Этносоциология предмет. Предмет и объект этнической социологии

Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.

Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.

Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.

Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.

Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.

Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.



Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:

1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;

2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;

3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.

Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.

Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.



Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.

Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.

«Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».

Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.

Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.

Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).

Демос – территориальный признак.

Раса – биологический признак (антропологический).

Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).

Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).

Этноцентризм – своя группа - эталон.

Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.

Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).

Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.

Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.

Вопрос 3. Примордиализм в этносоциологии: социоисторические и культурологические концепции.

В рамках примордиализма существуют два направления: расово-биологическое и социо-историческое. Большинство примордиалистских концепций в известной мере страдает допущением расизма и построены на основе биологической методологии и принципе иерархии.

Сторонники социо-исторического подхода понимают под этносом, этническими общностями не биологические феномены, а социальные. В этой концепции этносы и расы рассматриваются с точки зрения изначальности их существования на основе общей истории. Некоторые представители считают, что все народы имеют свои собственные «души», т.е. национальный характер (Гегель).

Суть их концепции этничности заключается в признании ее всеобщности и телесности, иначе говоря, этнизации всего социума. Эта парадигма исследований этнической реальности во многом связана с экономической трактовкой человека как социального существа, с позитивистской социологией. Этнические общности рассматриваются как части социальной структуры, возникшие еще в первобытном обществе.

Историко-культурологический подход разделяют многие американские ученые. Среди них - Дж. М. Йингер, который предложил следующее определение этнической группы, этнической общности:

1)группа людей, отличающаяся от других по сочетанию таких черт, как язык, религия, раса, родина предков, культурное наследие;

2) члены группы отличают себя от других;

3)участие в общей деятельности, общее происхождение, общая культура.

Иное, более расширительное толкование дал в своей работе «Диффузия национализма: некоторые исторические и социологические перспективы» А. Смит: «Этническая группа представляет собой объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении и общей истории и которое, в силу этой традиции, имеет общие черты культуры и общую территорию, а также характеризуется чувством солидарности между членами группы. Такого рода историко-культурные образования существовали с эпохи неолита и, пока религия определяла культуру, героический мир происхождения у таких групп переплетался с чувством божественного предопределения и более высокого, по сравнению с другими группами, достоинства».

Этнические общности, нации создаются классовой борьбой - так считают примордиалисты социо-исторического направления

Несмотря мощные интеграционные тенденции, доминирующие в современном мире, например создание. Европейского. Союза, национальная проблематика продолжает находиться в центре внимания политиков и ученых. Виникают во новые национальные государства (и6 независимых государств на месте. СССР,. Чехия и. Словакия вместо. Чехословакии, новые республики вместо бывшей. Югославии), отыскивают свое национальные корни, возрождаю во язык, историю, культуру, а значит - стремятся получить политическую, экономическую или национально-культурную автономию такие народы, как: валлийцы и шотландцы в. Великобритании; корсиканцы и бретонцы во. Фр. Анцио; баски и каталонцы в. Испании. Примеры можно продолжать. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ощущение людьми своей этнической принадлежности, своей культурной уникальности самом деле неистребима. Ани к ласова, ни профессиональная, ни одна другая социальная принадлежность не способна вытеснить из сознания представление о ее национальной принадлежности и интересы собственной этнической сообществноти.

Потребности людей в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознания, межэтнических отношениях, призвана удовлетворять этносоциология

641 объект и предмет этносоциологии

Этносоциология (от гр - народ), или социология межнациональных отношений, в последние годы превратилась в один из самых популярных направлений социологической науки. Повсеместное пробуждение к жизни национальной них идей диктует необходимость усиления внимания к источников и движущих сил тех сложных и противоречивых процессов, протекающих в сфере межнациональных относиин.

. Этносоциология - это специальная социологическая теория, которая изучает происхождение, сущность, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследований

Этносоциология пытается раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, обычаев, обрядов, межличностных национальных отношений, выявить национальные особенности те таких явлений и процессов как урбанизация, способы демографического и социального воспроизводства т.д.. То есть, этносоциология - это наука, которая, главным образом, занимается сравнительными исследованиями этнических декабря уп, акцентируя внимание на методах социологии (опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент) и систематизируя различные подходы к этнонациональной сферы общественной жизния.

Объектом. Этносоциология есть люди, которые составляют различные социально-этнические сообщества, представлены в различных социально-этнических организациях и институтах и??которые выступают действующими лицами в событиях, явлениях и процессах социально-этнического характер.

Предметом этносоциологии является совокупность социально-национальных отношений, возникающих между представителями различных социально-этнических групп, сообществ в процессе их создания, жизнедеятельности и развития. К п предметной области этносоциологии относятся такие основные темы, как: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения, социальная детерминированность национального самосознания и между национальных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; специфика отраслевой и профессиональной за йнятости этносоциальных групп; этноязыковых процессы тощо.

Как отдельная отрасль социологического знания этносоциология начала формироваться в 20-30-х гг XX в в. Западной. Европе и. США. Одной из первых монографий, исследовала проблемы этносоциологии считают класич. ЧНУ работу. Уильяма. Томаса и. Флориана. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). У истоков новой отрасли социологии стояли также такие ученые - немецкий исследователь. Рихард. Турнвальдом американский социолог. Хью. Сетон-Уотсон и другие. Сначала они акцентировали внимание на изучении проблем интеграции в до-индустриальных обществах, связывая ее с процессом консолидации моральных ценностей ей в пределах отдельных групп, в том числе этнических. Но со временем выяснилось, что процесс индустриализации и связанные с ним урбанизация и распространение городского образа жизни не уменьшают роли этничности, а наоборот - усиливают ее. Это побудило особый интерес к изучению этнонациональной сферы жизни обществжиття суспільства.

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах 12 . Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

«Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены» 13 , - таким было представление о новой дисциплине.

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

В то же время исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характерной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч- НЬ1е коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев это были панельные) исследования, сохраняя основной блок вопросов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравнивать динамику изменений. В результате были созданы банки данных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Например, по Татарстану такой банк создан за счет исследований, проводившихся в 1967-1968 гг. под руководством Ю.В. Арутюняна и О.И. Шкаратана среди городского и сельского населения Татарской АССР; в 70-х годах под руководством О.И. Шкаратана в городах ТАССР, в 1989 г. в городах и сельской местности ТАССР под руководством Д.М. Исхакова, Р.Н. Мусиной, в 1994 г - Л.М. Дробижевой и Р.Н. Мусиной.

По сопоставимым программам прошли исследования в Эстонии, Грузии, Узбекистане, Молдове и ряде областных центров РСФСР (1971-1976, 1984-1986, 1991-1994 гг.) под руководством Ю.В. Арутюняна.

Возникло даже некоторое разделение между социологами Института социологии и его региональных подразделений, с одной стороны, и теми, кто работал в Институте этнографии и его подразделениях, - с другой. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, называли свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и влияние их на политическую ситуацию в стране. Это достаточно четко выражено В.Н. Ивановым во введении к книге «Социология межнациональных отношений» (М., 1996).

Вторые использовали понятийный аппарат отечественной этнологической и мировой социологической литературы. Они именовали свое направление этносоциологией, а социологию межэтнических отношений рассматривали как одну из областей исследования.

В междисциплинарной советской аудитории, конечно, и этносоциологи использовали общепринятые в советской научной лексике термины, во-первых, дабы быть понятыми и, во-вторых, чтобы избежать упреков в архаике и сужения предмета изучения до этнической специфики в особенностях одежды, пищи, быта.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали «главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность…) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов 14 .

В действительности же крена в социологию культуры в этносоциологии не было. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взять вышедшие в 70-80-х годах книги, например «Социальное и национальное» (М., 1973), «Социально-культурный облик советских наций» (М., 1986), «Этносоциологические проблемы города» (М-, 1986) и др. В них преобладала именно социальная и социально-психологическая тематика. В этнокультурной тематике внимание фокусировалось на роли традиционализма в социальном поведении групп, в процессах модернизации, а также на соотношении современных и традиционных элементов в культуре социальных групп, городских и сельских жителей. В современных исследованиях тем более очевидно преобладание социальной и социально-психологической тематики. Поэтому больше отвечает истине представление об этносоциологии как о дисциплине, изучающей социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Несмотря на мощные интеграционные тенденции, доминирующие в современном мире, например создание Европейского Союза, национальная проблематика продолжает находиться в центре внимания политиков и ученых. Возникают новые национальные государства (и6 независимых государств на месте СССР, Чехия и Словакия вместо Чехословакии, новые республики вместо бывшей Югославии), ищут свои национальные корни, возрождают язык, историю, культуру, а следовательно - стремятся получить политическую, экономическую или национально-культурную автономию такие народы, как: валлийцы и шотландцы в Великобритании; корсиканцы и бретонцы во Франции; баски и каталонцы в Испании. Примеры можно продолжать. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ощущение людьми своей этнической принадлежности, своей культурной уникальности самом деле неистребимое. Ни классовая, ни профессиональная, ни одна другая социальная принадлежность не способна вытеснить из сознания человека представление о ее национальной принадлежности и интересы собственной этнической общности.

Потребности людей в социологических знаниях, отражающие реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознания, межэтнических отношениях, призвана удовлетворять этносоциология.

Объект и предмет этносоциологии

Этносоциология (от гр. - Народ), или социология межнациональных отношений, в последние годы превратилась в один из самых популярных направлений социологической науки. Повсеместное пробуждение к жизни национальных идей диктует необходимость усиления внимания к источникам и движущих сил тех сложных и противоречивых процессов, протекающих в сфере межнациональных отношений.

Этносоциология - это специальная социологическая теория, которая изучает происхождение, суть, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследований.

Этносоциология пытается раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, обычаев, обрядов, межличностных национальных отношений, выявить национальные особенности таких явлений и процессов как урбанизация, способы демографического и социального воспроизводства и тому подобное. То есть, этносоциология - это наука, которая, главным образом, занимается сравнительными исследованиями этнических групп, акцентируя внимание на методах социологии (опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент) и систематизируя различные подходы к этнонациональной сферы общественной жизни.

Объектом этносоциологии есть люди, которые образуют различные социально-этнические сообщества, представленные в различных социально-этнических организациях и институтах и, выступающих действующими лицами в событиях, явлениях и процессах социально-этнического характера.

Предметом этносоциологии является совокупность социально-национальных отношений, возникающих между представителями различных социально-этнических групп, сообществ в процессе их создания, жизнедеятельности и развития. К предметной области этносоциологии относятся основные темы, как: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения; социальная детерминированность национального самосознания и межнациональных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; специфика отраслевой и профессиональной занятости этносоциальных групп; этноязыковые процессы и т.

Как отдельная отрасль социологического знания этносоциология начала формироваться в 20-30-х гг. XX в. в Западной Европе и США. Одной из первых монографий, исследовала проблемы этносоциологии считают классическую работу Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). У истоков новой отрасли социологии стояли также такие ученые - немецкий исследователь Рихард Турнвальда, американский социолог Хью Сетон-Уотсон и другие. Сначала они акцентировали внимание на изучении проблем интеграции в к-индустриальных обществах, связывая ее с процессом консолидации нравственных ценностей в пределах отдельных групп, в частности этнических. Но со временем выяснилось, что процесс индустриализации и связанные с ним урбанизация и распространение городского образа жизни не уменьшают роли этничности, а наоборот - усиливают ее. Это побудило особый интерес к изучению этнонациональной сферы жизни общества.

  • 3. Неопозитивизм (а.С. Звоницкая, к.М. Тахтарев)
  • Вопрос № 12. Социология п. А. Сорокина: российский и американский период
  • Вопрос № 13. Объект и предмет социологии
  • 1. Методология науки
  • 2. Знание о предмете
  • 3. Методы
  • 4. Исследования
  • 2. Уровни социологического знания
  • 3. Отрасли внутри социологии:
  • 4. Предмет социологии
  • Вопрос № 14. Личность – субъект и продукт социальных отношений
  • 1. Личность как ансамбль общественных отношений (к.Маркс) и социальный тип.
  • 2. Базисная личность как соответствие идеалу данной культуры и модальная личность как фактически наиболее распространенный тип личности (р.Линтон)
  • 3. Типы личности.
  • Вопрос № 17. Социальные связи. Взаимодействие между индивидами, группами, общностями
  • Вопрос № 19.Социальные системы, структуры и процессы.
  • Вопрос № 20. Глобализация социальных процессов в современном мире.
  • Вопрос № 21. Религия как элемент социальной системы
  • Вопрос № 22. Понятие социальной установки в социальной психологии
  • Вопрос № 24. Понятие социализации в социологии и социальной психологии
  • Вопрос 25 Социальный статус и ролевое поведение
  • Вопрос 26. Социальная, этнонациональная, профессиональная стратификация и мобильность
  • Вопрос № 27. Власть: понятие, эволюция воззрений, современные подходы
  • Вопрос № 28. Структура и показатели народонаселения: качественный и количественный анализ
  • Вопрос № 29. Рождаемость и репродуктивное поведение
  • Вопрос № 30. Структура и этапы разработки программы социологического исследования
  • Вопрос № 31. Понятие выборочной совокупности. Типы выборок.
  • Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал.
  • 2. Представьте себе, что вы нигде не учитесь. Пришли бы вы или нет учиться на ваш факультет?
  • Вопрос 33. Качественные методы в социологии.
  • 1.9. Анализ случая (Кейс-стади)
  • Вопрос 34. Контент-анализ как метод социологического исследования
  • Вопрос № 35. Анкетирование. Структура социологической анкеты
  • Вопрос № 36. Применение фокус-группы в социологическом исследовании
  • Вопрос № 38. Предметное поле социологии культуры.
  • Вопрос №39. Предмет социологии труда и предпринимательства
  • Вопрос №40. Экономическая мотивация и экономическое поведение индивидов
  • Вопрос № 41. Социологические опросы, их виды и специфика
  • Вопрос № 42. Основные социально-экономические модели стран мира и России.
  • Вопрос № 43. Субъекты труда, их функции и характеристики.
  • Вопрос № 44. Трудовые конфликты: структура, функции и методы их разрешения
  • Вопрос № 45. Основные отрасли социально-экономической статистики
  • Вопрос № 46. Организация как объект социологического анализа
  • Вопрос № 47. Персонал организации и методы работы с ним
  • Вопрос № 48. Менеджмент как вид деятельности и система управления
  • Вопрос № 49. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • Вопрос № 50. Принятие решений в организациях и антикризисное управление.
  • Вопрос № 51. Организационная культура
  • Вопрос № 52. Системная организация коммуникаций. Понятие уровня коммуникативных систем.
  • Билет № 53Специфика массовой коммуникации.
  • Билет №54 Невербальная коммуникация.
  • 4 Основных системы невербальной коммуникации:
  • Билет №55. Метод экспертных оценок в социологии.
  • Билет №56. Языковая ситуация. Типы языковых ситуаций.
  • Вопрос № 58. Политические партии: понятие, генезис, классификация
  • 1. Определение и признаки партии.
  • 2. Функции партий.
  • 3. Генезис политической партии.
  • Вопрос № 59. Понятие, функции и стили лидерства
  • 2. Основные характеристики лидерства:
  • Вопрос №60. Основные теоретические подходы к изучению семьи
  • 1. 19 Век о семье.
  • Типы функций
  • 2. Изучение семьи в 20 веке.
  • Вопрос № 61. Схема жизненного уклада семьи. Типы семейных культур. Комплексность внутрисемейных ролей.
  • Вопрос № 62. Объект и предмет социологии международных отношений.
  • Вопрос № 63: Внутренняя и внешняя политика государства.
  • Вопрос 64. Предмет, структура и задачи этносоциологии.
  • Вопрос 65. Этнический конфликт: сущность, проблемы, типология.
  • Вопрос № 66. Социокультурная адаптация и поведенческие стратегии в иноэтнической сфере
  • 5 Этапов процесса адаптации визитеров
  • Вопрос № 67. Этнические меньшинства: понятия и типология
  • Вопрос № 68. Принципы организации гос службы в России
  • Вопрос № 69. Инструменты государственного регулирования социальной сферы.
  • Вопрос № 70. Муниципальное управление
  • Вопрос 64. Предмет, структура и задачи этносоциологии.

    Становление дисциплины этническая социология в том виде, как она представлена в последнем де­сятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60-х годов.

    В.О. Ключевский отмечал слож­ность изучения общества в силу того, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разно­образие культурных слоев, типов».

    Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географичес­ком обществе развернуло свою деятельность отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий под­ход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. В 20-х годах, для изучения на­родов была характерна практическая направленность. Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на все­объемлющую науку. В конце 20-х - начале 30-х годов этнология превратилась в эт­нографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50-х годах, когда по­явился интерес к странам, получившим независимость после вто­рой мировой войны, а во внутренней политике советское руко­водство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим под­ходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смот­рели как на науку о традиционной архаике.

    Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожден­ная социология обратилась к исследованию изменений, проис­ходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, по­скольку Советский Союз был полиэтническим государством.

    Так постепенно начала осознаваться потребность в со­циологических знаниях, отражающих реальную ситуацию из­менений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях.

    Рождению этнической социологии содействовали и субъектив­ные обстоятельства. В середине 60-х годов в социальной и культурной антропологии на Западе происходили важ­ные изменения, изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отноше­ний все более переходило к социологии. Социология и социальная психология с их макросоциальным подходом «поглощали» этнологию современности. Такой вариант разви­тия науки тоже был возможным в России. Но развитие советской социоло­гии в тот период осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов, известных социологов - И.С. Кона, О.И. Шкаратана. О.И. Шкаратан восстановил в правах урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные научные интересы, с ко­торыми пришли эти и другие ученые сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, воз­никшего «на стыке» социологии, социальной психологии и этно­логии.

    Предмет и объект этнической социологии.

    С самого начала предметная область этнической социологии была доста­точно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных от­ношений у народов с учетом социальной дифференциации; тен­денции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, фун­кционирующей в городе и деревне, в социальных группах; меж­культурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтни­ческие отношения.

    Этносоциологию определили как пограничную научную дис­циплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были а центре ее изучения. Однако у этносоциологов есть особенности и в объек­те, и в предмете изучения.

    В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, чле­ны которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

    Этносоциология формировалась как специальная социологичес­кая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изме­нения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональ­ных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это проблемы социологические, но без этнографического анализа, и внимания к этнической множествен­ности социальных явлений, они также не могут быть осмысле­ны».

    Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, урбанизи­рованные, а историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах. Исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характер­ной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч­ные коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев

    это были панельные) исследования, сохраняя основной блок воп­росов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравни­вать динамику изменений. В результате были созданы банки дан­ных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Возникло даже некоторое разделение между социологами и этнографами. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, на­зывали свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и вли­яние их на политическую ситуацию в стране. Вторые использовали понятийный аппарат отечественной эт­нологической и мировой социологической литературы. Они име­новали свое направление этносоциологией, а социологию межэт­нических отношений рассматривали как одну из областей иссле­дования.

    В представлении некоторых ученых, начавших работать в обла­сти этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изу­чали «главным образом социальную обусловленность традицион­ной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональ­ной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность...) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов.

    Этносоциология - дисциплина, изучающая соци­альные процессы и явления в разных этнических средах и этничес­кие процессы в социальных группах.

    Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов раз­вития и функционирования этнических групп, их идентичности, ин­тересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективно­го поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей лич­ности, включенной в эти группы, и социальной среды.

    Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Рос­сийской Федерации и межгосударственная миграция на постсо­ветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных от­ношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов и т.д. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех со­циально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением мето­дики социологического исследования.

    Этническая социология - часть со­циологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория сред­него уровня . В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатыва­ются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отноше­ний.

    В современных социологических теориях особое внимание уде­ляется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (означает «методы людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-ана­лиз.

    Расширение тематики этносоциологии в связи с современны­ми потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с со­циальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

    «Стыковая» с социальной психологией область изучения - этническая идентичность и межэтнические отношения - обозна­чилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Каза­лось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Несмотря на по­стоянное стремление социальной психологии рассматривать про­блемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для пси­хологии, и для социологии. Подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и соци­альной психологии. Взаимодействие личности и общества - это предмет этнопсихологичес­ких исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общ­ности и макросоциальных ситуаций в целом - задача, решаемая в русле этносоциологии.

    Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Для той и другой важно выяснить, например, в какой мере позиция Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева будет влиять на голосование татар и русских за Кандидатов в депутаты Государственной Думы или за Президента России; в какой степени актуализация русского национального самосознания определяет голосование за Конгресс Русских общин и т.п. Политические интересы существенно влияли на развитие меж­национальных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и госу­дарственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. Все, что связано с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляет область совместного изуче­ния этносоциологов и политологов. Это касается и этнополитичес­ких конфликтов.

    Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относя­щиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего социально-поли­тической психологии, из экономики.

    Функции этнической социологии:

      теоретико-познавательная. Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема зна­ний. Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями. Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. Мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии име­ет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокуль­турных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.

    Другой стороной научных исследований в этой отрасли соци­ального знания служит решение теоретико-познавательных задач, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. К теоретико-познавательной функции относится и формули­рование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, уче­ные на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории сред­него уровня, или специальные теории, ориентирующие на изуче­ние именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают спе­циальные теории, либо формулируют новые.

      практико-преобразовательная. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полу­ченных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в буду­щем новых процессов и явлений, а также тенденций развития су­ществующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве само­стоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании неко­торые ученые считают возможным вычленить у науки так называ­емую практическую, или инженерную, функцию).

    В этносоциологии, как и в социологии, и в соци­альной психологии, есть два типа исследований - фундаменталь­ные и прикладные. Прикладные исследования целиком ориентированы на разра­ботку практических рекомендаций. Прикладные исследования требуют немалого профессиональ­ного мастерства. С помощью этносоциологических исследований общество по­лучает знания о реальном облике современных народов, их на­строениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований пе­редаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение.

    В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз уча­ствовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.