Феодорит епископ скопинский и шацкий. Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий (Тихонов Михаил Анатольевич)

Среди многочисленных достопримечательностей Гродно, на улице Элизы Ожешко можно увидеть Свято-Покровский собор. Постройка храма началась в 1904 году в память о воинах, погибших во время русско-японской войны. Архитектором Покровского кафедрального собора стал М.Прозоров , строительством руководил военный инженер И.Савельев, благодаря которому храм приобрел неповторимые черты.

Основой для строительства храма стал облик церкви Каспийского пехотного полка в Санкт-Петербурге.

Строительство Покровского собора длилось 10 лет силами гражданских и военных специалистов. Освящение храма проводилось 30 сентября 1907 года.

Церковь возводилась в ретроспективнорусском стиле, трехнефной, с восьмигранной колокольней, высотой почти 10 метров. Свято-Покровский собор построен из кирпича, с использованием полихромии (многоцветной раскраски). На фоне красного кирпича выделяется белое декорирование и зеленые крыши.

В интерьере храма выделяются икона «Казанской Божьей Матери», копия креста Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых, икона святителя Николая Чудотворца, а также мемориальные таблички с именами погибших воинов Гродненского гарнизона. На стене внутри храма присутствует памятная доска в память о трудах И.Савельева .

Изначально гарнизонная церковь становится кафедральной в связи с разрушением в 1961 году Софийского собора. Даже в годы Великой отечественной войны в храме проводились службы благодаря стараниям епископа Венедикта.

Покровский собор в Гродно не был закрыт и во время прихода советской власти – они смогли лишь сократить количество проведения служб.

С 1944 по 1992 годы часть мощей Святого Гавриила Белостокского хранилась в подвале Свято-Покровского собора.

В 1993 году в соборе поместили мемориальную доску в память о солдатах, погибших в Афганистане. А в 2010 году рядом с храмом установили скульптуру Божьей Матери.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала. Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов.
В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Православное духовенство города Гродно не только совершало напутственные молебны в дни отправки с железнодорожные станции военных эшелонов на Дальний Восток, благословляло солдат и офицеров крестами, иконками, но и участвовало в сборе пожертвований в полк больных и раненых воинов, а также членов их семейств. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма.

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября 1907 года. Посвящение собора празднику Покрова Пресвятой Богородицы было неслучайным: с одной стороны, это символизировало заступничество Богородицы за родную землю, а с другой - отмечало начальный этап сражения на реке Шахе, закончившегося безрезультатно, но с огромными потерями для воюющих сторон. Символический смысл храма-памятника не исчерпывался его посвящением. Большое значение имел учрежденный вскоре крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим, где Свято-Покровский храм должен был обозначать Град Небесный. Помимо религиозного смысла это шествие напоминало современникам о героизме воинов, павших на поле брани. При этом храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в новый храм такие реликвии этой войны как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев.

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы.


После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года по традиции поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.


Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. Собор представляет собой трехнефный объем с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с шатровым перекрытием и маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров. Над алтарной частью небольшой четверник с пятикупольем. Ризницы завершены шатрами с маковками. Внутреннее пространство разделено на три нефа, перекрытых плоским потолком, по периметру опоясано мощным карнизом.

По завершении реставрационных работ в Свято-Покровском кафедральном соборе можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.


Сегодня храм является действующей православной церковью. В храме особо почитаемыми святынями являются икона «Казанской Богоматери», мощи мученика-ребенка Гавриила Заблудовского, а также иконы 19 века. Чудотворную икону «Казанской Божьей Матери» во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Крест Ефросиньи Полоцкой - прекраснейшее произведение декоративно-прикладного искусства Беларуси, одна из старейших реликвий национальной культуры, был утрачен в годы Великой Отечественной войны. В конце 90-х годов 20 века крест был воссоздан отечественными мастерами по сохранившимся рисункам и воспоминаниям современников.

Свято-Покровский кафедральный собор находится в старой части города, которая с 1988 года объявлена памятником градостроительства и архитектуры, является памятником истории и архитектуры, охраняется государством. В 2010 году вблизи Свято-Покровского кафедрального собора установлена Композиция "Покров Пресвятой Богородицы" белорусского художника Владимира Пантелеева. Известный мастер полтора года назад выступил инициатором появления в родном городе монументальной христианской скульптуры. Гродненские священнослужители поддержали его идею и совместно выбрали образ и место для памятника. Трехметровая скульптура вылита из бронзы, высота композиции вместе с монументом из гранита составляет 4,2 метра. Церемония освящения скульптуры состоялась в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и была приурочена, в том числе и к празднованию 110-летия Гродненской православной епархии. По словам Владимира Пантелеева, созданию эскиза предшествовала серьезная подготовка. Образ Божьей Матери получился приближенным к человеку, что, по мнению мастера, делает его более понятным людям.

22 августа в Скопине встречали правящего архиерея – епископа Скопинского и Шацкого Феодорита. Его хиротония состоялась тремя днями ранее – на праздник Преображения Господня.

Нового архиерея на границе Скопина встречали главы городской и районной администраций, а в Сретенском кафедральном соборе его ожидало духовенство и миряне. В соборе владыка совершил свою первую общественную молитву – возглавил молебен в сослужении благочинных, руководителей отделов и других священнослужителей епархии.

От лица духовенства нового архипастыря приветствовал протоиерей Иоанн Звонов, настоятель скопинского Георгиевского храма. Батюшка пожелал новому предстоятелю епархии Божией помощи в трудах. «В свою очередь, мы, как пастыри, священники, как Ваши помощники, будем трудиться на ниве Христовой, нести служение перед Богом под вашим святым омофором», - заключил отец Иоанн.

В ответном слове епископ Феодорит подчеркнул, что с большим трепетом приступает к тому служению, которое Господь на него возлагает.

Владыка – уроженец поселка Октябрьский Скопинского района, его детские годы проходили в тех местах, где он теперь будет нести свои архипастырские труды. Новый глава епархии поделился воспоминанием, что с самого детства, когда он стал посещать храм, в молитвах всегда просил о том, чтобы принести пользу именно на родной земле.

«Управляющий епархией – это и архиерей, и епископ. Мы привыкли, что это синонимы, но на самом деле – это два разных служения. Епископ с греческого переводится как «тот, кто смотрит, надзирает над делами». То есть это – больше административная обязанность. И здесь, конечно, у епископа много трудов. Но эти труды будут тщетны, если не будет соработников», - особо отметил епископ Феодорит и добавил, что не будет пренебрегать советами священников, многие из которых старше его по возрасту и по священнической хиротонии.

«Другое служение – это архиерейство, то есть служение « первого иерея» , – продолжил епископ Феодорит. – И здесь управляющему епархией нужно смотреть за богослужением и быть самому примером, как его нужно совершать. По долгу своего служения, по обязанности епископской я буду смотреть, как благочинно проходят богослужения в храмах нашей епархии. Буду посещать приходы, общаться с настоятелями, выслушивать и их, и всех прихожан».

В заключение епископ Феодорит рассказал о многочисленных направлениях работы, которые предстоит активно осуществлять в епархии, и попросил молитвенной поддержки от духовенства и мирян, оговорившись, что и здесь он ожидает не формального, а искреннего подхода от каждого.

После молебна в Сретенском соборе владыка в сопровождении духовенства прибыл в Скопинское епархиальное управление.

Дата рождения: 21 ноября 1980 г. Страна: Россия Биография:

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клирос

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

  • преподаватель МДА (2009-2016);
  • секретарь ректора МДА (2010-2016);
  • помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

  • ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);
  • ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и (2010-2016);
  • члена инспекционных комиссий духовных семинарий;
  • координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в .

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

  • благочинный монастырей Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального совета;
  • председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального суда;
  • секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;
  • секретарь ставленнической комиссии;
  • заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;
  • преподаватель Рязанской духовной семинарии.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве управляющим делами Московской Патриархии в сан архимандрита.