рассказали специалисты, в столице введены информационные системы, которые позволяют подать заявку на аттестацию в электронном виде (через личный кабинет) и вообще не участвовать в заседаниях комиссий. Образовательная организация, ответственная за аттестацию, самостоятельно собирает данные по учителю из информационных систем и открытых источников. Павел Кузьмин отметил, что существуют признанные в профессиональном сообществе издания и конференции, поэтому нет никакой необходимости просить от педагога отчет о публикации или участии в мероприятии. "Нашей задачей было разгрузить учителя от несвойственной ему работы. Учитель должен учить детей, а не заниматься сбором бумаг", – подчеркнул эксперт.

"Ключевой принцип аттестации заключается в том, что учитель для ее прохождения минимально расходует свое рабочее время, ведь оно должно быть адресовано прежде всего учащимся, может быть самосовершенствованию, но никак не отчетным мероприятиям", – добавил депутат Мосгордумы Антон Молев . К слову об учащихся – главной особенностью аттестации учителей эксперты называют то, что она основана на динамике результатов их учеников. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Павел Кузьмин, в первую очередь в расчет принимаются специальные диагностические работы, результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, а также общепризнанных конкурсов и подобных мероприятий, в которых исключен субъективизм. Однако специалисты подчеркивают, что получить категорию может любой педагог – даже если не работает с одаренными детьми, победителями олимпиад и теми, кто имеет высокие баллы ЕГЭ. Главное – это динамика результатов учащихся у конкретного педагога, вне зависимости от первоначального уровня их знаний.

Такой подход при аттестации влияет и на систему образования в целом. Антон Молев указал, что в последнее время уровень доверия учителю и школе определяется родителями – они выбирают ту школу, в которую хотелось бы отправить ребенка учиться, а это зависит от того, насколько профессиональны и заинтересованы в результатах своих учащихся наставники и педагоги.

Специалисты подчеркнули, что аттестация педагогических кадров – это не инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Напротив, это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя. А если аттестация на установление квалификационной категории не пройдена, никаких неблагоприятных последствий для педагога не будет, у него есть возможность снова подать заявление через год.

Можно сказать, что аттестация учителей направлена на выявление не столько знания предмета, сколько умения его преподать. "Отличное знание предмета не всегда гарантирует такое же качество преподавания детям. У всех нас были замечательные профессора или учителя, которые шикарно знали свой предмет, но преподать его детям не могли, и результатов у детей нет", – отметил Павел Кузьмин. Однако, безусловно, учитель должен превосходно владеть необходимыми для преподавания знаниями. В числе прочего для оценки знаний педагогов используется диагностика в формате ЕГЭ, но она уже не связана с аттестацией, а нормативные документы не содержат обязанности учителя проходить такое испытание.

В то же время, как обращают внимание представители сферы образования, интерес и желание проходить такую диагностику есть у многих – уже более 40 тыс. учителей поучаствовали в данном испытании. Правда, не факт, что результаты "ЕГЭ" педагога увидят его ученики и их родители. Илья Бронштейн подчеркнул, что школа в лице директора как образовательная организация точно не покажет результаты такой диагностики учителя. Педагог может сделать это самостоятельно, если сочтет нужным: либо показав заинтересованному родителю или ученику, либо опубликовав результаты через свой личный кабинет сайта Московского центра качества образования (mcko.ru).

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах эксперимента по семейному образованию 7-летнего сына Мити.

В октябре я рассказывала, как узаконить свои отношения со средней школой и какие права имеют родители и дети, выбравшие семейное образование. Тогда мы оформили Митю в дистанционную школу ЦОДИВ из Санкт-Петербурга, где есть доступ к электронным урокам, а аттестации (кроме 9 и 11 классов) проходят в форме тестов.

В начале мая 2017 года мы решили, что наш сын уже готов сдать работы за первый класс и дали ему задания. По программе 1 класса Митя должен был сдать восемь предметов, я рассчитывала растянуть их на несколько дней, но сын сделал все за один день! На выполнение каждого предмета у Мити ушло от 20 до 40 минут.

Не думаю, что такой успех характеризует моего ребенка как мальчика с выдающимися способностями. Тесты, на мой взгляд, были легкие, как и сама программа первого класса достаточно простая.

Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ - «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.

Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.

По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:

  • Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология - рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды - ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность - очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе - завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.

Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:

  • По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» - то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.

Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:

  • Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого - вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование - это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.

Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):

  • Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию - было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.

Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование - это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.

Закончился 2017/2018 учебный год. Можно подвести предварительные итоги качества образования, которое предоставила нам школа. И если ЕГЭ, несмотря на удаления, прошел без особых массовых неудовлетворительных образовательных эксцессов (хотя некоторые низкие результаты тоже удивляют), то вот обучающие 9-х классов в количестве 21 человека получили «неудовлетворительно» на экзамене по математике. Никогда еще в истории школы не было такого количества неудовлетворительных оценок: практически целый класс написал экзамен неудовлетворительно.

Почему это случилось? Прежде всего, потому, что запрос на высокие результаты ОГЭ- это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении, особенно в условиях объединения школ с разными показателями качества в обучении. В прошлом году обучение в 9-х классах строилось именно по такому принципу: системные проблемы в знаниях обучающихся по математике в школьных отделениях №2 (Сивашская) и №3 (Одесская) решались педагогами в процессе выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, работала слаженная система работы с отстающими обучающимися, проходили дополнительные и бесплатные для обучающихся занятия, основная цель которых и состояла в ликвидации пробелов в знаниях, что в конечном итоге и привело к положительным результатам всей промежуточной аттестации в 9-х классах.

К сожалению, в этом году вся система подготовки к ОГЭ дала сбой. О причинах этого сбоя можно рассуждать долго, но главная причина на поверхности: слабость управленческой команды, отсутствие у членов данной команды умения работать сообща, нежелание разбираться с отстающими обучающимися, ведь при назначении им обещали рейтинговую школу, в которой не будет проблем, отсутствие опыта по управлению качеством образования, отсутствие навыков применения эффективных инструментов и технологий управления образовательными процессами, людьми и трудовыми коллективами, структурными и функциональными подразделениями школы и школой в целом.

На днях кто-то из родителей в чате «неравнодушных родителей» поинтересовался, как при таких показателях директор школы Ляпина Е.А. может пройти аттестацию на должность директора, которая ожидает ее уже скоро?

Аттестация на должность руководителя образовательной организации г.Москвы, к сожалению, не очень учитывает уровень образовательных результатов школьников (никто не удивится, если при таких результатах школе еще и поднимут рейтинг 🙂), не учитывает комиссия и количество обращений как родителей, так и педагогов на неадекватные действия администрации- так что в том, что аттестацию данный директор пройдет никто не сомневается. Аттестационная комиссия департамента аттестует и тех, у кого «липовые» дипломы кандидата наук, и закончившего коррекционную школу менеджера, на которого поступило за полгода более 2000 тысяч жалоб и т.п.

Может Елена Александровна соберется и уйдет сама? Благо команда ее понемногу расходится, остаются только те, кому идти действительно некуда (настолько они знамениты своим непрофессионализмом в городе, их имена стали нарицательными). Ушла бы Елена Александровна в школу с рейтингом 600+ и восстановила бы ее из руин, а может бы и уехала туда, где родилась, там тоже проблемы с управленческими кадрами и тоже нужно поднимать школы из руин? А здесь оставили бы кого-то, кто спокойно даст работать оставшимся учителям-профессионалам. Может, Ерохина? Он, вроде, не против, по слухам из Департамента.

Петиция за сохранение школы №1279 набрала на 21 июня 2018 года 2713 подписей. В ближайшее время мы опубликуем обновление к петиции, в которой будем требовать отставки всей управленческой команды школы по итогам низких образовательных результатов за прошедший учебный год.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!