Эстония кохтла. В финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с эстонией и рф

В школьном классе занимается примерно десять ребят. Миша, сидящий во втором ряду, читает текст из своей тетрадки.

«Сегодня я дежурный в 5 „А“ классе. Мне 11 лет. На моей парте лежит книга, тетрадка и ручки».

Говорит он по-эстонски, но с русским акцентом. Грамматические ошибки исправляет учитель Рийна Казаченко (Riina Kazatsenko). Она преподает в расположенной в центре Кохтла-Ярве средней школе официальный язык страны — эстонский.

Учеников много, потому что только 10% жителей города являются эстонцами. В городе преимущественно говорят на русском. Каждый четвертый житель Эстонии считает русский своим родным языком.

«Если дома ребенку скажут, что эстонский язык не нужен, потому что раз мне он был не нужен, то и тебе не понадобится, тогда результат будет очевиден», — говорит Казаченко.

Детям задано на дом выучить наизусть стихотворение любимой эстонской писательницы Эллен Нийт (Ellen Niit) «Зимняя песня медведя». Затем учительница спрашивает, кто, как договаривались, смотрел вечером новости на эстонском канале. Ни одна рука не поднялась.

— Почему?

— Я не нашел его.

— У нас нет эстонских каналов, — отвечают дети.

В Кохтла-Ярве работают каналы российского телевидения. Телевизионные тарелки украшают сталинские кирпичные дома и советские типовые постройки.

Главным зданием на центральной площади города является торговый центр. Раньше здесь был кинотеатр «Победа». С его стен вас приветствуют серпы, молоты и пятиконечные звезды. Владелец здания решил, что оставит их, когда делал ремонт. В том же духе был отремонтирован и дворец культуры Кохтла-Ярве.

На других территориях бывшего Советского Союза, таких как Литва и Украина, все подобные символы уничтожены.

«От истории никуда не денешься. Мы не можем притвориться, что все началось только 26 лет назад, когда Эстония получила независимость», — объясняет предприниматель Марк Федоров.

Он родился 25 лет назад, как раз в тот самый год, когда Советский Союз распался.

В городе господствуют преимущественно желтые и серые цвета. Постройки сталинских времен могли бы выглядеть красиво, но они находятся под охраной и ветшают без ремонта.

«Фасады надо было бы отремонтировать в соответствии со стандартами, но для этого нет денег», — объясняет Федоров.

Возрождение города является одной из тем предвыборной кампании Федорова. Молодой человек хочет заниматься политикой в своем уезде, чтобы решать вопросы жизни своего города.

Естественным выбором была бы правительственная Центристская партия Эстонии, которая представлена в Кохтла-Ярве и других уездах, где большинство населения составляют русские. В предстоящих осенью этого года выборах Центристская партия будет с еще большим упорством выступать за улучшение положения русскоязычного населения.

Как не удивительно, но Марк Федоров говорит, что будет стремиться стать депутатом от Партии реформ Эстонии, представители которой рассматривают русское меньшинство в качестве внутренней угрозы для безопасности. Он считает, что именно простые люди могут что-то изменить в Кохтла-Ярви.

Шахты видны и ощущаются в Кохтла-Ярве повсюду. Терриконы превращают изначально равнинный силуэт города в холмистый. Волосы слипаются, запах газа бьет в нос. Даже центральный парк города разбит вокруг шахты.

Территория Кохтла-Ярве на протяжении столетий представляла собой разрозненные деревни и усадьбы. Затем в недрах уезда Ида-Вирумаа было найдено эстонское золото − горючий сланец. Это объединило все деревни в один город.

Немцы тоже поняли ценность горючих сланцев. Шахты Ида-Вирумаа поставляли горючее и топливо нацистской Германии. Евреев свозили в трудовые лагеря из оккупированного Остланда, главным образом − из Литвы. Пришедшие вслед за немцами бойцы Красной армии находили трупы в шахтах.

© flickr.com, Bernt Rostad Заброшенная шахта в Кохтла-Ярве, Эстония

В Кохтла-Ярве Красную армию до сих пор вспоминают как освободителя. Окончание Второй мировой войны отмечают 9 мая. В этот день жители Кохтла-Ярве собираются у монумента погибшим в годы Второй мировой войны, и представитель посольства России возлагает венок к подножию памятника.

Оранжево-черные георгиевские ленточки, символы России, можно здесь увидеть и сейчас.

В годы советской власти добыча горючего сланца развернулась в полную силу. Шахты предоставляли хорошо оплачиваемую работу, и в Кохтла-Ярве поехали тысячи людей со всего Советского Союза. Город начал строиться, и эстонцы превратились в меньшинство.

Затем изменилось и время, и промышленность. Рабочие места исчезли, людские потоки изменили направление.

Уезд Ида-Вирумаа уже много лет возглавляет списки районов с высоким уровнем безработицы. Уровень доходов населения здесь ниже, чем в других районах Эстонии. Количество жителей Кохтла-Ярве ежегодно уменьшается на тысячу за счет миграции.

Над ледовым стадионом растянут баннер с надписью «Наш хоккей, наша победа» и гербом города Кохтла-Ярве.

В Эстонии в хоккей играет по большей части русскоязычное население. На трибунах дрожит от холода десяток родителей, у бортика коробки два отца выкрикивают наставления проезжающим мимо них отпрыскам.

На льду за игроками внимательно наблюдает Александр Сметанин. Он тренирует молодежную команду Кохтла-Ярве «Эверест».

Сметанин родился в Кохтла-Ярве. В 1980-х его собственный тренер пришел набирать маленьких игроков прямо в детский сад. Сметанин помнит, как они ехали за тренером, держась за веревку.

«Нас тогда было сорок человек. Сейчас мне из своих игроков даже команды не собрать», — говорит он.

Команду усиливают игроками из Таллинна, Тарту и Нарвы. Затем едут в Петербург, где «Эверест» играет в своей возрастной группе.

Петербург, который находится по другую сторону границы, для многих жителей уезда Ида-Вирумаа является популярным направлением. Границу можно пересечь с российским паспортом или с так называемым «серым» паспортом без визы. Серый паспорт — проездной документ для лиц без гражданства. Такой паспорт есть у 80 тысяч эстонских русских.

У 36-летнего Сметанина сначала тоже был серый паспорт. В 18 лет он уехал играть в профессиональный хоккей в Белоруссию и Россию. Там он получил российское гражданство.

Контекст

В Эстонии создают русскую партию

Yle 13.01.2017

Эстония: амбиции нового телеканала для русских

Dagbladet 06.07.2016

Русскоязычные не хотят стать частью России

Deutsche Welle 17.12.2015
Через 10 лет работы стало меньше, и он вернулся в Эстонию. Он выучил эстонский язык и сдал экзамен для получения гражданства. Сейчас у него паспорт Эстонии, жена и трое сыновей в Кохтла-Ярве.

«Я знаю, что выжил бы где угодно, но Кохтла-Ярве — это мой дом», — говорит он.

Сметанин любит свой родной край, как и все жители Кохтла-Ярве.

Три года назад сразу после захвата Крыма представители международных СМИ приехали в Ида-Вирумаа с целью найти сепаратистов среди эстонских русских. Считалось, что уезд, в котором проживает русское меньшинство, будет следующей зоной волнений. Но вместо зеленых человечков журналисты нашли обычных жителей маленьких городков с их обычными проблемами.

Большинство эстонских русских не понимает заявлений основного населения страны, в которых от русскоязычного населения требуют интеграции в эстонское общество. Для них Эстония уже является домом. Дети растут, говоря на русском языке, но под эстонским флагом.

«Здесь люди много работают и пытаются жить достойно. Когда трудишься изо всех сил там, где находишься сейчас, происходящее в мире не играет большой роли», — рассуждает Сметанин.

«Слава богу! Аллилуйя! Аминь!»

Люди стоят и качаются в такт музыке. Некоторые подняли руки вверх, у других они сложены вместе. Началась церковная служба. Хор слаженно исполняет госпелы — многоголосые ритмичные песни.

«Благословляю русских, благословляю эстонцев, благословляю всех живущих», — провозглашает священник в перерывах между песнями.

С первого взгляда кажется, что церковная община состоит из людей среднего класса и при этом всех без исключения счастливых. Однако если присмотреться, то на многих можно заметить следы тяжелой жизни.

Многие из участвующих в службе — бывшие алкоголики и наркоманы. Таких в Кохтла-Ярве много. Социальных проблем стало больше, а через восточную границу потоком идет дешевый алкоголь и другая продукция.

«Три раза я сидел в тюрьме и шесть лет жил на складе», — говорит 58-летний Валерий Серебряков после службы.

Однажды утром он проснулся после очередной пьянки и увидел около двери склада пакет, полный еды.

«Я подумал, что опять кого-нибудь ограбил», — вспоминает Серебряков.

Через несколько дней на складе появились два служителя церкви, которые принесли Серебрякову еду и Божье Слово.

У его 38-летней жены Ольги почти такая же история. Ее спас Владимир Васин, активист методистской церкви и опора всех наркоманов и алкоголиков.

Мрачного вида Васин сам в прошлом был наркоманом. Он как никто другой всего повидал, но не считает Кохтла-Ярве безнадежным местом.

«Все зависит от того, как человек воспринимает себя сам. Не могу сказать, что здесь нет возможностей», — считает Васин.

На юге Кохтла-Ярве расположен микрорайон с удивительно знакомым для финнов названием. Оутокумпу — один из самых желаемых адресов для проживания, и на это есть причины.

«Финские дома очень хорошо построены», — расхваливает микрорайон его житель Антон Карханин.

Микрорайон Оутокумпу построен в 1970-х годах по проектам финского города-побратима Оутокумпу. В Северной Карелии, в свою очередь, есть площадь Кохтла-Ярви.

В этих домах может быть не более пяти этажей, потому что под участками проходят штольни, и на поверхности нельзя создавать значительные нагрузки.

У семьи Карханина в Оутокумпу две квартиры в одном подъезде, потому что для десятерых детей одной квартиры было бы мало.

Трое старших уже уехали в Таллинн. Самый старший 22-летний Кирилл учится в Морской академии, 21-летняя Дарья − в Эстонской академии музыки, а 20-летний Симеон − в Колледже полиции. Но они собираются вернуться назад.

«Девиз нашей семьи — где родился, там и пригодился», — объясняет Кирилл.

Дарья учится и уже работает в местной музыкальной школе.

«Кохтла-Ярве дал мне много. Теперь моя очередь дать ему что-то взамен», — говорит она.

Мечты детей из семьи Карханина не являются исключением. Многие из их друзей тоже планируют вернуться в свой родной дом.

Многие наконец-то выучили эстонский язык в образовательных центрах. У них в кармане лежит эстонский паспорт, потому что поколение, рожденное после освобождения Эстонии, получает его автоматически.

По шахтам больше не грустят, потому что образование открывает пути для другой работы. Один из терриконов Ида-Вирумаа превратили в горнолыжный спуск, а в шахте соседнего уезда открыли музей. Они стали популярными туристическими объектами.

Молодые эстонские русские несут ответственность за будущее общества, но возможности родного края их тоже привлекают. Кохтла-Ярве опять строится — и из пепла может возродиться красивый город.

Москва. 23 сентября. сайт - На финском архипелаге Турку (Turku) и в регионе Варсинай-Суоми (Varsinais-Suomi) проводится масштабная полицейская операция в связи с деятельностью компании, предположительно, связанной с Эстонией и Россией, сообщают местные СМИ.

По их данным, речь идет о фирме, которая годами скупала земельные участки вблизи стратегически важных объектов Финляндии.

Премьер-министр Юха Сипиля (Juha Sipila) страны сообщил в воскресенье радиостанции Yle Radio Suomi, что правительство проинформировано о ведущейся на архипелаге Турку полицейской операции.

В ходе операции полицейские проводят обыски в домах, а также проверяют офисы зарегистрированной в Финляндии компании, владельцы которой находятся в другой стране Евросоюза. Полиция не раскрывает, что это за фирма и где находятся ее владельцы. Всего проверено 17 объектов. Очевидцы рассказывают, что район проверок окружают патрульные катера и авиация, район закрыт для полетов.

Центральная криминальная полиция подозревает, что фирма занималась отмыванием денег в особо крупных масштабах, а также использовала для работы нелегалов. Что касается финансовых махинаций, речь идет о нескольких миллионах евро.

Полиция задержала трех подозреваемых, один из которых в воскресенье был освобожден.

Выходящая на шведском языке Svenska Yle Spotlight ранее в этом году сообщала о том, что компания, связанная с россиянами, имела проблемы с финскими властями, так как предоставляла услуги по размещению туристов в нарушение полученного от финских властей разрешения на строительство.

Оператор телеканала Yle, побывавший на месте проведения операции, сообщил, что полиция перекрыла дорогу, ведущую к дому, который принадлежит компании Airiston Helmi Oy.

По данным газеты Iltalehti, компания связана с Россией и работает на территории Эстонии.

Издание напомнило, что полиция безопасности Финляндии в 2016 году предостерегла о покупках россиянами недвижимости близ стратегически важных объектов.

Эстонская газета Postimees сообщила в воскресенье на своем сайте, что у компании Alfons Hakans Oy есть чрезвычайные полномочия для проведения дноуглубительных работ и, например, для строительства доков и посадочных площадок для вертолетов. Фирма также проявляет интерес к старым кораблям Сил обороны Финляндии, под прикрытием туристического проекта приобрела военный корабль, а владелец и руководитель фирмы Alfons Hakans Oy Йоаким Хаканс приобрел на аукционе Службы снабжения военно-морских сил Финляндии минный заградитель, который в итоге поступил в распоряжение Ariston Helmi.

Уезд Координаты Мэр

Евгений Соловьёв

Основан Первое упоминание Город с Площадь Официальный язык Население Национальный состав

80% русские, 15% эстонцы, 5% другие

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Почтовые индексы

30323,30324,30325,30326

Официальный сайт

Памятник Шахтёрам в Ярве

Области деятельности

Важнейшие области деятельности связаны со сланцем. К числу крупных предприятий относятся шахты (на данный момент действуют 2 шахты и 3 карьера), ими управляет АО «Эсти Энергия»; ведущим предприятием в области сланцевой химии является АО «Виру Кеемиа Групп», химическое предприятие «Нитроферт». На сланце базируется также местное энергетическое хозяйство - тепловые электростанции, обеспечивающие город теплом, работают на сланце.

Образование

В городе 6 средних школ и 8 основных школ, 3 профессионально-технических училища, Вирумааский колледж таллинского технического университета и частично Институт сланца таллинского технического университета . 34 различных спортивных сооружений и объектов города предлагают возможности для занятия спортом. Врачебную помощь оказывают шесть больниц и поликлиники. С историей добычи сланца знакомит Кохтла-Ярвеский музей сланца , в филиале которого устраиваются художественные выставки.

Города-побратимы

Примечания

Ссылки

Город Кохтла-Ярве расположился на северо-востоке Эстонии.Кохтла-Ярве получил статус города в 1946 году. Однако поселения на его территории существовали давно, первое упоминание о деревне Ярве в Датской поземельной книге относится к 1241 году. Возможно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не значительные залежи горючего сланца. Образно говоря, горючий сланец - это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно, о чем свидетельствует множество легенд.Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий.
Терриконики, которые вы видите на снимках-своеобразная визитная карточка города.

Самые большие терриконики города в вечернее время со стороны жилого микрорайона.


Памятник "Слава труду", прозванный в народе - "Два непьющих"


Площадь перед горуправой


Этот террикон называют Золкой,на нем устраивают соревнования по мотокроссу, используют в качестве смотровой площадки и проводят увеселительные мероприятия.


У терриконика видна группа подростков, которые проводили тренировку на мотциклах по пересеченной местности.


Одна из достопримечательностей г. Йыхви(который находится неподалеку от Кохтла-Ярве) - Богоявленская Православная церковь, в которой начинал свой служебный путь Алексий II. Плакатик старый.


К сожалению полностью не удалось сфотографировать, так как сильно разрослись деревья и закрывают обзор.


Немного поближе


А вот такие прелестные клумбы-вазоны украшают городок.


Когда поднимаешься на Золку, то видишь,как облака почти касаются её края.


Вот такой обзор открывается с терриконика. Сладкая парочка "родственников" с одной стороны,


с другой виднеется вдалеке террикон Кукрузе, который можно назвать символом зарождения сланцедобычи в Эстонии. Между прочим, в Кукрузе находится мыйза -бывшее поместье Толлей.


Там, где не распахали почву мотоциклы, можно вполне прилечь на травку и лицезреть округу таким вот способом.


А вот эти терриконики собираются сравнять с землей. Недавно в местной прессе было об этом объявлено. Если кризис не помешает, потому как проект этот очень затратный.


Вот она-эта бывшая мыйза. Музей, посвященный знаменитому полярному исследователю Эдуарду фон Толлю, появится вскоре в Ида-Вирумаа в волости Кохтла.
Музей планируется открыть на мызе Кукрузе, хозяин которой Эдуард фон Толль погиб в 1902 году в поисках легендарной земли Санникова.


Волость Кохтла получила 37 миллионов крон из европейской программы повышения конкурентоспособности регионов с третьего раза. Теперь можно будет отреставрировать здание мызы и создать при ней музей рода Толлей, а также гостевой и конференц-центры.

Мызой Кукрузе в XIX веке владел Роберт фон Толль, который был историком и крупнейшим коллекционером исторических документов и печатей. Его коллекция до сих пор изучается историками.
Но именно Эдуард фон Толль - путешественник и географ - наиболее знаменитая личность, прославившая этот род.


Именно доходы от мызы Кукрузе использовались для снабжения экспедиций Эдуарда Толля. Поэтому вполне закономерны планы создать интерактивную экспозицию в здании мызы, которая будет иллюстрировать историю полярных исследований. Реставрация мызы и создание экспозиции займет около двух лет. После этого мыза Кукрузе, которая располагается в паре сотен метров от шоссе Таллинн-Нарва, займет важное место в туристических маршрутах по территории Вирумаа.


Эта дорога ведет к небольшим хуторам, где люди живут одновременно и в городе,и в деревне. Держат скот, огороды. Несколько километров и ты на работе. Многие ездят на велосипедах, хотя почти у всех есть своё авто. Эстония отличается от России дорогами. Здесь почти к каждому хутору ведет нормальная дорога. Жители многоквартирных домов используют дорогу для прогулок самих себя и своих питомцев.


В нашем городе есть чудесный парк с искусственным бассейном, где можно отдохнуть, покататься на велосипеде. В годы советской власти здесь было много аттракционов, а теперь просто проводятся различные мероприятия.


После трех недель дождей листва глядит очень нежно, освещенная долгожданным солнышком.


Раньше здесь была и лодочная станция. Теперь одни воспоминания.


Немного национального колорита. 23 июня в Эстонии ежегодно отмечается Янов день (Иван Купала). У нас его празднуют в этом парке, где выступают самодеятельные коллективы, проводят соревнования, дискотеки и, наконец, зажигают костер.


Танцует "Вирулане". В нашем городе много творческих людей. Танцевальные коллективы, хоры, ансамбли, клуб поэтов "Сивилла", барды и мн.др. Город промышленный, а тяга жителей к искусству велика.


"Горлица" радует веселыми песнями и нарядными костюмами.


Костер зажигали часа полтора. После дождей никак не хотел разгораться. И, когда он заполыхал, у меня разрядился аккумулятор в фотоаппарате и я не смогла сделать несколько хороших снимков.


В это время проводились игры и соревнования.


Город разделен на несколько микрорайонов. Вот это дорога в Южный.


Поле на пути к нему засадили деревьями и появился настоящий зеленый оазис, где очень любят выгуливать собак.

На северо-востоке Эстонии благодаря добыче горючего сланца сформировалась полноценная полицентрическая агломерация численностью населения в 50 тысяч человек. Сейчас в нее входят города Йыхви (о нем будет отдельный рассказ) и Кохтла-Ярве, состоящий из восьми частей - поселков при шахтах. Кстати, из-за удаленности поселков друг от друга Кохтла-Ярве, несмотря на численность населения в 38 тысяч человек (из которых 80 процентов составляют русские) - второй по площади город страны.

По сравнению с советским периодом добыча сланца в Ида-Вирумаа сократилась в десятки раз - сейчас в стране действуют всего две шахты. Соответственно, Кохтла-Ярве, окруженный в основном закрытыми шахтами, стал приходить в упадок и запустение. Это, пожалуй, самый депрессивный город страны
Терриконы, разумеется, остались.

Все началось в 1902 году, когда русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. В 1916-м петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, - так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название "кукерсит".


В Первой республике новая отрасль была востребованной - уже с 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов в Ярве, "главном" поселке Кохтла-Ярве, был построен т.н. Соцгород - комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров. Сейчас эти дома выглядят далеко не так презентабельно, как, например, в Силламяэ, до которого - всего 30 километров на восток. Зелени, впрочем, не меньше. Сейчас Соцгород - это сердце всего Кохтла-Ярве (если, конечно, у такого города может быть сердце).


Самый центр Соцгорода - площадь Вирула.


Главное расположенное на ней здание - торговый центр с одноименным названием. В советское время в нем находился кинотеатр "Победа". Кстати, дом построен уже не в сталинское время - в 1964 году. Впрочем, не владея информацией, можно подумать, что это - новодел.
Кстати, вывесок на русском в Кохтла-Ярве гораздо меньше, чем в Нарве. Доля русскоязычного населения здесь поменьше - всего-то 80% против более, чем 90 в самом восточном городе Эстонии.


"Шахтерский след" в Ярве, как ни странно, мало просматривается. Впрочем, один артефакт стоит прямо на Keskallee (Центральной аллее) - памятник шахтерам, в народе отчего-то получивший название "Два непьющих".


Напротив этого момумента, какого-то, согласитесь, слишком уж схематичного, - мэрия.


Соседнее с мэрией здание - явно конца 40-х - начала 50-х, но какое-то уж слишком монументальное по сравнению с теми домами, которые его окружают.


Здесь, на Кескаллее, еще и велодорожки есть.


Среди сталинок в главной части Кохтла-Ярве "заброшки" почти нет. Почти.


Главная городская "страшилка" находится на окраине Ярве. Здание общежития, теперь уже бывшего, когда-то выкупили итальянцы, решив сделать там гостиницу и развлекательный комплекс. Однако на том этапе, когда жильцы были уже выселены, а реновация еще не началась, планы новых хозяев резко изменилось - дом стоит заброшенным уже десять лет и пугает всех, кто въезжает в Кохтла-Ярве со стороны Таллинна. Впрочем, списывать появление такого объекта именно на депрессивность города и желание всех жителей оттуда уехать было бы неверным - повторюсь, в этом здании располагалось общежитие, жильцам которого пришлось уехать не по финансовым причинам.


Но если бы только это здание по улице Калеви, 33... Всего в Кохтла-Ярве насчитывается около 50 заброшенных домов.

На въезде в город со стороны Нарвы установлена водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве. Утверждается, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря. Что-то похожее есть. Еще бы подкрасить...

А с другой стороны улицы - руины ветряной мельницы, стоявшей когда-то на хуторе.


Как и в Силламяэ, в Соцгороде Кохтла-Ярве изначально не нашлось места религии. Лютеранского храма здесь нет до сих пор, а вот православная церковь есть - она находится рядом с бывшей шахтой, чьи терриконы были показаны на первых фотографиях. Церковь довольно необычна по архитектуре (нет вообще никаких украшений и круглых форм, за исключением куполов) - так вот, она была построена в период Первой республики и освещена в 1938 году. В советское время, естественно, не работала (хотя в забое шахты, как известно, атеистов не бывает).


Памятник погибшим за свободу нашей Родины (имеется в виду СССР). Да, это северо-восток Эстонии.

Да, совсем забыл упомянуть транспорт, а в данном случае это важно. Дело в том, что по улицам Кохтла-Ярве колесит уникальный для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Она соединяет некоторые поселки города, а также Йыхви. Проезд стоит 64 цента. Автопарк представлен олдскульными "Мерседесами" - конечно, не такими разбитыми, как, например, на Украине или в Закавказье, но уж точно не новыми.


Есть, впрочем, в городе и обычные автобусы.


Маршрутка отвезла меня в Йыхви, где у меня неожиданно состоялась очень интересная и познавательная встреча, ставшая самым ярким впечатлением за всю поездку по северо-востоку Эстонии. Что это было - напишу в следующем посте.

Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа

Я мог бы начать рассказ о Йыхви с рассказа о процентном соотношении эстонцев и русских (это, между прочим, самый эстонский город северо-востока страны, здесь представителей титульной национальности аж 33%, а русских всего 53%), но решал вынести во "вне ката" именно эти слова. Те полчаса, что я общался с настоятелем местного храма адвентистов седьмого дня Виктором Ныммиком , мне, наверно, не забыть.
Набрел на этот храм в Йыхви совершенно случайно. Тогда я думал, что если чего-то нет в Викимапии, значит, этого не существует в принципе. Да, эта церковь в самой качественной из интерактивных веб-карт отсутствует. Открыли ее совсем недавно, осенью 2012 года.


Так получилось, что из Силламяэ ждать прямого автобуса до Кохтла-Ярве пришлось бы слишком долго, поэтому я решил ехать до Йыхви, а оттуда уже добираться местным транспортом. До 1990 года он был одним из районов Кохтла-Ярве, да и сейчас входит в агломерацию.
Визуально автовокзал в Йыхви гораздо больше, чем в Нарве. Это объясняется тем, что здесь он попросту "вписан" в здание торгового центра. Кассовый зал по площади не сильно больше, чем в самом восточном городе Эстонии.


Эстонскую речь в Йыхви можно услышать гораздо чаще, чем в Нарве или Кохтла-Ярве том же. Данные о национальном составе населения города я привел чуть выше. Тем не менее на центральной площади Йыхви располагается именно православная, а не лютеранская церковь. Как и многие другие православные церкви Эстонии, построен храм Богоявления в конце XIX века (освящена в 1895-м), а примечательна тем, что в ней в 1950-1958 гг. (время-то какое!) настоятелем служил Алексей Ридигер, будущий Алексий II. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Православной церкви Московского патриархата (а есть еще Эстонская Апостольская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией патриархата Константинопольского).


Чем отличается 10-тысячный эстонский городок от 10-тысячного российского городка? Правильно, если в первом будет гипермаркет, то во втором - в лучшем случае "Магнит" или "Пятерочка". Думаю, что эти торговые центры станут здесь своеобразной чертой эпохи. Но на центральной площади (Keskvaljak) города Йыхви их, страшно сказать, два (и это не считая того, в котором находится автовокзал - он все-таки чуть вдалеке). Один новый...


...другой - перестроенный советский универмаг, который изначально построили еще в 1975-м на месте здания почтовой станции XVIII века. Но фотография ниже примечательна вовсе не им, а машиной Mercedes Sprinter на переднем плане. Дело в том, что в Йыхви и Кохтла-Ярве существует очень редкий для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Зздесь она ходит по наиболее населенной части агломерации и соединяет Йыхви с главной частью Кохтла-Ярве, о которой рассказано в предыдущем посте, по пути проезжая поселок Кукрузе. Проезд стоит 80 центов, оплата водителю при входе. Еще в Эстонии маршрутки ходят между Нарвой и Нарвой-Йыэсуу и больше нигде.


Вообще Йыхви показался самым благоустроенным городом Ида-Вирумаа. Но связывать это с меньшей долей русских в численности населения не стал бы. Кстати, городские власти в этих краях очень часто кивают как на пример ухоженности и чистоты на город Кингисепп Ленинградской области.
В целом, конечно, Йыхви - это все-таки еще русский Северо-Восток.


Но вернемся на Центральную площадь. Как вы думаете, сколько этому зданию лет? А оно, между прочим, уже при Хрущеве было построено, в 1954 году. В данный момент тут находится мэрия и администрация волости (это в Эстонии административно-территориальная единица второго порядка, соответствует нашему району).


Здесь же, на Центральной площади, стоит памятник генерал-майору Александеру Тыниссону. Он был одним из крупнейших военных деятелей эпохи т.н. Эстонской войны за независимость 1918-1920 гг., завершившейся подписанием Тартуского договора, по итогам которого Россия стала первой страной, признавшей Эстонию. Говорят, что во время "эпопеи" с Бронзовым солдатом этот памятник хотели снести. Не очень, правда, понятно, почему памятник Тыниссону стоит именно здесь, ведь с Йыхви этого человека ничто не связывает.


Этот дом, судя по всему, был построен как минимум в эпоху Первой Республики, а то и раньше.


А вот в этом здании, также расположенном на Keskvaljak, находится служба занятости. Учитывая, что половина площади перекопана, думается, что косметический ремонт в скором времени доберется и до него.


За мэрией находится небольшой сквер, в нем - кирха предположительно XIII века (Йыхви же впервые упоминается лишь в 1478 г.). Так или иначе, это крупнейшая односводчатая лютеранская церковь Эстонии - но много ли народу, учитывая национальный состав Йыхви (и тем более Кохтла-Ярве) сюда ездит?


Рядом - памятник погибшим в войну за независимость.

Есть здесь и микрорайон сталинок, напоминающий о том, что всего 20 с небольшим лет назад Йыхви был частью Кохтла-Ярве.


И без российских артистов, как и в Нарве и Кохтла-Ярве, тут не обходится.


Но, повторюсь, в целом город выглядит гораздо более "по-европейски" (в обывательском понимании), нежели его соседи. Вот таких улиц в каких-нибудь Нидерландах полным-полно (на фото - шоссе, ведущее в Кохтла-Ярве и на таллиннскую трассу).


Я намеревался дойти по этой улице до ближайшей остановки, чтобы сесть там на автобус до Кохтла-Ярве. И совершенно случайно набрел на уже упомянутую церковь Адвентистов седьмого дня. Разумеется, это направление протестантизма в Эстонии не то чтобы популярно (подавляющее большинство местных верующих протестантов - лютеране), но адвентистская церковь, если верить списку храмов в эстонской Википедии, есть едва ли не в каждом уезде.


Ее пастор, Виктор Ныммик, человек очень интересной судьбы. Родился в Казахстане, наполовину русский, эстонский же родитель оказался в Степи в связи с репрессиями. Потом обосновался в Вильянди, служил в Советской Армии. Свободно и без всякого акцента говорит по-русски. Рассказал, как с нуля создавал этот храм - разумеется, не без спонсорской помощи. Подтрунил над "русскостью" Нарвы - как-то раз пришлось ему покупать стройматериалы, и стоял выбор, ехать за ними в Раквере или Нарву. По словам Ныммика, в Раквере товар был "сделан по европейским стандартам", ну а в Нарве, мол...
Но это все мелочи. Главное, что при храме действует центр реабилитации для наркоманов и заключенных. Их исправляют и возвращают на путь истинный, разумеется, по-протестантски - трудом. Люди помогают строить храм (отделочные работы еще идут), и в обмен на это получают еду и ночлег. Конечно, не всем удается вернуться к нормальной жизни - кто-то, как парень, слова о котором я привел в предисловии, гибнет "на свободе" в первые же дни.

В отражении в стекле - супруга пастора Элеонора. Тоже абсолютно "мирская" по поведению и манере общения женщина, хотя, разумеется, глубоко верующая. Собственно, когда я подошел к необычному зданию, именно она открыла дверь и позвала меня внутрь, после чего провела по всем этажам и показала, как у них все обустроено. В том числе в этой комнате живут люди, которые проходят здесь реабилитацию.


Вот так выглядит главный зал храма. Заполняется он не до конца - паства по объективным причинам не очень большая. Обратите внимание на белый экран - презентации часто используются во время богослужению, и вообще пастор считает, что все здесь должно быть оснащено по последнему слову техники.


На первом этаже находится кухня, куда может прийти любой человек. Мне еды, но я (несмотря на то, что есть очень хотелось) лишь выпил чая с печеньками - все-таки там живут люди, которым "серьезная" еда гораздо нужнее, чем мне.


До чего же все-таки интересно было слушать пастора. Кстати, каких-то проповедей, попыток "обратить меня в свою веру" я от него не услышал. Так, скорее просто беседа "за жизнь" вышла. Коснулся он и темы РПЦ, но не стал слишком увлекаться ее обличением - просто мимоходом упрекнул за слишком сильный, по его мнению, симбиоз с государством.
Мы общались минут 40. Могли бы и дольше, но ему нужно было ехать в колонию, где он периодически общается с заключенными.

Ну а я пошел на автобус и уехал в Кохтла-Ярве.