Фет основные этапы формирования творческой личности. Сообщение о творчестве а фета

А. А. Фет (1820—1892) гораздо менее антологист, нежели Майков; в его первом сборнике «Лирический пантеон» (1840) антологических стихов очень мало («Вакханка», «Уж, серпы на плеча взложив, усталые жницы...»); гораздо больше в нем проявлений эпигонского романтизма — ориентальные, средневековые и фольклорные баллады («Похищение из гарема», «Замок Рауфенбах», «Удавленник»), испанские («Серенада») и восточные («Одалиска») сюжеты с характерным стилистическим оформлением, лексическим составом.

В начале 40-х гг. Фет еще не раз обращается к «подражаниям древним», создает немало великолепных антологических стихотворений, отличающихся «и яркостью, и ясностью выражения», — стихотворение «Диана» (1847), например; однако жанр этот ему внутренне чужд.

Направление дальнейшего творчества Фета определяет не «картинность или пластичность образов», но «субъективно-поэтическое настроение». Если, по определению современника, в Майкове главное — «сосредоточенная наблюдательность внешних проявлений природы, наблюдательность живописца, чуткого к красоте красок и линий», то Фета в первую очередь характеризует «безотчетно-восторженное стремление к воссозданию словом поэтических моментов нашей жизни, — стремление, которым уже в то время отличался г. Тютчев и с которым г. Фет готовился вступить в литературу».

Будущий Фет уже легко угадывается в начинающем литераторе. В 40-е гг. им созданы стихотворения в такой же степени «фетовские», как и те, которые относятся к более позднему времени — периоду его творческого расцвета. В большинстве ранних стихов Фета заметно стремление к известной сложности тематического движения, целиком обусловленногоего сугубо индивидуальными ассоциациями.

Нарушается плавный ход поэтической мысли; отсутствие определенных звеньев в ее развитии создает ощущение недосказанности, фрагментарности, случайной связи мотивов («Облаком волнистым...», 1843; «Как идет к вам чепчик новый...», 1847; «Кот поет, глаза прищуря...», 1842; «Я жду... Соловьиное эхо», 1842). Фет не стремится к четкости, определенности лирической ситуации, психологической проясненности образов.

Главное для него — воспроизвести эмоциональную атмосферу, передать настроение, фиксировать неопределенные, неясные, смутные душевные движения человека, отдельные моменты в развитии чувства, в развитии отношений героев («Кенкеты, и мрамор, и бронза...», 1847; «На двойном стекле узоры...», 1847; «Ты говоришь мне: прости...», 1847).

Не случайны частые повторения у Фета неопределенных оборотов — что-то, как-то, какое-то («Какой-то тайной жаждою», «Какой-то дух ночным владеет садом»), отрицательных, вопросительных интонаций («Я ж не знаю: в жизни здешней Думы ль правы, чувства ль правы?.. Слышу, сердце чаще бьется, И со мною что? — не знаю!»).41 Уже у раннего Фета современникам было заметно это «умение... ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия».

Характер предмета изображения в поэзии Фета объясняет его частые обращения к теме сновидений, мечтаний, грез («Я в моих тебя вижу все снах...», 1847; «Эти думы, эти грезы...», 1847; «Фантазия», 1847). Важнейшие эстетические принципы, определившие поэтику зрелого Фета, декларированы им уже в 40-е гг.

Невозможность передать в слове эти «смутные, мимолетные ощущения души человеческой» заставляли поэта обращаться к языку «души» («О, если б без слова Сказаться душой было можно!»), «языку очей» («И все пересказать ей языком очей»), языку запахов («Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой»), языку звуков:

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами —

Звуком на́ душу навей.

Здесь принципиальное обоснование «музыкальности» поэзии Фета, в этом отношении продолжающей «мелодическую» линию Жуковского и Тютчева. Уже в 40-е гг. было написано стихотворение «Свеж и душист твой роскошный венок...», лирическая тема которого развивается по законам движения темы музыкальной (такова, в частности, функция рефрена). К этому же времениотносится цикл стихов с характерным названием «Мелодии» («Тихая, звездная ночь...», 1842; «Буря на не́бе вечернем...», 1842; «Улыбка томительной скуки...», 1844; «За кормою струйки вьются...», 1844).

В 40-е гг. оформляется и удивлявший современников поэта принцип словоупотребления — «странные» эпитеты, казалось бы невозможные соединения слов, воспринимаемые как невероятная «лирическая дерзость».

Ранние стихи Фета наполнены режущими слух читателя и критика 40-х гг. сочетаниями типа «звонкий сад», «тающая скрипка», «длинные взоры», «румяное детство», «серебряные сны», которые становятся возможными при обращении не к прямому значению слова, но к чрезвычайно расширенному переносному; связь между основным значением и переносным устанавливается по линии чисто эмоционального восприятия слова.

Поэзия Фета уже в 40-е гг. была замечена современниками. Обращение к миру простых, повседневных человеческих чувств, поэтизация близких и понятных всем душевных движений, необыкновенное искусство лирического общения с читателем — все это было ново, необычно, привлекательно.

В том же направлении развивается и поэтическое творчество Я. П. Полонского (1819—1898), близкое Фету своей мелодической формой. Его стихотворения-романсы 40-х гг., такого типа как «Солнце и Месяц» (1841), «Вызов» (1844), «Затворница» (1846), «Песня цыганки» (1853), «Колокольчик» (1854), — образцы несколько модифицированной в соответствии с требованиями времени романсной лирики, уже с конца 30-х гг. вытесняющей традиционную классическую элегию.

И Майков, и Щербина, и Фет, и Полонский, каждый в соответствии с особенностями своего индивидуального дарования, прокладывали пути к освобождению современной поэзии от того «унылого, недовольного, грустно-ленивого элемента», который сообщал ей «печать однообразия».

Их, по словам Дружинина, «свежие, сильные, самоуверенные, иногда нестройные» голоса возвращали поэзии утраченные ею жизненную достоверность, простоту, естественность; открывали новые возможности художественного постижения мира. В 40-е гг. творчество каждого из названных поэтов воспринималось как явление, противостоящее, с одной стороны, вульгарному романтизму, а с другой — «рефлективному» направлению в поэзии, и в этом отношении стихотворения поэтов-антологистов и поэзия Фета равновелики.

Однако в более широком плане, как определенный этап становления русской поэзии в целом, ранняя лирика Фета гораздо более значительна, чем антологические опыты Майкова или Щербины. Антологическая лирика не заключала в себе предпосылок к дальнейшемуразвитию, не указывала и пути этого развития. Открытия же, сделанные Фетом в 40-е гг., по существу определили принципиально новый поворот в развитии интимно-психологической лирики, многие десятилетия оставались живым литературным явлением, были подхвачены поэтами начала нового века.

Как поэт 40-х гг. Фет безусловно испытал на себе «веяния времени», содержание которого Белинский выразил следующим образом: «Действительность — вот лозунг и последнее слово современного мира!». «Материал» поэзии Фета — в общем тоже действительность, но лишь узкая, определенная ее область: область душевной жизни человека, его чувств и впечатлений.

Фета не интересует мир современных идей и современных образов: общественная индифферентность поэта проявилась уже в первых его стихотворных опытах. В своем поэтическом развитии он не случайно идет от уже принятой в предшествующее десятилетие эстетической системы; поиски нового поэт ведет в пределах чисто романтической сферы. На частном примере творческих взаимоотношений Фета с Бенедиктовым это хорошо показал К. Шимкевич.

По иному пути шло преодоление поэтической традиции 30-х гг. в творчестве поэтов, не чуждых идеологического, общественного движения своего времени. Здесь источником новых средств лирического выражения явилась проза. Это обращение к ведущему жанру эпохи было вполне оправдано, поскольку именно в прозе — и, более конкретно, в прозе «натуральной школы» — нашли свое выражение передовые идеи времени.

Подобное явление не однажды наблюдалось в истории русской поэзии; характеризуя, например, поэтическую эпоху 1850—1860-х гг., И. Г. Ямпольский писал о том, что «в истории литературы не раз бывало, что на какое-нибудь поэтическое направление отчетливо ощущалось воздействие повествовательной прозы».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина , не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

Последние годы жизни

В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра .
  • Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
  • Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
  • Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино»

Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» .

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.

Выразительное чтение стихотворений.

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» . Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Выразительное чтение стихотворений о природе.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» .

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета . Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно, В мир стремлений,

Страстно, нежно Преклонений

Уповать, И молитв;

Без усилий Радость чуя,

С плеском крылий Не хочу я

Залетать Ваших битв.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?

2) Что поражало современников в характере поэта?

3) В чем суть теории «чистого искусства»?

4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

3. Индивидуальные сообщения и задания по темам:

1) А. А. Фет – поэт-музыкант.

Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.

2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?

Урок 87
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ПОЭЗИИ

Цели: расширить представление учащихся о творчестве Фета, о художественном своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.

Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.

Лишь в красоте и гармонии можно отыскать смысл понятий «божественный» и «вечный». Так полагал поэт Серебряного века Афанасий Фет - дворянин, потерявший свое имя и посвятивший жизнь его восстановлению. Хронологическая таблица Фета А. А. детально расскажет о этапах его жизни и творчества.

Происхождение и образование

Начинают появляться стихотворения Фета в издании «Москвитянин».

Благодаря содействию влиятельных знакомых (Белинского и Боткина), юный поэт стал постоянным автором в издании «Отечественные записки».

Окончание учебы. Смерть Каролины Шарлотты Фет.

Начало военной службы

После смерти Каролины Фет поддержка Шеншина становится все менее регулярной. Фет покидает Москву и поступает на военную службу. Он все еще одержим идеей вернуть себе дворянский титул, и делает все возможное для этого. При этом не перестает писать стихи. Хронологическая таблица Фета показывает, что прошло более 5-ти лет прежде, чем Афанасий смог похвастаться своими небольшими достижениями:

Первые достижения

Фет полностью отдает себя военному делу и поэзии. Результаты не заставляют себя долго ждать. Спустя 6 лет после начала военной карьеры, он уже может жить вблизи Петербурга и общаться с людьми, причастными к литературе. Хронологическая таблица Фета подтверждает сказанное:

Дата

Событие

Фет становится участником гвардейского полка, заодно получает возможность жить возле Петербурга и наладить связи с литературными деятелями (Гончаровым, Некрасовым и другими).

Приступает к исполнению военных обязанностей в Балтийском порту.

Знакомится с Л. Толстым, с которым длительное время переписывается.

Под руководством Тургенева выходит третий сборник сочинений поэта.

Отправляется в путешествие по Европе. В Париже знакомится с Марией Боткиной и женится на ней.

Отставка и дворянство

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета всегда имело много поклонников, но времена менялись. На длительное время он отошел от литературной деятельности и ударился в философию, поддерживая идеи Шопенгауэра. Неясным становится ответ на вопрос: «Сумел ли поэт вернуть себе титул дворянина?». Как показывает хронологическая таблица - Афанасий Афанасьевич Фет таки достиг желаемого:

Дата

Событие

Дослужившись до звания штабс-ротмистра, отходит от военных дел и селится в Москве.

Разрывает все отношения с издательством «Современник», где печатался многие годы. Виной этому стала статья «Шекспир в переводе Фета», где поэт был преднамеренно оскорблен.

В Мценском уезде приобретает землю и становится настоящим помещиком. Практически перестает писать.

В журналах «Русский вестник» и «Записки о вольнонаемном труде» публикует работу о защите прав помещиков, что вызывает негодование среди многих слоев населения.

Выходит два тома стихов Фета.

Фета избирают на пост мирового судьи, который он занимал долгих 10 лет. За это время он полностью отходит от поэзии и погружается в философию.

Выходит царский указ, согласно которому, Фет может вернуть себе фамилию Шеншина, а вместе ним и все законные права дворянина.

Продает имение и покупает другое в Курской губернии. С новым рвением начинает писать стихи, публикует переводы Гете и Шопенгауэра.

Последнее десятилетие

Фет смог вернуть себе дворянство, однако не остановился на достигнутом. В возрасте 66-ти лет он становится членом Академии наук и выпускает несколько собраний сочинений и переводов. Порядок выхода публикаций представляет хронологическая таблица Фета (кратко). Последние его работы представлены в виде прозы. Поэзия встречается крайне редко. Таковы события последних лет Фета:

Дата

Событие

После покупки нового имения, покупает в Москве квартиру, чтобы жить там зимой.

Выходит в свет книга, над которой поэт работал, будучи студентом - «Вечерние огни». В ней содержится переведенные произведения Горация.

Напечатано второе издание «Вечерние огни».

Выходят два тома автобиографического произведения «Мои воспоминания».

Четвертый и последний выпуск сочинений «Вечерние огни».

От сердечного приступа в Москве умирает Фет.

Афанасий Фет - великий поэт и мыслитель, переводчик и мемуарист. В его работах отражены чувства, которые вызывает окружающий мир, а сам автор постоянно пребывает в поисках гармонии. Несмотря на тонкую натуру, у него была цель, которую он успешно достиг упорным трудом. Фет - литератор, которого по праву можно называть примером для подражания, особенно если речь заходит об упорстве в достижении задуманного.