Евфросиния керсновская писатель и необыкновенная женщина. Евфросиния Керсновская: биография, фото и интересные факты

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий «ТД» вспоминает Евфросинию Керсновскую — мемуаристку, художницу, заключенную ГУЛАГа. Посвященная ей встреча состоялась 27 декабря 2009 года в храме мученицы Татианы при МГУ. Во встрече приняли участие люди, лично знавшие Евфросинию Антоновну, демонстрировался фильм о ее жизни режиссера Владимира Мелетина.

Житие в лагере

Евфросиния Антоновна Керсновская создала свою «скальную живопись» в 1963-64 годах — задолго до появления «Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Уникален жанр этого повествования — рисунки, сопровожденные подробными комментариями. При этом очевидно несоответствие: «По манере — это типичная альбомная живопись XIX века, то есть очень камерные, лирические изображения. А по содержанию — эпос», — говорит священник Владимир Вигилянский, подготовивший первую публикацию о Керсновской в «Огоньке» в 1990 году.

Еще уникальнее судьба Евфросинии Антоновны. Это взгляд человека, который никогда не жил при советской власти: сначала Евфросиния жила в несоветской Бессарабии, а затем сразу же была репрессирована. Она не знала советской пропаганды и имела «роскошь» смотреть на мир глазами человека, который слушается прежде всего своей совести. «Какое это счастье, когда не испытываешь колебаний, прислушиваешься к голосу своей совести и подчиняешься только ее приказаниям!», — записано в одной из тетрадей. Керсновская, сама того не сознавая, смотрела чуть-чуть со стороны и сверху, а ведь даже Солженицын говорил, что освободился от идеологического плена только спустя несколько лет лагеря. Керсновская была свободна всегда.

Рисованный эпос Керсновской — это огромное собрание из 1500 страниц текста и около 700 иллюстраций. Она сделала несколько копий рукописи, раздала их знакомым, взяв обещание хранить в тайниках до наступления лучших времен. Евфросиния Антоновна не считала себя писателем и художником; «воспоминания» — ее единственный опыт словесного творчества. Тем не менее их художественный уровень достаточно высок. Почему? Большую роль сыграло воспитание и врожденная культура автора. Она была дворянкой (отец — юрист, мать — преподаватель иностранных языков). Евфросиния владела шестью языками, знала и любила музыку... Все это помогло не сломаться в лагере: во время допросов она часами читала про себя стихи, услышав в кабинете начальника НКВД знакомую с детства музыку — обретала стойкость. Показательно, что самым тяжелым для Керсновской было испытание «парашей», стоявшей у всех на виду: «...это было причиной самого невыносимого страдания — хуже голода, хуже жажды, хуже холода, хуже самой нечеловеческой усталости. Самое мучительное, самое унизительное для меня чувство — стыд». А вот другого «стыда» — мук совести — она не знала. И не потому, что находилась в прелести. «Раз и навсегда приняла я решение: никогда не задавать себе вопроса "что мне выгодно?" и не взвешивать все "за" и "против", когда надо принимать решение, а просто задать себе вопрос "а не будет мне стыдно перед памятью отца?". И поступать так, как велит совесть. ...Это придавало мне силы и закаляло волю: у меня не было сомнений, колебаний, сожалений - словом, всего, что "грызет" душу и расшатывает нервы».

Неудивительно, что фильм, снятый режиссером Владимиром Мелетиным, называется «Евфросиния Керсновская. Житие». Ощущение жизни Керсновской как жития сложилось и у протоиерея Максима Козлова во время просмотра фильма: «Это действительно житие, несводимое к конкретным историческим обстоятельствам. Когда человек не может преступить Заповеди, убить из-за спины ненавистного начальника-садиста (а и такое искушение было у Керсновской — М. Х. ) —это возводит судьбу до уровня патерика. Детали, история забудутся — ведь немногие знают сейчас в подробностях о гонениях Деция и Диоклетиана. Но подвиг первых христиан мы знаем. Таков же и путь Керсновской: это повествование не о ГУЛАГе, а о человеческой душе». Священник Владимир Вигилянский добавил, что через знакомство с Керсновской он пересмотрел свое отношение к труду. «Мы жили в советском, враждебном нам государстве, — рассказывает отец Владимир. — Труд на это государство мы воспринимали как вынужденный. А Евфросиния Антоновна не боялась в лагере никакой работы, работала не за страх, а за совесть. Любимой ее работой был... морг. Там она чувствовала себя человеком, полезным другим, пусть и уже умершим».

«Евфросиния Керсновская всегда поступала по совести, и ее жизнь доказала, что сознание внутреннего достоинства — куда более надежная гарантия выживания, чем позиция скорейшей адаптации», — убежден Арсений Рогинский, руководитель Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал», один из комментаторов фильма. А фильм заслуживает отдельного внимания.

Житие на экране

Владимир Мелетин снял фильм «Евфросиния Керсновская. Житие» к 100-летию Керсновской в 2007 году. О ее рукописи рассказывают Дарья Чапковская — скульптор, преподаватель МГУ (в последние годы жизни Евфросинии Антоновны она ухаживала за ней); священник Владимир Вигилянский; Виталий Шенталинский — председатель комиссии Союза писателей России по наследию репрессированных писателей, автор многих книг; Арсений Рогинский.

Режиссер сосредоточен не на внешнем сюжете, а на внутреннем состоянии героини, хотя физически она не присутствует в кадре. Записи в дневнике, портреты комментаторов. Но преобладают в фильме рисунки, иногда с элементами анимации (что всегда очень неожиданно и эффектно: одна из деталей статичного изображения вдруг начинает двигаться). Это, наверное, самая удачная форма для кинопереложения записей Керсновской: показать мысли-рисунки, как они есть. Конечно, в фильм вошла лишь часть живописной «книги» — но ведь чтобы почувствовать вкус моря, достаточно попробовать одну каплю.

Как победить ГУЛАГ?

«Я с детства искал ответ на вопрос, можно ли победить ГУЛАГ. И рукопись Керсновской убедительно подтвердила — можно, — говорит Игорь Чапковский, публикатор рукописи, человек, в чьей семье Евфросиния Антоновна жила в последние годы своей жизни. — Многие мне говорят, что читать книгу Керсновской, смотреть фильм о ней — тяжело. Но единственный способ изжить ГУЛАГ — не бояться смотреть на него, знать о нем». «Идеология ГУЛАГа — доказать, что его не было», — считает Игорь Моисеевич. — Если мы забудем о нем — он победит».

Священник Владимир Вигилянский согласен с Чапковским: «Сейчас стали часто поднимать тему о Сталине, причем эпоха сталинизма представляется в положительном, позитивном ключе. Спорить с этими мнениями — бессмысленно. Но необходимо говорить правду о нашем прошлом». Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, прихожанкой которого была в последние годы жизни Евфросиния Керсновская, также обеспокоен тем, что в нашей стране память о жертвах тоталитарного режима находится в забвении. Отец Александр приводит пример: в Европе многие концлагеря превращены в музеи, мемориалы, их активно посещают. У нас же единственный мемориал — на месте пермского лагеря. «Почему это стало возможным? Из-за разделения: тот, кто не относится к моему сообществу — уже не человек. Бог хранил Евфросинию Антоновну, чтобы она это рассказала». Именно с христиан, по мнению протоиерея Александра, должно сегодня начаться сопротивление всяческим разделениям.

О главном

Свою почти добровольную ссылку в Сибирь (было несколько возможностей избежать этой участи) Керсновская называла «великим постригом». Жизнь претворила эту метафору в реальность: Евфросиния прожила жизнь как монахиня — в нестяжании, безбрачии, послушании Божией воле. Она была безусловно верующим человеком. Ее записи пронизаны подлинным христианским духом, хотя в них нет теоретических рассуждений на темы добра, зла, милосердия и терпимости. Это не лубок — автору приходилось переживать сильнейшие искушения: убийством человека и убийством себя: «...как-то механически, уже поднимая руку с пистолетом, держа палец на курке, я скользнула взглядом, и... Перед окном проходили телеграфные провода и чуть ниже — колебалась ветка тополя. ... Было небо. Были облака. Была ветка зеленая, свежая. Были и ласточки. И все это — будет. Будет!.. А меня?.. не будет?!.. Нет. Нет. Еще буду!!!»

Внутренняя радость — стержень, на который опирается автор и главная героиня книги Керсновской.

Недаром ее звали Евфросинией (с греческого — радость).

1907, 24 декабря (старый стиль) (по новому стилю 8 января 1908 г.). — Родилась в Одессе в дворянской семье.

Отец - Антон Антонович Керсновский, юрист (умер 1936 (1939 ?)). Мать - Александра Алексеевна Керсновская, урожденная Каравасили (1878-1964) - преподаватель иностранных языков, окончила лицей в Бухаресте, обучалась также в консерватории. Брат - Антон Керсновский (1905 (?) - 24 июня 1944), выдающийся военный историк Русского Зарубежья.

До 1919 г. — Жизнь в Одессе. Получение домашнего образования. Учеба в гимназии. Работа отца юристом-криминологом в Одесской судебной палате. Посещение родового имения матери - дачи «Фроза» - Кагула (последний раз 18 августа - 19 ноября 1918 г.). Разрушение дачи «Фроза» войсками, бегущими с фронта осенью 1917 г.

1919. — Арест отца Одесской ЧК и его освобождение чудом. Бегство семьи из России в Румынию морем на французском крейсере «Мирабо».

1920 - 1930-е гг. — Жизнь в родовом имении Цепилово (Бессарабия).
Преподавание матерью (в 1922- 1923 гг.) в мужском в лицее Ксенопола английского и французского языков и французского языка в гимназии «Домница Руксанда» г. Сороки.
Окончание гимназии со знанием многих языков. Окончание ветеринарных курсов. Создание Евфросинией в своем имении образцового фермерского хозяйства. Обучение этому на практике у соседки И. Яневской, фермера, владелице имения Дубно. Ведение хозяйства и выполнение всех работ на земле (виноградарство, выращивание зерна, скота) и параллельно самообразование, конные и пешие путешествия по Карпатам, Польше.
Поездка в Дижон к брату, получающему образование во Франции.

1936 (1939 ?), осень. — Смерть отца. Захоронение его в склепе на усадьбе.

1940, 28 июня. — Вступление советских войск на территорию Бессарабии и установление там советской власти.

1940, июль. — Выселение дочери и матери из собственного дома. Полная конфискация имущества. Поиски жилья. Помощь Э.Я. Гнанч-Добровольской в предоставлении жилья в г. Сороки. Выселение из дома младшего брата отца - Бориса Антоновича Керсновского - с многодетной семьей. Их отъезд в Румынию. Устройство рабочей на ферме технико-агрономического училища.

1940, осень. — Работа на виноградниках.

1940-1941, зима. — Работа в «лесу Михайловского».

1941, 13-21 июня. — Приход сотрудников НКВД за Е. Керсновской в её отсутствие. Отказ прятаться, скрываться и добровольный приход в НКВД. Доставка на станцию Флорешты. Помещение в "столыпинский" вагон. Этап в ссылку. Условия транспортировки. Помещение в карцер.

1941, 22 июня - 2 декабря. — Известие о начале Великой Отечественной войны. Прибытие в Кузедеево (Кузбасс). Работа на сенокосе. Изъятие паспорта. Взятие расписки в том, что она "пожизненно ссыльная". Этап в Новосибирск, далее на барже до поселка Суйга. Доставка на лесозаготовительный пункт на берегу Анги. Условия жизни ссыльных. Перевод в Усть-Тьярм.

1941, 3 декабря - 25 февраля. — Выступление на собрании в клубе по поводу завышенных норм выработки. Конфликт с начальником Суйгинского леспрохоза Дмитрием Алексеевичем Хохриным. Написание им доносов на Керсновскую. Направление в Суйгу. Работа на лесосплаве. Голод из-за снятия Хохриным с довольствия.

1942, март - 23 августа. — Скитания по Сибири (около 1500 км). Разовая работа. Помощь бедных людей. Встречи со ссыльными бессарабцами.

1942, 24 августа - осень. — Арест под Рубцовском. Следствие. Обвинение в шпионаже. Пребывание в камере предварительного заключения (КПЗ). Заключенные. Недельное пребывание в одиночной камере военного трибунала в Барнауле. Перевод во внутреннюю тюрьму НКВД. Ночные допросы. Следователи Соколов, Лыхин, Степан Титов. Отказ от признания своей "вины". Перевод в первую загородную тюрьму г. Барнаула. Этап. Пересылочная тюрьма г. Новосибирска.

1942, осень - 1943, март. — Доставка под конвоем на теплоход "Ворошилов". Этап по Оби в Нарым. Гибель детей азербайджанского этапа от голода и дизентерии. Пребывание всю зиму в неотапливаемой камере предварительного заключения в Нарыме. Судьбы заключенных. Ознакомление с материалом следствия в прокуратуре. Отказ подписаться под лживыми измышлениями следователей. Допрос в кабинете начальника местного НКВД Николая Салтымакова.

1943, 24 февраля. — Суд. Предъявление обвинения по статье 58-10, части II. Приговор: расстрел. Отказ написать прошение о помиловании. Замена приговора на 10 лет ИТЛ. Пеший этап в Томск.

1943, с весны до сентября. — Пребывание в лагпункте Межаниновка. Работа в бондарном цеху, в выжигалке. Массовая гибель людей от голода и авитаминоза. Пеллагра. Смерть детей-блокадников из Ленинграда. Попадание в карцер 1 мая. Пребывание в лагерном стационаре. Помощь врача Сарры Абрамовны Гордон. Этап в лаготделение № 4 на станции Ельцовка под Новосибирском. Работа в ночной смене в бригаде по починке шапок, привезенных с фронта, днем - в подсобном хозяйстве. Перевод в бригаду на строительство авиационного завода имени Чкалова под Новосибирском.

1943, октябрь - 1944, апрель. — Перевод ветеринаром на лагерную свиноферму. Выхаживание и спасение больных свиней. Крещение Е.А. Керсновской сына Веры Леонидовны Таньковой (из рода адмиралов Невельских) Дмитрия. Высказывания об антирелигиозной советской поэзии при бывшем ветеринарном работнике свинофермы Ирме Мельман. Перевод на строительство клуба комсомола.

1944, 14 апреля - 24 июня. — Взятие под следствие. Помещение в лагерную поземную тюрьму. Сокамерницы. Помощь заключенной молдаванке Земфире Поп. Допросы. Приговор суда: 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах (статья 58-10).

1944, июнь - 1947, май. — Перевод в барак усиленного режима (БУР) к уголовникам-рецидивистам. Работа в прачечной. Этап из Злобина под Красноярском по Енисею в Норильск. Спасение профессора Н.М. Федоровского от издевательств уголовников. Прибытие в Норильск (август 1944). Работа в оцеплении № 13 в Горстрое. Болезнь, помещение в Центральную больницу лагеря (ЦБЛ). Выздоровление и работа медсестрой в ЦБЛ, в морге. Прохождение терапевтической практики под руководством доктора-заключенного Л.Б. Мардна.

1947, июнь - 1951. — Перевод на работу в шахту по сосбственному желанию. Поселение в лагпункте "Нагорный". Неоднократное помещение в ШИЗО. Работа на шахте 13/15 навалоотбойщиком, канатчиком, скрейперистом-проходчиком. Ведение записей о пребывании в ссылке, побеге, лагерях. Попадание «черной тетради» с записями к начальнику лагеря лейтенанту Амосову.

1952, январь - июль. — Перевод на общие работы. З а ответ на оскорбление бригадира - помещение в одиночку ШИЗО в наручниках. Голодная забастовка в ответ на избиения заместителем начальника лагеря Кирпиченко. Помощь вольнонаемной Антонины Казимировны Петкун. Вызов к начальнику 7-го отделения капитану Блоху. Перевод грузчиком на перевалочно-продуктовую базу (ППТ). Зарабатывание зачетов.

1952, август - 1957. — Освобождение из лагеря. Обучение на курсах горных мастеров (1953). Работа вольнонаемной в шахте № 15 горным мастером, помощником начальника участка, бурильщиком. Окончание курсов мастеров буро-взрывных работ.

1957, лето. — Поездка из Заполярья в отпуск в Молдавию с целью посетить могилу отца. Встреча с подругой матери Е.Г. Смолинской. Получение известия о том, что мать живет в Румынии. Возвращение из пешего путешествия по Кавказу в Норильск. Переход на работу взрывником шахты. Переписка с матерью. Просмотр этих писем КГБ.

1958, лето - 1959. — Встреча с матерью в Одессе. Возвращение в Норильск, получение отдельной комнаты.

1960, март. — Неудавшаяся попытка уволить Керсновскую из шахты по заключению медкомиссии. Вызов в КГБ. Допрос полковником Кошкиным.

1960. - Товарищеский суд над Керсновской в клубе (4 апреля). Решение коллектива оставить ее на прежней должности. Решение начальства вывести ее из шахты. Работа грузчиком-лесогоном. Выход в газете "Заполярная правда" статей, написанных по заказу КГБ и порочащих честь и достоинство Керсновской и ее родителей (17 апреля и 11 мая).

1960-1964. — Получение шахтерской пенсии в 120 рублей. Приобретение половины дома в Ессентуках. Жизнь в нем с приехавшей из Румынии матерью, отказавшейся от румынского гражданства и от румынской пенсии.

1964-1970-е гг., начало. — Написание в Ессентуках 12 тетрадей воспоминаний (названия она не дала) о своем пребывании в ГУЛАГе, иллюстрированных 680 рисунками. Создание одинакового по сюжету, но другого по форме, произведения - альбомов рисунков с подписями. Их нелегальное хранение разными людьми. Обширная переписка с друзьями. Написание иллюстрированных дневников «Природа и погода», с рубрикой «В стране и в мире». Занятия садоводством и цветоводством не только на своем участке, но и на своей улице и даже квартале.

1980-е гг. — Появление воспоминаний Е. Керсновской в самиздате в виде нескольких томов машинописи с авторскими иллюстрациями.

1987. — Инсульт. Попечение и уход за Е. Керсновской членов семьи И.М. Чапковского из Москвы и их друзей.

1990. — Публикация рисунков Керсновской и статьи о ней в журнале «Огонек»(№№ 3,4) и части воспоминаний в журнале «Знамя» (№№ 3, 4, 5). Получение редакцией более 150 откликов. Публикация рисунков и очерка о Керсновской в английском журнале «Observer» (июнь).

1991. — Выход альбомов Е. Керсновской под заглавием «Наскальная живопись» на русском и немецком языках. Публикация рисунков в немецких журналах «Art» и «Stern».
Выход очерка и заметок в газете «Заполярная правда» с принесением извинения Керсновской за клеветнические статьи 1960 года.

1990-1991. — Реабилитация по незаконной депортации в Молдове и по двум следственным делам - в России.

1994, апрель. — Выход альбома Керсновской «Cupablе de rien» («Невиновная ни в чем») во Франции.

2000-2001. — Издание полного теста произведения, в 6 томах. Создание сайта произведения Е. Керсновской http://www.gulag.su .

2000. — Выход документального фильма «Альбом Евфросинии», получившего российский и международные призы.

2005. — В Москве в Музее имени Андрея Сахарова состоялась выставка-инсталляция «Тетради Евфросинии Керсновской».

2006. — К столетию Керсновской полностью, со всеми рисунками, опубликовано ее текстово-изобразительное произведение «Сколько стоит человек».

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

Евфросиния Керсновская - писательница, художница, бессарабская помещица. Заключённая ГУЛАГа, сосланная в 1941 году в Сибирь на принудительные работы. Автор 2200 рукописных страниц мемуаров, снабжённых 700 рисунками. В этой статье будет представлена краткая биография помещицы.

Детство

Керсновская Евфросиния Антоновна появилась на свет в Одессе в 1908 году. Отец девочки работал юристом-криминологом. Фрося росла нежной и задумчивой девочкой, пока не наступила Гражданская война. В 1919 году всех царских юристов, в том числе и её отца, арестовали. Лишь чудом он избежал расстрела. Посреди ночи семью Керсновских разбудил лязг прикладов и стук сапог. Всё, что успел отец, - это благословить иконой рыдающих от страха детей и жену. Потом его сразу увели.

Позже Керсновский рассказал дочери о той страшной ночи. Всех арестованных по городу юристов (712 человек) привезли в мрачное Одесское ЧК, находившееся на Екатерининской площади. Здание было огорожено колючей проволокой. Люди вокруг шумели, толкались. Грохотали автомобильные моторы, работающие без глушителя. Повсюду ходили латыши и китайцы. Прибывших отмечали в списках и выводили группами по 2-4 человека.

Переезд

Вскоре отца отпустили, и семья Керсновских переехала в Бессарабию (в те годы - часть Румынии). Они поселились в родовом имении, находящемся в деревне Цепилово. Другое поместье Керсновских было разрушено в 1917 году бежавшими с фронта солдатами.

Учёба

Несмотря на ежедневные заботы, родители уделяли достаточно вниманию воспитанию дочери. Евфросиния Керсновская получила прекрасное образование. Девочке привили любовь к языкам, живописи, музыке и литературе. После гимназии Фрося решила пойти на ветеринарные курсы и успешно их окончила. Жизненные условия постоянно менялись, поэтому ей нужно было приобретать полезные навыки.

Работа

Отец совершенно не интересовался хозяйством. Всё легло на плечи Евфросинии, ведь прислуги и наёмных рабочих у Керсновских не было. Будущая художница регулярно работала в поле, заботилась о скоте и прибиралась в доме. Помимо этого девушке приходилось регулярно доказывать соседям, что в таком возрасте (20 лет) она может легко со всем справиться.

На 40 гектарах земли Керсновская Евфросиния выращивала зерно и виноград. Вскоре умер отец. Чтобы прокормить семью, девушке пришлось заняться выращиванием зерна на экспорт и поставку. А в редкие часы отдыха она любила ходить с двоюродными сёстрами и братьями к морю или кататься на лошадях.

Репрессии

Летом 1940 года Бессарабию включили в состав Советского Союза и преобразовали в Моментально начались массовые репрессии. Фросю с родными выселили из дома и конфисковали имущество. Последнее, что запомнила Керсновская из мирной жизни, - маму на крыльце дома, решето малины для вареников и солнечный свет в садовой листве.

Вскоре имущества лишился и дядя Евфросинии. Он сразу уехал с семьёй в Румынию. Сама же Фрося осталась на родине, а маму по соображениям безопасности отправила в Бухарест. Это было явным проявлением патриотизма, ведь девушка могла легко уехать в первые месяцы оккупации. Но она решила разделить горе со своим народом. Такое отношение к Родине привили ей с детства. К тому же Керсновская надеялась, что вскоре все неурядицы закончатся и можно будет вернуться домой. Но она ошибалась.

Испытания

Как «бывшая помещица» Евфросиния Керсновская была полностью ущемлена в правах. Это же касалось и трудовой деятельности. Девушка с трудом устроилась сезонной работницей на ферму агрономического училища. А после ей вообще пришлось наниматься к разным людям и выполнять не совсем женскую работу: заготавливать дрова, корчевать пни. Без гражданства Фрося «подлежала изоляции от нормального общества», поэтому ночевать девушке приходилось на улице. Советский паспорт ей вручили накануне выборов в январе 1941 года. Ознакомившись со списком кандидатов, Керсновская перечеркнула весь бюллетень. Она сделала это потому, что увидела в нём имя женщины, «работавшей» до прихода советской власти проституткой.

Вскоре домой к Евфросиние нагрянули сотрудники НКВД, но её не оказалось на месте. Девушка не чувствовала вины за свой поступок и ничего не боялась, поэтому пошла в ЧК сама. Вряд ли она догадывалась, что с ней будет. А произошло следующее - Фросю сослали в Сибирь. Помимо неё туда отправили и других бессарабцев.

Ссылка

Но даже в суровых условиях Сибири будущая художница Евфросиния Керсновская не желала мириться с несправедливостью. Она пыталась искать правду и постоянно вступалась за слабых. Однажды девушка пожалела незнакомого старика и поделилась с ним куском сахара. В ответ он посоветовал ей никогда ни с кем не делиться и не показывать собственную слабость. В волчьей стае таких обычно добивают. К счастью, Фрося не вняла совету. При этом она не превратилась в зверя и смогла выжить.

Однажды на её глазах разыгралась сцена: работающая на лесоповале женщина упала от бессилия и попросила начальника лагеря о небольшом перерыве. Он ответил, что если она не может трудиться, то пусть лучше умирает. После этого начальник развернулся и ушёл в сторожку. Евфросинию охватила ярость. Она схватила топор и побежала за ним с намерением убить. На пороге женщина остановилась только потому, что начальник сидел к ней спиной. Керсновская осознала - если ударит сейчас, то ничем не будет от него отличаться.

Побег

Наказание было суровым - женщину полностью лишили пайки. Тем самым Фросю обрекли на мучительную и долгую голодную смерть. Ей ничего больше не оставалось, как бежать. С проживанием в нечеловеческих условиях Керсновская ещё мирилась, но умереть подобно животному было для неё недопустимо. Ослабевшей женщине пришлось пройти по тайге полторы тысячи километров. В будущем многие моменты этого «путешествия» будут отражены в рисунках, вышедших в альбомах под названием «Наскальная живопись» (Евфросиния Керсновская опубликует их в 1991 году).

Новый приговор

Но в итоге всё было напрасно. Спустя несколько месяцев Фросю арестуют в селении, куда она забрела из тайги, и приговорят к высшей мере наказания. Во время допроса из репродуктора доносилось знакомое Керсновской с детства Итальянское каприччо Чайковского. Перед глазами женщины встали сад, дом, мать, и отец, сидящий в кресле-качалке. Пытки воспоминаниями были гораздо хуже физических. После оглашения приговора судья предложил Евфросиние подать прошение о помиловании, но она отказалась. Тем не менее, Керсновской заменили смертную казнь пятью годами ссылки и десятью годами лагерей. В 1944 году ей прибавили к сроку ещё 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Фрося получила статус неисправимого преступника, а таких содержали только в бараке усиленного режима (БУР).

Освобождение

Условия там были просто нечеловеческими. Керсновской не раз приходилось стоять целый день босиком на каменном полу, чтобы высушить постиранную одежду. Спасли Фросю лагерные медики. Они добились перевода будущей писательницы в медсанчасть. Два года героиня данной статьи проработала санитаркой в клинике, а год - в морге. После Керсновская потребовала перевести её в шахту. Там она надеялась обрести внутреннюю свободу, ведь, по её словам, «подлецы не спускаются под землю». Так в Норильске появилась первая женщина - шахтёр. В 1957 году Евфросиния окончательно освободилась, но всё равно продолжала там работать.

Вскоре уже полноправная гражданка Керсновская получила отпуск и исполнила свою заветную мечту. Женщина поехала в родное Цепилово на могилу отца. Там её ожидала приятная весть - давняя подруга матери рассказала, что та по-прежнему живёт в Румынии, и дала её адрес.

Последние годы

После выхода на пенсию Евфросиния Керсновская купила в Ессентуках ветхий дом с садом. Она сразу перевезла туда маму, с которой была в разлуке целых 20 лет. В последующие годы Фрося ухаживала за ней и много рассказывала о пережитых событиях. Но, жалея мать, умалчивала о лагерных ужасах. Только после её смерти она написала 2200 страниц мемуаров. Также женщина нарисовала к ним 700 иллюстраций.

1994 - вот год, когда скончалась Евфросиния Керсновская. Книги писательницы вышли ещё при её жизни. В 1982 году мемуары распространили через самиздат, а в 1990 г. - опубликовали в британской газете «Обозреватель» и советских журналах «Знамя» и «Огонёк». Также при жизни Керсновская получила полную реабилитацию.

Почему же людям, прошедшим войну или лагеря, даётся такая долгая жизнь? Может, для того, чтобы они могли хоть немного забыть пережитое и отдохнуть от него? Скорее всего, нет! Жизнь Евфросинии Антоновны показывает, что она выжила, чтобы рассказать потомкам об испытаниях, выпавших на её долю, и научить их мужеству. Эта женщина никогда не отступала от своих принципов и всегда оставалась человеком!

  • Евфросиния Керсновская, биография которой представлена выше, неплохо знала итальянский, испанский и английский языки. Также художница хорошо владела немецким, румынским и в совершенстве говорила на французском.
  • Отправляясь в ссылку, Керсновская не взяла с собой никакой зимней одежды, думая, что всё купит на месте. Но в сибирских магазинах практически ничего не продавалось. Да и ссыльные могли приобретать товары лишь с разрешения начальства. В итоге Евфросинии позволили купить телогрейку и валенки, только когда наступили сорокаградусные морозы.
  • 3 декабря 1941 года Керсновская, находясь в ссылке, присутствовала на клубном собрании, где лектор Хохрин рассказывал, как США помогает СССР. Девушка поинтересовалась у докладчика, а не нарвётся ли из-за этого Америка на войну с Японией (она подразумевала Только спустя много месяцев Евфросиния Керсновская узнала о том, что Хохрин написал на неё донос, посчитав заданный вопрос «гнусной клеветой на миролюбивую азиатскую страну». Через пять дней после происшествия Япония напала на Пёрл-Харбор.
  • Немногим известно, что у Керсновской был старший брат по имени Антон. Он уехал в Европу в середине 1920-х, чтобы получить образование. В конце концов, Антон остался жить в Париже и получил профессию «военный историк». В 1940 году, в связи с началом войны, его призвали во французскую армию. Спустя несколько месяцев Евфросиние пришло извещение о смерти. На самом деле Антон не погиб, а был тяжело ранен. Умрёт он только в 1944 году от туберкулёза. Его труды и статьи об истории русской армии вскоре получат мировое признание. Но в России их опубликуют только после развала СССР.
  • По дневникам героини данной статьи сняли две полнометражные документальные картины: «Евфросиния Керсновская. Житие» (В. Мелетин) и «Альбом» (Г. Илугдин).

Эта история о том, что человек может всё преодолеть, даже если его унижают и бьют; о том, что человеком можно остаться, независимо от того, целятся ли в тебя, или целишься ты; о том, как жизнь становится житием…

Восьмого января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского родилась девочка, которую назвали милым и даже забавным для нашего слуха именем Фрося — Евфросиния. Ее предок по линии отца, поляк, был посвящен в рыцари с девизом «Верный и храбрый». Судя по всему, храбрость девочке передалась по наследству.

У безмятежного детства обычно короткий срок, а у детей революции его практически и не было. Нежная задумчивая девочка исчезла, когда в 1919 году, в разгар Гражданской войны, отца в числе других царских юристов арестовали и только чудом не расстреляли. Посреди ночи семью разбудил стук сапог и лязг прикладов. Отец успел только благословить иконой плачущих от страха жену и детей, и его увели. Фрося с братом в ночных сорочках бежали за конвоем. Мама бежать уже не могла. Она стояла посреди темной пустой улицы и только кричала совершенно бессмысленные и потому еще более страшно звучавшие слова: «Тоня, вернись! Вернись! ..

Слева: семья Керcновских-1911 год. Справа: Евфросиния Антоновна Керсновская в 1958 году.

Со слов отца Евфросиния вспоминала: «Всех юристов, весь “улов” этой ночи — говорят, их было 712 человек — согнали в здание на Екатерининской площади, где разместилось это мрачное учреждение — Одесская ЧК. Заграждение из колючей проволоки. Статуя Екатерины Великой, закутанная в рогожу, с красным чепцом на голове. Шум. Толчея. Грохот автомобильных моторов, работающих без глушителя. И всюду китайцы. И латыши. Прибывших выкрикивали по каким-то спискам и выводили небольшими группами по два, три или четыре человека».

Когда отца все-таки отпустили, семье удалось уехать в Бессарабию (в то время — часть Румынии) и поселиться в родовом имении в деревне Цепилово, поближе к остальным родственникам. Другое их поместье уже разрушили солдаты, бежавшие с фронта в 17-м году…

За каждодневными заботами родители не забывали об образовании детей. Евфросиния и ее брат получили хорошее воспитание (старший брат Антон в середине 1920-х годов уехал учиться в Европу и поселился в Париже, став впоследствии известным в Русском зарубежье военным историком). Фросе привили любовь к литературе, музыке, живописи, она в совершенстве освоила французский язык, хорошо — румынский и немецкий, неплохо говорила на английском, испанском, итальянском языках. Правда, в них не встречались такие слова как НКВД, ЧК, БУР, ГУЛАГ… Но кто бы мог предположить, что в будущем барышне из интеллигентной семьи пригодятся именно они.

После гимназии Евфросиния окончила еще и ветеринарные курсы. Жизненные условия изменились, нужно было приобретать как можно больше действительно полезных навыков. Поскольку отец совсем не интересовался хозяйством, то им начала заниматься Евфросиния. Тогда это была постоянная работа в поле, своя земля, свой скот, свой дом, которые нужно было содержать без помощи наемных рабочих и тем более прислуги. Да к тому же приходилось постоянно доказывать соседям, что в свои 20 с небольшим лет она может справляться со всем сама, несмотря на завистливые взгляды и злые языки.


Рисунок Е. Керсновской

На 40 гектарах Евфросиния выращивала виноград и зерно, а после смерти отца — чтобы расплатиться с его кредиторами — ей пришлось начать выращивать зерно на поставку на экспорт. «Когда умер отец, которого я боготворила, — вспоминала она, — мне было не до слез: надо было спасать маму, чуть было не умершую с горя. Спасать не только ее жизнь, но и рассудок, которого она чуть не лишилась — так велико было ее горе…» А в редкие свободные часы она любила кататься на лошадях или ходить с двоюродными братьями и сестрами к морю.

Летом 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР и была преобразована в Молдавскую ССР. Сразу же начались массовые репрессии, и уже в июле Евфросинию с матерью выселили из дома с полной конфискацией имущества. Солнечный свет в листве сада, решето малины для вареников и мама в стоптанных шлепанцах на крыльце дома — последнее, что запомнила девушка из мирной жизни. Ни сад, ни дом, ни это горячее от солнца крыльцо больше ей не принадлежали. Какое же это счастье, когда мама просто выходит тебе навстречу и солнечные блики слепят ей глаза… В обычной жизни этого ведь совсем не ценишь.

Рисунок Е. Керсновской

Когда дядя Евфросинии, тоже лишённый имущества, вместе с многодетной семьей уехал в Румынию, она, желая уберечь мать, отправила её в Бухарест, а сама осталась и начала искать работу, чтобы хоть как-то ее содержать. Патриотизм — загадочное явление, тем более сейчас совсем не модное. Решение не уезжать Евфросиния объясняла так: «У меня были все возможности в первые месяцы оккупации уехать. Но я русская, хотя во мне течет польская от отца и греческая от матери кровь. И я должна была разделить со своим народом его участь…». Видимо, в то время подобное отношение в Родине прививалось с детства — ее знаменитая ровесница спустя годы написала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». И к тому же Евфросиния надеялась, что все неурядицы ненадолго и со временем можно будет хорошо зарекомендовать себя перед новой властью и вернуться в родной дом.

Рисунок Е. Керсновской

Но как «бывшая помещица» она была ущемлена во всех правах, в том числе и в праве на труд, и только в качестве сезонной работницы смогла устроиться на ферму технико-агрономического училища. А потом и вовсе нанималась к разным людям: корчевать пни, заготавливать дрова. Ночевала на улице, потому что, не имея советского гражданства, «подлежала изоляции от общества», и только на зиму её приютила знакомая матери. Накануне выборов 1 января 1941 года ей все-таки выдали советский паспорт. А на выборах она единственная перечеркнула весь бюллетень, потому что среди кандидатов увидела имя женщины, которая до установления советской власти «работала» проституткой.

Незадолго да ареста

Ничего удивительного, что очень скоро за Евфросинией пришли сотрудники НКВД, но ее не было дома. Узнав об этом, она сказала: «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!» — и пошла в ЧК добровольно, чтобы не унижали и не тащили под конвоем. Скорее всего, она даже не представляла, что будет с ней после этого. А после была ссылка в Сибирь вместе с другими бессарабцами. И знаете, что тяжелее голода и жажды в битком набитом вагоне? Унижение и стыд пользоваться самодельным «нужником» на глазах у всех.

Даже в Сибири на лесоповале, не желая мириться с несправедливостью, Евфросиния пытается искать правду, вступается за слабых. Однажды она поделилась с незнакомым стариком последним куском сахара, на что услышала совет: «Никогда ничем не делись. Скрывай боль и страх — они делают тебя слабой. А слабых добивают — таков закон волчьей стаи». К счастью, Евфросиния не последовала этому совету, не превратилась в зверя — и выжила.

Однажды на ее глазах упавшая от бессилия женщина просила начальника лагеря дать отдохнуть. На что тот спокойно ответил: «Не можешь работать — умри», — отвернулся и ушел. Не соображая, что делает, Евфросиния схватила топор и побежала за ним в сторожку — убить, потому что терпеть издевательства дальше казалось невыносимым. На пороге она остановилась — начальник сидел к ней спиной. Понимаете, даже на грани помутившегося сознания она твердо знала: нельзя бить в спину! Потому что иначе чем она будет отличаться от него?

В наказание Евфросинию лишили пайки, чем обрекли на долгую и мучительную голодную смерть. Тогда она решается на побег. Потому что жить в нечеловеческих условиях унизительно, но умереть как скотина недопустимо, и этого удовольствия она надсмотрщикам не доставит. По зимней тайге ослабевшая женщина прошла полторы тысячи километров. Бессмысленно нам сегодняшним представлять себе, что это такое —умирать от голода и есть сырую падаль — да-да, ту, на которую случайно можно наткнуться в лесу.

Но все было напрасно: в селе, куда через несколько месяцев забрела Евфросиния, ее арестовали и после долгих допросов приговорили за побег к высшей мере наказания. Во время очередного допроса из репродуктора вдруг раздалось Итальянское каприччо Чайковского, и перед глазами Евфросинии встали дом, сад, отец в кресле-качалке. Эта пытка воспоминаниями была хуже физических. Огласив приговор, ей предложили подать прошение о помиловании. Вместо него Евфросиния написала: «Требовать справедливости — не могу, просить милости — не хочу».

Тем не менее смертную казнь Керсновской все-таки заменили на 10 лет лагерей и пять лет ссылки. А в 1944 году прибавили еще 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Тогда же она узнала еще одно новое слово — БУР, барак усиленного режима для неисправимых преступников.

Рисунок Е. Керсновской

«Чтобы получить 400 граммов хлеба, надо было в день выстирать 300 пар кровавого, ссохшегося в комок до твердости железа белья, или две тысячи — да, две тысячи! —пилоток, или сто маскировочных халатов. На все это выдавали пилотку жидкого мыла. Особенно кошмарны были эти халаты. Намоченные, они становились твердыми, как листовое железо, а засохшую кровь хоть топором вырубай (…) Приходилось весь день стоять в воде на каменном полу босиком, почти голышом, в одних трусах, ведь сушить одежду негде, да и скинуть ее, чтобы подсушить, невозможно: в бараке такой шалман, что последнюю портянку способны украсть».

Рисунки Е. Керсновской

Спасли женщину лагерные медики — добились, чтобы ее перевели в медсанчасть. Два года она проработала санитаркой в больнице, год — в морге. А после этого потребовала перевести ее на работы в шахту. Там она чувствовала себя внутренне свободнее — «подлецы под землю не спускаются». И стала первой женщиной — шахтером в Норильске. Даже после окончательного освобождения в 1957 году Евфросиния осталась там работать. Самая большая загадка тех лет — это ее фотография (см. фото в начале статьи). На ней она… задорно улыбается, — пережив то, о чем и читать-то тяжело!

Получив отпуск, уже как полноправная гражданка, Евфросиния исполнила заветную мечту, которая давно казалась несбыточной — приехала в родное Цепилово и навестила могилу отца. Там ее ждало еще одно чудо — подруга матери рассказала, что та до сих живет в Румынии и можно даже написать ей письмо.

Вскоре Евфросиния Антоновна вышла на пенсию, купила ветхий домик с садом в Ессентуках и после 20 лет разлуки привезла туда маму. Несколько лет она ухаживала за ней, рассказывала о пережитом, но, несмотря на ее просьбы, не о лагерях, а о том, что было до и после. Она щадила мать и груз воспоминаний о страшном тюремном времени несла одна.

Евфросиния Антоновна с матерью

Наконец-то они могли вместе наслаждаться собственным жильем, садом и любимой музыкой: «…Ведь ты так любила музыку! Ты жила ею! Она была тебе нужна, как воздух… Ведь недаром накануне смерти, когда тебе явно не хватало воздуха, ты просила поставить пластинку с «Иваном Сусаниным». Тебе не хватало сил подпевать любимым ариям, но ты продолжала дирижировать уже слабеющей рукой: «…Ты взойди, моя заря, последняя.

И только после смерти матери Евфросиния Антоновна начала записывать свои воспоминания о лагерях, но в необычной форме - подписей к собственным рисункам, которых в итоге набралось почти 700 штук: «И еще об одном ты меня просила: записать, хотя бы в общих чертах, историю тех лет — ужасных, грустных лет моих «университетов»… Хотя кое в чем Данте меня опередил, описывая девять кругов ада». В 1982 году мемуары были распространены через самиздат, a в 1990 году — опубликованы в журналах «Огонёк», «Знамя» и британском The Observer.

Евфросиния Антоновна Керсновская в 1990 году

Евфросиния Антоновна дожила до глубокой старости и дождалась не только издания своих книг, но и полной реабилитации. Бывшим заключенным лагерей или прошедшим войну часто отводится очень долгая жизнь — может быть, чтобы они смогли хотя бы немного отдохнуть от пережитого? Или в испытаниях организм становится выносливее? Или для того, чтобы рассказать, что с ними было, научить потомков мужеству:

Вся жизнь — это цепь “соблазнов”. Уступи один раз — прощай навсегда, душевное равновесие! И будешь жалок, как раздавленный червяк. Нет! Такой судьбы мне не надо: я — человек.

Рисунок Е. Керсновской

Мемуары Евфросинии Керсновской стоят в одном ряду с произведениями Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург, Анастасии Цветаевой, Алексея Арцыбушева. Но, мне кажется, для чтения именно ее воспоминаний требуется больше усилий, — рисунки в своей простоте и откровенности иногда гораздо страшнее слов…