Фундаментальные исследования. Что будем делать с полученным материалом

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии и педагогики

по дисциплине

«ЭТИКА ПСИХОЛОГИИ»
По теме
«Проблема общечеловеческих ценностей в деятельности психолога»

Составитель – студент 4 курса очно-зачной формы обучения по программе второго-высшего образования
Есипов Алексей Станиславович

Москва
2012
.

Введение
Проблема общечеловеческих ценностей в деятельности психолога очевидно выходит за рамки этического кодекса психолога, потому что является несколько аморфным, четко несформированным понятием, которое однако используется как некая абсолютная ценность причем зачастую отнюдь не с благими намерениями.
Цель реферата – вскрыть и показать проблемные факторы, возникающие в связи с этим понятием в работе психолога.
План реферата – дать определение общечеловеческим ценностям. Показать их онтологию и практику использования в идеологическом поле общества. Увидеть связь их и соотношение с этическим кодексом психолога и моральными установками самого психолога и его пациента. Сделать вывод о роли, значении, и соотношении ОЦ в работе психолога как проблемной составляющей.

Определение понятия общечеловеческих ценностей

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового времени, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (Грицанов А.А «Новейший философский словарь» , 1999.)
Как мы видим определение достаточно аморфно и многосоставно. Автор статьи не ответил на вопрос об условиях, цели возникновения данного понятия и о методах его практического применения, что может быть существенно важным.

Факторы влияния

Нам в связи с намеченной целью интересует более практический вопрос о влиянии этого понятия на деятельность психолога.
Прежде всего, надо давать себе отчет, что люди, не читавшую эту статью, как правило, об общечеловеческих ценностях (ОЦ) имеют самые общие представления, высказываемые с сомнением и неуверенностью. Поэтому, в данной проблеме существуют три основных фактора. Первый фактор – это Система Моральных Ценностей (СМЦ) самого психолога, Второй – СМЦ пациента, и эти, так называемые, ОЦ. Так вот проблемы в их взаимоотношении друг с другом, что может, так или иначе, оказывать влияние на эффективность деятельности психолога. Мы понимаем, что все эти факторы могут не совпадать друг с другом и даже противоречить друг другу. ОЦ это вообще аморфное понятие, которое может быть демагогически истолковано в зависимости от того, кто оценивает и с какой целью ту или иную ситуацию в зависимости от своей СМЦ, поэтому апелляция к ОЦ носит зачастую отпечаток СМЦ самого человека или идеологической установки социума.

Условия возникновения, цель и практическое применение ОЦ

Люди, пострадавшие от такого «гуманизма» провозглашателей ОЦ вполне могут обратиться к психологу со своими проблемами. Так что одно дело политика властей в факторе формирования общественного сознания, другое дело личностное отношения к такой трактовке ОЦ того или иного клиента и самого психолога. Поэтому, ОЦ, скорее всего более, по сути, отпечатываются в этическом кодексе тех или иных психологических ассоциаций, в нравственном аспекте этого понятия, а психолог просто на них ориентируется как на правовые рамки, а сам руководствуется своей СМЦ, стараясь не вступить в конфликт с кодексом, если где-то возникает несоответствие.
То же самое и с клиентом, если клиент пытается использовать психолога в деятельности противоречащей этическому кодексу, должен понимать, что таковой существует, несмотря на его иную СМЦ. И в возникающих подобных ситуациях психолог обязан донести это до сознания клиента.
Мы должны отдавать себе отчет, что не каждый психолог и не каждый клиент может вписаться в систему ОЦ и согласиться с ней, и она может в разных ситуациях сам выходить за рамки этического кодекса психолога в соответствующей трактовке. Особенно это касается случаев навязанного понимания толерантности в рамках данной системы, примеры которых я привел выше. Таким образом, проблема ОЦ лежит в моральных установках и нравственном выборе как психолога, так и клиента и может выходить за рамки правового поля в тех или иных ситуациях.
Как мы видим, ОЦ как идеологическая составляющая может явиться важным фактором, формирующим как личностные установки, так и условия и образ жизни клиента и психолога и поэтому должен учитываться как возможный проблемный фактор.

педагогический подросток общечеловеческий общество

Интерес к процессам взаимодействия людей и их ценностных ориентации зародился на ранних этапах общественного развития. Первые наблюдения за этими процессами зафиксированы еще в произведениях Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей прошлого. Они обращали внимание на некоторые процессы, приводящие к развитию социальных и культурных ценностей, формированию духовного мира человека.

XVIII-XIX вв. синтезировали основные тенденции разработки теории ценностного отношения в таких науках, как эстетика, философия, этика и развили их дальше. Подтверждение этому можно найти в работах В. В Гегеля, И.Ф. Гербарта, Ф. Ницше, и многих других.

В XX в. развитием аксиологической мысли занимались Э. Гартман, И. Кон, П. Лапи, Г. Мюнстерберг. Появились различные подходы к пониманию ценностей. В этом направлении работали такие ученые, как М. Варош, М. Вебер, Н. Лосский, В. Штерн и другие. Но практически все работы сводились к перечислению ценностных ориентиров. Однако классифицировать различные теоретические подходы к изучению такого понятия, как общечеловеческие ценности, решился лишь О. Краус.

Во второй половине XX в. едва ли не центральное место заняло обсуждение соотношения добра и зла (С. Лаймен, Тс. Макигуши, Э. Монтегю, Ф. Мэтсон, Э. Фромм и др.). В России развитием теории духовных ценностей занимались Б.Н. Бугаев, А.И. Введенский, Н.О. Лосский, А.В. Луначарский, С.Л. Франк и другие. Идеи ориентации на ценности человечества высказывали в своих произведениях В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.М. Карамзин, Д.И. Писарев, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, СТ. Шацкий и другие.

Поворот к общечеловеческим ориентирам в современном обществе дал предпосылки к появлению работ Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, и других.

На современном этапе проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Рассмотрим несколько вариантов трактовки общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности - комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как философская категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов, т.е. характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм общечеловеческих ценностей имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающем единстве представлений о наличии неких универсальных сущностно значимых свойств человеческого существования.

К общечеловеческим ценностям признанным мировым сообществом, относятся: жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности.

В прошлом универсализм тех ценностей, которые сейчас принято называть общечеловеческими, реализовывался лишь в рамках этнокультурной и социальной общности, а их значимость обосновывалась божественным установлением. Таковыми были например, ветхозаветные десять заповедей - фундаментальные нормы социального поведения, данные «богоизбранному народу» свыше и не распространявшиеся на иные народы. С течением времени, по мере осознания единства человеческой природы и приобщения к мировой человеческой цивилизации народов, ведущих примитивный образ жизни, Общечеловеческие ценности стали утверждаться во всепланетарных масштабах. Исключительную важность для утверждения общечеловеческих ценностей имела концепция естественных прав человека. В Новое и Новейшее время неоднократно предпринимались попытки полного отрицания общечеловеческих ценностей или выдачи за таковые ценностей отдельных социальных групп, классов, народов и цивилизаций. [Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности . М., 1990; SalkJon., SalkJonsth. World Population and Human Values: A New Reality. New York, 1981.

В новейшем философском словаре дается следующая трактовка

Общечеловеческие ценности - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема общечеловеческих ценностей драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию общечеловеческих ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония общечеловеческих ценностей порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. Общечеловеческие ценности образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди общечеловеческих ценностей следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.

Изучая различные литературные источники можно сказать что,

ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу умещается между двумя полярными: (1) общечеловеческих ценностей нет; (2) общечеловеческие ценности есть.

Аргументы первой можно подразделить на три вида:

  • а) общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может; это следует из того, что, во-первых, все люди и человеческие общности имели и имеют особые, различные и даже несовместимые интересы, цели, верования и т.п.; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности вообще не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными и конкретно-историческими условиями, которые весьма различны; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер;
  • б) общечеловеческих ценностей не было и нет, но само понятие используется или может использоваться в благих или в корыстных целях для манипуляции общественным мнением;
  • в) общечеловеческих ценностей не было и нет, но поскольку разные сообщества не существуют изолированно друг от друга, то для мирного сосуществования различных социальных сил, культур, цивилизаций и т.п. необходимо выработать фактически искусственный набор неких «общечеловеческих ценностей». Иными словами, хотя таковых ценностей фактически не было и нет, но их можно и нужно выработать и навязать всем людям, сообществам, цивилизациям.

Аргументы второй точки зрения можно суммировать так:

  • а) общечеловеческие ценности - это явление только материальное , т.е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т.п.);
  • б) общечеловеческие ценности - это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);
  • в) общечеловеческие ценности - это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т.д. Например, в России господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем - частной. Соответственно поменялись и ценности.

Каждый человек, любое общество непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Всё многообразие таких отношений можно свести к двум типам: материальным и духовным или материально-духовным и духовно-материальным. В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты и т.д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения и процесс решения таких универсальных вопросов: «что это такое?», «каково оно?», «сколько его?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др.

Оценочные отношения тоже связаны с поиском универсальных вопросов, но другого рода (вопросов, касающихся значения познаваемого или познанного, его существенности, отношения к людям: «истина или заблуждение (ложь)?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «нужное или ненужное?», «хорошее или плохое?» и т.д.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Оценка и степень её адекватности находится в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. Далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания. Если ценности невозможны без оценки, то это не значит, что они целиком от неё зависят. Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т.е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т.д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что-то общее даже для самых разных людей, т.е. всегда были и существуют общечеловеческие ценности .

На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т.п.

То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому нельзя не различать:

  • 1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и т.п.
  • 2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т.п. «Ценность - термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности» . Значит, ценность- то реальное, что есть (существует) и при этом имеет большую или меньшую значимость и важность для людей.

С.Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей:

абсолютные ценности: жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, духовное совершенство, гуманность.

антиценности (псевдоценности): болезнь, смерть, невежество, мистика, деградация человека;

релятивные (относительные) ценности, которые имеют непостоянный характер и меняются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций: идеологические, политические, религиозные, классовые, групповые С точки зрения С. А Анисимова, ценности классифицируются следующим образом: высшие ценности бытия - человек и человечество; ценности материальной жизни людей; социальные ценности; ценности духовной жизни общества.

Употребляя термин «общечеловеческое» следует иметь в виду как минимум три взаимосвязанных аспекта:

  • 1) общечеловеческое (в смысле: общее для всех) как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности (от первобытного человека до современного);
  • 2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности);
  • 3) общечеловеческое как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).

Таким образом можем утверждать, что общечеловеческие ценности - это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т.д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

В соответствии с тремя областями бытования общечеловеческих ценностей следует выделить три типа систем этих ценностей: 1) общие личностные ценности, 2) ценности общие для всего человечества 2) ценности сферы деятельности государств или союза государств. Исходной, как мы считаем, является система личностных или общеличностных ценностей.

В результате данная структура прибила в нашей работе следующую форму:

нравственные ценности: добро, справедливость, честность, искренность, гуманность, ответственность, достоинство, милосердие, терпимость, скромность, забота и т.д.;

этические ценности: красота, истина, интеллигентность и т.д.;

художественные ценности : красота, творчество, принятие ценностей культуры и др.

духовные ценности: вера, любовь, надежда.

Ведущими в исследовании я валяются общечеловеческие нравственные ценности: добро, справедливость, честность, искренность, гуманность, ответственность, достоинство, милосердие, терпимость, скромность, забота и т.д.; ориентированные на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие в социальной адаптации школьникам, тесно взаимодействуя с общественными, гражданскими, коммуникативными ценностями. Основная особенность нравственных гуманистических ценностей состоит в том, что их ориентация направлена на благо человека и жизни на земле. Они пронизывают другие ценности, поэтому нередко их выделить.

В своей работе мы рассмотрим ценности: добро, честность и достоинство.

«добро» «честность» и «достоинство».

Добро Толковый словарь Ожегова

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

В тольковом словаре В.И. Даль пишет что «Добро-

веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.

В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. [

Выдающийся ученый, гуманист и мыслитель Али Апшерони о добре высказался так: «Добро - это непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием хорошие поступки.»

В.И. Даль дает такое толкование понятию честности: «Прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний.» Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте - «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг».

У русских бытовали такие выражения: «Даю честное слово», «Честные господа», «Честные гости», «Его честно принимали и провожали с почестями».

Народные пословицы: «Честное здравствование сердцу на радость», «Честный отказ лучше затяжки», «Честное дело не таится», «Честному мужу честен и поклон», «Доброю (честною) женою и муж честен». В.И. Даль

Достоинство - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством (Ожегов И.С. Словарь русского языка)

Выдающийся немецкий учёный Иммануил Кант о достоинстве высказался так:» Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своём собственном лице».

Достоинство - понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и так далее.

1

Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе - противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, пропагандирующих западный образ жизни и систему ценностей. Социокультурное окружение, зараженное вирусом материального, также помогает утверждению американо-фридмановских ценностей в сознании подрастающего поколения.

Все это происходит вопреки тому, что идёт кропотливая работа,направленная на интеграцию усилий семьи, общественности, социальных институтов по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций.

Поднятый как в научных кругах, так и в учреждениях образования вопрос о приоритетных для россиян ценностях, обсуждался на всех уровнях.

В качестве приоритетных российских ценностей обозначены знания, свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность отчизне, большая часть которых перекликается в современном варианте (без классовых ценностей, присущих социализму,) с общечеловеческими.

Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов. Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много. На наш взгляд, под ними можно понимать комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как философская категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов, то есть характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм общечеловеческих ценностей имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающем единстве представлений о наличии неких универсальных сущностно - значимых свойств человеческого существования.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечества.

В прошлом универсализм тех ценностей, которые сейчас принято называть общечеловеческими, реализовывался лишь в рамках этнокультурной и социальной общности, а их значимость обосновывалась божественным установлением. Таковыми были, например, ветхозаветные десять заповедей - фундаментальные нормы социального поведения, данные «богоизбранному народу» свыше и не распространявшиеся на иные народы. С течением времени, по мере осознания единства человеческой природы и приобщения к мировой человеческой цивилизации народов, ведущих примитивный образ жизни, общечеловеческие ценности стали утверждаться во всепланетарных масштабах. Исключительную важность для утверждения общечеловеческих ценностей имела концепция естественных прав человека. В Новое и Новейшее время неоднократно предпринимались попытки полного отрицания общечеловеческих ценностей или выдачи за таковые ценностей отдельных социальных групп, классов, народов и цивилизаций.

Ряд учёных (А. Печчеи, А.В. Кирьякова, Н.А. Никандров, Н.Г. Севостьянова, Г.И. Чижакова и др). дают своё видение сущности общечеловеческих ценностей. Они считают, что это - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема общечеловеческих ценностей драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию общечеловеческих ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония общечеловеческих ценностей порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и многие другие общественные ценности. Они образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди общечеловеческих ценностей следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. Все они играют огромную роль в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций личности.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о необходимости ценностного ориентирования подрастающего поколения на общечеловеческие ценности как действенного средства формирования духовно нравственных качеств личности.

Библиографическая ссылка

Димитрюк Ю.С. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11. – С. 102-103;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3767 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются ценностям классовым, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Общечеловеческие ценности близки и понятны каждому (как минимум, потенциально), объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу. Системообразующим для общечеловеческих ценностей является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит нраву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий - экономических, политических, духовных. Общечеловеческие ценности выступают существенным фактором успеха современных интеграционных процессов, своего рода универсальным языком диалоги различных Культур.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность).

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-педагогическая проблема

Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию .

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность» .

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор .

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества..

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец и другие.

Одним из главных призваний отечественного образования является, по нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности» . И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает:

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере;

2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей .

Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается .

В российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания . В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь».

Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка» . Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством.

Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» . Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса:

а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);

в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.);

г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);

д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);

е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) .

И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» . Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война, стрельба» и т.п.

Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.