Физиологические свойства внимания. Внимание - физиологический многоуровневый фильтр

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач.

Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, а с другой стороны сосредоточенностью сознания на чем-то, требующим особой осознанности.

В жизни каждого человека могут быть случаи, когда что-то лучше выполнять при рассредоточенном внимании, а иногда от человека требуется четкая концентрация внимания на каком-то предмете.

Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться.

Рассредоточенное внимание также необходимо человеку в том случае, если он должен выполнять одновременно несколько действий. Большие трудности при выполнении сложных заданий уменьшаются в случае постоянных тренировок внимания, и выполнение этих заданий становится привычным. Человек достигает автоматизма, т.е. происходит автоматическая обработка информации, следовательно требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения этих заданий.

Одни считают, что внимание - это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

физиологическая основа внимания - механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит как вам уже известно, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой.

И. П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» 1.

Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии.

Заметим, что Павлов часто употреблял выражение «оптимальный очаг (участок) возбуждения». Что это значит?

Дело в том, что в каждый момент в коре обычно существует несколько очагов возбуждения, причем один из них преобладающий, но не в том смысле, что он самый сильный, а в том смысле, что он наиболее благоприятен (слово «оптимальный» и означает «наилучший», «.наиболее благоприятный») для протекания психических процессов, для познавательной и творческой деятельности. В нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчетливое восприятие, ясная работа мысли, продуктивное запоминание. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным очагом возбуждения, но так бывает не всегда. Например, спльнейший очаг возбуждения, возникший в результате нервного потрясения или обилия впечатлений, отнюдь не оптимальный.

Итак, физиологическая основа внимания - наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.

Иногда под влиянием ярко выраженной целеустремленности человека, наличия у него твердых жизненных установок и захватывающих интересов в коре головного мозга возникает сильный оптимальный центр возбуждения, названный доминантой (от латинского слова «доминанс» - господствующий). Этот центр возбуждения доминирует, господствует над всеми другими центрами возбуждения не только в том смысле, что он подавляет, тормозит их. Доминантный очаг способен усиливаться за счет других, второстепенных центров возбуждения, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от очага оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышенной устойчивостью, длительностью, стойкостью. Известно, например, что композитор Бетховен, изобретатель Эдисон, писатель Бальзак сутками могли обходиться без сна и еды, захваченные процессом творчества. Наличие доминанты можно наблюдать и у некоторых подростков или

46. По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепро-извольное.

Непроизвольное внимание. В психологической литературе употребляется несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других - эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности, связываемыми с этим объектом.

Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека.

Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь неспособна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.

Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены. Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем делать Произвольное внимание. Синонимами слов произвольное внимание являются слова активное и волевое. Все термины подчеркивают, что в сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. им замечания.

Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществить. Когда шофер ведет машину, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, ученый продумывает результаты эксперимента, то ни один из них не может быть несосредоточенным, если он хочет получить положительные результаты.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между учащимися во время урока затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание . Третий вид внимания - после-произвольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Внешнее и внутреннее внимание. По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное,перцептивное, и внутреннее внимание. Различение перцеп-"\"""юго и внутреннего внимания важно в управлении вниманием ^\"позволяет понять некоторые особенности личности. Внешне-И правленное внимание включено в перцептивную деятельность НЗтовека и регулирование предметной деятельности. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Оно не имеет места в животном мире, где нет осознания своей психической жизни. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга; трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли. Поддерживанию внутреннего внимания способствуют редуцированные внешние действия: шевеление губами, проговаривание отдельных слов, жестикуляция, непроизвольное рисование и др. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.

Коллективное внимание - сосредоточение всех учеников на одном предмете.

Групповое внимание - сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.

Индивидуальное внимание - сосредоточение внимания на своем задании.

Свойства внимания -направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость -связаны со структурой деятельности человека.

Концентрация внимания (сосредоточенность ) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна.

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные.

Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи

Недостаток внимания, который называют рассеянностью . Первый вид рассеянности - это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. Подобная рассеянность - результат плохого воспитания. Второй вид рассеянности - следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, - у ученых, творческих работников в области искусства.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает, когда окружающие малыша люди направляют его внимание, руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого малыш усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Возрастное развития вниманияПроцесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, ги-поталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П.Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».

Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е.Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременные с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении. Возможно, однако, и слияние действий двух или нескольких одновременных раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия возбуждений также является одной из основ выделения раздражений и течения процессов в определенном направлении.

Существенно важен для понимания физиологической картины динамики внимания установленный Ч.Шеррингтоном и широко использованный И.П.Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются диф-ференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный момент - «творческий отдел больших полушарий». Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Этот процесс Павлов образно описал так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы бы увидели на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливое, неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» [И.П.Павлов. Поли. собр. соч. Т. 3, кн. 1. С. 248]. Именно этому «светлому пятну» и соответствует более ясное осознание нами того, что воздействует на нас и вызывает это повышенное возбуждение.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком АА.Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями.

Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - «детекторы новизны» - активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей организм, сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пишу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы иерархически зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется оп­ределенной направленностью и избирательностью. Внимание - это направлен­ность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсор­ной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо уси­лий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, т. е. рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Не­произвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию чело­века в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание возникает тогда^.когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатываетпрограмму действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «из­влекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, при­нимать правильные решения.

Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может ра­ботать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связы­вают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятель­ности.

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и тор­можения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда свя­зана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми осталь­ными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляет­ся контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.



Любая избирательная деятельность мозга связана с определенным уровнем его активности, который в свою очередь задается специальным мозговым аппара­том, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга.

Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражителями из внешней среды (например,

Сигнал опасности). Раздражители могут влиять на деятельность мозга двумя пу­тями: через ретикулярную формацию и специфические сенсорные зоны коры и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания.

Произвольное внимание связано с деятельностью лобных долей больших по­лушарий и формированием доминанты в определенном центре мозга (доминиро­вание очага возбуждения).

Оба механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспе­чивающую вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятель­ности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.

Развитие внимания

Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирова­ния доминанты, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание значительно затруднена. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.

Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания фор­мируются только к 12-13 годам, когда морфологически и функционально созре­вают участки лобных долей.

В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических ме­ханизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся воз­можна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей.

Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспита­тельных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни ре­бенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет.

Большое значение для привлечения внимания школьников имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы.

Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его фи­зиологических механизмов, т. е. к 12-13-летнему возрасту.

Качества внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами, или свойствами, внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.

Устойчивость внимания - временная характеристика. Она определяется дли­тельностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доми­нантного очага возбуждения. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внима­ния, таким образом, характеризуется как длительностью его сохранения, так и сте­пенью концентрации в течение всего данного периода.


Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые оно направлено, и активности личности.

Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов. Невозможно сколько-нибудь длительно удерживать внимание на одном и том же объекте, если он сам не меняется или его нельзя рассмотреть с разных сторон. Все единообразное снижает внимание. Увеличение сложности объекта также повышает устойчивость внимания. Слож­ные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако такая сложность должна быть оптималь­ной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабле­ние внимания. Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов - одно из важных условий повышения вниматель­ности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.

Большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения играет активность личности, которая может проявляться внешне в практических действиях с объекта­ми, а может быть связана с постановкой и решением-разнообразных задач, предпо­лагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установлением связей.

Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками. Одной из них являются колебания внимания, под которыми понимают периодичес­кие кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания (уси­ление или ослабление). Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его слышать. Эти смены проте­кают скачкообразно, в короткие промежутки времени.

Субъективно такие незначительные, кратковременные колебания в рамках ус­тойчивого сосредоточения часто не замечаются и существенно не влияют на эф­фективность многих видов деятельности.

Устойчивость внимания меняется в течение длительной работы. Подобные сдви­ги рассматриваются как стадии сосредоточения:

■ первоначальное вхождение в работу;

■ достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

■ снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Такие изменения устойчивости внимания наблюдаются у учащихся на протяже­нии урока: трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточе­ния и некоторое ослабление внимания к концу урока вследствие наступающего утомления.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Переключение может быть обусловлено: " программой сознательного поведения, особенностями деятельности (при пе­реходе от одного объекта, одного действия к другому в пределах определен­ной деятельности);

■ необходимостью включения в новую деятельность;

■ потребностью в отдыхе (когда предыдущая работа уже привела к утомлению).

Если деятельность в течение длительного времени остается неизменной и проис­ходит лишь смена объектов или операций, то возможно переключение внимания при сохранении его устойчивости. Подобное переключение при продолжитель­ной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость вни­мания, однако оно не должно быть слишком частым.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий, в частности, от особенностей предыдущей и последующей деятельности. Так, успешность пере­ключения значительно снижается при переходе от легкой деятельности к труд­ной, от более интересной к менее интересной. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит также от того, насколько было привлечено внимание к предыдущей де­ятельности: при глубоком сосредоточении переключение достигается с трудом. Большое значение имеет и то, насколько важна новая деятельность для личности, насколько ясна ее цель.

Имеются существенные индивидуальные различия в переключении внима­ния. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной деятельности к другой, для других это требует длительного времени и значительных усилий. Предполага­ется, что индивидуально-типологические особенности обусловлены различиями в подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показате -лей переключения путем упражнений.

Учебный процесс предполагает смену видов и форм активности (смена пред­метов в течение школьного дня, этапность изучения материала на уроках), что вызывает необходимость переключения внимания учащихся. Рациональное пе­реключение внимания важно и с точки зрения гигиены умственного труда, по­скольку способствует поддержанию работоспособности.

Существует непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточен­но в присутствии отвлекающих раздражителей, имеются значительные индиви­дуальные различия. Предположительно они связаны с силой нервных процессов. Например, у лиц с сильными нервными процессами при решении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность работы может даже несколько повышаться. При сла­бых нервных процессах такое же воздействие может привести к ухудшению пока­зателей умственной деятельности.

Распределение внимания - это свойство, с которым связана возможность од­новременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов.деятель-


ности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятель­ности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержани­ем своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагиро­вать, если учащиеся отвлекаются, нарушают дисциплину. При опросе учащихся нужно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зре­ния весь класс. Умение распределять внимание в значительной степени определя­ется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труд­нее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно. Совмещать два вида умственной деятельности довольно трудно. Распределение внимания более эффективно при сочетании двигательной и умственной деятельности. Продуктив­ность умственной деятельности при этом может снижаться в большей степени, чем моторной. Во всех случаях основным условиемГуспешного распределения вни­мания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуще­ствляемых видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятель­ностью, оно может быть развито через упражнения и накопления соответствую­щих навыков.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспри­нимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объ­ектов (букв, цифр, фигур и т. д.) за время 0,07-0,1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспри­нимаемых объектов. Например, легко воспринимаются слова до 14 букв. Вместе с тем, воспринимая объект в целом, человек может не заметить в нем ошибок.

Объем внимания младших школьников очень ограничен. Основным услови­ем его расширения является формирование умения группировать, систематизи­ровать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Границы между объемом, распределением и переключением внимания прак­тически неуловимы, они являются сторонами единого акта. В трудовой деятель­ности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения - дополняться и заменяться быстрым переключением внимания.

Расстройства внимания

Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может прояв­ляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность - одна из причин снижения работоспо­собности и неорганизованного поведения.

Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особен­ность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и мо­жет быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безна­казанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеян­ностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстрой­ством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный харак­тер - как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомле­ния. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.

О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в ра­боту, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слы­шит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивнос­тью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружаю­щим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математи­ческих расчетах и т. п.), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необ­ходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним от­носятся чрезмерная подвижность внимания, т. е. постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая под­вижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представ­лений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых орга­нических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной ор­ганизации познавательного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?

2. Какие формы памяти выделяют?

3. Как можно улучшить память?

4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?

5. Что такое внимание?

6. Какие основные свойства внимания выделяют?


ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Физиологические основы внимания

Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое наиболее развернутое выражение в принципе доминанты Ухтомского . 153 Павлов для обозначения этого явления говорит о центре оптимальной возбудимости.

"В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, - пишет Ухтомский, - является физиологической основой акта внимания и предметного мышления".

Предшествующие попытки объяснения внимания, господствовавшие в психологической литературе, могут быть, по классификации Дюрра, разделены на теории проторения путей (Эббингауз), теории торможения , или задержки (Вундт), и теории поддержки (Мюллер).

Принцип доминанты, по Ухтомскому, является "общим рабочим принципом нервных центров". Термином "доминанта" Ухтомский обозначает "господствующий очаг возбуждения". В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи ее в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные "главенствующие очаги возбуждения". Эти очаги возбуждения, привлекая к себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозя другие нейтральные участки, могут существенно разнообразить работу центров. "Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма". При этом доминанта является не топографически единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные, раздражения могут подкреплять доминанту, потому что влияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбуждений направляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбужденное состояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правило подкрепления доминанты) . Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Между тем доминанта передвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг. Каждая смена доминанты влечет за собой и смену установок, являющихся внешним выражением смены доминантных процессов в высших этажах центральной нервной системы. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабые раздражения при процессе внимания способствуют его концентрации. Ухтомский ссылается на эти психологические данные в подтверждение своего принципа доминанты и ее отношение к субдоминантам. В частности, Мейман экспериментально установил, что процесс интеллектуальной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной, мертвенной тишине. Некоторые дополнительные раздражения, нарушающие монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражения усиливают основные, которые переключают их на свои пути. В этом педагогически чрезвычайно важном положении для рациональной организации работы убеждает и повседневный опыт.

Учение Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение Ухтомского о доминанте дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Анатомия Структуры, ответственные за память, разбросаны по многим участкам головного мозга, хотя особое значение имеет область, называемая гиппокампом, в основании височной доли каждого из полушарий. Если эта область

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Физиологические основы памяти Сохранение следов в нервной системеЯвления длительного сохранения следов раздражителя отмечались исследователями на всем протяжении развития животного мира.Многократно наблюдался факт, что однократное раздражение электрическим ударом

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Физиологические и психологические основы внимания Говоря о внимании, мы в первую очередь имеем в виду активное внимание, физиологические механизмы которого связаны с активной мозговой деятельностью. Следовательно, их изучение возможно только при общем бодрствовании

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

53. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном и широко использованный И.П.

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Физиологические потребности На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы

Из книги Загадка смерти. Очерки психологической танатологии автора Налчаджян Альберт Агабекович

Физиологические объяснения Чаще всего предлагается следующий вариант физиологического объяснения: поскольку мозг в фазе клинической смерти оказывается в состоянии кислородного голодания, то психические явления, воспринимающиеся умирающим, могут быть последней

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Физиологические основы внимания Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§16. Физиологические основы восприятия Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

§22. Физиологические основы и внешнее выражение внимания В основе внимания лежит один из важнейших законов работы больших полушарий мозга, подробно изученный И. П. Павловым,- закон индукции нервных процессов (стр. 8). Согласно этому закону, всякий возникающий в коре

Из книги О памяти и мнемонике автора Челпанов Георгий Иванович

Физиологические симптомы Застенчивые люди описывают следующие физиологические симптомы своего состояния: пульс учащается, сердце колотится, выступает пот, начинается нервная дрожь. Однако мы все испытываем подобные реакции в связи с любой сильной эмоцией – будь то

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Физиологические основы памяти Конечно, многие из читателей этой книжки слышали о мнемонике, или "искусстве приобрести хорошую память", но, наверное, очень немногие знают, что такое мнемоника на самом деле. Если бы такое искусство в действительности было возможно, то оно

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

§ 2. Физиологические основы эмоций Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Физиологическая основа внимания

Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы. Простейшим таким механизмом является физическая переориентация наших сенсорных датчиков в сторону этих объектов:

В случае зрения это означает перевести взгляд, чтобы интересующий предмет попал на наиболее

чувствительный участок сетчатки;

В случае слуха это поворот головы лицом к источнику звука, для более полного и качественного восприятия этого звука, или приближение одного уха к близкому источнику звука;

В случае осязания это прикосновение рукой к тому иному интересующему нас предмету;

В случае обоняния это активное втягивание воздуха (принюхивание);

В случае вкуса это "проба на зуб".

Другого рода механизмы - особенности работы головного мозга, активизация тех или иных участков при изменении объекта внимания. Проведенные исследования позволили предположить, что мозг располагает двумя отдельными системами, которые производят отбор входных сигналов:

Система, связанная с локализацией объекта и которая отвечает за выбор одного местоположения среди всех остальных, а также за переключение с одного местоположения на другое (это так называемая задняя система, потому что образующие ее структуры мозга - часть теменной коры и некоторые подкорковые структуры - находятся в задней части мозга;

Система, связанная с внутренними свойствами объекта (например с формой и цветом), - передняя система, включающая в себя передние структуры: передний поясок и некоторые подкорковые центры.

Показано, что объект внимания выбирается или по его местоположению, или по внутреннему свойству. И алгоритмы такого выбора реализуются в совершенно разных участках мозга.

После выбора объекта внимания происходит другие интересные вещи. Если, например, внимание на тот или иной объект было выбрано по основанию "цвет", тогда активизируются участки зрительной коры, которые обрабатывают цвет. В общем, участки мозга, имеющие отношение к свойствам, на которые направляется внимание, усиливают свою активность.

Внимание, как и любой психический процесс, имеет физиологическое выражение. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Согласно закону индукции нервных процессов, установленному Ч. Шеррингтоном, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.