Функции социологии. Основы социологии

1. Познавательная функцня. Эта функция социологии заключается в иследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значе­ние социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объ­ективных и субъективных сторон их деятельности, а также ана­лизу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания (см. гл. 1). На каждом из них данные процессы отражаются с разной сте­пенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сбо­ре первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать науч­ные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предви­дении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

2. Практическая функция . Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, на­пример, по усилению стимулирования и повышению эффек­тивности деятельности людей в сфере материального производ­ства, совершенствованию экономических и политических от­ношений и деятельности соответствующих социальных инсти­тутов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улуч­шение механизма социального управления, повышение его эф­фективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее ци­вилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Услож­нение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усили­вает потребность целенаправленного воздействия на социаль­ные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функ­ционирования различных сторон общества и получения пер­вичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.


Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социаль­ной, политической и духовной сфер общества.

3. Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических пар­тий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поста- вить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулирова­нии положений специальных социологических и общесоцио­логических теорий. Ведь социолог занимает определенное со­циально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им соци­альные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающие­ся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяет­ся идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем про­шлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда ва­жен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относитель­но исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегагь чрезмерных идеологизации и политизации как в ходе социо­логических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соот­носить их с общечеловеческими ценностями.

Социология Функции социологии, как и структура со­циологического знания, указывают на ее ме­сто в системе общественных и гуманитарных наук.

Так, общесоциологические теории, рас­крывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную ми­ровоззренческую и методологическую роль в объяснении про­блем истории, политологии, правоведения, социальной психо­логии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выяв­лению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в ис­торическом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоре­тические подходы и методологию научного анализа и истолко­вания данных явлений.

Определенное значение для целого ряда наук имеют поло­жения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рас­сматриваются и другими науками, в том числе экономически­ми, экологическими, педагогическими и т.д. Однако специаль­ные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всесто­роннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории раскрывают соци­альные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (например, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возмож­ности социального самоутверждения личности и различных со­циальных групп в системе экономических, политических, пра­вовых и других общественных отношений. Речь идет о специ­фических свойствах этих отношений, прежде всего о заключен­ных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетво­рения их насущных потребностей и интересов. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных об­щественных и гуманитарных наук.

Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах обще­ственной жизни или же выявить отношения людей к этим про­цессам. Социология разрабатывает технику и методику подоб­ных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, по­зволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной систе­ме и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные функции социологии? Раскройте их со­держание.

2. Как сочетаются в социологии проблемы теории и практики общественного развития?

3. Покажите место и роль социологии в системе современных общественных наук.

2. Общесоциологические теории.

3глава.Классическая западная социология XIX - начала XX вв.

В данной главе характеризуются наиболее значительные запад­ные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в на­стоящее время важную роль в развитии социологии. Содержание со­временных направлений социологии во многом определено социоло­гическими взглядами выдающихся мыслителей XIX - начала XX вв. О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркзейма, М. Вебера, Л.Ф. Уорда, а так­же современных ученых Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда и др.

Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с по­вседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлетворяется потребность общества в конк­ретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответственно, предназ­начение социологии обусловлено потребностями, связанными с функ­ционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.

Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи:

1. Социология решает научные проблемы, связанные:

С формированием знания о социальной действительности;

С разработкой концептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производить адекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностям описание;

С описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, а также

С разработкой методов социологического исследования.

2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразова­нием социальной действительности, анализом путей и средств плано­мерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практически целиком принадлежит к прикладной социо­логии.

Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследо­вания. Прикладная социология, используя познанное фундаменталь­ной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом направле­нии. Поэтому ее интересуют главным образом практические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи, социология конфликта политики, социология права, социология труда, социология культуры и т.д.

Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социоло­гия одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано прежде всего с тем, какие цели являются для них первичными, а какие - вторичными, а точнее, в какой - теоретической или практической - сфере сосредотачиваются их инте­ресы. И действительно, теоретические исследования в качестве своего логического продолжения имеют практическое применение (для про­верки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.).

В свою оче­редь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невоз­можно объяснить с точки зрения существующих теорий, а следователь­но, это стимулирует поиск новых теоретических положений.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследовани­ям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

Выделяют следующие функции социологии:

1. Теоретико-познавательная функция предполагает, что социо­логия является областью научного знания, отличной от обыденного знания, теологических представлений, идеологии, и представляет собой знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание предполагает использование специального языка, а также специаль­ных методов установления фактов и передаваемое посредством об­разования.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который необходимо описать в инте­ресах практической деятельности. Социальный факт - это единичное общественно значимое событие, типичное для данной сферы обще­ственной жизни. Теоретический и эмпирический анализ этого соци­ального факта и есть выражение познавательной функции социоло­гии. При этом накапливается знание о природе конкретного состоя­ния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Другими словами, познавательная функция одновременно оказывается дескриптивной (описательной) и диагно­стической.

2. Познавательная функция должна помочь спрогнозировать, предвидеть ход социальных процессов. Например, важно знать не только то, насколько в данной группе, коллективе сплочены люди, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены.

Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки - экономику, демографию, психологию.

Еще одна сторона познавательной функции - это разработка те­ории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

3. Преобразовательная функцияподразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

Выделяют разновидности данной функции: информационную, уп­равленческую и прогностическую.

Информационная функция имеет в качестве своего рода продол­жения функцию социального проектирования, поскольку без проек­та невозможно создать и социальную технологию, выработать план ее осуществления. Социальное проектирование - научно обоснован­ное конструирование системы параметров будущего объекта или ка­чественного нового состояния существующего объекта.

Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании ре­шаются прежде всего социальные задачи. При этом в целом не имеет значения, каким является объект социального проектирования, собст­венно социальным (больница, школа) или производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т.д. Главное, что в этот про­ект закладываются социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных це­лей социального проектирования.

Управленческая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению кон­кретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем: повышения производительности труда, со­вершенствования организации управления, целенаправленного воздей­ствия на общественное мнение через средства массовой коммуника­ции и т.п. Другими словами, это создание социальных технологий.

Прогностическая функция социологии является отражением потреб­ности общества в выработке научно обоснованных методов, направ­ленных на развитие как общества в целом, так и каждого социально­го подразделения общества.

Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный про­гноз на основе:

Знания качеств и сущности реальности;

Знания законов функционирования и развития реальности.

Что касается социальных явлений, то прогнозирование здесь осо­бенно важно, так как оно помогает ответить на четыре важных воп­роса:

Есть ли необходимость в определенных изменениях?

Имеется ли возможность осуществления этих изменений?

В каком направлении должны протекать эти изменения?

Каким образом и при помощи воздействия на какие стороны об­щества это изменение может быть осуществлено? Социология в данном случае опирается:

На знание общих основ развития изучаемого общества;

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например, прогнозируя перспективы развития того или иного го­сударственного предприятия, в том числе изменения социальной струк­туры коллектива, степени удовлетворенности трудом и его условиями, возможности развития и т.д., мы опираемся на анализ всех положи­тельных и отрицательных факторов. Это означает следующее. Во-первых, мы должны учитывать общую тенденцию сегодняшних преоб­разований государственного сектора (приватизация, создание акцио­нерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным пред­приятиям и т.п.). Во-вторых, мы должны опираться на изучение потенциальных возможностей данного предприятия с учетом конкретных людей, которые руководят предприятием, контингента работающих, осо­бенностей сырьевой, научной, материально-технической, социально-быто­вой базы и т.д. Без анализа всех этих составляющих мы не можем дать необходимые оценочные характеристики возможного будуще­го состояния субъекта в прогнозируемый период и предложить эф­фективные рекомендации.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воз­действие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта осо­бенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом уп­равляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются предсказание и целеполагание:

Поисковый прогноз описывает возможное состояние, исходя из действующих тенденций и возможных воздействий;

Нормативный предполагает постановку целей, описывает желаемое состояние, а также пути и средства его достижения.

По срокам прогнозы могут быть краткосрочными, среднесрочны­ми и долгосрочными.

Для прогнозирования используются статистический анализ, метод экспертных оценок, математическое моделирование и т.д. При этом наилучший эффект всегда дает сочетание различных методов.

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направле­ниям, например, развитие социальной структуры общества, социальные проблемы труда, социальные проблемы семьи, социальные проблемы образования, социальные последствия принимаемых решений и т.д.

Социальное прогнозирование следует отличать от утопий и футу-рологических концепций (от лат. futurum - будущее и logos - знание), выполняющих в первую очередь идеологические функции.

Мировоззренческая функция предполагает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует вы­работке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине: "Социология"

Тема: "Функции социологии"

Введение

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

1.2 Описательная функция

1.3 Прогностическая функция

1.4 Преобразовательная функция

1.5 Информационная функция

1.6 Мировоззренческая функция

2. Теоретико-познавательная функция

3. Управленческо-преобразовательная функция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.

В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

1.2 Описательная функция

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

1.3 Прогностическая функция

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования.

Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

1.4 Преобразовательная функция

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от обще цивилизованного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной и целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении её эффективности. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением людей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

1.5 Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

1.6 Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества,

Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным инструментом, применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

2. Теоретико-познавательная функция

Как и любой интеллектуальный, труд социолога "начинается" с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги "Начало пути: поколение со средним образованием". Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: "Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием". Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды". Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация, когда литературы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то "рядом" стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.

Знакомство с ними - "стартовая площадка" для главного в познавательной деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств изучения проблемы.

В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно "вторгается в сферы экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы ему не чужды. Все это также входит "компетенцию" познавательной функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог изучает реальную проблему, "сотканную" из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.

Некоторые общественные проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях - настоящем и будущем. Именно такой является, к примеру, проблема текучести кадров. Социологи изучают как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. В первом случае они фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за пределы допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и не осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости такие исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут способствовать определению, как стратегии, так и тактики в отношении различных категорий трудящихся.

Для социолога реализация прогностической функции необычайно значима. Без этого он теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществление познавательной функции - это проведение сложного вида научного исследования.

При осуществлении социологом данной функции он имеет дело с конструированием и проектированием моделей социальных объектов. Конструирование - понятие более широкое, чем проектирование, оно не носит конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам, нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели. Примером проектирования является создание различных математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку.

Здесь нужно отметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо социологической "разновидностью" прогностической функции является социальное планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но есть где "разгуляться" и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике не отменяет необходимости социального планирования, интегрирующего в систему новых общественных отношений.

3. Управленческо-преобразовательная функция

Здесь идет речь о следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо - преобразовательных процессах.

Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это имеет место - в масштабах общества, государств, регионов, предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.

Иногда эти решения носят весьма серьезный характер. Так, с использованием социологического знания, вырабатываются решения по преобразованию нашего общества, а также политической и экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины выработаны основные направления.

1. Создание в Украине демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только избранной части населения, а всех членов общества. теоретический политический научный социология

2. Возрождение и развитие гаранта социальной стабильности общества - среднего класса - создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников промышленного и аграрного секторов

3. С целью предотвращения массовой безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных условиях в Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы. Так, исходя из особенностей изменений, происшедших к началу XXI века в общественном развитии, определение социально-экономической модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к новому типу цивилизации - формированию постиндустриальных социально - интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы, справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества, используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная собственность. К сожалению, в свое время социологи были не готовы к "встрече" с этими и многими другими проблемами. Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки рекомендаций для структур управления обществом и производством. Таким образом, труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе, связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.

Заключение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Список использованной литературы

1. Андри Медра "Основы социологии" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

2. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. "Социология" (учебный курс), изд. "МарТ", г. Москва - Ростов-на-Дону, 2007 г.;

3. Горелов А.А. "Социология" - 2002 г.;

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

5. Капитонов Э.А. "Социология XX века" - 1996 г.;

6. Кравченко А.И. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "Академический Проект", г. Москва, 2005 г.;

7. Кравченко А.И. "Социология" (учебное пособие), изд. "Деловая книга", г. Екатеринбург, 1998 г.;

8. Лавриненко В.Н. "Социология" (учебник) изд. "ЮНИТИ" г. Москва, 1998 г.;

9. Маршак А.Л. "Социология", изд. "Высшая школа", г. Москва, 2002 г.;

10. Радугин А.А., Радугин К.А. "Социология" - 1995 г.;

11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. "Социология", изд. "Инициатива", г. Львов, 1998 г.;

12. Фролов С.С. "Социология" - 1998 г.;

13. Харчева В.Г. "Социология" - 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога. Современная социология.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2004

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2002

    Социология как наука. Этапы в жизни Огюста Конта. Теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции социологии. Роль социологии в современном. Специфика общественных явлений. Структура социальной деятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Структурные элементы социологии, ее теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании. Роль социологической науки в реформировании общества.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Функции социологии и ее место в системе общественно-гуманитарных наук, теоретическое осмысление противоречивой современного мира. Структура социологического знания и его уровни. Методы социологии, наблюдение, изучение общества и общественного мнения.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Что такое социология. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии. Главное отличие социологии от предшествующих учений об обществе. Парадигма в социологии. Проблемы социологического изучения общества.

    презентация , добавлен 07.02.2011

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Предмет социологической науки. Структура социологии. Место социологии в системе современного научного знания. Функции социологии, её роль в преобразовании общества. Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века.

    реферат , добавлен 24.11.2005

    Социология и другие общественные науки. Социология и антропология. Взаимосвязь социологии и политической экономией. Взаимосвязь с исторической наукой. Социология и философия. Социология и экономика. Отличие социологии от других общественных наук.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2009

    Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

Выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в котором она существует, так и к студенту, который ее изучает. В чем-то эти функции совпадают.

Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, является познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некоторые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Одновременно появляются новые исторические вызовы и проблемы, на которые современным социологам нужно давать теоретические ответы. Например, И. Валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит своего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, необходимо полностью обновиться, чтобы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с точки зрения его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к этому Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии являются прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, который коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В этом случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, которые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и , понимания тенденций развития своего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне этот оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.

Функции социологии : 1).познавательная, исследовательская. 2).практическая. 3).прогностическая. 4).ценностно-ориентирующая. 5).управленческая. 6).организационно-технологическая. 7).информационная. 8).соц.проектирование. 9).идеологическая (спорная).

Теоретико-познавательная функция , естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.

Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

Организационно - технологическая функция . В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

Описательно – информационная. Социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах, учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов.

Социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов.

Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.

Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.

14. Молодёжь как особая социальная группа.

Социология изучает молодежь как соц.общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение соц.ролей. Одно из первых определений молодежи дано в 1968 В.Т. Лисовским : “Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие соц.функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет”.

Позднее более точное определение дал Конт : Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость – это определенная фаза, этап жизненного цикла. Социализация – процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости (не только вступление в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших). Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью. Верхняя граница – достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. Становление соц.зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов не представляет собой жесткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых, норм, ценностей и стереотипов.

Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.

Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Таким образом, следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 1920-ми годами. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированнсть уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общества и государства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы к экзамену по социологии

Предпосылки появления социологии.. Семья как социальный институт и малая социальная группа.. Методы теоретические подходы и направления социологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки возникновения теоретической социологии
Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщ

Фазы жизненного цикла семьи
- предродительство – это период после заключения брака до появления первенца - репродуктивное родительство – начинается с рождения первого ребенка и заканчивается рождением последнего

О.Конт как основатель социологии. Позитивизм О.Конта
О.Конт (1798-1857 гг.) – создатель социологии - провел большую работу по систематизации всех знаний об обществе - на основании форм движения материи и следования

Анализ документов как метод социологического исследования. Контент-анализ
Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: *- качественный

Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества
1) Дальнейшая дифференциация общества, усложнение его социальной структуры. Т.Парсонс: появление новых классов, социальных слоев, групп – это результат изменений прогрессивного хара

Программа социологического исследования. Структура программы
Программа социологического исследования - это теория и методология конкретного исследования отдельного социального факта. Программа выполняет функции

Методы сбора социологической информации
а) Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: - качественный


Структурные переменные типа Б
- Достижение. Статус индивида достигается благодаря его личным усилиям (усердная работа). - Специфичность. Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отн

Культура, понятие, сущность, функции. Структура культуры
Культура– объект изучения многих наук. Поэтому понятие «культура» трактуется по-разному: - культура как целостный космический феномен, живая система

Понятие социального статуса. Виды статуса
Социальный статус – обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной соц.системе. Статус может быть дан от рождения, может быть предписанным, достигнутым, есте

Ограниченность метода наблюдения
- Наличие барьера субъективности - Люди, заметившие наблюдение, меняют свое поведение - В случае включенного наблюдение имеется опасность потери способности объективно оценивать с

Автономный тип семьи
Этот тип семейных отношений наиболее удачен. Муж и жена разграничивают свои сферы влияния и затем каждый в своей области ведет себя как... диктатор из диктаторского типа семьи. Каждый из членов сем

Современные тенденции развития российской семьи
1. Разделение супружества и родительства: - рост неполных семей (внебрачное рождение, развод, смерть супруга; в 1989 г. было 14%, сегодня- ок.25%); - рост числа супру

Структура личности
В отечественной социологии Структура личности включает: 1. Культурный идеал, который меняется исторически 2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно

Стратификация. Основные концепции стратификации
Страта – основной элемент стратификационной структуры общества Страта – это большая группа людей, отличающаяся от другой своим положением в соц

Общество как социальная система. Типология обществ (К.Поппер, Д.Белл, И.Валлертайн)
Типология современного общества: Господствующая религия: христианское, исламское, иудейское и т.д. Способ получения средств к существовани

Социальное действие и социальное взаимодействие как основа социального поведения
Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии – подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений и объединяется

Массовые социальные движения как характеристика современного гражданского общества
30. Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки, социального института. Виды социальных институтов. Под социальным институтом

Этнос и его изучение социологией. Виды этносов
32. Средний класс: понятие, основные характеристики.

Сущность и функции социального контроля
Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В широком смысле слова социальный контроль мож

Социальные общности. Понятие, виды
Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной и