Формирование способности доводить начатое дело до конца. Самосаботаж

Сегодня в гостях у блога «Оптимизация жизни» — Татьяна Трунова, переводчик и преподаватель итальянского языка. Ее авторский сайт «Дорогами души » держится, по словам Татьяны, на трех «китах», трех ее увлечениях. По интересному совпадению все они начинаются на букву «П»: Преподавание, Путешествия и Писательство. В моем блоге Татьяна делится секретами, которые помогают ей доводить начатые дела до конца. Итак, как же не бросать начатое на полпути? Передаю слово Татьяне.

Порой мы несемся по жизни, словно белка в колесе. Не останавливаемся ни на минуту. Хватаемся за очередной проект, не успев завершить начатые дела. Не так страшно, когда таких незавершенных дел немного, пара-тройка штук. А если их пара десятков?

Проблема решается очень легко с помощью нехитрых правил. Они известны давным-давно, просто многие почему-то сомневаются в их эффективности и не торопятся применять. А зря. Лично мне эти подсказки здорово помогают доводить начатое до конца.

Не бросать начатое дело на полпути поможет план и расстановка приоритетов

Чтобы наглядно увидеть весь объем незавершенных дел, я составляю полный список своих мини-проектов. Мой любимый формат это план на неделю. В нем легко варьировать порядок выполнения работы, если есть четкие привязки. Для меня такими привязками служат сроки сдачи переводов и расписание учебных занятий. Поэтому в первую очередь расставляю этих «китов», а остальные дела-«рыбки» плавают уже в открытом море, какой бы ни был соблазн ими заняться.

Что делать, если список «рыб» оказался длинным и слишком объемным? Завершить начатые дела помогает расстановка приоритетов. И здесь приходит на помощь знаменитая «матрица Эйзенхауэра». Она позволяет распределить все дела по четырем квадратам в зависимости от их срочности и важности:

Важное-

срочное (1)

Важное-

несрочное (2)

Неважное-

срочное (3)

Неважное-

несрочное (4)

Как только я расписываю дела по квадратам, то становится ясна вся картина: чем нужно заняться в первую очередь (квадрат 1), что немного подождет (квадрат 2), что следует делегировать (квадрат 3), а что можно вообще не заканчивать, а со спокойной совестью отложить или вообще даже не начинать (квадрат 4). Из личного опыта: размещение задач в последнем квадрате спасает от неминуемой гибели массу нервных клеток и, действительно, помогает довести важные начатые дела до конца!

Систематизируем материал

Большинство из нас бежит одновременно по нескольким дорожкам. В моем случае это преподавание, переводы, писательство, семья и дом, путешествия, увлечения. Тонны материала. И если я его не разложу по полочкам и не приведу в порядок, то через неделю просто утону в безбрежном океане разношерстной информации.

Как можно систематизировать материал? Здесь все зависит от специфики работы. Например, как преподаватель, я фиксирую все занятия (даты, изученные темы, результаты проверочных тестов), подбираю и комплектую учебные материалы (лексика, грамматика, тексты для аудирования, для чтения, для перевода, лингвистические игры и т.д.). Как переводчик, составляю глоссарии и веду учет переведенных документов. Налицо не только порядок в записях, но и полезная привычка доводить начатое дело до конца.

Кстати, у Татьяны есть своя лингво-студия «Подружись с итальянским!» — заглядывайте, если давно хотите освоить этот язык!

Ваши рабочие материалы могут быть как в электронном, так и в бумажном формате. Если они хранятся на компьютере или на внешнем накопителе, то лучше разложить их в традиционные тематические папки, которые могут содержать вложенные папки. Если вам приходится вести записи в тетради, то предлагаю познакомиться с моей электронной книгой «Как систематизировать записи в тетради: 10 подсказок преподавателя».

Чтобы завершить несложные начатые дела, используем паузы

Порой для решения определенной задачи требуется совсем немного времени, 5-10 минут. Найти их не так сложно. Когда вы переключаетесь с одного вида деятельности на другой, сделайте паузу. И выполните одно из запланированных дел. Времени это занимает немного, а в итоге оказывается, что список незавершенных дел волшебным образом «рассасывается» сами собой.

Что можно сделать? Убраться на полочке. Смотришь, а через неделю порядок уже на всех остальных полках. Погладить белье, пока его не набралась целая гора. Оплатить через Интернет квитанцию. Позвонить. Ответить на письмо. Сразу прочитать понравившийся материал, а не складывать его в папку «Разобрать».

Подобные паузы-переключения очень помогают при работе над крупными проектами. Ты смотришь более свежим взглядом на то, что уже сделано. После подобных перерывов я гораздо быстрее заканчиваю начатые дела, связанные с письменными переводами. Например, сразу же нахожу в текстах ошибки, опечатки и неудачные формулировки.

Доводить начатое до конца поможет объединение нескольких дел

Признаюсь сразу: я не фанат многозадачности. Однако жизнь часто подкидывает ситуации, когда одновременно можно заниматься несколькими вещами. Почему бы этим не воспользоваться, чтобы завершить какие-то начатые дела?

Наверное, у всех бывают периоды вынужденного ожидания. Неважно, где вы «застряли» — в очереди, на автомойке или в дорожной пробке можно заканчивать небольшие начатые дела . Например, планировать, подводить итоги, делать звонки, читать, делать наброски для будущих текстов. Или просто расслабиться. Поверьте, ваше тело и ваш мозг будут вам искренне благодарны за эти минутки отдыха. Кстати, часто в такие моменты приходят самые интересные идеи. Именно для них я и держу в сумочке блокнот с ручкой.

Большинство людей строят наполеоновские планы, но мало кто их реализует. Это происходит не из-за недостатка способностей или усилий, а в результате привычки, сформированной еще в детстве. Ребенка могли прерывать во время важной для него деятельности, заставить уйти раньше времени из школы или не сдержать слово. Вследствие этого вырабатывается привычка не доводить дело до конца.

Во взрослом возрасте привычка не завершать начатое мешает реализации планов. Другие люди или обстоятельства будут мешать достижению целей, или же сам человек будет мешать сам себе, поступая неразумно и нецелесообразно успеху.

Сознание человека похоже на русло, направляющее реку в океан. Для того чтобы поток был направлен в нужном направлении, требуются существенные усилия. Человеку также требуются усилия для того, чтобы завершать все, что он задумал.

Необходимо настраиваться на то, что дело должно быть доведено до конца. Прежде чем браться за реализацию масштабных проектов, следует потренироваться на незначительных целях, например, написание письма или уборка в квартире.

7 принципов которые помогают завершать начатое:

1. Не позволяйте никому и ничему отвлекать вас от дела.

2. Возьмите за правило заканчивать все, что было начато. Не беритесь за новое дело, пока не завершите начатый проект.

3. Если не можете выполнить – откажитесь полностью от реализации плана, но не оставляйте его в подвешенном состоянии.

4. Старайтесь сразу делать то, что можно сделать сразу. Запрос по почте, телефонный звонок, оповещение о перемене планов – делайте это сразу. Во-первых, отложив дело до «после обеда» или перекура про него можно попросту забыть и подвести коллегу. Во-вторых, отложенные мелкие дела в сумме дают тревожное ощущение цейтнота, которое порождает ненужную суетливость.

5. Трудные и рутинные задачи лучше всего выполнять с утра и без перерывов. Любое отвлечение от дела требует нового погружения в задачу, на что снова потребуется время и силы. Экономьте свою энергию – выполняйте работу сразу большими частями.

6. Выполняйте данные обещания или не давайте их вовсе.

7. Делайте работу быстро, не растягивайте процесс, ускорьтесь. Старайтесь завершать работу быстрее, чем она успеет наскучить и превратиться в головную боль.

Как только вы научитесь быть собранным и перестанете откладывать дела на «потом» вы сможете реализовать любой проект, каким бы масштабным он ни был.

У каждого из нас есть цели, к которым мы приступали с большим энтузиазмом, но так и не достигли их. Это может быть все что угодно: ваш недоученный английский, посланная к черту диета, долгожданный отпуск, на который так и не нашлось денег, недописанная книга или что-то менее глобальное. Как научиться доводить дела до конца, рассказывает психолог Анна Хныкина .

Слушайте себя

В любом деле важен искренний интерес. Если его нет, и вы поставили перед собой задачу, глядя на успешного соседа, шансы довести начатое до конца равны нулю! Когда у вас раз за разом что-то не получается, задумайтесь, а хотите ли вы этого, свою ли идею вы реализуете или чужую?

Анализируйте причины

Интерес к чему бы то ни было всегда пропадает по какой-то причине. Ваша задача находить ее! Если разобраться с этим пунктом, все встанет на свои места, более того — процесс может заново запуститься. Например, вам нужно написать реферат (книгу, диссертацию, статью и т.д.). Вы не знаете, с чего начать, и вместо того, чтобы приступить к делу, моете посуду, убираете квартиру, звоните подруге, сидите в соцсетях и т.д. Итог: полдня прошло, а вы не приблизились к поставленной цели даже на шаг.

Но если вы прицельно заставите себя погрузиться в материал, не пройдет и получаса, как вопрос «с чего начать?» станет терять свою актуальность и появится другой: «как уложиться в нужное количество знаков». Погружение пробуждает интерес, а если бояться и обходить волнующую тему стороной, у вас будет чистая посуда, чистая квартира, но не будет необходимого материала.

Не забывайте корректировать план

Старайтесь прописывать и детально планировать свой путь к достижению поставленных задач. Но помните, что план — это всего лишь ориентир. Не нужно бросаться под поезд, если вдруг что-то не получилось. Более того, важно постоянно пересматривать и корректировать свой план. Например, вы не смогли выучить английский за три месяца, как вам обещали в рекламе. Это не значит, что нужно все бросить и вообще ничего не учить. Учите, просто по другой программе.

Разрешайте себе ошибаться

Важно быть гибкими. Не зацикливайтесь на том, чтобы выбранная задача была поставлена изначально верно. В правильном или неправильном направлении вы идете, можно узнать только в процессе движения. У вас есть право на ошибку, вы не пророк, чтобы все изначально делать идеально.

Используйте чужой опыт

Обращайтесь за помощью, особенно если вы пытаетесь преуспеть в области изучения неизвестного до этого предмета. Например, вы планируете освоить какой-то язык: не надо мучиться и планировать самому, лучше подойдите к учителю и проговорите план обучения с ним (это важная составляющая на пути к успеху). Все-таки специалист лучше вас разбирается в вопросе. И опять повторюсь: не получается — не надо ставить на себе крест. Используйте другую программу, другой темп, другого учителя и т.д.

Дробите сложные задачи

На надо бояться даже очень сложных задач, просто всегда «разбивайте» глобальную цель на более мелкие (самостоятельно или с чьей-либо помощью). Если бы первокласснику показали задания с последнего курса института, и он следовал бы логике: «Ой, как сложно, мне этого не осилить», то так бы и остался в первом классе.

Говорите себе приятные слова

Хвалите себя за каждый маленький успех. Так вы сможете поддержать свою мотивацию. Даже поощрение небольших побед разжигает интерес к развитию и достижениям.

Равняйтесь на лучшую версию себя

Используйте пример успешных людей. «Петя смог, и я тоже так смогу» — хороший стимул, правда, не для всех. Бывает так, что достижения условного Пети могут унижать: «Я не такой, я так не смогу». В этой ситуации ищите другой ориентир: равняйтесь на лучшую версию себя. Как найти эту лучшую версию? Мы же знаем, какими можем быть, нас всех так или иначе много раз хвалили. Есть смысл прописать все ситуации, в которых вы были лучшими. Также подумайте и запишите те личные качества, которые помогли вам заслужить какую-то победу. Тогда вы поймете, какие внутренние ресурсы можно актуализировать и использовать.

Не драматизируйте

Хвалить себя за достижения надо, а вот уничтожать и корить за промахи — нет. Да, возможно не получилось осуществить задуманное, но зачем наказывать себя дополнительно? В спорте тренеры учат родителей: не надо дарить подарки ребенку за медаль, он и так уже выиграл. Здесь то же самое — не надо драмы. Просто вставайте и идите дальше.

Визуализируйте правильно

Если вы просто ничего не делаете, ничем не интересуетесь и только целыми днями лежа на диване представляете новую сумку, то знайте, что она к вам в дверь не постучит. Такая визуализация не работает. Зато работает другая. Когда вы чем-то искренне увлечены, постоянно думаете об этом, интересуетесь, читаете соответствующую литературу, всех и вся спрашиваете, вы создаете у себя в голове картинки о том, как все должно быть. Этот прием на 100% работает. Это и приближает вас к цели!

Ищите ресурсы в себе

Не ищите поддержки у подружки, мамы, мужа и т.д. Ближний круг — это круг непрофессионалов, он не сможет помочь вашему росту. Приведу пример: человек худеет и просит друга делать ему замечания, если тот захочет купить себе какую-нибудь запрещенную еду. В этот момент худеющий перекладывает ответственность на другого человека, это и есть гарантия провала в данном вопросе! Ищите ресурсы в себе. Как это делать, детально расскажет тренер, диетолог, психолог, они же поддержат — они лучше разбираются в интересующем вас вопросе, имеют гораздо больший опыт, чем ваша подруга, мама, её подруга и её сын и т.д.

Меньше вздохов, больше дел

Меньше размышляйте на тему «почему у всех получается, а у меня нет». Больше делайте! Если вы спросите успешного человека, как он смог добиться своих целей, то, скорей всего, услышите стандартный ответ: «Я пашу с утра до ночи, встаю рано, чтобы все успеть». Вывод один: нужно трудиться, а не сидеть на пятой точке и вздыхать.

P.S.

И напоследок: на самом деле это не такая уж и большая беда — бросать начатое. Если в процессе вы понимаете, что поставленные цели не приносят нужного результата, отвлекают вас от всего остального мира, вы теряете интерес, видимо, вам нужна корректировка своих же планов и задач. Более того, иногда нужно уметь от чего-то отказываться. Не ругайте себя в этой ситуации. Главное, чтобы в основе вашего отказа от цели лежал осознанный выбор, а не лень, зависть и обычные «хотелки».

Одной из основных причин, по которой многие люди не достигают успеха, является то обстоятельство, что они не могут довести до конца то, что начали делать. Причем не так редко встречаются случаи, когда люди сходят с дистанции буквально на “последнем ярде”.

Давайте разберемся, отчего же случаются эти печальные события и что надо делать, чтобы всегда доводить до конца любое дело.

Все дело в терпении

Если у человека не хватило сил, он не смог продолжить начатое дело, то чаще всего:

  • либо ему не хватило терпения дойти до конца;
  • либо ему хотелось побыстрее все закончить (он слишком торопился).

И в первом, и во втором случае человек оставляет свое дело по той причине, что на тот момент он не увидел своей конечной точки. Лишняя торопливость тоже есть нетерпение. Т.о. можно сказать, что данную ситуацию рождает именно отсутствие терпения .

Ведь само это качество означает не столь умение дожидаться благоприятных стечений обстоятельств. Терпеливый человек способен проявить упорство и в своем движении. Когда это качество у человека не развито, в его жизни одно за другим начинает появляться .

Настоящее терпение всегда идет рядом с целеустремленностью . Те люди, у которых развито это качество, умеют ставить реальные цели, правильно планировать и доводить любое дело до конца.

Они знают, что не стоит ждать мгновенных результатов, но зато всегда могут представить свой путь как цепочку последовательных шагов и настойчиво будут их предпринимать.

В этой связи хочу рассказать вам одну очень интересную мини-притчу .

Плыви за огурцом

Маленький мальчик переплыл Днепр. Собралась куча народа, журналисты и все спрашивают его, как же он, такой маленький, смог переплыть такую широкую реку. Ведь не зря говорится, что не всякая птица долетит до середины Днепра.

– Легко – отвечает малыш. – Я плыл за огурцом.
– Как за огурцом – удивились все.
– Очень просто. Я бросал огурец и плыл к нему.
А потом опять бросал и опять плыл.

Как научиться терпению

Итак, притча эта учит нас великой мудрости: Любое большое дело надо делать по кусочкам . Причем, каждый раз следует отслеживать свои малые результаты. Это общее правило, что поможет преодолеть любой, самый длинный путь.

А теперь несколько советов. Как можно развить такое необходимое качество, как терпение.

Основой вашего терпения, его базисом является тройка:

    • Вера.
    • Воля.
    • Мышление.

Все начинается с вашей , что вы обязательно доведете дело до конца. Иного варианта просто не существует.

Сила воли позволит вам не сдаваться, даже, если у вас что-то будет не получаться. На какие чудеса способна наша воля, хорошо демонстрируют . Именно они, как никто знают, что значит “второе дыхание”, когда опускаются руки.

Правильное мышление готовит нас к тому, что легких побед не бывает. И если вы еще не достигли своего результата, то причина лишь в том, что еще было приложено слишком мало усилий.

Очень многие люди не доходят до результата только потому, что изначально считают, что все у них должно идти “как по маслу”. Они просто не готовы к трудностям.

Правильное мышление означает также верное восприятие своих неудач. Учитесь правильно принимать и делать из них верные выводы.

Месячник Завершенных Дел

Силу терпения можно выработать только в действии . В любом деле вы должны ставить цель – довести его донца. В принципе, это такая же привычка. И научиться этому можно, как и любой привычке, если начать себя тренировать с малого .

Устройте себе Месячник Завершенных Дел. В течение этого срока все, что бы вы ни делали, определяйте как цель. Т.е. четко обозначайте результаты. Поели – вся посуда должна быть вымыта. Сели писать статью – должен быть закончен логический кусок и помещен в определенное место. Скачали что-то с интернета – сразу же поместили в нужную папочку.

И еще – приучите себя не начинать другое дело до тех пор, пока не закончили первое.(иди не довели его до логического результата).

Непрямые практики

Сиду терпения хорошо развивают практики, связанные с духовным развитием, например, йога, восточные единоборства, медитация. Из этой тройки медитация – самый простой и доступный путь для любого человека. Поэтому обязательно сделайте ее своим постоянным спутником. Не зря ведь говорят, что медитации должен освоить и практиковать каждый человек.

Есть еще некоторые хобби , что помогают развивать силу терпения. Например, вышивка, бисероплетение, сборка моделей или паззлов. Найдите свое любимое увлечение и обязательно выделите для него время.

Развитие терпения – одно из направлений личностного роста . Терпение вам пригодится не только для того, чтобы суметь довести дело до конца. Это качество будет вам полезно во всевозможных жизненных ситуациях. Как сказал Бенджамин Франклин,

Большинству людей свойственно активно начинать что-то новое, но не доводить это дело до конца. Присуще ли вам это качество легко проверить, просмотрев свои тумбочки, книжные полки, органайзеры и записные книжки. Наверняка там найдутся непрочитанные книги, записи о невыполненных планах, отложенные сообщения в электронной почте, которые мы не нашли время прочитать и т.д.

Если вам это знакомо, возможно несколько советов, приведенных ниже, окажутся полезными.

1. Вы тратите больше энергии на то, чтобы думать о незавершённых делах, нежели на то, чтобы заниматься ими.

Размышления могут требовать не меньше психической энергии, чем действия. Энергии, затрачиваемой в течение многих дней на размышления о незавершённых делах, может быть вполне достаточно для того, чтобы если и не полностью закончить дело, но, по крайней мере, заметно в нем продвинуться. Поэтому в следующий раз, прежде чем что-то бросить на полпути, подумайте о том, что энергетически это будет еще более затратно, чем выполнить его.

2. Начать сложнее, чем закончить

Начало чего-либо – это уже само по себе значительное достижение. Множество людей застревают на фазе размышлений и никогда не переходят к тому, чтобы попытаться действовать в соответствии со своими идеями. Даже если вы предпримите один маленький шаг по направлению к своим целям, это уже прогресс. Вы на правильном пути. Всё, что вам осталось – сделать следующий шаг…и следующий …и мало-помалу вы достигнете цели.

3. Перфекционизм – враг завершённости

Вы может корректировать и улучшать что-то на протяжении всей своей жизни. Это бесконечный процесс. Неважно, насколько хорошо вы умеете что-либо делать – возможность как-то подправить вашу работу будет всегда. Так что если вы чувствуете в себе стремление к перфекционизму, выполняйте любую задачу как можно быстрее в ее первом приближении, а корректировки при необходимости можно сделать позднее.

Как завершить то, что вы начали?

  • Не теряйте концентрации. Большинство целей остаются незавершёнными, потому что другие задачи встали на их пути и направили наше внимание на себя. Но «жонглирование» большим количеством разных проектов в одно время – это проверенный путь к тому, чтобы оставить большинство из них незавершёнными. Будьте уверены, что вы концентрируете свои усилия на одном или небольшом количестве заданий. Не позволяйте себе попадать под влияние кажущихся неотложными дел и ненужных отвлечений.
  • Устраняйте помехи. Проведите небольшой эксперимент – понаблюдайте за собой некоторое время, и выделите три наибольших помехи в вашей жизни. Это может быть что угодно – от просмотра телевизора до общения с друзьями по Скайпу. Как вы можете справиться с этими похитителями времени? Что вы можете сделать, чтобы улучшить свою концентрацию и продуктивность?
  • Делайте, завершайте или делегируйте. Потратьте 5-10 минут, чтобы составить список всех дел, которые вы оставили незавершёнными. После того, как вы это сделали, внимательно просмотрите каждое, и либо объявите его завершённым (вычеркнув), либо поставьте цель завершить его так быстро, насколько возможно (поставив рядом восклицательный знак), либо делегируйте его другому (напишите рядом с заданием имя этого человека). Отсортируйте все важные задания, которые нуждаются в завершении и объедините их в новый список, так чтобы к концу месяца (квартала или года) вы смогли начать новую, более свободную от незавершённости жизнь.
  • Откладывайте дела осознанно. Каждый, кто откладывает дела, знает, что это приводит чаще всего к тому, что отложенные дела становится всё сложнее закончить. Желательно, чтобы откладывание какого-то дела было осознанным актом, а не просто его потерей в ворохе других дел. Тогда вы с большей вероятностью вернетесь к нему и завершите, либо вычеркнете из памяти, как ненужное.
  • Мыслите в терминах «всё или ничего». Возможно, вы слышали о том, что думать «всё или ничего» – это ограничивать самого себя. Однако когда дело касается завершения своих начинаний, это может оказаться полезным. Если вы задумаетесь об этом, то увидите, что может быть только два результата ваших действий: они либо завершены, либо нет. И если нет, то действительно неважно, выполнено ли дело наполовину, почти завершено или совсем близко к завершению – ОНО НЕ СДЕЛАНО. Таким образом, вмените себе в обязанность: каждое начатое дело должно быть завершено. Никаких извинений. Никаких исключений.
  • Заставьте себя отчитываться. Мы обычно более мотивированы на завершение начатого дела, если другие ожидают от нас этого. Найдите человека, перед которым вы должны будете отчитываться за ваши профессиональные или личностные цели. Ставьте сроки исполнения для каждого задания и сообщите о них своим партнёрам или членам семьи.