Этика и принципы проведения консультации психолога. Материал на тему: Этический кодекс психолога

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится взаимоотношения и деятельность людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентир на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказания, привлекающее применение к нему мер принуждения. Поэтому можно говорить об этическом кодексе как о неотъемлемой составляющей информационной культуры психолога.

Юридический же кодекс опирается на нормы права, разрешает насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают, осуждены судом, а также тех, в отношении которых возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции, что не допускается в юридической практике. Зачастую чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняет от принятия скороспелого и потенциально ошибочного решения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей зависит от следующих факторов: философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологическая практика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь.

Рассмотрим этический кодекс практического психолога на примере профессиональной деятельности психолога в образовании, так как эта одна из тех немногих отраслей, где в нашей стране деятельности психолога достаточно распространена.

Итак, в настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в образовании, выработаны свои этические кодексы психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника. Отметим также, что представленный этический кодекс непосредственно пересекается с принципами профессиональной деятельности, рассмотренными нами выше, и в полной мере относится к различным сферам деятельности психолога с несколько другой трактовкой положений данного этического кодекса.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это:

    позиция, из которой исходит психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются

    действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

    отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия психолога в системе образования в различных ситуациях:

    Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

    В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречия с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

    Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

    Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

    В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

    Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сом нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

    Работа психолога в системе образования направлена на достижения исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

    Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми

    Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также своих выводах и рекомендациях.

    Психолог не должен принимать участие в том, сто как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этике психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, навсегда лишаются права работать с детьми, пользование дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду.

    Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

    Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

    Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

    В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не нашедших достаточной апробации или не полностью отвечающих общенаучным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

    Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

    Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

    Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

    Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

    Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

    Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

    Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

    Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

    Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

    Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

    Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

    При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц, с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связанны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнение неэтичных требований со стороны других лиц.

    Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокопрофессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях.

Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

Деятельность психолога во многом напоминает работу врача, священника или юриста: этим специалистам люди доверяют свои тайны и проблемы. Доверие к психологу во многом зависит от уверенности в том, что все, что узнает психолог о клиенте, будет использовано во благо клиента, а не во вред ему. Гарантией этого является этический кодекс, который предписывает определенные принципы или правила поведения психолога-профессионала. Кроме того, кодекс позволяет разрешить ситуации, в которых сталкиваются интересы государства, общества и клиента. Поэтому очень важно, чтобы в кодексе было прописано, в каких случаях приоритетными являются интересы клиента, а в каких - интересы общества или государства. Еще одной задачей этического кодекса является ограждение общества от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний. Тем самым кодекс должен защитить психологов и психологию от дискредитации. В качестве примера рассмотрим этический кодекс психолога образования, разработанный и принятый психологической службой Ярославской области . Основой данного кодекса являются этические принципы, определяющие основные ценностные приоритеты деятельности психолога.

Основными этическими принципами являются:

  • 1. Принцип ответственности.
  • 2. Принцип компетентности.
  • 3. Принцип конфиденциальности.
  • 4. Принцип этической и юридической правомочности.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Рассмотрим кратко каждый из принципов.

  • 1. Принцип социальной ответственности означает, что психолог должен действовать во благо общества, уменьшая человеческие страдания и не допуская, чтобы результаты психологической деятельности использовались во вред отдельным людям или группам людей.
  • 2. Принцип компетентности требует, чтобы психолог использовал только диагностические или коррекционно-развивающие методы, соответствующие уровню своей компетентности. При этом психолог должен постоянно расширять границы своей компетентности, повышая свою квалификацию и знакомясь с последними достижениями психологии.
  • 3. Принцип конфиденциальности предписывает, что информация, полученная психологом от клиента, не подлежит разглашению. В случае необходимости она должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против клиента. В некоторых случаях (в процессе профессиональной аттестации психолога), если информация запрашивается специалистами, она должна быть представлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

В научных публикациях или докладах психологическая информация представляется только в обобщенном или закодированном виде.

  • 4. Принцип этической и юридической правомочности составлен для того, чтобы психолог помнил, что его деятельность должна соответствовать действующему законодательству и этическим нормам данного кодекса. Нормы данного кодекса распространяются только на профессиональные отношения психологов с их клиентами, родственниками, педагогами и общественностью, но не затрагивают личную жизнь психолога.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии означает, что, во-первых, в сообщениях для непрофессионалов следует избегать информации о таких диагностических методиках, результаты которых могут быть искажены в случае предварительного знакомства с ними. Во-вторых, психолог в лекциях и беседах должен объективно отражать свои возможности, не создавая неоправданных ожиданий от психолога и психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента - ведущий принцип кодекса. Он предписывает ориентироваться на права своих клиентов и руководствоваться принципом «Не навреди». Независимо от своего эмоционального и физического состояния психолог должен быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым по отношению к клиенту.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации требует, чтобы психолог проявлял уважение к своим коллегам - другим специалистам и методам их работы, независимо от теоретических и методических предпочтений. Критика или претензии к стилю или методам работы коллеги могут быть выражены только в кругу специалистов - психологов.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования предписывает психологу сообщать клиенту о целях предстоящей психологической работы, чтобы он мог принять решение об участии в ней. В случае, если психологическая работа предстоит с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. При этом клиент должен знать, что он в любой момент, на любом этапе может отказаться от участия в психологической работе. Таким образом, психологическая помощь оказывается только на основе добровольного согласия клиента. При формулировке результатов психолог должен делать упор на способности и возможности клиента, а не на его ограничения и недостатки.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога означает, что психолог должен предвидеть последствия своих публичных выступлений или выступлений в средствах массовой информации. Он должен стараться уменьшить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и предотвращать неадекватное использование психологических знаний и методик непрофессионалами.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите причины принятия и использования этического кодекса психолога.
  • 2. Какие нежелательные ситуации призваны предотвратить перечисленные в этическом кодексе принципы?

Основная литература

1. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект / под ред. Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. - Ярославль, 1999.

Дополнительная литература

  • 2. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.
  • 3. Положение о школьной психологической службе / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан // Вопр. психологии. - 1985. - № 2.
  • 4. Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.

Этический кодекс психолога

Любое социально-психологическое исследование должно проводится не только в пространстве науки. Существует еще и социокультурный контекст, настоятельно требующий от нас учета норм морали и этики. Если социальный психолог действует вне этических постулатов, он действует и против нашей науки тоже, ведь общество теряет доверие к нам после таких действий. Показательным в данном случае является реакция такого неоднозначного сообщества как «народные целители», «парапсихологи», «экстрасенсы» на обещания Г. Грабового воскресить погибших детей Беслана. Всегда воюющие друг с другом, всегда критикующие друг друга А. Кашперовский, А. Чумак, Ю. Лонго объединились в жесткой критике своего коллеги, разрушающего своими действиями доверие к их сомнительному ремеслу.

В России сегодня действую Этический кодекс психолога, принятый на Третьем съезде Российского психологического общества в 2003-м году в Санкт-Петербурге. Это очень сложный, многостраничный документ, написанный достаточно запутанным и невнятным языком. Возможно именно из-за своей чрезмерной сложности этот Кодекс фактически не работает. Мы честно пытались перевести основные положения данного документа на доступный для учебного усвоения язык, но были вынуждены оставить это занятие. Поэтому при изложении основных этических постулатов социально-психологического исследования мы опираемся на зарубежные документы, прежде всего, положения Общества психологов Шведского королевства. Они включают в себя пять основных принципов и три безусловных запрета. Рассмотрим все последовательно.

Первым принципом является принцип анонимности социально-психологического исследования. Что это значит? Это означает обязательное кодирование имен испытуемых. Никаких имен, никаких фамилий, даже инициалов указывать не надо. В США этот принцип реализуется очень просто. Существует два сейфа, ключи от которых имеются у двух разных психологов. В одном из сейфов хранятся сырые ответы испытуемых, а во втором – ключи к тестам, таблицы интерпретации результатов, психологические портреты и иной результирующий материал. Соответственно, дать заключение по результатам тестирования можно лишь в случае встречи двух психологов. В России, к сожалению, такой заботы об испытуемом нет. Принцип анонимности сплошь и рядом нарушается, особенно в школах. Более того, некоторые особо «сообразительные» учителя любят зачитывать результаты социометрии вслух всему классу. Мотивировка такого антипедагогического действия по педагогически очаровательна: «Чтобы ты, негодяй Сидоров, знал, как люди к тебе относятся!!». Ну, низкий профессиональный уровень отечественных педагогов давно стал притчей во языцах и нам доводилось встречать социометрические данные вывешенные в школах на досках объявлений. Можно и дальше удивляться вопиющей тупости и нравственной глухоте школьных учителей, но просто поставим точку.

Второй принцип – принцип добровольности . Никто не может быть принужден к участию в социально-психологическом исследовании без его согласия. К сожалению и тут наша школе демонстрирует свою особую специфику. Нам доводилось слышать фразы: «Так, к нам пришел психиолог, будем тестироваться! А кто не будет тестироваться, завтра придет с родителями!». Инфоррмация, полученная таким принудительным путем, вряд ли будет полезна социальному психологу. Именно в силу своей принудительности.

Третий принцип – принцип использования данных . Сегодня у социального психолога может появиться много разных заказчиков. Например, в одном из вузов Санкт-Петербурга была пресечена попытка зачислить на обучение лиц, тесно связанных с одной из криминальных группировок Уральского региона. Численность этой группы составляла почти 20-ти человек и получать они должны были дополнительное образование по психологии. Особо интересовали их проблемы внушения, манипуляции, техники мягкого гипноза и НЛП. Кроме того, заказчиком социально-психологического исследования может выступить и тоталитарная секта или деструктивный культ. Нам доводилось беседовать со специалистами, занимавшимися проблемами реабилитации членов Белого братства. Они отмечали мощность психологических процедур, искаживших сознание адептов этой тоталитарной секты, отмечали многослойность искажений личность жертв этого агрессивного деструктивного культа с рериханианскими корнями.

Четвертый принцип – принцип информированности закзчика . В какой-то мере реализация этого принципа является продолжением первого из упомянутых принципов. Испытуемого надо любить и думать чуть дальше, чем сдача задания заказчику. Сегодня, допустим, руководит школой милейшая Анна Ивановна, чуткая, тактичная, деликатная. А завтра возглавит ее Егор Петрович, бывший полковник, и будет орать при всех на ученика: «Мало того, что ты – лодырь! Так у тебя еще и нейротизм повышенный!». Чтобы избежать подобных последствий, социальному психологу надо обладать способностью к стратегическому мышлению и глядеть далеко вперед.

Пятый принцип понятность результатов исследования для заказчика . Социальные психологи очень часто любят разговаривать на своем, «птичьем» языке. Не надо жонглировать терминами. Конечно, такой разговор отсекает «избранных» от «непосвященных», но такое размежевание не всегда есть благо. Представьте владельца фирмы, человека с техническим или юридическим образованием. Вы провели по его заказу исследование, выявили некоторые тенденции и написали отчет. Однако текст отсчета перенасытили когнициями, транспозициями, транзакциями, диспозициями и когнитивным диссонансом с косонансом. Владельцу не хочется выглядеть полным идиотом, он слушает ваш рассказ и вдумчиво кивает головой. Однако, после вашего ухода, отчет отправляется в архив, а владелец зарекается впредь иметь дело с психологией вообще. Ситуация не столь фантастическая, как может показаться на первый раз. Двое из моих коллег рассказывали, что в свое время им пришлось совместно поработать переводчиками. Переводили они исследовательский отчет с психологического на русский язык. Заказчиком выступало одно из региональных отделений партии «Единая Россия», а исполнителем – доктор психологических наук, профессор и т.д. Отчет был составлен с обилием терминов и цифр и вызвал у регионал откровенный ступор. А на носу была предвыборная компания, для которой, собственно говоря, исследование и заказывалось.

Что же касается безусловных запретов, то они следующие. Во-первых, запрещено решать проблему за клиента . Клиент будет постоянно пытаться переложить решение проблемы на социального психолога, но от этого надо уклоняться. Максимум, что может позволить себе исследователь, это выступить в качестве психологического зеркала. На самом деле у клиента всегда есть готовое решение для его проблемы. Нам надо помочь ему это решение осознать и проговорить. И ничего больше.



Во-вторых, нельзя вступать в материальные отношения с клиентом помимо гонорара. К слову, вопрос о гонораре в разных психологических школах решается по-разному. Психоаналитики считают необходимым, чтобы клиента и психолога связывали материальные отношения и рекомендуют передачу денег из рук в руки. Когнитивисты же предпочитают безналичную оплату, максимум – передачу денег через медсестру. Деньги не должны замутнять отношения между клиентом и психологом. Вернемся, однако, к запрету. Допустим, вы осуществляете некий исследовательский проект. Результаты вашей работы понравились владельцу фирмы и он предлагает вам работать дальше вместе. Вы имеете право согласиться на такое сотрудничество, но после этого вам придется отказаться от консультирования фирмы вашего финансового партнера. Ее надо предать другому специалисту. К слову, все тот же Зигмунд Фрейд сплошь и рядом нарушал этот запрет. Опубликованные сегодня документы показывают, что отец психоанализа часто «интерпретировал» результаты своего исследования в «нужную сторону», в том числе, и вопреки основных постулатов своего учения, если это сулило ему ощутимую материальную выгоду.

Третий запрет запрет вступать в интимные отношения с клиентом . В США существует одно строгое законодательное ограничение. Если педагог, психолог, врач, тренер меньше чем через два года после акта служебного взаимодействия вступают в брак со своим клиентом, пациентом, учеником, то они лишаются диплома. Срок в два года возник не случайно. Методами психоанализа доказано, что искусственно влюбить другого человека в себя можно. Но только на срок в четырнадцать месяцев. Последующее время необходимо для окончательного исчезновения искусственно навязанного чувства.


Репрезентативность - (от франц. representatif - показательный) - соответствие характеристик, полученных в результатевыборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральнуюсовокупность.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог - практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога - практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» - лицами, нуждающимися в психологической помощи. Психолог - практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог -практик применяет профессиональные специальные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога - практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

В своей работе психолог - практик обязан руководствоваться профессионально - этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны.

Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна - следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип не нанесения ущерба.

Принцип не нанесения ущерба - один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которым он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

  • 3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
  • 4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;
  • 5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;
  • 6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;
  • 7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

Каждому из нас в какие-то трудные периоды жизни требуется помощь. Помощь друзей, близких, родных...

А многие люди, не справляясь с трудными ситуациями в одиночку или вместе с окружающими, или попросту решившие улучшить свою жизнь, обращаются к специалистам, работающим в сфере психологической помощи людям, и сталкиваются с непрофессионализмом, шарлатанством, вытягиванием денег. Несомненно, встреча с такими «лжепсихологами» накладывает отпечаток на восприятие людьми консультаций психологов и представителей этой профессии как таковых. Говоря обывательским языком – ровняют «всех под одну гребенку».

В области психологии, как и в области медицины, педагогики, и любой другой науки, есть Специалисты, с большой буквы этого слова, а есть те, кто нечестными способами старается прильнуть к интересующему их тому или иному профессиональному сообществу.

Выбор психолога – ответственное и сложное дело. Ошибки этих специалистов не всегда явно бросаются в глаза, но имеют огромное влияние на жизнь человека, пришедшего на консультацию психолога .

Не так легко найти профессионала, для которого психологическая помощь – это призвание. Не так легко доверить незнакомому все самое сокровенное, что есть в душе, и обратиться к неизвестному специалисту.

Однако, для оказания продуктивной психологической помощи консультант нуждается в доверии клиентов , приходящим к нему на прием.

И это доверие может быть достигнуто только при соблюдении Этического Кодекса .

Кодекс призван защищать права людей, которые приходят на прием психолога. Его главная задача – оградить клиентов от бесконтрольного и неквалифицированного использования возможностей психологии, обеспечить высокое качество психологической помощи.

К сожалению, в нашей стране с ним знакомы не только далеко не все клиенты, но и не все консультанты. Также весьма затруднено применение соответствующих санкций к специалистам, которые нарушают Кодекс.

Я в процессе работы с клиентом строго следую Этическому Кодексу, и призываю к этому всех специалистов, работающих с людьми.

Ниже я приведу выдержки из Этического Кодекса Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.).

Данный Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

1. Требования к Психологу.

«Психолог» – это лицо, имеющее высшее образование по специальностям «психология» или «клиническая психология», а также лица, которым в официальном порядке присвоены степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологии. Только это обеспечивает правомерность оказания психологической помощи.

2. Требования к Клиенту.

Клиент – это человек, принимающий добровольное участие в исследованиях психологии или лично пришедший на прием психолога.

3. Принцип ненанесения ущерба Клиенту.

Психологическая помощь не должна наносить вред здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Консультант не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами.

4. Принцип компетентности Консультанта.

Консультант во время сессии оказывает лишь то воздействие, для которого он имеет необходимую квалификацию и образование, руководствуется только научными и профессиональными стандартами работы.

5. Принцип беспристрастности Консультанта.

Не допускается предвзятое отношение Консультанта к Клиенту и оценивание его личности.

6. Принцип конфиденциальности психологической помощи.

Вся информация, полученная на приеме Психолога, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

7. Принцип осведомленного согласия.

Консультант и клиент должны быть извещены об этических принципах и правилах психологической помощи, и принимают в ней добровольное участие.

Контракт для индивидуальной консультации психолога

Контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, в котором формулируются основные правила, по которым проходят консультации психолога, описан формат консультаций, и ожидания участников контракта. Я уверена, что консультация психолога проходит эффективней при наличии контракта, и помощь оказывается плодотворней, так как Клиент осознает и свою ответственность за результаты психологической помощи, а не только ответственность консультанта, и начинает точнее видеть свои цели и векторы желаемых изменений. Во время работы с клиентом я не хочу тратить время на психологические игры. Клиент, благодаря контракту, знает, какую помощь получит и чувствует себя защищенным.

Безусловно, с каждым клиентом я заключаю индивидуальный контракт, так как каждому человеку на консультации психолога нужна индивидуальная помощь. Но есть основные принципы, по которым я работаю, и мои клиенты могут ознакомиться с ними до прихода ко мне на индивидуальный прием, заранее.

1. Конфиденциальность.

Мы (Клиент и Консультант) будем сохранять в тайне сведения, полученные на приеме, и не будем выносить любую информацию о консультации за пределы психологического кабинета.

Я (Консультант) не буду разглашать подробности сессии (Фамилию, Имя, Отчество Клиента, причину обращения и подробности беседы). Я (Клиент) не буду распространять практики и методики, полученные во время сессии, и буду использовать их только для индивидуальной помощи себе.

2. Границы.

2.1. Мы (Консультант и Клиент) будем назначать заранее (за неделю) даты сессий. Перенос встреч будем осуществлять минимум за 3 дня. Я (Клиент) оплачу сессию в полном объеме, если пропущу ее без предупреждения; и оплачу половину стоимости консультации, если перенесу ее меньше, чем за 24 часа.

Если Я (Клиент), опоздаю, то оплачу сессию в полном объеме, а продолжительность консультации сократится на время моего опоздания.

2.2. Во время сессии Мы (Клиент и Консультант) будем работать с запросом Клиента, при этом Я (Клиент) имею право отказаться от обсуждения некоторых тем, к обсуждению которых Я не готов(а).

2.3. При нанесении ущерба помещению или имуществу, находящемуся в нем, Я (Клиент) возмещу причиненный ущерб.

3. Безопасность на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду применять на приеме психолога физические методы воздействия к другим и себе. Я (Клиент) не буду приходить на сессию в случае болезни, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Я (Консультант) гарантирую безопасность сессии, отсутствие посторонних людей на сессии, безоценочное и некритичное отношение к Клиенту.

4. Негатив на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду демонстрировать любое гневное поведение (крик, оскорбления, неконструктивную критику); не буду негативно обсуждать консультанта и процесс консультирования за пределами кабинета.

Я (Клиент) имею право, и даже должен, говорить о негативе свободно и открыто, сразу как это возникает на приеме психолога, а не между сессиями. Я (Клиент) не буду носить в себе негатив, не буду его копить.

Все негативные мысли и недовольства Я (Клиент) буду трансформировать в вопросы или просьбы, и только таким образом выражать на приеме.

5. Наша философия.

На приеме Мы (Консультант и Клиент) будем придерживаться 5 основных принципов:

  • Каждый человек безусловно хороший как личность по определению (позиция Я – ОК, ТЫ – ОК). Независимо от того, как я отношусь к себе, на консультации психолога Я – ОК.
  • Каждый человек способен осознавать свои мысли, чувства и поведение и нести ответственность за них, меняя их, если необходимо, независимо от провоцирующих обстоятельств. (Это так, несмотря на то, что большинству людей это трудно без участия специалиста).
  • Каждый человек способен думать. Кто-то этим принципом злоупотребляет, интерпретируя слова и действия других, придавая им свой особый собственный смысл, или что-то недоговаривает, надеясь, что другие догадаются, а кто-то, наоборот, игнорирует эту способность, например, когда имеет возможность и не помогает другому человеку потому, что его не попросили. Важно соблюдать баланс – ничего не умалчивать, договариваться по важным вопросам, все прояснять, но и не быть навязчивым или черствым.
  • Каждый человек способен измениться. (Самостоятельно, или с помощью специалиста).
  • Принцип сотрудничества на приеме психолога: мы равны психологически (при этом у нас может быть разная компетенция); у нас нет никаких силовых игр, игр власти и манипуляций; у нас нет никаких тайн, мы прямо заявляем о своих потребностях, недовольстве, нехватке; у нас нет игр «в спасение» – мы не помогаем друг другу из ложной заботы, чувства вины или стыда, но в то же время, если мы можем помочь, мы делаем это.

6. Продолжительность индивидуальной консультации психолога – ровно 50 минут. Я (Клиент) не буду задерживаться на приеме, и всегда буду помнить, что время приема ограничено. В случае, когда необходимо увеличить длительность сессии (при первой встрече или для проведения какой-либо практики), Мы (Клиент и Консультант) будем обговаривать это заранее.

7. Оплата.

В случае моего опоздания Я (Клиент) оплачу прием психолога в полном объеме, а его продолжительность сократится на время моего опоздания.

Я (Клиент) буду оплачивать сессию в самом начале. (При длительном консультировании (более 2-х встреч) я буду производить оплату вперед – то есть на встрече оплачивать и последующую сессию).

Я (Клиент) плачу на приеме психолога за диагностику, выяснение причин возникновения затруднительной ситуации, получение знаний о возможном развитии ситуации в будущем, приобретение важных психологических знаний, необходимых для решения проблемы, за то, что учусь справляться со всеми затруднительными ситуациями самостоятельно. Я (Клиент) осознаю, что Консультант не решает за меня все проблемы, а учит меня справляться с ними самостоятельно; и что на результаты работы напрямую влияют моя ответственность и активность.

Я (Консультант) буду в полном объеме использовать все свои профессиональные умения и навыки.

8. Я (Консультант) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • максимально использовать все свои профессиональные умения и знания.

Я (Клиент) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • быть активным и включенным на сессии, нести ответственность за полученные результаты;
  • выполнять, при наличии, все домашние задания консультанта.

9. Между сессиями Я (клиент) буду звонить консультанту только по организационным вопросам (перенос и отмена встреч, уточнение места проведения консультирования); психологическую помощь я буду получать только во время консультации.