Формулы комбинаторики. В морской пехоте

Пояснение.

1. Может быть отмечено, что судьба писателя складывалась неоднозначно и драматично:

С одной стороны, его пьесы (например, «Дни Турбиных») ставились в театрах (во МХАТе и др.) и пользовались популярностью;

С другой стороны, в 1930-е гг. произведения Булгакова запрещались, не публиковались, некоторые из них были напечатаны только в 1960-е гг., уже после его смерти;

В последние годы жизни писатель был практически лишён возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, жил в изоляции

2. При объяснении причин того, что судьба Булгакова сложилась таким образом, может быть, например, сказано о пристрастном, в конечном итоге - недоброжелательном отношении к нему и его творчеству со стороны И. В. Сталина

C2 № 2017. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей этой операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?

Пояснение.

Могут быть названы следующие особенности Берлинской операции:

Берлинская группировка противника была окружена в результате наступления 3-х фронтов Красной Армии (1-го и 2-го Белорусского и 1-го Украинского);

Во время ночной фронтальной штурмовой атаки позиций противника частями Красной Армии были использованы прожектора для ослепления противника;

Отличились маршалы: Г. К. Жуков (1-ый Белорусский фронт), маршал К. К. Рокоссовский (2-ой Белорусский фронт), маршал И. С. Конев (1-ый Украинский фронт)

C2 № 2020. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...

В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

Как называлась операция германского командования, о которой говорится в мемуарах? Назовите не менее двух задач, которые ставили перед своими войсками германское командование в ходе данной операции?

Пояснение.

Операция германского командования называлась «Цитадель»;

Задачами германского командование были:

- «выравнивание» одного из важных участков советско-германского фронта с помощью уничтожения выгнутых в виде дуги позиций Красной Армии;

Возвращение германским войскам стратегической инициативы.

C2 № 2023. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

Используя знания по истории, укажите, каково историческое значение победы в этой битве? Укажите не менее двух положений.

Пояснение.

Могут быть названы следующие положения:

Начало коренного перелома

Статус Германии как непобедимой пошатнулся

Советский Союз начал широкомасштабное контрнаступление по всем фронтам

Германия потерпела самое крупное поражение с начала войны

Способствовало сплочению антигитлеровской коалиции

C2 № 2026. Прочтите отрывок из статьи западного историка Б.Л. Гарта и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

Пояснение.

Могут быть названы следующие проблемы:

Необходимость подвозить подкрепления и боеприпасы через Волгу;

Упорство противника, с которым он штурмовал Сталинград;

Наличие в городе мирного населения;

Недостаток боевого опыта у значительной части советских воинов, оборонявших город

C2 № 2030. Прочитайте отрывок из работы, посвящённой истории Великой Отечественной войны, и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.

«Зимняя кампания... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития - период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной ими советской земли.

Важно и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии - ……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта в летних операциях.......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление. Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в 1941г.

По своему стратегическому содержанию зимняя кампания............г г. была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные, наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные перегруппировки войск, сил и средств».

Какая важнейшая битва Великой Отечественной войны описана в данном отрывке? Используя знания по истории, укажите, кто из советских военачальников в ней отличился? Укажите не менее трёх имён)

Пояснение.

Могут быть указаны:

Описана Сталинградская битва

В ходе битвы отличились военачальники: Г. К. Жуков, Н. Ф. Ватутин, К. К. Рокоссовский, А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков

C2 № 2033. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».

Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).

Пояснение.

Может быть указано, что были выдвинуты обвинения:

Редакциям журналов в том, что они допускают крупные ошибки, публикуют «безыдейные» произведения;

Писателей обвиняют в публикации произведений, проникнутых духом низкопоклонства перед всем иностранным;

Писателей упрекают в том, что их произведения могут отравить сознание молодежи

C2 № 2038. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева

«В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.

Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру...»

Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее трёх причин.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие причины:

В условиях «биполярного» мира («холодной войны») руководство СССР опасалось установления контроля США над Афганистаном;

Нестабильное положение в Афганистане, который руководство СССР считало зоной своего геополитического влияния;

Желание высшего командования Вооружённых Сил СССР проверить бое-способность армии в условиях локальной войны;

Угроза стабильности в среднеазиатских регионах СССР.

C2 № 2040. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Ю.Кушнеровой и Т. Черниковой.

«Основные положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством Либермана. Председатель Совета Министров..... был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчёта» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться.

Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель - стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства... Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене.

Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее.

Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретённых за границей».

Используя текст статьи, укажите не менее двух признаков, относящихся к системе управляемого «социалистического рынка». Назовите не менее двух способов, которыми государство стимулировало инициативу промышленных предприятий.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие признаки:

Хозрасчёт (хозяйственная самостоятельность);

Наличие общего плана на количество и качество продукции;

Отсутствие мелочной регламентации того, как план будет выполняться;

Главным показателем результативности труда стала стоимость реализован-ной продукции.

Могут быть указаны следующие способы:

Сверхплановую продукцию закупали по более высокой цене;

Часть доходов оставляли в распоряжении предприятия;

Для реконструкции предприятий использовались государственные инвестиции.

C2 № 2043. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. закупочные цены на пшеницу и рожь, продаваемые государству колхозами, совхозами и другими хозяйствами, согласно приложению.

2. Установить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. надбавки в размере 50 процентов к закупочным ценам на пшеницу и рожь, продаваемые государству... сверх установленного плана пшеницы, ржи и других зерновых культур в целом.

3. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. единые для колхозов, совхозов и других хозяйств областей Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского районов РСФСР, Калининградской и Пермской областей, Удмуртской АССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Полесских районов Украинской ССР закупочные цены на ячмень (фуражный) в размере 90 рублей и на овёс в размере 75 рублей на тонну базисных кондиций».

Назовите не менее двух конкретных предложений, направленных на выполнение решений данного постановления.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие конкретные предложения:

Повысить с 1 мая 1965 г. закупочные цены на пшеницу и рожь, продаваемую государству колхозами и совхозами;

Установить с 1 мая 1965 г. надбавки в размере 50 % к закупочным ценам на пшеницу и рожь, продаваемую государству сверх установленного плана;

C2 № 2046. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний советского партийного деятеля B.A. Медведева.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит, и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственно¬го механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Приведите не менее трёх характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Пояснение.

Могут быть названы следующие характерные черты:

Административно-командные методы управления экономикой;

Государственная собственность на средства производства (отсутствие часной собственности на средства производства);

Плановый характер экономики;

Государственный контроль за ценообразованием;

Государственная монополия на внешнюю торговлю;

Слабая заинтересованность работников в результатах труда.

C2 № 2049. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И. Воронова.

«Всё это готовилось примерно год... Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе...) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали...

Сегодня понимаешь: целью <его> смешения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса...

Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, направления его ошибок, а когда надо, его замены.

Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.

За этот половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».

На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте Пленум. Кто готовил это решение Пленума и почему? Почему Пленум принял его?

Пояснение.

Может быть указано, что:

Пленум ЦК КПСС решил вопрос о смещении Н. С. Хрущёва со всех занимаемых им постов;

Решение Пленума готовила группа высших партийно-государственных деятелей под руководством Л. И. Брежнева;

Традиционно мыслящая часть высшего руководства партии и государства была настроена против Н. С. Хрущёва и проводимых им преобразований, ломающих сложившиеся структуры административно-командной системы.

C2 № 2052. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из «Слова о полку Игореве»

«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»

Пояснение.

1. Может быть указано, что поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли автору послужило:

Усобицы между князьями ставшие причиной поражения Руси в борьбе со Степью («погаными»)

Славы себе искали

Стремились провести поход только силами своей земли, не согласовали свои действия с другими князьями.

C2 № 2055. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 - СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.

О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Пояснение.

1. Могут быть названы такие явления, как:

Отлив населения из Киевской Руси

Запустение городов Киевской Руси

Колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель

2. Могут быть названы причины этих явлений:

Потеря Киевом своей исторической роли в результате:

а) перемещения основных торговых путей, падения роли «пути из варяг в греки»;

б) постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за «киевский стол»;

в) набегов половцев, ослаблявших Киевскую землю

C2 № 2058. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей - "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».

Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

Пояснение.

Могут быть указаны заслуги князя:

Владимир Мономах приостановил распад Древне-русского государства

Успешно боролся с половцами

Продолжал мудрую государственную политику своего деда - Ярослава Мудрого

В ночь с 14 на 15 сентября 1942 года, 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала Родимцева переправилась с левого берега Волги в центр Сталинграда, когда в ожесточенной схватке с врагом решалась судьба города. 140 дней и ночей сражалась 13-я гвардейская в Сталинграде. Ее бойцы защищали Дом Павлова, дрались за центральный железнодорожный вокзал, Мамаев курган. Маршал Николай Крылов, во время обороны Сталинграда – начальник штаба легендарной 62-й армии, писал в мемуарах: «Слава, возданная гвардейцам генерал-майора Родимцева, вполне заслужена ими. Не переправься они в ту ночь - и могло оказаться, что переправляться уже некуда. Если нам удалось помешать противнику рассечь остатки нашей армии и утвердиться на Центральной набережной 14 сентября, то сдержать следующий вражеский натиск такой силы (и теперь - с исходных позиций, отстоявших местами на километр с небольшим от Волги) мы, не получив к утру подкрепления, вероятно, не смогли бы... Подкрепление не опоздало, и это позволило удержать город. В течение одиннадцати суток - пока гитлеровское командование не изменило направления главного удара - дивизия Родимцева играла в обороне Сталинграда решающую роль». Переправа производилась на мотопаромах, тральщиках, бронекатерах, буксирах и даже рыбацких лодках. От артиллерийского огня погиб катер, имевший на борту роту автоматчиков, были потери и на других судах. Артиллерийский полк 13-й дивизии, занявший огневые позиции на левом берегу, смог, как и другая артиллерия, размещенная за Волгой, поддерживать пехоту, только когда четче обозначился ее передний край.

Во многих местах между набережной и железной дорогой создалось нечто вроде слоеного пирога: дома, дворы, укрытия, захваченные гитлеровцами и удерживаемые нами, располагались вперемежку. Штабные операторы далеко не всегда знали, каким карандашом - красным или синим, - обвести на плане города такое-то здание. Вот как Крылов вспоминал о первой встрече с Родимцевым: «Не помню точно, в котором часу комдив 13-й гвардейской Александр Ильич Родимцев добрался до армейского КП. Во всяком случае, к тому времени его полки уже значительно углубились в город, очистив от фашистов водокачку, универмаг, гвоздильный завод и другие объекты (Дом специалистов продолжала удерживать изолированная группа немцев). Проводник, сопровождавший Родимцева, был по дороге убит. Самому комдиву, должно быть, не раз пришлось укрываться в развалинах или воронках, и он, как, впрочем, и все приходившие из города, вошел в подземелье, отряхиваясь от известки и пыли. Чуйков (Василий Чуйков, командовавший 62-й армией – авт.) спросил Родимцева, какое у него тут, в Сталинграде, настроение. Александр Ильич ответил: - Я коммунист и никуда отсюда не уйду. Между тем положение дивизии, точнее - двух ее переправившихся полков, становилось с каждым часом все более трудным. Гвардейцы вышли на рубеж проходящей по городу железной дороги, но закрепиться там до того, как противник возобновил наступление, времени не имели. Враг же, не решившись на крупную атаку ночью, хотя и упустил момент, когда у нас оставались в центре города фактически лишь небольшие отряды, обладал и теперь огромным численным перевесом: каждому из полков Родимцева противостояла дивизия, усиленная значительным числом танков. И как обычно, атаки гитлеровцев предварялись массированными ударами с воздуха». Никто из сражавшихся в Сталинграде еще не знал, что в Ставке в это время уже началась работа по подготовке масштабного контрнаступления под Сталинградом.

Вот с чего все началось по воспоминаниям маршала Георгия Жукова: «Верховный достал свою карту с расположением резервов Ставки, долго и пристально ее рассматривал. Мы с Александром Михайловичем (Василевским, начальником Генштаба РККА – авт.) отошли подальше от стола в сторону и очень тихо говорили о том, что, видимо, надо искать какое-то иное решение. - А какое «иное» решение? - вдруг подняв голову, спросил И. В. Сталин. Я никогда не думал, что у И. В. Сталина такой острый слух. Мы подошли к столу. - Вот что, - продолжал он, - поезжайте в Генштаб и подумайте хорошенько, что надо предпринять в районе Сталинграда. Откуда и какие войска можно перебросить для усиления сталинградской группировки, а заодно подумайте и о Кавказском фронте. Завтра в 9 часов вечера снова соберемся здесь… Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника; второе - приступить к подготовке контрнаступления, чтобы нанести противнику в районе Сталинграда такой удар, который резко изменил бы стратегическую обстановку на юге страны в нашу пользу. Что же касается конкретного плана контрнаступления то, естественно, за один день мы не могли подготовить детальные расчеты, но нам было ясно, что основные удары нужно наносить по флангам сталинградской группировки, прикрывавшимся королевскими румынскими войсками. Ориентировочный расчет показывал, что раньше середины ноября подготовить необходимые силы и средства для контрнаступления будет невозможно».

19 ноября 1942 года план наступательной операции, получившей название «Уран» начал осуществляться. Идея прорыва именно через позиции румынских королевских войск оказалась блестящей и полностью себя оправдала. «Иное решение», разговор о котором Жукова и Василевского расслышал Сталин, оказалось одним из самых удачных в истории Красной Армии…

В МОРСКОЙ ПЕХОТЕ

"Было ясно, что предстоящая битва имеет важнейшее военно-политическое значение.
С падением Сталинграда вражеское командование получало возможность отрезать
юг страны от центра. Мы могли потерять также и Волгу.
Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В.Сталину
следующий план действий: первое – активной обороной продолжать изматывать
противника; второе – приступить к подготовке контрнаступления.
И.В.Сталин сказал, что во главе Фронта следует поставить другого командующего.
Кандидатом на этот пост был представлен генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский.
Карту-план контрнаступления подписали Г.К.Жуков, А.М.Василевский. «Утверждаю!» -
подписал Верховный."
Г.К.Жуков

Повела судьба-дорога,
Прокричи – «Счастливый путь!»
Если ехать очень долго –
Доберёшься как-нибудь!
Доберёшься с думой честной
По тропе и целине -
Где в теплушке многоместной,
Где – на крашеной броне!
Различай огни и знаки –
Тут ручьём, там – бережком:
«В Сталинград!» - кричат вояки,
«В Сталинград!» - сказал Нарком!
«В Сталинград!» - и поезд мчится,
«В Сталинград!» - и тяжкий бег,
Всё-то вскорости решится,
Что задумал Главковерх!
Видно – час уже назначен,
Битва страшная грядёт –
Кто не знает – озадачен,
Кто уверен – только ждёт!
Полустанки и просёлки –
Всё забито до вершин,
Удивился Ваня Пчёлкин –
«Сколько пушек и машин!»
Сходу взяли буераки,
Час – и рубль за перевоз,
К тракторам бы эти траки,
Да в деревню, да в колхоз!
Там – паши! Плуги – громада,
Борозда? Спеши – сажай!
Урожай бы был - «что надо»,
Настоящий урожай!
Планы – в срок! Потом – речёвки,
Лозунг в небе золотом!
...Не о том ты, Ваня Пчёлкин,
Размышляешь не о том!
Что поля и посевная?
Что седой колхозный дед?
Тут страна твоя родная
В пике Славы и Побед!
Так считай! Считай отныне –
Заблуждаться – не грешно!
...Так не думают в Берлине,
Там другое решено!
Там чужие планы-стрелы,
Там в делах фашистский ряд –
Вон, противник ошалелый,
Прёт на город Сталинград!
Он уверен в каждой роте –
Прочен тыл и прочен фронт,
Он уже на горизонте,
Он - у сталинских ворот!
Панорама вся – в биноклях –
Дымка, Волга и рассвет:
Тут вопрос стоит о сроках,
И других вопросов – нет!
Кто задаст в безумном беге?
Тут решай в безумстве дней -
Чьи фельдмаршалы-стратеги
Благородней и умней?
Чьи острей мечи и грани?
Чей сильней солдатский штык?
Что там спор? На поле брани
Выявляют, кто велик!
...А пока – вагон и полки,
Жаль, не баня и полок –
Не стратег ты, Ваня Пчёлкин,
Ты – дивизия и полк,
Ты же – Фронт! Тут - не до спора,
Спор - без дела и во вред,
Ты – великая опора
И родитель всех Побед!
Ты - борец за дом и правду,
Ты – кормилец нищих ртов,
Подъезжая к Сталинграду,
Будь ко всякому готов!
Будь готов к случайной пище,
О мечте – пока молчок:
Видишь, в этой теснотище
Примостился морячок?
Всё при нём – бушлат и фляжка,
И значков невпроворот,
Бескозырка и тельняшка,
Лента чёрная – «Балтфлот!»
Брюки-клёш! Размер – для форса,
Взгляд – намеренно суров,
Ясно даже без вопроса –
Он с балтийских крейсеров!
Разговор? Да бога ради –
На словах – опереди:
«Я давно в морской бригаде,
С сорок первого, поди!»
Любопытство – тут же в гору,
Знают – время не для лжи:
«Ты, братишка, про «Аврору!» -
Про «Аврору» расскажи!»
Что сказать? Да всё по чести,
Сообщить безмерно рад,
Что стоит она на месте,
Защищая Ленинград!
Кто способен – все на Фронте,
Бой порою городской,
Все авроровцы в пехоте,
Но, как принято, в морской!
...Разговор – душе отрада,
Не домой, а к смерти мчим –
Сталинград от Ленинграда,
Удивляясь, отличим,
И оценим факт и правду,
Чарку водки, крепкий чай –
«Вот бы мне в твою бригаду!» -
Бросил Пчёлкин невзначай!
Тут уж так – бурлите плёсы,
Удивляй честной народ –
«Там у вас одни матросы,
Или есть солдатский взвод?»
Что в ответ? Судьба – морока,
Кровь водицею течёт –
«Мы же выбиты до срока,
Моряков наперечёт!
Но зато врагами кляты,
Моряки – герои сплошь,
Пополнение – солдаты,
Попросись – и попадёшь!
Да у нас пустые штаты,
Без бойцов порой сидим –
Вот тебе координаты,
Приходи – определим!»
«Ладно, парень, ты не парься –
Попрошусь и я на Флот!
Как зовут-то?» «Тёркин Вася,
Только знай, что я не «тот»!
«Тот» смоленский, а не псковский,
Мне уж точно не родня –
Про «него» писал Твардовский,
Про «него» - не про меня!
Коль глядеть на Божий свиток –
Делал всех один верстак,
Видно Тёркиных избыток,
Коль считать, так это так!
Всем – единая примета
И единая печать –
Видно дар на то поэта,
Чтоб весёлых замечать!»
...Выбор правильный - в минуте,
Помечтал – и вышел сон:
Пчёлкин был на сборном пункте
К морякам определён!
В этом вихре – словно плашка,
Но не сломлен и не смят:
Из «морского» лишь тельняшка,
Как подарок от ребят!
Вот и вся экипировка,
И снаряд над головой –
Вроде чувствует неловко,
Вроде он пока не свой!
Тёркин – друг! Суров и весел –
«Будь, братишка, сам собой,
Что до срока нос повесил?
Приготовься! Завтра в бой!»
Вот и вся на деле ясность –
Надо выполнить приказ!
...Настроение опасность
Поднимает всякий раз!

Сталин присвоил звание маршала даже Тухачевскому. Но разве хоть кто-нибудь считает Тухачевского стратегом?

То, что Жукову Сталин присваивал ордена и звания, ни о чем не говорит. В число сталинских наркомов, министров, маршалов и генералов попадали и подлецы, и проходимцы, и садисты, и развратники, и воры, и очковтиратели. Тут вам и Ежов, и Ягода, и Блюхер, и Бухарин, и Радек, и Хрущев и еще целая ватага.

ВПЕРЕД НА СЫЧЕВКУ!

Когда речь заходит о войне, мы вспоминаем Сталинград, а вспомнив Сталинград, вспоминаем Жукова. Это он, величайший полководец ХХ века, был творцом одной из самых блистательных операций Второй мировой войны, а, возможно, и всей мировой истории. Сталинград - подтверждение неоспоримой истины: где Жуков, там победа! Сталинград - доказательство гениальности Жукова: бросил взгляд на карту, и сразу нашел решение!

Прокричим же троекратное «Ура» гению, а потом зададим вопрос о достоверности сведений. Давайте докопаемся до истоков. Давайте установим, откуда стало известно, что план Сталинградской стратегической наступательной операции предложил Жуков?

Источник найти легко: это сам Жуков такое рассказал. Это он сам себя объявил автором плана операции, правда, признавая, что был и соавтор - А. М. Василевский. Описано это так:

«Днем 12 сентября я вылетел в Москву и через четыре часа был в Кремле, куда вызвали и начальника Генштаба А. М. Василевского…

Верховный достал свою карту с расположением резервов Ставки, долго и пристально ее рассматривал. Мы с Александром Михайловичем отошли подальше от стола в сторону и очень тихо говорили о том, что, видимо, надо искать какое-то иное решение.

А какое «иное» решение? - вдруг, подняв голову, спросил И. В. Сталин.

Я никогда не думал, что у И. В. Сталина был такой острый слух. Мы подошли к столу…

Весь следующий день мы с А. М. Василевским проработали в Генеральном штабе… Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить Сталину следующий план действий…» («Воспоминания и размышления». М. АПН. 1969. С.401-402)

Из сказанного следует, что у истоков Сталинградской стратегической наступательной операции стояли трое: Сталин, Жуков и Василевский. Заслуга Сталина в том, что слух у него острый. Услыхал Сталин, что Жуков с Василевским шепчутся, заинтересовался, тут-то Жуков с боевым товарищем и подбросили Верховному главнокомандующему гениальную идею…

Жуков рассказывал, что Сталин сомневался в успехе, боялся рисковать, предлагал операцию проводить, но не такого масштаба, а скромнее. Но Жуков Сталина уломал, и все вышло как надо.

О Сталинграде устами своих литературных негров Жуков вещает подробно и много: «Ставка 12 июля создала новый Сталинградский фронт…» «К концу июля в состав Сталинградского фронта входило…» «Большую организаторскую работу провели обком и горком партии Сталинграда по формированию и подготовке народного ополчения…»

Все это так, все это интересно, но обратим внимание на мелочь: в июле 1942 года Жукова не было в Сталинграде и быть не могло. Он находился совсем на другом направлении, весьма далеко от Сталинграда. У каждого, кто интересуется войной, есть возможность восстановить хронологию работы Жукова на фронте день за днем, с первого до последнего дня войны. Иногда - с точностью до часов и минут. С 11 октября 1941 до 26 августа 1942 года Жуков командовал войсками Западного фронта, который воевал совсем на другом направлении в тысяче километров от Сталинграда.