Этот мастер был косой литературный герой. Описание Левши из рассказа «Левша


Лиза Болконская – супруга князя Андрея. Она привлекательна, к ней с симпатией относится сам автор, уважительно называя ее "маленькой княгиней". Прототипом Лизы Болконской являлась Л. И. Волконская, жена троюродного брата Л.Н. Толстого, урожденная Трузсон. Лизу любит весь свет, она всегда оживлена, любезна, и жизни своей не представляет без высшего света. Внешняя характеристика героини описана автором с большой теплотой: "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой.

Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение".

Однако князю Андрею не мила его жена, он чувствует себя несчастливым в браке. Они совершенно разные, Лиза очень любит своего мужа, но не понимает его, ей чужды его стремления и идеалы. При частых спорах с мужем на лице княгини появлялось «зверское, беличье выражение». Князь Андрей в душе раскаивался в женитьбе на Лизе, но, разговаривая с Пьером и отцом, он соглашается с тем, что Лиза – высоконравственная женщина, с ней «можно быть спокойным за свою честь». Сама княгиня тоже не стремится найти точки соприкосновения с мужем. Когда Андрей отправляется на войну, не жена, а княжна Марья благословляет его. Лиза остается жить в Лысых горах, в доме князя Николая Болконского, но не испытывает к нему теплых чувств, а только лишь страх и неприязнь. В княжне Марье она тоже не находит родственной души, ей ближе пустая и легкомысленная мадемуазель Бурьенн, чем тонкая и душевно богатая Марья.

Образ Лизы Болконской стоит особняком среди других женских образов романа. Героиня не похожа на Элен Курагину, несмотря на то, что Лиза тоже любит светскую жизнь. Маленькая княгиня способна, в отличие от Элен, преданно любить. Но при этом Лиза не похожа и на Наташу Ростову. В ней нет той живости и глубины чувств, тонкости натуры, которая есть в Наташе. Мало общего у героини и с Марьей Болконской. Несмотря на то, что княжна Марья жалеет Лизу, княгине непонятно ее стремление к самопожертвованию и «вселенская любовь». Княгиня Болконская – обычная женщина, с обычными женскими слабостями, любящая своего мужа и желающая ответной любви.

Толстой уготовил своей героине короткую жизнь. Она предчувствовала скорую смерть, и в самом деле умирает во время родов. Но она дарит князю Андрею сына – маленького Николеньку. Жизнь героини не была пустой, она любила мужа и была всецело преданна ему. Но автор не может сделать несчастной героиню, которая ему глубоко симпатична, у нее нет будущего с князем Андреем, поэтому Толстой «позволяет» ей умереть. Выражение лица княгини перед самой смертью и на смертном одре словно говорит о том, что Лиза всех любит, она никому не желает зла и не понимает, за что обречена на страдания. Смерть героини вызывает чувство жгучей вины у Андрея Болконского и жалость у его отца.

Однако, все же смерть Лизы Болконской не была случайной. Толстой показывает ее обворожительной, стремящейся со всеми быть любезной, в свете она была одной из желанных фигур. Эти качества героиня попыталась соединить с преданностью мужу и материнством. Однако Толстой не любил высший свет, он был далек от обсуждаемых в салонах новостей и сплетен, как далек был от них и князь Андрей. Лизе не удается завоевать сердце мужа, она становится лишней в романе и умирает. Однако то, что она оставила князю Андрею сына, говорит о том, что эта героиня выполняла в романе важную функцию.

Обновлено: 2012-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

Лиза Болконская – это один из тех персонажей романа, чье действие в романе ограничено временными рамками, но при этом ее значение велико. В ее образе заложена определенная каноничность, позволяющая расставить приоритеты и рассмотреть истинное предназначение женщины глазами Толстого.

Положение в обществе

Лиза Болконская была аристократкой с рождения. Ее семья была влиятельной в аристократических кругах благодаря финансовому состоянию и положению в обществе ее представителей.

Так, например, Михаил Илларионович Кутузов, который также был представителем этой семьи (он приходился Лизе дядей) существенно повлиял на «рейтинг» семьи в обществе. Кутузов сумел добиться значительных успехов в карьере военного, что, несомненно, побуждало людей почтительно относиться к представителям этого семейства.

О других членах семьи, в частности о родителях Лизы ничего не известно, но исходя из отношения к этой героине других персонажей, можно сделать вывод, что Лиза принадлежала к семье, с чьим мнением и положением считались в обществе.

Прототипы

Большинство героев романа Толстого имеют своих прототипов. Такой прототип есть и у Лизы Мейнен. Ней стала Луиза Ивановна Трузон – жена троюродного брата Толстого – Александра Алексеевича Волконского.

Предлагаем ознакомиться с романа Льва Толстого “Война и мир”.

В дневнике Льва Николаевича сохранились записи о встречах с этой женщиной. Особый интерес вызывает запись от 24 марта 1851 года. В тот вечер Толстой гостил у своего брата. Луиза Ивановна в этот период находилась в самом расцвете – ей было 26 лет, она была молодой и привлекательной женщиной. Толстой описывал ее как человека, который сумел его пленить. Луиза Ивановна не вызывала у Толстого сексуальное желание – Лев Николаевич утверждает, что ему был привлекательным ее образ.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Это была невероятно милая женщина, похожая на ангела. Это же впечатление было передано в виде образа Лизы Мейнен – это милая, добрая девушка, которая вызывает у всех положительные эмоции возвышенного характера.

Биография Лизы Мейнен

Лев Николаевич не подает ведомостей о детстве и юношестве Лизы Мейнен. Ее образ ограничивается рамками «взрослой жизни».

На момент знакомства с читателем, Лиза – взрослая замужняя женщина. Ее мужем стал Андрей Болконский – один из самых завидных женихов своего времени.

Молодые люди ожидают первенца. Устав от общества жены, князь Андрей решает отправиться на фронт. Лиза же остается в родовом поместье Болконских с отцом Андрея и сестрой. К несчастью, у женщины не складываются дружеские отношения с семьей мужа и носят нейтральный характер.

Князь Андрей возвращается домой как раз в день родов жены. Во время родов Лиза умирает, оставив в память о себе новорожденного сына.

Отношения Лизы и Андрея Болконского

Лиза Мейнен вызывала у всех чувство симпатии и восхищения, однако ее отношения с мужем были далеки от идеальных.

Чтобы обрисовать особенности взаимоотношения Лизы и Андрея Лев Николаевич обращается к автобиографическому принципу. Сохранилось много воспоминаний современников и дневниковых записей самого Толстого. Интерес Льва Николаевича к женщине сохранялся до того времени, пока она не была изучена писателем, либо же пока не становилась женой. Толстой считал, что после замужества женщина теряет свою прелесть. Такая же участь постигает Лизу и Андрея. Судя по всему, до свадьбы отношения супругов носили романтический характер, но после, князь Андрей разочаровывается в своей супруге.

Его начинает раздражать присутствие жены, а жизнь в браке он расценивает как пытку. Находясь в салоне у Анны Шерер, Болконский не скрывая рассказывает Пьеру Безухову о том, что сделал огромную ошибку женившись и советует Пьеру как можно дольше не жениться.

Лиза не предпринимает никаких попыток сблизиться с мужем, кажется, что они существуют отдельно друг от друга. Осознает ли женщина свое положение и знает ли о том, что она вызывает у мужа раздражение – не известно.

Пребывание Андрея в плену существенно изменяет его отношение в жене – князь Андрей воспламененный новыми ощущениями возвращается домой, чтобы создать любящую семью, но его надеждам не суждено было сбыться – Лиза умирает.

Внешность

Лиза Болконская обладает привлекательной внешностью: у нее милое, похожее на детское лицо, аккуратные черты лица. Ее лицо обрамляли черные красивые волосы. Одна губа Лизы была короткой, что позволяло увидеть ее белые зубы. Когда женщина улыбалась, то делалась еще более привлекательной – ее короткая губа образовывала красивую линию.

Лиза была невысокого роста – она казалась миниатюрной и изощренной, поэтому все окружающие называли ее «маленькая княгиня».

Характеристика Лизы Мейнен

Лиза Мейнен с самого рождения часто бывала в обществе, поэтому светская жизнь ей привычна и привлекательна. Женщина любит бывать на светских мероприятиях, она получает удовольствие от общения с окружающими.


По своему характеру Лиза напоминает ребенка: она веселая и взбалмошная, немного рассеянная. Женщина отличается доброжелательностью и добротой.

Для Лизы не характерна наблюдательность – она часто не придает значение мелочным изменениям внешности или настроения окружающих.

В целом же Лиза похожа на ангела. После ее смерти князь Андрей отмечает, что женщина обладала не только детской внешностью и характером, но и детской душой – все ее помыслы были добрыми и чистыми, казалось, что женщина никогда не испытывает негативных эмоций, а ее душу не посещает желание сделать какой-то неблагочестивый поступок.


Именно поэтому смерть Лизы в глазах князя Андрея, выглядит вдвойне несправедливой. Болконский задумывается над тем, зачем нужно было умирать такому милому и доброму человеку, как Лиза.

Таким образом, в видении Толстого Лиза Мейнен является окончательно сформированным человеком, она не способна к развитию и изменениям, этим и обозначается выполнение ее роли как личности. Исполнив свой биологический долг – рождение ребенка, Лиза умирает – она не представляет для Толстого интерес ни в плане личности, ни в плане матери (из-за ее увлечения высшим светом), а потому становится лишним персонажем в романе.

Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно. Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться. Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

Болконский на войне.

Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.

Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных. Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.

На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики. Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили. Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.

Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то». Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»

Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе. Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян. Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена. Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.

Болконский на службе у Сперанского.

В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским. Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет. « … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Болконский на войне 1812 года.

Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы. Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами». Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей». «Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»

Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей. Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

1 / 5. 1