Эссе на тему средневековый город. Урок по истории средних веков "путешествие по средневековому городу"

Может подойдет что... Города в средневековой Европе были небольшими. Наши привычные масштабы "мегаполиса" совсем не применимы к ним. Даже Великий Рим во времена расцвета империи насчитывал всего около 1 миллиона жителей. В среднем же городе Западной Европы в описываемые времена жило не больше 5-7 тыс. человек. Город с населением 15-20 тыс. уже считался большим, а население 40-50 тыс. было только в столицах крупных государств, таких как Лондон или Париж. Совсем маленький городок мог насчитывать всего 2-3 тыс. жителей.

Несколько другая ситуация была в Италии и Византии. Там вообще относительная часть городского населения была больше. И крупнейшие города, такие как Венеция, Милан или "наследник Рима" Константинополь насчитывали до 100 тыс. жителей. Но про Италию и Византию мы в этом тексте больше вспоминать не будем.

Иногда возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда - только взрослые мужчины. Поэтому если вы читаете, что в городе насчитывается 700 горожан - то, скорее всего, общее население города - порядка 2000.

Заметим, что в маленьком городе, где живет всего 3 тысячи человек, как правило, все всех знают и приезд группы чужаков не может остаться незамеченным. В таком городе практически никогда, за исключением ярмарок, праздничных шествий и других особых случаев, не собирается толпа такой величины, чтобы в ней можно было действительно затеряться.

Расстояния между городами были небольшими. В густонаселенных районах расстояние между соседними городами не превышало 1-2 дней конного пути (30-50 км).

Города строились по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков. Если город ставился на дороге, то участок этой дороги в пределах города превращался в главную городскую улицу. В прибрежных городах главной улицей обычно становилась дорога, ведущая от замка сеньора (или другого главного здания города) к берегу. Реже главная улица тянулась вдоль реки или морского берега (это характерно для городов, выросших из рыбацких поселков).

Практически любой город окружен стенами. Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают. У самых маленьких и молодых городков защитой может служить просто земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городах побольше - каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, впрочем практически везде "отработку" можно было заменить денежным взносом.

Вокруг городских стен обычно простираются сады и огороды, принадлежащие горожанам. Нередко ближайшая сельская округа (на 3-5 миль вокруг города) считалась принадлежащей городу и входила в юрисдикцию городских властей.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Жизнь в городе начиналась с рассветом. Обычно о начале дня возвещал бой колоколов собора, гонг или горн. Часы с боем на башне ратуши были дорогим удовольствием и такое "чудо" мог позволить себе только богатый город. Часы были гордостью горожан. Кстати, "минут" эти часы не показывали.

Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени.

А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше — проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи превратился в лохмотья, а карета — в тыкву.

В средневековом городе каждая улица дышит волшебством, дома хранят легенды, а кошки по ночам рассказывают друг другу сказки на крышах. А ещё в Средневековье были очень красивые костюмы. Девушки носили пышные платья, а мужчины — расшитые драгоценными камнями камзолы. А современная одежда показалась бы бедной даже крестьянину.

Сейчас не увидишь и настоящего рыцаря. А раньше они совершали подвиги и слагали стихи в честь своих дам сердца. Говорят, их доспехи могли весить целых 50 килограммов. Значит, мужчины были намного сильнее, чем сейчас. Я даже не представляю, насколько тяжело было их коням. Рыцари были ещё и очень смелыми, ведь не каждый человек решится сражаться на турнире, потому что его могут убить.

Единственное, что мне не нравится в средневековых городах — это публичные казни на площадях! Человеку отрубали голову, а для людей это было развлечение. Это кажется мне неправильным, ведь казнь могли увидеть дети.

А вообще, в средневековых городах очень красиво. Не встретишь двух одинаковых домов — все они отличались друг от друга. А в центре города обязательно стоял замок, принадлежащий какому-нибудь богатому феодалу. По вечерам там зажигали камин, а коридоры освещали факелами. В замках часто устраивали пиры, где подавали свежую дичь, которую только что привезли охотники. А в башнях жили приведения, пугая по ночам всех обитателей. Я думаю, в замке очень страшно оставаться ночью, ведь каждую тень можно принять за ужасное чудовище.

Мне бы очень хотелось попасть в средневековый город хотя бы на один день. А лучше — пожить в замке! Носить самые дорогие и красивые наряды, участвовать в балах, скакать на лошади, ездить на охоту. Может быть, мне бы удалось увидеть настоящее привидение. Но те времена остались только в старинных былинах, сказаниях и легендах. А нам остаётся только рисовать их в своём воображении.

    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Я вошел в этот французский город утром через ворота в крепостной стене. Стражники только что открыли городские ворота, запертые ночью. Поэтому со мной в город въехало множество крестьян, которые везли на телегах товары на ярмарку.

    Я попал в лабиринт узких улиц. По некоторым из них не смогла бы проехать даже повозка. Вдобавок вторые этажи домов сильно выступали над первыми. Мне пришлось пробираться в полутьме, держась за стены. Женщины громко переговаривались из окон над моей головой. Один раз сверху прямо на улицу выплеснули помои. Я еле успел отскочить.

    Улицы были очень грязными. На одной из них валялась в луже толстая свинья. В тупиках часто попадались помойки, по которым спокойно разгуливали крысы. Местные жители рассказали мне, что всего год назад в городе появлялась чума. Но опустошающей эпидемии, к счастью, не случилось.

    Я добрался до улицы ремесленников. Здесь работали кожевники, кузнецы, столяры, ткачи, портные, обувщики, граверы, золотых и серебряных мастера. Двери каждой мастерской были открыты и над входом висела эмблема цеха, то есть объединения ремесленников. От местных жителей я также узнал, что в городе работает прядильная мануфактура, где трудится много людей.

    Я вышел на центральную площадь, замощенную булыжником. Полюбовался башней-ратушей, в здании которой заседают мэр и муниципальные власти. По соседству с ней расположился главный городской собор. Он построен в готическом стиле. Его узкие башни с острыми шпилями как будто пытаются дотянуться до небес.

    Над городом возвышался холм, на котором я увидел замок, окруженный стеной и рвом. Это была резиденция герцога Алансонского, феодала и владельца всех окрестных земель. Жители города не работали в его имении, но все равно полностью зависели от его гнева и милостей.

    Сегодня на уроке мы с вами совершим удивительное путешествие по средневековому городу. Участниками этого путешествия будете вы сами. Мы встретим отважных рыцарей, прекрасных и загадочных дам, трудолюбивых и мастеровых ремесленников, католических священников, именитых бюргеров, герцогов, баронов. Помогать нам в путешествии будут архивариусы - знатоки истории, хранители тайн. Эту роль исполнят учащиеся 6-а и 6-б классов Косякова. Н, Летавина Г, Ярцев Л.

    В первые столетия средневековья в Европе почти не было городов. А в XIX веке города густою сетью покрыли всю Европу. Города возникали на землях феодалов и испытывали сильные притеснения. Однако в XI-XIII веках горожане вышли из этой борьбы победителями и добились многих прав и свобод. Город - это государство в миниатюре. Средневековый город, освободившись от власти сеньора, стоял как бы вне феодального права, поскольку руководствовался своим городским правом. Город жил своей непохожей жизнью, ему были одинаково чужды как мир деревни, так и мир феодального замка. Как же выглядели средневековые города. Примером для нас может быть немецкий город Нюрнберг:

    Без счета было в нем домов- Высоких, низких, новых, старых. Не забывая о пожарах, Их строили: возведена Была защитная стена Меж каждыми двумя домами; Резьбой затейливой, зубцами Украсили там щегольски И скаты крыш и их коньки. Смотри, как стройно и красиво Тут улицы проведены. Отсюда все они видны. Их здесь - ни много и нимало- Пять с лишком ныне стало. А лишек - двадцать восемь точно! Колодцы - сто шестнадцать счетом Полны до верха, а еще там Фонтанов дюжина водой Вех оделяет даровой. Больших часов у нас шесть штук. Из них четыре бьют все вдруг. Двенадцать в городе холмов, Одиннадцать больших мостов (И все из камня, все как есть!) Ворот - же ровным счетом шесть, Десяток рынков для народа. Прилавки не бывают пусты: Хоть отбавляй зерна, капусты… (Ганс Сакс, 1530 г.)

    В городе царил особый дух свободы и братства. Именно в средневековых городах рождается новое отношение к труду. Труд- это не наказание, а заслуга перед Богом. Человек ценится не происхождением, а талантом, который проявляется в повседневном труде. В городах жили люди разных сословий, но большую часть населения составляли ремесленники- мастеровые: оружейники, ювелиры, гончары, пекари, сапожники. В городе производство товаров было сосредоточено в маленьких мастерских. В мастерской трудились мастер, подмастерье, ученики Для защиты интересов ремесленников создавались цехи-союзы мастеров одной специальности. Сколько ремесленных профессий существовало в городе, столько в нем было и цехов. Правила, которых были обязаны придерживаться ремесленники, были прописаны в уставе цеха. Мастера в ручную от начала и до конца работали над каждой вещью и создавали шедевры - изделия, соответствовавшие всем предъявленным цехом требованиям. Давайте посмотрим на шедевры наших мастеров. Ребята идут на ярмарку, несут свои шедевры: мечи, копья, пики, вазы, кружева, перчатки, башмаки, гербы, шляпы, баранки. Во главе каждой группы ребят стоит мастер-руководитель, за ним следуют подмастерья и ученики. Каждый цех приветствует других, называет свой адрес, девиз, объявляет профиль мастерской.

    Красильщик, Плотник, Шапочник и Ткач, Обойщик с ними - не пускались вскачь, Но с важностью, с сознанием богатства, В одежде пышной цехового братства Могучего, молясь все время Богу, Особняком держались всю дорогу. Сукно добротное, ножи в оправе- Не медной, а серебряной. Кто равен Богатствам, мудростью таким мужам Совета и почетным старшинам, Привыкнувшим к труду, довольству, холе? (Дж. Чосер, английский поэт, XIV век)

    Ребята представляют свои шедевры. Цехи-команды кратко рассказывают о процессе изготовления изделий в своем цехе, знакомят с технологией создания каждой вещи. Продолжаем наше путешествие по средневековому городу. Въезжая в город первое что мы видим - это главная рыночная площадь (лавки, столы, крытые галереи, позорный столб для наказания). Здесь не только торговали. На рыночной площади оглашали важнейшие указы короля, казнили преступников, разбирали судебные споры. На площади устраивали празднества, карнавалы, где можно было встретить отважных, смелых рыцарей - героев крестовых походов, защитников христианской веры. Давайте познакомимся с военным сословием под названием рыцарство.

    Слово «рыцарь» происходит от немецкого «всадник». Рыцарь в узком смысле слова тяжеловооруженный воин. Главное занятие рыцаря - война. Рыцарские турниры проходили в городах, здесь они могли показать мастерство и бесстрашие, заставить трепетать сердца прекрасных дам, любовь которых им хотелось завоевать.

    В рыцарской культуре большое внимание отводилось воспитанию рыцаря. С 7 лет его учили ездить верхом на коне, охотиться, фехтовать, владеть мечом и копьем. В12 лет мальчика брали на турниры и даже в настоящие сражения. Он чистил оружие рыцаря, помогал ему надевать тяжелые доспехи, следил за конем, стоял за спиной на пирах. Он рос, мужал, раздавался в плечах, становился сильным и ловким. В день совершеннолетия-21 год наступал долгожданный обряд посвящения в рыцарское звание. Обряд посвящение в рыцари мы сейчас увидим. На сцену выходят: король, герцог Немский, маркиз Ожье, рыцарь Роланд. Присутствуют при посвящении великие воины – рыцарь Лоэнгрин, сын барона Персифаля, рыцарь Болеслав, сын маркиза Реймского, рыцарь Гильом,сын герцога Альфреда. Роли исполняют учащиеся 6-х,7-х классов.

    Держа в руках острый Дюрандаль, Король извлек его из ножен и вытер клинок, Затем опоясал им своего племянника Роланда. И вот апостолик освятил его. Король с негромким смехом сказал ему: “Я опоясываю тебя этим мечом с пожеланием, Чтобы Бог даровал тебе мужество и храбрость, Силу, мощь и великую смелость Великую победу над неверными” . И Роланд ответил с радостью в сердце: “Да обрету я их Господним благим промышлением.”. Когда король опоясал его стальным мечом, Герцог Немский преклонил колена И правую шпору Роланду приладил, А левую - надел благородный Ожье- датчанин. (“Песнь о Роланде”(XII век.))

    Наиболее состоятельной частью населения города были купцы. Богатейшие купеческие семьи роднились с семьями состоятельных ремесленников (эти семьи и составляли городской патрициат). Со временем именно купцы стали совмещать торговые функции с банковскими, ростовщическими, а затем и с производством. Еще в XII веке в Италии появились первые купцы-банкиры. К концу XV века во многих странах Западной Европы существовали купеческие фамилии и их компании, которые как правило, занимались и торговлей, и ростовщичеством, и производством. Итак, мы видим, что большая часть населения города жила активной жизнью, в связи с чем менялось и представление о времени. Горожане в отличие от крестьян осознавали, что время движется не по кругу, а по прямой, причем довольно быстро. Уже в XII-XIV веках башни многих европейских городов украсили механические часы с боем. Это говорит о том, что ценить время люди научились в связи с изменением ритма производственной и бытовой деятельностью. Часы устанавливали на главном здании города - Ратуше. Здесь собирались на заседание члены городского совета, устраивались пышные приемы в честь знатных гостей, подписывались важные договоры, хранились казна, печать и дорогая сердцу горожанина хартия-документ, утвердивший независимость города.

    Уставы, стражи и законы Всем граде создают препоны Для всяких злостных покусительств, И лучшее из всех правительств – Наш магистрат – ценим вельми Любого звания людьми. (Похвальное слово городу Нюрбергу)

    Невозможно представить жизнь средневекового города без католического храма, без духовенства- служителей церкви. Готический собор стоял в центре города и символизировал незыблемость церкви и создавал иллюзию близости к Богу. Христианство было осью цивилизации. Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, смерть) были связаны с христианством. Христианская мораль предписывала каждому соблюдать свое место в жизни -“ordo”- порядок. Духовенству - молиться, рыцарству - воевать, крестьянам - трудиться. Мир города не вписывался в христианскую схему. Именно в городах сложился новый тип человека – расчетливого, делового, энергичного, умеющего ценить время. Особенно церковь осуждала труд купцов. Фома Аквинский, один из отцов церкви утверждал, что торговля нечто безобразное, грязное и вообще, по церковному учению, большинство ремесленников и купцов попадут в ад, так как они трудились во имя богатства, в то время как Христос призывал не собирать ни серебра, ни злата, но заботиться о душе. Но в целом мы наблюдаем огромное положительное влияние религии и церкви на смягчение нравов и регулирование социальных отношений в средние века.

    "Слушайте, миряне и запоминайте христианские истины! Не похваляйся ни богатством, если оно у тебя есть Ни своими друзьями, если они могущественны, Но хвались Богом, который дарует все это. Не восхищайся силою и красотой тела, Ибо и малая болезнь может его обезобразить или сгубить. Не восторгайся талантом и живостью ума, дабы не прогневить Бога, Ведь все, что имеешь хорошего даровано Богом!" (Монах Бертольд Шварц.)

    С развитием производства, появлением цехов, ростом городов происходило расслоение горожан на состоятельных мастеров, купцов, банкиров и вечных подмастерьев, чернорабочих. Это ярко проявилось в расселении горожан. Жители города расселялись обычно согласно своему социальному положению и цеховой принадлежности. Поэтому появились улицы менял, оружейников, мясников и т.п. Чем более высокое положение занимал слой населения, тем ближе к центру он селился. Сложились также группы нищих, разбойников, тунеядцев. Это был постоянный источник потрясений, взрывов, восстаний, стихийных кровавых бунтов. Конечно, внутри города шла острая борьба: знати против купечества, бедных против богатых. Но стоило возникнуть внешней опасности, все мгновенно сплачивались и выступали единым фронтом. "Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства!"- писал хронист Ричард Девизский о городской коммуне.

    Итак, мы видим, что город дорожил своей независимостью, свободой и при необходимости мог постоять за себя, дать отпор врагам. Важно отметить, что города в средние века были центрами науки и культуры. К началу XIII века были открыты университеты в Падусе, Палермо, Болонье, Париже, Праге, Оксфорде, Монпелье. Нередко университеты являлись очагами распространения свободомыслия и еретических идей. Средневековый город стал также местом рождения светского театра, восходящего к любимому народом карнавалу. Большим почетом пользовались городские поэты и певцы. Подобно ремесленникам они создавали собственные цехи и сочиняли стихи в строгом соответствии со сложившимися правилами. Сокровищницей духовной пищи горожан стал” Роман о Розе,” который почитался как мирская литература, учение и легенда. Обобщая выше сказанное, можно твердо сказать, что средневековый город стал осью рождения молодой, энергичной европейской цивилизации, началом модернизации традиционного общества.

    Активизация познавательного интереса учащихся - подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной.

    Повышение эффективности урока - важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, однообразием, шаблоном, формализмом, скукой. Учителя ищут разные способы “оживления урока”.

    Работая в школе, мы пришли к выводу, что большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. Игра - есть форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий. По сути, все необходимое для игры - информация по теме, реквизит и прочее готовятся дома. На уроке же происходит игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия.

    Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит игра, зависит от ряда действий учителя и учащихся. Во-первых, проводится тщательная подготовка таких уроков: пишется сценарий, распределяются роли каждого ученика, готовятся декорации и реквизит. Во-вторых, продумывается ход игры, последовательность игровых ситуаций (сцен) и т.п., снижается до минимума риск “фальсификаций”. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание интереса к предмету” – это ключ к учению, познанию. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

    Одна из традиционных форм урока, которая удовлетворяет потребность учащихся в познании - это повторение в форме урока-путешествия.

    Резюме: Ребята с удовольствием работают на таких уроках - это путешествие в мир истории. Школьники моделируют историческую реальность через “вживание” в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

    Итогом этой работы становится участие детей во внеклассных мероприятиях, театрализованных представлениях.

    Тема: Средневековый город.

    Вид урока: комбинированный

    • Формирование и развитие у ребят знаний о средневековом городе, достопримечательностях средневекового города, жизни и деятельности людей в средние века.
    • Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: “Средневековый город”.
    • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.
    • Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.

    Оборудование:

    • запись
    • - (шум волн), средневековая музыка;
    • презентация
    • : корабль, средневековый город (слайд I), ярмарка
    • средневековья (слайд II), мастерская оружейника (слайд III);
    • таблица:
    • а) товарное хозяйство, б) натуральное хозяйство;
    • кроссворд
    • (средневековый город);
    • карточки
    • с мастерскими ремесленников;
    • карта
    • “Города Западной Европы в X - XI веках”;
    • атласы, контурные карты.

    Используемые технологии:

    • информационная,
    • индивидуальная,
    • исследовательская.

    Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала хрестоматии).

    Планируемые результаты:

    • учащиеся должны знать основные постройки средневекового города,
    • учащиеся должны понимать и уважать традиции людей средневековья,
    • учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла,
    • получить целостное представление о средневековом городе.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Постановка цели урока.

    Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по средневековому городу, а в городе проверим наши знания и закрепим их. В путь мы снарядили корабль.

    II. Проверка знаний учащихся

    Учитель: Вы знаете, что в средние века путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. И поэтому для путешествия мы выбрали море. Но, отплывая от пристани, нужно заплатить владельцу корабля, а плата за проезд будет наш ответ на вопрос.

    Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X - XI в. в.

    • отделение ремесла от сельского хозяйства;
    • появление колесного плуга;
    • появление железных орудий труда;
    • появление ветряных мельниц;
    • выделение крестьян – “умельцев”;
    • появление качественных ремесленных изделий;
    • бегство крестьян ремесленников из посёлков, из вотчины.

    Ответ принимается.

    Мы отправляемся (Шум моря)

    Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (Купец)

    Вы рыщете по волнам всех морей. Вы посещаете края чужбины. И вам, отцы вестей и новостей, краёв земных всех ведомы судьбины.

    Купец: (ученик)

    С трудом добрался я в Париж, столько денег потратил на таможенные заставы. Да ещё феодал предписал мне обязательный путь для проезда на ярмарку. Приехал я в местечко Шампань в третий раз из Венеции. Я ещё в детстве мечтал стать купцом, и вот моя мечта сбылась. Я побывал во многих местах Западной Европы. Венеция торгует со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Наши купцы создали даже своё торговое поселение в устье Дона, а оттуда добираются до рынков Средней Азии. Привёз я с собой на ярмарку чудесное стекло, изделия из него Венецианские чаши и вазы славятся на весь мир.

    Приобрести хочу роскошные ткани, и хотелось бы купить Восточные пряности.

    Через нашу Венецию идёт торговля и Далмацией, и с Истрией, и с Турцией и даже с Индией.

    Добирался я в Шампань по Средиземному морю через Атлантический океан, побывал я и на ярмарке в Париже, но таких, как в Шампани не видывал.

    (Работа с контурными картами).

    Учитель: Ребята, давайте откроем свои атласы и проследим путь нашего купца из Венеции в Париж в местечко Шампань. В своих контурных картах отмечаем Венецию, затем синим карандашом отмечаем морской путь по Средиземному морю через Атлантический океан и находим г.Париж и Шампань.

    Наш купец отправляется на ярмарку. Но чтобы городские ворота открылись, нам нужно ответить на такой вопрос.

    В европейских языках много названий городов имеют одинаковые окончания. (Работа с контурными картами)

    Вспомните названия городов и найдите в атласе, отметьте в контурных картах. Объясните, как они возникли:

    Бург ” - крепость.
    Форт” - брод.
    Хафен ” - гавань.
    Бридж ” - мост.
    Честер ” - лагерь.

    (На доске картина с ярмаркой)

    А вот и ярмарка!
    Шампани сроду равный
    Не выпал ярмарке успех
    Где бурый был и серый мех
    И шелк, и шерстяные ткани
    Явились богачи заранее
    Свершив, кто восьмидневный путь
    Кто близкий - лишь бы, чем хвастнуть.

    1. Что такое ярмарка?
    2. Кого мы видим на картине?

    Что нового появилось в торговле?

    Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).

    Учитель: На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).

    Учитель: Пройдясь по улицам города, мы увидим мастерскую оружейника. Давайте зайдём.

    Пройдя в сени, мы открыли дверь направо - в мастерскую, большую низкую комнату со сводчатыми потолками. Здесь стояло несколько больших дубовых столов, заваленных инструментами, на стенах висели двуручные тяжелые мечи, кривые сабли, тонкие шпаги, длинные кинжалы, секиры, боевые топоры. Между столами, поближе к окнам стояли большие чурбаны с наковальнями. Из мастерской дверь вела в соседнее помещение - кузню, откуда слышались сопение мехов. Подмастерья возились у столов, гремя инструментами, а двое учеников таскали со двора в мешках уголь в кузню.

    При виде хозяина подмастерья поклонились и пожелали доброго утра, протягивая ремесленнику меч на заказ. Тот внимательно осмотрел лезвие, проверил, нет ли изгиба, хорошо ли укреплена его медная обтянутая кожей рукоятка и остался доволен.

    1. Что представляла собой мастерская? (Мелкое производство, где отсутствовало разделение труда).
    2. Какие орудия труда использовались в мастерской?
    3. Кто владел мастерской?
    4. Трудился ли в мастерской её владелец?
    5. Кто работал в мастерской кроме мастера?
    6. Для чего изготавливались изделия ремесленника?

    Ремесленник: (ученик)

    Я покинул родную деревню, ушёл с земли, так как я хорошо зарабатываю ремеслом. Принимаю заказы, изготовляю доспехи. Поселился я возле замка, посёлок ремесленников быстро рос. Но несколько лет назад на посёлок напал отряд разбойных рыцарей. Мне удалось укрыться за стенами замка. Вернувшись с друзьями в посёлок, мы увидели, что наши изделия были разбиты и разграблены. Все приняли решение укрепить поселок. Окопали его рвом, насыпали земляной вал, поставили частокол. Так образовался город. Наш город окружен несколькими кольцами стен, это говорит о том, что город постепенно рос. Стены укреплены башнями. Дома теснятся в узких и кривых улочках, верхние этажи с балконами нависают над нижними. Наши дома в городе не имеют номеров, их заменяют отличительные знаки ремесла.

    На городской площади есть в городе фонтан. Улицы везде очень узкие, в Брюсселе даже есть “улица одного человека”, она называется так потому, что два человека не могут на ней разойтись.

    Центром города является городской собор. Есть ратуша, больница, цеховые помещения.

    В ратуше располагается городская тюрьма и казна.

    Учитель: Ребята, давайте посмотрим на карточки и вспомним, какие ремесла были в городе кроме оружейника:

    • сапожник;
    • суконщик;
    • парикмахер;
    • портной;
    • кузнец.

    III. Закрепление:

    Кроссворд “Средневековый город”

    1. Слой населения - служители церкви (духовенство ).
    2. Одно из главных орудий труда крестьян (плуг ).
    3. В Средние века - крупный землевладелец (феодал ).
    4. Человек, занимающийся изготовлением вещей из железа (кузнец).
    5. Объединение крестьян (община ).
    6. Работы крестьян в хозяйстве феодала (барщина ).
    7. Занятие людей, связанное с изготовлением вещей (ремесло ).
    8. Продукты крестьянского хозяйства, отдаваемые владельцу поместья (оброк ).
    9. Тип хозяйства, при котором все вещи производятся не на продажу, а для себя (натуральное ).
    10. Средства для покупки (деньги ).
    11. Хранилище больших сумм денег (банк ).
    12. Одно из средств передвижения купцов (корабль ).
    13. Одно из украшений здания городского совета (часы ).
    14. Здание городского совета (ратуша ).
    15. Поселение ремесленников и торговцев (город ).

    IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

    V. Домашнее задание.

    Придумать и нарисовать к уроку – путешествию иллюстрацию (по желанию).

    Рефлексия: (учитель) думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошел бесследно. Я предлагаю вам взять листок бумаги, который лежит на вашем столе и дополнить предложение, (на уроке я узнал…; теперь я знаю…; мне понравилось…, мне не понравилось…)

    Библиографические источники:

    1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1984
    2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992
    3. Иловайский Д.И. История в художественной литературе. М.: Просвещение, 1981
    4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983
    5. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35
    6. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13
    7. Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 6, 1998, с.44–57.