Фонд фулбрайта. Стипендии фулбрайта

Стипендиат программы Фулбрайт для учителей английского языка рассказывает о своей стажировке в Америке.

Об учебе

Я приехала учиться и работать в США по стипендиальной программе Фулбрайт для преподавателей английского языка (Foreign Language Teaching Assistant).

Программа предполагает преподавание русского языка и культуры своей страны в американском колледже в объеме 20 часов в неделю, а также обучение как минимум по двум предметам в семестр. Программой покрываются все расходы в течение всех этапов участия в конкурсе и года обучения в США.

Всех стипендиатов программы распределяют по разным колледжам. Я получила распределение в Grinnell College в штате Айова. Гриннелл – это один из частных гуманитарных колледжей, которые в Америке называются Liberal Arts colleges.

Колледж очень состоятельный и может позволить себе оказывать материальную помощь около 85% своих студентов, которые обучаются здесь по 26 направлениям.

В Гриннелле имеется шикарный кампус: две прекрасные библиотеки, 12 учебных корпусов, 19 общежитий и 7 студенческих домов, столовая, гриль-бар, центр искусств, а также одно из моих любимых мест на кампусе — спортивный центр.

Кроме этого, здесь также есть стадион, футбольное и бейсбольное поля, 6 крытых теннисных кортов, крытый легкоатлетический трек, бассейн и многое другое. В начале семестра преподаватель знакомит студентов с планом (Syllabus) и дедлайнами сдачи письменных работ, которому следует в течение всего семестра.

Когда я говорю знакомым американцам, в каком колледже работаю и учусь, большинство отзываются о нашем колледже, как об учебном заведении с очень высоким образовательным стандартом.

И я смело утверждаю, что мои одногруппники и студенты, которым я преподаю русский, настоящие звёздочки и интеллектуалы. Огромное внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Преподаватель выступает в роли координатора, куратора, ведущего занятие в форме дискуссии по материалам, с которыми студенты должны ознакомиться до начала урока.

Ребята занимаются не только учебой, которая, поверьте мне, «отнимает» львиную долю нашего времени, но активно проводят время вне учебы: в Гриннелле около 250 студенческих организаций на любой вкус и 20 видов спорта, которыми можно увлечься.

Почти 1/3 студентов Гриннелла спортсмены и участвуют в соревнованиях по разным видам спорта, либо занимаются музыкой, поют в хоре, ставят спектакли, работают, «волонтёрят».

Например, две мои знакомые студентки на добровольных началах помогают заключенным подготовиться к сдаче теста для получения аттестата.

Подготовка и поступление

Конкурс на получение гранта Фулбрайта длится целый год. Для меня самым важным этапом был процесс подготовки и сбора документов. Я считаю, что эта стадия наиболее ответственная, так как на ней отсеиваются очень многие.

На этом этапе важно написать убедительное и оригинальное мотивационное письмо, подкрепить свое заявление рекомендательными письмами. Главное здесь — показать свою уникальность, доказать, что именно вас так не хватало в международной семье Фулбрайта.

На втором этапе конкурса все полуфиналисты сдают языковой тест TOEFL, а также проходят интервью с представителями программы Фулбрайт в России, участником программы предыдущих лет и представителем Государственного Департамента США.

Зимой финалистов извещают об успешном прохождении конкурса, после чего необходимо собрать очередной пакет документов и подготовить медицинскую карту. Фулбрайт помогает при оформлении визы и прочих документов.

Самый волнующий этап – распределение по колледжам. После распределения стипендиаты непосредственно входят в контакт со своим супервайзером из колледжа.

Перед отъездом в Москве проходит встреча с представителями американского посольства для так называемой предвыездной ориентации, на которой стипендиатам рассказывают об основных моментах, связанных с культурой, бытом и учебой в Америке, чтобы они могли лучше адаптироваться в новой обстановке.

По прибытии в США, до того как попасть в свой колледж, стипендиаты со всего мира распределяются в крупнейшие американские университеты уже для летней ориентации. Я оказалась в числе счастливчиков, попавших в Стэнфорд на несколько дней.

Быт

В начале года все новые студенты и языковые ассистенты проходят ориентацию, во время которой можно оформить все необходимые документы, открыть счет в банке, получить номер налогоплательщика и т.д.

По условиям моего гранта я получаю финансирование от программы Фулбрайт и от Гриннелла. Колледж предоставил мне жилье в одном из студенческих домов под названием «Русский дом».

Здесь я проживаю вместе со студентами, изучающими русский язык. Колледж также предоставляет мне полный meal-plan, который подразумевает трёхразовое питание в студенческой столовой.

Можно готовить еду и на кухне в «Русском доме», как делают большинство ребят, не питающихся в столовой: для них это получается дешевле. Жизнь в Айове не дорогая.

Основные расходы во время проживания в США – это путешествия и бесконечный онлайн шоппинг. Так как колледж находится в очень маленьком городе, особых излишеств нет.

В соседние крупные города, Де-Мойн или Айову-Сити, мы ездим на машине, которую приобрели с друзьями в начале семестра. Также можно арендовать машину прямо на кампусе.

В свободное время

В Гриннелле очень длинные каникулы. Как мне объяснили студенты, они здесь намного длиннее, чем во многих других колледжах, так как учеба очень насыщенная. Так вот, во время каникул я путешествую. Осенью я провела неделю в Чикаго.

На день Благодарения съездила в гости к друзьям в Айове. В середине декабря в Вашингтоне проходила конференция для стипендиатов Фулбрайта, на которой мы посетили множество тренингов, получили сертификаты, поделились впечатлениями после первого семестра работы.

После конференции поехали с друзьями отмечать Рождество и Новый год в Филадельфию, Нью-Йорк, Майами-Бич и Ки Вест во Флориде. На весенние каникулы пока еще строю планы. В свободное время я встречаюсь с друзьями – другими языковыми ассистентами или студентами.

Конечно, каждые выходные мы ходим на вечеринки. Мне будет очень трудно передать на бумаге впечатления и атмосферу, царящую на студенческих вечеринках. Ребята, нужно оказаться в американском колледже, чтобы оценить это! Люблю смотреть соревнования наших «Пионеров» — Grinnell Pioneers, когда они играют дома.

Интересный факт о моем колледже для любителей баскетбола. В прошлом семестре защитник нашей команды Джек Тейлор набрал 138 очков за 36 минут игрового времени, установив новый рекорд NCAA! Конечно же, Grinnell Pioneers выиграли у Faith Baptist Bible со счётом 179 – 104. Я также хожу в тренажерный зал и бассейн или сплю.

Страна и культура

Это мой первый визит в США, но, как ни странно, ни малейшего культурного шока я не испытала. Наверное, это все очень индивидуально. Я много путешествую и знакомлюсь с самыми разными людьми.

Раньше я часто слышала, что очень трудно подружиться с американцами, мол, «в душу» к себе они не пускают. Хотелось бы развенчать этот миф. Здесь я встретила очаровательных и добрых людей, которых могу назвать своими друзьями, и я знаю, что эти отношения у нас не закончатся, когда я вернусь в Россию.

Возможно, вы сочтете это лирикой, но я верю, что если человек открыт миру и людям, принимает каждый день и каждую новую встречу, как дар, оставаясь оптимистом в любой ситуации и стараясь увидеть в любом человеке только доброе, ему всё возвращается сторицей.

При таком отношении к миру он весь будет вашим, так как и ваши глаза, и всё ваше естество будут светиться добром. Как не подружиться с таким человеком?! Я полюбила Америку, и я обязательно сюда вернусь: ведь я еще не гуляла по Центральному парку в тёплую погоду.

После учебы

Как же я люблю этот колледж, студентов, преподавателей, коллег и как хорошо, что я еще четыре месяца буду в моем дорогом Гриннелле! То, что я приехала в США по программе Фулбрайт очень ценно и почётно.

Это большой плюс к моему «резюме» и профессиональному росту. Здесь поменялось моё видение диссертации, которую пишу в России, появились новые перспективы развития.

  • Интересная секция – «Советы». Могу ли я дать хотя бы один? Думаю, что нет. Я могу поделиться лишь своими мыслями. Делайте то, к чему лежит ваша душа. Хотите учиться – ищите конкурсы и гранты, участвуйте в них. Верьте в себя, и знайте, что такого, как вы, больше нет. Если вы пишите мотивационное письмо, обязательно расскажите об этом.
  • Я верю в то, что для нас нет ничего невозможного. Будучи студенткой 3-го курса, я сопровождала в качестве переводчика делегацию исполнительного комитета своего города в Гонконге. Потом училась год в Китае по гранту Правительства Республики Татарстан и была волонтером на Всемирной Универсиаде в Шэньчжэне, и надеюсь, что буду им в этом году на Универсиаде в Казани.
  • Год назад проплыла на огромном корабле от Токио до Коломбо и Ченная и обратно в составе участников международной программы «Корабль молодежи мира» и теперь являюсь вице-президентом ассоциации её выпускников из России. Наконец, я стала стипендиатом программы Фулбрайт.
  • Просто я верю в себя, и надеюсь, что те товарищи, которые проводят конкурсный отбор, поверят в меня. Докажите им, что и в вас нужно поверить!
  • Ну и напоследок: когда путешествуете, используйте couchsurfing. Это уникальная возможность почувствовать себя не туристом, а путешественником.

Программа академических обменов, названная в честь ее основателя, американского сенатора У. Фулбрайта, начала свою работу в Российской федерации в 1973 году, когда шесть советских и шесть американских ученых стали фулбрайтовцами, получив грант Программы на проведение научных исследований и чтение лекций, заложив тем самым прочное основание двустороннего академического сотрудничества.

За тридцать девять лет непрерывной работы Программа Фулбрайта предоставила возможность установить новые научные контакты, продолжить свое обучение и пройти стажировку сотням российских профессоров, преподавателей, молодых специалистов. Под эгидой Ассоциации ежегодно в российских городах проходят международные, всероссийские и региональные конференции, встречи и дискуссии, выходят периодические и другие издания.

Программы фонда Фулбрайта пользуются большой популярностью среди преподавателей факультета иностранных языков.

Программа для ассистентов преподавателей английского языка (English Teaching Assistant Program) впервые была объявлена на территории России в 2006 г. В рамках данной программы каждый год в Россию отправляются около 25 американских стипендиатов в качестве ассистентов преподавателей английского языка.

В 2010-2011 учебном году на факультета стажировалась в качестве ассистента преподавателя английского языка Кэти Дилярд . В ее обязанности входило 15 (аудиторных часов в неделю) часов преподавания в неделю и до 6 (шести) часов в неделю консультаций/внеаудиторной работы с российскими коллегами, не считая работы по подготовке к занятиям. Кроме того, еще 6 часов в неделю были отведены на работу над своим индивидуальным учебным или исследовательским проектом. Кэти принимала активное участие в жизни факультета. Они помогла организовать кружок английского языка English Club, участвовала в работе ассоциации преподавателей английского языка, а также была волонтером в местных школах.

I spent the 2010-2011 academic year working in the Foreign Language Faculty as a Fulbright ETA. My main role was to hold conversation classes about issues that would not necessarily be covered in the students" main English classes. We discussed a variety of topics, including important holidays, American and British slang, stereotypes and important issues in our societies. In addition, I introduced students to music and television shows that are not popular outside the United States. The goal of such classes was to overcome the conversation barrier, in order to help students grow more comfortable using English in a more informal, real-life setting. I was the "native speaker" and answered students" questions about English and life in America

Я провела на 2010-2011 учебный год на факультете иностранных языков факультета как участница программы Фулбрайт. Моей главной задачей было проведение занятий по коммуникативному английскому на различные темы, которые не всегда затрагивались в рамках занятий. Мы разговаривали на разные темы, например, праздники, американский и британский сленг, стереотипы и важные социальные вопросы. Кроме того, я показывала студентам музыкальные и телевизионные шоу, которые неизвестны за пределами Соединенных Штатов. Цель таких занятий была в том, чтобы используя английский язык в неформальной, реальной обстановке помочь студентам преодолеть языковой барьер и обеспечить более комфортный профессиональный рост. Я была носителем английского языка и отвечала на вопросы студентов о жизни и в Америке.


Также по приглашению факультета в университет регулярно приезжают лектора из университетов США для чтения лекций и проведения семинаров.

Одними из первых на факультет приехали профессор Бен и Кристин Фуллеры из университета штата Пенсильвания. Они провели на факультете 3 недели, которые запомнились всем высоким качеством преподавания. Специализация проф. Бена Фуллера - американская литература. Однако сотрудничество факультета не закончилось после их отъезда. Профессор регулярно присылает на факультет книги и журналы по классической и современной американской литературе и страноведению. В настоящий момент на факультете уже сформирована библиотека, пользующаяся большой популярностью не только у преподавателей факультета, но и аспирантов и студентов.

Professor Fuller : I"m glad the literary journals and books prove useful. Unlike fifty years ago there"s little consensus on who are the best ones, these days we have so many people writing prose fiction, poetry, film, theatre, and tv scripts that it"s hard to get a grasp on the subject. I"ve sent you several booked published by Tin House which is one of many worthwhile publishers of contemporary American literature by living writers. I know you the Department of Foreign languages are actively involved into international projects. It make me especially happy that students have so many opportunities to host foreign visitors and present festivals of foreign works as well as to travel all over the globe. Only twenty years ago this development seemed so difficult to achieve and now it"s part of every day life at the university

Я рад, что мои журналы и книги полезны. В отличие от той ситуации, которая была пятьдесят лет назад, сейчас существует много различных мнений о том, что является хорошей литературой, т.к. в наши дни у нас так много авторов, пишущих художественную прозу, поэзию, сценарии для кино и театра и получить общее представление о ситуации нелегко. Я послал вам несколько книг, опубликованных в издательстве Тин Хаус, который является одним из лучших издателей современной американской литературы. Я знаю, что факультет иностранных языков активно участвует в международных проектах. Что меня особенно радует, так это то, что студенты имеют много возможностей для приема иностранных гостей и участия в различных мероприятиях, в том числе праздничных, а также много путешествуют по всему миру. Двадцать лет назад такое развитие событий было трудноосуществимым, а теперь это часть повседневной жизни университета


Но особенной популярностью пользуется Программа для молодых преподавателей английского языка (FLTA). Главная цель данной программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами.

Программа предоставляет молодым преподавателям английского языка возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники этой Программы распределяются в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка. В круг обязанностей участников Программы входит преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также участники программы должны изучают минимум 2 предмета в семестр, один из которых относится к Американистике, а другой должен быть связан с преподаванием английского языка.

Американские университеты получают большую пользу от присутствия носителя языка в своем университетском городке, так как, помимо занятий со студентами, участники Программы должны будут активно взаимодействовать с представителями местного сообщества, организуя группы по изучению разговорной речи, проводя внеаудиторные мероприятия, языковые клубы, круглые столы с целью ознакомления аудитории с культурой и традициями своей страны. Прямое общение дает возможность преподавателям и американским студентам узнать больше о культурах и традициях стран, которые они представляют, а также лучше понять друг друга.

Рябова Елена Николаевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультета Иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева.

Чубарова Юлия Евгеньевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева,

Я выиграла грант фонда Fulbright по программе FLTA (Foreign Language Teaching Assistant) на стажировку в США в 2010-2011 гг. В течение года преподавала русский язык (Russian I, Russian II, Russian Intermediate, Russian Conversation) в Juniata College (штат Пенсильвания) и являлась организатором Русского Клуба и Языковых Столов. В круг обязанностей входило преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также нужно было изучать 2 предмета в семестр по собственному выбору. В рамках программы колледжа обязательным было участие в программе Language in Motion, что позволило познакомиться с образованием в средней школе США и дать презентации о России в школах Пельсильвании.

Программа началась в августе, с обязательной недельной ориентации в г. Остине (штат Техас). После этого все участники разъехались по своим вузам. После первого семестра участники FLTA со всего мира, около 400 человек, приезжали на конференцию в Вашингтон. Во время конференции участники делились друг с другом приобретенным опытом, а так же знакомились с наиболее актуальными и эффективными методиками преподавания иностранных языков.

Программа уникальна, поскольку позволила поучиться и поработать в стране, понять специфику системы образования США, расширить профессиональные контакты, улучшить знание английского языка и получить подлинное представление о США, о духовных и культурных ценностях американцев. Большое количество праздников и каникул позволило посмотреть на страну и по достоинству оценить ее красоту во всем масштабе и изобилии!

Хорошее владение английским языком является обязательным требованием для участия в программе, поэтому именно учеба и работа на факультете иностранных языков позволили мне не только получить этот грант, но и поехать в такую интересную страну как США!

Первый раз я подала на стипендию Фулбрайта на пятом курсе университета. На тот момент главной моей целью было поехать учиться за границу, а куда именно, по большому счёту, мне было всё равно. На пятом курсе я писала диплом на тему, которая была мне ужасно интересна — «Перевод аудиовизуальных материалов в научной коммуникации с помощью субтитров», поэтому и заявку я подала на направление «Лингвистика». Впрочем, про первую попытку можно покороче — я не прошла даже во второй тур. Несмотря на то, что мои преподаватели из университета, в частности, преподаватель, которая сама получила стипендию и уехала учиться в Германию, говорили, что заявка у меня хорошая и сильная.

Итак, как вам известно с официального сайта программы для первого тура программы вам необходимо подать определённый список документов, мы остановимся лишь на некоторых из них:

1) Reference Letters — рекомендательные письма. Рекомендательные письма могут написать ваши преподаватели из университета, чаще всего так и происходит. Некоторые преподаватели, как показывает общая практика, просят написать письмо сами, а потом уже его редактируют, подписывают и отправляют. Очень хорошо, если перед написанием рекомендательного письма, вы познакомите преподавателя с тем, что именно вы хотите изучать, на какую стипендию подаёте и какие у вас планы на будущее. Это поможет написать отзыв, который будет подстроен именно под конкретную заявку, которую вы подаёте сейчас. Конечно, лучше всего обращаться к тем преподавателям, с которыми вы много работали вместе, кто вас хорошо знает не только как студента, но и как личность. У меня одно из рекоментальных писем было написано коллегой по работе. Это ведь тоже взгляд на вас, но с другой, профессиональной, стороны. Думаю, вполне логично просить писать рекомендательные письма заранее, чтобы и вам было спокойнее, и чтобы у тех, кто их пишет, была возможность написать хорошую рекомендацию.

2) Study/Research Objective — по сути это главная составляющая вашей заявки. В этом эссе вы рассказываете, что именно вы хотите изучать во время своей учёбы в США, чего вы хотите добиться, и зачем вам всё это надо.

Когда я подавала заявку во второй раз, я подавала на две специальности — «Лингвистика» и «Образование»(речь идёт о программе для магистров). Для каждой дисциплины необходимо подавать отдельный пакет конкурсных документов. Честно говоря, хотя я и интересовалась лингвистикой, я искала те темы исследований, которые сейчас актуальны в США, читала, что именно сейчас изучают, потому что думаю, что в первый раз у меня не было шансов хотя бы потому, что субтитры вообще не изучают в США.

Я бы посоветовала подумать и поискать информацию о том, есть ли вообще университеты в США, которые могут вам предложить изучать то, что вам интересно. Ведь если таких университетов нет, то и заявка ваша изначально обречена, что вполне логично, не так ли?

3) Personal Statement — фактически, это эссе, в котором хотят услышать о том, как вы заинтересовались данной темой и почему, чего вы добились в этой сфере. Вот пример моего эссе , когда я не прошла, хотя мне до сих пор кажется, что это вполне приличное Personal Statement.

Кстати, в Москве в EducationUSA проводят бесплатные семинары о том, как написать мотивационное письмо или другие эссе для поступления в ВУЗы США, подготовиться к сдаче TOEFL или GRE, а также как получить хорошее рекомендательное письмо.

Перед тем, как писать эссе, подумайте, что вам интересно? О чём вы можете говорить часами? Что вы можете хорошо объяснить другому человеку? Прочитайте свои эссе сами и дайте почитать их другим. Ясно ли, что именно вы хотите изучать? Чувствуется ли, что человек, который написал эти эссе, действительно «болеет» тем, о чём он пишет?

Первого июня прошлого года, поздно вечером, я получила имэйл в стандартной форме о том, что я прошла конкурс и в конце августа еду в США…

А началось все с того, что как-то раз на паре по английской грамматике наша преподавательница заявила о том, что в конференц-зале как раз сейчас начнется агитирование всех желающих подавать документы на программу Фулбрайт, ну и про саму программу расскажут тоже, так что кто хочет, может более на паре не задерживаться и взять курс прямо на обитель вероятной халявы, чем все сразу и воспользовались.

А халяву там обещали действительно знатную: два года обучения в магистратуре по выбранной специальности совершенно бесплатно, т.е. даром. Немного о программе: одна из самых престижных в мире, эта программа носит имя бывшего американского сенатора Вильяма Фулбрайта и рассчитана на выпускников вузов и молодых ученых, а финансируется она Бюро по делам образования и культуры Государтвенного департамента США, но также свой финансовый вклад делают и страны, с которыми она сотрудничает.

Что интересно: у выхода из конференц-зала нас поджидал наш любимый декан, имеющий сказать следующее: а) что нам делается выговор о пропущенной паре; б) чтобы мы губу закатали обратно, потому как быть избранным грантовой программой подобного класса – нечто из области фантастики. Понурив головы, мы вернулись к реалиям нашей повседневной университетской действительности. Однако человек 5-6 из нас, стиснув зубы, твердо решили бороться и так легко не сдаваться.

Потихоньку, не трезвоня об этом на каждом углу дабы не привлекать нездорового внимания конкурентов, мы принялись строчить требуемые эссе, как-то: Personal Statement and Study Objectives. И были весьма искренне удивлены, столкнувшись нос к носу в дверях киевского офиса Фулбрайта для сдачи документов. Мило поулыбавшись друг другу и поинтересовавшись, на какие специальности подавали документы, цивилизованно разошлись, так что до физического уничтожения соперников не дошло, да это и не помогло бы (для справки: в 2006/07 году конкурс на место был примерно 1:30).

Дальше началось самое интересное, правильнее сказать напряженное, а именно: ожидание. Ожидание результатов первого тура конкурса, конкурса документов. Если вы его прошли, можно на секунду вздохнуть с облегчением (но только на секунду) и сразу же приступать к подготовке к интервью. Лично для меня это было самым суровым испытанием, это было почище любого собеседования для принятия на работу. Ну, во-первых, по причине довольно большого количества пар глаз, оценивающе вас разглядывающих, не говоря уже о количестве ртов, раскрывающихся, чтобы смутить вас нескромными вопросами на тему того, чем же вы, собственно, собираетесь заниматься по прибытии на «землю обетованную».

Причем любопытное наблюдение: свои же, украинцы, что называется «валили», а американцы с улыбкой интересовались общими вещами, например, что я расскажу своим американским коллегам о своей стране, имею ли я музыкальное образование (моя тема была связана с народными песнями). У «своих» же были вопросы более концептуального характера, и если принять во внимание тот факт, что я только собиралась ехать исследовать свою тему, то их вопросы оказывались и вовсе на грани реального. Такие вопросы задают на пресс-конференции об удачно завешенном исследовании, а не на его начальной стадии. Отсюда мой вам совет: если уж вы прошли стадию «бумаг», то хорошенько подготовьтесь к интервью, продумайте все возможные вопросы.

Следующим этапом был тест TOEFL. Ничего особенно сложного, но подготовка опять-таки требуется, причем не просто языковая, а конкретно по прохождению этого теста – как рассчитать время, как лучше понять, какой именно ответ от вас хотят в том или ином задании. Специальные руководства по сдаче теста TOEFL можно найти в любом отделении British Council.

И вот, когда все три этапа мужественно преодолены, остается только паковать вещи и махать родным на прощанье белым платочком. А советы по адаптации по прибытии – это уже совсем другая история. Напоследок скажу: никому не позволяйте вас убеждать, что ничего не получится или что грант выигрывают только по большому блату, это не так. Конечно, нужна определенная доля везения, так может, и повезет именно вам!

Для справки: программа Фулбрайта — старейшая и самая известная мировая программа академических обменов США. Она была основана в 1946 году, и в настоящее время озватывает 140 стран.

Вот области специализации, с которыми работает Фулбрайт:

  • история
  • охрана памятников истории
  • археология
  • архитектура
  • философия
  • психология
  • социология
  • социальная работа
  • охрана здоровья
  • антропология
  • история религии
  • американоведение (языкознание, литература, искусство, история)
  • гендерные исследования
  • лингвистика
  • журналистика (СМИ)
  • литература
  • библиотечное дело
  • фольклор
  • музееведение
  • театральное искусство
  • история, критика или менеджмент в области культуры и театра
  • искусствоведение
  • образование/ управление в области образования
  • политические науки
  • международные отношения
  • правоведение
  • экономика (теоретические направления)

    Важная новость: кроме гуманитарных наук, с этого года открывается направление наук естественно-научных.

    Подробнее о программе можно узнать на сайтах:

    www.fulbright.org.ua

    www.mynews-in.net/news/education/2006/10/23/1084232.html

    osvita.org.ua/news/26463_ru.html
    (Фулбрайт в Украине)

    www.fulbright.ru

    projects.karelia.ru/index.php?a=4&idk=359
    (Фулбрайт в Российской Федерации)

  • Стипендиальная программа Фулбрайта - одна из самых известных во всем мире. Тысячам студентов из разных стран она ежегодно дает возможность получать высшее образование в США без серьезных финансовых потрясений.

    От общего…

    Сенатор Уильям Фулбрайт. Он не был типичным американским политиком, его понимание блага Америки часто расходилось с пониманием большинства. Именно Фулбрайт в 1945 году предложил использовать средства от продажи остатков военной собственности США за рубежом на цели обмена студентами в сфере образования, культуры и науки.

    С тех пор каждый год происходит обмен студентами между Америкой и другими странами. В настоящее время программа Фулбрайт охватывает около 150 стран мира. Финансирование со стороны правительства США превышает $100,000,000 в год. Правительства других стран вносят в Программу около $30,000,000 в год.

    С Россией у Фулбрайта десять программ, доступных для разных категорий участников. Список конкурсных дисциплин достаточно широкий. Российская Ассоциация выпускников программы Фулбрайта насчитывает около 1600 человек.

    Программа Фулбрайта для российских граждан предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований, чтение лекций и стажировку в любом университете, библиотеке, архиве США. Гранты присуждаются по итогам открытого конкурса по всем дисциплинам.

    Ориентированы программы на выпускников российских вузов, аспирантов, ученых, деятелей искусств, преподавателей, сотрудников международных отделов российских университетов.

    В грант включены: участие в конкурсе, оплата обучения в университете США, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспортных расходов.

    Принимать участие в программах могут граждане РФ, постоянно проживающие на территории страны, имеющие диплом о высшем образовании или ученую степень (в зависимости от программы), обладающие хорошим знанием английского языка.

    Каждая программа имеет свою систему подачи заявки и критериев отбора. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Соответственно, суммы грантов также меняются в зависимости от конкретного случая.

    …к частному

    Программы Фулбрайта включают в себя несколько направлений. А в свою очередь каждое направление делится на группы.

    Для студентов и преподавателей:

    Магистратура и стажировка в США. Гранты выдаются на 1-2 года обучения или исследования. Существуют ограничения по возрасту. Стипендиаты программы получают визу J-1 и после окончания гранта обязаны вернуться в Россию.

    Программа для преподавателей вузов . Гранты на конкурсной основе выдаются преподавателям вузов не старше 39 лет. Продолжительность программы - 5 месяцев.

    Программа для молодых преподавателей иностранного языка . Программа длится 9 месяцев и не предполагает получение степени по ее завершению. Молодым преподавателям английского языка предоставляется возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники программы попадают в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка.

    Для ученых:

    Scholar-in-Residence Program (SIR). Программа обмена с вузами США. Преподаватели российских вузов отправляются в общественные колледжи, небольшие университеты, специализирующиеся в области магистерских программ по гуманитарным наукам, и университеты, где обучаются представители национальных меньшинств.

    Для ученых и деятелей искусств . Гранты выдаются ученым, сотрудникам научно-исследовательских институтов, преподавателям вузов (обязательно наличие ученой степени), а также деятелям искусств и специалистам в области прикладных и творческих дисциплин (наличие ученой степени не требуется). Продолжительность исследовательского гранта 3-6 месяцев. Продолжительность лекторского гранта 3-9 месяцев.

    New Century Scholars . Исследовательская программа, которая ежегодно собирает 25-30 ученых и специалистов из США и стран-участниц образовательного проекта.

    Программа для сотрудников международных отделов российских вузов:

    RIEA существует для сотрудников международных отделов. Рассчитана на молодых специалистов со стажем работы не менее двух лет. Программа RIEA предлагает интенсивную 3-х месячную стажировку в США и нацелена на повышение профессионального мастерства сотрудников российских университетов, которые работают с иностранными студентами и преподавателями.

    Программы Фулбрайта также включают в себя несколько летних школ: школа «Устойчивое развитие регионов и территорий», школа по точным наукам и технологиям, Гуманитарная Летняя Школа. А также - Программу Хьюберта Хамфри, нацеленную на поддержку исследований. Все подробности - на