СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ (КНИЖН.)
оказаться победителем или погибнуть со славою, добиться цели или потерпеть полную неудачу. Одна из спартанских женщин, провожая сына на войну, подала ему щит со словами: "С ним или на нем", то есть вернись победителем или погибни. На щите - погибнуть, так как в Древней Греции павшего в бою выносили с поля битвы на его щите.
Справочник по фразеологии. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ (КНИЖН.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- СО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское … - СО в Библейской энциклопедии Никифора:
см. Сигор … - СО Р.
(Sault) — прав. приток р. Марны, вытекает в д-те Верхней Марны, течет на С чрез д-т Мейз, и затем поворачивает … - СО Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Sceaux) — г. во франц. д-те Сены в 6 км от Парижа, на лев. бер. р. Бьевр, замок, красивый парк, … - СО СИГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(4 Цар. XVII, 4) — царь египетский, союзник Осии, последнего царя израильского. Осия, вероятно, в самом начале своего царствования, подпал … - СО в Энциклопедическом словаре:
-СТРУГАТЬ, -аю, -аешь; -уганный; сое., что. Строгая, удалить, счистить. С. рубанком верхний слой доски. II несов. сострагивать, -аю, -аешь и … - СО
ХИ (944-998), кор. военачальник. Вёл успешную борьбу против нашествия киданей и … - СО в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОДЖ́ОН (пс. Сагаджон) (1420-88), кор. писатель, учёный. Составитель энциклопедич. изданий, антологии "Тонмунсон" ("Восточный изборник", 130 кн., на ханмуне, 1482), сб-ков … - СО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Корейская … - СО в словаре Синонимов русского языка.
- СО-
- СО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
предлог см. … - СО в Орфографическом словаре:
со и с, … - СО...
Употр. вместо "с..." перед й (j) и некоторыми сочетаниями согласных, а также сошел, сошедший с... сойду, совью, сотру, созвать, сослепу, … - СО в Словаре русского языка Ожегова:
Употр. вместо "с" перед некоторыми сочетаниями согласных с со стола, со зла, со всяким, со мной, со … - КНИЖН. в Словаре Даля:
(abbreviation) литературно-книжное … - СО в Словаре Даля:
предл. с, см. ниже. Со заменяет с для большего удобства произношения: со мною, со всеми, с нами; слитно: сгибать … - СО
(без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится на предлог, напр. со смеху, со ста), предлог. То же, что с … - СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(3), приставка. То же, что (с) 2, употр. в редких случаях перед группой согласных, начинающейся звуком "с", напр. … - СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(2) (книжн.). Приставка, служащая для образования сущ. и прил., обозначающих совместность, взаимную связь, объединение, участие в чем-н. вместе с кем-чем-н., … - СО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(1), глагольная приставка. То же, что (с); употр. 1) перед "й" и "о", напр. сойти, соответствовать, сообразить, соорудить; 2) перед … - КНИЖН.) в Толковом словаре русского языка Ушакова:
действие по глаг. провидеть. Дар провидения. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа … - СО-
1. префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (собрат, … - СО в Толковом словаре Ефремовой:
предлог см. … - СО-
I префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (собрат, … - СО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
предл.; - с … - СО-
I префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением совместности, взаимной связи с тем, что названо мотивирующим именем существительным (… - СО в Большом современном толковом словаре русского языка:
предл. ; = с … - УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
- ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ-Настоящий кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности … - КОРОНА ГОЛОВНОЙ УБОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- КОРОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Корона - Короной называется головной убор или наголовье, служащеепризнаком известной власти и формою своею определяющее звание, сан,титул, а иногда и … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Со времен Иоанна III двуглавый черный орел принят был государственною российскою эмблемою (см. Государственный орел); но на многих памятниках XVI … - ГЕРБ, ГЕРБОВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Геральдика). Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, … - ЯПОНИЯ*
- ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ФИНЛЯНДИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ФЕОДАЛИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
? Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее … - СТРАХОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
Теория С. ? Страховая политика. ? История страхования. ? История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. ? … - СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- РИМ, ГОРОД* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. … - КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? Со времен Иоанна III двуглавый черный орел принят был государственной российской эмблемой (см. Государственный орел); но на многих памятниках … - ГЕРБ, ГЕРБОВЕДЕНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Геральдика). ? Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в … - КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
ФЕДЕРАЦИИ(утвержден ВС РСФСР 09.12.71)Преамбула исключена. - Закон РФ от 25.09.92 № 3543-1.(в ред. Указов Президиума ВС РФ от 20.09.73, от … - УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
"самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована … - СОБОР АРХАНГЕЛОВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
1.Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил 8 (21) ноября; Собор архангела … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ГЕРБ - официальный отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства, изображаемый на флагах, денежных знаках, бланках и печатях государственных органов и …
Борис Самойлович Шварцкопф
(Из «Рыцарского романа» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника)
По свидетельству Плутарха, спартанка, провожая сына на войну, вручила ему щит со словами: «С ним или на нем», то есть возвращайся победителем (со щитом) или погибни со славой (павших в бою выносили с поля битвы на щите) (см. Н. С. и М. Г. Ашукины. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1966). За фразеологизмом «со щитом или на щите» закрепилось переносное значение ‘стать победителем или побежденным’.
Однако не всегда выражение правильно понимается и употребляется: на щите ‘поражение’ и со щитом ’победа’. И один из первых сигналов о неблагополучии исходил от И. Ильфа и Е. Петрова: Полыхаев, ездивший в центр отстаивать права «Геркулеса» на помещение бывшей гостиницы «Каир», «вернулся, как выразился Бомзе, на щите, помещение осталось за “Геркулесом”...» (Золотой теленок). [Добавлено рукой автора: Гл. XI ] Здесь вопреки устоявшемуся значению на щите обозначало не поражение, а победу, причем эта ошибка вложена в уста подхалима и хамелеона Бомзе. Но вот текст спортивного отчета:
«Определились первые победители... «На щите» был и другой столичный динамовец – Владимир Родомский. Всего несколько секунд не дотянул он весной в первом туре этих соревнований до нормы мастера спорта. А вот теперь мастерский рубеж позади» («Комсомольская правда», 18 августа 1962). И здесь на щите понимается как победа.
Причину этой ошибки можно понять, если вспомить, что в современном русском языке есть один «похожий» фразеологизм: поднять на щит . Он означает ‘превозносить, восхвалять кого-нибудь’ (от обряда провозглашения императором древнеримскими легионерами победоносного вождя, см. Словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). В рассматриваемых нами случаях значение части фразеологизма на щите переосмыслено явно под влиянием фразеологизма поднять на щит : в последнем превозносится тот, кто «на щите» (уж, наверное, не побежденный), стало быть, и в первом выражении на щите также должно обозначать победителя...
Но если рассуждать так, то вполне вероятно ожидать и нового – в соответствии с ложно понятым на щите – обозначения поражения. И вот, пожалуйста: «...он (Бомарше) оказывается то под щитом – в тюремном заключении, то на щите – в роли тайного агента власти, которому поручаются самые деликатные миссии...» (Элизабет Маньян. Три часа в гостях у Бомарше. Перевод с французского. – «Литературная газета», 20 декабря 1966). Здесь уже новая система координат «победа – поражение» выявялась полностью: на щите обозначает победу, под щитом – поражение. Логика торжествует.
Впрочем, справедливость требует отметить, что пример под щитом встретился уже в повести А. С. Макаренко «Флаги на башнях» (1938) в диалоге между начальником колонии и хозяйственником:
«Поздно вечером в кабинете Захарова Соломон Давидович... с большим энтузиазмом готовился к новому своему делу: снабжению и сбыту. И сказал Захарову:
– Со щитом или под щитом, а снабжение у нас будет неплохое, к вашему сведению.
– Надо говорить «со щитом или на щите», Соломон Давидович. Так греки говорили.
– А «под щитом» они не говорили?
– Нет, не говорили, Соломон Давидович.
– Под щитом, значит, им было без надобности?
– Совершенно верно. Так говорили греки, когда отправлялись на войну. Со щитом вернусь – значит с победой. Но щите – значит принесут меня убитым. Со щитом или на щите.
Соломон Давидович внимательно прислушался к этой исторической справке и усомнился.
– Если я правильно понимаю, для нас подходит только со щитом, а на щите для нас абсолютно не подходит. Какой же смысл может быть для отдела снабжения на щите?
– Пожалуй...
– Тогда скажем так: со щитом или с двумя щитами! Это вполне приемлемо для отдела снабжения».
Однако все такие случаи – следствие того, что забыто значение фразеологизма на щите или со щитом , значение его частей. И, вероятно, правильно делает «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова, подавая эти части выражения по отдельности: На щите ; Со щитом (стр. 538), с тем, чтобы напомнить, освежить в памяти читателя значение каждой из них.
В боевой жизни казаков на Кубани часто слепой случай заставлял казака или биться с врагом до последнего напряжения и остаться победителем, или же сложить голову в непосильной борьбе. Позволить черкесу взять в плен вооружённого казака считалось позором, да и самый плен грозил рабством и всеми ужасами подневольного положения у враждебных людей.
При таких условиях случилось происшествие 30 марта 1842 года у реки Харпачук, в одной версте от р.Большого Зеленчука. Здесь случайно столкнулись 49 казаков под командой хорунжего Бирюкова, с 150 горцами всадниками, возвращавшимися с набега. И дело сразу приняло такой оборот, что ни та, ни другая партия не могли избежать столкновения.
Ночью, накануне 30 марта, горцы ворвались в Баталпашинскую станицу, сожгли 6 дворов с разного рода имуществом, 86 саженей станичной ограды и ушли от преследования. Кто были эти горцы и в каком количестве, никто не знал. Поднялась тревога по линии, пошли разного рода слухи между казаками.
Когда до начальника Хумаринского участка Бирюкова дошли преувеличенные слухи о нападении горцев на Баталпашинск и о мнимом пленении казачьего населения, то он немедленно поскакал с 64 казаками и двумя урядниками к Зеленчукам, в расчёте перерезать путь горцам. Дорогою лошади у 13-ти казаков пристали. Бирюков отослал их обратно на линию, оставив команду в составе 51 человека.
Хопёрцы поскакали дальше. Но на р.Харпачук, приблизительно около нынешней станицы Исправной, они неожиданно наскочили на партию горцев в 150 всадников. Отступать было некогда и некуда. Пославши донского урядника и хопёрского казака Фенева с вестями в станицу Баталпашинскую, Бирюков приказал оставшимся с ним казакам спешиться и «сбатовать лошадей», то есть уложить животных на землю. Эти живые туши и составили то укрепление, за которым укрылись хопёрцы, на виду стремительно мчавшихся к ним горцев.
После обмена выстрелами с обеих сторон, в результате чего оказались убитые и раненые, черкесы и казаки вступили в рукопашный бой. С обеих сторон были обнаружены необычайное мужество и самоотвержение и вместе с тем жажда борьбы и разрушительные стремления. Казалось, люди озверели и потеряли человеческие свойства. Смерть косила своею острою косою людей направо и налево, не считаясь ни с казаками, ни с черкесами. Казаки прикладами убивали горцев, горцы шашками сносили головы казакам. Снисхождению и пощаде не было места.
Но всему бывает конец. Горцы своею численностью задавили казаков. Ни один хопёрец не сдался в плен. Только казак Сидор Мельников, весь израненный, каким-то чудом вырвался из этого адского побоища и успел ускакать в Баталпашинск.
Когда из Баталпашинска прибыл отряд на место битвы, глазам казаков представилась полная ужаса картина. На месте побоища лежало 19 убитых лошадей и 49 казачьих тел.
Все казаки были раздеты донага, обобраны и на телах их зияли запёкшиеся кровью раны. У каждого из павших казаков было по несколько таких ран. Были раны огнестрельные, рубленые шашками, колотые кинжалами. На теле Бирюкова оказалось 8 пулевых ран, 8 кинжальных и 7 сабельных. В кровавом бою и зверском ожесточении горцам, быть может, казалось и этого мало.
Убитых хопёрцев отвезли в Баталпашинскую и Беломечетскую станицы. Большая часть убитых состояла из жителей последней. Их похоронили здесь в братской могиле.
Фразеологизм «Со щитом или на щите» значение
1. В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное (а спартанцев называли лаконцами) выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах.
И сегодня это выражение не потеряло своего первоначального смысла. Мы говорим: «вернуться со щитом
», и это означает одержать победу, а «вернуться на щите
» - погибнуть в сражении, потерпеть неудачу.
Еще одно выражение «поднять на щит
», которое пришло к нам из Древнего Рима, означало в те времена воздание высших почестей. Римляне поднимали вновь провозглашенных вождей и военачальников высоко над головами на щитах. Однако сегодня это выражение имеет немного другой смысл – так говорят, когда хотят подчеркнуть, что кого-то перехвалили, воздали незаслуженные почести.
2. В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало гибель. «Со щитом или на щите !» - спрашивают иногда и теперь, подразумевая, удачен или неудачен исход дела.
И я вернусь домой —
Со щитом, а может быть на щите,
В серебре, а может быть в нищете,
Но как можно скорей.
Всем известно, что воины Древней Спарты отличались мужеством, отвагой, выносливостью и ловкостью. Их воспитывали таковыми буквально с младенчества. Трусость, проявленная в бою, была хуже смерти. От такого человека отворачивался весь род, отказывались даже родители.
В древнегреческих письменных источниках встречается выражение "Со щитом или на щите". Его точное происхождение не установлено. По одной из версий - принадлежит одной матери из Спарты, которая произнесла эту фразу, провожая сына на очередную битву.
Давайте подробнее разберем его значение:
Отсюда вывод:
учитывая традиции спартанского общества, менталитет спартанцев, они предпочитали, чтобы их родственник вернулся домой "на щите", то есть мертвым, чем "со щитом", но трусом.
Со времен Петра I в русском обществе, я имею в виду высший свет, очень любили античность, богов, героев и т. п. Поэтому, нет ничего удивительного, что этот фразеологизм вошел в русскую литературу. Уж больно красиво он звучал, да и смысл его был мужественным и патриотичным.
Современное значение
В наше время "со щитом или на щите" тоже можно услышать. Его употребляют в значении, когда хотят подчеркнуть, что возможен только один вариант решения вопроса.