Европейская система образования. Система образования Великобритании

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.

Вам встречались люди, совершенно довольные тем, как проходит школьное обучение?..

Конечно, проблемы есть в любом деле, и образование - не исключение. Сложности эти бывают большие и маленькие, принципиальные и такие, что можно пережить, лежат они в разных сферах большой школьной жизни.

Мы сегодня остановимся на тех, которые важны с точки зрения психолога. Что же, с Вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в Вашей стране? Что менять надо безотлагательно, а что - в перспективе?

И есть ли у Вас видение, как это менять?

Говорят, совершенно довольные школьным образованием дети сейчас живут в Финляндии. Там в корне изменили систему образования, которая и раньше была довольно неплохой. А теперь так стала вообще близкой к идеалу и воспитывающей "человека будущего". Так это или нет, поглядим.

Но мы живём не в Финляндии, поэтому будем говорить о постсоветской школе. Я родилась и выросла в Советском Союзе, а потом жила в Казахстане, унаследовавшем советскую систему образования.

Сейчас уже 4 года живу в Канаде и могу сравнивать эти две системы. Мой старший сын 5 классов закончил в Алма-Ате.

Не идеальны ни та, ни другая школа. Но скажу сразу - канадская мне нравится больше. И именно в эту сторону я бы предложила менять современную казахстанскую.

В чём вижу плюсы канадской системы?

  • Больше уважения к детям, внимания к их нуждам и потребностям. На детей здесь не кричат, их не унижают. Любой такой случай становится событием и вызывает большой шум. В постсоветской школе ребёнок всё ещё стоит далеко внизу в иерархии, на него могут не только наорать, но и по попе шлёпнуть, сама не раз наблюдала такое в школе, где учился мой сын.
  • Вместо глубины знаний по отдельным предметам здесь больше уделяют внимания практической направленности знаний и их взаимосвязи. Например, физика, химия и биология здесь интегрированы в единый курс. История идёт в паре с географией. А в финской школе недавно вообще убрали все предметы и ввели систему изучения явлений. Любая тема рассматривается всесторонне с подключением разных дисциплин.
  • В канадской школе больше дают свободы творчества детям. Здесь нет зубрёжки, домашних заданий немного. Зато много проектов, как индивидуальных, так и групповых, которые дети потом представляют друг другу. Более системное м сложное обучение появляется в старшей школе (8-12 класс), по своей структуре оно напоминает университетское и готовит детей к нему. Здесь уже дают и глубину, и профильность, дети выбирают более узкую специализацию для себя.
  • Много внимания уделяется развитию у детей навыков общения и социально-приемлемого поведения. Классы каждый год ротируются - новые одноклассники (процентов на 70%) и всегда новый учитель. Это заставляет детей адаптироваться заново и каждый раз устанавливать новые отношения.
  • Здесь нет долгих и нудных родительских собраний. Вся работа с семьёй ведётся индивидуально.
  • Об отсутствии уроков в субботу и второй смены даже говорить не буду. Классы здесь не более 25 человек. В первом классе у моего сына было 42 (!) человека, которые сидели друг у друга на головах.
  • Много времени уделяется играм на свежем воздухе и спорту. В школах большие пришкольные территории, где дети свободно бегают на большой перемене, которая длится 40 минут.
  • Дети здесь хотят идти в школу!

Вот это всё, на мой взгляд, делает канадскую школу более эффективной и менее травмирующей для детей.

И я уверена, казахстанская, российская и любая другая постсоветская школа только выиграла бы от этих изменений.

Кроме того, нужно менять статус и положение учителя в школе. Вводить достойную оплату, убирать ненужную бумажную и бюрократическую работу. Учитель должен нести в класс позитив, уверенность и быть ролевой моделью для детей. А это возможно лишь тогда, когда его статус в обществе достаточно высок и устойчив.

В канадских школах (и детсадах) много учителей-мужчин. И это здорово! Здесь учителя получают достойную оплату и входят в средний класс.

Вот такие у меня предложения по изменению системы школьного образования, в частности, в Казахстане.

С точки зрения психологии мне близка концепция Карла Рождерса, который придумал обучение, центрированное на учащемся. Вкратце суть такова: человека нельзя ничему научить, все люди учатся сами. Чтобы обучение происходило, нужно создать соответствующие условия. Самое важное условие - принимающие и доверительные отношения между учеником и учителем, а также между учениками, если они занимаются в группе. Эти отношения снимают стресс, вызывают положительные эмоции и облегчают обучение.

Что же мы видим в российской школе? Новый министр образования Ольга Васильева заявляет, что главным в школе должен быть учитель. Хочется сказать: "Эй, а ради кого это все делается? Не для учеников случайно?".

Отметим, что концепция Рождерса пришла на смену обучению, центрированному на учителе, еще в 20 веке. Если же взять деятельностный подход, на котором основан нынешний закон об образовании, то в нем центральное звено - учебная деятельность ученика. В целом этот закон базируется на научно обоснованных и проверенных концепциях (деятельностный и компетентностный подходы), проблемы только с их пониманием и практическим применением. Я по личному опыту знаю, что даже сотрудники Минобразования не до конца их понимают, а некоторые вообще о них не слышали.

В целом в образовании в России наблюдается полное рассогласование: между декларированием и действиями, между разными официальными документами, между работой практиков, ученых, законодателей, родителей, обучающихся. Каждый видит по-своему и тянет в свою сторону. Поэтому в первую очередь необходимо наладить взаимодействие.

  • Создавать площадки для общения между политиками, учителями, исследователями педагогики, чтобы выработать общее видение ситуации.
  • Исследовать лучшие практики на местах, а также их поддерживать и распространять.

Только после того, как участники процесса придут к общему видению, имеет смысл планировать дальнейшие действия. И в любом случае изменения должны быть нативными, т.е. основанными на лучших местных практиках, а не единые меры для всех в приказном порядке.

На мой взгляд, ситуация в современной школе с 90-х годов изменилась только к худшему.

Качество образования снизилось - учебники по некоторым предметам просто отвратительные, зарплата учителей совершенно не соответствует ответственности и нагрузке, поэтому и отношение учителей к своей работе зачастую неудовлетворительное. Отношение к ученикам и девиз системы образования остались неизменными с советских времен - "ученик существует для системы образования и государства", а не наоборот - "школа и знания - для развития ребенка".

Менять надо все и кардинально. В первую очередь - повысить зарплату учителям. Как? Думаю, это не секрет. Когда люди у власти перестанут воровать и наделять себя бесконечными льготами и привилегиями, деньги на это появятся.

Просто необходимо изменить систему подготовки и ОТБОРА учителей. Для того, чтобы получить права на вождение машины, человек должен получить справку психиатра, а для того, чтобы устроиться в школу в Санкт-Петербурге, например, еще несколько лет назад достаточно было принести анализ крови на RV, результаты флюорографии и справку о прививке от дифтерии (не знаю, изменилось ли что-то сейчас).

Почему-то никого не волнует, здоров ли учитель психически, хотя это вопрос должен быть первоочередным при отборе. Серьезная диагностика психического здоровья и особенностей личности будущего учителя должна проводиться еще на уровне вступительных экзаменов в вуз. Помимо вступительных экзаменов, абитуриенты должны проходить психолого-психиатрическую комиссию. Она должна отсеивать людей с явными психическими нарушениями. Даже без серьезных заметных отклонений человек явного шизоидного, садистического или паранойяльного склада, со слабым чувством юмора, низким уровнем социального интеллекта и низкой стрессоустойчивостью просто не сможет быть нормальным учителем.

Такую же диагностику необходимо повторять при устройстве на работу в школу и, как у военных, такая проверка должна быть регулярной. Нездоровый, неадаптированный человек не должен работать с детьми! Необходимо создать и систему психопрофилактики в школах, чтобы учителя могли получать своевременную поддержку психолога и не боялись, что личная информация выйдет наружу.

Подготовка учителей должна включать гораздо больше занятий по теории и практике психологии. Сейчас многие учителя очень немного знают о психологии детей и подростков , не понимают, что такое СДВГ, что медлительность ребенка - это особенности темперамента, а не лень и т.п. Занятия психологией в педвузах должны быть больше ориентированы на практику и освещать конкретные вопросы:

  • Как добиваться дисциплины?
  • Как себя вести с ребенком, которому нравится играть роль клоуна?
  • Как общаться с недовольными родителями?

Преподавание такого бесполезного предмета как педагогика можно свести к подробному знакомству с опытом выдающихся учителей и обсуждению их книг.

Более высокий уровень зарплаты предполагает и более высокий уровень специалистов в школе. Если за вакансию учителя будут бороться люди с хорошим опытом или высокой мотивацией, у директора школы появится возможность взять на должность учителя математики не военного пенсионера или учителя начальных классов, прошедшего курсы переподготовки, а высококвалифицированного специалиста. Может быть, молодого, но со свежими знаниями и горящими глазами. А пока некоторые школы ждут, чтобы на ставку пришел хоть кто-нибудь.

Можно долго говорить об изменении программ и учебников. Это важно, но второстепенно. Все решает личность учителя.

Если когда-нибудь в нашей стране удастся изменить систему подготовки и отбора учителей, сами учителя изменят все остальное, в том числе и отношений к ученикам.

Когда мой ребенок учился в школе - это был просто кошмар. И дело было не в ребенке, а скорее в школе. А если быть конкретнее, то в учителях.

Как в младших классах, так и в старших успехи в учебе напрямую зависели от преподавателей, которые несли знания по данному предмету. Промахов педагогов было много - от нетактичности до грубости, от простого незнания своего предмета до превышения должностных полномочий.

Вероятно, это можно понять, так говорят некоторые мои знакомые: низкая зарплата, маленький конкурс на место, невозможность получить другую профессию и т.д. Лично я так не считаю. Учитель - это важная часть в системе образования. Хороший учитель - это 90% успеха ученика. Те, у кого детки собираются идти в первый класс или уже учатся в начальной школе, поймут меня.

В старших классах ситуация усугубляется. Оно и понятно - детки уже не маленькие, и у них уже есть свое мнение и свои взгляды. И вот тут происходит диссонанс.

Преподавательский состав твердит о развитии собственного мнения и взглядов, которые они выращивают в учениках, но стоит только подопечным показать свое мнение и свой взгляд - что тут начинается… Оказывается, наши учителя не в силах выслушать, принять и уж тем более работать с этим самым подростковым мнением и взглядами. И не дай бог кто-то выделится в стиле или идейно - всех под гребенку.

Пишу это по своему личному опыту - именно в старших классах мне так часто приходилось ходить и защищать своего ребенка, защищать её право на свое мнение и свой взгляд на жизнь. Кстати сказать, в начальной школе с преподавателем ей (ну и мне, конечно) повезло. Мы до сих пор помним ее имя - Елена Юрьевна, и у меня осталось хорошее и теплое воспоминание о ней.

На вопрос:
Что же, с вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в вашей стране?

Отвечу так:
школьных программ много - есть хорошие, есть очень хорошие, есть просто отличные. Однако если преподаватель плох, то он «запорет» даже самую шикарную программу. Поэтому считаю важным фактором -

  • обучение преподавателей, обязательное повышение квалификации,
  • оплата,
  • ну и, конечно, сократить кол-во учеников в младших классах
  • и вносить больше креативных предметов в старших классах.

Что я имею ввиду под креативными предметами - это предметы курса ораторского, актерского и т.д. - то, что в настоящем увлечет подростка , а в будущем обязательно пригодится.

То, о чем я буду писать, пока находится в области фантазий. На сегодняшний момент реализовать эти идеи нет возможности. Но когда есть идеи и их сторонники, прогресс движется в их сторону, и однажды это станет возможным...

Итак, первое - время, проводимое в школе. Даже у взрослых в большинстве случаев график 5-2. Однако же дети наши, начиная со 2 класса, трудятся 6 дней в неделю - а в оставшийся выходной готовятся к следующей неделе. В итоге колоссальное психическое напряжение сказывается на всем - зрение, осанка, тонус сосудов (а оттуда проблемы с давлением) - а все потому, что дети банально не успевают отдыхать.

Количество учебных часов велико, и многое поставлено именно на заучивание материала, хотя по всем стандартам ФГОС ведущей целью образования должны стать не столько готовые знания, сколько умение их добывать и быстро мыслить, ориентируясь в реалиях очень быстро меняющегося мира. Хорошо бы, чтобы именно на этом и был сделан акцент.

Далее, это ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Стандартизированная система тестов, несомненно, удобна для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Однако в отношении полезности знаний, ориентированных на эти экзамены, можно поспорить. Дети не знают, для чего, кроме поступления, им эта информация - практико-ориентированности нет и в помине.

Далее, в нашей стране (да и в большинстве стран мира) сделан упор на такие дисциплины, как математика (позволю себе вольность объединить в одну группу алгебру, геометрию и физику), немного гуманитарные (языки) и естественно-научные дисциплины (биология, химия). К предметам вроде физкультуры, рисования или музыки очень пренебрежительное отношение. Этих часов мало, а их приоритет всегда низкий. И это, на мой взгляд, фатальная ошибка.

Есть люди - математики. И есть прирожденные спортсмены. А есть художники и танцоры. И все они достойны быть признанными в своей профессии .

Представьте на минутку начальные классы, в которых предметам математики, языков, окружающему миру, танцам и театру, музыке, физкультуре, рисованию, трудам отводилось бы одинаковое время.

Небольшое лирическое отступление. Джиллиан Линн, постановщик всемирно известного мюзикла "Кошки", очень плохо успевала по всем предметам. Она была очень подвижной, без конца вертелась. Сегодня ей бы поставили диагноз "синдром дефицита внимания" - тогда же просто считали неспособной к обучению. Ее хотели отчислять из школы и привели на диагностику к психотерапевту. Понаблюдав за ней немного, терапевт предложил маме девочки выйти, а сам включил музыку, оставив девочку в комнате одну. Та сразу начала танцевать. "Ваша дочь не больна. Она танцовщица. Отдайте ее в балетную школу" - сказал специалист. И получили гениальную личность. А могли закрыть на домашнем обучении...

Важно дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его природными талантами, предоставляя для этого в равной мере и равном значении (то есть равном уважении к дисциплинам со стороны самих педагогов) все направления развития.

В начальной школе ребенок определяется со своими предпочтениями (учитывается и мнение педагогов), и с 5 класса идет специализация - то есть все предметы, кроме ведущих, проводятся по 1-2 часа в неделю, а основной своей дисциплиной дети занимаются ежедневно.

При таком подходе ребенок с художественными способностями по окончании школы поступал бы в колледж искусств или архитектурный техникум с развитыми навыками рисования, на физмат - с любовью к физике, а не потому, что это наименее противный предмет, а физкультура не ценится.

Далее, считаю важным вернуть ставку (и не одну) психолога в школу, но поменять основное направление его деятельности. С диагностики сместить акцент на профилактику для всех учащихся. Вводить занятия по игропрактике.

Игра - не только способ обучения, но и великолепная форма снятия нервно-психического напряжения, а также повышения социальной адаптивности и сплочения детского коллектива. Если хотя бы 1-2 раза в неделю дети будут играть вместе под кураторством психолога, это станет профилактикой всех форм дезадаптивного поведения. К тому же, ребенку гораздо проще подойти за советом к знакомому доброму психологу, чем к тому, кого ты видишь 2-3 раза в год на диагностике.

Пусть пока в современных реалиях это невозможно, но очень хотелось бы ограничить число учащихся на одного педагога - максимум 25, лучше 20. Тогда будет шанс реализовать принцип индивидуального подхода. Когда детей в классе 30, а порой и 35, это физически невозможно.

Еще одно наблюдение касается роли и статуса педагога. Проведу сравнение с Германией. У нас педагог имеет очень жесткие рамки внешнего вида и поведения. В "забугорье" эти рамки гораздо мягче. Педагог может придти в джинсах и повисеть с ребятами на турнике, травя анекдоты, даже если она ведет не физкультуру, а английский язык и подтягивается всего полтора раза.

Не это определяет уважение детей к педагогу. А его доброе отношение, большой багаж знаний, честность и открытость, умение завлечь, влюбить в свой предмет. Для немецких педагогов допустимо поиграть с детьми на перемене, даже если дети в шестом классе. И хвалят детей не только за результаты, но и за старания. Кстати, мужчин-педагогов там почти столько же, сколько и женщин, а зарплата одна из самых высоких по стране. Но и отбор жесткий...

Я год назад была на отчетном концерте музыкальной школы в Германии. Начали на полчаса позже (и где была хвалена немецкая пунктуальность?), а до того конферансье просто тянул время. Дети вышли неровным строем, и педагог их долго расставлял на сцене. В одном месте мальчик-скрипач сфальшивил и растерялся, потом остановился вовсе. Весь зал поддержал аплодисментами, выступление начали сначала. Сыграли не идеально - даже мне, не профессионалу, были слышны фальшивые ноты.

Удивительно было то, что и педагог, и дети, и публика лучились счастьем. Знали ли они, что сыграли не очень? Конечно, знали. Но не это было главным. Они трудились целый год, выучили новые композиции, смогли выйти на сцену и не побояться толпы, это все было их личным ростом - и каждый это понимал, как на сцене, так и в зале.

Не так все происходит у нас... Нервный педагог, вышколенные, но задерганные дети. Идеально или почти идеально сыгранный концерт - и слезы страха, что за ошибку осудят.

Конечно, это пример из сферы дополнительного образования - но примерно то же происходит и в общеобразовательных школах. Акцент на ошибках, стремление стать идеальным не из жажды достижений, познаний, развития, а из страха осуждения. Я, конечно, утрирую немного - есть у нас великолепные педагоги, умеющие расположить к себе детей, поставить увлекательный образовательный процесс, мотивировать трудиться не за страх , а за совесть - но их меньшинство. И делают они это не благодаря, а вопреки школьной системе образования.

Итак, что хотелось бы изменить в системе школьного образования?

Сделать пятидневку. Уменьшить количество домашних заданий. В равной мере (особенно в начальных классах) развивать гуманитарные, творческие и естественные науки. Обязательно ввести подвижные игры. Раздвигать рамки дозволенного для педагога. Создавать простор для творчества, самостоятельной деятельности. Поддерживать в каждом ребенке жажду познания. Позволять иметь свое мнение - и обсуждать (а не осуждать или запрещать) это мнение, споря на равных.

Когда? Хотелось бы безотлагательно, но даже если взяться за разработку такой системы, реализовать ее в самых радужных перспективах удастся не раньше, чем через 5 лет. Но браться за это надо немедленно. Чем раньше, тем лучше, ведь на кону психическое и физическое здоровье детей, их успешность и, наконец, просто - счастье...

Система образования - ято своеобразная иерархическая структура учебных заведений, которая позволяет человеку освоить знания, умения и навыки в процессе обучения.

Система образования индивидуальна для каждой страны. В этой статье мы постараемся дать информацию об основных системах, которые существуют в современном мире. Надеемся, что данная информация будет полезной, и поможет качественно подобрать программу обучения за рубежом.

  • Система образования в Австралии

Система образования Австралии построена по британской модели. Учебные заведение этой страны предлагают курсы, спосоные удовлетворить любые запросы. Система образования австралии имеет хорошую репутацию во всем мире, что является результатом тщательного контроля над всеми учебными заведениями страны. В настоящее время иностранные граждане имеют возможность учиться на лючом из уровней системы образования Австралии кроме дошкольного обрзования.

Австралийцы учаться в школе 12 лет. В Австралии преобладают государственные школы. 70% школьников учаться в государственных школах, остальная часть в частных школах. Выпускники школ получают гостударственный сертификат, называемый Year 12. Для поступления в самые престижные университеты, ребенку не только нужно владеть английским языком но и пройти вступительные экзамены. Австраийцы получают профессию в государственных колледжах TAFE. Высшее образование возможно получить в университете. Процесс обучения разделен на 2 части, программу бакалавра и программу магистратуры.

  • Система образования Великобритании

Британская система образования имеет право называться самой традиционной и самой качественной. Сложившись много веков назад,система образования в Британии и сегодня не изменилась. По закону все британские дети обязаны учиться с 5 до 16 лет. Обучение в школе начинается с pre-preparatory school, через год, два школьники переходят в primary school, обучение в которой продолжается до 11-13 лет. После этого начтуупает этап средней школы, который заканчивается сдачей экзаменов на на свидетельство о среднем образовании GCSE. На этом обязательное среднее образование заканчиваетсяб дальше можно идти работать или поступать в колледж. Для того, чтобы поступить в университет, студентам необходимо сдать экзамены A-level. Все более популярной в Британских школах становится программа IB. Система образования Англии завершается высшим образованием, которое, как и большинства странах разделется на программу бакалавра (3-4 года) и программу магистра (1-2 года).

  • Система образования в Ирландии

Образование в Ирланлии на все ступенях - одно из самых качественных в мире. Школьное образование в Ирландии, как и в остальных странах состоит из трех этапов: начальное, среднее и старшая школа. На последнем этапе углубленно изучаются 6-8 избранных предметов, по которым, в итоге, сдаются экзамены на аттестат зрелости. Этот аттестат аналогичен британскому A-level или IB. Высшее образование состоимт из 2 ступенейЖ бакалаврат, магстратура. Росле окончания магистратуры студенты могут получать ученую степень.

Система образования в Европе зависит от страны

  • Система образования в Польше

Среднее образование в Польше длится 12 лет, первые 8 классов - базовая ступень, а четыре старших класса - лицей. Существует два типа лицеев - общего образования и технического.

Система высшего образования, как и во многих странах, состоит из университетов и профессиональнвх колледжей. Программа колледжей и академий расчитана на 3-4 года, по окончании выдается диплом лиценциата, инженера или бакалавра - в зависимости от учебного заведения и специальности. Полное университетское образование приводит к степени магистра. Степень доктора присваивается после сдачи определенных экзаменов и защиты диссертиции.

  • Система образования в Чехии

Система образования Чехии схожа с другими странамы европы. Чехи начинают оюразование в 6-7 лет и до 10 лет учаться в основной школе. Когда детям исполянется 11 лет, они переходят в гисназию. В программу гимназии включены обязательные дисциплины и предметы по выбору. Общее образование продолжается до 16 лет. После этого школьники идут либо в специальные колледжи, либо остаются в гисназии, чтобы получить диплом и поступить в университет.

После окончания школы, большинство студентов поступают в университеты.

  • Система образования в Японии

Школьное образование в Японии длится целых 12 лет, более чем половина из которого уходит на начальную школу из-за черезмерной сложности изучения родного языка. Минимум каждый ученик должен освоить 1850 иероглифов (данные требования установило министерство образования Японии). На протяжении всего образования дети изучают не только свой язык, очень много времени им приходится тратить на изучение истории родной страны.

После обучения в средней школе студенты поступают в высшее учебное заведение. Для иностранных студентов предусмотрено обучение на английском языке в университетах Японии. Японская система образования адаптирована для иностранных студентов. Учебные заведения этой страны предлагают не только программы изучения японского языка но и программы получчения дипломов бакалавра и магистратуры.

  • Система образования Китая

Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя: - дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру.

Система образования в Китае начинается с дошкольного образования. В детские сады принимают детей в возрасте от 3 лет. Начальное образование в Китае начинается с 6 лет и составляет 6 лет. Основными предметами обучения являются: китайский язык, математика, естествознание, иностранный язык, моральное воспитание, музыка и др. Важной частью начальное образования считается спортивное воспитание.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. Первая ступень - бесплатная, студенты имеют возможность изучать следующие предметы: математику, китайский язык, иностранный язык, физику, химию, моральное воспитание, информатику и др. Вторая ступень составляет три года обучения. Третья ступень, заключительная, составляет 2 года обучения. На последнем этапе школьники обучаются в профессиональных и специализированных школах.

Студенты из Украины имеют возможность получить диплом о среднем образовании международного образца, обучение на котором ведется на английском языке. Китайский язык изучается, как факультатив. В Китае есть три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавратура (4-5 лет), магистратура (дополнительно 2-3 года). В последнее время Китай активно развивает международное сотрудничество в области образования. Университеты Китая активно принимают иностранных студентов и адаптируют преподавание.

  • Система образования в США

Исторически сложилось так, что в Америке нет единой национальной системы образования. Каждый из 50 американских штатов имеет собственный департамент образования, который устанавливает образовательные нормы в штате. Система образования отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к Конституции ("права, не делегированные Конституцией правительству Соединенных Штатов и не запрещенные ею для штатов, сохраняются за самими штатами») федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа.

И тем не менее, образовательные программы в 50 штатах очень схожи. Американцы объясняют это результатом воздействия таких общих факторов, как социальные и экономические потребности страны, частыми переездами учащихся и учителей из одной части страны в другую, а также ролью общенациональных агентств.

Американская система образования организована на трех основных уровнях: начальный (включая дошкольное и начальное школьное), средниый и высший. Оно является обязательным, начиная с семилетнего возраста в 29 штатах, с шестилетнего - в 18 штатах и с пяти лет в 3 штатах.

Всего в США около двух с половиной тысяч колледжей с четырехлетним курсом обучения (бакалавры) и университетов. В них обучаются почти 15 млн студентов. Наряду с частным высшим образованием в США существует государственная форма в виде публичных (общественных) университетов и колледжей. В каждом из 50 штатов есть как минимум один государственный университет и несколько колледжей. Еще 40 лет назад половина выпускников школ поступала в вузы.

В США установлено четыре ученых степени: Associate"s - эта степень присваивается выпускнику среднего специального учебного заведения или техникума; Bachelor"s - степень бакалавра; Мaster’s - степень магистра; Doctorate - докторская степень.

Для того чтобы получить специальность в колледже или университете, нужно взять определенное количество обязательных предметов и несколько - по выбору. Система образования в Америке адаптирована для студентов из Украины. Выпускники школ могут напрямую поступить на первый курс университета предоставив экзамен по английскому языку и аттестат о среднем образовании. Если уровня английского языка недостаточно для начала обучения, студенты могут пройти подготовительную программу на базе университета или колледжа.

  • Система образования в Испании

Испания - страна не только теплого моря, пылкого фламенко и знаменитой паэльи. Это еще и престижное европейское образование. Ежегодно тысячи студентов со всего мира приезжают в Испанию, чтобы получить престижное испанское образование. Каждый год получить высшее образование в Испанию приезжают тысячи студентов Высшее образование Испании отвечает высоким европейским стандартам и является весьма доступным.

В процессе получения высшего образования в Испании делается особый акцент на профессиональную направленность в обучении. Предметы, имеющие непостредственное отношение к будущей специльности изучаются с 1 курса. Государственные университеты Испании - это древнейшие академические традиции в сочетании с современными методами преподавания, использующие в том числе и самые передовые технологии. Огромные научные бибиотеки и высококлассные лаборатории.

  • Система образования в Швейцарии

Швейцария небольшая страна в самом центре Европы. Несмотря на свою маленькую территорию, она граничит с пятью европейскими странами: Германией, Францией, Италией, Австрией и княжеством Лихтенштейн. Такое удобное местоположение привлекает сюда много туристов, а также желающих получить европейское образование. Примерно 8% населения страны составляют иностранцы.

Среднее образование : Кроме неизбежно тесного общения с носителями основных европейских языков, полезного для здоровья климата, возможностей заниматься любыми видами спорта, швейцарские пансионы можно считать самыми комфортабельными в Европе. Дети проживают здесь в комнатах на одного или двух человек, питаются разнообразно и вкусно (блюда французской, швейцарской, итальянской кухни, при необходимости — кошерная еда). Наверное, поэтому учеба в швейцарском пансионе на 30 % дороже, чем в Великобритании.

Швейцария — это Европа в миниатюре. Стоит ли удивляться разнообразию предлагаемых там школьных программ и сертификатов о среднем образовании: от швейцарского Matura до английского A-level, от немецкого Аbitur, итальянского Maturita и французского Baccalaureat до международной программы International Baccalaureate, при этом во все программы включено изучение 2-3 иностранных языков.

Высшее образование Швейцарии: В Швейцарии существует 12 официальных высших учебных заведений (10 кантональных университетов: в германо-говорящей части страны: в Базеле, Берне, Цюрихе, Санкт — Галлене, Люцерне; во франко-говорящей части страны: в Женеве, Лозанне, Фрибурге, Нешателе; в итальяно - говорящей части страны: в Тичино — и 2 федеральных технологических института: в Цюрихе и Лозанне).

  • Система образования Турции

Система образования в Турции идентична образованию в Украине. Начальное образование в Турции, как и в Украине, длится 8 лет, а среднее образование 10 лет. Таким образом, наши украинский студенты, могут получить высшее образование в Турции, так как наш аттестат об окончании соответствует их требованиям в ВУЗах.

Сегодня в Турции самым престижным считается научный лицей, который готовит будущих врачей, инженеров, ученых, исследователей. Обычно успешные ученики выбирают именно его. Также существует ряд других лицеев: переводческий, политехнический, лицей, готовящий специалистов по компьютерным технологиям и другие.

После окончание школы или лицея ученики сдают вступительный экзамен в тот ВУЗ, в котором они хотят учиться. Если они набирают проходной бал, государство оплачивает им учебу.

В Турции, высшее образование двухступенчатое: бакалавриатура и магистратура. После окончания студенты получают ученую степень бакалавра или магистра.

На сегодняшний день такие специальности как инженерия, медицина, педагогия и юристы очень востребованы в Турции.

Организация, которая я помогает иностранным студентам поступить в турецкие ВУЗы называется OSYM (Orgenci Sceme re Yerlrestime Merkeri). Необходимую информацию вы можете найти на сайте организации (oysm.gov.tr).

  • Система образования в Австрии

Австрия — страна традиционного зимнего туризма. Наряду с Швейцарией эта страна является своего рода горнолыжной «меккой» для европейцев. Сегодня для Австрии туризм является основным источником дохода, покрывающим традиционно отрицательное торговое сальдо.

В Австрии давно сформирована и отлажена система обслуживания туристов. Многие городки и деревни, такие как Бад Гаштайн, Милштат, Ишгль или Майрхофен превратились в крупнейшие европейские курорты, а бывшие сельские жители занимаются гостиничным бизнесом. Горнолыжный туризм изменил Австрию и австрийцев — сегодня для них это жизнь и надежда на будущее.

Система образования Австрии обладает высокой степенью свободы и предлагает широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии было бесплатным до 2001 года, в тот же год началась аккредитация частных университетов. Крупнейшие университеты — Венский (старейший университет Австрии, основан в 1367 году), Венский Экономический, Грацский, Инсбрукский, Зальцбургский университеты. С 2009 года обучение в государственных университетах Австрии бесплатное. Для поступления в университеты Австрии украинским студентам необходимо предоставить сертификат о среднем образовании Matura, а также сдать тест на знание немецкого языка OSD (уровень С1 и С2).

  • Система образования Канады

В Канаде Вы можете получить превосходное образование, наслаждаться красивой и спокойной обстановкой, а также узнать много об этой увлекательной стране. Канадские школы известны во всем мире своим академическим превосходством, подготовкой к карьере, передовыми технологиями и исключительными программами изучения английского или французского языка как второго.

В Канаде один из самых высоких уровней жизни в мире. Кроме того, эта страна славится своей чистой экологической чистотой и безопасностью. ООН неоднократно ставил Канаду на первое место в рейтинге стран мира по качеству жизни.

Канада насчитывает более 350 университетов и колледжей, предлагающих широкий выбор степеней и дипломов. Университеты Канады известны своими академическими и исследовательскими программами, а колледжи превосходят другие колледжи мира по использованию передовых технологий и по соответствию новейшим требованиям промышленности и торговли. Степень, диплом или сертификат, полученный вами в Канаде, поможет открыть двери в лучшие компании мира.

Канадские университеты известны во всем мире высоким качеством, как преподавания, так и исследовательской работы. Они различаются по количеству студентов от нескольких сотен до 50 000 и предлагают полный диапазон степеней, от бакалавра до доктора по различным дисциплинам.

  • Систеима образования в Греции

Образование в Греции является государственным или частным и координируется Министерством национального просвещения.

Старейшие университеты Греции — Афинский (основан в 1837) и Салоникский (основан в 1925). В Афинах находятся также Афинский политехнический институт и ряд других высших учебных заведений, в том числе Высшая школа экономики и бизнеса и Школа политических наук. Тем не менее, классические университеты все еще достаточно закрыты для иностранцев.

Однако для иностранных студентов желающих изучать гостеприимство и туристический менеджмент Греция предоставляет прекрасную возможность получить международный диплом и оплачиваемую практику в лучших круизных компаниях мира.

  • Система образования в Новой Зеландии

Тысячи студентов выбирают учебу в Новой Зеландии из-за ее уникальной природы. Новая Зеландия предлагает не только высококачественные образовательные программы, но и великолепную окружающую среду.

Новая Зеландия - почти тех же размеров, что и Великобритания, но здесь живет только 3.8 миллиона жителей. Ошеломляющая красота, умеренный климат и расслабляющая атмосфера, делают эту страну идеальной для студентов и туристов.

Новая Зеландия предлагает иностранным студентам полную систему образования, где каждый студент найдет «свою» программу.

Система образования Новой Зеландии создавалась на основе британской. В Новой Зеландии 8 национальных университетов и 20 политехнических институтов.

Новая Зеландия предлагает широкий выбор:

  • английских языковых курсов
  • подготовительных курсов для поступления в университеты
  • университетских undergraduateпрограмм
  • последипломных программ

Каждый университет пользуется своим собственным расписанием, но в общем, учебный год начинается в конце февраля или в начале марта и длится до октября.

Каждый год разделен на два семестра с перерывом в июле. Некоторые университеты предлагают «летние курсы» с ноября по февраль, которые помогут вам подготовиться к поступлению в университет или освежить ваши языковые навыки перед началом следующего этапа обучения.

Учебный год в политехнических институтах обычно длится с февраля до июня и с июля до ноября. Некоторые полугодовые курсы могут начинаться в июле.

Языковые школы предлагают большое разнообразие курсов, которые могут длиться от нескольких недель до одного года

  • Система образования в Голландии

Нидерланды - процветающая промышленно развитая страна, и её система образования не была заимствована от какого-либо государства, но появилась и развивалась в самой Голландии и связана со всеми традициями и обычаями страны.

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование . Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей », «гимназия »).

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы - полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель - специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель - один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах - освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин - около двух десятков. Среди них: алгебра , геометрия , физика , неорганическая химия , биология , русский язык , литература , история , география , иностранный язык , музыка , трудовое обучение, физкультура . Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ - Аттестат об основном общем образовании - подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях .

Старшие классы

Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в вуз . В России - это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение , когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии . Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль , а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная , и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании - документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьное образование в России" в других словарях:

    Важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в… … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья рассматривает образование в Пруссии в 1600 1806 гг. Содержание 1 Школьное образование 1.1 Негосударственное образование … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Начальная школа в Иглхок, Виктория Система образования в Австралии по своей структуре типична для большинства развитых стран … Википедия

    Содержание 1 Дошкольное образование 2 Школьное образование … Википедия

    Дети в школе в … Википедия

    Ш. дело в Западной Европе и Америке см. Начальное народное образование и статьи об отдельных государствах. Ш. дело в России см. Начальное народное образование и ст. Россия. Школьное дело у евреев I. История еврейской школы восходит к временам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Образование - (англ. education) составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных … Педагогический терминологический словарь

Школьное образование в Англии предусматривает обучение в школах различного типа – частных, государственных и грамматических. При этом каждая из этих школ может быть совместного или раздельного типа (мальчики и девочки учатся отдельно). В Великобритании более 1000 частных школ, многие из которых принимают на учебу детей из других стран, в том числе и из России.

Особенности образовательной системы Великобритании

Дети начинают учиться в Англии с 5 лет, однако некоторые англичане предпочитают начать обучение своих детей уже в трехлетнем возрасте. Обучение в школьных учебных заведениях продолжается до 18 лет, после чего выпускник может попробовать поступить в один из .

В школах, находящихся на государственном обеспечении, дети учатся 9 из 10 дней. Частные школы являются практически независимыми от государственной образовательной программы и ведут обучение по своим стандартам. Обучение в них является платным. Стоимость обучения сильно зависит от престижности частной школы. В свою очередь, престижность подобной школы во многом определяется ежегодно публикуемым рейтингом подобных школ.

Также в Великобритании есть летние школы, предназначенные, в основном, для тех, кто хочет укрепить свои знания в области английского языка. Естественно, обучаются в них преимущественно дети из других стран.

Общая схема школьного образования Англии выглядит следующим образом:
1. Учреждения для дошкольников – в них учатся дети от 3 до 5 лет.
2. Начальные школы принимают обучающихся в возрасте от 5 до 11 лет.
3. Средние школы ориентированы на детей от 11 до 18 лет.

Обучение в государственных школах полностью бесплатное, но иностранцам в них достаточно тяжело попасть – в основном только если попадете под какую-нибудь специальную программу по обмену школьниками и т.п. Поэтому большинство российских детей, обучающихся в Англии, проходят обучение в частных школах-пансионах. Стоимость обучения в них обычно публикуется на сайте данного учебного заведения. Но кроме платы за обучение присутствуют еще и требования по уровню знаний, особенно в части владения английским языком. Обычно поступающие в частные сначала проходят летние курсы по изучению английского языка и лишь потом их допускают к обучению в подобной школе.

Образовательные учреждения государственного типа

В государственных школах Англии преобладает обучение смешанного типа (мальчики и девочки учатся вместе в группах), особенно это характерно для дошкольного образования. Чем старше возраст обучаемых, тем больше шансы попасть в школу раздельного типа, но все равно они гораздо ниже по сравнению с частными школами.

Некоторые государственные школы Великобритании могут быть ориентированы на конкретную религию. Например, есть учебные заведения, в которых учатся только католики или только англикане.

Все школы государственного типа ведут обучение по единым образовательным стандартам, утвержденным правительством. При переходе из дошкольного учебного заведения в начальную школу и далее в среднюю школу все учащиеся сдают обязательные тесты, по результатам которых принимается решение об их зачислении. Раньше в Англии даже существовал такой экзамен как «11+» – его сдавал каждый 11-летний школьник. Результат этого экзамена кардинальным образом влиял на судьбу ребенка – если результаты были невысокими, то для ученика был закрыт путь в «хорошие» школы и далее в университеты. Все его дальнейшее обучение было ориентировано на примитивный бытовой уровень и если проводить аналогии с тогдашним образованием в СССР, то ученик, неудовлетворительно сдавший «11+», мог рассчитывать в будущем на обучение только в чем-нибудь, напоминающем ПТУ. К счастью, в современной Англии такого строгого экзамена для 11-летних учеников уже нет.

Для жителей Англии устроить своего ребенка в государственную школу достаточно просто – ему необходимо пройти только собеседование. Для жителей иностранных государств все гораздо сложнее – родители такого ребенка находиться на территории Великобритании по одной из виз с продолжительным сроком (не менее полугода). Ну, или как уже указывалось, попасть под какую-нибудь программу обмена обучаемыми между странами. Поэтому дети из других стран обычно обучаются в частных английских школах.

В школах Англии присутствуют дисциплинарные меры воздействия на обучаемых (для нарушителей дисциплины) – для государственных школ это обычно дополнительное домашнее задание или вызов родителей. В частных школах дисциплинарные меры воздействия могут быть строже – говорят в нескольких самых закрытых и элитных школах-пансионах Англии до сих пор присутствуют наказания розгами.

Частные школы-пансионы

Частные школы в Англии работают преимущественно по типу пансионов, обеспечивая своих учеников не только условиями проживания, но и качественным питанием. Поэтому их обычно так и называют – школами-пансионами. Данные учебные заведения не руководствуются в своей работе государственными образовательными программами – они используют собственные программы обучения. Также они самостоятельно принимают решение о том, какие тесты по окончании очередного отчетного периода должны сдавать их воспитанники. К наиболее известным школам подобного типа в Англии относятся такие заведения как Badminton School, Roedean School, Harrow School, Dulwich College и Winchester College.

В частных школах-пансионах гораздо сильнее чем в государственных школах распространено раздельное обучение мальчиков и девочек. Также подобные школы обычно отличаются маленьким размеров классов (не более 12 человек), что интенсифицирует процесс обучения каждого обучающегося.

Но кроме частных школ-пансионов в Великобритании присутствуют также и частные школы-интернаты. Пятидневный интернат предполагает, что 5 дней обучаемые учатся и живут в нем, а на 2 выходных отправляются домой.

Учебный год в частных школах разбит на 3 семестра. Между каждым семестром предусмотрены достаточно продолжительные каникулы. Также, кроме них, присутствуют еще и различные короткие каникулы, приуроченные к наиболее значительным праздникам (пасха, рождество и т.п.). В отличие от государственных образовательных учреждений, в которых учебный год всегда заканчивается в конце июля, частные школы могут сами устанавливать время начала и окончания учебного года.

Начальное образование в государственных учреждениях

Отдавать ребенка в начальные школы Англии можно уже с 4 лет, срок обучения – 7 лет. В некоторых районах страны присутствуют учреждения наподобие детских садов, в которых дети учатся до 6 лет, а также младшие школы, принимающие 7-летних детей со сроком обучения 4 года. Чтобы попасть в начальную школу необходимо подать заявление в нее как минимум за полгода до начала обучения.

Хорошие начальные школы пользуются большой популярностью в Великобритании, поэтому они не могут гарантировать обучение в них даже если ребенок проучился в этой школе дошкольные классы. Поэтому чтобы попасть в них необходимо заблаговременно уточнять количество вакантных мест в данных заведениях. Без очереди принимаются только дети до 11-летнего возраста, проживающие в близлежащих к данной школе районах. Список этих районов всегда присутствует на сайте школы.

Чтобы поступить в церковную школу ребенок должен принадлежать к определенной конфессии и посещать воскресную церковь, относящуюся к данной школе. Кроме этого, родители в течении 2 лет до даты подачи заявления в церковную школу должны регулярно приходить на службы в церковь.

Частные пансионы для детей до 11 лет

В данном секторе образования Англии обучение до 7 лет называется доподготовительным, а затем с 7 до 11 лет дети учатся в подготовительных учреждениях. После прохождения тестирования в 11-летнем возрасте они переходят в среднюю школу. В Великобритании до сих пор сохранились традиционные средние школы такие как, например, Harrow или Eton, но их уже осталось мало – постепенно они вытесняются школами нового образца.

Частные пансионы, в отличие от государственных учреждений с примерно одинаковыми требованиями для поступающих, различаются условиями приема в них, а также учебными программами, стоимостью обучения, продолжительностью каникул, выстроенной системой дисциплины в школе (поощрения и наказания учащихся).

Несмотря на то, что обучение в частном образовательном секторе является платным, часть родителей все равно сталкивается с нехваткой мест в частных образовательных учреждениях. Особенно это характерно для частных пансионов с хорошей репутацией и определенной степенью “элитарности”. В некоторые подобные заведения детей начинают записывать с момента их рождения.

При поступлении в “дефицитные” частные пансионы дети сдают специальные экзамены, по результатам которых администрация школы принимает решение о зачислении ребенка.

Среднее образование в государственных учреждениях Англии

В средних школах Англии учатся дети, достигшие 11 лет. Средние школы могут быть как смешанного обучения (мальчики и девочки учатся вместе), так и раздельного – отдельные школы для мальчиков и отдельные для девочек. Наиболее строгими порядками в плане наказаний обучаемых обычно отличаются церковные школы – их в современной Англии насчитывается немало.

Кроме них есть еще и так называемые селективные средние школы. Полную же классификацию средних государственных школ Великобритании можно представить следующим образом:
1. Гимназия – в них набор происходит исходя полученных баллов на тестировании, которое ребенок проходит в 11-летнем возрасте. Также во внимание принимается и написанное эссе. Наибольший акцент при обучении в гимназиях уделяется таким предметам как математика и логика.
2. Школа общеобразовательного типа – в них учащиеся зачисляются исходя из территориальной принадлежности.
3. Конфессионное учреждение , другими словами – религиозная школа. Условия приема – принадлежность к определенной конфессии и регулярные посещения церкви.
4. Общеобразовательная селективная школа . Учащиеся зачисляются частично по территориальной принадлежности, частично исходя их определенных способностей ребенка – в спорте, рисовании, музыке и т.п.

Также функционируют специализированные интернаты, обучение в которых оплачивается государством. Условия поступления в подобный интернат обычно всегда присутствуют на его официальном сайте.

Попасть в хорошую среднюю школу с государственным финансированием значительно сложнее, чем в начальное учебное заведение. Особенно популярны гимназии, конкурс в которые может достигать 15 человек на место. В первую очередь по конкурсу в них проходят особо одаренные дети, их которых впоследствии могут вырасти будущие Ньютоны, Тьюринги, Резерфорды и т.д.

Частный образовательный сектор

Частных школ в Англии сейчас достаточно большое количество, однако в самые лучшие из них попасть непросто – практически всегда только по конкурсу. Частные школы не обязаны подчиняться всем образовательным стандартам, действующим для государственных школ поэтому, к примеру, часть из них принимает детей не с 11 лет (как общепринято для средних школ Англии), а с 13 – длительность обучения при этом составляет от 5 до 7 лет. Чтобы поступить в подобную школу нужно серьезно готовиться – для поступления необходимо сдать экзамен «13+», а он гораздо сложнее тестирования, которое дети проходят в 11-летнем возрасте.

Частные школы обычно отличаются более высоким уровнем дисциплины по сравнению с государственными учреждениями. Наказания за проступки могут быть достаточно жесткими, например, для мальчиков это может быть поездка в школу на розовом автобусе.

Также частные школы больше внимания уделяют творческому и спортивному развитию личности своих учащихся. Во многих подобных учреждениях есть уроки обязательного обучения игре в гольф, кружки верховой езды, поля для тенниса и т.д. Для развития творческих навыков обучаемых преподаются музыка, изобразительное искусство, вокал, театр.

Престижные учебные заведения раздельного типа

К наиболее элитным школам Англии для мальчиков можно отнести такие учебные заведения как Eton и Winchester. Первый из них был основан ещё в XV веке как благотворительное образовательное учреждение для детей из необеспеченных семей.

Сейчас же Eton включает 25 зданий, в которых есть все необходимое для учебы, проживания и отдыха воспитанников. Суммарное количество обучаемых данного колледжа достигает 1200 человек, а стоимость учёбы составляет 12 тысяч фунтов стерлингов в год. Но для тех обучаемых, которые получают королевскую стипендию, образование бесплатное.