Фокус группа как метод исследования пример. Фокус-группа как метод сбора информации в социологии

Фокусированное интервью впервые было использовано еще в 1944 году учеными Колумбийского университета для выявления отношения людей к радиопередачам. В наши дни этот метод широко применяется в социологии и различных маркетинговых исследованиях.

Государство или владельцы компаний такие исследования, чтобы выяснить отношение реального потребителя к конкретному объекту, предмету или явлению. С помощью фокус-групп можно выявить основные предпочтения респондентов и их впечатления.
В фокусированном интервью применяются различные дополнительные подкрепления – аудио ряд, о продукте, изображения и другие визуальные материалы.

Организация и проведение фокус-группы:

1. Постановка целей исследования и составление программы.

Целью исследования может быть тестирование маркетинговых решений для продвижения продукта и выявление отношения к этому у потенциального потребителя. Например, новый имидж марки, новое название, новый дизайн упаковки, новое лицо компании и пр. Также применяется в исследованиях с теми же целями.

Чтобы получить необходимые данные, нужно как можно четче сформировать блок вопросов и составить максимально понятную инструкцию для респондентов.

2. Сбор команды.

Фокус-группу обычно проводят при участии модератора и нескольких ассистентов. Модератор – человек, который будет следить за тем, чтобы участники не отклонялись от темы, и прояснять их комментарии. Ассистенты следят за тем, чтобы обеспечить участникам максимально комфортные условия и фиксировать ход интервью.

3. Набор респондентов.

Для проведения фокусированного интервью обычно набирают 6-10 участников. Групп может быть несколько. Например, из 8 человек и мужская группа из 9 человек.

4. Подготовка места проведения.

Участникам обеспечивают максимально комфортные условия, чтобы внешние факторы не отвлекали их от дискуссии.

5. Непосредственно само фокусированное интервью.

Длительность проведения фокус-группы обычно составляет от 1 до 3 часов. Во время проведения ассистенты фиксируют ответы и элементы поведения участников в дискуссии. Весь процесс делится на блоки:

Вводная часть. Модератор приветствует участников и объясняет регламент встречи. Дает инструкции участникам относительно самой дискуссии.
- Обсуждение продукта как такового. Какие марки продукта предпочитают участники. Чем руководствуются в выборе. Какие преимущества видят в предпочитаемой марке и т.д.
- Демонстрация видео ролика/аудио материала/изображений конкретного продукта или услуги.
- Обсуждение конкретного продукта и отношения к продемонстрированным материалам. Что понравилось? Что нет? Что можно улучшить?

6. Анализ полученных данных.

Цель фокус-групп

Целью фокус-группы является получение качественной информации глубинной мотивации потребителя. Эти данные не несут в себе статистической ценности, но позволяют узнать отношение и впечатления непосредственно у представителей целевой аудитории.

Основываясь на полученных данных, заказчик может сделать выводы о том, как воспринимают его продукт на рынке, и что можно предпринять, чтобы получить большую лояльность потребителя.

Фокус-группа - это определенная группа респондентов, которая состоит из 8-10 человек, собирающихся вместе для обсуждения определенной темы, в которой каждый из них является заинтересованным в той или иной степени. Обсуждение можно продолжать до двух часов, однако нередко возникает такая ситуация, когда работать приходится на порядок дольше. Стоит отметить, что если заранее известно, что придется работать в течение более длительного времени, то в таком случае фокус-группа называется продленной. Дискуссии при таком собрании относятся к технологиям качественного анализа, так как информация, которая получается в результате работы таких специалистов, не может называться репрезентативной для определенной группы людей.

Зачем она нужна?

Фокус-группа - это необходимая часть современного маркетинга, которая активно используется в самых разных сферах бизнеса. Создается данная группа для того, чтобы ее участники в процессе грамотно направленной дискуссии могли выразить собственное мнение по теме обсуждения, стараясь раскрыть ее с индивидуальной точки зрения. В процессе изучения таких групп раскрывается достаточно широкий круг мнений, к примеру, это может касаться уровня удовлетворенности и постоянства покупателей, восприятия уровня обслуживания, определения лидеров в той или иной сфере, а также еще целого ряда других вопросов.

Также фокус-группа - это неплохой инструмент для понимания скрытых побуждений и мотивов касательно уровня обслуживания. У потребителей всегда есть самая разная информация, которую он получил на основе собственного жизненного опыта, касательно высокого и низкого уровня обслуживания, и в отличие от преимущественного большинства других тем потребитель радостно обсуждает эту информацию с другими людьми. Таким образом, фокус-группа - это довольно популярный вариант проникновения в самые разные аспекты качества обслуживания населения, а также уровня удовлетворенности и постоянства со стороны потребителей.

Фокус-группа из конкурентов - реально ли?

В то время как использование фокус-группы часто встречается в процессе изучения различных проблем, связанных с мнением покупателей, для того, чтобы исследовать проблемы самой структуры бизнеса, использовать ее гораздо сложнее, особенно если группа будет комплектоваться из представителей компаний, которые функционируют в определенной области. В преимущественном большинстве случаев проведение фокус-группы редко интересует представителей компаний по причине опасения того, что конкуренты могут получить, и впоследствии тем или иным образом использовать закрытую информацию, принадлежащую данной компании. Однако группы все равно идеально функционируют, если их набор осуществляется из неконкурентоспособных компаний, и в то же время сами участники могут понять, что у их бизнеса есть гораздо больше точек соприкосновения, чем они могли подумать.

От чего зависит успешность работы такой группы?

На то, насколько успешным будет проведение фокус-группы, влияет достаточно большое количество факторов, а именно:

  • Грамотный набор участников.
  • Правильный выбор координатора или, как его еще называют в профессиональных кругах, модератора проекта.
  • Комфортность обстановки.
  • Актуальность обсуждаемой темы.

В каком количестве должны быть представлены респонденты?

Как и при проведении количественных исследований, различные виды фокус-групп предусматривают в первую очередь грамотный выбор ее состава. Нужно будет набрать изначально представительскую выборку из той аудитории, которая представляет собой основную цель исследования. Так как в преимущественном большинстве случаев в группу обычно набираются люди, которые работают или же проживают на постоянной основе на географически ограниченной территории, есть смысл собирать такие группы в разных районах, особенно если присутствуют какие-то региональные особенности в восприятии потребителя.

Какие могут быть проблемы?

Помимо этого, достаточно важным будет также рассчитать динамику группы. К примеру, насколько эффективной будет группа, в составе которой присутствуют как мужчины, так и женщины? Представьте ситуацию, при которой мужчина будет больше интересоваться тем, чтобы произвести впечатление на противоположный пол вместо того, чтобы серьезно обсуждать определенную проблему компании. Конечно, нередко такой формат вносит оживление в группу, но на самом деле другие участники могут быть недовольны этим, да и в принципе это очень часто просто мешает нормальному обсуждению вопроса.

Также могут возникать трудности в том случае, если виды фокус-групп набираются из участников со смешанным возрастом, так как в конечном итоге может образоваться конфликт поколений. К примеру, это часто происходит при обсуждении таких вопросов, как стоит ли брать деньги в кредит.

Культура людей - один из самых важных моментов

В обязательном порядке следует также учитывать различия между культурами. В определенных странах достаточно сложно вынудить респондента искренне высказать какие-либо критические замечания касательно качества предоставляемых товаров или же услуг определенной компании по той причине, что там публичная критика представляет собой один из основных признаков невоспитанности. Именно по этой причине фокус-группа - это в психологии отдельная тема, которой уделяется пристальное внимание. Помимо всего прочего, представители различных культур могут считать абсолютно неправильной ситуацию, когда координатором в группе респондентов-женщин устанавливается мужчина.

Модератор

Какой должен использоваться метод фокус группы? Это вопрос экспертов, ведь главным их предназначением является предельно возможное облегчение работы собравшихся людей. В преимущественном большинстве случаев работа таких групп осуществляется в формате дискуссии, которая строится вокруг темы, которая согласуется предварительно. Модератор группы должен обладать специализированными навыками, позволяющими направлять дискуссию таким образом, чтобы у каждого участника была возможность выразить собственное мнение, и при этом исключить доминирование какого-либо мнения над мнением других людей, которые присутствуют в данной группе.

Модератор должен тщательно следить за тем, чтобы каждая отдельная тема обсуждалась на протяжении определенного периода времени. Помимо всего прочего, координатор должен предельно внимательно слушать, что и как говорит каждый участник собравшейся группы, одновременно пытаясь понять его состояние. Модератор фокус-группы - это профессиональный специалист, который досконально разбирается в проведении таких мероприятий. Возможно, модератору нужно будет использовать определенные стимулы или же какие-либо другие специализированные средства для того, чтобы разрабатывать отдельные темы. Другими словами, вся эта работа должна проделываться квалифицированным специалистом, так как метод фокус-группы - это чрезвычайно важное и ответственное мероприятие, которым должны управлять не новички, а уверенные в себе профессионалы.

Помещение

Зачастую создаются такие условия, чтобы маркетинговые исследования фокус-группы осуществлялись в специально оборудованном помещении. На сегодняшний день зачастую группа собирается в помещении, которое изначально специализируется на записи звука и съемки. Зачастую в таких офисах присутствуют специальные комнаты, которые могут быть полностью переоборудованными в соответствии с теми целями, которые преследуются данной группой.

В частности, к примеру, в некоторых компаниях часто создается обстановка уютной гостиной с диваном, стульями, телевизором, кофейным столиком и другими традиционными элементами интерьера. Также можно будет трансформировать комнату в что-то схожее с залом заседаний в том случае, если осуществляется исследование в области предпринимательской деятельности. В любом случае первостепенная задача, которую ставит перед собой модератор, которым руководится фокус-группа - это вид помещения, который должен быть не напрягающим для участников, а также не создающий для них какой-то дискомфорт. При этом не стоит забывать о том, что согласие на участие в фокус-группе представляет собой довольно неординарное событие в жизни многих людей, поэтому многие ощущают различного рода опасения по этому поводу.

Что это дает?

Если первичный анализ фокус-группы проводится правильно, и все грамотно организовано, то в таком случае компания заранее сообщает всем участникам различные подробности, которые относятся к предстоящему мероприятию. Помимо всего прочего, обеспечивается питание, а некоторые и вовсе предпочитают развести участников по домам после того, как группа закончит свою работу. Зачастую участникам предоставляется определенная плата в качестве компенсации за то, что они потратили собственное время.

Что обсуждать?

Еще одним немаловажным элементом является то, что именно будут обсуждать участники фокус-группы, а точнее говоря - тематический указатель данного мероприятия. Сюда входит конкретный перечень обсуждаемых тем, и впоследствии его будут использовать для того, чтобы дискуссия направлялась в определенное русло.

Для того чтобы поддержать интерес со стороны участников к тому предмету, для изучения которого осуществляется исследование фокус-группы, нужно изначально подготовить для обсуждения те проблемы, которые являются важными для всех потребителей. Изначально дискуссия начинается с того, что происходит знакомство с каждым отдельным участником, после чего обсуждается непосредственно предмет разговора, и в этом обсуждении участвуют абсолютно все. Это является чрезвычайно важным, так как модератор должен как можно раньше вовлечь в предмет дискуссии каждого участника.

Все-таки сам формат проведения такого мероприятия представляет собой своеобразную встречу друзей, но это чужие люди, которых собрали в незнакомом для них месте, где они делают то, чего никогда раньше, возможно, даже не делали - они ведут продуктивную дискуссию касательно того предмета, о котором они могли раньше даже не задумываться.

Как ведет себя ведущий?

Ведущий обсуждение в фокус-группе - это ответственная специализация, и человек, которым осуществляется эта работа, должен изначально разрушить комплексы каждого из участников. И после того как ему это удастся, он должен в соответствии с тематическим указателем вести беседу по специальной схеме: начиная от поверхностного ознакомления с темой и заканчивая глубочайшим проникновением во все ее аспекты.

Результат нужен сейчас

Немедленное представление результатов после окончания работы группы - это то, чего зачастую боится любой модератор. После того как было проведено несколько часов напряженной работы, в группе координатора просят моментально предоставить результаты по основным проблемам проводимой дискуссии. Данное требование просто не дает возможности модератору обдумать полученную им информацию, к примеру, для того, чтобы понять, насколько результаты отличаются от тех, которые получили другие группы в процессе исследования данной темы. При этом клиент уже успел сделать самостоятельные выводы, и теперь настаивает на том, чтобы модератор выложил свои, и он смог сопоставить их.

Нередко случается так, что ситуация осложняется из-за личностных свойств тех людей, которые занимаются проведением исследования. Все-таки фокус-группа в социологии - это далеко не то же самое, что и в маркетинге, поэтому специалисты, каждый из которых разбирается в своей отдельной сфере, могут конфликтовать между собой.

Правильно ли это?

На самом деле далеко не всегда можно сделать выводы, основываясь на результатах работы какой-то конкретной фокус-группы, особенно если это касается каких-то новых услуг или же товаров. В преимущественном большинстве случаев приходится собрать одновременно несколько групп для того, чтобы окончательно понять, почему потребители ведут себя так или иначе, потому что фокус-группа в маркетинге - это универсальный инструмент, который должен охватывать всех.

Помимо этого, нередко случается так, что приходится менять содержимое или же основную цель проводимого исследования, если изначально полученные результаты не могут быть нормально интерпретированы или же порождают только еще большее количество вопросов, которые, вероятно, нужно будет добавить в опросный лист.

В более или менее современном виде фокус-группы известны с конца войны (Мертон, «Фокусированное интервью», изучал влияние пропаганды).

Мертон определял 4 основных критерия этого метода(в наши дни от них уже немного осталось).


  1. Респонденты участвовали в некой стимульной ситуации.

  2. Структура и характер этой ситуации предварительно проанализированы исследователем и на их основе выдвинуты гипотезы (в наши дни фокус-группы часто используются как раз для выдвижения гипотез.

  3. Разработан план проведения интервью, позволяющий проверить гипотезы.

  4. Анализ сосредотачивается на субъективных переживаниях участников группы по поводу ситуации.
В конце 40-х фокус-группа впервые применяется в маркетинговых исследованиях.

В 80-х настоящий бум фокус-групп. Сейчас тоже используются достаточно широко.

Фокус-группа – качественный метод сбора информации, нестандартизированная методика, максимум полуформализованное интервью.

Зачем нужны фокус-группы?


  1. Получение предварительной информации по интересующей теме

  2. Выработка исследовательских гипотез

  3. Изучение субъективного восприятия каких-либо объектов
Фокус-группы НЕ нужно использовать:

  1. Для получения статистических данных

  2. Если тема не нуждается в групповом обсуждении

  3. Если по результатам надо принять решение
Фокус-группа – сообщество людей, объединенных в группы по каким-либо критериям, в результате дискуссии которых продуцируются данные, имеющие качественный хараткер.

Методологические принципы фокус-групп. Их два:


  1. Сбор данных происходит в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния участников. (Тут надо помнить про эффект эхо – когда первый что-то умное сказал, а потом все это так или иначе повторяют)

  2. Анализ результатов и интерпретацию нужно проводить с учетом этого взаимовлияния .
Особенности фокус-групп.

  1. Создают относительно реальную ситуацию, в которой взаимодействие людей максимально естественно

  2. Возможность использования гибкого формата ведения дискуссии

  3. Позволяют получить интерпретированную понятную информацию

  4. Относительно низкая стоимость

  5. Предоставляют возможность получения достаточно быстрого результата

  6. Позволяет охватить большее число людей при тех же ресурсных затратах

  7. Наличие транзакции респондент-респондент

  8. Возможность наблюдения невербальных реакций респондента

  9. Возможность прямого наблюдения заказчика за процессом сбора информации
Фокус-группа – групповое фокусированное полустандартизированное интервью, целью которого является получение субъективной информации, от участия как в ходе дискуссии под руководством специально подготовленного модератора.

Фокус группа (да, да, опять определение, сам хренею…) – качественный метод исследования рынка в котором группа из 8-10 человек со сходными демографическими характеристиками, установками, моделями потребительского поведения ведет двухчасовую беседу под руководством специально обученного модератора.

Этапы организации фокус-группы.


  1. Определение проблемы, формулировка основного исследовательского вопроса

  2. Дизайн выборки и подготовка инструментария

  3. Тестирование гайда

  4. Набор участников (рекрутмент)

  5. Подготовка транскрипта, анализ и интерпретация полученных данных

  6. Написание отчета
Заранее надо определить:

  1. Характеристики участников

  2. Сроки и время проведения

  3. Географическое распределение и число фокус-групп

  4. Информация, необходимая для написания гайда

  5. Тип отчетного документа

    1. Устный отчет

    2. Краткий письменный отчет

    3. Подробный письменный отчет

    4. Устное выступление с презентацией
Техническое обеспечение организации группы:

  • Число участников (Изначально, например, у Мертона 10-12 человек, в настоящее время 8-10, а то и 6-8)

  • Состав участников. Ключевое слово при комплектации группы – гомогенность:

    1. Пол (обычно сенситивные темы не обсуждают в смешенных по полу группах)

    2. Возраст. Классическое разбиение

  • 18-25

  • 26-55

    • 26-40

    • 41-55

  • старше 55

  • уровень дохода

  • модель потребительского поведения

  • национальность

  • и так далее

  • Процесс набора респондентов. Этапы:

    1. Определение требуемых характеристик

    2. Разработка фильтрующей анкеты

    3. Выбор организации-рекрутера

  • Методы рекрутирования

    1. Предварительное анкетирование или интервью

    2. Использование уже готовых списков

    3. Рекрутирование с помощью метода снежного кома

    4. Отбор потенциальных участников в местах их скопления

  • Стандартный набор критериев:

    1. Не должен участвовать в фокус-группах в течение года до следующей фокус-группы, а если на схожую тему – то 2-3 года

    2. В беседах не должны участвовать респонденты, знакомые друг с другом или модератором

    3. Не приглашают людей, профессионально знакомых с предметом обсуждения

    4. На фокус-группы не приглашают людей, связанных с маркетингом, социологией, журналистикой, а также членов их семей.

  • Число фокус-групп в проекте определяется

    1. Числом интересующих аудиторий

    2. Тем, сколько групп в рамках каждой аудитории нужно провести для получения стабильных результатов (минимум 2).
    Требования к месту проведения фокус-групп:

    • Подходящее по размеру (не очень большое и не очень маленькое)

    • Оформление стен

    • Должно обеспечивать шумоизоляцию и нормальные климатические условия

    • Фокус-группы всегда проводятся вокруг большого круглого стола

    • Социально нейтральное помещение

    • Удобно добираться
    Специализированное помещение имеет двустороннее зеркало, наблюдающую аппаратуру, демонстрационную доску (для демонстрации телевизионных роликов и т.д.)

    Время проведения фокус-групп:


    • Выходные дни, будни вечер

    • 1,5-2 часа, перерывы на перекур, опаздывающие >15 минут не допускаются
    Необходимые документы и инструментарий:

    • техническое задание (число и состав групп, критерий отбора)

    • скрининговая анкета

    • гайд (путеводитель, план, сценарий для проведения)

    • стимульный материал (дополнительные бланки), текст рекламы и т.д.
    Принцип написания гайда:

    • топик-гайд (только основные темы)

    • гайд-вопросник (конкретные формулировки)
    Топик-гайд используется чаще т.к. модератор имеет возможность влиять на беседу

    1. Вступление (10 мин.)

      • Приветствие модератора

      • Тема дискуссии, формат, продолжительность

      • Объяснение правил фокус-группы

        • Обязательная активность всех участников, ценность прямы и честных ответов

        • Говорение за всеми (не нужно разбиваться на отдельные группки, устраивать диалоги)

        • Запрет споров

        • Необходимость говорить по очереди не перебивать друг друга

      • Говорится о том, что человека снимают, его речь записывают

      • Гарантия конфиденциальности информации

      • Представление участников по именам (возможно, рассказать что-то о себе)

    2. Начало беседы (15-20 мин.). Разогревочная дискуссия. Создание доверительной свободной обстановки (если человек молчит первые 10 минут, он будет молчать все время). Изначально тема формулируется общо: «Как вы покупаете книги?»

    3. Основные вопросы (двухуровневая структура).

      • Основная тема (5-7 тем)

      • Зондирование ответов. В топик-гайде есть только основные темы.

    4. Заключительный этап (5-10 мин.)

      • Модераторы вспоминают, что еще нужно обсудить

      • Просят резюмировать беседу

      • Совет директору («что бы вы посоветовали…»)
    Важно проверять вопросы гайда на излишнюю абстракцию

    Вопросы нужно формулировать так, чтобы они легко произносились

    Требования к модератору:


    • Основное качество – уметь поддерживать и направлять спонтанную дискуссию (не допуская отклонения от темы). Главная задача – свободное обсуждение интересующих вопросов.

    • Одновременное проявление беспристрастности и интереса.
    Принципы для модератора по руководству фокус-группы:

    • Ориентация на цель исследования

    • Навык различения информации и шумов. Нужно уметь различать релевантную и нерелевантную информацию.

    • Нейтральность. Не нужно давать личные оценки.

    • Гибкость. Нужно вести дискуссию согласно гайду, но уметь переключаться между темами.

    • Приветливость и доброжелательность.
    Основные стили ведения фокус-группы:

    • Мягкий

    • Жесткий
    Личностные качества модератора:

    • Высокая работоспособность

    • Возможность выдерживать напряженный график

    • Высокая внутренняя мотивация на выполнение работы качественно

    • Умение хранить конфиденциальную информацию и оправдывать доверие

    • Умение эффективно работать когда за тобой наблюдают

    • Быстрая обучаемость

    • Умение освоить большой объем информации

    • Дружелюбие, умение быстро устанавливать благоприятные отношения с людьми

    • Хороший слушатель
    Профессиональные качества модератора:

    • Способность эффективно вести групповой процесс

    • Умение задавать вопросы и фокусировать внимание на теме

    • Способность вернуть беседу к нужной теме

    • Способность сохранять объективность и безоценочное восприятие

    • Умение понимать невербальные реакции и использовать их для поддержания дискуссии

    • Способность говорить понятно ля всех участников группы

    • Умение донести до заказчика запрашиваемую информацию
    Техника управления работой группы:

    • Техника управления групповой динамикой, борьба с доминантными участниками

      • Индивидуальные письменные задания (описать свои идеи, нарисовать ассоциации с словом)

      • Язык телодвижений, визуальное моделирование

      • Переадресация вопросов

      • Пространственное расположение участников за столом

    • Энергетическая подпитка группы

      • Персонификация

      • Искусственный конфликт

      • Переход к новой теме

      • Техника выявления глубинных установок. Методика личностных ассоциации

      • Концептуальное картографирование

      • Сравнительный анализ

    • Снятие шелухи
  • МЕТОД ФОКУС-ГРУПП Метод фокус - групп относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий. Кроме этого, данный позволяет заказчику наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы. фокус - группы относительно низка (например, по сравнению с глубинными ). Фокус - может применяться в сочетании с другими методами (как количественными, так и качественными) и как самостоятельный метод сбора информации.
    Отличительные особенности фокус - групп
    В отличие от количественных методов исследования (например, социологический ), который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус - группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’ Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом (количественном) исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме.
    Фокус - группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Чаще всего фокус - группы используются для реализации следующих целей:
    генерирование идей;
    проверка гипотез для количественных исследований;
    подготовка инструментария для количественных исследований;
    интерпретация результатов количественных исследований;
    изучение особенностей поведения отдельных групп людей.
    Количество участников группы - от 8 до 12 человек. В качестве критериев отбора участников используются пол, уровень доходов и т.д.

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

    Книги

    • Метод фокус-групп , С. А. Белановский. Метод фокус-групп или групповое глубокое интервью относится к числу так называемых `гибких` или `качественных` методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах…
    • Метод фокус-групп , Белановский С.А.. Метод фокус-групп или групповое глубокое интервью относится к числу так называемых "гибких" или" качественных" методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах"…

    Метод фокус-группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

    Данный метод начал применяться в середине XX в. Впервые он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия на население радиопередач. Ныне этот метод широко используется в социологии, психологии, политологии, экономике и т.п.

    Методу присущи следующие характеристики:

    численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

    группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин -- «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;

    длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

    дискуссию ведет модератор -- опытный социолог или психолог.

    Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

    Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

    написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;

    подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

    набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;

    написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

    Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

    помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

    обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

    если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

    В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

    Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

    В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

    В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

    Преимущества метода фокус-группы

    благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами эмоций, искреннего выражения мнений.

    результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными заказчику исследования

    метод фокус-групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты.

    Ограничения метода:

    материалы модератор подготавливает фактически интуитивно

    трудность представляет подбор участников дискуссии, что объясняется основным требованием метода: участник должен полностью «раскрыться», быть искренним. Именно поэтому в фокус-группах не должны принимать участие специалисты в данной области, близкие знакомые модератора, участники прошлых фокус-групп.

    участников необходимо вознаградить -- деньгами, подарком или сувениром.

    Несмотря на минусы, в последнее время метод применяется довольно часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными.

    Фокус-группа является качественным, т.е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении. Метод фокус-группы может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус-группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных.