Фгос и фгт действуют для. Чем отличается фгос от фгт? «чем отличается фгт от фгос дошкольного образования»

Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.

Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.

В какие-то не было бы времена, какие бы стандарты не разрабатывало руководство государства для образования детей, остается неизменный костяк требований к программам воспитания и образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, что общего и в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Общее:

Сохранение вариативности дошкольного образования;

ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;

2 части ООП: обязательная и вариативная;

Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду;

Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка и родителей;

Комплексный подход;

Основное содержание разделов;

Основные виды детской деятельности;

Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми и в самостоятельной деятельности;

Основные принципы построения предметно-развивающей среды.

Разница:

Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);

Изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержательный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презентация программы»

Изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;

Изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;

Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» заменены «целевыми ориентирами».

И все же, ФГОС ДО (стандарт) - это документ, который не требует унифицировать образование, а даёт возможность в разных ситуациях создавать условия, необходимые для успешного развития детей в обстановке эмоционального благополучия.

Каждый регион имеет право учитывать в образовании и в развитии детей особенности национально-культурного разнообразия, географического положения, климата и т.п.

Стандарт призван обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам нужно уметь работать.

Семья имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности.

Стандарт предусматривает разные образовательные программы. Это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства. Педагоги могут сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ.

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще итребования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются втребованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления:познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) .В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области:коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию, а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть, формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС вбольшей мереориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества, желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Различия между ФГОС и ФГТ»

Разница ФГОС И ФГТ дошкольного образования

Три группы требований:

К структуре

Условиям

Результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Две группы требований:

К структуре

К разделам

Отдельный документ

ФГТ к условиям

Разделы -

1. целевой:

– пояснительная записка

– результаты освоения ООП (как целевые ориентиры)

– описание форм, способов, средств реализации программы

3. организационный

Разделы -

1. пояснительная записка

2. организация режима пребывания детей в ОУ

5. планируемые результаты освоения детьми Программы

6. система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

и 10 образовательных областей

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое

ФГОС к предметно-пространственной среде:

Трансформируемость

Полифункциональность

Вариативность

Доступность

Безопасность

ФГТ к предметно-развивающей среде:

Вариативность

Полифункциональность

Трансформируемость

Информативность

Педагогическая целесообразность

Группы в одной организации могут действовать на основе различных программ

Стандарте в процессе дошкольного образования делается акцент на развитие, а не на обучение

В Стандарте прописано, сто воспитатель не должен готовить ребенка к школе, это школа должна принимать его таким, какой он есть

Требования к реализации ООП. Порадовали такие моменты стандарта - запрещение оценивать подготовку ребенка (к чему бы то ни было, даже к школе) и проводить аттестацию детей или педагогов.

Могут проводиться исследования– с согласия родителей и в рамках конкретных программ, но не контроль, инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

Дополнительный раздел: краткая презентация для родителей.

www.maam.ru

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО

Требования ФГОС

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на

Формирование общей культуры,

Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Интегративные качества

Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Принципы

Научной обоснованности и практической применимости;

Полноты, необходимости и достаточности;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

Интеграции образовательных областей;

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

П.1.2. (законодательство РФ) :

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…

П.1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.сотрудничество Организации с семьей;

6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.возрастная адекватность дошкольного образования;

9.учет этнокультурной ситуации развития детей

Структурирование содержания

4 линии развития детей, 10 образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие;

Ранний и дошкольный возраст

Мониторинг результативности образовательной деятельности

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (оценка итоговых и промежуточных результатов освоения Программы) , позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга

П.3.2.3. .

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) , которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Структура образовательной программы

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ;

Принципы и подходы к формированию Программы.

Пояснительная записка:

1.цели и задачи реализации Программы (п.2.4)

2.принципы и подходы к формированию Программы (п.1.4)

3.характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях…(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) ;

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

1. Обязательная часть ОП: в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

u специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

u выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Организационный раздел

Если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений , может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п.2.12) .

Дополнительный раздел

Текст краткой презентации ОП, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления:

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

Используемые Примерные программы;

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Условия реализации ООП

Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми

Сохранение психического здоровья воспитанников

Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса

Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста

Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования

Построение взаимодействия с семьями воспитанников

Создание системы организационно-методического сопровождения ОП

Разделение воспитанников на возрастные группы

Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников

Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями

3.2.1. Психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) ;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий..

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста….

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

консультативной поддержки педагогических работников и родителей…

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий..

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки..

Кадровые условия

Уровень квалификаций педагогических и иных работников

Непрерывность профессионального развития педагогических работников

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Материально-технические условия

Источник perm371.ru

4 Дополнительный раздел- краткая презентация

4. Требования к структуре образовательной программы

ФГТ (2 части) обязательная (не менее 80%) часть формируемой участником образовательного процесса (не более 20%)

ФГОС обязательная (не менее 60% от общего объема) часть формируемой участником образовательных отношений (не более 40%) дополнительный раздел, краткая презентация (ориентирована на родителей)

5. Требования к результатам освоения

ФГТ Итоговый результат освоенияПрограммы представляет собойсовокупность интегративных качеств

ФГОС Требования Стандарта к результатам освоения

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры (6 пунктов)Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

6. Требования к условиям

ФГТ Создание развивающей образовательной среды

ФГОС (5 частей)

Материал с сайта nsportal.ru

МДОБУ ДС №2 - ФГОС

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Анализ предметно-развивающей среды

в МДОБУ ДС № 2 Росинка г. Тынды Амурской области

в соответствии с ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Развивающая среда в МДОБУ ДС № 2 с учетом ФГОС построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Она обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Оборудование размещено по зонам, широко используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп: организовано несколько предметно-развивающих зон для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных зон. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

В игровых зонах находятся материалы, активизирующие познавательную деятельность:

  • развивающие игры,
  • технические устройства и игрушки,
  • модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, песочные часы, микроскопы, колбы, мензурки, различные виды бумаг, пуговиц и прочее;
  • большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования (пищевые и непищевые красители) , составления коллекций (гербарий, древесные спилы, разнообразные камни по своей структуре и т.д.) .

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, прачечная, где размещены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. Для детей создан уголок ряжений.

В уголках экспериментирования (мини-лабораториях) находится большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, коктейльных трубочек) , которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников в наличии имеются материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, куклы-школьницы, атрибуты для игр в школу.

Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Т.о., предметно-развивающая среда МДОБУ ДС № 2 Росинка г. Тынды соответствует ФГОС, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей. Элементы декора сменяемы. В каждой группе имеется место для детской экспериментальной деятельности.

Учтена ведущая роль игровой деятельности.

Поиск

Подробней на сайте mdou2.ucoz.ru

Сравнительная таблица ФГТ к структуре ООПДО и ФГОС ДО.

Элементы сравнения

ФГТ к структуре ООП ДО

Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Время реализации программы

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Объем программы

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

Часть формирования участниками

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) ; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы) , методики, формы организации образовательной работы

Модель образовательного процесса

Программа должна:основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Образовательный процесс в образовательном учреждении должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность, что выдвигает определенные требования к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры воспитанников в детском саду;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте1.6 Стандарта.

Вариативность программ в организации

Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы) , методики, формы организации образовательной работы.

Структура пояснительной записки, целевого раздела программы

Пояснительная записка должна раскрывать: 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие) ; 5) принципы и подходы к формированию Программы.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Структура обязательной части

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) ; 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Социальная ситуация развития ребенка

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) ;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) , через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Структура организационного раздела

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Дополнительный раздел

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Взаимодействие с семьей

Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Планируемые результаты освоения ООП ДО (требования к результатам)

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ;

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) , которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.

По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.

Сравнение

ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.

Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.

Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.

Общее образование – это следующие уровни:

  1. Дошкольное образование (детские сады, ясли).
  2. Начальное общее образование.
  3. Основное общее образование.
  4. Среднее общее образование.

Профессиональное образование идет по таким уровням:

  • Среднее профессиональное образование.
  • Высшее образование – степень бакалавра.
  • Высшее образование – магистратура.
  • Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).

Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.

Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?

Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт , применяемый для конкретного уровня образования.

федеральные государственные требования , предъявляемые ко всем уровням образования.

Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.

Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.

Чем отличается ФГОС от ФГТ?

Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).

Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел . В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.

Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом. Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.

Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).

Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.

Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.

Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.

Маленькое заключение

Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Требования к структуре основной образовательной программы ДО. ФГТ Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ФГОС Коммуникативно –личностное развитие Познавательно –речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие

3 слайд

Описание слайда:

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

4 слайд

Описание слайда:

Основные разделы программы ФГТ *Пояснительная записка; *Организационный; *Содержательная; * Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; * Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС *Целевой; *Организационный; *Содержательный; В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

5 слайд

Описание слайда:

Обязательная часть ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности: Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная

6 слайд

Описание слайда:

ФГОС в ДОУ и в начальных классах Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

7 слайд

Описание слайда:

Структура программы опирается на три направления: 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

8 слайд

Описание слайда:

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

9 слайд

Описание слайда:

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

10 слайд