Фелица направление в литературе. Литературный анализ оды «Фелица

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Сочинение

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт- это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом - повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое - такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое - это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал: им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет- хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать - это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева - светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки - это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям!!!

Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть "Сашка", анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести "Сашка" Кондратьева.

О чем повесть

Выделим главную тему произведения "Сашка". Автор показал повседневную жизнь обычных солдат, их труд и мужество на полях сражения. Важно знать, что Кондратьев отправился на фронт в конце 1941 года, и воевал в стрелковой бригаде, которая действовала в жестоких сражениях под Ржевом, защищая город. Получив ранение, он удостоился медали. Безусловно, свои воспоминания и впечатления о том страшном времени легли в основу его произведения.

Для того чтобы сделать более точно анализ повести "Сашка" надо понимать, что Кондратьев начал писать свое произведение не сразу после возвращения из фронта и не через год-два, а намного более позднее, когда автор достиг уже зрелого возраста. В 1979 году текст повести был опубликован в журнале "Дружба народов", и это за год до шестидесятилетия писателя.

И вот что интересно: проходили годы, а Кондратьев ни на одну ночь не мог полностью отвлечься от своих воспоминаний о товарищах, с которыми ему довелось защищать Ржев в 1942 году. Попытавшись найти кого-нибудь из них, он потерпел неудачу, после чего стал думать, что, возможно, никто кроме него больше и не выжил. Он начал перечитывать разные произведения о военных годах, о сражениях на фронте, но не смог найти всей правды, которая затронула бы его до глубины души. И тогда Вячеслав Кондратьев сам взялся за перо.

Анализ повести "Сашка"

События, которые описывает автор в повести, происходят в весеннюю пору, когда зима только-только начала отступать. Еще холодно и слякотно. Сашка, который является главным героем произведения, представляется читателю обычным рядовым солдатом, который брошен на передовую рядом с Ржевом. Месяц сражений позади, и Сашка уже полностью обвыкся. Немцы раз за разом наступают, советским ребятам все тяжелее. Снарядов постоянно не хватает, с хлебом большая напряженка, и даже приходится ходить зачастую в мокрой одежде и обуви, потому что сушить их негде.

Надо отметить, что Вячеславу Кондратьеву удалось передать мельчайшие подробности военного быта в своем произведении. Когда мы сосредотачиваемся на анализе повести "Сашка", сразу видно, что автор хочет донести главную мысль: человек не должен потерять совесть, честь и мужество, как бы тяжело ему не пришлось, и в какие обстоятельства бы он не попал.

В этой статье был представлен краткий анализ повести "Сашка" Вячеслава Кондратьева, надеемся, что он помог вам составить общее представление о книге и понять главную цель автора. В нашем блоге вы найдете много похожих статей с анализами произведений и характеристикой персонажей.

Произведение В. Л.Кондратьева «Сашка» - это повесть, которая отражает все тяготы и невзгоды войны. В этом рассказе содержится множество проблем, таких как: любви, нравственного выбора, дружбы, сострадания, но главной проблемой этого шедевра военной литературы является проблема человека на войне.

Изображение человека на войне

Главный герой Сашка – обычный рядовой солдат, который раньше не имел никакого представления о войне. Попав на фронт, он испытал множество лишений и потерь, но это не убило в нем человеческие качества. За два месяца его рота потеряла большую часть состава. Еды и табака постоянно не хватало, не было сил на то чтобы закопать убитых и соорудить себе землянки, чтобы не мерзнуть в шалашиках.

И, наверное, любой человек бы проникся ненавистью к фашистам и озлобился, но с Сашкой этого не произошло.

Среди солдат царит атмосфера братской дружбы. Сашка, несмотря на опасность, отправился на поле, где в любой момент мог начаться обстрел, за сухими валенками для своего ротного, зная, что на складе нет сапог, а ротный ходит в сырых пимах. Этот поступок показывает, что людям на войне свойственна взаимовыручка, и что каждый солдат готов прийти на помощь к ближнему.

«Сашка помедлил малость, обтер пот со лба. Для себя ни за что бы, ни полез, пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко…Его пимы насквозь водой пропитались…а тут сухонькие наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!»

Взаимовыручка помогает выжить

Также когда главный герой по пути в госпиталь попал под минную атаку, и незнакомого солдата ранило осколком, Сашка пришел к нему на помощь даже, несмотря на усталость и боль в руке, перевязал его. У солдата было серьёзное ранение, и ему срочно требовалась врачебная помощь, но он был не в силах сам подняться. Отметив место, где остался раненый зарубкой на дереве Сашка отправился в госпиталь.

Слышишь? Пойду я. Ты потерпи, я мигом. И санитаров пришлю. Ты верь мне... верь.

После того как он добрался до него Сашка не пошел в перевязочную, а вместе с санитарами отправился в лес за раненым. У Сашки больная рука, этого солдата он не знает, как звать, да и путь в лес небезопасен, но что-то заставило его отправиться в лес вместе с санитарами? Наверное, ощущение ответственности за раненого, жизнь которого зависит только от него. И если для кого-то этот поступок геройство, то для Сашки это норма. Вскоре Сашка даже и не вспомнит о том, как он спас раненого солдата, а тот в свою очередь будет помнить Александра всю жизнь.

Человек и на войне может остаться человеком

Ярчайшим примером сострадания и доказательством человечности солдат, является героический захват немца. Для Сашки это событие стало тяжелым испытанием, потому что убийство безоружного человека немыслимо. Сашка по пути в штаб успел убедиться, что не все немцы – фашисты, которые жаждут убийства. Пленный оказался молодым человеком, которому война также чужда, как и Сашке, поэтому главный герой пообещал немцу жизнь.

И даже приказ командира и угроза расстрела, в случае если он не выполнит приказ, не позволила Сашке поступиться своими принципами и нарушить свое слово. Для Александра с детства клятва много значила, и он чувствовал, что убийство безоружного человека невозможно. Командир был ослеплен ненавистью к немцам после убийства его сестры, но даже, несмотря на это он осознал, что смерть, ни чем не повинного человека ее не вернет. Он отменил приказ, а это очередной раз доказывает, что война не делает сердца черствыми, даже не смотря на горе и страдание, которое приносит она людям. И когда у Сашки спрашивают, почему не побоялся ослушаться приказа командира, то он отвечает:

“Люди же мы, а не фашисты”

И это показывает, что человечность в людях непреодолима.

В итоге

Человек на войне живет одним днем, ведь завтра может не быть. Любовь к Зине хоть и принесла разочарование, но она давала силы Сашке во время холодных, голодных ночевок в поле. Ночевка у Паши в деревне избавила на некоторое время от дурных воспоминаний о войне. Дружба с Володей сделала дорогу легче и избавила от одиночества.

Человек на войне сильно меняется и именно война показывает истинное лицо людей. Кондратьев в своем произведении, наверное, хотел отразить всю палитру человеческих качеств, которые свойственны русскому человеку на войне и, показать, что никакие испытания не смогут поколебать веру в победу.

На войне много таких Сашек и, наверное, именно им мы обязаны победой, потому что храбрые и искренние люди, которым свойственно чувство сострадания и взаимовыручки не могли не победить фашизм!

– крупнейшее явление в русской литературе XVIII-го века. Он известен главным образом своими одами, кроме которых он оставил еще и чудесную лирику. Соблюдая как будто внешние формы классицизма , Державин в своих одах произвел целый поэтический переворот: он порывает с условными требованиями классицизма там, где они мешают его поэтическому творчеству. Так, например, в похвальные оды он вводит сатирический элемент, переходит от высокого торжественного слога к самому простому, иногда шутливому тону; употребляет простые слова, обыденные выражения, не соблюдая «высокого штиля», которого строго придерживались Ломоносов и Сумароков .

Все это мы видим уже в оде «Фелица», создавшей Державину известность (см. полный её текст и анализ на нашем сайте).

Державин. Фелица. Ода

Имя «Фелицы», в которой Державин олицетворяет императрицу Екатерину II , взято из ее же сказки «О царевиче Хлоре ».

«Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает:
Подай, найти ее, совет».

Так начинает Державин свою оду. Восхваляя Екатерину – Фелицу, он говорит о ее вкусах и образе жизни, сравнивая ее с окружающими ее вельможами, которых он называет «мурзами». Самого себя он тоже называет «мурзой», намекая на свое татарское происхождение; – но часто этот мурза, от лица которого будто написана ода, изображает одного из известных вельмож, – Потемкина, Орлова, Нарышкина, Вяземского; Державин беспощадно осмеивает их.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В противоположность своим вельможам, Екатерина любит простоту:

«Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь!

Затем следуют портреты разных вельмож. Прекрасно изображен Потемкин , – «Великолепный князь Тавриды», с его огромными государственными замыслами, фантастической роскошью и богатыми пирами:

«А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю,