Есть жизненные ценности. Ценности человека и их роль в жизни

Ценность человеческой жизни

Многие люди задаются такими вопросами: Что самое ценное в жизни? Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? И ценим ли саму жизнь? Теперь давайте поразмышляем: в чем ценность человеческой жизни? Какими возможностями мы обладаем?

Это прежде всего - сознание, ум человека. В отличие от животных, мы способны, встретившись с проблемой, не просто страдая, переживать ее, мы можем исследовать страдание, понять, каковы его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины. В этом и состоит ценность человеческой жизни.

Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. В качестве метафоры, возьмем, например алмаз - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость. Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм. Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясню на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование - это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Если личность - это сущность, а жизнь - существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек - существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой - приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим - это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т. е., оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь - это не одно и то же.

Рождение личности - это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности - значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой - ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас - живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т. п.

И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, - вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь - универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием.

Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности - все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Самое страшное, что может случиться с человеком - это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Здоровье - общее условие благоприятной и плодотворной жизни, и самая главная ценность, поэтому. Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью. Это на самом деле очень просто, всего лишь Необходимо:

  • - правильно питаться;
  • - ежедневно делать физические упражнения;
  • - избегать ненужных стрессов;
  • - уметь расслабляться и отдыхать;
  • - быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Хочется отдельно выразить свое мнение на данную тему. На мой взгляд, данная проблема, а именно, проблема актуальна в наше время. Многие люди не задумываются о своей жизни, обращаются с ней небрежно, разбрасываются своим здоровьем и силами. Человек думает что он всемогущ, и ему все под силу, и конечно же в суете повседневности мы не успеваем задаться этими вопросами. Но для каждого человека, я уверена, наступает момент, когда вопросы ценности человеческой жизни требуют непременного ответа. К сожалению, бывает, что момент этот наступает слишком поздно, чтобы можно было что-то изменить. Порой человек только перед лицом смерти понимает, что жил неправильно, что потерял то, что уже не вернешь. Так как же разобраться и понять прежде всего для себя, что для тебя ценно и что для тебя имеет значимость. Конечно, это трудный вопрос, но мне кажется каждый человек должен для себя определить это. Для кого-то ценность - это бесчисленные богатства и блага, огромное количество денег, кто-то мечтает быть популярным и талантливым, кто-то мечтает чтобы все вокруг были счастливы, а для кого-то ценность заключена в здоровье близких и родных. У каждого человека свой круг ценностей, и он абсолютно в праве сам для себя решать, что ценить.

Но к сожалению, человек часто выбирает не те ценности, которые могли бы успешно и благотворно повлиять на жизнь и здоровье человека. Часто люди запутываются в себе, переступают грани антигуманного и бесчеловечного, а это, в свою очередь тянет за собой тяжкие последствия, такие как: различные социальные конфликты, преступления, аморальное поведение, причинение вреда здоровью себе и окружающим. Этот список может продолжаться и продолжаться.

Человек сам себя загоняет в тупик, не оставляя выбора, чтобы что-то изменить, Тем более осознание того, что твоя жизнь была прожита в пустую приходит очень поздно и человек не в силах уже что-либо изменить. Безусловно, причин, по которым человек выбирает свои ценности, огромное количество, Но хочется заметить, что только сам Человек хозяин своей жизни. А жизнь-это цветок. Если за ним перестать ухаживать, поливать, удобрять, заботится о нем, то он завянет.

Так и у человека. Если бездумно и небрежно относиться к себе, тратить в пустую время, здоровье и силы, то в конечном итоге, жизнь, как безжалостный цветок, угаснет.

Поэтому, цените себя и окружающих, цените каждое мгновение, каждую секунду, умейте находить в плохом частичку хорошего, ведь жизнь нам дана лишь только раз! философский жизнь антигуманистический

Фразы знаменитых людей о ценности жизни:

  • - Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни (Андре Мальро);
  • - Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою (Еврипид);
  • - Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна, это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности (Эйнштейн Альберт);
  • - Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает (Леонардо да Винчи).

Для того чтобы чувствовать себя полноценным человеком и жить полной жизнью, необходимо уметь видеть красоту окружающего мира. Кроме того, нелишним будет составить для себя список жизненных ценностей, которые будут являться неотъемлемой частью вашей жизни, а где-то даже - ее смыслом. Если есть, ради чего жить и к чему стремиться, жизнь не будет казаться скучным, унылым существованием.
от М. С. Норбекова помогают упорядочить свои сильные и слабые стороны, научиться самостоятельно определять систему ценностей, выявлять свои цели и нереализованные мечты. Прохождение курса «Жизненные ценности» также поможет в переоценке ценностей, переосмыслении и изменении своего бытия.

Основные приоритеты человеческого самосознания

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения.
Очень часто жизненные ценности человека, список которых образуется абсолютно неосознанно, меняются с возрастом, в связи с изменением приоритетов или обстоятельств. Многие могут даже не стремиться к какой-либо определенной цели или предпочтению, приобретая наклонности и привычки, согласно своему жизненному восприятию.

Кроме того, часть жизненных ценностей может определяться по типу стремления к противоположности: например, когда у очень богатого человека возникает желание ощутить прелести простой жизни, а одной из ценностей в жизни бедного будет извечное стремление наверх.

Стандартный список жизненных ценностей в психологическом плане

Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели. В основной список входят такие понятия:

  • Семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • Профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • Образование;
  • Духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • Политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • Материальное благосостояние;
  • Увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • Красота и здоровье.

Многие профессиональные психологи используют в работе различные материалы и учения, которые помогают определить жизненные ценности и разобраться в себе. Большой популярностью во многих странах пользуются курсы по системе М. С. Норбекова. Каждый желающий может Норбекова. Материал на занятиях подается качественно и эффективно, но в то же время весьма прост для восприятия.

Это реальная возможность познать себя, открыть свой внутренний потенциал и выявить для себя основные жизненные ценности. За короткий период можно обрести уверенность в себе, определив жизненные приоритеты и поставив перед собой конкретные цели.

Жизненные ценности организовывают жизнь человека. Индивид может сам определить важные понятия, но после этого они управляют его поведением. Это свод внутренних правил, то, за соблюдением чего человек следит самостоятельно.

Ценности, критерии и основа для их роста

Нельзя думать, что жизненные ценности в жизни всегда играют важнейшую роль. Мало кто ими действительно руководствуется. О ценностях идет речь в беседах, но проживать каждую секунду для реализации своих ценностей нелегко, не каждый может так поступать.

С физиологической точки зрения человек существует для удовлетворения своих потребностей, руководствуется своими привычками и проявляет эмоции при столкновении с неудовлетворяющими его явлениями. Ценности многих людей существуют только на словах, их выполнение не осуществляется. Для них жизнь определяется простыми физиологическими механизмами. Личностью стать необходимо, а для этого придется развить собственные ценности. Таким образом, важные жизненные ценности требуют достижения определенной личностной базы.

Критерии настоящих внутренних ценностей:

  • Они дороги человеку, он готов постоять за них.
  • В их выборе должна присутствовать осознанность, ведь личность должна без напоминаний соблюдать их.
  • Позитивность ценностей вызывает гордость у человека.

Важным пунктом является понимание. Изменить жизнь на смертном одре невозможно, поэтому осознавайте интерес и нужность своих жизненных правил, пока есть время. Если вам наверняка известно, чего вы хотите и что цените больше всего, наполняйте каждый день вашей жизни этим.

Формирование ценностей

Если в канун Нового года вы вспоминаете все, что было в ушедшем, и мечтаете, что должны сделать в новом году, то это самое подходящее время определить жизненные ценности. Распишите все, что имеет важность для вас, а дальше остается лишь следить за соблюдением этого. Признак действительно развитой личности - если человек руководствуется в действиях и поступках своими ценностями. Последние определяют цели, из них вырастают планы и будущее человека. Больше обдуманных действий - активнее рост личности.

У всех свой, уникальный набор внутренних правил. Обычно формирование жизненных ценностей происходит до наступления двенадцати лет. На нас влияют родители, школа и учителя, окружающая культура, прочее. Ценности могут сформироваться после их осознания и полного принятия. Полноценная личность имеет упорядоченные жизненные ценности. Она понимает, что наиболее важно и находится на первом месте, а что размещено ниже или служит для достижения других целей. Совпадения в перечне ценностей способствует улучшению отношений между людьми, а значительные отклонения дают повод возникнуть конфликту. Жизненные ценности возникают еще в детстве, благодаря атмосфере, окружающей нас. Естественное формирование новых ценностей может происходить путем вовлечения индивида в другие условия жизни, где новый блок ценностей ему критически необходим.

Категории ценностей

Что еще известно об основных жизненных ценностях? Можно ли их перечесть? Целый список жизненных ценностей обширен, но все подлежит классификации. Синтон-подход группирует основные жизненные ценности нормальной личности на три круга:

  • Связанные с работой, делом, бизнесом.
  • Относящиеся к отношениям и личной жизни.
  • Отвечающие за собственное развитие.

Эти части можно рассмотреть более подробно.

Наслаждение

Развлечения и отдых, любовь, азарт. Это радость и отрыв, наслаждение и жизнь на полную. Ваше возможное путешествие в страну мечты, где вас ждет море и песок, к примеру, или горы и снег. Игра в рулетку, когда все на кону, покер или спор. Романтичные уютные встречи в кофейнях, проходящие в полумраке с любимым человеком рядом.

Взаимоотношения

Дети, семья, общее взаимопонимание. Долгие, стабильные отношения любящей пары. Вопрос отцов и детей, вечной дружбы и близких людей. В эту категорию включена ценность взаимоотношений с другими людьми в принципе. Кроме того, здесь присутствует любовь, но она имеет другой характер, не страстный, но заботливый, ласковый и уважительный. Это радость встречи с детьми и супругом после долгого рабочего дня. Это терпеливая сыновья помощь пожилым родителям, когда они не в силах справиться даже с обычными делами.

Стабильность

Комфорт, деньги, дом. Эта группа касается стабильного быта и порядка. Она касается сразу двух понятий. "Комфорт, деньги, дом" необходимы для семьи, а также поддерживают полноценный отдых. Во-вторых, финансовый вопрос затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Для меблирования новой квартиры молодожены едут в "Икею". Они вынуждены провести там много времени, ведь все, что им хочется, слишком дорого, а их бюджет ограничен.

Предназначение

Собственные проекты и дела. На что вы тратите свой день? Чем вы занимаетесь на работе? Что в вашей голове, прежде чем вы уснете? В этой категории присутствует все, что относится к вашим идеям, планам и работе, вашему развитию. Подросток увлекается видео- и фотосъемкой. Он тщательно выискивал лучшие кадры. Спустя десять лет мужчина добился невероятного успеха и снимает клипы. Следующий его шаг - режиссура.

Статус

Власть, карьера, статус. Жажда обретения высшей позиции в социуме, новых влияний и открытых дверей. Бизнесмен приобретает все более дорогие автомобили, подчеркивая их престиж. Модель ходит за покупками только в брендовые магазины. Они демонстрируют свое положение в обществе, ведь столько усилий было потрачено для его достижения.

Образование

Повышение квалификации в работе, самообразование. Выполнение своих профессиональных задач усложняется без должного уровня образования и необходимого опыта. По этой причине квалификация затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Улучшение образования и повышение мастерства ведет к развитию человека как личности. Стилист внимательно рассматривает появление селебрити на красной дорожке, ведь ему важно ознакомиться с последними тенденциями в области моды.

Саморазвитие

Развитие психологических и социальных навыков, рост личности. Категория развития индивидуальных характеристик. Рост личности ведет к осознанным выводам, повышенному вниманию к близким и окружающим. Социальные навыки означают умение вести себя в обществе, находить общий язык с разными людьми. Психологические навыки - борьбу со своими опасениями, контроль эмоций, ясность мыслей. Рядом с человеком сразу появляются люди, когда он следит за проявлениями своих чувств, внимателен к окружающим.

Физиология

Здоровье, красота, развитие в гармонии. Стройность, забота о внешности, хорошая физическая форма, способность к танцам и грациозности - все это физиологические жизненные ценности, которые расположены на границе двух категорий. Развитие тела и внимание к своему здоровью ведет к развитию личности, поэтому оно соприкасается с категорией саморазвития. Эти ценности попутно влияют на отношения с противоположным полом, поэтому категория "Отношения и личная жизнь" развивается параллельно.

Духовность

Реализация целей, познание окружающего мира и жизненных принципов, рост духовной сферы. Вам сложно оставить след для будущих поколений, если вы живете только для себя и своих нужд. Вы должны следить за своими мотивами, развитием духовных стремлений. Жизненные цели и ценности не формируются благодаря покупке беллетристики о духовных практиках, эзотерике и сверхъестественном.

Итак, подведем итоги. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью решать определенные задачи, мы боремся с обстоятельствами, которые неблагоприятно влияют на нас. Важно в таких ситуациях принимать решение, основываясь на собственных ценностях. Чувство собственного достоинства возникает только в случае соблюдения внутренних правил. Жизненные ценности человека дарят ему спокойствие и стабильность.

Личностные ценности являются отражением наших потребностей, желаний, и всего того, что мы особенно ценим в жизни. Ценности – это огромная движущая сила, которая может рассматриваться в качестве руководства, с помощью которого мы создаем свою сущность. Определение ваших ценностей поможет вам выяснить, чего добиваться и чего избегать. Это позволит вам идти по жизни с сильным внутренним компасом. И, наконец, в самых сложных ситуациях личностные ценности могут служить в качестве напоминания о том, чем вы на самом деле дорожите. Таким образом, их определение поможет вам оставаться верным себе в любых обстоятельствах.

Шаги

Отслеживание возникающих ценностей

    Очистить пространство для «вашего» времени. Поскольку определение ваших личностных ценностей требует так называемого самокопания, освободите для этого свое собственное пространство. Выключите телефон, послушайте успокаивающую музыку или сделайте что-нибудь такое, что поможет вам расслабиться и сосредоточиться на настоящем.

    Запишите моменты вашего величайшего счастья и глубочайшей печали. Вспомните все свои взлеты и падения, при этом выделите детали и чувства, связанные с каждым воспоминанием. Включайте в список только то, что оказало наибольшее влияние на вашу жизнь и самочувствие, а не то, благодаря чему вы получили похвалу или признание от других.

    • Например, вы можете вспомнить тот вечер, в который вы познакомились с вашим лучшим другом. Это, возможно, не было самым большим достижением в вашей жизни, но в тот день вы, возможно, узнали много нового о вашей личности и о том, как начать дружить и делиться впечатлениями с другими людьми.
    • Определите темы, которые проходят через ваши самые яркие воспоминания, хорошие и плохие. Они могут также быть подкреплены вашими духовными или политическими пристрастиями. Скорее всего, вы определите несколько вещей, которые вызывают у вас ощущения несправедливости, печали, гнева, или всего вышеперечисленного вместе. Постарайтесь проделать то же самое со счастливыми моментами.
  1. Рассмотрим общие ценности человечества. Все мы имеем относительно похожие, самые основные потребности, которые исходят из конституций и эволюции человеческой культуры. Вещи, которые мы ценим, в конечном счете, вытекают из наших потребностей – вот почему мы так увлечены и привержены нашим ценностям! Изучение человеческих потребностей даст вам мощный толчок для понимания своих собственных ценности. Более или менее универсальные потребности включают в себя:

    • Физическое благополучие (еда, отдых, безопасность)
    • Автономность (свобода выбора, самовыражения)
    • Мир (надежда, спокойствие)
    • Чувства (восхваление, участие, понимание)
    • Связь (теплота, уважение, внимание)
    • Развлечение (приключения, юмор, радость)
  2. Сделайте набросок первоначального списка личных ценностей. Включите в него пункты, без которых вы не можете представить себе свою жизнь. В нем вы можете соединить личный опыт с вашей культурой ценностей, а также универсальными человеческими потребностями.

  3. Фиксируйте то, как вы отбираете эти ценности. Они могут варьироваться в зависимости от стратегии, которую вы использовали. Зачастую стратегия исходит от вероисповедания семьи, в которой вы выросли. Зная об этом, вы будете иметь более полное представление о ценностях, которые позволяют вам совершать поступки, которыми вы сможете гордиться.

    • Например, у вас есть ценность – высокое положение в обществе. Но как вы будете ей следовать - будете носить дизайнерскую одежду или станете правозащитником? Если вы цените глубокое чувство мира и порядка, организовывали бы вы у себя дома домашний завод по созданию эфирных масел? Или, может быть, вы привыкли разрешать конфликты, которые возникают в вашей семье? Проследите связь между ценностями и вашей повседневной жизнью.

    Проверка и балансировка личностных ценностей

    1. Определите, что движет вами по жизни. Один из способов, помогающий проверить ваши ценности, заключается в том, чтобы провести целый день за наблюдениями и определением того, что движет вами по жизни. Если у вас есть определенная первоочередная ценность, и вы попадаете в ситуацию, в которой она находится под угрозой, вы будете чувствовать себя встревоженным, беззащитным, или даже злым. То, что вы слышите или видите по новостям, может также изменить ход вашей жизни.

      • Например, ваш босс может сказать вам, что ваш вязаный жилет – это не самая уместная одежда для работы. Вместо того чтобы просто немного расстроиться, вы могли бы ощутить злость или даже раздражение. В этом случае вы можете сказать, что вашими ценностями являются принятие собственных решений и автономность.
    2. Взгляните на решения, принятые под влиянием ваших ценностей. Это можно сделать как с помощью реальных, так и вымышленных ситуаций. Например, вы цените независимость, и рассматриваете возможность подселения к вам нового сожителя. Что же вы сделаете, если учитывать вашу ценность? Если вы цените покой и спонтанность, но ваша работа отбирает у вас 70 часов в неделю, как вам избежать стресса и внутреннего конфликта? В подобных ситуациях понимание своих ценностей действительно может помочь принять креативное решения, отражающие ваше собственное «Я»

      • Имейте в виду, что наиболее ярко вы сможете увидеть вашу ценность только при принятии реального решения. Иногда мы настолько очарованы определенной ценностью, что считаем, что она обязательно спровоцирует принятие наилучших решений (хотя это не обязательно).
    3. Решите, как вы будете ее отстаивать. Если вы находитесь в трудной ситуации, и вам сложно отстоять правильность своей ценности, подумайте о том, стоит ли высказываться или нет. Вы не в состоянии жить согласно своей ценности, потому что все в мире меняется? Какая ценность находится под угрозой, и почему?

      • Допустим, вы находитесь в отношениях с кем-то, кто не ценит ваш труд, и вы поставили перед собой цель добиться признания своих усилий. Можно ли решить эту проблему разговором? Получите ли вы удовольствие от того, если ваш партнер начнет выражать вам признательность?
      • Еще один способ проверки заключается в следующем. Выступите по поводу какого-то вопроса перед сообществом. Возможно, вас беспокоит сокращения финансирования государственных школ – вы хотели бы знать об этом больше, или вас это каким-то образом задело? В зависимости от ответа вашей ценностью может быть как забота о будущих поколениях, так и призыв к действию.
      • Если вы посмотрите на ваш список ценностей и соедините между собой те, которые потенциально могут конфликтовать, вы обретете понимание того, что создает творческое напряжение в вашей жизни.
        • Например, вы можете ценить наличие собственного пространства и в то же время безоговорочно поддерживать отношения. В этом случае, вам нужно так организовать свое общение с семьей и друзьями, чтобы у вас оставалось время для себя, но в то же время вы не должны забывать о близких. Балансировка между этими потенциально конфликтующими ценностями может быть сложной, но, зная об этой проблеме, вы сможете принимать более обоснованные решения.

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.