Фредерик Перлз. Биография

Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился в 1893 г. в Берлине, в еврейской семье. Отец был мелким коммивояжером, его дело попеременно приносило то хороший доход, то убытки. Фриц и его две сестры часто наблюдали ссоры родителей, нередко доходившие до драки. Доставалось и детям, особенно от матери, использовавшей побои в целях воспитания. Маленький Фриц рос непокорным и отчаянным, постоянно восставал против родителей. Фальшивые отношения в семье сделали его нетерпимым к всякого рода лицемерию и неискренности.

В школе Фриц учился не очень хорошо, в 7-м классе он просидел два года, после чего был изгнан из школы. Однако он снова пошел учиться и, закончив школу, поступил на медицинское отделение Фрейбургского, а затем Берлинского университета.

Во время Первой мировой войны Фриц Перлз поступает на службу военным врачом. В это время он сотрудничает с Куртом Гольдш-тейном, работая ассистентом во Франкфуртском неврологическом институте. Вернувшись с войны в 1920 г., Перлз получает в Берлинском университете степень доктора медицины. В конце 1920-х гг. он увлекается психоанализом и проходит первоначальный курс у Вильгельма Райха, затем в течение нескольких месяцев меняет трех преподавателей.

В 1933 г., спасаясь от нацистов, Фриц Перлз уезжает в Голландию, а через год - в Южную Африку, в Йоханнесбург, и основывает там Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г. он прилетает в Европу на международный конгресс по психоанализу. Там осуществляется давняя мечта Перлза

встретиться с основателем психоанализа - Зигмундом Фрейдом. Однако эта встреча принесла только разочарование, которое в некотором роде «отрезвило» Перлза от его страстного увлечения и привело к отрыву от фрейдистов, хотя к самому Фрейду и его открытиям он сохранил глубокое уважение.

В 1942 г. выходит первый труд Перлза «Эго, голод и агрессия» с подзаголовком «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 г. в Америке эта книга была переиздана уже с подзаголовком «Начало геш-тальттерапии». Свою работу Перлз написал совместно с женой Лаурой Перлз, которая имела на него огромное влияние и сыграла немалую роль в разработке новой теории.

В 1946 г. Перлз уезжает в Америку и занимается частной практикой, применяя различные приемы психотерапии В 1951 г. выходит его новая книга «Гештальттерапия», которую он написал в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. В этой работе Перлз описывает собственный подход к психотерапии, основанный на врачебной практике. Вскоре после выхода книги в Нью-Йорке создается институт гештальттерапии с центром прямо на квартире Перлза. В 1954 г. подобный институт был организован в Кливленде, а к концу 1950-х гг. - по всей стране.

В 1960 г. Перлз переезжает жить и работать в Лос-Анджелес, а в 1964 г. поступает работать в известный Эсаленский институт в город Биг Сур. В 1969 г. он уезжает на остров Ванкувер, где основывает свою гештальтобщину. Там же он пишет две наиболее популярные работы: «Гештальттерапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра». В них более четко представлены его нова- j торские идеи по гельштаттерапии.

На формирование идей Перлза несомненно основное влияние оказал психоанализ, впрочем, критически им переосмысленный и значительно переработанный. Возможно, немалое влияние произвела идея Райха о наличии у индивидуума так называемого защит- "] ного панциря, который концентрирует в себе все разнообразие происходящих в организме процессов для единой защиты. Впрочем, Л другие идеи Райха Перлз воспринимал довольно скептически.

Достаточно сильное влияние на Перлза оказали также труды геш-тальтпсихологов, многими идеями которых он просто восхищался. Однако во всем следовать их идеям считал для себя неприемлемым, даже невозможным. От них Перлз взял идею о незаконченной ситуации, отвергая некоторые другие основополагающие идеи. Проблему соотношения фигуры и фона Перлз перенес в область мироощущения в целом, чего не могли принять академические геш-

тальтпсихологи, не выводящие эту проблему из области познавательных процессов. Но стоит отметить, что именно благодаря новаторским трактовкам Перлза в современной психологии присутствует понятие гештальта.

На развитие гештальттерапии свое влияние оказали и идеи Дж. Морено. Из его практики психодрамы было взято Перлзом немало терапевтических приемов. Основным положением перлзовской гештальттерапии является идея о том, что способность организма к саморегуляции ничем нельзя восполнить или заменить. Поэтому основные усилия в терапии должны быть направлены на воспитание у человека (пациента) способности делать выбор и принимать решение.

Поскольку саморегуляция происходит в настоящий момент, то и лечение происходит «здесь и сейчас». Пациент должен как можно больше узнать о том, что с ним сейчас происходит, чтобы быть готовым принять решение. Особое внимание терапевт уделяет невербальному способу общения, так называемому языку тела, полагая, что вербальными методами люди часто пользуются для самооправдания и уклонения от принятия решения.

Основным методом гельштаттерапии являются специальные игры или действия, которые психотерапевт предлагает совершить своим пациентам. Во время игр человек экспериментирует с собой и другими людьми, имея возможность примерить на себя различные роли и образы. Отождествление себя с другим образом помогает более интенсивно пережить значимые чувства и переживания, достигая отчужденных частей личности. Цель таких игр - очистить психику человека от мрачных мыслей и тяжелых чувств, предоставляя возможность для более гармоничного развития личности

В своей работе гештальттерапевты немалое внимание уделяют снам пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению, сны человека отображают различные фрагменты его личности. При проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно определить скрытый смысл, не прибегая при этом к анализу и интерпретации, как это делают психоаналитики.

Сам Перлз сначала практиковал свой метод относительно каждого пациента индивидуально. Потом он стал использовать в своей терапии группы, при этом акцент делался на одного человека, в то время как остальные являлись как бы инструментами, наподобие хора, который, оставаясь на заднем плане, высказывает свое мнение или суждение относительно действий протагониста. Во время сеанса гештальттерапии один пациент садится рядом с терапевтом,

занимая «горячий стул», а другие пациенты стараются идентифицироваться с ним, производя, таким образом, молчаливую аутоте-рапию, более глубоко осознавая отдельные фрагменты своей личности и завершая незаконченные ситуации.

В конце своей жизни Фриц Перлз работал над двумя книгами: «Гештальтподход» и «Свидетель терапии». Однако он не успел их опубликовать. 14 марта 1970 г. в возрасте 76 лет он скончался после непродолжительной болезни. Его последние работы были изданы посмертно в 1973 г.

В главное меню

Главный вклад Перлза в психологию - разработка оригинального метода психотерапии, названного им гештальт-терапией, которая началась с попытки развить психоанализ и закончилась отказом от него в пользу нового подхода.

ПЕРЛЗ Фредерик

Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился в 1893 г. в Берлине, в еврейской семье. Отец был мелким коммивояжером, его дело попеременно приносило то хороший доход, то убытки. Фриц и его две сестры часто наблюдали ссоры родителей, нередко доходившие до драки. Доставалось и детям, особенно от матери, использовавшей побои в целях воспитания. Маленький Фриц рос непокорным и отчаянным, постоянно восставал против родителей. Фальшивые отношения в семье сделали его нетерпимым к всякого рода лицемерию и неискренности. В школе Фриц учился не очень хорошо, в 7-м классе он просидел два года, после чего был изгнан из школы. Однако он снова пошел учиться и, закончив школу, поступил на медицинское отделение Фрейбургского, а затем Берлинского университета. Во время Первой мировой войны Фриц Перлз поступает на службу военным врачом. В это время он сотрудничает с Куртом Гольдш-тейном, работая ассистентом во Франкфуртском неврологическом институте. Вернувшись с войны в 1920 г., Перлз получает в Берлинском университете степень доктора медицины. В конце 1920-х гг. он увлекается психоанализом и проходит первоначальный курс у Вильгельма Райха, затем в течение нескольких месяцев меняет трех преподавателей. В 1933 г., спасаясь от нацистов, Фриц Перлз уезжает в Голландию, а через год - в Южную Африку, в Йоханнесбург, и основывает там Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г. он прилетает в Европу на международный конгресс по психоанализу. Там осуществляется давняя мечта Перлза встретиться с основателем психоанализа - Зигмундом Фрейдом. Однако эта встреча принесла только разочарование, которое в некотором роде «отрезвило» Перлза от его страстного увлечения и привело к отрыву от фрейдистов, хотя к самому Фрейду и его открытиям он сохранил глубокое уважение. В 1942 г. выходит первый труд Перлза «Эго, голод и агрессия» с подзаголовком «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 г. в Америке эта книга была переиздана уже с подзаголовком «Начало геш-тальттерапии». Свою работу Перлз написал совместно с женой Лаурой Перлз, которая имела на него огромное влияние и сыграла немалую роль в разработке новой теории. В 1946 г. Перлз уезжает в Америку и занимается частной практикой, применяя различные приемы психотерапии В 1951 г. выходит его новая книга «Гештальттерапия», которую он написал в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. В этой работе Перлз описывает собственный подход к психотерапии, основанный на врачебной практике. Вскоре после выхода книги в Нью-Йорке создается институт гештальттерапии с центром прямо на квартире Перлза. В 1954 г. подобный институт был организован в Кливленде, а к концу 1950-х гг. - по всей стране. В 1960 г. Перлз переезжает жить и работать в Лос-Анджелес, а в 1964 г. поступает работать в известный Эсаленский институт в город Биг Сур. В 1969 г. он уезжает на остров Ванкувер, где основывает свою гештальтобщину. Там же он пишет две наиболее популярные работы: «Гештальттерапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра». В них более четко представлены его новаторские идеи по гельштаттерапии. На формирование идей Перлза несомненно основное влияние оказал психоанализ, впрочем, критически им переосмысленный и значительно переработанный. Возможно, немалое влияние произвела идея Райха о наличии у индивидуума так называемого защит- ного панциря, который концентрирует в себе все разнообразие происходящих в организме процессов для единой защиты. Впрочем, Л другие идеи Райха Перлз воспринимал довольно скептически. Достаточно сильное влияние на Перлза оказали также труды геш-тальтпсихологов, многими идеями которых он просто восхищался. Однако во всем следовать их идеям считал для себя неприемлемым, даже невозможным. От них Перлз взял идею о незаконченной ситуации, отвергая некоторые другие основополагающие идеи. Проблему соотношения фигуры и фона Перлз перенес в область мироощущения в целом, чего не могли принять академические гештальтпсихологи, не выводящие эту проблему из области познавательных процессов. Но стоит отметить, что именно благодаря новаторским трактовкам Перлза в современной психологии присутствует понятие гештальта. На развитие гештальттерапии свое влияние оказали и идеи Дж. Морено. Из его практики психодрамы было взято Перлзом немало терапевтических приемов. Основным положением перлзовской гештальттерапии является идея о том, что способность организма к саморегуляции ничем нельзя восполнить или заменить. Поэтому основные усилия в терапии должны быть направлены на воспитание у человека (пациента) способности делать выбор и принимать решение. Поскольку саморегуляция происходит в настоящий момент, то и лечение происходит «здесь и сейчас». Пациент должен как можно больше узнать о том, что с ним сейчас происходит, чтобы быть готовым принять решение. Особое внимание терапевт уделяет невербальному способу общения, так называемому языку тела, полагая, что вербальными методами люди часто пользуются для самооправдания и уклонения от принятия решения. Основным методом гельштаттерапии являются специальные игры или действия, которые психотерапевт предлагает совершить своим пациентам. Во время игр человек экспериментирует с собой и другими людьми, имея возможность примерить на себя различные роли и образы. Отождествление себя с другим образом помогает более интенсивно пережить значимые чувства и переживания, достигая отчужденных частей личности. Цель таких игр - очистить психику человека от мрачных мыслей и тяжелых чувств, предоставляя возможность для более гармоничного развития личности В своей работе гештальттерапевты немалое внимание уделяют снам пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению, сны человека отображают различные фрагменты его личности. При проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно определить скрытый смысл, не прибегая при этом к анализу и интерпретации, как это делают психоаналитики. Сам Перлз сначала практиковал свой метод относительно каждого пациента индивидуально. Потом он стал использовать в своей терапии группы, при этом акцент делался на одного человека, в то время как остальные являлись как бы инструментами, наподобие хора, который, оставаясь на заднем плане, высказывает свое мнение или суждение относительно действий протагониста. Во время сеанса гештальттерапии один пациент садится рядом с терапевтом, занимая «горячий стул», а другие пациенты стараются идентифицироваться с ним, производя, таким образом, молчаливую аутоте-рапию, более глубоко осознавая отдельные фрагменты своей личности и завершая незаконченные ситуации. В конце своей жизни Фриц Перлз работал над двумя книгами: «Гештальтподход» и «Свидетель терапии». Однако он не успел их опубликовать. 14 марта 1970 г. в возрасте 76 лет он скончался после непродолжительной болезни. Его последние работы были изданы посмертно в 1973 г.

Фредерик Перлз (1893-1970) - легендарная фигура мировой психологии, По собственному признанию, не прочитал ни одного учебника по гештальт-психологии, но создал гештальт-терапию. Союзник многих видных деятелей гуманистической психологии, никогда не причисляемый к ней. Фрейдист, на склоне лет он говорил о «фрейдистском вздоре».

Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь он описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к посредственному психоаналитику и далее - к сносному „творцу“ нового метода лечения и выразителю жизненной философии, которая могла бы сделать кое-что для человечества».

С «приключениями» закончив школу, Перлз продолжил образование на медицинском отделении Фрейбургского университета, затем Берлинского, где в 1920 г. получил степень доктора медицины. В 1926 г. он работал под руководством К. Гольдштейна, чьи взгляды на целостность человеческого организма оказали на него существенное влияние.

В конце 20-х Перлз заинтересовался психоанализом. Лично встретиться с Фрейдом тогда не удалось, но он сумел наладить контакты со многими представителями психоаналитического движения, у некоторых проходил психоанализ. О результатах вспоминал так: «От Фенихеля я получил нарушение ориентации, от Райха - наглость, от Хорни - способность к участию без злоупотребления специальной терминологией». Он успел поучиться и в театральной школе, основателем которой был Макс Рейнгардт. Будущему лидеру нового направления очень повезло с женой: Лора Перлз была доктором гештальт-психологии, и она вложила свои знания в разработку того, что потом превратилось в гештальт-терапию.

В 1933 г. Перлз эмигрировал в Южную Африку, где основал Институт психоанализа. В 1936 г. он приехал в Германию на психоаналитический конгресс, где наконец встретился с Фрейдом. Эту встречу Перлз назвал одним из самых больших разочарований в своей жизни. Она длилось около 4-х минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, где находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами.

Позднее Перлз писал: «…Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя». Тем не менее, он всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. В 1942 г. Перлз публикует книгу «Эго, голод и агрессия». Ее подзаголовок «Пересмотр теории и метода Зигмунда Фрейда» - уже указывает на дистанцию по отношению к традиционному психоанализу, которая со временем будет только увеличиваться.

В 1946 г. по приглашению Хорни и Фромма Перлз приехал в Нью-Йорк и начал сотрудничество с Полом Гудменом - непризнанным писателем, эссеистом и поэтом. Гудмен сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него могли бы остаться в черновиках. Результатом их работы стала книга «Гештальт-терапия» (1951 г.).

Вокруг Перлзов и П. Гудмена образуется так называемая «Семерка». В 1952 г. в Нью-Йорке создается первый Институт гештальт-терапии, центр которого находился… в квартире Перлза. Здесь проводились семинары и групповые занятия. Нью-Йоркская группа разработала основные принципы гештальт-терапии, которую сначала назвали терапией концентрации, а затем - экзистенциальным анализом.

В начале 1960-х гг. Перлз переехал в Калифорнию, где вошел в штат знаменитого Эсаленского института. Он проводил семинары, групповые занятия, демонстрации. Перлз и его метод приобрели широкую популярность, появилось большое количество последователей, в частности, в Кливленде и в Калифорнии. Но этот же период стал наиболее спорным в развитии гештальт-терапии. (Сейчас это направление успешно развивается в США, Европе и т.д.)

В 1969 г. Перлз перебрался в Британскую Колумбию, основал гештальт-общину и опубликовал наиболее известные работы - «Гештальт-терапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра» - научную автобиографию, написанную в весьма специфической манере. Многие рекомендуют начинать знакомство с теорией Перлза именно с нее, поскольку там наиболее выпукло и зримо предстает фигура создателя гештальт-терапии: без этого трудно представить его новаторские идеи. Ведь лучшим специалистом по Перлзу был и остается сам Перлз. Как утверждают современники, он далеко не всегда был настолько ответственным, насколько, по его мнению, должен стать человек по завершении курса гештальт-терапии. Это не мешало ему быть жизнерадостной и «харизматической» личностью (добавим, умевшей всех и вся вокруг «применить» себе во благо…).

Незадолго до смерти Ф. Перлз работал над двумя книгами - «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии», изданными в 1973 г. В трудах этого оригинального теоретика и практика по сей день продолжают черпать вдохновение все новые поколения психологов, повторяя на свой лад его своеобразную заповедь:

«Я делаю свое, и ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтобы
соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы
соответствовать моим ожиданиям.
Ты - это ты, а я - это я.
Если нам случится найти друг
друга - это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь».

«Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальт-терапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознавании того, что он переживает здесь и теперь; пациент вновь проигрывает незавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилировать эти гештальты.»

«…Tревога - разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее.»

«К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего.»

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя

Найти и осознать себя

Психотерапевт Фредерик Перлз был родом из Берлина. Прежде чем начать заниматься психологией, он прошел тернистый путь различных испытаний.

С детства он не ладил с родителями, несколько раз был исключен из школы, не находил общего языка с авторитетами.

Обучаться психоанализу в Вене он начал после армии, несколько позже решил улететь в Африку, где им был создан психоаналитический институт. В 1940 он прекратил заниматься институтом, через 6 лет переехал в Америку и там уже продолжил работу над гештальттерапией. В 60-х он создал институт гештальттерапии и его исследования стали распространяться по всему миру, в том числе и в России.

Разногласия между Фрейдом и Перлзом больше касались самих методов психотерапии, нежели теории Фрейда о роли неосознаваемой мотивации, развитии личности.

Из гештальтпсихологии Перлз вывел понятие организма - как целого и начал работу над подходом, в котором человек и его окружающая реальность являлись бы непрерывно взаимодействующими элементами единого поля.

Всякая деталь поведения при этом воспринимается как неотделимый и важный элемент целого.

Перлз считал, что крайне важно рассматривать каждое событие в настоящем, а не искать проблемы и их причины в прошлых ситуациях . Осознание личностью своего поведения от момента к моменту более весомо для изучения себя, чем понятие, почему он поступает именно так. (Подробнее об этом - чуть ниже.)

Фредерик говорил, что наш организм обладает целыми рядами потребностей, мы чувствуем их, если теряется физиологический или психологический баланс, и начинается процесс восстановления. Он утверждал, что все потребности – это отражение инстинктов и в процессе осознания самый важный вопрос, на который нужно ответить - «Каким образом я ухожу от осознания?» .

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя. Так, чужой неосознанный опыт со временем превращается в привычку, вплетается в характер и поведение. Становясь взрослым, из-за таких привычек человек живет и ведет себя не так, как он этого хочет, а как его сформировал опыт взрослых. Чтобы найти и осознать себя, сначала нужно выявить чужой опыт, отделить его от своего и убрать, отвергнуть.

Каким образом дети вбирают в себя привычки родителей? Взрослые заставляют детей вести себя так, как удобно им, а не так как хочется. Вместо игр – учить буквы и читать, вместо пробежек и танцев – рисовать, вместо громких криков и веселья – вести себя прилично и молча. Так ребенок начинает таить злость на родителей, которая не выходит наружу, а попадает в бессознательное. В итоге уже взрослый человек выбирает себе для общения людей, похожих на тех, с кем он проводил раннее детство, пытаясь таким образом решить незакрытые вопросы.

Перлз применял в своей работе принципы гештальтпсихологии, один из которых: изучение частей не дает представление о целом, так как целое – это объединение и взаимная работа всех частей . Если выделять и изучать какую-либо часть отдельно – она не будет иметь то же значение, которое имела в целом.

Ещё один принцип: человек привыкает к среде, приобретая при этом максимальную гармонию всех частей, и если произойдет изменение в одной части, то соответственно изменятся все остальные . Обычно человек делает выбор в зависимости от существующих проблем и потребностей. Например, если проводить тест по картинкам, в которых можно увидеть несколько вариантов, то человек будет видеть то, что является его проблемой и на чем сейчас сосредоточено его внимание. Можно увидеть, например, поцелуй двух влюбленных, что указывает на проблемы в сфере личных отношений, а можно – рюмку, что говорит о вредной привычке.

Когда человеком овладевает какая-либо потребность, то все его мысли и чувства направлены на неё же. Всё изменится, как только потребность будет реализована.

Крыжановский очень интересно объяснял положения гештальтпсихологии. Он выдвинул теорию о детерминантных структурах, которые образуются в головном мозгу в процессе какого-либо действия. Такая структура состоит из нескольких центров, один из них будет детерминантным, а остальные – в его подчинении. При окончании деятельности, такая структура (это и есть гештальт) рушится, свободные центры начинают присоединяться к другому союзу, соответствующему потребностям индивида в этот момент, где главным центром уже будет иная часть мозга.

По Перлзу сознание (то есть ум) является интенцией (намерением) и понимается в совокупности с мыслями. Интенция – это любое психологическое действие, воспринимаемое вместе с тем, что мыслится. Порой поступки человека нельзя объяснить определенными причинами, все действия ещё зависят от индивидуального опыта личности.

Понятия гештальттерапии:

- Организм – единая система, объединяющая физические функции и общую деятельность индивида. То есть на самом деле деятельности физическая и ментальная не разделены, а объединены. Все действия человека очень его характеризуют, наравне с его словами и мыслями. Индивид существует и действует в среде, между ним и средой есть граница. Она называется контактная, у здорового индивида пластична – возможен контакт со средой, и завершение контакта. При контакте создается гештальт, при завершении – всё выполнено, гештальт закрывается. Невротики не могут доводить дела до конца, потому что контакт и окончание его у них нарушены. В итоге накапливается множество неоконченных действий, которые постоянно беспокоят невротика. Чтобы распутать такой клубок, нужно вспомнить иерархию потребностей, определить самую важную и первостепенную и направить всё внимание на её реализацию. Но, к сожалению, невротики не в состоянии определять главную потребность.

- «Здесь и сейчас». Из-за череды незакрытых действий, невротики не могут действительно и осознанно находиться в настоящем, так как постоянно переживают нерешенные ситуации. Очень много энергии уходит на все эти переживания, поэтому на настоящее остается совсем немного. Сложно быть активным и эффективным на работе, если постоянно переживаешь и проживаешь в мыслях несложившиеся отношения. Человек может даже не осознавать, что все эти нерешенные вопросы тянут из него силы. Гештальттерапия предлагает не зацикливаться на прошлом, а помочь пациенту осознать, что именно он переживает постоянно в своем настоящем, какие ситуации крутятся в его мыслях, в них и будут содержаться все травмы. Их нужно ещё раз прожить и отпустить.

Также неудачи в прошлом мешают невротику напряжением и страхом, что неудачи повторятся в будущем. Поэтому ему приходится постоянно продумывать свое будущее и возможные травмы, что сильно отвлекает и забирает много внимания от настоящего.

- «Важно - как, а не почему». Осознавая как я действую, я понимаю действие как таковое. Каждый наш поступок имеет ряд причин, если мы будем вникать в них все, то мы уйдем очень далеко от самой сути действия.

На основе этой идеи можно сформулировать следующий принцип общения: “Не пытайся вникнуть в поступок человека, а попроси сделать то, что необходимо тебе”.

- Сознавание. Гештальттерапия утверждает, что человек должен уделять всё внимание на осознание своего поведения, а не на поиск причин.

- Осознание. Перлз считал, что рост зависит от увеличения областей самосознания, а тормозит развитие – нежелание заниматься самосознанием. Здоровая личность является саморегулирующимся индивидом. Если самосознание прерывается, то все недоработанные травмы остаются незакрытыми.

Перлз выделил три области осознавания:

  • осознавание себя,
  • осознавание мира,
  • осознавание того, что существует между ними – область фантазии.

Перлз считал, что здоровая личность отличается способностью опираться на себя и саморегулироваться. Незрелый индивид постоянно играет в манипуляции и пытается с их помощью управлять людьми и ситуациями. Лечение такого индивида будет основываться на его взрослении и обретении гармонии между собой и миром.

Здоровый индивид знает, какими он обладает способностями, и как найти возможность для удовлетворения потребностей. Рост индивида по Перлзу заключается в закрытии гештальтов.

Перлз описал невроз в виде структуры, состоящей из 5 уровней. Чтобы победить невроз, необходимо пройти все уровни.

1. Уровень штампов, которые мы встречаем всюду (Добрый вечер, Приятного отдыха, Прощайте).

2. Игровой уровень. Здесь преобладают роли, которые мы себе выбираем. Все мы играем того, кем хотим казаться – успешным ученым, умным инженером, приятной девушкой и т.д.

3. Когда мы прошли и преобразовали первые уровни, переходим к третьему – уровню пустоты. Для нас это сложный момент, похожий на депрессию, мы ощущаем пустоту внутри. Всё, что раньше было ценным – становится неинтересным, родные люди – далекими и будто незнакомыми. Одни индивиды на этом уровне возвращаются к какой-либо роли и начинают ее вновь играть. Но тот, кто сможет осознать и прожить эту пустоту – выйдет на следующий уровень.

4. Внутренний взрыв. На этом этапе старые установки стираются, появляется новая личность, наполненная энергией взрыва, который может выражаться в нескольких видах: печаль, гнев, оргазм, смех. Эта энергия должна выплеснуться наружу, блокировать её не стоит.

5. Внешний взрыв. Настоящая личность прочувствует этот уровень. Невротики не смогут найти границу между миром и собой. Это отражается в социальных установках, оставшихся слишком глубоко в сознании, и защитных реакциях, с помощью которых невротик старается гармонизировать себя во враждебном мире.

Существует 4 невротических процесса, искажающих границы между миром и индивидом:

- Интроекция – процесс приписывания себе чужих механизмов и стандартов мышления. При этом они не становятся своими, не осознаются. Индивид не может отличать, что он чувствует на самом деле, а какие эмоции хотят присвоить ему другие люди. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно осознать интроекты и избавиться от них.

- Проекция - процесс перекладывания ответственности за свои неудачи на окружающих людей.

- Слияние – процесс стирания границ, сбивается ритм контакта с миром и его завершения, человек перестает принимать границы между людьми и различия.

- Ретрофлексия – процесс направления энергии против себя, в тот момент, когда можно направить ее вовне. Индивид может злиться, но держать негативные эмоции в себе, зажимая их и вредя себе. Это приводят к заболеваниям сердца и сосудов.

Все эти механизмы обычно работают совместно. Перлз считал, что главное для индивида – это мудрость, которую он рассматривал, как интуицию . Он считал, что люди переоценивают важность разговоров и различной болтовни. Главное направление в гештальттерапии – это раскрытие той энергии и потенциала, которые были зажаты мышцами из-за напряженности и нервозности. Благодаря лечению индивид осознает себя, такого, каким является, и видит все роли, которые он играл. И при успешной терапии, человек закрывает все гештальты и развивается дальше более динамично. опубликовано