Упражнения по русскому на безударные гласные

"Правописание безударных гласных в корне слова".

Карточка № 1

1. Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав -

раскаты грома -

опушка леса -

лес из сосен -

варенье из вишни -

2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

3. Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова.

С...сна - (сосновый, сосенка, сосны)

ш...рокий - (шире, широко, ширь)

зв...зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)

з...лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)

х...лода - (холодный, холод, холодильник)

г...лова - (головушка, головы, головка)

л...нейка - линейный, линия, разлинованный

Карточка № 3

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ст...рожка-

в...здушный - в...сёлый -

д...лёкий - ч...совщик -

ш...стёрка - кр...кливый -

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -

т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -

Карточка № 4

1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;

2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Спешите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

Карточка № 5

1. Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.

К...за - (козы, козлиная, козочка)

Х...лмы - (холм, холмик, холмистая)

С...сна - (сосны, сосенки, сосновая)

Гр...бы - (гриб, грибная, грибок)

Тр...ва - (травы, травушка, травинка)

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

2. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

Карточка № 8

1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

Х...рошо у нас в...сной! (......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).

Карточка № 9

1. Вставь пропущенные буквы в стихотворение.

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2. 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму.

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.

1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5" тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.

Карточка № 10

1. Спиши пoслoвицы и пoгoвopки.

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить.

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.

Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите (..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал (.....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел (..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай...

Цели:

  1. Овладение способами проверки безударных гласных в корне слова, освоение алгоритма проверки слов с безударными гласными в корне.
  2. Развитие речи, мышления, способности анализировать изучаемый материал в соответствии с заданиями учителя, умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные в корне.
  3. Воспитание эмоционально – ценностного отношения я к родному языку, познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь, умение работать в группе, ответственность.

Оборудование:

  • таблица «Алгоритм проверки безударных гласных в корне»,
  • карточки со словарными словами с «деформированными предложениями».

Ход урока

I. Орг. момент.

Дыхательная гимнастика

  1. Голову опустили вниз, закрыли глаза, провели изогнутую линию
  2. «Ленивые восьмёрки»: правая рука вперёд (3 раза), левея рука (3 раза), двумя руками (3 раза)
  3. «Шапка для размышления»: массируем ушки.

Минутка чистописания

  1. Зарядка для рук
    1. Потёрли карандаш или ручку
    2. Закручиваем болтики на гаечку (каждый палец массажируем круговыми движениями)
    3. Встряхнули руки

Какие это буквы? Что общего? Какая лишняя?

Пропишите гласные буквы «и» «е» безотрывно до середины строчки.

II. Словарная работа

Загадка: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки»

Запишите слово. Почему так удобнее запомнить написание?

Это интересно: Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии БЕРЁЗА.

Берёза (какая?) – белая, …, … Запишите ещё два слова.

Ребус (сл. слово лимон)

«Самый кислый он, друзья
Утверждаю это я
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть … »

Это интересно: Лимон – цитрусовое дерево, сочный, кислый плод с твёрдой ароматной кожурой.

Лимон (какой) – кислый, …, … Запишите ещё два слова.

Какой частью речи являются слова, которые вы подобрали? Повторить правило об имени прилагательном и имени существительном.

III. Актуализация знаний

«Деформированные предложения»

  1. Составьте и запишите предложение с данными словами.
  2. Вставьте пропущенные буквы
  3. Объясните свои действия
  4. В..черняя, над, в..сит, р..кой, т..шина (Вечерняя тишина висит над рекой).
    п..лях, ещё, сн..га, В, л..жат (В полях снега ещё лежат).
  5. Выделите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Какими частями речи они выражены?

IV. Сообщение темы и цели урока

Какая орфограмма есть в каждом из слов с пропущенными буквами? (Безударные гласные в корне)

Как вы догадались? (ударение, корень)

Сформулируйте тему урока. В этом вам помогут зашифрованные таблички

«Правописание безударных гласных»

V. Повторение изученного материала.

Вспомним алгоритм проверки безударных гласных

(открываю по пунктам).

Работа в парах (у доски и в тетрадях)

Пользуясь алгоритмом проверки, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово

1 ряд
Р..чник (рЕки)
Зв..рюшка (звЕрь)
С..стрёнка (сЁстры)
В..дёрко (вЁдра)
В..згливый (вИзг)
Кр..вляние (крИво)
2 ряд
В..сельчак (вЕсело)
Л..сёнок (лИсы)
Л..бёдушка (лЕбедь)
Зв..зда (звЁзды)
Л..чебный (лЕчит)
Ч..рвяк (чЕрвь)
3 ряд
Зел..нь (зелЁный)
Л..пучка (лИпнет)
Л..нтяй (лЕнь)
Р..вунья (рЁв)
С..мёрка (сЕмь)
Бр..венчатый (брЁвна)

На какие группы можно разделить эти слова? (и, е; сущ, прил). Назовите существительные и прилагательные.

Физ. минутка

  1. Раскрылись цветочки (руки через стороны вверх).
  2. На носочки, руки в замок за спиной, тянемся.
  3. Закружили позвоночник (посмотреть на противоположную пятку).
  4. Круговые движения головой медленно.
  5. Потянулись подбородком до груди и наоборот.

Для рук

  1. Сдави сильно каждый пальчик
  2. Потри ладоши
  3. Снимаем перчатки с каждого пальца
  4. Стряхнули руки

VI. Закрепление. Работа по учебнику.

Игра «Исследователи – лингвисты»

Лингвист – это человек, который изучает слова, их значение и происхождения. Объекты исследования слова из упр. 5 стр. 87. Выписываем слова с безударными гласными в корне слова. С буквой «Е» - девочки, с буквой «О» - мальчики. Осуществляется взаимопроверка с комментированием.

Что заметили в словах? (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов)

«Текст с ошибками»

Исправить ошибки, выписать только слова на изученную орфограмму.

Стаит марозная зема. Линиво кружытся снижок. Я иду по лисной трапе. На сасне седят птицы. Под карнями сосны нара. Туда видут лисьи слиды.

Какие слова выписали? Проверочные слова?

VII. Итог

Воспроизведение алгоритма проверки по рядам.

Игра «Кто быстрее и правильнее?».

Задача: последовательно записать этапы проверки безударных гласных в корне слова.