Фразеологизм «Со щитом или на щите» значение. Фразеологизм «Со щитом или на щите» значение Выражение с ним или на нем

СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ (КНИЖН.)

оказаться победителем или погибнуть со славою, добиться цели или потерпеть полную неудачу. Одна из спартанских женщин, провожая сына на войну, подала ему щит со словами: "С ним или на нем", то есть вернись победителем или погибни. На щите - погибнуть, так как в Древней Греции павшего в бою выносили с поля битвы на его щите.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ (КНИЖН.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское …
  • СО в Библейской энциклопедии Никифора:
    см. Сигор …
  • СО Р.
    (Sault) — прав. приток р. Марны, вытекает в д-те Верхней Марны, течет на С чрез д-т Мейз, и затем поворачивает …
  • СО Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Sceaux) — г. во франц. д-те Сены в 6 км от Парижа, на лев. бер. р. Бьевр, замок, красивый парк, …
  • СО СИГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (4 Цар. XVII, 4) — царь египетский, союзник Осии, последнего царя израильского. Осия, вероятно, в самом начале своего царствования, подпал …
  • СО в Энциклопедическом словаре:
    -СТРУГАТЬ, -аю, -аешь; -уганный; сое., что. Строгая, удалить, счистить. С. рубанком верхний слой доски. II несов. сострагивать, -аю, -аешь и …
  • СО
    ХИ (944-998), кор. военачальник. Вёл успешную борьбу против нашествия киданей и …
  • СО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОДЖ́ОН (пс. Сагаджон) (1420-88), кор. писатель, учёный. Составитель энциклопедич. изданий, антологии "Тонмунсон" ("Восточный изборник", 130 кн., на ханмуне, 1482), сб-ков …
  • СО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Корейская …
  • СО в словаре Синонимов русского языка.
  • СО-
  • СО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    предлог см. …
  • СО в Орфографическом словаре:
    со и с, …
  • СО...
    Употр. вместо "с..." перед й (j) и некоторыми сочетаниями согласных, а также сошел, сошедший с... сойду, совью, сотру, созвать, сослепу, …
  • СО в Словаре русского языка Ожегова:
    Употр. вместо "с" перед некоторыми сочетаниями согласных с со стола, со зла, со всяким, со мной, со …
  • КНИЖН. в Словаре Даля:
    (abbreviation) литературно-книжное …
  • СО в Словаре Даля:
    предл. с, см. ниже. Со заменяет с для большего удобства произношения: со мною, со всеми, с нами; слитно: сгибать …
  • СО
    (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится на предлог, напр. со смеху, со ста), предлог. То же, что с …
  • СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (3), приставка. То же, что (с) 2, употр. в редких случаях перед группой согласных, начинающейся звуком "с", напр. …
  • СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (2) (книжн.). Приставка, служащая для образования сущ. и прил., обозначающих совместность, взаимную связь, объединение, участие в чем-н. вместе с кем-чем-н., …
  • СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (1), глагольная приставка. То же, что (с); употр. 1) перед "й" и "о", напр. сойти, соответствовать, сообразить, соорудить; 2) перед …
  • КНИЖН.) в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    действие по глаг. провидеть. Дар провидения. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа …
  • СО-
    1. префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (собрат, …
  • СО в Толковом словаре Ефремовой:
    предлог см. …
  • СО-
    I префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (собрат, …
  • СО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    предл.; - с …
  • СО-
    I префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (…
  • СО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    предл. ; = с …
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
  • ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ-Настоящий кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности …
  • КОРОНА ГОЛОВНОЙ УБОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОРОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Корона - Короной называется головной убор или наголовье, служащеепризнаком известной власти и формою своею определяющее звание, сан,титул, а иногда и …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Со времен Иоанна III двуглавый черный орел принят был государственною российскою эмблемою (см. Государственный орел); но на многих памятниках XVI …
  • ГЕРБ, ГЕРБОВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Геральдика). Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, …
  • ЯПОНИЯ*
  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФИНЛЯНДИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФЕОДАЛИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    ? Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее …
  • СТРАХОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Теория С. ? Страховая политика. ? История страхования. ? История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. ? …
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • РИМ, ГОРОД* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Со времен Иоанна III двуглавый черный орел принят был государственной российской эмблемой (см. Государственный орел); но на многих памятниках …
  • ГЕРБ, ГЕРБОВЕДЕНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Геральдика). ? Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в …
  • КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ФЕДЕРАЦИИ(утвержден ВС РСФСР 09.12.71)Преамбула исключена. - Закон РФ от 25.09.92 № 3543-1.(в ред. Указов Президиума ВС РФ от 20.09.73, от …
  • УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована …
  • СОБОР АРХАНГЕЛОВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    1.Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил 8 (21) ноября; Собор архангела …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ГЕРБ - официальный отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства, изображаемый на флагах, денежных знаках, бланках и печатях государственных органов и …

Борис Самойлович Шварцкопф

(Из «Рыцарского романа» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника)

По свидетельству Плутарха, спартанка, провожая сына на войну, вручила ему щит со словами: «С ним или на нем», то есть возвращайся победителем (со щитом) или погибни со славой (павших в бою выносили с поля битвы на щите) (см. Н. С. и М. Г. Ашукины. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1966). За фразеологизмом «со щитом или на щите» закрепилось переносное значение ‘стать победителем или побежденным’.

Однако не всегда выражение правильно понимается и употребляется: на щите ‘поражение’ и со щитом ’победа’. И один из первых сигналов о неблагополучии исходил от И. Ильфа и Е. Петрова: Полыхаев, ездивший в центр отстаивать права «Геркулеса» на помещение бывшей гостиницы «Каир», «вернулся, как выразился Бомзе, на щите, помещение осталось за “Геркулесом”...» (Золотой теленок). [Добавлено рукой автора: Гл. XI ] Здесь вопреки устоявшемуся значению на щите обозначало не поражение, а победу, причем эта ошибка вложена в уста подхалима и хамелеона Бомзе. Но вот текст спортивного отчета:

«Определились первые победители... «На щите» был и другой столичный динамовец – Владимир Родомский. Всего несколько секунд не дотянул он весной в первом туре этих соревнований до нормы мастера спорта. А вот теперь мастерский рубеж позади» («Комсомольская правда», 18 августа 1962). И здесь на щите понимается как победа.

Причину этой ошибки можно понять, если вспомить, что в современном русском языке есть один «похожий» фразеологизм: поднять на щит . Он означает ‘превозносить, восхвалять кого-нибудь’ (от обряда провозглашения императором древнеримскими легионерами победоносного вождя, см. Словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). В рассматриваемых нами случаях значение части фразеологизма на щите переосмыслено явно под влиянием фразеологизма поднять на щит : в последнем превозносится тот, кто «на щите» (уж, наверное, не побежденный), стало быть, и в первом выражении на щите также должно обозначать победителя...

Но если рассуждать так, то вполне вероятно ожидать и нового – в соответствии с ложно понятым на щите – обозначения поражения. И вот, пожалуйста: «...он (Бомарше) оказывается то под щитом – в тюремном заключении, то на щите – в роли тайного агента власти, которому поручаются самые деликатные миссии...» (Элизабет Маньян. Три часа в гостях у Бомарше. Перевод с французского. – «Литературная газета», 20 декабря 1966). Здесь уже новая система координат «победа – поражение» выявялась полностью: на щите обозначает победу, под щитом – поражение. Логика торжествует.

Впрочем, справедливость требует отметить, что пример под щитом встретился уже в повести А. С. Макаренко «Флаги на башнях» (1938) в диалоге между начальником колонии и хозяйственником:

«Поздно вечером в кабинете Захарова Соломон Давидович... с большим энтузиазмом готовился к новому своему делу: снабжению и сбыту. И сказал Захарову:

– Со щитом или под щитом, а снабжение у нас будет неплохое, к вашему сведению.

– Надо говорить «со щитом или на щите», Соломон Давидович. Так греки говорили.

– А «под щитом» они не говорили?

– Нет, не говорили, Соломон Давидович.

– Под щитом, значит, им было без надобности?

– Совершенно верно. Так говорили греки, когда отправлялись на войну. Со щитом вернусь – значит с победой. Но щите – значит принесут меня убитым. Со щитом или на щите.

Соломон Давидович внимательно прислушался к этой исторической справке и усомнился.

– Если я правильно понимаю, для нас подходит только со щитом, а на щите для нас абсолютно не подходит. Какой же смысл может быть для отдела снабжения на щите?

– Пожалуй...

– Тогда скажем так: со щитом или с двумя щитами! Это вполне приемлемо для отдела снабжения».

Однако все такие случаи – следствие того, что забыто значение фразеологизма на щите или со щитом , значение его частей. И, вероятно, правильно делает «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова, подавая эти части выражения по отдельности: На щите ; Со щитом (стр. 538), с тем, чтобы напомнить, освежить в памяти читателя значение каждой из них.

В боевой жизни казаков на Кубани часто слепой случай заставлял казака или биться с врагом до последнего напряжения и остаться победителем, или же сложить голову в непосильной борьбе. Позволить черкесу взять в плен вооружённого казака считалось позором, да и самый плен грозил рабством и всеми ужасами подневольного положения у враждебных людей.

При таких условиях случилось происшествие 30 марта 1842 года у реки Харпачук, в одной версте от р.Большого Зеленчука. Здесь случайно столкнулись 49 казаков под командой хорунжего Бирюкова, с 150 горцами всадниками, возвращавшимися с набега. И дело сразу приняло такой оборот, что ни та, ни другая партия не могли избежать столкновения.

Ночью, накануне 30 марта, горцы ворвались в Баталпашинскую станицу, сожгли 6 дворов с разного рода имуществом, 86 саженей станичной ограды и ушли от преследования. Кто были эти горцы и в каком количестве, никто не знал. Поднялась тревога по линии, пошли разного рода слухи между казаками.

Когда до начальника Хумаринского участка Бирюкова дошли преувеличенные слухи о нападении горцев на Баталпашинск и о мнимом пленении казачьего населения, то он немедленно поскакал с 64 казаками и двумя урядниками к Зеленчукам, в расчёте перерезать путь горцам. Дорогою лошади у 13-ти казаков пристали. Бирюков отослал их обратно на линию, оставив команду в составе 51 человека.

Хопёрцы поскакали дальше. Но на р.Харпачук, приблизительно около нынешней станицы Исправной, они неожиданно наскочили на партию горцев в 150 всадников. Отступать было некогда и некуда. Пославши донского урядника и хопёрского казака Фенева с вестями в станицу Баталпашинскую, Бирюков приказал оставшимся с ним казакам спешиться и «сбатовать лошадей», то есть уложить животных на землю. Эти живые туши и составили то укрепление, за которым укрылись хопёрцы, на виду стремительно мчавшихся к ним горцев.

После обмена выстрелами с обеих сторон, в результате чего оказались убитые и раненые, черкесы и казаки вступили в рукопашный бой. С обеих сторон были обнаружены необычайное мужество и самоотвержение и вместе с тем жажда борьбы и разрушительные стремления. Казалось, люди озверели и потеряли человеческие свойства. Смерть косила своею острою косою людей направо и налево, не считаясь ни с казаками, ни с черкесами. Казаки прикладами убивали горцев, горцы шашками сносили головы казакам. Снисхождению и пощаде не было места.

Но всему бывает конец. Горцы своею численностью задавили казаков. Ни один хопёрец не сдался в плен. Только казак Сидор Мельников, весь израненный, каким-то чудом вырвался из этого адского побоища и успел ускакать в Баталпашинск.

Когда из Баталпашинска прибыл отряд на место битвы, глазам казаков представилась полная ужаса картина. На месте побоища лежало 19 убитых лошадей и 49 казачьих тел.

Все казаки были раздеты донага, обобраны и на телах их зияли запёкшиеся кровью раны. У каждого из павших казаков было по несколько таких ран. Были раны огнестрельные, рубленые шашками, колотые кинжалами. На теле Бирюкова оказалось 8 пулевых ран, 8 кинжальных и 7 сабельных. В кровавом бою и зверском ожесточении горцам, быть может, казалось и этого мало.

Убитых хопёрцев отвезли в Баталпашинскую и Беломечетскую станицы. Большая часть убитых состояла из жителей последней. Их похоронили здесь в братской могиле.

Фразеологизм «Со щитом или на щите» значение

1. В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное (а спартанцев называли лаконцами) выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах.
И сегодня это выражение не потеряло своего первоначального смысла. Мы говорим: «вернуться со щитом », и это означает одержать победу, а «вернуться на щите » - погибнуть в сражении, потерпеть неудачу.
Еще одно выражение «поднять на щит », которое пришло к нам из Древнего Рима, означало в те времена воздание высших почестей. Римляне поднимали вновь провозглашенных вождей и военачальников высоко над головами на щитах. Однако сегодня это выражение имеет немного другой смысл – так говорят, когда хотят подчеркнуть, что кого-то перехвалили, воздали незаслуженные почести.

2. В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало гибель. «Со щитом или на щите !» - спрашивают иногда и теперь, подразумевая, удачен или неудачен исход дела.

И я вернусь домой —
Со щитом, а может быть на щите,
В серебре, а может быть в нищете,
Но как можно скорей.

Всем известно, что воины Древней Спарты отличались мужеством, отвагой, выносливостью и ловкостью. Их воспитывали таковыми буквально с младенчества. Трусость, проявленная в бою, была хуже смерти. От такого человека отворачивался весь род, отказывались даже родители.

В древнегреческих письменных источниках встречается выражение "Со щитом или на щите". Его точное происхождение не установлено. По одной из версий - принадлежит одной матери из Спарты, которая произнесла эту фразу, провожая сына на очередную битву.

Давайте подробнее разберем его значение:

Отсюда вывод:

учитывая традиции спартанского общества, менталитет спартанцев, они предпочитали, чтобы их родственник вернулся домой "на щите", то есть мертвым, чем "со щитом", но трусом.

Со времен Петра I в русском обществе, я имею в виду высший свет, очень любили античность, богов, героев и т. п. Поэтому, нет ничего удивительного, что этот фразеологизм вошел в русскую литературу. Уж больно красиво он звучал, да и смысл его был мужественным и патриотичным.

Современное значение

В наше время "со щитом или на щите" тоже можно услышать. Его употребляют в значении, когда хотят подчеркнуть, что возможен только один вариант решения вопроса.