Франсуа рабле краткая биография. Биография рабле франсуа

Франсуа Рабле (годы жизни - 1494-1553) - известный писатель-гуманист родом из Франции. Он получил мировую славу благодаря роману "Гаргантюа и Пантагрюэль". Эта книга - энциклопедический памятник эпохи Возрождения во Франции. Отвергая аскетизм Средневековья, предрассудки и ханжество, Рабле в гротескных образах персонажей, навеянных фольклором, раскрывает гуманистические идеалы, характерные для своего времени.

Карьера священника

Рабле появился на свет в Турени в 1494 году. Отцом его был зажиточный землевладелец. Около 1510 года Франсуа стал послушником в монастыре. Он принес обеты в 1521 году. В 1524-м у Рабле были конфискованы греческие книги. Дело в том, что ортодоксальные богословы в период распространения протестантизма подозрительно относились к греческому языку, считавшемуся еретическим. Он давал возможность по-своему трактовать Новый Завет. Франсуа пришлось перейти к бенедиктинцам, более терпимым в этом отношении. Однако в 1530 году он решил сложить сан и отправиться в Монпелье для изучения медицины. Здесь в 1532 году Рабле издал труды Галена и Гиппократа, знаменитых врачевателей. Также в Монпелье у него родились двое детей от вдовы. Они были узаконены в 1540 году эдиктом папы Павла IV.

Врачебная деятельность

Рабле разрешили быть светским священником в 1536 году. Он начал врачебную практику. Франсуа в 1537 году стал уже доктором медицины и читал лекции по этой науке в университете Монпелье. Кроме того, он был личным врачом при кардинале Ж. дю Белле. Рабле дважды сопровождал кардинала в Рим. Франсуа всю жизнь покровительствовали влиятельные политики Г. дю Белле), а также высокопоставленные священнослужители из либералов. Это избавило Рабле от множества неприятностей, которые могла принести публикация его романа.

Роман "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Рабле нашел свое истинное призвание в 1532 году. Познакомившись с "народной книгой о Гаргантюа", Франсуа издал в подражание ей "продолжение" о короле дипсодов Пантагрюэле. В длинном названии сочинения Франсуа значилось имя магистра Алькофрибаса, который якобы написал эту книгу. Алькофрибас Назье - это анаграмма, состоящая из букв фамилии и имени самого Рабле. Эта книга была осуждена Сорбонной за непристойность, однако публика приняла ее с восторгом. Повествование о великанах понравилось многим.

В 1534 году гуманист Франсуа Рабле создал еще одну книгу с не менее длинным названием, повествующую о жизни Гаргантюа. Это произведение по логике должно следовать первым, так как Гаргантюа - это отец Пантагрюэля. В 1546 году появилась еще одна, третья книга. Она была подписана уже не псевдонимом, а собственным именем Франсуа Рабле. Сорбонна также осудила это произведение за ересь. Некоторое время пришлось скрываться от преследований Франсуа Рабле.

Биография его отмечена публикацией в 1548 году четвертой книги, еще не завершенной. Полная версия появилась в 1552 году. На этот раз осуждением Сорбонны дело не ограничилось. На эту книгу вышел запрет парламента. Тем не менее историю удалось замять влиятельным друзьям Франсуа. Последняя, пятая книга вышла в 1564 году, уже после смерти автора. Большинство исследователей оспаривает мнение о том, что ее следует включать в творчество Франсуа Рабле. Вероятнее всего, по его записям сюжетную линию завершил кто-то из его учеников.

Энциклопедия смеха

Роман Франсуа - настоящая энциклопедия смеха. В нем присутствуют все виды комизма. Нам непросто оценить тонкую иронию эрудированного автора 16 века, так как объект насмешки давно перестал существовать. Однако аудитория Франсуа Рабле, безусловно, получила большое удовольствие от рассказа о библиотеке Св. Виктора, где автор пародийно (а нередко и непристойно) обыгрывал множество названий трактатов Средневековья: "Гульфик права", "Жердь спасения", "О превосходных качествах требухи" и др. Исследователи отмечают, что средневековые виды комизма связаны прежде всего с народной смеховой культурой. Вместе с тем в произведении имеются и такие их формы, которые можно считать "абсолютными", способными вызвать смех в любое время. К ним относится, в частности, все касающееся физиологии человека. Она остается неизменной в любое время. Однако в ходе истории меняется отношение к физиологическим отправлениям. В частности, в традиции народной смеховой культуры по-особому изображались "образы материально-телесного низа" (такое определение дал русский исследователь М. М. Бахтин). Творчество Франсуа Рабле во многом следовало этой традиции, которую можно назвать амбивалентной. То есть эти образы вызывали смех, способный "хоронить и возрождать" одновременно. Однако в Новое время они продолжили свое существование уже в сфере низкого комизма. Все еще остаются смешными многие шутки Панурга, однако часто их нельзя пересказать или даже более-менее точно перевести с употреблением слов, безбоязненно использовавшихся Рабле.

Последние годы жизни Рабле

Последние годы жизни Франсуа Рабле покрыты тайной. Нам не известно ничего достоверно и о его смерти, кроме эпитафий таких поэтов, как и Жак Таюро. Первая из них, кстати, звучит довольно странно и по тону отнюдь не комплиментарна. Обе эти эпитафии были созданы в 1554 году. Исследователи полагают, что в 1553 году умер Франсуа Рабле. Биография его не дает достоверных сведений даже о том, где был похоронен этот писатель. Считается, что его останки покоятся в Париже, на кладбище собора Св. Павла.

(Rabelais) – величайший французский сатирик и один из ярчайших представителей Возрождения во Франции . Рабле родился около 1494 года, в Шиноне, небольшом городке провинции Турень и имел довольно бурную биографию. Отец его, принадлежа к мелкой буржуазии, чтобы дать возможность сыну составить карьеру, отдал его в соседнее аббатство, а потом в монастырь, где Рабле получил обычное монашеское образование, основательно изучил латинский язык, а потом перешёл во францисканский монастырь в Пуату и принял там священство (1520).

Портрет Франсуа Рабле

Но природные наклонности Рабле влекли его гораздо более к деятельности гуманиста , чем монаха. Он стал изучать астрономию и греческий язык достиг основательного знакомства с правом, вступал в знакомства и переписку с выдающимися учеными гуманистами. Заняв затем место секретаря у одного епископа, Рабле с еще большим рвением принялся изучать языки и естественные науки (ботанику, химию). Впоследствии он получил степень доктора медицины (1537 г.), практиковал в Лионе, читал по временам лекции (между прочим, в числе первых, анатомию на трупах); снискал себе репутацию красноречивого лектора и искуснейшего врача. Умер Франсуа Рабле в 1553 году.

Талантливый и разносторонний ученый своего времени, Рабле (впоследствии сбросивший рясу монаха) обязан, однако, своей всемирной известностью не ученым работам, а большому сатирическому роману, который он с 1532–33, стал выпускать частями под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма его имени). Первая часть получила название «Жизнь Гаргантюа». Взяв канвой для романа похождения героя средневековых французских сказок – богатыря Гаргантюа, Рабле под покровом этого случайного материала стал писать сатиру на весь современный ему строй религиозный, политический и социальный, с позиций гуманиста. Он предсказывал, что на смену средневековому строю должны придти новые начала.

Преследуемый за свою сатиру, Рабле вел бродячий образ жизни. Он дважды был в Риме, добился у папы Павла III прощения за провинности и под конец жизни стал священником в городе Медоне.

Роман Франсуа Рабле писался урывками и не имеет определенного выдержанного плана. Вторая часть его («Пантагрюэль») связана с первой лишь внешним образом. То же самое можно сказать о следующих частях, из которых третья вышла почти через 14 лет, а пятая – лишь после смерти самого Рабле. Но эти недостатки внешней композиции обильно искупаются жизненностью содержания романа, тем беспощадным остроумием, которым он проникнут. В этом причина того, что роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » выдержал около 60 изданий только в XVI столетии, вызывая то запрещения Сорбонны и проклятия проповедников, то привилегии на печатание и продажу со стороны королей.

Сатира Рабле облечена в мифологически-аллегорическую форму. Её орудие – гомерический смех, колоссальность во всём: в фигурах, в пороках, в цинизме. Франсуа Рабле – жизнерадостный идеалист, воспевающий все радости жизни, ратующий за гармоническое развитие духа и плоти. Своим образным, богатым оттенками языком Рабле оказал большое влияние на развитие французской словесности.

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais). Родился предположительно 4 февраля 1494 года в Шиноне - умер 9 апреля 1553 года в Париже. Французский писатель эпохи Ренессанса, гуманист. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Франсуа Рабле родился предположительно 4 февраля 1494 года в Шиноне. Хотя однозначно место и время его рождения сегодня установить не представляется возможным. Предположительные дата и место рождения основаны на данных, оставленных его современниками. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, другие датируют время появления Рабле на свет ноябрем 1494 года.

Местом его рождения считается поместье Девинье в Сёйи, где сейчас расположен музей писателя.

Отец Франсуа Рабле работал адвокатом рядом с Шиноном.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.

Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье.

В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (Alcofribas Nasier - анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу - «Пантагрюэль» , ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля» .

В 1534 году последовала её предыстория - «Гаргантюа» , где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.

Некоторое время - в 1534 и 1539 годах - Рабле преподавал медицину в Монпелье.

Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году - в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).

В 1545-1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов.

В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона. Он отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году.

Последними словами поэта предположительно были «Иду искать Великое "Возможно"», по другой версии - «Beati qui in Domino moriuntir».

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её. Стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами.

Рабле - вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах - «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха.

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле, открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 года.

Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

Классическое издание Франсуа Рабле - Марти-Лаво, вышедшее в 1875 году под заглавием: «Oeuvres Complètes de Rabelais», с примечаниями и словарём.

Русскоязычные издания Франсуа Рабле:

Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. - СПб., 1790 (первый русский перевод);

Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. - М., 1896;

Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. - М.-Л.: ЗИФ, 1929. - 536 с., 5 000 экз;

Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. - М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы;

Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. - М.: Художественная литература, 1973. - (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.


О детстве и юности Франсуа Рабле , знаменитого гуманиста эпохи Ренессанса, одного из величайших писателей-сатириков в истории мировой литературы, известно мало. Он появился на свет во французской провинции Турень, в городе Шиноне между 1483 и 1494 гг., скорее всего в ноябре 1494 г. Известно также, что отца будущего писателя звали Антуан Рабле и он был не то кабатчиком (по одним данным), не то аптекарем или юристом (по другим).

В 1510 г. отец отправляет юного Франсуа послушником в францисканский монастырь Сельи, оттуда Рабле попадает в монастырь Де Ля Бометт, затем в аббатство в Фонтене-ле-Конт. Молодой человек изучает латынь, греческий, древнееврейский, право, получает сан священника. В 1525 г. Рабле добивается разрешения перейти в Бенедиктинский орден, уделявший особое внимание интеллектуальному развитию: поводом послужило негативное отношение в среде францисканцев (одного из самых консервативных монашеских орденов) к изучению греческого языка. В монастыре бенедиктинцев Рабле занимается изучением естествознания и медицины. Впрочем, и у бенедиктинцев вольнолюбивому и любознательному Рабле тесно и вскоре он покидает монастырские стены, чтобы отправиться в Париж, а затем - в Университет Монпелье, где в 1530 г. получает степень бакалавра медицины. В том же году Рабле переехал в Лион и через два года стал врачом в местной больнице. К тому же времени относится и начало литературной деятельности Рабле: он издаёт «Афоризмы» выдающегося врача античности Гиппократа со своими собственными комментариями. А вскоре под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма от Франсуа Рабле) выходит в свет книга «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами», которая и стала первой (по времени издания, но не по хронологии описываемых событий) книгой его знаменитой эпопеи «Гаргантюа и Пантагрюэль», принесшей автору бессмертную славу. Толчком для написания романа стал успех анонимной приключенческой книги «Великие и бесподобные хроники огромного великана Гаргантюа, содержащие рассказы о его родословной, величине и силе его тела, также диковинных подвигах, кои совершены за короля Артура, его господина», это непритязательное произведение пользовалось тогда во Франции колоссальным успехом. Рабле решил написать своеобразное продолжение этого «бестселлера» той поры, в похожем развлекательном ключе, но наполненное гораздо более глубоким содержанием, острейшей социальной сатирой. Неудивительно, что опасаясь репрессий, автор скрыл своё имя за псевдонимом. В 1534 г., вернувшись из поездки в Италию, где он побывал в составе свиты своего покровителя парижского епископа (а позднее - кардинала) Жана дю Белле, Рабле публикует под тем же псевдонимом предысторию «Пантагрюэля» - «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля». Обе книги добиваются оглушительного успеха, но очень скоро оказываются в числе запрещённых теологами Сорбонны. К тому же резко меняется ситуация в общественной жизни Франции: либеральный прежде король Франциск I ужесточает цензуру, призывает к истреблению еретиков. Рабле поспешно уезжает из Лиона и в июне 1535 г. прибывает в Рим, где добивается аудиенции и отпущения грехов - в том числе и за побег из монастыря - у папы Павла III.

За самовольные отлучки Рабле лишился места врача в Лионе, он снова принимает сан и в 1536 г. получает должность каноника в монастыре Сен-Мор-де-Фоссе, но надолго в монастыре не задерживается: при помощи дю Белле он добивается разрешения на медицинскую практику, получив степень доктора медицины, работает врачём в разных городах Франции, читает лекции и через некоторое время признан как один из лучших врачей страны. Он получает достаточно высокий пост при дворе - должность приемщика прошений, подаваемых на имя короля. В тоже время растёт литературная слава его романа. В 1542 г. Рабле переиздаёт «Гаргантюа и Пантагрюэля», смягчив, правда, некоторые наиболее острые места в произведении. Третья часть эпопеи выходит в 1546 г. (под настоящим именем автора). Книга вновь подвергается нападкам и Рабле вынужден некоторое время скрываться за границей - в немецком городе Мец и в Риме и возвращается на родину лишь в 1549 г. В начале 1548 г. выходят отдельным изданием одиннадцать глав четвёртой книги, а в 1552 - её полный текст.

Благодаря могущественным покровителям, последние годы жизни писателя прошли относительно спокойно - несмотря на непрекращающееся преследование его книг. В 1551 году Франсуа Рабле получил приход в Медоне (близ Парижа). Он умер в 1553 г. в Париже, успев, как гласит легенда, сказать перед смертью: «Задёрните занавес, фарс сыгран».

Уже после смерти писателя, в 1564 г. появилась созданная на основе его черновых набросков пятая часть книги.

Книга Рабле вошла в золотой фонд мировой литературы, хотя отношение к ней до сих остаётся неоднозначным: откровенный юмор (существует даже выражение «раблезианский юмор»), многочисленные физиологические подробности создали книге репутацию одного из самых «непристойных» классических произведений. Например, Джордж Оруэлл однажды назвал Рабле «исключительно порочным, нездоровым писателем». В тоже время Шатобриан и Гюго превозносили Рабле как основателя всей французской литературы, Бальзак видел в нём своего учителя. «Гаргантюа и Пантагрюэль» - это грандиозная энциклопедия европейской жизни эпохи Возрождения: невероятно жизнелюбивая книга, воспевающая радости плоти, знаменующая собой изменение мировоззрения людей того времени, многие намёки и аллегории книги ещё не расшифрованы до конца.

В 30-х годах прошлого века Н. Заболоцким создан русский перевод-пересказ для детей, в котором заретушированы или удалены все «неприличные» эпизоды. А самый первый (сокращённый) перевод книги на русский появился лишь в 1901 году (!) - переводчица Анна Энгельгардт. Существовал, правда, ещё перевод В. Маркова, выполненный в 70-х годах XIX в., но он так и не был напечатан.

Рабле является одним из важнейших авторов-предтеч современной фантастики. Влияние романа-эпопеи «Гаргантюа и Пантагрюэль» на развитие фантастического жанра - огромно, в книге можно заметить черты многих направлений фантастики: первые две части романа представлены писателем в виде гротеска, своего рода пародии на средневековый рыцарский роман с присущими этим романам многочисленными волшебно-мифологическими чертами, здесь и великаны, и всевозможные чудовища и аллегорические преувеличения; не обошлось и без описания жизни в потустороннем мире; главы, посвящённые Телемской обители, являются классической утопией. В некоторых главах произведения явственно угадываются черты антиутопии. Особенно богаты на фантастические элементы четвёртая и пятая части книги, повествующие о путешествии друзей к оракулу Божественной Бутылки - здесь фантазия Рабле в описании невероятных чудес, природы и удивительных обитателей встречающихся на пути островов не имеет никаких границ. Знаменитый эпизод с «замороженными звуками» - один из первых, описанных в литературе, способов сохранения звуковой информации. Главу о посещении Острова железных орудий

Франсуа Рабле – французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса – родился в Шиноне (в Турени), точная дата рождения неизвестна. Есть версии, что это 1483 или 1494 , в зависимости от источника.

Предположительно Франсуа был сыном кабатчика (некоторые утверждают - аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), по другим источникам его отец был адвокатом, лишился матери в самом раннем возрасте, или (по другим известиям) очень рано отвергнутым ею и отданным в монастырь, чем некоторые биографы, с немалой натяжкой, объясняют отсутствие в произведениях Рабле чистоты, идеальности, нежности.

Прямо из кабацкой среды, где проходят первые 10 лет жизни Рабле, он, по воле отца, попадает учеником в францисканский монастырь Сёльи, оттуда в монастырь Де Ля Бометт, затем, также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт (Fontenay le Comte). Сохранилось известие, что во время этих переходов Рабле встретил среди своих товарищей-учеников юношу, который впоследствии послужил ему образцом для одной из самых выдающихся фигур в его романе - монаха Жана де Энтомуара (в переводе Н.М. Любимова - Жан Зубодробитель).

Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из «либеральных профессий», Рабле поступил в монахи. Побудила его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься «гуманистическими» науками, занявшими в ту пору, то есть в разгар Возрождения во Франции, самое видное место в умственной жизни французов. Монашеская жизнь (и главным образом - ордена францисканцев), которой Рабле обрек себя 25 лет от роду, находилась в резком противоречии с натурой Рабле, неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти. Нерасположение его к монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем, праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить, и которые уже теперь давали ему драгоценный материал для его будущих сатирических изображений. Тем ревностнее занимался Рабле, в кружке нескольких единомышленников и благодаря сношениям с выдающимися деятелями Возрождения (например, с Буде), своими любимыми науками.

Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Рабле бежал; хотя он скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешёл в бенедиктинский. В монастырь Франсуа, однако, уже не поступал, и в качестве простого священника жил при дворе епископа мальезесского (Maillezais), Жоффруа д’Эстиссака, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских «гуманистов». Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало общения Рабле с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее уважение, называя его своим «отцом», даже «матерью». Покровительство епископа, а также игравших значительную роль в истории тогдашнего просвещения и занимавших важное положение братьев дю-Беллэ, дало Рабле возможность, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной.

В 1530 , сохраняя звание священника, он поступил на медицинский факультет университета Монпелье, где также учился будущий Нострадамус. Здесь Рабле читал публичные лекции по медицине (объяснение «Афоризмов» Гиппократа и «Ars parva» Галлиена), выпускал в свет некоторые учёные (не особенно важные по достоинству) сочинения и бывшие тогда в моде «альманахи», наконец - вел врачебную практику, несмотря на то, что степень доктора медицины он официально получил значительно позже. Такую же деятельность продолжает Рабле и в Лионе, куда переезжает из Монпелье, - но тут он вступает и на тот путь, на котором ему суждено было приобрести бессмертную славу: в 1532 или 1533 появляются в первой редакции две первые книги его знаменитого романа, без подписи автора (из боязни преследований), под псевдонимом «Алькофрибас Назье» (анаграмма его имени и фамилии), и под заглавием «Grandes et inestimables chroniques du grand et énorme géant Gargantua».

Важным событием в жизни Рабле была, почти одновременно с выпуском первых книг «Гаргантюа», поездка в Рим в качестве секретаря дю-Беллэ. Она обогатила его наблюдениями, давшими ему богатую пищу, как сатирику, бичевание которого обрушивалось преимущественно на испорченное католическое духовенство. Во время второй поездки в Рим, при Папе Павле III, Рабле, путём ухаживаний за кардиналами и другими влиятельными лицами, добился от Папы прощения своих многих провинностей (в том числе и бегства из монастыря) и несколько улучшил своё материальное положение. Тем не менее, преследования духовенства и парламента, выражавшиеся даже в сожжении его книг, заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I, переезжать с места на место, терпеть всяческие лишения и постоянно дрожать за свою личную безопасность, особенно ввиду тех насилий и казней, которые беспрерывно совершались над его лучшими друзьями и единомышленниками.

Наконец в 1551 Рабле получил приход в Медоне (местечко около Парижа), где им была выпущена 4-я книга «Пантагрюэля». Хотя анафемы Сорбонны продолжались с прежней силой, но могущественная протекция (между прочим - Дианы де Пуатье) позволила автору вести относительно спокойное существование до самой смерти.