Фет еще весны душистой нега история создания. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» относится к направлению пейзажной лирики. Жанр произведения – элегия. Основная тема: череда природных явлений, происходящих в преддверии весны. Автор старается окунуть читателя с головой, дать прочувствовать эти удивительные процессы в тот самый момент, когда красавица-весна вот-вот готова вступить в свои права, её отголосками насыщено все вокруг.

Произведение состоит из трех строф. Первые две дополняют друг друга. Вначале описывается, как лирический герой наблюдает позднюю зиму. Снег еще лежит, кругом заморозки, солнце светит только лишь в полдень, птицы не поют. Но даже в этих строфах уже появляются весенние краски: березник чуть желтеет, краснеет липа в высоте. Третья строфа создаёт пейзаж противопоставленный прежнему. Весна все ближе и ближе. Пролетные журавли несут собой весть возрождения. Девушка, степная красавица, упомянутая в стихотворении, испытывает эти ощущения пробуждения природы. Фету тем самым удаётся показать, насколько тесно человек связан с живой природой, как любые перемены воздействуют на людей даже на ментальном уровне.

Поэт использует различные приёмы и средства художественной выразительности, чтобы передать и подчеркнуть, пусть даже еле уловимые, но этим и привлекательные образы и ощущения. С помощью слов «едва» и «чуть» автор доносит до читателей всю плавность, робость прихода весенней поры. Эпитеты: красавица степная, на замороженном пути, весны душистой, румянцем сизым – погружают в обстановку настоящей русской весны. Многочисленные олицетворения, оживляющие окружающее: солнце греет, краснеет липа, березник желтеет. Так же присутствует метафора – «возрождения весть живая».

Фета можно наверняка назвать настоящим художником природы. Такое небольшое по объёму стихотворение способно отправить читателя на место, где степная девушка провожает взглядом журавлей. Даёт возможность пропустить через себя эмоции, возникающие в этот удивительный миг, когда невольно хочется начать что-то новое. Как говорится, самая яркая из всех вёсен – та, что в душе.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Еще весны душистой нега

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Чужая

    Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

  • Анализ стихотворения Бунина Северная береза

    Знаменитое стихотворение "Березка" великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

  • Анализ стихотворения Северянина Запевка

    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

    Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как

А. А. Фет. Стихотворение «Еще весны душистой нега...». Анализ произведения

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году.

Главная мысль (идея)

Цель поэта в этом стихотворении - создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - пяти- и четырехстопный ямб, система рифмов­ки - АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжа­ют друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою ан­титезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно соз­дать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет...

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра - так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

/ / / Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Благодаря своему уникальному таланту, Афанасий Фет мог передать в стихотворениях мельчайшие детали, на которые большинство из нас даже не обращают внимания. Поэт в своей лирике мог бесконечно изображать красоты окружающей природы. Он говорит не только о привычных нам вещах, о смене времен года. Талант автора позволял ему наблюдать за тонкими, мимолетными изменениями, которые негласно происходят в мире.

Стихотворная работа «Еще весны душистой нега…» является ярким тому подтверждением. Казалось бы, улицы и дороги еще укрыты снегом. На деревьях нет ни набухших почек, ни молодых листочков. Однако в воздухе витает аромат приходящей весны. Она еще не вступила в полноправное владение окружающими территориями. Но, человек чувствует, что ее приближение уже очень близко.

Перед читателем создается картина поздней, задержавшейся зимы. Мы слышим и соловьиные песни, которые доносятся из куста смородины. Теплые солнечные лучи прогревают землю только лишь в пик солнцестояния – в полдень.

Кроме того, особенностью пейзажной лирики Афанасия Фета является его талант описывать те природные явления, которые не просто характеризуют изменения вокруг, а, непосредственно касаются перемен на землях России.

Много внимания в рифмованных строках автор уделяет такому природному явлению, как зоря – восход солнца. Именно в этот период можно застать самые яркие, самые чистые краски, которые отблескивают во все стороны. Такое явление Фет считает загадочным и необычайно нежным. День начинается с зари, как и возрождение земли начинается с весны.