Евгений пастернак, лучший писательский сын. Литературовед Пастернак Евгений Борисович: биография, творчество и интересные факты

Странно: август - самый благословенный в плане погоды и изобилия месяц в России, но русские поэты его недолюбливали, будто предчувствуя катастрофы, которые будут преследовать постсоветскую Россию в этот месяц. "Ах, если бы только не август, не чертова эта пора!" - писал Александр Галич. Пастернак в стихотворении "Август" именно на этот месяц назначил свои похороны, которые лирический герой стихотворения видит во сне. И в чем-то опять угадал: на нынешний август Евгения Пастернака.

Сразу после похорон писать о я не решился: казалось, найдется много более достойных авторов. Но большинство некрологов были дежурными отписками: родился, служил, уволен за проводы семьи Солженицына… И это - о человеке, насчет которого на квартирных чтениях своего романа "Доктор Живаго" говорил: "Я мог бы сказать, что пишу этот роман про своего старшего сына".

Евгений Пастернак прожил долгую и без преувеличения великую жизнь - 88 лет, с 1923 по 2012 год. Из этих восьмидесяти восьми лет в течение 37-ми был жив отец - для Евгения Борисовича он был не только великий поэт, но и "самый добрый и самый понимающий человек на земле".

Сколько на эти годы пришлось бед и лишений - конец НЭПа и борьба с "бывшими", репрессии, война и послевоенное безвременье. Ни одна из этих отметин века не миновала Евгения Пастернака.

Взрывной волной при сносе Храма Христа-Спасителя в его детской комнате на Волхонке выбило стекла. Воспитавшая его бывшая фрейлина Елизавета Стеценко от страха репрессий не здоровалась с узнававшими ее людьми из дореволюционной жизни. Евгений Борисович участвовал в Великой Отечественной, награжден медалями "За победу над Германией" и "За боевые заслуги".

Проводы в Шереметьево семьи Солженицына, уезжавшей из СССР для воссоединения с ним, обернулись для него увольнением из МЭИ. Поддержка семье Солженицына тем более ценна потому, что в ней не было корпоративной солидарности - Пастернак-сын не принадлежал к писательскому цеху: после войны Евгений Борисович закончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления, а потом надолго связал свою жизнь с Московским энергетическим институтом.

И на фоне всех этих трагедий Евгений Пастернак "самым большим несчастием своей жизни" назвал развод отца и матери, очень тяжело пережитый им в восьмилетнем возрасте.

В сухое все-таки время мы живем: добро бы Евгений Борисович был молчуном или пустоцветом в литературно-биографическом плане. Тогда "незамеченность" его смерти можно было бы понять.

Но все обстояло как раз наоборот: как Вера Набокова, по признанию специалистов, могла бы выйти победительницей на каком-нибудь международном чемпионате писательских жен, так Евгений Пастернак наверняка занял бы первое место на всемирном конкурсе писательских сыновей.

И дело тут не только в бытовой помощи, которую Евгений с младых лет оказывал отцу (все началось еще в грудничковом возрасте с несколько спорного главного постулата воспитательной системы Пастернака-старшего: "Учу сына не мешать взрослым").

Он же - автор первой в России полной биографии отца (названной скромно: "Борис Пастернак. Биография"). Один Бог знает, чего эта семисотстраничная биография стоила семидесятилетнему Евгению Борисовичу: писать ведь приходилось и о подробностях развода отца - то есть о главном несчастье собственной жизни.

И еще - воспоминания, в центре которых всегда отец. И еще - статьи о матери, художнице Евгении Лурье, чья судьба оказалась сломана соседством с гением; об "идеальном социализме" в творчестве отца, о деле с Нобелевской премией.

В общем, обо всем, за что заплачено не деньгами и не архивной пылью, а кровью и нервами. И все это - в девяностые и нулевые годы, когда родившийся в 1923 году автор переступал семидесятилетний и восьмидесятилетний рубежи.

Труд и терпение… Сын учился у отца, а Пастернаку-отцу терпения было не занимать. Вот как пишет Евгений Борисович в своих воспоминаниях о работе в пятидесятые годы своего "папочки" (так, а еще Борей и Боречкой он его называет только в воспоминаниях; в статьях и биографии соблюдается научный политес): "Если раньше перевод одной трагедии Шекспира окупал целый год, то теперь его хватало только на полгода. Дело в том, что ставки за переводные работы законодательно сократились".

Вы представляете, что такое не то что перевести - прочитать и правильно понять трагедию Шекспира, с учетом архаики языка и заложенных в ней смыслов? А что такое перевести ее в стихах - да еще на пастернаковском уровне - и все это за полгода? Отец - мог.
И после этого получил "благодарность" от первого секретаря ЦК ВЛКСМ, выступавшего на комсомольском пленуме в присутствии Хрущева: "Он нагадил там, где он ел". Все это - в шестьдесят восемь лет.

Сын, взявшийся за главные труды своей жизни в семьдесят лет, наверное, ориентировался на отцовский пример.

Если вам попадется книга Евгения Пастернака "Понятое и обретенное" - не поленитесь, вчитайтесь в главу "Из семейных воспоминаний". Перед вами предстанет совсем другой Борис Пастернак - в чем-то похожий на Гамлета в его собственной, пастернаковской трактовке. Не сомневающийся юноша, не запутавшийся влюбленный мужчина, рыдающий от невозможности сохранить любовь первой жены вместе с семейным счастьем со второй.

К пятидесятым годам это все в прошлом. Перед нами - сильный человек, требующий от сына снабдить его оружием для защиты от бандитов в Переделкино, рассерженно бросающий смеявшимся над его похвалами "Василию Теркину": "Я к вам не шутки пришел шутить!"

Ушел Евгений Пастернак - и вокруг стало как то еще более пусто. Недаром в автобиографии он пишет, каким шоком для него, ребенка, было обнаружение груды битого кирпича на месте златоглавого Храма Христа Спасителя, прежде видного при подъезде поезда к Москве. "И кто мы и откуда - когда от всех тех лет// Остались пересуды, а нас на свете нет?". Так писал его отец…

Услышала я его от знакомой по сети «Одноклассники» из Америки. В России это печальное событие фактически проигнорировали. Лицо не медийное. Только «Эхо Москвы» и несколько печатных изданий дали скупую информацию.

…Я боялась его смерти ещё 11 лет назад. Несколько месяцев мы жили тогда в одном доме. Наши и его окна выходили во двор - с двух сторон, и мы могли видеть друг друга. И я вздрагивала, когда в обычный день, умываясь или говоря по телефону, я вдруг видела в окне неповторимый пастернаковский профиль.

Ночами я иногда просыпалась и видела, что у Пастернаков горит свет. Евгений Борисович в синей пижаме стоял у окна. Я тревожилась - казалось, он ищет лекарство, ему плохо. Нас разделял двор, часто дождь, была осень. Во дворе покачивался старый фонарь. И вспоминалось знаменитое "Я молча узнавал России неповторимые черты...»

Почему-то именно эти строчки.

Мы общались с Евгением Борисовичем только однажды, но я несколько раз в году видела его на вечерах в цветаевском музее. Он вёл все пастернаковские вечера, в течение многих лет, 11 февраля. У нас, в цветаевском музее, они проходят 11-го, потому что 10-го всегда вечер в переделкинском доме.

Впервые, думаю, я ходила на такой вечер в феврале 1996 года. Пишу сейчас по памяти, потом проверю в дневниках. Стояли жгучие морозы, но в назначенное время зал Музея Марины Цветаевой оказался полным, переполненным даже. Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, руководитель музея, сияла и благодарила всех пришедших... И вдруг все замерли. В дверях появился Пастернак. Перехватило дыхание. Они были удивительно похожи.

Бывали Пастернаки и на других наших вечерах - памяти Бориса Зайцева, именинах Анастасии Ивановны Цветаевой... Вчера я вдруг остро поняла, что я застала ту, ПОДЛИННУЮ интеллигенцию, старую Москву, "поколенье с сиренью и Пасхой в Кремле..." Тогда ещё были живы Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Михаил Леонович Гаспаров, Сергей Аверинцев, Святослав Рихтер, Ольга Ведерникова, вдова легендарного пианиста...

И я видела их и многих других, и казалось, они будут всегда. И вот сейчас, когда не осталось почти никого, я оглянулась и замерла. "Поколенье, я ваша! Продолженье зеркал!" Не потому ли нет понимания с нынешним поколением (разновозрастным) у многих из нас?

Евгений Борисович и Елена Владимировна. Выступают или сидят с нами рядом в зале. С ними почти всегда внучка Ася, красивая девочка, утончённая и вневременная. Я видела их сына Бориса, второго сына, Петра, и дочь Лизу не довелось увидеть. Знала о внуках. Их много, кажется, теперь девять. Все мы тогда были рядом. И Наталья Анисимовна Пастернак, вдова Леонида, младшего сына Бориса Леонидовича, и семья её.

И те, что ушли. Борис Леонидович. Первая жена его, Евгения Владимировна, мама Евгения Борисовича, и Зинаида Николаевна Пастернак, и дети её - Леонид и Адик. На переделкинском кладбище. Мы часто бываем там.

Евгений Борисович ушёл в конце июля, почти в те дни, о которых написано в легендарном стихотворении "Август". "Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по-старому,Преображение Господне..."И - дальше: "Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора..."

И похоронили его в августе. В кладбищенском лесу в Переделкино.

Он был на войне. По образованию очень далёк от литературы, инженер. Но именно он написал лучшую биографию отца. Сделал множество комментариев. Опубликовал письма. Научные статьи, лекции, выступления на вечерах, составление пастернаковских книг... – всем этим он занимался много лет. Вместе с женой Еленой Владимировной, скромной спутницей его.

"Вот и всё, смежили очи гении..." - вспомним Давида Самойлова. Земля осиротела и заселилась другими людьми. А наших не будет уже.


Из биографии Евгения Борисовича Пастернака

Родился 23 сентября 1923 года в Москве. Умер 31 июля 2012 года в Москве. Старший сын Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Владимировной Лурье (1898-1965).

«Когда в 1931 году родители расстались, для меня это было самым большим горем в жизни», - писал Евгений Борисович.

После окончания школы в 1941 году в Ташкенте, где он был с мамой в эвакуации, поступил в Среднеазиатский государственный университет на физико-математический факультет. Проучился один курс. С 1942 по 1954 год служил в Вооруженных Силах, был участником Великой Отечественной войны. В 1946 году окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности «инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления». В 1969-м защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук. В 1954-1975-х годах преподавал на факультете автоматики и телемеханики в Московском энергетическом институте. Из МЭИ Евгения Пастернака фактически выгнали за то, что он провожал в аэропорту Шереметьево семью Александра Солженицына, с которой был дружен.

С 1960 года, после смерти отца, - историк литературы, текстолог, специалист по творчеству Бориса Пастернака. С 1976-го - научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР (РАН). Автор первой отечественной биографии Бориса Пастернака, созданной на основе богатейшего и эксклюзивного архивного материала, прежде всего - из семейного архива. Составитель и комментатор первого полного 11-томного собрания сочинений Пастернака, вышедшего 5-тысячным тиражом в издательстве «Слово» (октябрь 2005 года). Постоянный участник и докладчик научных конференций, посвящённых творческому наследию Пастернака. Выступал с лекциями в ряде европейских университетов и ведущих университетах США. Имеет около 200 печатных работ, посвящённых жизни и творчеству Пастернака, его отношениям со знаменитыми современниками. Под его редакцией вышло ещё несколько изданий собраний сочинений поэта, а также переписка, сборники, воспоминания и материалы к биографии Б. Л. Пастернака.

9 декабря 1989 года в Стокгольме Евгению Пастернаку были вручены диплом и медаль Нобелевского лауреата - его отца.

Награждён медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги» и другими государственными наградами.

Наиболее известные книги Евгения Пастернака

Борис Пастернак. Материалы для биографии. М., «Советский писатель», 1989;

Борис Пастернак. Биография. М., «Цитадель», 1997;

«Существованья ткань сквозная…» Книга воспоминаний;

В 2009 году супруги выпустили мемуары сестры Бориса Пастернака Жозефины, которые впервые были опубликованы на русском языке.

Жена - Елена Владимировна Вальтер (р.1936) - внучка философа Г. Г. Шпета, филолог, соавтор и сотрудник Е. Б. Пастернака в его научной и издательской деятельности.

Дети - Пётр (р. 1957), театральный художник, дизайнер; Борис (р. 1961), архитектор; Елизавета (р. 1967), филолог.

Борис Пастернак

«Существованья ткань сквозная…»: переписка с Евгенией Пастернак, дополненная письмами к Евгению Борисовичу Пастернаку и его воспоминаниями

Не бойся слов, не мучься, брось.

Люблю и думаю и знаю.

Смотри: и рек не мыслит врозь

Елена В. Пастернак

Предисловие ко второму изданию

Составитель этой книги Евгений Борисович Пастернак, старший сын Бориса Леонидовича, сын от первого брака, волею судьбы стал его первым биографом. Он собрал большое количество документов и писем, давших ему возможность написать подробное жизнеописание Бориса Пастернака под скромным названием “Материалы для биографии”. Книга писалась более десяти лет еще в то время, когда имя его отца было под запретом и обвинения в антисоветчине, как принято было характеризовать роман “Доктор Живаго”, и в предательстве после его издания за границей и присуждения Нобелевской премии были живы в памяти. При поддержке академика Д. С. Лихачева, написавшего предисловие к роману, опубликованному в 1988 году в “Новом мире”, книга Е. Пастернака об отце была издана в 1989 году и стала основным материалом, на котором могли строить свои исследования будущие биографы Бориса Пастернака.

Но основным своим достижением Евгений Пастернак считал жанр, который он нашел для изданий переписки своего отца с разными лицами. Не будучи по своему образованию филологом и историком литературы, он не любил научные публикации эпистолярного наследия, снабженные инвентарем ссылок, набранных петитом внизу страницы. Составляя первую из серии книг переписки Бориса Пастернака, письма к его двоюродной сестре, профессору классической литературы Ольге Фрейденберг, равной ему по силе корреспондентке, мы посчитали, что можно восполнить несохранившиеся письма О. Фрейденберг выписками из ее дневников, воссоздающими обстоятельства ее жизни и события того времени. Переписка охватывала период с 1910 по 1955 год. Это перевело научное издание писем в категорию литературы, основанной на подлинных документах страшной эпохи, в которую жили ее герои, и ставшей захватывающим чтением. Такой рассказ дал возможность отчетливо увидеть не только характеры действующих лиц в диалоге, который они вели, но и те жизненные условия, с которыми им приходилось иметь дело, и то, как они их преодолевали.

При составлении второй книги серии эпистолярных публикаций нам пришлось уже самим по этому же принципу построить переписку трех великих лириков XX века: Бориса Пастернака и Марины Цветаевой с Райнером Мария Рильке. Мы сумели убедить в превосходстве такой композиции серьезного академического ученого Константина Марковича Азадовского, который взял на себя перевод немецких писем Цветаевой и Рильке и часть комментариев, помещенных между ними как текст, необходимый для понимания.

Тот же принцип был применен при публикации переписки Пастернака со своими французскими переводчицами Жаклин де Пруайяр и Элен Пельтье-Замойской, а позже – с родителями и сестрами.

После издания книги О. В. Ивинской и публикации воспоминаний З. Н. Пастернак и писем к ней со всей необходимостью вставала задача “самая близкая и потому самая трудная, – как писал Евгений Борисович, – издания переписки моих родителей – Бориса Пастернака и Евгении Владимировны Пастернак, дополненной письмами отца ко мне. Я уже старше, чем был отец, когда он скончался, и откладывать эту задачу более нельзя”.

Оставлять это до будущих времен и будущих исследователей было невозможно. Да и кто, кроме живого участника событий, мог бы справиться с этой задачей, как бы трудна она для него ни была.

Из-за душевной трудности передать трагедию семьи, их расставание, тяжесть которого сын пронес через всю жизнь, работа шла очень медленно. Постепенно разбирались и составлялись письма; кроме того, надо было восстановить по документам события, которые сын не мог помнить. В следующих главах стало возможным дополнять письма собственными воспоминаниями Евгения Борисовича. Он пишет, что многое стерлось из памяти, даже то, что, казалось бы, он хорошо помнил и знал. Вставали перед глазами отдельные сцены и эпизоды, которые можно было перевести в текст, но полной картины жизни и отношений с родителями восстановить не удавалось. Это смущало и мешало работе.

Складывая тексты писем, Евгений Борисович что-то припоминал, записывал, иной раз надиктовывал, а потом записи перекраивал и дополнял попутно возникающими соображениями. Чтобы облегчить задачу памяти, задавал себе определенные темы: написать о квартире на Волхонке, о соседях, вспомнить картины города того времени. Иногда, чтобы представить себе что-то, специально приходил туда, где это происходило, но то, что он видел там, часто не могло помочь и только мешало, и нужно было время, чтобы снова увидеть это место глазами прошлого и написать о нем.

Книга складывалась медленно и трудно, с большими паузами, чтобы отдохнуть от тяжелых воспоминаний, иногда хотелось бросить все и не возвращаться, но через некоторое время надо было снова ставить себе задачи: вспомнить, как было то или это.

Первая попытка опубликовать эту книгу кончилась неудачей, издательство разваливалось и не смогло напечатать тираж, тем более что надо было познакомить читателей с работами Евгении Владимировны Пастернак, незаслуженно забытой художницы. Счастливой случайностью стало знакомство Ирины Дмитриевны Прохоровой с текстом книги, она оценила ее значение и решилась напечатать ее в 1998 году, в начале своей издательской деятельности. Книга была прекрасно издана, художник Е. Поликашин снабдил ее множеством фотографий и прекрасных репродукций картин и портретов героини. Тираж разошелся очень быстро. Книга сразу вышла на французском у Галлимара в блестящем переводе Софи Бенеш.

С тех пор прошло много лет, и чтобы повторить издание, нам пришлось кое-что добавить из того, что написал Е. Б. Пастернак за это время, что-то поправить и уточнить.

Передаем слово составителю.

Евгений Пастернак

Введение

Основная часть писем моих родителей относится к тому времени, когда мы жили вместе, одной семьей. Они писались в периоды разлук, то есть в самые эмоционально напряженные и мучительные моменты, озаренные сильным и контрастным светом тяжелого жизненного уклада 1920-х годов.

При этом легко выявляется четкая закономерность в изменении тона писем. Сначала – после маминых отъездов – письма, посланные ей вдогонку, полны беспокойства о ее поездке, о том, что ее встретило на новом месте. В ответ – по инерции, заданной утомлением и взаимными обидами последних месяцев, – идут упреки, которые вызывают долгие аналитические выяснения отношений.

Однако вскоре болезненный тон сменяется тоскою разлуки, переходящей в лирический диалог в нетерпеливом ожидании задерживающегося свидания.

После развода моих родителей мы все продолжали жить в Москве, и писание писем уступало место живому общению – отец бывал у нас почти еженедельно. Рассказ об этом времени представляется естественным продолжением их переписки.

Я неправомерно долго откладывал составление этой трудной для меня книги. Со смертью отца в 1960 году из нашей жизни ушло самое значительное ее содержание. Маме стало трудно жить и работать, она на глазах стала мрачнеть. Началась тяжелая депрессия, которая вскоре свела ее в могилу. Мои воспоминания о ней болезненно затемнены и искажены впечатлениями последних лет, когда решительный, волевой и жизнерадостный художник, преданный своему искусству, постепенно уступал место беспомощному человеку, угнетенному мучительными переживаниями и бесплодными мыслями. А ведь ей было тогда только 60 лет. Как видно из писем, эмоционально глубокие моменты и раньше оказывали на нее гнетущее впечатление, но тогда на их преодоление хватало внешнего света и собственных сил. Не хочется утяжелять и без того трудный текст переписки психологическими рассуждениями, хотя многое из пережитого родителями мне глубоко запомнилось. Поэтому после небольшого введения мы даем письма в их хронологической последовательности, перемежаемые описанием затронутых в тексте конкретных биографических обстоятельств или сопутствовавших им событий.

Старший сын писателя Бориса Пастернака литературовед Евгений Пастернак скончался во вторник в Москве на 89-м году жизни, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на его племянницу Елену Пастернак.

"Он умер сегодня в семь утра в своей московской квартире", - сказала Пастернак.

По ее словам, это был "очень старый человек, у которого была великая жизнь и достойная смерть".

"Я не могу сказать, что у него был какой-то дежурный диагноз, который его убил, - просто по совокупности разных возрастных болезней у него остановилось сердце, ничего неожиданного не произошло, к сожалению", - сказала племянница литературоведа.

Родственники Евгения Пастернака хотят похоронить его рядом с отцом на кладбище в поселке Переделкино. "Я сейчас занимаюсь тем, чтобы мы похоронили его в Переделкино на нашем участке рядом с отцом. Это была его воля, и никаких других вариантов мы не рассматриваем", - сказала Елена Пастернак.

Борис Пастернак прожил в поселке Переделкино с 1936 года и до конца жизни. 2 июня 1960 года поэт был похоронен на Переделкинском кладбище. С 1990 года в двухэтажном домике Пастернака открыт Дом-музей его имени.

Собеседница агентства предположила, что похороны состоятся в четверг или в пятницу.

"Безусловно, будут и прощание, и отпевание - просто сейчас нам с его детьми, моими братьями, нужно определенное время, чтобы уладить все вопросы с бумагами", - заключила она.

Евгений Пастернак - старший сын Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Лурье. Историк литературы, текстолог Евгений Пастернак был выдающимся специалистом по творчеству своего отца. Он написал первую отечественную биографию Бориса Пастернака и выступил составителем и автором комментариев к полному 11-томному собранию сочинений поэта. Был награжден медалями "За Победу над Германией", "За боевые заслуги". В 1989 году в Стокгольме получил диплом и медаль Нобелевского лауреата за своего отца.

Евгений Пастернак, биография:

Литературовед, военный инженер Евгений Борисович Пастернак родился 23 сентября 1923 года в Москве. Он был старшим сыном писателя Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Лурье.

По окончании школы в 1941 году поступил в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте на физико математический факультет, где проучился один курс.

С 1942 года по 1954 год служил в Вооруженных силах, участник Великой Отечественной войны.

В 1946 году Евгений Пастернак окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (ныне - Общевойсковая академия ВС РФ) по специальности "инженер механик по электрооборудованию и системам автоматического управления". В 1969 году защитил диссертацию, кандидат технических наук.

С 1954 года по 1974 год был старшим преподавателем факультета автоматики и телемеханики Московского энергетического института (МЭИ).

После того как Евгений Пастернак проводил в аэропорту Шереметьево в эмиграцию родных Александра Солженицына, с которым они дружили семьями, в институте ему предложили не подавать на очередной конкурс по переизбранию в доценты. После этого он был вынужден уйти из МЭИ.

После смерти отца в 1960 году Евгений Пастернак полностью посвятил себя творческому наследию отца и вместе с женой, филологом Еленой Пастернак, стал заниматься сбором материалов для его биографии.

С 1976 года - научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР (РАН).

Евгений и Елена Пастернак подготовили к печати несколько изданий о жизни и творчестве Бориса Пастернака, его переписку, мемуары об отце. Они были составителями первого Полного собрания сочинений Бориса Пастернака, подготовленного издательством "Слово/Slovo". Оно состоит из 11 томов и мультимедиа приложения на компакт-диске. Мультимедийный диск включает биографические сведения, фотоальбом, переводы драматических произведений, не вошедших в основное собрание, а также фонограммы (стихи в авторском исполнении и музыку, которую Пастернак писал в ранней юности).

Всего в архиве Евгения Пастернака около 200 печатных работ, посвященных жизни и творчеству Бориса Пастернака, его отношениям со знаменитыми современниками.

Он был постоянным участником и докладчиком научных конференций, посвященных творческому наследию Пастернака, выступал с лекциями в ряде ведущих университетов мира.

9 декабря 1989 года в Стокгольме Евгению Пастернаку были вручены диплом и медаль Нобелевского лауреата его отца, которые тот не смог получить.

Он был награжден медалями "За Победу над Германией", "За боевые заслуги".

31 июля 2012 года Евгений Пастернак скончался в своей московской квартире от остановки сердца.

Евгений Пастернак был женат на Елене Вальтер (в замужестве Пастернак), внучке философа Густава Шпета. Елена Пастернак была соавтором мужа, его редактором. У Евгения и Елены Пастернак трое детей.

Гражданство:

СССР СССР →Россия Россия

Дата смерти: Отец: Мать: Супруга: Дети:

Пётр, Борис, Елизавета

Награды и премии:
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Евге́ний Бори́сович Пастерна́к (23 сентября , Москва - 31 июля , Москва ) - российский литературовед , историк литературы , военный инженер, биограф, старший сын писателя Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Владимировной Лурье ( -).

Биография

«Когда в 1931 родители расстались, для меня это было самым большим горем в жизни».

По окончании школы в 1941 году вместе с матерью в эвакуации в Ташкенте , поступил в Среднеазиатский государственный университет на физико-математический факультет, где проучился один курс. С по служил в Вооруженных Силах, участник Великой Отечественной войны. В окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления. В защитил диссертацию, кандидат технических наук. С по старший преподаватель факультета автоматики и телемеханики . Из МЭИ Е. Б. Пастернака, как он сам вспоминал, фактически выгнали за то, что он провожал в аэропорту Шереметьево семью Александра Солженицына , отбывавшую для воссоединения с ним.

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Евгений Борисович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Пастернак, Евгений Борисович

– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.