Есть познавшие себя. Что значит «познать себя»

Cognosce te ipsum. . Данная надпись была написана на стене храма Аполлона в Дельфах. Написали её семь великих мудрецов Древней Греции. В результате совместных размышлений и дискуссий, они пришли, по их мнению, к абсолютной истине.

Древнегреческий философ Хилон развил эту мысль «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». А Гермес Трисмегист говорил: «То, что внизу, подобно тому, что вверху. А то, что вверху, – подобно тому, что внизу». И если в капельке из океана отражается весь океан, то в человеке отражается вся Вселенная.

Как же это понимать? И с какой целью древние призывали человека: «»? Слово человек – в переводе с санскрита означает – «дух, преходящий веками».

Уже ни для кого не секрет, учёные-физики подтвердили тот факт, что человек состоит не только из физического тела. Всего у человека семь тел. Остальные шесть тел связаны с тонким планом: эфирное, астральное, ментальное, казуальное, будхическое, атмическое. Совокупность тонких тел образует сознание человека. Что значит: «Познай самого себя»? Это значит, познай свои тела. Не только физическое, но и остальные – тонкие.

Давайте вспомним фразу из Библии: «Человек создан по образу и подобию Бога». Как вы думаете, кто такой Бог? Конечно, это не простой вопрос. И всё же – очень многое зависит от того, как вы на самом деле считаете. Просто задумайтесь… И искренне ответьте себе на этот вопрос. Для меня, например, Бог – это Любовь. Всеобъемлющая, Безусловная, Безграничная Любовь. Свет, Гармония, Богатство, Изобилие, Процветание, Тишина, Спокойствие. Бог всех нас любит безусловной любовью. Любит, прощает, дарит нам все блага жизни.

Таким образом, если человек создан по образу и подобию Бога, то значит, человек изначально наделён всеми Божественными качествами и свойствами. Самое главное, что мы должны делать подобно Богу, – это отдавать, то есть ЛЮБИТЬ безусловной Любовью других людей, учиться прощать, быть терпеливыми, проявлять добро, нести свой свет и любовь.

Человек должен познать себя также и для того, чтобы реализовать свою миссию, своё предназначение, которое у всех одинаково – отдавать, чтобы быть подобным в этом Богу. А как отдавать, в каком себя искать Пути, это уже каждый решает сам. А подсказка ему от Вселенной – чувство радости и вдохновения, которое он испытывает, занимаясь любимым делом.

Если человек следует своему предназначению и раскрывает свою миссию, постепенно познание самого себя будет более полным и глубоким.

«Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг и тотчас себя познаешь». Абсолютно согласна с данным советом Гёте. Через действия и через взаимоотношения человек познаёт себя. Через осознания он понимает, что сам творит свою жизнь, берёт ответственность за свою жизнь на себя. Не обвиняя никого и ничего в том, что живёт такой жизнью, какую заслужил своими мыслями и поступками. Выбирает позицию созидателя, а не жертвы. Понимает окружающий мир, как отражение самого себя.

Повторю древнегреческую мудрость: «, и ты познаешь Вселенную». Конечно, это труд, труд души. По себе знаю, как это непросто. Постоянные внутренние усилия, постоянное осознание настоящего момента, развитие своих позитивных душевных качеств.

Духовный учитель Шри Сатья Саи Баба учит: «Тот, кто забывает самого себя, не может верно осознать истину… Все те вещи, которые вы видите вокруг, являются вашим отражением, как отражение в зеркале… Если только вы поймёте одну маленькую, но тонкую истину, то сможете расширить горизонты своего мышления и чувствования до любых пределов. Во Вселенной нет ничего, кроме истинного «Я»».

Я призываю тебя, друг, познай самого себя! Это познание открывает все возможности твоего собственного прогресса, успеха, счастья, процветания и любви!

Буду вам признательна за комментарии на блоге. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Вопросами самопознания я начал увлекается еще в раннем детстве, если верить родителям. Например, в пять лет я шокировал их вопросом: «А что такое жизнь? А зачем мы живем?». Сказать по правде, я этого не помню, однако эти вопросы до сих пор крутятся у меня в голове. Но прежде, чем на них ответить, нужно разобраться в себе. То есть познать себя.

Вообще, самопознание, по сути, напоминает , с той лишь разницей, что оно направлено на , а не только на душу. Поэтому эффективность этого метода в разы больше, хотя он и сложнее.

Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Мы будем знать, как действовать в тот момент, когда перед нами стоит выбор. Мы будет точно знать, что принесет нам пользу, а что один лишь вред.

Конечно, важным моментом в жизни является то, чего мы хотим от жизни, о чём мечтаем. Однако при наличии стремления достичь цель, нет ничего невозможного. Если Вашей целью является собственный дом, то можно обратится к Костромской компании, которая изготавливает и устанавливает брусовые дома . Многолетний опыт и довольные заказчики, гарант того, что Ваша цель будет достигнута и будет радовать Вас долгие годы.

В общем, можно долго описывать плюсы самопознания. Я уверен, вы и сами знаете, в чем польза определенности и наверняка стремитесь к ней. Что ж, позвольте помочь вам на этом нелегком пути и дать три совета, которые помогут узнать, как познать себя.

Заведите дневник

Казалось бы, всем известный атрибут жизни, однако на деле – это по-настоящему эффективное средство внутреннего самопознания. Это как будто бы отражение самих вас: ваших мыслей, эмоций и чувств. Вы можете посмотреть на себя со стороны и узнать то, что вы хотите.

Если вы когда-то вели дневник, то представляете, о чем я говорю. Для тех, кто не практиковал подобный метод, распишу поподробнее.

Даже если у вас был обычный день, все равно запишите то, что случилось за день и как вы на это отреагировали. Это поможет вам осознать, влияние на вас тех или иных процессов.

К тому же, вести дневник – это очень увлекательно занятие. Можно потом перечитывать свои записи 2-3 месячной давности и удивляться, насколько сильно вы сумели вырасти за этот срок.

С помощью дневника можно даже память улучшать. Об этом я уже писал в материале « ».

Медитируйте

Обычно, под словом медитация люди подразумевают некую молитву в восточных странах. По началу, меня смешили ответы людей в таком стиле, но потом я понял, насколько это печально. Мало того, что они сами не знают, о чем говорят, но еще и убеждают в этом других. Ну ладно… пост не об этом.

Медитация – это своего рода диалог человека с самим собой. Существует множество направлений этой практики, но сейчас мы рассмотрим это со стороны, которая максимально практична для нас.

Суть проста: найдите какое-нибудь тихое местечко, желательно, чтобы оно у вас с чем-нибудь ассоциировалось. Например, многие медитируют рядом с деревом, которое сами же и посадили. Если у вас нет такой возможности, можете приспособить для этого занятия свою комнату.

Не обязательно садиться в позу лотоса, как думают многие. Достаточно занять максимально удобное для вас положение (можете даже лечь). Далее я советую сделать 10 глубоких вдохов. Это успокоит вас, даст собраться с мыслями и к тому же, стимулирует работу легких.

Постарайтесь отключить все насущные вопросы, вроде: «А у меня утюг там не горит?» и останьтесь наедине со своим сознанием. А потом задавайте себе различные вопросы, ответ на которые вы хотите узнать и постарайтесь на них ответить как можно более четко и конкретно, пока не будете полностью удовлетворены им.

Вопросы могут быть такие:

По-настоящему ли мне нравиться этот парень/девушка?
Получаю ли я удовольствие от той работы, которой я занимаюсь?
В чем заключается моя ?
Что будет, если я сейчас изменю что-нибудь?
Достаточно ли я делаю для достижения своих целей?
И другие…

После медитации, можете записать все пришедшие в вашу голову мысли в свой дневник. Я, например, во время медитации люблю придумывать идеи для следующих постов.

Спросите окружающих

Самый быстрый и легкий способ, познать себя – это спросить у окружающих вас людей. Желательно, чтобы вы общались с ними довольно давно, иначе может вылезти субъективная картина. Кстати, многие думают (особенно подростки), что окружающие их совсем не понимают и ничего о них не знают. Это с одной стороны верно, а с другой, окружающие могут показать вам на ваши недостатки или преимущества. Например, я недавно, совершенно случайно, узнал, что я очень неплохой оратор.

Лучше всего подойти к супругу или супруге и спросить, что ей или ему не нравиться в вас. Обычно всегда найдется пару-тройку пунктов по этому поводу. Может быть, вы мало времени уделяете семье и даже не задумывались об этом. А может, вы забываете поздравлять ваших родителей с праздниками.

А уж родители сколько пунктов смогут подобрать. Ведь они тоже хотят сделать вас лучше, причем не меньше, чем вы.

Вот и все. Если есть вопросы и пожелания – смело оставляйте их в комментариях. И не забывайте подписываться на обновления!

Познать себя... Наверное, эту фразу слышал каждый. Но только понятия в нее мы вкладываем разные. Как говорили древние: познать себя означает познать Бога. Помните знаменитое изречение "познай себя и ты познаешь мир".

Давайте посмотрим, как познать самого себя и для чего это нужно?

Как утверждают психологи, познание человеком себя начинается с того, что нужно просто принять себя таким, какой ты есть на самом деле. Не заставлять себя быть на кого-то похожим или вести так, как диктует мода, окружение, стереотипы в обществе или же так, как ожидают он нас близкие, чаще всего родители. Нет, познание начинается с принятия себя. И с собой необходимо быть честным.

Если у вас что-то не получается и вы знаете, что это ваша слабая сторона, то будьте честны с собой. Вы ходите на работу, работаете, скажем, менеджером среднего звена. Но это - не ваше. И никогда не было вам интересно. А работаете вы там, потому что нужны деньги, потому что боитесь перемен, потому что думаете, что найдете что-то еще хуже и прочая, прочая, прочая... Знакомо?

Скажите себе честно - это не мое. Если вы не признаетесь в этом, то так и будете страдать от депрессии, потому что в таком случае вы обречены на конфликт Результатом этого неразрешенного конфликта будут неврозы, депрессии, соматические болезни, расстройства сна и прочие другие "прелести".

Если вы скажете честно, что это "не ваше", то это - только первый этап того, Второй этап вполне закономерен - если это не мое, то надо найти то, что будет моим. И этот он не менее сложен. Только немногие могут найти себя с раннего возраста, для других это - труд. Подумайте, что у вас получается лучше всего. В чем же сложность? Я знаю, что у меня всегда хорошо получалось готовить/шить/петь/танцевать/изобретать и так далее. Но здесь нас останавливает банальный страх, а кого-то в купе с этим, еще и лень. Неверие в свои силы - это сознательный отказ от познания. Неверие не откроет нам тайну, как сделать себя лучше и как стать успешнее.

Мы можем восхищаться людьми, добившимися успеха, но сами боимся применить это к нашей собственной жизни. А между тем, в каждом из нас скрыт гений. И это - не преувеличение. Человек - существо совершенное, ибо в нем заложен огромный потенциал. Но... мы опять просиживаем за скучной работой, вздыхаем о неудавшейся жизни и несправедливости судьбы, не догадываясь, что именно наше незнание себя и неверие в свои силы являются главными врагами на пути достижения успеха.

Как советуют специалисты, для того, чтобы познать себя, можно и нужно делать аутотренинг. И это не просто слова. Ваши мысли будут проникать в ваш мозг и заставят взглянуть по-новому на все жизненные обстоятельства. Вы перестанете искать виновных в своих неудачах, а обратите взор внутрь себя.

Ежедневно говорите себе: "Я - уверенный в себе человек, я совершенен и могуч. Я бесстрашен и я верю в себя, а главное, я хочу познать себя и стать лучше".

Как это работает на практике? Очень просто. У вас появится уверенность в своих силах и, возможно, вы найдете смелость искать другую работу. Ту, что вам ближе, ту, что вас устраивает гораздо больше. А самое главное, вы будете знать, что у вас все получится, иначе просто не может быть.

Посмотрите на людей, которые живут хуже вас. У них нет ног или рук, или они потеряли детей, или же с ними случились какие-то другие страшные трагедии, но они находят в себе силы жить. Так неужели вы не найдете в себе силы перестроить свою жизнь так, как вы хотите, а не зависеть от обстоятельств, от нелюбимой работы и вечной депрессии.

В сети есть множество книг по самосовершенствованию и познанию себя, если вы хотите, то можете пообщаться онлайн с психологами и узнать больше о том, как можно и нужно познать себя. И тогда ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Добрый день, уважаемые читатели! Хорошо ли вы знаете самого себя? Если вас попросят описать себя, как будто со стороны, что вы скажете? У многих людей рано или поздно начинается период самокопания и самопознания. Но не всегда понятно с чего начать и как все сделать правильно, чтобы не утонуть в море психологической информации и не сделать хуже для самого себя. Ведь не все так легко, как кажется на первый взгляд. Сегодня я предлагаю вам простой, но удобный план, как понять себя, психология личности и самоанализ.

Психологические тесты

Обычно человек начинает познавать самого себя через психологические тесты. Дело, конечно, неплохое, но научиться правильно трактовать результаты тестов не так просто. Этому учат психологов несколько лет, подготавливают к определенным результатам, учат смотреть не только на цифры и показатели, но и на самого человека, на ситуацию, на обстоятельства.

Помните, что многие тесты основаны просто на общих положениях и не учитывают ваших особенностей. Невозможно понять себя или других людей только проходя подобные тесты. Если вы действительно хотите получить глубинный анализ, то я советую вам обратиться к психологу, который составит для вас психологический портрет.

Человек постоянно меняется, становится лучше, пересматривает свои взгляды на жизнь, учится новому. Я пока не встречала ни одного человека, который бы оставался совершенно одинаковым всю жизнь. Личность имеет свойство развиваться. Помните об этом, занимаясь самокопанием.

Предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много практических и полезных советов, которые помогут вам разобраться с чего начать, как лучше поступить и куда податься. Не бойтесь и не кидайтесь на все сразу. Будьте постепенными и основательными, тогда у вас обязательно все получится.

«Я» в отношениях

Когда человек учиться познавать свою сущность, то, так или иначе, он обращает внимание на себя в отношениях. И, вообще, происходит переоценка отношений прошлых, настоящих и будущих. Это важная и большая часть жизни, поэтому понять себя с точки зрения взаимоотношений крайнее важно.

Неважно, находитесь ли вы сейчас в отношениях или нет. Проанализировать эту часть своей жизни все равно нужно. Выберете время, когда вас никто не будет отвлекать, когда вы можете тихо и спокойно посидеть наедине со своими мыслями.

Иногда женщину в отношениях так заносит, что она перестает быть самой собой. Она вся растворяется в мужчине. Знакомо? У меня есть несколько клиенток, которые после расставания или развода совершенно терялись в жизни, потому что, кроме мужа ничего в жизни не было. Ничего своего. Это катастрофически неправильная ситуация.

Поэтому в отношениях важно понимать свои желания и мечты, думать о своих занятиях, проводить время порознь. Не стоит растворяться в человеке, как бы это ни казалось заманчивым. Потерять себя рядом с другим человеком просто, а вот потом найти тяжело.

Да и мужчинам многим стоит внимательно посмотреть на себя в отношениях. Почему выбор постоянно склоняется к таким девушкам, которые причиняют дикую боль? Ведь у счастливого человека, который поймал гармонию, и отношения складываются хорошо. Задумайтесь над этим.

В статье « » вы можете найти интересные мысли, которые подскажут вам, что происходит не так и как это все исправить. Помните, безвыходных ситуаций не бывает.

Работа - карьера

Но кроме отношений, есть еще один важный вопрос, в котором следует хорошенько разобраться. Это профессия и ваша работа. Одна моя клиентка с юношеских лет работала секретарем. Работа не была особо пыльной, но она постоянно чувствовала неудовлетворенность и раздражение.

После долгих разговоров выяснилось, что она вообще не переваривает работу в офисе. Конечно, она не побежала сломя голову увольняться. Ведь деньги на жизнь зарабатывать надо.

Девушка подошла ответственно к вопросу. Начала разбираться в вопросе, чем она может заниматься вне офиса и при этом зарабатывать достаточно денег. Сейчас она работает флористом, открыла сеть своих цветочных магазинов и устраивает мастер-классы для начинающих.

Свое призвание можно найти даже в глубоком среднем возрасте. В этом вы можете убедиться, прочитав статью « ». В ней я подробно рассказываю о всевозможных перипетиях, связанных с карьерой.

Постарайтесь понять нравится ли вам то, чем вы занимаетесь, от каких процессов на работе вы получаете удовольствие, а что вас раздражает и выводит из себя. Не думайте сразу, что нынешняя работа ерунда и надо все менять в своей жизни.

Будьте последовательны и спокойны. Особенно важно не принимать поспешных решений на эмоциях. Не зря говорят - утро вечера мудренее.

Интересы

Помимо работы есть еще хобби. Познать себя невозможно без этой стороны жизни. Не бывает такого, чтобы человек только ходил на работу, а потом смотрел телевизор дома. Всегда есть книги, походы в кино с друзьями, боулинг или поездки за город.

Для саморазвития очень важно заниматься какими-то вещами помимо работы и дома. Познать себя можно не только сидя в кресле и размышляя. Занимаясь чем-то новым, вы узнаете свои желания, понимаете чего вам хочется и куда вы стремитесь.

Одна моя знакомая в своей жизни, кажется, перепробовала миллион занятий. И вокал, игра на фортепиано, фотография, стилистика и макияж, походы с палатками и скалолазание, благотворительность и помощь сироткам. Чего только не было в ее жизни.

Некоторые занятия она бросала достаточно быстро, даже не прозанимавшись и недели. Другие становились настоящим увлечением и в некоей мере остались и по сей день. Не бойтесь искать себя и узнавать свои увлечения. Чем больше нового вы будете испытывать, тем лучше будете познавать свою сущность.

Во всем этом важно соблюдать гармонию. Конечно, человек не может разорваться и быть везде. Порой не так просто совместить работу, хобби, семью и друзей. Иногда приходится чем-то жертвовать, идти на уступки. Здесь для вас тоже открывается поле для размышлений. Чем и ради чего вы готовы поступиться?

Предлагаю вашему вниманию статью « ». Из нее вы узнаете, как грамотно распределить свое время, уделять нужное количество внимания всем аспектам своей жизни и найти внутреннюю гармонию.

Себя можно познать с помощью других людей. Как? Попросите своих близких, знакомых и друзей написать вам некую характеристику. Положительные и отрицательные качества. Только убедитесь, что вы не испытаете обиду на людей за правду, которая может открыться для вас.

Воспринимайте информацию, как новые знания, которые помогут вам стать еще лучше и изменить свою жизнь.

Обратите внимание на свои сны. Порой нам ночью приходят очень важные и нужные открытия. Научитесь запоминать, что вам снилось. Для этого существует огромное количество техник, которые вы можете найти в интернете.

Внимательно следите за собой в гневе и когда расстроены. В подобных состояниях обычно наружу лезет самая оголенная правда. Из глубины души. Поэтому обращайте внимание на те вещи, которые вас злят и раздражают. Учитесь понимать свое реальное отношение к происходящему.

Прочитайте книгу Барбары Шер «О чем мечтать ». Она может подтолкнуть вас на новые свершения, которые вы почему-то боялись делать раньше.

Помогали ли вы когда-нибудь человеку понять самого себя? Часто ли вы ведете разговоры по душам с близкими людьми? Есть ли такие вещи, которые вам было бы страшно узнать о себе?

Смело идите вперед и ничего не бойтесь, у вас все получится!